Что оказывает более сильное влияние на развитие в юношеском возрасте наследственность или
Что оказывает более сильное влияние на развитие в юношеском возрасте наследственность или
Все люди уникальны. Индивидуальные особенности, окружение, наличие возможностей и многое другое формирует личность ребенка.
Бесплатные занятия с логопедом
Все люди уникальны. Индивидуальные особенности, окружение, наличие возможностей и многое другое формирует личность ребенка. Существует два больших класса факторов, влияющих на развитие личности. Это биологические особенности и социальная среда.
Очень важным фактором является наследственность для любого человека. Ее можно рассматривать с точки зрения физиологии и психики. Для личности обе точки зрения считаются одинаково важными.
От природы, родителей кроха получает очень многое. Его врожденные качества, задатки влияют на то, как будет развиваться личность. Воспитание, образование могут скорректировать некоторые психологические особенности человека. Главная задача родителей малыша — правильно подойти к процессу его воспитания.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
Факторов, влияющих на развитие личности ребенка, очень много. Буквально каждый день он сталкивается с проблемами, открытиями, преодолевает препятствия и чему-то учится. Все это, словно мозаика, формирует его личность. Нет неважных факторов – все следует учитывать. Формирование личности начинается еще в раннем детстве. Родители отмечают, что, даже когда крохе было всего-то 2-3 месяца, уже проявлялись некоторые черты будущего характера.
Все факторы можно разбить на две большие группы: биологические и социальные. То, что заложено генетически, нельзя изменить. Но многие реакции детей, их поведение обуславливаются повторением за взрослыми. Тут родителям нужно быть внимательными, ведь кроха все впитывает.
Слова, действия, поступки родителей становятся для них эталоном. То есть ваше поведение чаще всего формирует их поведение.
Развитие личности происходит под влиянием того, что окружает ребенка.
Многое можно поправить, воспитать и привить. Ребенка нельзя предоставлять самому себе. Личностное развитие тесно связано с психическим развитием малыша, уровнем его интеллекта. Если ребенок здоров, нет каких-либо отклонений, то эта связь сохраняется на протяжении всей жизни. В любом случае детей необходимо развивать, учить. Чаще всего личностное развитие крохи зависит от того, как родители занимались его воспитанием и обучением.
Нельзя сказать, что какие-то факторы являются важными, а какие-то второстепенными для развития.
Биологические
Формирование того, что мы называем «личность», «я» человека — очень сложный процесс с точки зрения биологии. Это миллионы процессов в нашем мозге, биологические условия, особое строение нервной системы, мозга. Сюда же можно отнести уровень гормонов, который сильно влияет на наше настроение и восприятие мира. Мы видим жизнь по-разному. Совокупность всех особенностей организма – это и есть личность, индивидуальное восприятие действительности.
К биологическим аспектам формирования личности ребенка можно отнести наследственность и наличие (или отсутствие) самых разных патологий развития.
Наследственность
Это все, что мы получаем «в наследство» от родителей. Не только рост, цвет волос и глаз, но и черты характера, личностные особенности. Человек рождается уже с набором задатков. Что-то под действием воспитания может измениться, а что-то навсегда останется с ним. Наследственные факторы — что-то такое, что в нас есть по умолчанию, вне зависимости от нашего желания или нежелания.
Вместе с физическими признаками наследуется тип психической деятельности, реакции, тип нервной системы. Большое количество определяющих факторов развития личности уже заложено в нас. Дальше все зависит от того, как пойдет процесс развития ребенка.
Наследственность можно еще охарактеризовать как задатки человека. Позже из них сформируются многие психические свойства и особенности человека. Тут важную роль будет играть окружение человека, возможности, социальная среда, образование.
Наличие патологий развития
Наличие аномалий и патологий развития очень сильно влияет на формирование личности ребенка. Тут очень важно, затрагивают ли аномалии психическую деятельность или нет. Если у ребенка диагностировано отставание психического развития или сниженный интеллект, то это не значит, что он лишен процесса личностного развития. Совсем нет – просто оно идет по другому пути.
Важным фактором тут является то, какие именно нарушения имеются ввиду. Например, если ребенок родился глухим, слепым, не может говорить или же у него есть целый комплекс нарушений. Восприятие мира для него сразу же меняется. А значит, и себя он ощущает совсем не так, как человек без нарушений. Личность формируется тем, как мы реагируем на изменение окружающего мира. Если пропадает какой-то канал связи, значит, лично для нас мир уже выглядит иначе.
Социальные
Социальные факторы, формирующие личность ребенка, очень разнообразны. Здесь имеет значение практические все. Это получение социального опыта. Можно сказать, что социальные факторы «наслаиваются» на биологические. Биологию тут можно считать базисом.
