Что олицетворяет осел в разных культурах
Что олицетворяет осел в разных культурах
Осёл — ближайший родственник лошади, родина которого — северо-восточная Африка. Он был одомашнен раньше лошади: в Египте ок. 4500 лет до н. э., а на Ближнем и Дальнем Востоке — ок. 3000 лет до н. э. Использовался осел, как вьючное животное, а также как тягловая сила — одно из первых немногих тягловых в Нубии, Египте, на Ближнем Востоке и в Средиземноморских странах.
Мифопоэтический образ осла распространён с глубокой древности и обладает широким спектром противоречивых значений, которые можно объединить в три группы:
Восприятие осла как культового животного характерно для древних культур, в которых обнаруживается связь осла с божествами. Как культовое животное осёл играл значительную роль в древней индоевропейской традиции. Он наделяется позитивным значением и сопутствует священным персонажам во многих религиозных текстах Азии, Ближнего Востока и Запада. Ритуальное убийство «ослиного бога» во время сатурналий, как и убийство «рождественского» дурака, возвращают к теме умирающего бога и мифологеме, отождествляющей жертвенное животное (осла) с божеством. Иногда осёл выступает как ездовое животное божества.
Ведущим мотивом в символике осла, прослеживающимся с самых древних, до современных представлений, является исключительная сексуальность животного. Показателен в этом смысле византийский текст XIV в., где описан спор животных о достоинствах каждого из них:
Широкое распространение имеют и рассказы о кастрации диким ослом (онагром) своих соперников, изложенная первоначально в древнегреческих «Рассказах о диковинках [2] ». Согласно Псевдо-Аристотелю, основной мотив осла для таких действий — месть, а у Тимофея из Газы — борьба за лидерство:
«Рассказывают, что в Сирии в каждом стаде диких ослов всегда есть вожак и, когда кто-либо из молодняка покроет самку, вожак так раздражается, что теснит [неосторожного] до тех пор, пока у противника не подогнутся задние конечности; тогда он отгрызает его детородные органы [3] ».
«Онагр — очень быстрое животное; обычно у стада есть вожак, который оставляет в живых новорожденных самок, а [новорожденных] самцов он либо убивает, либо пожирает их гениталии, дабы никто больше не мог править в стаде. Когда преследуют [онагра], он, пиная ногами, метает камни и отбивается от преследователей [4] ».
Репутация осла как животного глупого основана более на баснях и фольклоре Западной Европы.
Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в осла: об этом свидетельствуют соответствующие поверья (обряд жертвенного заклания осла на могиле предка должника у армян), сюжеты античной литературы, многочисленные сказки.
Образ осла широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике.
Содержание
Предполагается, что осёл выступает священным животным у фригийцев, и (возможно) фракийцев.
В древних Финикии и Сирии образ осла связан с культом Ваала.
В Вавилоне в образе осла представлялся бог Ниниб.
Халдейская богиня смерти представляется стоящей на коленях на осле, перевозимого на лодке через реку преисподней.
Осёл встречается уже на изображениях, датируемых IV-м тыс. до н. э.
За малым исключением осел изображается как противник божественной власти:
В Среднем царстве эти вытаскивающие зерно из земли животные рассматривались как подчиненные Сету существа, которые уносили присутствовавшего в зерне Озириса. С объявлением Сета вне закона его животное стало «козлом отпущения».
Со времени Нового царства к празднику Озириса относится ритуал, при котором «осел Сета» закалывается копьем. В Бузирисе удовлетворялись символической жертвой, когда образ осла печатали на жертвенных лепешках.
Иероглифический знак, обозначающий осла снабжен изображением ножа в загривке (плече) для нейтрализации тифонической силу животного. В магической магии этот знак выступает в качестве апоторопея, отвращающего несчастье.
Красный осёл — одна из самых больших опасностей, какие встречаются усопшим в последнем пути: демоны с ослиными головами охраняют ворота в нижний мир. Представления о том, что ослы красноватой масти способны обеспечить душе умершего безопасность в подземном царстве, способствовало почитанию таких животных.
