Что оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды
Негативное воздействие на окружающую среду
Смотреть что такое «Негативное воздействие на окружающую среду» в других словарях:
Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;. Источник: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 ФЗ (ред. от 25.06.2012) Об охране окружающей среды … Официальная терминология
НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды(ст.1.Закона) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
негативное воздействие на окружающую среду — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. [Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ. «Об охране окружающей среды»] [Защита атмосферного воздуха… … Справочник технического переводчика
НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды … Юридическая энциклопедия
негативное воздействие на окружающую среду — 3.19 негативное воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности. 3.20 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РД 19-02-2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух — Терминология РД 19 02 2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух: Администраторы платы: федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), за которым … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Плата за негативное воздействие на окружающую среду — (далее плата) индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на … Официальная терминология
Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду — Администрирование платы осуществление в установленном порядке контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислений, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в … Официальная терминология
Последствия загрязнения окружающей среды
Весь мир должен знать о загрязнении и принимать меры по его снижению, поскольку негативные последствия загрязнения являются серьезными и потенциально фатальными.
Все виды загрязнения наносят ущерб здоровью человека и дикой природы и способствуют изменению климата, которое подвергает опасности всю планету.
Загрязнение воздуха, почвы и воды способствует изменению климата и оказывает негативное воздействие на здоровье человека. Загрязнители также подвергают опасности многие виды растений и животных.
Последствия загрязнения воздуха
Реакция между выбросами от сжигания ископаемого топлива и солнечного света приводит к образованию смога. Изменение климата также создает загрязнители воздуха, такие как плесень, вызванная влажностью, и пыльца, вызванная более длительным пыльцевым сезоном и повышенным производством пыльцы.
Загрязнение воздуха может иметь серьезные последствия для здоровья человека. Если вы подвергаетесь воздействию очень высоких уровней загрязнения воздуха, вы можете испытывать раздражение глаз, носа и горла, хрипы, кашель и проблемы с дыханием, а также больший риск сердечных приступов.
Загрязнение воздуха также может усугубить существующие заболевания легких и сердца, такие как астма. Смог может раздражать глаза и горло, а также повреждать легкие. Дети, пожилые люди и люди, которые работают или занимаются спортом на улице, подвергаются большему риску. Наибольшему риску подвержены люди, страдающие астмой или аллергией, поскольку загрязняющие вещества могут ухудшить их симптомы и спровоцировать приступы астмы.
Во всем мире изменение климата приводит к увеличению засух, тепловых волн, штормов, потеплению океанов и повышению уровня моря, которые воздействуют на виды животных, разрушая их естественную среду обитания.
Последствия загрязнения почвы
Загрязнители в почве из промышленных источников, вырубка лесов и ненадлежащее удаление отходов, подвергают опасности животных и растения. Загрязненная химическими веществами почва в конечном итоге становится бесплодной и не способной поддерживать сельскохозяйственные культуры и другую растительную жизнь. Это препятствует производству продуктов питания и может привести к голоду. Если загрязнители почвы загрязняют пищу, то любой, кто ее употребляет, может заболеть. Токсичная почва может также вызывать заболевания при контакте с кожей или вдыхании.
Последствия загрязнения воды
Загрязнители в воде, образующиеся в результате вывоза мусора, разливов нефти, сточных вод и стоков с сельскохозяйственных полей, строительных площадок и заводов, воздействуют на местные виды растений и животных. При отравлении воды многие животные умирают.
Животные также часто получают травмы или погибают от выбрасываемых в воду твердых отходов. Загрязнение питьевой воды, вызванное разливом сточных вод, может вызывать заболевания и проблемы с пищеварением у людей. Загрязнители, такие как ртуть в рыбе и морепродуктах, может привести к серьезным проблемам со здоровьем, особенно у детей и беременных женщин.
Неблагоприятные факторы окружающей среды
Негативные факторы окружающей среды
Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают железнодорожные магистрали: вследствие изменений естественного гидрологического режима значительные территории подверглись заболачиванию или же наоборот осушению, нарушается почвенный и растительный покров.
Эксплуатация автомобильного транспорта сопровождается загрязнением окружающей среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 1997 году составили 693,883 тыс. тонн. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных накладок, сыпучие и пылящие грузы загрязняют придорожные полосы. Негативное влияние на состояние окружающей природной среды оказывают автомобильные дороги: изменяется гидрологический режим территорий, нарушается почвенный и растительный покров, целостность экосистемы.
Наиболее существенный ущерб окружающей среде причиняется авариями на продуктопроводах. Особую опасность загрязнения окружающей природной среды представляют места пересечения трубопроводов с водными объектами. При прокладке и реконструкции трубопроводов изменяются инженерно-геологические условия, усиливаются термокарстовые процессы, образуются просадки и провалы, активизируются процессы заболачивания. В результате уничтожения естественных мест обитания и нарушения путей миграций уменьшается численность и видовой состав животного мира (гибель оленей при пересечении нефтепроводов).
Оценка воздействия факторов окружающей среды на жизнь и здоровье человека
При оценке воздействия неблагоприятных факторов на организм человека учитываются степень их влияния на здоровье человека, уровень и характер изменений функционального состояния организма, а также возможности развития отдельных нарушений.
Оценивая допустимость воздействия вредных факторов на организм, исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя (закон Вебера – Фехнера), который выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения.
На базе закона Вебера – Фехнера построено нормирование вредных факторов, исключающее необратимые предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации.
Предельно допустимым уровнем (ПДУ), или предельно допустимой концентрацией (ПДК), называется максимальное значение фактора, при котором этот фактор, воздействуя на человека (изолировано или в сочетании с другими факторами), не вызывает у него и у его потомства биологических изменений (даже скрытых или временно компенсируемых), в том числе заболеваний, изменений реактивности, адаптационно-компенсаторных процессов, иммунологических реакций, нарушений физиологических циклов, а также психологических нарушений (снижение интеллектуальных и эмоциональных способностей, умственной работоспособности).
ПДК и ПДУ устанавливают для производственной и окружающей среды. При этом руководствуются следующими принципами:
• приоритет медицинских и биологических показаний к установлению санитарных регламентов перед прочими показаниями (техническими, экономическими и т.д.);
• пороговость действия неблагоприятных факторов (в том числе химических соединений с мутагенным или канцерогенным эффектом действия, ионизирующего излучения);
• опережение разработки и внедрения профилактических мероприятий по отношению к появлению вредных факторов.
В условиях среды обитания, особенно в производственных условиях, человек подвергается, как правило, многофакторному воздействию, эффект которого может оказаться более значительным, чем при их изолированном действии.
Негативные факторы окружающей среды
Неблагоприятными для человека факторами окружающей среды являются загрязнение атмосферы и воды, физическое загрязнение (шумовое, электромагнитное, тепловое, радиационное, видеозагрязнение), загрязнение поверхности почвы бытовыми и промышленными отходами.
Химическое загрязнение атмосферы.
Загрязнение атмосферы является одним из главных факторов пагубного влияния городской среды на здоровье человека.
Значительный вклад в загрязнение атмосферы городов вносят транспорт и промышленность.
Туманная завеса над промышленными предприятиями и городами, образованная из газообразных отходов, в первую очередь диоксида серы, называется смогом.
В большинстве городов Российской Федерации загрязнение атмосферы превышает стандарты, установленные ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения).
При этом из-за увеличения количества автомобилей и роста промышленного производства ситуация в городах ухудшилась. Количество городов с ИЗА (индекс атмосферного загрязнения) увеличивается из года в год. Наиболее опасные и массовые загрязнители городской атмосферы:диоксид азота, формальдегид, оксид углерода и др.
Эмиссия загрязняющих веществ из атмосферы вызывает загрязнение почв городов и пригородных территорий.
В направлении преобладающих ветров зона опасно загрязненных почв может простираться на 50 км.
На рассеивание загрязняющих веществ влияет высота дымовых труб, чем они выше, тем меньше эмиссия в пределах города и больше – в ареале загрязнения (при высоте трубы 100 м загрязняющие вещества рассеиваются в радиусе 20 км, а при высоте 250 м – до 75 км). Наиболее опасные загрязняющие вещества в городских почвах – тяжелые металлы.
Физическое загрязнение среды
Вторым по значимости фактором дискомфорта в жизни человека в условиях города является физическое загрязнение.
Оно объединяет все виды неблагоприятных физических воздействий на окружающую среду, которые сопровождают хозяйственную деятельность человека (шумовое загрязнение, тепловое загрязнение, вибрация, электромагнитное загрязнение, радиоактивное загрязнение).
При этом главными факторами дискомфорта для человека являются шумовое и электромагнитное загрязнения.
Шумовое загрязнение – это звуки, воспринимаемые человеком в качестве помехи. В зависимости от уровня и длительности, шумовое загрязнение способно наносить ущерб здоровью человека, и является одной из проблем экологии города и производственных помещений.
Единица измерения шумового загрязнения – децибел.
В городах России более 30% горожан подвержено действию сверхнормативных уровней шума (свыше 55-65 децибел). К примеру, в Москве па площади акустического дискомфорта проживает более 3 млн. человек.
Электромагнитное загрязнение – это результат излучения волновой энергии высоковольтными линиями электропередачи (ЛЭП), крупными радио — и телевизионными станциями, радарами и локаторами. В условиях жилищ источниками электромагнитного загрязнения являются компьютеры и бытовая электротехника.
Электромагнитное излучение по-разному влияет на разные живые организмы. В некоторых случаях оно стимулирует жизненные процессы (на этом основаны многие методы физиотерапии), в других – служит источником болезней. Данные о влиянии электромагнитного загрязнения на здоровье человека противоречивы, однако вполне очевидно, что следует избегать длительного пребывания под ЛЭП, которое вызывает лейкоз у детей и рак у взрослых.
И тем более нельзя попадать в сектор действия излучения локаторов.
Эти поверхности являются «полями агрессивности», которые вызывают у человека раздражительность.
Гомогенные поля отрицательно воздействуют на головной мозг, так как на голой стене глазу не за что «зацепиться», и в мозг человека поступает недостаточно информации, что отрицательно сказывается на работе центральной нервной системы и на общем самочувствии человека. Правда в настоящее время в городском строительстве отмечается прогресс, новые дома имеют разнообразную архитектуру и расцветку (широко используются усложненные формы крыш и стен).
Бытовое радиоактивное загрязнение.
Бытовая радиационная нагрузка вызывается воздействием на человека невысоких доз ионизирующего излучения, которое не связано с производством ядерной энергии или специальным использованием радиоактивного излучения.
Ее можно получить во время рентгенологического обследования. Допустимая величина облучения при бытовой радиации – 500 мбэр/год.
Важен контроль содержания в атмосфере квартиры радона. Его даже назвали «газом-убийцей». Радон – химический элемент (Rn), инертный радиоактивный газ, продукт распада радия.
Радон выделяется из почвы и из артезианских вод, а также из некоторых строительных материалов (в первую очередь их тех, в состав которых входят шлак и зола угольных ТЭЦ, но источником радона может быть и обычный красный кирпич).
Чаще радон накапливается в нижних этажах зданий, которые по этой причине нуждаются в более тщательном радиационном контроле. Главное средство для снижения вреда от радона очень простое – периодическое проветривание жилых помещений.
Тепловое и световое загрязнение.
В последние годы все более серьезный вклад вносят и работающие двигатели автотранспорта.
Световое загрязнение отрицательно влияет на деревья близ источников освещения. Они не чувствуют приближения зимы по сокращению продолжительности светового дня, оказываются физиологически не готовыми к холодам и могут вымерзнуть.
Бытовые стоки и мусор.
Фактором ухудшения городской среды является накопление бытового мусора, свалки которого уменьшают площадь зеленой зоны лесов и могут стать источником загрязнения атмосферы и воды.
В еще большей степени на состояние воды влияют бытовые стоки.
Среди них – нефтепродукты, взвешенные вещества, хлориды, сульфаты, нитриты, нитраты, аммонийный азот, СПАВ (синтетические поверхностно-активные вещества, например, стиральные порошки), фенолы, железо, медь, цинк, никель, хром, свинец, кобальт, алюминий, кадмий.
Бытовой мусор – это твердые отходы, которые образуются в коммунальном хозяйстве городов, а также в сельской местности.
Бытовой мусор утилизируют на мусоросжигательных заводах. Этот вариант избавления от мусора экологически небезопасен, так как газообразные выбросы таких заводов загрязняют атмосферу. Кроме того, в результате сжигания бытового мусора накапливается большое количество золы.
В настоящее время ведется интенсивный поиск новых технологий сжигания (повышение температуры в печи, сжигание в шлаковом расплаве, создание более эффективных фильтров и т.д.).
Более перспективна сортировка мусора (это делается в большинстве развитых стран): в отдельные контейнеры собираются бумага, пластики, органические остатки, стекло, металлы, что облегчает переработку.
Сортированный мусор является ценным сырьем для производства (его называют «кладом в мусорном ящике»). Для стимулирования сортировки мусора используются экономические рычаги: в некоторых странах сортированный мусор принимается бесплатно, а за сдачу несортированного мусора приходится платить значительные деньги.
Особенно заметных успехов в сборе и фракционировании мусора достигли муниципальные службы Германии. Возле жилых домов в городах стоят разноцветные контейнеры.
В одни население складывает пищевые отходы, в другие – макулатуру и картон, в три разных контейнера в зависимости от цвета (зеленое, темное и бесцветное) собирают стекло. Если у горожанина есть потребность избавиться от большого количества макулатуры, то он несет ее к отдельному большому контейнеру, который есть в каждом районе. Раз в месяц бумажный хлам можно просто свалить в кучу на тротуаре, и его заберет специальный экомобиль, а раз в квартал таким же способом можно избавиться от объемных отходов (громоздких вещей, которые пришли в негодность).
Сложной проблемой является утилизация пластиков, которые широко используются при изготовлении бытовой техники и автомобилей, для отделки салонов самолетов и кораблей, производственных и жилых помещений, в качестве упаковки и т.д. Большинство ныне существующих пластиков не разлагается микроорганизмами в естественных условиях.
Их утилизация осложняется трудностью разделения по типам и маркам. Поэтому все большее распространение получают биодеградабельные пластики – пластмассы, которые за короткое время (от нескольких месяцев до двух лет) разрушаются микроорганизмами.
Автомобильные шины (одну из наиболее объемных фракций бытового мусора) сжигают в цементных печах, восстанавливают для повторного использования (наваривают новый протектор) или перетирают в крошку, которую используют в качестве добавок при производстве резины, композитных материалов и асфальта, а также в производстве многих видов резинотехнических изделий (напольных покрытий, брызговиков для колес, ковриков, прокладок и т.п.).
Экономически рентабельна переплавка отходов стекла, так как при этом значительно экономится энергия, а утилизация «пищевого» алюминия чрезвычайно выгодна экономически, так как энергетические затраты при получении этого металла из бокситов на порядок выше.
В большинстве городов РФ проблема бытового мусора не решена.
Организован только сбор лома цветных металлов и макулатуры. Остальные отходы концентрируются на свалках, но их экологическое состояние внушает серьезные опасения. Они недостаточно изолированы от окружающей среды и представляют собой «слоеный пирог» из чередующихся пластов мусора, разделенных тонкими прослойками земли.
С таких плохо обустроенных свалок возможно попадание в грунтовые воды и водоемы так называемых «инфильтрационных вод», в которых растворены загрязняющие вещества и масса болезнетворных микроорганизмов.
Впрочем, в последние годы в ряде городов РФ созданы современные полигоны для захоронения твердых бытовых отходов. Эти полигоны представляют собой сложные инженерные сооружения, в которых проводится сортировка мусора, и собираются в специальные приемники инфильтрационные воды для многоступенчатой очистки, а образующийся газ используют в качестве топлива.
Биогенные факторы.
К биогенным факторам, оказывающим негативное влияние на здоровье и наследственность человека, относятся паразиты.
Существуют временные паразиты (комары, клещи, клопы), использующие использует человека для питания кровью и постоянные– это эктопаразиты (вши), эндопаразиты (черви), покидающие своего хозяина только в процессе развития и расселения.
Что касается патогенных микроорганизмов и вирусов, то ониактивно размножаются, активно видоизменяются и противостоят лекарствам. Новые штаммы бактерий и вирусов вызывают опасные эпидемии.
Возбудители трансмиссивных заболеваний – это типичный пример биогенных факторов.
К ним относятся насекомые и различные виды клещей.
Борьба с этими заболеваниями должна основываться на методах позволяющих если не уничтожать переносчиков как вид, то хотя бы способствовать тому, чтобы численность их популяций снижалась.
Генетические факторы.
Наследственная информация, которая передается из поколения в поколение, рассматривается учеными как невосполнимый природный ресурс. Успехи современной генетики дают подход к изучению состояния окружающей среды с позиций охраны наследственности, генофонда биосферы.
Человек, преобразуя биосферу, невольно способствовал развитию неконтролируемых факторов, влияющих на ход генетических процессов.
В их число входят мутационные эффекты, вызванные влиянием окружающей среды, и эта тенденция приобретает все большие масштабы.
