Что оказывает больший мультипликативный эффект
Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости
Наращивание инвестиций ведет к росту ВВП и способствует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, названного Дж. М. Кейнсом эффектом мультипликатора.
Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом, обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов.
Рассмотрим влияние автономных инвестиций на рост национального дохода. Пусть в результате автономных инвестиций, направленных на общественные работы (на строительство дороги), все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для строительства, получат дополнительный доход в размере 1 млн. руб., часть которого пойдет на приобретение необходимых товаров и услуг (продуктов питания, одежды, обуви, бытовой техники), а другая часть ими сберегается.
Производители потребительских товаров и услуг, в свою очередь, часть полученного дохода так же потратят, например, на приобретение нового автомобиля. Таким образом, процесс начинает охватывать все новые и новые слои населения, которые часть своих доходов предъявят на рынке в виде спроса на потребительские товары. Возникает цепная реакция: первоначальный 1 млн. руб. в виде автономных инвестиций вызовет рост совокупного спроса и дохода более чем на 1 млн. руб.
Определим рост национального дохода в результате роста инвестиций. Пусть МРС = 0,8, то 800 тыс. руб. строители тратится на приобретение необходимых товаров и услуг, 200 тыс. руб. сберегают. Производители потребительских товаров из полученных 800 тыс. руб. 80% направят на потребление (800?0,8 = 640 тыс. руб.), а 20% будут сберегать. Производители автомобилей из полученных 640 тыс. руб. 80% (640?0,8 = 512 тыс. руб.) направят на потребление, а 20% будут сберегать. Таким образом, процесс будет распространяться на все новых и новых экономических агентов:
1000000 + 0,8 · 1000000 + 0,8 · 0,8 · 1000000 + 0,8 · 0,8 2 · 1000000 + 0,8 · 0,8 3 · 1000000 + … = 1000000· (1 + 0,8 + 0,8 2 + 0,8 3 + +….) =
Таким образом, инвестиции в 1 млн. руб. вызвали 5-кратный рост национального дохода. В нашем примере мультипликатор (k) равен 5.
Из формулы видно, что чем выше склонность к потреблению и ниже склонность к сбережению, тем больше мультипликатор и тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций. Таким образом, мультипликатор – величина, обратная предельной склонности к сбережению.
Мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов, в нашем примере это инвестиции:
Из графика (рис. 3.6) видно, что инвестиции приводят к росту национального дохода от Y до Y1. При этом отрезок длина отрезка YY1 превышает длину отрезка 0?, [YoY1] > [0?], т.е. рост инвестиций приводит к большему увеличению дохода. Чем больше величина MPS, тем круче линия S и тем меньше мультипликатор.
Графически мультипликатор можно определить следующим образом:
Эффект мультипликатора отражает взаимосвязь между увеличением инвестирования и ростом уровня экономической активности в данный момент времени. Эффект мультипликатора – это эффект краткосрочного экономического равновесия. |
Он проявляет себя только в условиях неполной занятости. Первоначальные инвестиции, увеличивая доходы и создавая занятость в каком-либо секторе экономики, способствуют вторичной занятости в отраслях и сферах производства, которые создают товары потребительского назначения. В нашем примере первичная занятость сложилась в дорожном строительстве, а вторичная в пищевой, легкой и других отраслях. Таким образом, первичные инвестиции дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и увеличивая в целом национальный доход.
Кроме инвестиций мультипликационный эффект может быть вызван государственными расходами, налогами, внешней торговлей, поэтому говорят о мультипликаторе государственных расходов, налоговом мультипликаторе и мультипликаторе внешней торговли.
Величина мультипликатора будет зависеть и от так называемых «утечек» в кругообороте доходов и расходов. Сбережения, налоги (N), расходы на закупку импортных товаров (M) – это своего рода «утечки», поскольку они на прямую не связаны с производством и реализацией отечественных товаров. Чем больше «утечки», тем меньше значение мультипликатора.
Но «утечки» компенсируются «инъекциями». Это инвестиции, государственные расходы, расходы заграницы на закупку отечественных товаров (X). «Инъекции» – это дополнительные расходы. В равновесном состоянии «утечки» равны «инъекциям»:
Эффект мультипликатора действует не только в сторону повышения уровня дохода. Сокращение одного из компонентов автономных расходов приводит к кратному сокращению доходов и занятости. Отсутствие равновесия между планируемыми инвестициями и сбережением может привести к двум отрицательным эффектам: инфляционному разрыву и дефляционному (рецессионному) разрыву. Рассмотрим это на примере двух моделей.
Вернемся к ранее рассмотренной на рис. 3.6 модели, демонстрирующей равновесие между инвестициями и сбережениями. Инфляционный разрыв наступает тогда, когда I>S, т.е. планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости, т.е. предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей, поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций при достигнутом уровне полной занятости нет, т.к. размеры совокупного предложения вырасти не могут. Население большую часть своего дохода направляет на потребление, спрос на товары и услуги растет, и в силу мультипликативного эффекта давит на цены в сторону инфляционного повышения.
Дефляционный разрыв наступает тогда, когда S>I (рис. 3.6), т.е. сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этих условиях расходы на товары и услуги низкие, поскольку большая часть дохода сберегается. Это сопровождается спадом производства и понижением уровня занятости. В силу мультипликативного эффекта снижение занятости в одном из секторов экономики ведет за собой вторичное сокращение занятости и доходов в стране.
Рассмотрим инфляционный и дефляционный разрывы на примере еще одной модели (рис. 3.7). Но прежде дадим еще одну интерпретацию совокупному спросу и совокупному предложению.
Совокупное предложение – это линия в 45° (С’) в модели «доходы-расходы», поскольку демонстрирует совпадение фактических расходов (выпуска) с планируемыми. Это утверждение исходит из следующего: национальный доход равен величине национального продукта (ВВП), а последний это и есть совокупное предложение. Совокупный спрос – это известная линия совокупных планируемых расходов (С).
Если экономика находится в точке Е (рис. 3.7), то планы потребителей и производителей совпадают. Однако уровень полной занятости и уровень равновесия не всегда совпадают. Поэтому задача макроэкономического анализа не только в том, чтобы определить равновесный объем производства, но и дать ему оценку, т.е. сравнить, как соотносится равновесный объем производства с потенциальным объемом.
Если фактический равновесный объем выпуска Y ниже потенциального Y*2, то совокупное предложение превышает совокупный спрос, на рынке благ возникнет избыток.
ADAS дефляционныйразрыв AD E инфляционный разрыв I>S S>I Y Y*1Y Y*2 |
Рис. 3.7. Инфляционный и дефляционный разрывы |
В данной ситуации, как было сказано выше, запасы готовой продукции на складах растут. И столкнувшись с трудностями сбыта уже созданной продукции, предприниматели будут уменьшать объем производства и начнут увольнять рабочих (занятость сократится). В результате начнут падать доходы домохозяйства и, следовательно, они начнут сокращать свои расходы. Это все будет происходить до тех пор, пока реальный объем выпуска не достигнет своего равновесного значения.
Таким образом, если Y Y*1, то совокупные расходы избыточны. Это приводит к инфляционному разрыву.
Инфляционный разрыв – это величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный объем национального продукта до уровня полной занятости. |
Чтобы ликвидировать инфляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены.
При анализе эффекта мультипликатора важно знать, на каком отрезке кривой AS функционирует экономика – классическом или вертикальном. Если экономика достигла потенциального выпуска, то эффект работать не может на дальнейшее увеличение дохода, он выльется только в общее повышение цен.
По мнению представителей классической школы, высокая склонность к сбережениям должна способствовать росту инвестиций и национального дохода.
Однако взгляды кейнсианцев на эту проблему отличаются от взглядов классиков. По их мнению, рост сбережений приводит к обнищанию нации.
Кейнс пришел к выводу, что в странах, достигших высокой степени экономического развития, стремление сберегать опережает стремление инвестировать.
Это происходит по следующим причинам:
— во-первых, с ростом капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как сужается круг альтернативных возможностей высоко прибыльных капиталовложений;
— во-вторых, с ростом доходов увеличиваются сбережения, поскольку сбережения – это функция дохода S(Y);
— в-третьих, возможна и ситуация, когда население в ожидании очередного спада начинают больше сберегать.
Рост сбережений сокращает потребление, в результате это приводит к сокращению совокупного спроса и снижению объема ВВП. В дальнейшем, в силу эффекта мультипликатора произойдет сокращение дохода на величину большую, чем первоначальное увеличение сбережений (рис. 3.8). Имеет место ситуация, названная в экономической литературе парадоксом бережливости.
Первоначально рост автономных инвестиций привел к росту национального дохода, равновесие установилось в точке Е1, которой соответствовал уровень национального дохода Y1. С ростом сбережений кривая сбережений S смещается в положение S1, равновесие устанавливается в точке Е2, это приводит к сокращению национального дохода до уровня Y2.
Парадокс бережливостиозначает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению национального дохода. |
Суть парадокса бережливости в следующем: постоянное желание сберечь больше, чем инвесторы хотят вложить, вызовет хроническое уменьшение совокупного спроса, что, в конце концов, приведет ко всеобщему уменьшению желания инвестировать.
Снижение национального дохода приведет, в свою очередь, к снижению инвестиций, что опять приведет к снижению дохода. Рост сбережений также вызовет снижение совокупных расходов, это приведет к тому, что предприниматели сократят производство и занятость.
Если же экономика находится в состоянии неполной занятости, то увеличение склонности к сбережению приведет к сокращению склонности к потреблению. Снижение потребительского спроса означает то, что производители не смогут продать свою продукцию, затоваренные склады сделают невозможными новые капиталовложения. Производство начнет сокращаться, последуют массовые увольнения. Это все в итоге приведет к падению национального дохода в целом и доходов различных социальных групп.
Рассмотрим «парадокс бережливости» с учетом производных инвестиций (рис. 3.9). Если раньше рост инвестиций приводил к росту национального дохода до уровня Y1, то в результате роста сбережений кривая сбережений S смещается в положение S1, равновесие устанавливается в точке Е2. Это соответствует уровню национального доходаY2. Как и в случае с автономными инвестициями (рис. 3.8), произошло сокращение национального дохода.
Однако, в случае с производными инвестициями (рис. 3.9), это сокращение намного больше. Если в первом случае сокращение дохода произошло до первоначального уровня Y, то во втором случае это сокращение намного больше. Сокращение сбережений на величину Е1Е2привело к большему сокращению дохода на величину Y1Y2. Сокращение сбережений и дохода привело также и к сокращению инвестиций. Они уже составляли не величину E1Y1, а величину E2Y2.
Таким образом, в случае производных инвестиций «парадокс бережливости» заключается в том, что рост сбережений приводит не только к сокращению дохода, но и сокращению инвестиций.
Парадокс бережливости характерен только для условий неполного использования ресурсов в стагнирующей экономике. В условиях полной занятости, когда экономика испытывает инфляционный «перегрев», увеличение склонности к сбережению может способствовать снижению уровня цен.
Итак, парадокс бережливости характерен только для экономики с неполной занятостью. Если в экономике поддерживается полная занятость, то возросшее стремление к сбережениям приведет к их фактическому росту, поскольку оно будет способствовать снижению процентной ставки и стимулировать расширение такого компонента совокупных расходов, как инвестиции.
Урок, который преподносит парадокс бережливости, ценен в той мере, в какой мы осознаем его применимость к ситуации недостаточного совокупного спроса и неполной занятости. На основании этого парадокса Дж. М. Кейнс заключил, что в периоды низкой деловой активности, когда у домохозяйств появляются значительные стимулы больше сберегать и меньше потреблять, правительство должно стимулировать рост потребления, а не сбережений. По мнению Кейнса, политика стимулирования сбережений не только бесполезна, но и вредна, а выход из данного положения видится в поддержании спроса, который побудил бы инвесторов покупать новое производственное оборудование.
Подведем краткие итоги.
Экономисты классической школы сформулировали теорию общего равновесия рынков и цен. Согласно их концепции общего равновесия, в экономике может существовать лишь равновесие при полной занятости. Такой вывод опирается на закон рынков Ж.-Б Сэя, согласно которому в экономике, основанной на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты других субъектов. В конечном счете, совокупный спрос будет равен совокупному предложению. Возникающие случаи неравновесия носят временный характер, и рыночные механизмы их быстро корректируют
В противоположность закону рынков Ж.-Б Сэя и классическому варианту макроэкономического равновесия Дж. Кейнсом был выдвинут принцип эффективного спроса, отражающий тот факт, что уровень национального производства, занятости и доходов в данный момент зависит от уровня потребительских и инвестиционных расходов в экономике.