Ослица, постоянно находящаяся в состоянии течки, считалась ненавистной для Изиды.
В речевом обиходе служит метафорой измученного носильщика тяжестей.
«Осел никогда не пойдет через мост, если вдруг заметит щель между досками и воду…», — Плиний Старший «История Природы».
В Дельфах было принято приносить в жертву именно ослов.
Крик осла спас спящую богиню домашнего очага от посягательств Приапа; на месте этого события позже построен храм Весты.
У Павсания приводится предание об Окносе: будучи в Гадесе он сплетал шнур, чтобы выбраться в мир живых, но некая ослица неустанно съедала этот шнур. Эта история служит аллегорией несчастливого супружества, в котором муж не успевает за тратами жены.
Как символ невежества и глупости предстаёт осёл в мифе о Мидасе. Ряд исследователей полагает, что в основе этой истории этиологическое обоснование жертвоприношения осла. Весьма возможно, что ослиные уши Мидаса — жертва различного восприятия больших ушей в разных традициях: в шумеро-семитской традиции они изобличают ум, а в греческой — глупость своего обладателя.
В Древнем Риме «ослиным богом» называли животное, ритуально убиваемое в середине зимы во время сатурналий (античный «праздник дураков»).
В эллинистическом мире осёл (как и козёл) ассоциируется преимущественно с похотью (распутством) и смешной глупостью.
Известен армянский обычай жертвенного заклания осла на могиле предка должника: если долг не будет выплачен, душа покойного превратится в осла.
Белый осёл — божественный скакун китайских бессмертных.
Также символизирует глупость.
В зороастрийской (сассанидской) традиции олицетворяющий лунные фазы космический трехногий осёл стоит посреди моря Фрахвкард. «Когда он кричит, все самки водяных тварей — творения Ормазда — беременеют, а все беременные водяные вредные твари, когда слышат этот крик, выкидывают [своих] детенышей [10] ».
Осёл служит ваханой (ездовым животным) божеств, связанных со смертью:
Асура Денука также представлен ослом.
Ослы везли небесную повозку Раваны, когда он увозил Ситу.
Нередко и вполне почтительно упоминается в Библии:
«Ослиным погребением будет он погребен: вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима [13] ».
«Иссахар осел крепкий /… /и преклонил плеча свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани [14] ».
В древнееврейской традиции (белый) осёл выступает как священное животное судей, царей, пророков. Так было принято до времен царствования царя Давида (XI—X вв. до н. э.), когда знатные люди начали использовать мулов.
Согласно Захарии грядущий Мессия (священный царь) — «праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной [15] ».
Рыжий осел — символ дьявола (?), зла и адского огня во многих священных древнееврейских текстах (?).
Ремень из кожи осла использовался для наказания виновного в соответствии с решением суда. Со времён царя Соломона, повеление которого дало начало коневодству [17] осёл, как неприхотливое животное, становится принадлежностью небогатого человека. Постепенно осёл приобретает значение символа угнетения, насилия, порабощения, а также миролюбия, бедности и терпения.
Встречаются упоминания о почитании осла как священного животного в некоторых гностических сектах.
«О диком осле. Написано у Иова: „Кто оставил дикого осла свободным?“. Физиолог говорит о диком осле, что он — глава стада Когда рождают пасущиеся [самки] самцов, отец их отсекает почтеннейшие их, чтобы они не могли оплодотворять.
Эсхатологические ожидания, благодаря которым любые проявления земной жизни утрачивают смысл, определили новую роль осла. Поколение, живущее ожиданием конца земной истории и предвкушающее вечную жизнь на небесах, не должно заботиться о продолжении рода — таков тезис первых христианских апологий. Размышления Тертуллиана [19] о брачном законе для христиан свидетельствуют о спорах и сомнениях, связанных с новой концепцией взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Оба автора говорят на тему воздержания и используют одни и те же аргументы с той разницей, что Тертуллиан не обращается за иллюстрациями к миру животных.