Человечество не может допустить дальнейшего развития этого сценария, потому как речь идет уже о продолжении рода человеческого.
Результатом мутаций, помимо воздействия экологических факторов, могут служить социально-экономическая обстановка либо неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д.
Результатом этого могут явиться не только сами мутации, но и предпосылки к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.
Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие антропогенного или природного характера, приводящее к загрязнению окружающей среды, загрязнению, истощению, уничтожению, порче отдельных составляющих ее компонентов (атмосферного воздуха, земель и почв, водных объектов, лесов и иного растительного мира, животного мира, недр), природных и природно-антропогенных объектов и ландшафтов, естественных экологических систем.
Очевидно, что практически любая человеческая деятельность оказывает воздействие на состояние окружающей среды, но с точки зрения законодательства негативным признается только такое воздействие, которое осуществляется с превышением установленных нормативов допустимого воздействия.
Предотвращение, сокращение и исключение негативного воздействия на окружающую среду являются основными задачами экологического права.
Основным источником негативного воздействия на окружающую среду в законодательстве признается «хозяйственная и иная деятельность» человека.
К хозяйственной деятельности относится промышленная, строительная, горнодобывающая, сельскохозяйственная и другая производственная деятельность. Под «иной деятельностью», способной оказывать воздействие на окружающую среду подразумевается военная, рекреационная, культурно-просветительская, научная и прочая деятельность. Законодательство конкретизирует понятие «негативное воздействие» путем перечисления его видов – выбросы в атмосферный воздух и сбросы в водные объекты загрязняющих веществ и микроорганизмов, размещение отходов производства и потребления, шумовое, тепловое, электромагнитное, радиационное, вибрационное и иное воздействие.
Рекомендуемая литература
Голиченков А.К.. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский дом «Городец», 2008. – 448 с.
Экология: политика – право. М.: Издательство « Наука», 1976. – 232 с.
3. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 557 с.
Петров В.В. Экология и право. – М.: Издательство «Юридическая литература». 1981. – 229 с.
Как транспорт влияет на окружающую среду?
Экологические проблемы автомобильного транспорта, и не только, – повод пересмотреть отношение к этому и другим секторам инфраструктуры и экономики. Причиняемый здоровью граждан вред сопоставим и даже превышает ущерб, например, от курения. Вместе с машинами проблем добавляет воздушный, водный транспорт, а также воздушные суда.
Негативное влияние транспорта на окружающую среду
Большое количество автомагистралей, крупных морских и воздушных портов, а также железных дорог строилось без внимания и даже без учета ущерба окружающей среде. Проблема была замечена и озвучена сравнительно недавно, когда антропогенные изменения в ландшафте, воде и воздухе стали необратимыми. Для их очистки, приведения в нормальное состояние требуются дополнительные усилия от человека.
Загрязняющие вещества, образующиеся на транспорте, в основном состоят из газов, выбрасываемых из выхлопных систем автомобилей, поездов и судов. Они перемещаются по воздуху. Это оксиды азота, диоксид серы, диоксид углерода, металлы, а также органические соединения (летучие, в том числе некоторые токсичные, стойкие, биологически накопленные).
Выделяют 5 видов транспорта:
Например, речной транспорт наносит большой ущерб. Жизнь в реках и других внутренних водоемах уничтожается утечкой вредных химикатов. Реки, которые являются основными коммуникационными артериями, уже мертвы на многих участках.
Для справки! В грунтовые воды попадают и вредные вещества. Загрязнение озер и рек способствует обеднению многих экосистем. Умирают не только рыбы, но и животные и растения, обитающие вокруг водоемов.
На транспортный сектор приходится 40-80% общих выбросов оксидов азота. Экологи в своих исследованиях указывают, что существует около 15 миллионов различных типов загрязняющих веществ, выбрасываемых автомобилями, многие из которых еще не были полностью исследованы.
Превышение допустимых концентраций основных загрязнителей: диоксида серы и пыли, а также максимально зафиксированных концентраций оксидов азота касается в основном крупных городов. Различия в концентрациях диоксида серы в городах и за их пределами в 1996 г. составили более 30%, диоксида азота – 50%.
Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду
На качество воздуха в городах в значительной степени влияет организация автомобильного движения и техническое состояние транспортных средств, в том числе общественного транспорта. За последние 30 лет количество легковых автомобилей в России увеличилось с 8,6 млн до 46,5 млн – более, чем в 5 раз.
