Что олицетворяет россию 5 класс

Классный час Символы России (5 класс)

Что олицетворяет россию 5 класс

Что олицетворяет россию 5 класс

КЛАССНЫЙ ЧАС «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ».

познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.

формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине

расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

А как вы понимаете слово «Родина»?

Это и великая страна с великой историей

Это и тот клочок земли, где ты родился и рос

Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков

Где ты познал первые радости и неудачи

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом

И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб

По которой мы идем. За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Ребята, как называется наша Родина? (ответы учеников)

Россия или Российская Федерация.

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей зовём.

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение:

Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню.

Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы.

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России.

Московский Кремль, Знамя Победы, Могола Неизвестного солдата – это тоже символы России.

Учитель: Что такое герб?

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый

на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово «герб» в переводе означает «наследство».

В нем отражена история.

Сейчас, ребята, мы познакомимся с гербом нашего города. Он был утверждён в сентябре 2008 года. На щите, разделенном надвое, в золотом поле был изображен двуглавый орел, а в красном поле опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой башенной короной. Щитодержатели — витязи. Щит обрамлен орденскими лентами: справа — ордена Ленина, а слева — ордена Отечественной войны I степени.

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх!

Что олицетворяет россию 5 классЧто олицетворяет россию 5 класс

Учитель: О каких символах России говорится в стихотворении?

Учитель: Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.

Что олицетворяет россию 5 классЧто олицетворяет россию 5 класс

Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года.

21 августа День Государственного флага России.

Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага?

на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;

Это флаг нашего города. Флаг Воронежа повторяет основные геральдические символы герба.

Звучит фонограмма гимна

Учитель: Как называется это музыкальное произведение? Какое оно? Какие чувства вы испытываете, когда слушаете его? (ответы учеников)

Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».

Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.

Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.

Учитель: У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.

Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

На свете много разных стран, На свете много разных стран,

Но есть одна страна – Но есть одна страна –

От белых льдов до тёплых рек Её мы Родиной зовём,

Раскинулась она! И Родина – Одна!

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды.

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.

Надо всем нам делать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

Всюду все в её раздольях – наше.

Отдадим ей думы и дела.

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

Учащиеся исполняют песню «Моя Россия».

Учитель: Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка!

Источник

Классный час для учащихся 5-х классов по теме: «Государственная символика России»

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.

1. Символы государства.
2. Российский флаг.
3. Российский герб.
4. Гимн России.

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

I. Символы государства

Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.

– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2].

– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)

– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску).

– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)

– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)

– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг)

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:

– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?

– Какая музыка при этом исполняется?.

II. Российский флаг

– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.

Учитель зачитывает стихотворение:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный …. (флаг)!

Рассказ учителя

– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:

– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.

– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4] тогда в какой стране мы находимся? (США)

– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) [Приложение 5], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).

Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6].

– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)

– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)

– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).

Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.

– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)

– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

III. Российский герб

– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)

– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.

Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.

– Покажите день сегодняшний.

– Покажите отрезок будущего времени.

– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?

– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.

– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.

Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.

– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7].

Учитель постепенно собирает составной герб на доске.

– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)

Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.

– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)

Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.

– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)

– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)

– Вы знаете, что такое гимн?

Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.

Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)

– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)

Ребятам раздаётся текст гимна [Приложение 8]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).

Учитель: Прочитайте про себя.

1) Прослушивание чтения вслух учителем.
2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).

– Какие слова непонятны?

– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)

V. Физкультминутка

Учитель просит ребят встать.

– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)

– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:

Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а. (Поднимают руки вверх)

Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.

VI. Закрепление

Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [Приложение 9(1), Приложение 9(2), Приложение 10]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.

VII. Подведение итогов занятия

В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.

– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)

– Что нового о них вы узнали?

– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).

С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.

Литература:

1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг”. М., 2004.

2. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных классов. Волгоград, 2005.

3. Ворожиткина Н.И. и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4-го класса начальной школы. Смоленск 1999.

4. Ривина Е.К. Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.

5. Ривина Е.К. Методическое пособие к иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений М., 2005.

6. Никитин А.Ф. Граждановедение: учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений. М., 2003.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.

10. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. М., 2004.

Источник

Методическая разработка урока обществознания в 5 классе «Государственные символы России»

Выбранный для просмотра документ Государственные символы России.docx

Урок обществознания в 5 классе.

Тема : «Государственные символы России»

Цель : совершенствование представлений обучающихся о государственных символах, о понятиях «герб», «гимн» и «флаг».

Формировать представление о символике нашей страны, её значении, развивать познавательный интерес к истории государства.

Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, уважительного отношения к государственным символам.

Развивать и совершенствовать : умения работы с текстом учебника, умения участвовать в аналитической беседе, умения выделять в учебном материале главное

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Наш урок сегодня мы начинаем с игры “Ассоциация”. Обратите ваше на экран и скажите ; какие страны вам приходят на ум, когда вы видите эти изображения.

Слайд 1 – Египетские пирамиды

Слайд 2 – Эйфелева башня

Слайд 4 – Греческий акрополь

Слайд 5 – статуя свободы

Слайд 6 – Московский кремль

Вы успешно справились с этой игрой потому, что все ассоциации являются символами стран.

— А можно ли назвать пирамиды символом Египта? А кремль символом России?

— А что такое символ? ( условный знак, обозначение чего-либо ).

— Теперь вновь посмотрите на экран. В чём отличие верхнего ряда картинок от нижнего? ( внизу официальные символы государства)

— Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим на уроке? ( о государственных символах России ).

— Назовите государственные символы нашей страны ( герб, гимн, флаг).

— О государственных символах вы говорили в начальной школе на уроках окружающего мира, классных часах. Поэтому я хочу предложить вам следующую таблицу.

— Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока и перенесите эту таблицу в тетрадь и заполните 2 столбика ( 3й заполните позже ).

— Зачем нам всем необходимо знать о символах государства?

— Является ли символика государства воплощением её истории?

— Являются ли государственные символы выражением патриотизма её граждан?

— Обозначают ли государство на международной арене?

Вывод : отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству.

— Что такое герб? Дайте точное определение, использую словарь на странице 124 в учебнике

Герб – официальная эмблема государства, города, семейного рода.

— Кто знает, как называется наука, которая занимается изучением и составление гербов? ( геральдика ).

Содержание этого закона имеется на странице 99 в вашем учебнике.

Самостоятельно ознакомьтесь с его содержанием.

Найдите ошибки у работающих у доски и исправьте их (если есть).

А сейчас немного об истории герба.

Знак князей Московских

До конца XV века на Руси не существовало государственного герба, а были княжеские знаки. Московские князья примерно с конца XIV века начали использовать в качестве своего родового знака изображение всадника, поражающего копьем дракона. Знак принадлежит именно князьям, а не городу.

Рождение Российского герба

В конце XV века при князе Иване III вокруг Московского княжества объединившего русские земли возникло Российское государство.

Иван III женился на племяннице последнего императора Византии и заимствовал герб Византийской империи – двуглавого орла, соединив его на своей печати с изображением всадника.

У орла 2 головы. Почему?

Герб при Иване Грозном. Какие изменения вы видите?

Герб при царе Михаиле Фёдоровиче

Герб при императоре Петре I

Пётр желал уравнять Россию в достоинстве с самым уважаемым из существующих в Европе государственных образований – Священной Римской империей, в связи с чем наименовал Россию империей, себя императором и повелел изменить государственный герб.

Пётр приказал переменить цвета наподобие имперских. Орёл стал чёрным на золотом поле. Если ранее всадник понимался в России как портрет государя, то при Петре I всаднику было присвоено толкование изображения святого Георгия.

Герб Российской империи в середине XIX – начале XX века

В конце царствования Николая I на крыльях орала стали размещаться “титульные” гербы, то есть гербы первых из земель Российской империи, упоминавшихся в полном царском титуле. Мы видим 8 титульных гербов – Казанский, Астраханский, Польский, Финляндский, Новороссийский, Сибирский, Литовский и один совмещённый – с гербами Владимирским, Киевским и Новгородским.

При свержении монархии появляется новый герб.

С 1993 существует современный герб.

— Где мы можем видеть изображение герба? ( страница 99 )

Но гербы имеют не только государства, но и города.

— Кто может описать герб СПб?

Посмотрите на экран. Перед вами 5 вариантов гербов нашего города в разные периоды истории. Какой из них является современным? Что он символизирует?

— Дайте точное определение, используя слова в учебнике на странице 126.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000г “О государственном флаге РФ” определил его описание и порядок официального использования.

Задание : 2 ученика работают у доски (собирают из фрагментов флаг РФ) ; остальные знакомятся с текстом закона (учебник стр. 102) и проверяют правильно ли составлены флаги, исправляют ошибки.

1) Когда появился 3х цветный флаг? Что обозначает каждый из цветов?

2) Какой день отмечается как день российского флага и почему?

3) Какой флаг приравнен к государственному флагу России?

4) Где мы обычно можем видеть флаг?

Ещё один символ РФ – это гимн. Что такое гимн?

Наша страна в разное время именовалась по разному, и гимны были разные. Назовите названия нашей страны в разное время ( Российская империя, СССР, Российская федерация).

Сейчас вы прослушаете фрагменты трёх гимнов и попробуете определить, к какому периоду нашей истории они относятся, что в них общего и различного.

Что нужно сделать, когда вы слышите гимн? ( Встать).

Давайте и мы послушаем гимны стоя.

Звучит гимн «Боже, царя храни». Ученики пробуют определить период истории его существования.

Этот гимн был написан В.А. Жуковским на музыку А.Ф. Львова.

Звучит гимн СССР. Ученики определяют период истории его существования.

В 1917 году была свергнута монархическая власть и нужно было подобрать другой гимн. Так появился гимн написанный на музыку композитора А.В. Александрова поэтами С.В.Михалковым и Г.А. Эль-Регистаном.

Звучит гимн Российской Федерации. Ученики определяют, что это современный гимн.

После распада СССР и провозглашения независимости России, появилась потребность в создании нового гимна. Музыку оставили прежней, а слова изменил всё тот же С.В.Михалков.

Что общего и что различного в прослушанных гимнах?

В каких случаях мы слушаем гимн?

Какие строки в тексте нашего гимна вы считаете самыми важными и почему?

Кто знает слова гимна наизусть?

Заключительный этап урока. Рефлексия.

Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, их историей.

Мы должны уважительно относится к государству в котором живём, в том числе знать слова и музыку гимна. Мы должны помнить, что это один из его символов и должны достойно вести себя при его исполнении. Гимн слушают стоя, мужчины при этом снимают головные уборы. Такое поведение считается достойным.

Игра «Проверь себя!». (отвечаем «да» или «нет»).

Геральдика – это наука о символах.

Герб РФ – это двуглавый золотой орёл.

Впервые бело-сине-красный флаг появился при Петре I

Красный цвет флага символизирует чистоту.

К Государственному флагу России приравнено Знамя Победы.

Автором слов гимна РФ является Сергей Михалков.

Гимн РФ начинается словами : «Союз нерушимый республик свободных…»

В истории России был только один герб и флаг.

Сейчас мы с вами вернёмся к таблице, которую начертили в начале урока и заполним третий столбик.

Хочу закончить наш урок стихами современного поэта Н. Голя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *