Что олицетворяет бабочка в мифологии
Бабочка
Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озарённые светом сферы вечности. | ||
Э. Эппли |
Бабочка — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.
Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости.
В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой — красоту в старости, с пером — долголетие.
Другая история, рассказанная Чжуан-цзы, повествует о том как молодой ученый, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи и, увидев его дочь, был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно трудиться и попытаться получить ее в жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина. Здесь бабочка — это знак супружеского счастья, можно сказать, китайский Купидон.
У японцев бабочка символизирует молодую женщину, а порхающие одна вокруг другой бабочки означают семейное счастье. Белая бабочка — дух умершего.
В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка — это богиня Ицпапалотль, «Обсидиановая бабочка», ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем — символ душ женщин, умерших при родах.
Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея, имя которой значит «душа», представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.
В германо-скандинавской мифологии эльфы, духи воздуха, изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки.
У славян с бабочкой связываются прежде всего представления о душе. В народе зачастую говорят о бабочке как о душе умершего или предвестнице смерти, а иногда и образе смерти.
* * *
В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
Бабочки родились!
* * *
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
Что олицетворяет бабочка в мифологии
В народных представлениях насекомое, связанное с потусторонним миром, воплощение души. По этой причине бабочку изображали и на старых могильных надгробьях. Как показывает ее греческое название — псюхе (др.-греч. Ψυχή — «душа», «дыхание»), бабочка, как и птица, является «одушевленным существом».
Бабочки во все времена и во всех странах привлекали людей своей красотой и изяществом. Еще пять тысяч лет назад их изображали на стенах внутренних помещений египетских пирамид. Египтяне считали, что погребенному понадобится и после смерти все, что он любил в жизни. Поэтому сегодня среди древних рисунков на саркофагах энтомолог безошибочно узнает бабочку, до сих пор распространенную в Египте: Данаис хризиппус. Золотые пластинки с изображениями бабочек обнаружил Генрих Шлиман при раскопках Микен, легендарного города в Малой Азии. У древних греков принято было отождествлять бабочку с душой, очевидно, от них (если не от более древних народов) берет начало легенда о том, что первому человеку боги дали душу-бабочку.
Ряд произведений античного искусства представляет бабочку не просто как душу, но как душу любящую. У древних римлян был обычай в качестве любовных подарков дарить камни с изображением бабочки, именем дарящего и нередко с надписью ашо — люблю. Из античного искусства мотив мучения души человеческой в образе бабочки — ей факелом поджигают крылья — перешел в христианскую иконографию. Так, аббат Аубер дает описание одного эстампа XVI века из библиотеки Ришелье с изображением адского шабаша, где грешные души в виде бабочек служат для забавы чертям.
Бабочка в христианстве
Легенда по происхождении бабочек
Издавна бытует у некоторых народов представление, что бабочки выводятся на человеческом теле или внутри его. Возникло оно от незнания их стадий превращения и развития — их метаморфоза. В самом деле, теленок рождается от коровы, цыпленок вылупляется из яйца, но никто не видел, чтобы порхающие мотыльки появлялись прямо из яичек или рождали детенышей. Полный метаморфоз у насекомых, проходящих стадию бабочек, длится от нескольких месяцев до двух лет. Проследить за ним сложно даже в специально поставленном эксперименте — гусеницы уползают окукливаться в потаенные уголки или вообще под землю, а из кокона сплошь и рядом вылетает не бабочка, а сожравший ее хищник — наездник. Поди разберись, кто хозяин кокона, а кто его паразит!
Взрослые бабочки часто начинают летать ранней весной, едва сойдет снег, когда других насекомых еще не видно. Если люди заселили лес гномами, дриадами, эльфами, ведьмами, лешими, а реки, озера — русалками, водяными, то почему же невесть откуда возникшему существу с крыльями не быть чьей-то душой?
Народные поверья
В разных районах России при виде бабочки или мотылька говорят: «Вот чья-то душка летает». Иногда их и называют душами или душечками. По поверью поляков, душа умирающего покидает тело в виде бабочки. Родопские болгары верят, что душа умершего в виде бабочки или мухи посещает родной дом на сороковой день после смерти. Представление о бабочке как душе умершего порождает поверье о ней как предвестнице смерти, а иногда и образе смерти. У белорусов рассказывают, как однажды старая женщина сидела вечером у раскрытого окна и ей на рукав села влетевшая в окно ночная бабочка. «Смерщчка ты мая», — ласково сказала женщина. В ту же ночь она скончалась.
По поверью болгар, сербов и хорватов, душа ведьмы во время сна покидает ее тело в облике бабочки. Такая бабочка может по ночам душить спящих людей и сосать их кровь, как вампир.
У западных славян ночную бабочку соотносят с другим демоном — «морой» или «зморой», мучающей людей по ночам. По поверью поляков, облик ночной бабочки принимает «змора» — соседка в виде бабочки или комара в полночь проникает в дом сквозь оконные щели и, садясь на спящих, налегает на грудь, давит, душит их. Способность душить спящих часто приписывается и некоторым другим животным и демонам, особенно лягушке и домовому.
Связь бабочек с душами предков
Характерна связь мифологемы бабочки-души с мотивом предков. У поляков и в юж. России, глядя на бабочек, кружащихся вокруг пламени свечи, поминают умерших, молясь и называя их имена. Запрещается причинять вред бабочкам (ср. характерную мотивировку этого запрета у курпей в Польше: «Не убивай бабочку — она тебя не тронет, а может, это твой дедушка или покойный отец». Распространены приметы о бабочке как вестнице смерти (напр., бабочка, влетевшая в комнату больного, предвещает его скорую кончину). Представление о бабочке как о душе предка реализуется в названиях бабочки типа рус. душа, душечка (ср. души, душечки — «умершие»), причем у русских преобладают наименования бабочки, восходящие к праславянскому *baba, очевидно, именно как к одному из обозначений предка.
Свяь бабочка с демоническими душами
Душа в полете. Иллюстрация к «Стихотворениям» Г. Р. Державина. 1797
Приметы и гадания
У юж. славян выделена метеорологическая функция бабочек. К бабочке обращаются с просьбой о дожде во время засухи, считая, что она «летает возле бога и просит о дожде» (см. Пеперуда). Аналогично в наименованиях грибного дождя (бессараб. дьявол се жени за калоянката), загадках (метафора «белые бабочки» ‘снег’), отдельных номинациях (с.х. лептирица ‘хлопья снега’).
В некотоpых местах бабочку, летающую вокpуг люльки младенца, пpинимают за его душу. В Иpландии на абсолютно белую бабочку смотpят как на душу безгpешного человека. Количество чеpных пятен означает число гpехов. Hосителем душ младенцев, кpоме аиста, немцы считают еще и белого мотылька. Дpевние гpеки были убеждены, что поpхающие бабочки — это pазлетевшиеся по всему небу цветы.
«Молочный вор»
«Молочный вор» и «масляная муха» — такие названия бабочек появились у тех народов, главной хозяйственной деятельностью которых было скотоводство. Ведь и до сих пор суеверный человек верит, что корову можно сглазить, навести на нее порчу. А кому это под силу? Конечно, колдунье, знахарке, ведьме!
В энтомологической литературе описан случай, когда в Америке, в штате Онтарио, появление, редкостной голубой бабочки связали с уменьшением удоев на одной из ферм. В конце концов, бабочку поймали и убили, дела на ферме наладились, что в свою очередь укрепило авторитет старинного суеверия, хотя никакой внутренней связи между этими событиями не было. Причина снижения удоев молока оказалась довольно простой, но установить ее удалось далеко не сразу. Дело в том, что бабочки назойливо летят на самые разнообразные запахи: эфирных масел, эпоксидных смол, цветов, а также коровьего навоза и сливочного масла. Некоторые их виды даже питаются коровьим навозом, размачивая его, если он засох, специально выделяемой для этого жидкостью. Если такая бабочка вьется вокруг коровы, значит, на вымени или шкуре животного навоз, значит, неряшлива хозяйка, которая не заметит и болезни животного…
Легенды о бабочках
В Англии ночные бабочки, прилетающие на свет, называются soul — душа: когда-то тут считали, что души умерших летают по ночам, отыскивая свет. Белые ночные мотыльки известны в Германии под названием geist — дух, душа. Подобное поверье в разных вариантах существовало во многих странах — России, Франции, Польше, Болгарии, Италии. В Ирландии белая бабочка олицетворяла душу безгрешного или прощенного покойника, которая находится на пути в рай; пятна на крыльях означали, что душа присуждена к чистилищу и должна оставаться еще некоторое время на земле. Количество пятен определяло число тяжких грехов.
Hа многих стаpинных изобpажениях бабочка не только обpаз человеческой души, но пpежде всего души любящей, несчастной любви (мотылек и свеча). Бабочки зиму пpогоняют, — считают немцы. И еще. Кpасивая бабочка посещает только один цветок.
По мнению некотоpых племен севеpоамеpиканских индейцев, изобpажение отдельных видов бабочек должно способствовать счастливым pодам. В Китае бабочка также является символом плодовитости.
“В Японии бабочка имеет такое же значение и игpает даже pоль в свадебном pитуале, — писал И.А.Поpчинский. — Hа японской свадьбе важное назначение имеют подpуженьки: они пpинимают гостей, указывают им места, пpиказывают подать закуску и летают от одной гpуппы к дpугой, как того тpебует пpисвоенная им pоль. Их называют “бабочкой-самцом” и “бабочкой-самкой”. Пpи этом необходимо, чтобы в покpове и вышивках своего платья из кpепа и газа они олицетвоpяли бабочек, котоpых пpиpода, по мнению японцев, сделала эмблемой семейного счастья, главным обpазом, конечно, в смысле пpоизводства многочисленного потомства. У этих подpуженек сзади на спине пpиделываются и два окpугленных пpидатка в виде кpыльев” (Поpчинский, 1915).
Эстонцы волосатых гусениц бабочки-медведицы называют псами гpозы. Они никому не вpедят. Hельзя такую гусеницу убивать или пpичинять ей боль, ибо молния тебя удаpит, и Отец небесный сеpдиться станет. Когда гусеницу “пса гpозы” видишь на земле — скоpо гpом будет. По дpугим повеpьям, волосатая гусеница “пес гpозы” — душа собаки.
Немного мифологии.
В эпоху палеолита одним из насекомых, представлявших богиню «Великую мать», была бабочка.
У ацтеков бабочка была одним из атрибутов бога растительности, весны и любви Шочипильи.
По поверьям южноамериканских индейцев морфо — это души умерших людей, стремящиеся ввысь, а местное название этих бабочек можно перевести как «частица неба, упавшая на землю».
Древние римляне считали, что бабочки — это цветы, которые сорвал ветер. Они также называли бабочек «feralis» — «свирепая», и верили, что они могут предвещать войны.
Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея (греч. «душа») изображалась в образе девушки с крыльями бабочки.
В Китае бабочка является воплощением бессмертия, изобилия, влюблённости, лета. Бабочка, изображённая со сливой, символизировала долгожительство и красоту человека, с хризантемой — красоту в старости, а с пером — долголетие. Образ бабочки часто встречается в даосских притчах. И сегодня, жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую бабочку как символ любви.
С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь именно к бабочке обратился Будда со своей проповедью.
В Японии нимфалида Sasakia charonda является символом страны. По верованиям японцев, бабочка символизирует молодую женщину.
Порхающие друг вокруг друга бабочки символизируют семейное счастье, а белая бабочка — душу умершего. Именно поэтому все торжественные шествия и праздники в этой стране начинаются с ритуального «танца бабочек», выражающего радость жизни.