Если в 1990 году на 1000 россиян приходилось 58,5 машины, в 2020 – этот показатель достиг 320. Наибольший рост количества автомобилей наблюдается в городах, где проживает свыше 75% населения страны. В крупнейших городах России с населением более миллиона человек – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке – количество автомобилей на 1 000 жителей достигает до 500 и выше.
Расширение уличной сети не поспевает за ростом количества автомобилей. Также отсутствует адекватная организация движения. Эти факторы создают пробки и, как следствие, увеличивают выбросы окиси углерода, окислов азота, углеводородов, соединений свинца и сажи. В присутствии оксидов азота и углеводородов под действием солнечной радиации образуется вторичный загрязнитель с сильно окисляющими свойствами – озон.
Летом, при высокой температуре воздуха и длительном пребывании на солнце в течение нескольких дней, концентрация озона может достигать значений, характерных для летнего смога. Шоссе и дороги, построенные человеком, вносят необратимые изменения в окружающую среду.
Растения, растущие на расстоянии до 200 м от них, испытывают влияние вредных элементов, выделяемых выхлопными газами (свинец, кадмий, кобальт, алюминий, мышьяк и др.). Страдают и животные. Их естественная среда обитания была прорезана сетью автомобильных дорог. Ежегодно на российских дорогах гибнут сотни зайцев, лисиц, оленей и даже лягушек, неспособных преодолеть расстояние в несколько метров, заполненное мчащимися машинами. Умирают не только животные, умирают деревья и леса, луга и поля.
Автомобиль – наименее экологически чистый из всех транспортных средств, используемых в городах. Негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду в основном связано с вызванным им увеличением загрязнения воздуха, воды, почвы и растительности.
Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду
В настоящее время железнодорожный транспорт теряет свое значение. Ликвидируются убыточные участки железнодорожных путей. Дорабатываются и поезда. Они становятся менее вредными для окружающей среды, поскольку питаются от экологически чистой электроэнергии.
Железная дорога должна оставаться основным и дешевым видом транспорта. Ее следует улучшать технически, повышать уровень обслуживания и повышать скорость, чтобы сделать ее конкурентоспособной с автомобилями и самолетами.
Влияние водного транспорта на окружающую среду
Морской транспорт составляет более 70% мировой торговли. До появления в море первых танкеров он не причинял больших экологических потерь. Растущий спрос на сырую нефть и продукты из нее привел к внезапному спросу на мощные танкеры (тоннаж от сотен до нескольких тысяч тонн).
В воду попадает большое количество сырой нефти, масел и других вредных веществ, нанося огромный ущерб экосистемам. Мощные участки морей (особенно прибрежные, вблизи портов) превращаются в так называемую «мертвую воду». Разливы нефти способствуют исчезновению многих видов морских растений и животных.
Влияние воздушного транспорта на окружающую среду
Значение воздушного транспорта возросло за последние 50 лет. В основном это касается пассажирского транспорта. Самолет значительно сокращает время в пути и достигает самых отдаленных уголков земного шара.
Вопреки видимости, авиация также оказывает негативное влияние на окружающую среду. Воздушный транспорт является одним из основных факторов парникового эффекта и исчезновения озонового слоя. Хотя напрямую не ощущается это воздействие, загрязнение на большой высоте ухудшает глобальную окружающую среду. Загрязнение воздуха на высоте нескольких тысяч метров остается в стратосфере в течение длительного времени и имеет опасные последствия для окружающей среды.
Количество топлива, сожженного самолетом за час полета, показывает, насколько большое количество вредных веществ попадает в атмосферу, например, Boeing 737-500 – 5 т, Boeing 767-200 – 6 т, ATR 72 – 0,4 т. Это колоссальные цифры, если учесть, сколько самолетов летают над Россией каждый день.
Как снизить вредное влияние транспорта?
Важнейшей целью транспортной политики должно быть соблюдение принципов устойчивого развития. Экологические, социальные и экономические аспекты должны быть в равной степени приняты во внимание.
Необходимо проводить соответствующую политику, влияющую на поведение пользователей транспортных систем, и более широко использовать рыночные инструменты, позволяющие должным образом учитывать экологические издержки. Требуется поощрять более широкое использование экологически безопасных транспортных средств. Такие инновации, как интеллектуальные транспортные системы, новые бизнес-модели и самоходные транспортные средства, повысят эффективность транспорта в будущем.