Постепенно осёл в христианской традиции стал эмблемой смирения, терпения и бедности. «Ослиный лоб» в средневековой символике — покорность, терпение. В бестиариях средневековья он ассоциируется с течением времени и знанием, так как дикий осел способен сообщать время своим криком: 25 марта он кричит 12 раз за ночь и столько же — днем.
Античный «праздник дураков» (сатурналии) имел в средние века продолжение в особом травестийном ритуале чествования осла, на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим. В средние века, главным образом на севере Франции, отмечался (14 января) т. н. «ослиный праздник» в память бегства в Египет. Наряду с этим существовали и официально освящённые церковной традицией ритуалы типа пасхального объезда патриарха на осляте в Москве в XVII в. В средние века осла связывался с вербным воскресеньем и со святым Николаем.
В религиозном искусстве наибольшую популярность имели такие ветхозаветные сюжеты и события жизни Христа, в которых фигурирует осёл, как:
Осел и бык служат символическим выражением того факта, что самые смиренные из животных тварей признали родившегося Иисуса Сыном Божьим и указывают на бедность, сопровождавшую это событие. Позже это истолковывалось так, что осел символизирует язычников, а вол — иудеев. В сценах рождественских мистерий в последующие века осел вместе с волом — символы мира и жертвенности, поскольку вол всегда считался именно жертвенным животным.
Осел был выбран Иисусом Христом для въезда в Иерусалим, в знак его смирения. Темный крест на хребтовой части нубийского осла (порода, из которой и был выведен домашний осел) породил народные поверья о том, что это и есть божественный след, оставленный миру как память о том триумфальном въезде. Своеобразной аллюзией этого стала поговорка: «Конь Иисуса Христа», то есть осел. И еще: «Осел самого господа Бога носил… «
Как обычный транспорт для бродячих пророков, ведущих суровую, полную аскетизма жизнь, верховой ослик выступает неким противопоставлением коню воинов и знати. Как домашнее животное осёл упоминается в легендах о святых. Наиболее известны истории из житий Св. Иеронима — об осле, который возил дрова для монастыря, и Св. Антония Падуанского — об осле преклонившемся перед Святыми дарами.
Ослиные уши были частью шутовского колпака. «Дурь» в средние века являлась признаком недостаточной готовности к восприятию веры, что способствовало увязыванию осла с неверием (апостол Фома, иудейство) и сатаническими аллюзиями.
Известен правовой обычай средних веков, согласно которому прелюбодеи (женщины, уличённые в измене) приговаривались к публичной поездке верхом на осле.
В мусульманской традиции осёл — одно из животных неба.
Что олицетворяет осел в разных культурах
Мифопоэтический образ Осла распространён с глубокой древности (в египетских изображениях Осла известен уже с 4-го тыс. до н. э.). С одной стороны, Осел — священное животное, одна из ипостасей божества, объект культа и т. п., с другой — символ глупости, невежества, упрямства, низости, ненависти, насилия, отсутствия достоинства, похоти, жизни в её материально-телесном аспекте (реже Осел рассматривается как воплощение терпения, смирения, умеренности, твёрдости и т. п.; в буддизме Осел — символ аскетизма, униженности; у древних евреев — мира и спасения). В Древнем Египте Осел — одна из форм солнечного божества (в аспекте растущего, восходящего солнца), в то же время с образом Осла связан Сет. В Вавилоне в образе Осла представлялся бог Ниниб.
В древнееврейской традиции Осел выступает как священное животное судей, царей, пророков (ремень из кожи Осла использовался для наказания виновного в соответствии с решением суда). Ослица Валаама (Чис. 22) оказывается не только мудрее своего хозяина, но и сообщницей ангела, выполняющего божью волю. Священный царь, согласно пророчеству, «праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9), грядёт, чтобы возвестить мир народам. Отношение древних евреев к Ослу трактовалось античными писателями как культовое почитание его и вызывало осуждение. Позже аналогичное обвинение адресовалось и христианам, которые, так же как и некоторые гностические секты, рассматривали Осла как священное животное. Распространенные темы христианской религиозной живописи — въезд Иисуса Христа на Осле в Иерусалим и бегство в Египет, в котором также участвует Осел. Античный «праздник дураков» (сатурналии) имел в средние века продолжение в особом травестийном ритуале чествования Осла, на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим [«ослиным богом» называли животное, ритуально убиваемое в середине зимы во время сатурналий; ср. позже убийство «рождественского» дурака, что возвращает к теме умирающего бога и мифологеме. отождествляющей жертвенное животное (в данном случае Осел) с божеством]. В средние века, главным образом на севере Франции, отмечался (14 января) т. н. «ослиный праздник» в память бегства в Египет. Наряду с этим существовали и официально освящённые церковной традицией ритуалы типа пасхального объезда патриарха на осляте в Москве в 17 в.; в средние века Осел связывался с вербным воскресеньем и со святым Николаем.
В древности Осел был, видимо, священным животным и в ряде других традиций, например у фригийцев, и может быть, фракийцев. Некоторые исследователи считают, что сюжет о музыкальном поединке фригийского силена Марсия с Аполлоном (в другом варианте — Пана с Аполлоном и присуждении победы Марсию (Пану) фригийским царём Мидасом, которому Аполлон в наказание дал ослиные уши (символ глупости в некоторых традициях и мудрости), представляет собой этиологическое обоснование жертвоприношения Осла (одних из атрибутов Силена и Приапа был Осел). В мусульманской традиции Осел — одно из животных неба. Иногда Осел выступает как ездовое животное 6ожества. В ряде вариантов колесница Ашвинов запряжена ослом (РВ 34,9; 116,2; VIII 74,7) или несколькими ослами, с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, про водившееся по случаю свадьбы Сомы и Сурьи (АВ IV 7—9). В китайской традиции Осел — божественный скакун. Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в Осла: об этом свидетельствуют соответствующие поверья (у армян был обычай жертвенного заклания Осла на могиле предка должника; считалось, что душа покойного предка превратится в Осла, если долг не будет выплачен), сюжеты античной литературы («Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея), многочисленные сказки.
В сказках Осел то является образцом мудрости благоразумия, хитрости (Осел часто выходит победителем в конфликте другими), даже предприимчивости (ср. сказки об умном, хитроумном сметливом, говорящем Осле), то, наоборот, символизирует глупость и упрямство (Осел своим рёвом привлекает внимание хищников, которые его поедают, и т. п.). Известны сказки о происхождении Осла (напр., у алтайских татар). Осел — не менее частый персонаж и в литературных произведениях — баснях (у Эзопа, Федра, Бидпая и т. д., вплоть до новейшего времени), апологах, фаблио, циклизованном книжном животном эпосе. В средневековом «Романе о Ренаре» участвует Осел Бодуэн, выступающий как придворный проповедник.
Образ Осла широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике. В средневековом искусстве (в частности, в скульптуре) довольно часты и такие композиции, как музицирующий Осел или ясли, около которых находится Осел, кортеж животных, среди них особо отмечен Осел, и др. В народной медицине на Осле «отсылают» болезни; копыта, уши, шкура, помёт Осла и особенно волосы из тёмного креста на спине Осла, который, по народным поверьям, появился в знак того, что на нём восседал Иисус Христос, считаются целительными.
В древнеегипетских мифах ослу дocталась наиболее зловещая роль. В стране пирамид и фараонов это мирное животное превратилось в сущее исчадие ада. Осел, как символ вселенского зла, был aтрибутом злобного бога пустынь, да и сам Сет часто изображался в виде человека с головой осла. Сонмы демонов с ослиными головами, враrи солнца и царской власти, наводняли мрачные глубины египетскoгo Нижнего мира.
В иранской традиции особый, Tpexногий осел, олицетворение трех лунных фаз, даже окружен ореолом святости.