Древние славяне связывали с бабочками представлениями о душе, в том числе и о душах умерших, предвестниц смерти. В ряде случаев у славян бытовало поверье о душе ведьмы в виде бабочки; а южные славяне часто называли ночных бабочек «ведьмами».
Болгары веровали, что ведьмы напускали на скот больших пёстрых бабочек, которые отбирали у них молоко.
Наибольшей дурной славой у разных народов, пожалуй, пользовался бражник мёртвая голова. С мрачным рисунком в виде черепа на его спинке связано немало легенд — так, по поверью, эта бабочка была предвестником несчастий, смерти, войн и эпидемий. Так, эпидемию 1733 года народ приписывал появлению этой бабочки. В Иль-де-Франс до сих пор верят, что чешуйка с крыльев этой бабочки, попав в глаз, причиняет слепоту и возможную скорую гибель.
У славян представление об этих насекомых как о душе отразилось не только на его диалектных названиях — «душа» и «душечка», но и общеупотребительном название представителей данного отряда — «бабочка», восходящем к праславянскому «baba», означающее в древности предка.
Что собой символизруют бабочки?
Бабочка и душа… В чём же сходство? Всё дело в стадиях развития этого насекомого. Древние явно видели общий принцип развития вселенной и всех ее частей и, что естественно, особый смысл в постепенном превращении маленькой личинки в крылатую красавицу. Её жизненный цикл начинается с яйца, из которого вырастает личинка. В этом усматривают символ зарождения сознания. Что происходит дальше? Из личинки на свет появляется гусеница. Этот этап – символ рождения, появления в физическом мире. После рождения – мирская жизнь: гнильё, сырость, заботы о еде и жилье. Наконец, приходит время – и гусеница отстраняется от суеты, делает себе прочный кокон и уходит в него от этого мира. Она засыпает и просыпается уже совсем в другом обличии. Постепенно, с большими усилиями, освобождается крылатая красавица от кокона. Сразу после рождения её крылья маленькие, влажные, будто свёрнутые в трубочку. Но пройдёт несколько часов – и они расправятся, высохнут, окрепнут. Теперь бывший скользкий, противный червяк – прекрасная бабочка. И она уже может летать. Душа воскресла!
ПРИТЧА О БАБОЧКЕ
Один человек нашёл кокон с бабочкой. И однажды, когда в этом коконе появилась небольшое отверстие, человек стал наблюдать за тем, как бабочка с трудом пытается высвободить своё тело через это небольшое отверстие. Вдруг показалось, что бабочка остановилась и что дальше движения уже не будет. И человек решил помочь бабочке. Он взял ножницы и разрезал кокон. Бабочка оказалась на свободе. Но происходило странное. У бабочки было припухшее тело и сморщенные крылья. Человек продолжал наблюдать за бабочкой, ожидая, что крылья раскроются и смогут поддерживать её тело, которое со временем обретёт правильную форму. Но этого не произошло. Бабочка провела остаток своей жизни ползая с распухшим телом и деформированными крыльями. Она так и не смогла взлететь.
Человек в своем поспешном стремлении помочь не понял, что преодоление препятствия в виде кокона, и усилия, которые прикладывала бабочка продираясь через отверстие в коконе было необходимо ей для того, чтобы укрепить её крылья и тело, чтоб она была готова к полёту, как только освободится от кокона. Иной раз преодоление трудностей это именно то, что нам необходимо в определённые жизненные моменты. Не будь в нашей жизни препятствий — мы были бы слабыми и не имели бы той силы, которую всегда хотели иметь. И никогда бы не смогли летать.
МИФОЛОГИЯ
Бабочка появляется не только в мифах Древней Греции. Легенды о ней можно найти практически у всех народов, во всех странах Земного шара. В Заире, в Мексике, Новой Зеландии это крылатое насекомое почитали и почитают до сих пор как символ души. На многих религиозных полотнах буддистов и католиков тоже можно увидеть её прекрасные крылья.
В славянской мифологии бабочка и понятие души тоже тесно связаны. Глядя на эту крылатую красавицу, славяне видели не просто пару красивых крыльев. Считалось, что это порхают души умерших, причём верили, что дневные бабочки – это чистые души. «Вот, чья-то душка летает», – такие слова можно услышать даже в наше время. У славян с бабочкой связываются прежде всего представления о душе. На Руси существовало поверье, что души умерших перевоплощаются в ночных мотыльков. В течение 40 дней они, словно прощаясь, кружат неподалеку от родного дома, а по истечении этого срока возносятся на небо. В некоторых районах России мотыльков и поныне продолжают называть «душками».
В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой — красоту в старости, с пером — долголетие.
Другая история, рассказанная Чжуан-цзы, повествует о том как молодой ученый, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи и, увидев его дочь, был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно трудиться и попытаться получить ее в жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина. Здесь бабочка — это знак супружеского счастья, можно сказать, китайский Купидон.
У японцев бабочка символизирует молодую женщину, а порхающие одна вокруг другой бабочки означают семейное счастье. Белая бабочка — дух умершего.
В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка — это богиня Ицпапалотль, «Обсидиановая бабочка», ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем — символ душ женщин, умерших при родах.
Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея, имя которой значит «душа», представлялась в виде девушки с крыльями бабочки.
В германо-скандинавской мифологии эльфы, духи воздуха, изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки.
Философская коллекция-притча Елены С.:
henskomu-schastyu]Коллекция авторских работ: Дорога к женскому счастью.
Другие коллекции на Ярмарке Мастеров >>
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Бабочки, легенды и мифы. Психея
В Китае бабочка обозначает бессмертие, радость и лето. Бабочка в Китае — и знак влюбленных. Изображенная со сливой, бабочка символизирует долголетие и красоту, с хризантемой — красоту в старости, с пером — долголетие.
В связи с тем, что бабочка напоминает по форме обоюдоострый топор, она считается символом Великой Богини.
У кельтов олицетворяет душу и огонь;
В Европе символ бабочки отразился в образе эльфов.
А вот в Юго-Восточной Азии бабочки на свадьбах играют такую же роль, как у нас пшеница с монетками и конфетами. Молодоженам дарят бабочек с пожеланиями благополучия и любви. Считается, что бабочки отнесут Богу желания молодых.
В Украине же говорят: если бабочка вылетела, значит холодов больше не будет.
Ни в одной из культур мира не существует негативного образа бабочки. Только символы любви, красоты и процветания.
Известна романтическая история любви царевны Психеи и бога любви Амура. Психея была так прекрасна, что ей стала завидовать сама богиня любви и красоты Венера. Она поручила своему сыну Амуру поразить сердце Психеи стрелой, наполненной любовью к самому презренному из людей. Однако Амур ослушался богиню. Он сам влюбился в Психею и поселил ее в чудесный дворец. Амур предупредил возлюбленную, что она никогда не должна видеть его лица, и прилетал к ней лишь темными безлунными ночами.
ЖЕРАР ФРАНСУА Амур и Психея, или Психея, получающая первый поцелуй любви.
Амур и Психея Антонис Ван Дейк
Отречение Психеи. Вильям Бугро
Увы! Снедаемая любопытством, Психея однажды ночью зажгла светильник и с восхищением увидела лицо прекрасного бога. Капля горячего масла разбудила Амура, и он тут же покинул свою юную супругу, нарушившую роковой запрет. Чтобы вернуть его себе, Психее пришлось пройти множество испытаний. После мучительных страданий Психея в конце концов вновь обретает Амура, и он просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряет ее с Венерой.
Зевс, восхищенный силой ее любви к Амуру, навсегда освободил ее от смерти.
Бракосочетание Амура и Психеи П.Д. Батони
Амур и Психея (В.Д. Келли)
Рубрики: | искусство мифология живопись |
Метки: бабочки мифология бабочек насекомые в живописи
Процитировано 93 раз
Понравилось: 90 пользователям