Что оказывает влияние на гендерную социализацию
Кафедра педагогики
С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.
Гендерная социализация детей и подростков: роль семьи и СМИ
Гендерная социализация представляет собой процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное конструирование различий между полами. Основными социализирующими факторами (агентами) являются социальные группы и контексты – семья, институты образования, сверстники, СМИ, клубы по интересам, церковь и др.
Гендерная социализация начинается буквально с рождения, а ожидание рождения ребенка определенного пола также предвосхищает определенное отношение к нему родителей. Семья как институт гендерной социализации претерпевала и претерпевает изменения.
Заботу и привязанность матери к ребенку часто считают биологически детерминированной. Тем не менее, результаты исследований свидетельствуют о том, что материнство и отцовство являются социокультурным феноменом. Тип поведения матери, ее общения оказывает воздействие на формирование у ребенка «Я-образа» и понимание собственной идентичности.
Влияние отца на процесс гендерной социализации детей также значительно. Это влияние осуществляется в двух формах – непосредственной и опосредованной. При непосредственном взаимодействии отца с ребенком значительную роль оказывают его личностные качества. Отец показывает образец социализированного поведения, например, взаимодействия с противоположным полом.
Различие между любовью отца и матери отмечает Э.Фромм (1990). Любовь матери безусловна, а любовь отца нужно «заработать», добиться достижений, оправдать надежды. По мнению Э.Фромма, обе родительские позиции соответствуют потребностям ребенка в зависимости от возрастной ступени развития, на которой он находится. Функция матери – обеспечить безопасность, а функция отца – учить и направлять в решении задач.
Как показали исследования, хорошие отношения с отцом как у мальчиков, так и у девочек способствуют формированию такой Я-концепции, которая позволяет более успешно справляться с когнитивными задачами и задачами межличностного общения, чем у детей, растущих без отца (Бернс Р., 1986).
В некоторых семьях на гендерную социализацию оказывает влияние не родной отец, а отчим. Имеются данные о том, что девочки из семей с отчимом хуже учатся, реже ориентированы на поступление в вуз, чаще курят, чаще имеют внешний локус контроля, для них характерны высокие показатели по нейротизму. Мальчики из таких семей чаще выпивают (Голод С.И., 1998).
Большую роль в формировании гендерной социализации играют сиблинги. Как отмечает С.И. Розум (2006), если в семье имеются дети разного пола, то преимущественно у младших детей обнаруживается больше черт противоположного пола. У мальчиков наличие старшего брата связано с ярко выраженным предпочтением мужской половой роли.
Важную роль в ходе гендерной социализации детей и подростков играют СМИ, так как транслируют гендерные стандарты поведения мужчин и женщин. Гендерные стереотипы СМИ представляют мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, то есть наделенными типично маскулинными качествами, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными, то есть наделенными типично феминными качествами (Богомолова Н.Н., 2008). Большой объем информации дети и подростки получают из телевизионных передач. В рекламных роликах, музыкальных клипах действия мужских и женских персонажей типизированы по признаку пола. Эти персонажи оказывают определенное влияние на полоролевое поведение детей и подростков.
Роль СМИ в жизни мальчиков и девочек школьного возраста изучалась с помощью методики «Робинзон» (Абраменкова В.В., 2000). С помощью этой методики определялись ценности детей. Установлено, что половина девочек семилетнего возраста в первую очередь хотела бы видеть на необитаемом острове компьютер, в то время как маме было отдано 19% выбора. Ценность печатного слова (выбор книги) у семилетних мальчиков, в отличие от девочек, не прослеживается так явно.
Ребенок, подросток не является пассивным объектом в ходе личностного и гендерного становления. На формирование гендерной идентичности оказывает влияние собственный жизненный опыт, анализ поведения, деятельности и общения.
Список литературы:
Что оказывает влияние на гендерную социализацию?
Обсуждение вопроса:
Гендерные роли осваиваются постепенно и под влиянием многих факторов.