Мифический ослиный образ представляется на редкость противоречивым. Наш символический осел ведет себя престранно: то он творит богоугодные дела, а то вдруг начинает богохульствовать, лягать копытом и орать дурным гoлосом. Оценка осла всегда субъективна. Mнoгoe зависит и от того, кто его оседлал: ослица Мессии вкупе с молодым осленком символизируют смиренное миролюбие Царя Царей, тогда как исполинский осел, везущий на своей спине Даджжала, олицетворяет грозную мощь мусульманcкoгo Антихриста. В истории белый осел, как символ иcключительности, служил верховым животным для вождей, царей и пророков; что же касается людей низшеrо звания, то они пользовались услугами обыкновеннoгo cepoгo осла.
Противоречивая оценка осла заметна в аллегорическом изобразительном искусстве, где он персонифицирует и грех, и добродетель: на осле едет дородная Лень, но за Терпением следует осел, нагруженный мельничным жерновом. В карикатурном жанре соперничать в популярности с ослом может только обезьяна. Одна из древнейших карикатур, обнаруженных в Риме, изображает людей, поклоняющихся распятому человеку с ocлиной головой, злая пародия на Христа и первых христиан. В период Реформации в Европе появилось множество убийственных карикатур на иерархов католической церкви. На одной из них папа римский представлен в образе осла, восседающего на престоле св. Петра с дудками под мышкой. Язвительная подпись гласит: «Папа умеет толковать Библию не лучше, чем осел играет на дуде и понимает ноты».
В средневековой философии родилась яркая сатирическая аллегория, чье авторство приписывают французскому философу Ж. Буридану (XIV век). Однажды этот ученый муж якобы провел научный эксперимент, поставив осла между двумя равновеликими копнами сена. Бедное животное, измученное неразрешимым внутренним противоречием, никак не могло определить, с какой копны ему начать, и в итоге околело с голоду. С тех пор «буридановым ослом» и стали величать крайне нерешительного, колеблющегося человека.
В военном деле античных времен ослы применялись не только для тpaнспортировки грузов. На вооружении apмий Греции и Рима состояло грозное метательное орудие типа oнaгpa (дикий осел). Оно представляло собой большую деревянную раму с натянутым внутри кaнатом из нескольких пучков сухожилий. В этот пучок вставлялся рычаг с пращой на конце. Оттянутый вниз рычаг с силой выпрямлялся, И праща метала заложенный в нее камень. Дальность выстрела oнaгpa при массе камня 2 кг составляла 300-350 метров.
Царь Македонии Филипп Великий (355-336 гг до н.э.), ведя борьбу за покорение полисов Греции, ввел в обращение еще одного символического осла. Хитрый завоеватель, уповавший не только на боевую мощь македонской армии, однажды ехидно заметил, что в самой неприступной крепости всегда найдется калитка, через которую проникнет осел, нагpуженный золотом. Метафора Филиппа о золотом осле прозрачно намекала на неотразимую силу подкупа и продажность гpeческой аристократии.