Кейнсианская модель макроэкономического равновесия не признает автоматической связи между сбережениями и инвестициями. Сбережения – это остаток дохода, который не был использован на потребление. В силу основного психологического закона Дж. Кейнса сбережения растут, когда увеличивается доход. Инвестиции же являются функцией побуждения к инвестированию и определяются отношением между ожидаемой предельной эффективностью капитала и процентной ставкой.
Прирост инвестиций приводит к росту дохода, который дает импульс сбережениям в объеме, соответствующем этому росту.
Для графической иллюстрации равновесия на товарных рынках кейнсианцы используют модель IS (инвестиции – сбережения), известную в науке как модель Дж. Хикса. Данная модель показывает уровень дохода, для которого существует равенство между сбережениями и инвестициями при любой процентной ставке. Кривая IS имеет отрицательный наклон, поскольку снижение процентной ставки увеличивает объем инвестирования, а увеличение инвестиционных расходов влечет за собой рост национального дохода. Угол наклона кривой IS показывает соотношение предельной склонности к сбережению и изменению процентной ставки.
Обобщающим результатом кейнсианской теории эффективного спроса является концепция мультипликатора. Мультипликатор – это коэффициент, показывающий увеличение национального дохода, являющегося результатом роста автономных расходов. Величина этого коэффициента зависит от предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению.
Экономический рост на основе принципа мультипликатора способствует росту доходов и соответственно повышению предельной склонности к сбережению. Рост сбережений в условиях высокой деловой активности служит основой новых инвестиций, а значит, ускорения экономического роста (эффект акселератора).
Основные факторы мультипликативных эффектов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие мультипликативного эффекта
Мультипликативный эффект – это взаимосвязь между изменениями результатов хозяйственной деятельности и объемом инвестиций.
Он проявляется в следующей последовательности:
В экономической теории выделяют несколько видов мультипликаторов, которые возникают вследствие мер фискальной, монетарной политики. Мультипликативный эффект проявляется тогда, когда рост одних показателей приводит к резкому положительному скачку других показателей. Например, при увеличении объема государственных закупок на 1 миллиард евро, объем совокупного спроса вырастет на 2 миллиарда евро. То есть, эффект мультипликатора будет равен двум.
Общая формула расчета мультипликатора выглядит следующим образом:
где M – мультипликатор, J – размер дополнительных финансовых вложений, Y – динамика реального ВВП по отношению к прошлым периодам.
Мультипликатор может рассчитываться в денежном или процентном соотношении. Для разных целей рассчитывается разный показатель мультипликатора. Однако, его сущность остается одинаковой для всех случаев. Он равен частному от деления единицы на способность к сбережению. Цель применения мультипликатора – отследить влияние денежной массы на экономику.
Мультипликатор демонстрирует связь между инвестициями и изменением величины дохода. Он необходим для понимания числа, на которое умножается изменение вложений для получения ожидаемого изменения в доходах.
Факторы мультипликативных эффектов
Кейнс утверждал, что экономические решения принимаются в условиях неопределенности, что требует времени для адаптации системы к новым условиям. Реакция субъектов хозяйствования на экономические изменения в системе не всегда ведет к ее стабилизации. Производство может быть намного ниже имеющихся производственных мощностей, а уровень безработицы при этом будет сохраняться на достаточно высоком уровне. Для того, чтобы вывести систему из такого положения, необходимы инвестиции, которые повлияют на рост валового продукта.
Готовые работы на аналогичную тему
Мультипликатор демонстрирует зависимость динамики ВВП от объема инвестиций. Помимо инвестиций необходимо учитывать поведение населения, и его предельную склонность к сбережению и потреблению.
Предельная склонность к потреблению показывает связь между изменением объема потребления и располагаемым доходом населения. Чем выше склонность к потреблению, тем больше расходует население. Значит, мультипликативный эффект от изменения потребления будет выше. Реальность же такова, что предельная склонность к потреблению не является однородной. Желание покупать не всегда зависит только от изменения уровня дохода, но и от текущей ставки процента по ссудному капиталу.
Предельная склонность к сбережению показывает долю увеличения доходов, которые не пошил на увеличение объема потребления. Она показывает долю каждой дополнительной денежной единицы, которая пошла на сбережения. Склонность к сбережению определяет отношение сбережений и доходов, которая отражает поведение покупателей:
Предельная склонность к сбережению = Изменение сбережений / Изменение дохода
Таким образом, размер мультипликативного эффекта определяется предельной склонностью населения к сбережению и потреблению. В зависимости от их показателей мультипликативный эффект будет проявляться сильнее или слабее.
Проявление мультипликативного эффекта в экономике
Рассматривая эффект мультипликатора необходимо учитывать показатель внутреннего валового продукта, налоговую политику, объем инвестиций и особенности разделения труда. ВВП часто применяется для анализа текущего состояния экономики. Он определяется конечной ценой реализации всех произведенных за период в стране товаров и услуг вне зависимости от национальной принадлежности факторов производства. Чтобы их конечная стоимость росла, необходимо на каждом этапе производства оказывать на нее влияние. То есть, чем сложнее продукт, чем более количество звеньев производства он затрагивает, тем выше конечная стоимость. Именно поэтому передовые страны развивают перерабатывающую промышленность и сферу услуг, где продукт проходит длительный процесс преобразований.
Экономика страны является сложной структурой с множеством отраслей и профессий. Чтобы повлиять на размер ВВП государство может увеличить налоговую нагрузку на каждый этап производства. Результатом станет рост показателя ВВП. Однако, инвестиции в производство окажут гораздо более сильный эффект на изменение ВВП, чем первые капитальные вложения.
Примером проявления мультипликативного эффекта может стать строительная отрасль. При росте производства увеличивается объем расходов. Затраты в смежных отраслях ведут к росту практически всей экономики. В строительном производстве задействовано множество контрагентов, относящихся к разным сферам деятельности. Поступающие от подрядчиков заказы расширяют предложение, заставляют производителей конкурировать друг с другом. Увеличение выпуска влияет на рост:
Вышеперечисленные показатели определяют улучшение благополучия населения, ведут к росту спроса, повышению деловой активности. Так и проявляется мультипликативный эффект. Инвестиции в строительство дома заставили работать множество смежных предприятий, что повлияло на экономическую систему в целом.
Государство может влиять на эффект мультипликатора через фискальную политику. Так же оно может финансировать затраты на расширение производства, непроизводительные расходы, развивать инфраструктуру, субсидировать научные исследования. Проведение структурной политики, поддержка военно-промышленного комплекса оказывают влияние на экономическую стабильность, стимулируют развитие отраслей народного хозяйства.
Что оказывает больший мультипликативный эффект
Дословно мультипликатор означает «множитель». Сущность эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов.
Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывает цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.
Другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров также потратят на покупку потребительских товаров, например, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.
Возникает цепная реакция : первоначальные 1000 долл. в виде автономных инвестиций вызовут рост совокупного спроса и дохода более, чем на 1000 долл., т. е. 1000 долл. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор.
Предел суммы геометрической прогрессии, с которой мы в данном случае имеем дело, составит 5000 долл.
Таким образом, инвестиции в 1000 долл. вызвали 5-кратный рост национального дохода, используемого на потребление. Мультипликатор будет равен 5.
Чем выше склонность к потреблению и, соответственно, ниже склонность к сбережению, тем больше коэффициент мультипликатора и тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций. Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов.
В условиях перепроизводства товаров, сопровождавшего Великую депрессию, важно было создать дополнительный платежеспособный спрос и сократить безработицу, а не выбрасывать на рынок новые партии товаров. Так, строительство моста или плотины обеспечит прирост денежных доходов занятых, но не добавит лишнюю массу товаров в общую «кучу» нераспроданных товарных запасов.
Эффект мультипликатора действует не только в сторону повышения уровня дохода. Сокращение любого из компонентов автономных расходов будет вести к кратному сокращению дохода и занятости.