Воспитание в раннем детстве. Практически во всех культурах с детьми разного пола обращаются неодинаково. Уже из роддома мальчика забирают в голубом одеяле, а девочку — в розовом. Игрушечный мир детей тоже довольно быстро дифференцируется. Куклы, игрушечная посуда, мебель приобретаются для девочек; игрушечные машинки, поезда, автоматы и пистолеты покупаются для мальчиков. Психологи обратили внимание и на то, что мальчиков за проступки наказывают строже, чем девочек. Матери больше озабочены внешностью девочек, чем мальчиков. В результате девочки уже в раннем возрасте получают представление о том, что внешние данные, одежда играют в жизни очень существенную роль.
Дети в семье наблюдают за поведением взрослых, за тем, как распределяются обязанности между отцом и матерью, старшими братьями и сёстрами.
Влияние школы. Школа закрепляет уже сложившиеся у ребёнка тендерные представления. В ряде стран существует раздельное обучение мальчиков и девочек. Но и там, где такого разделения нет, существуют некоторые различия в программах для учеников разного пола, хотя бы на уроках труда и физкультуры.
Учителя, подчас сами того не замечая, по-разному относятся к поведению и учебным достижениям мальчиков и девочек. От девочек ждут прилежания, аккуратности, успехов в гуманитарных предметах. Что же касается мальчиков, то предполагается, что они будут более изобретательны, способны решать сложные задачи, и вместе с тем в них видят потенциальных нарушителей дисциплины.
Воздействие массовой культуры. Мужчина чаще всего предстаёт активным, предприимчивым; вот он работает на компьютере, мчится на новом автомобиле по дорогам и бездорожью.
Рекламные образы женщин подразделяются на два вида. Первый — это молодые красивые девушки, тщательно ухаживающие за волосами, подбирающие нужный тон помады или оттенок теней, наслаждающиеся неземным вкусом конфет, отдающие досуг приобретению новых вещей. Второй — добропорядочные матери, хозяйки, самозабвенно чистящие кафель, борющиеся с неприятными запахами, готовящие вкусные блюда.
В каждом из этих случаев не только передаётся информация о рекламируемом товаре, но и вторым планом закрепляются представления о том, какими должны быть современные мужчины и женщины, чем они должны заниматься, каковы должны быть отношения между мужем и женой. Так называемые женские журналы учат женщину быть привлекательной, уметь доставлять удовольствие мужчинам, хорошо вести домашнее хозяйство.
Что оказывает влияние на гендерную социализацию
Подробное решение Параграф § 17 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014
Вопрос 1. Зачем понадобилось понятие «гендер»? Готовы ли мужчины осваивать новые социальные роли?
Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально определяемые роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.
В связи с общественным прогрессом, мужчины вынуждены осваивать новые социальные роли.
Вопросы и задания к документу
Вопрос 1. Почему вопросы, связанные с особенностями пола человека, входят сегодня в число наиболее обсуждаемых?
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Вопрос 2. Чем автор объясняет тот факт, что мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей?
Большинство самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами. Женщины гораздо реже занимают должности, предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом. Это происходит отчасти потому, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей.
Вопрос 3. Какое явление скрывается за понятием «стеклянный потолок»?
Стеклянный потолок — феминистский термин, введенный в начале 1980-х годов для описания невидимого и формально никак не обозначенного барьера («потолка» в карьере), ограничивающего продвижение женщин по служебной лестнице по причинам, не связанным с их профессиональными качествами. Впоследствии термин был расширен и на другие социальные группы и меньшинства.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Что такое гендерный стереотип? Приведите примеры таких стереотипов.
В разные исторические эпохи в обществе существовали определённые представления о месте, отведённом мужчине и женщине в социальной иерархии; о том, какими занятиями и видами деятельности должны преимущественно заниматься представители разных полов; как подобает им вести себя в типичных ситуациях; в чём проявляется женственность, а в чём — мужественность; каковы должны быть различия в воспитании мальчиков и девочек.
Такие представления получили название гендерных стереотипов. Сам термин «стереотип» означает устоявшееся и закрепившееся отношение к явлениям, событиям. Стереотип упрощает реальность, он не формируется самой личностью, а воспринимается ею под влиянием общения с другими, воздействия средств массовой информации и т. д.
Гендерные стереотипы — это разделяемые большинством представления о различиях личностных качеств мужчин и женщин, об особенностях их поведения и выполняемых социальных ролях.
Такие представления на протяжении долгого времени были довольно близки у разных народов и устойчивы во времени. Многие из них существуют и сегодня. Так, зависимое от мужчины положение женщины рассматривалось в течение многих веков как вполне справедливое и отвечающее природе полов. Женщины являлись хранительницами очага, воспитательницами малолетних детей. Участие во власти, управлении виделось исключительно мужским делом.
Вопрос 2. Как менялись тендерные стереотипы с развитием общества?
Изменения в гендерных представлениях происходили медленно. Например, в средневековой Европе от женщин ожидали прежде всего верности и послушания мужу. И только в XIX в. возникло представление о материнстве как главном предназначении женщины.
В этот же период всё большее число женщин начинают активно участвовать в общественном производстве. Разворачивается процесс эмансипации женщин и демократизации в отношении полов. Одной из центральных задач становится поиск баланса между материнством и работой.
Современное демократическое общество преодолело многие гендерные стереотипы прошлого. Женщина в бизнесе, политике уже не диковина, а весьма распространённое явление.
В то же время гендерные стереотипы сохраняют свою устойчивость. И сегодня многие разделяют такие установки, как «принятие решений — мужское дело», «удел женщины — дом и семья». Прочно закрепились в массовом сознании представления о женственности и мужественности. Как и столетия назад, женственность ассоциируется с добротой, заботой, мягкостью, нежностью, отзывчивостью к чужим переживаниям, стремлением к общению, повышенным вниманием к внешности. Выражениями мужественности служат стремление доминировать, предприимчивость, рациональность, скупость в проявлении эмоций, соревновательность, стремление к успеху в своём деле.
Вопрос 3. Каковы основные тендерные роли мужчин и женщин в современном обществе?
Понятие «гендерный стереотип» связано с другим понятием — гендерная роль. Вы знаете, что роль предусматривает реализацию определённого поведения в различных ситуациях. Общество ожидает, что мужчина и женщина будут носить определённую одежду, выполнять свои функции в семье, предпочитать соответствующий полу тип досуга. Выход за пределы тендерной роли, если напрямую и не осуждается обществом, всё-таки выглядит в глазах многих странным, выбивающимся из сложившегося порядка людей.
Нередко возникает состояние, которое социологи называют гендерным конфликтом. Основная причина такого конфликта лежит в области столкновения целей и интересов людей из-за разного понимания тендерных ценностей. Проявляться такие конфликты могут в семье, на работе, в общественных местах. Так, между мужем и женой возможны напряжённые отношения, вызванные стремлением каждой стороны к лидерству в семье или несправедливым, на взгляд одной из сторон, распределением домашних обязанностей. Всё большие масштабы приобретает конкуренция между мужчинами и женщинами из-за престижных рабочих мест.
В целом современное общество создаёт большие возможности для расширения социальных ролей женщин. Выше отмечалось, что сегодня женщина, занимающая пост главы государства или руководителя крупной финансовой структуры, уже не вызывает удивления. Женщины служат в армии, осваивают такие виды спорта, которыми раньше занимались только мужчины, например тяжёлую атлетику.
В то же время большинство женщин понимают, что любые профессиональные достижения не должны становиться препятствием на пути к полноценному выполнению ролей матери и жены.
Сейчас на планете мужчин немного больше, чем женщин. Однако почти в половине стран (в том числе в европейских государствах) численно преобладают женщины.
Во многих регионах мира женщины более образованны, чем мужчины.
В демократических странах законодательно закреплено равноправие мужчин и женщин. В нашей Конституции говорится, что государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от пола.
Существует и международная защита женщин. Полвека назад была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Документ, в частности, предусматривает включение принципа равноправия в конституции и другие законодательные акты; обеспечение равных для мужчин и женщин возможностей пользования экономическими, социальными, культурными, гражданскими, политическими правами.
Однако движение в направлении более активного участия женщин в том, что принято называть публичной жизнью (политика, общественные организации, бизнес, наука), началось во всём мире. В нашей стране в женских руках руководство одной из палат парламента. У нас немало женщин судей и прокуроров, профессоров, журналистов, финансистов. Всё активнее проявляют себя женщины в бизнесе, в организации производства.