Нашлось ослу место и в эмблематике новoгo времени. Эмблему этого животногo, воплощавшего в Америке скромность, трудолюбие и нетребовательность простoгo человека из народа, приняла в XIX веке демократическая партия США. (myfhology.info)
В то же время в чрезвычайно религиозной и сектантской среде новопоселенцев в Америке и, следовательно, в образовавшихся позднее Соединенных Штатах Америки отрицательное отношение европейских вольнодумцев и атеистов к ослу как к символу церковной глупости вовсе не было распространено. В этой среде, наоборот, сохранялось библейское представление об осле как о воплощении трудолюбия, нетребовательности, простоты, как о самом безответном народном домашнем животном, как об олицетворении скромного, подлинного труженика, могущего служить эмблемой демократии. Не удивительно поэтому, что демократическая партия в Соединенных Штатах (тогда — демократические республиканцы), создавшаяся в период с 1825 по 1829 год и состоявшая в то время в значительной степени из представителей южных штатов, где на плантациях весьма интенсивно использовались ослы как тягловые и транспортные животные (наряду с мулами), взяла своей эмблемой осла, стремясь не только подчеркнуть свою связь с земледелием и торговлей как основой благосостояния народа, но и особенно намекнуть на то, что ее политика идет, дескать, непосредственно от Бога, внушена свыше, подобно тому как посредством ослицы Бог возвестил свою волю Валааму. Проводя далее сравнение своей эмблемы — осла — с Валаамовой ослицей, лидер партии демократов Мартин ван Бурен и генерал Джексон подчеркивали, что осел символизирует существо, посредством которого Бог предостерегает людей от алчности, от действий, направленных против народа (коррупции, подкупа, подтасовки голосов на выборах). Хотя в политической литературе всегда подчеркивается (и притом справедливо) отсутствие существенных различий между партиями демократов и республиканцев в США, однако это вовсе не значит, что между этими партиями нет чисто внешних, видимых на поверхности, зримых различий как в период избирательных кампаний, так и в их повседневной деятельности. Если бы таких различий не было, то при отсутствии отличий в существе политической линии эти партии не смогли бы проводить и осуществлять свои политические планы, собирать вокруг себя или привлекать к себе различные слои избирателей, нуждающихся в том, чтобы ощущать именно зримые, фиксируемые отличия этих партий. В этой связи эмблема осла (у демократов) и эмблема слона (у республиканцев) и являются теми внешними объектами, которые символизируют всю политику этих партий. В то время как республиканцы подчеркивают мощь, помпезность, импозантность и даже стремление идти напролом, как слон, в своих политических выступлениях, демократы держатся более скромно, даже в известной степени подчеркивают свою «серость» (эпитет «серый» — синоним осла, широко введен в мировую литературу еще Сервантесом).(www.sibznak.net)
Отрывок из книги Тэда Эндрюса «Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий»
Несмотря на то, что осел ассоциируется исключительно с отрицательными чертами характера, это не всегда означает подобные ситуации. Как и в случае многих других животных, на протяжении веков осел обладал самыми разными символическими значениями, зачастую весьма противоречивыми.
В астрологии осел ассоциировался с планетой Сатурн, возможно, потому, что Сатурн является строгим учителем. Он не отстанет от вас, пока не убедится, что вы усвоили наши уроки, проявляя поистине ослиное упрямство.
У халдеев богиня смерти изображалась сидящей на осле. Поэтому осел является символом смерти, а также загробного существования. В одном из храмов на Палатинском холме в Риме было обнаружено распятие, на котором Иисус в насмешку был изображен с головой осла. На средневековых гербах и иллюстрациях осел присутствовал как символ терпения и смирения.
В христианском гностицизме осел является частью мистерий, связанных с триумфальным входом в Иерусалим – событием, описанным в Новом Завете, которое мы сейчас отмечаем как Вербное воскресенье. В писании говорится, что Иисус въехал в Иерусалим на белом осле, и люди в знак приветствия махали пальмовыми ветками.
Торжественный въезд в город на осле символизирует путь того, кто претендует на победоносное преобразование собственной жизни. Он олицетворяет объективное признание, которое ждет каждого, кто сможет реализовать свой высший внутренний потенциал. Белый осел является символом скромности и пробуждения духовной мудрости, а пальмовые ветки – символом триумфа.
Если вашим тотемом является осел, то вы должны задать себе несколько важных вопросов. Проявляете ли вы собственную мудрость или руководствуетесь мудростью других? Проявляете ли вы должную скромность после того, как добились успеха? Задумывались ли вы над тем, чего вы достигли в своей жизни к настоящему времени? Не отказываются ли окружающие вас люди признавать свои достижения?
Осел предвещает пробуждение мудрости и приближение возможностей для великих свершений. Не упрямьтесь и не отказывайтесь двигаться по течению. Не останавливайтесь на достигнутом. Помните, что это не цель, а лишь путь к ее достижению. Не довольствуйтесь тем, что есть, и не успокаивайтесь раньше времени, так как осел предлагает вам нечто намного более грандиозное. (esoterics.wikireading.ru)