Но гендерные изменения затрагивают не только публичную сферу. Происходят они и в частной, прежде всего семейной, жизни, в ценностных ориентациях людей. Тендерное распределение ролей утрачивает свою жёсткую закреплённость за полом. Трудовая деятельность и семейные отношения постепенно становятся одинаково значимыми для мужчин и женщин.
Всё больше мужчин готовы вносить значительный вклад в семейные дела, воспитание детей. Появился даже термин «ответственное отцовство». Правда, таким мужчинам приходится преодолевать господствующий в обществе стереотип «настоящего мужчины», который отводит этим ценностям второстепенное место.
Вопрос 4. Что оказывает влияние на гендерную социализацию?
Гендерные роли осваиваются постепенно и под влиянием многих факторов.
Воспитание в раннем детстве. Практически во всех культурах с детьми разного пола обращаются неодинаково. Уже из роддома мальчика забирают в голубом одеяле, а девочку — в розовом. Игрушечный мир детей тоже довольно быстро дифференцируется. Куклы, игрушечная посуда, мебель приобретаются для девочек; игрушечные машинки, поезда, автоматы и пистолеты покупаются для мальчиков. Психологи обратили внимание и на то, что мальчиков за проступки наказывают строже, чем девочек. Матери больше озабочены внешностью девочек, чем мальчиков. В результате девочки уже в раннем возрасте получают представление о том, что внешние данные, одежда играют в жизни очень существенную роль.
Дети в семье наблюдают за поведением взрослых, за тем, как распределяются обязанности между отцом и матерью, старшими братьями и сёстрами.
Влияние школы. Школа закрепляет уже сложившиеся у ребёнка тендерные представления. В ряде стран существует раздельное обучение мальчиков и девочек. Но и там, где такого разделения нет, существуют некоторые различия в программах для учеников разного пола, хотя бы на уроках труда и физкультуры.
Учителя, подчас сами того не замечая, по-разному относятся к поведению и учебным достижениям мальчиков и девочек. От девочек ждут прилежания, аккуратности, успехов в гуманитарных предметах. Что же касается мальчиков, то предполагается, что они будут более изобретательны, способны решать сложные задачи, и вместе с тем в них видят потенциальных нарушителей дисциплины.
Воздействие массовой культуры. Мужчина чаще всего предстаёт активным, предприимчивым; вот он работает на компьютере, мчится на новом автомобиле по дорогам и бездорожью.
Рекламные образы женщин подразделяются на два вида. Первый — это молодые красивые девушки, тщательно ухаживающие за волосами, подбирающие нужный тон помады или оттенок теней, наслаждающиеся неземным вкусом конфет, отдающие досуг приобретению новых вещей. Второй — добропорядочные матери, хозяйки, самозабвенно чистящие кафель, борющиеся с неприятными запахами, готовящие вкусные блюда.
В каждом из этих случаев не только передаётся информация о рекламируемом товаре, но и вторым планом закрепляются представления о том, какими должны быть современные мужчины и женщины, чем они должны заниматься, каковы должны быть отношения между мужем и женой. Так называемые женские журналы учат женщину быть привлекательной, уметь доставлять удовольствие мужчинам, хорошо вести домашнее хозяйство.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Психологи провели, такой эксперимент. Жителей одной местности попросили нарисовать её карту. Как правило, более важные для рисующего объекты получаются на карте крупнее, а менее значимые иногда просто отсутствуют. На картах мужчин чаще всего изображались дороги, спортивные объекты, кафе. На картах женщин — магазины, детские сады, больницы. Что эти данные могут сказать о приоритетах, особенностях занятий и образе жизни мужчин и женщин?
Если рассматривать данную местность в целом, то люди, проживающих в ней, правильно расставляют приоритеты в своей жизни, т.к. издавна повелось, что женщины – хранительницы семейного очага, забота о детях, а мужчины – сила, добытчики. Если брать в отдельности мужчин, то по их карте можно сказать, что главными вещами для них являются саморазвитие в физическом плане, передвижение по данной местности, а, следовательно, и машины, и отдых в небольших местных заведениях, что является для них расслаблением после тяжелого и насыщенного дня. Касательно женщин, главным для них являются, соответственно, дети, какие-то вещи, которые они приобретают в магазинах и забота об окружающих людях, чаще всего о своей семье.
Вопрос 2. В странах Азии необразованные женщины составляют почти половину от общего числа женщин, а на долю необразованных мужчин приходится примерно треть мужского населения. При этом зарплаты женщин составляют около 60% от зарплат мужчин. Прокомментируйте эти факты.
В Азии, женщина занимает более высокое положение, чем мужчина.
Вопрос 3. Обратитесь к своему социальному опыту. Что сильнее всего повлияло на вашу тендерную социализацию: родительский пример, специальные воспитательные приёмы, прочитанные книги и просмотренные фильмы, общение с друзьями, наставления педагогов? Расположите указанные факторы в порядке значимости.
• прочитанные книги и просмотренные фильмы,
• общение с друзьями,
• специальные воспитательные приёмы.
Вопрос 4. В избирательной кампании по выборам губернатора был выдвинут лозунг «Губернатор — мужская работа». Какое социальное явление иллюстрирует эта позиция? Разделяете ли вы эту позицию? Поясните свою точку зрения.
Тут хорошо виден патриархат, то есть форма социальной организации, при которой правят мужчины.
Я не разделяю эту точку зрения, в демократическом государстве не должны ущемляться права какого-либо из полов, т. к. в таком случае не гарантируется равноправие и вся демократия рушится.
Гендерная социализация
Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.
Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил, социальных установок в соответствие с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Гендерная социализация – направление в гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основные усилия исследователей сфокусированы на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Для объяснения процесса формирования гендерной идентичности личности и усвоения гендерной роли используются как хорошо известные психологические теории (психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития), так и специализированные гендерно-ориентированные теории: теория социального конструирования гендера (Дж. Лорбер, С. Фаррел, К. Уэст, Д. Зиммерман) м теория гендерной схемы (С, Бем).
Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, общества, сверстников, СМИ) на процесс формирования гендерной идентичности личности (S. Golombok, R. Fivush) свидетельствует о том, что мужчины и женщины вырастают в дифференцированных по половому признаку психолгических контекстах, что не способствует их полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин – в семейной).
В настоящее время проблемы, связанные с гендерной социализацией, являются актуальными. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы гендерной социализации, существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей, есть работы, посвященные гендерной социализации в системе образования, многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института гендерной социализации.
Социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т.е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой – социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т.е. человек воздействует на социальную среду). В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т.е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике.
Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идетификация.
В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. Далее ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.
Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым, нежели детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые гендерные нормы. Так, мужчины носят короткую стрижку не потому, что она им идет или нравится, а потому, что так принято в обществе и считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.
Как правило, в обществе имеет место одобрение гендерно-типичных форм поведения и порицание гендерно-нетипичных. Таким образом, стремление к поощрению подталкивает человека к реализации поведения, которое соответствует биологическому полу. Если ожидаемое и реализуемое поведение не соответствует внутренним потребностям индивида, то возникает гендерно-ролевой конфликт. Так, от женщины ждут реализации в роли матери. Если же женщина не стремится быть матерью, она чувствует общественное осуждение, у нее возникает ролевой конфликт.
Психологи Н.К. Радина и Е.Ю. Терешенкова обращают внимание на то, что содержание гендерной социализации может быть рассмотрено с помощью биполярного конструкта, на одном полюсе которого находится «традиционная (патриархатная) социализация», на другом – «современная (альтернативная) социализация». Традиционная социализация предполагает жесткую гендерную дифференциацию мужского и женского, иерархично выстроенные статусы мужчин и женщин. Эта модель социализации имеет древнюю историю, что отчасти и позволяет ей быть достаточно распространенной и в наше время. Современная социализация, напротив, предполагает отсутствие гендерной дифференциации и поляризации. Полярные варианты социализации встречаются редко, однако в целом в обществе существует стремление к традиционной социализации.
И.С. Клецина
Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. 5