Социализация
Социализация, или процесс усвоения человеком социального опыта, начинается очень рано – буквально с первых дней появления на свет. Мы находимся в социальной среде, и ее нормы и правила влияют на формирование личности каждого человека. Сюда входит:
Чем раньше начинается социализация малыша, тем лучше. Если у ребенка есть возможность посещать садик, это всегда даст позитивный опыт. Там он быстрее понимает, как устроено общество, по каким правилам действует. Приобретается опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми людьми.
Если малыша лишают общения, он не посещает садик, мало гуляет, это может привести к замкнутости, концентрации только лишь на себе, своих желаниях. Такие личностные качества часто мешают в дальнейшей жизни. Социальные факторы развития личности оказывают огромное воздействие на качество жизни человека. Если не научить кроху общаться, дружить, понимать других людей, ему будет очень тяжело строить более серьезные отношения во взрослой жизни.
Находиться в обществе — значит проявлять себя, развивать свои таланты. Со временем появляется критическая оценка себя. Так происходит самостоятельная коррекция поведения, изменение некоторых черт характера.
Семья и отношение к ребенку
Если рассмотреть несколько типов окружения и организации жизни детей, то видно, как по-разному формируются личностные качества.
Иногда малыш становится центром вселенной для семьи. Все разговоры только о нем, новостях его жизни, успехах. Ему покупаются все вещи, которые он желает получить. Мама и бабушка вылавливают из супа лук, который он не любит кушать. Это ведет к формированию определенных качеств характера ребенка. Формируется личностный взгляд на жизнь:
В противоположной ситуации от ребенка требуют самостоятельности, он получает задания по дому. Похвала звучит только тогда, когда есть реальное достижение. В его личностной характеристике присутствуют другие качества:
Отношение к ребенку в семье сказывается на формировании его личности. Например, оба этих малыша отправились в первый класс. Первому будет очень тяжело пройти адаптационный период, ведь он не привык к подобным испытаниям. Второму будет гораздо проще приспособиться и проявить себя. Самостоятельность, ответственность за свои поступки, самокритика — черты личности, которые формируются под влиянием семьи.
Окружающая среда
Очень важно, в какой среде живет ребенок. Законы общества, влияющие на его жизнь, создают многие личностные качества. То, как среда воздействует на человека, определяет, как человек будет относиться к ней.
Если малыша с ранних лет окружают люди, которые все проблемы решают руганью или силой, то это станет для него эталоном поведения.
Факторы среды могут подтолкнуть к развитию многие задатки человеческой психики. Как в позитивном смысле, так и в отрицательном.
Воспитание
Родители, воспитатели, учителя занимаются воспитанием ребенка. Главная задача воспитания — привить ребенку определенные моральные нормы и правила поведения. С помощью воспитания можно ограничить развитие многих негативных задатков человека. Например, склонность к жестокости, эгоистичное поведение. Такие задатки очень негативно влияют на формирование личностных качеств у детей.
Воспитание ребенка должно проходить в адекватной форме. Агрессия всегда порождает еще большую агрессию. Лучше всего спокойно объяснять ребенку, где он неправ, подсказывать другой вариант решения проблемы.
Например, в садике воспитатель жалуется, что маленький мальчик дерется, отбирает игрушки силой. С одной стороны, это нельзя оставлять без внимания. С другой — наказав ребенка, отшлепав его без разъяснения причин, родители только подтверждают его точку зрения: сильный, агрессивный человек получает то, чего хочет. Это убеждение ребенка сформирует его характер.
Конечно, воспитание оказывает огромное влияние на характер человека. Главное, чтобы воспитанием занимались те люди, которые сами следуют установленным в обществе правилам.
Образование
Образование дает человеку не только обширный кругозор. Существуют последствия обучения, влияющие на личностное развитие:
Волевое развитие
Человек понимает, что необходимо прикладывать усилия для достижения цели. В школе это оценки, похвалы учителей и родителей.
Возможность самореализации
Обучаясь, ребенок находит для себя много интересного. Реализовать себя в интересующих областях непросто, но это приносит удовлетворение. А еще это возможность показать миру себя и свои лучшие качества.
Самокритика
Образование, обучение всегда связано с развитием умения критиковать себя, смотреть на себя и свою работу со стороны.
Ребенок использует все то, что заложено в нем от природы. Это гены родителей, индивидуальные особенности. Все остальное он получает из окружающего его мира. Родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы психическое развитие малыша проходило правильно. Тут их роль является ведущей.
ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Наследственностью принято называть передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.
Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.
Каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.
Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. По этой причине очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, должна быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).
С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:
2. Наследование специальных качеств.
Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, в случае если человеку предоставляются необходимые условия.
3. Наследование моральных качеств.
Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного – «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.
При этом развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды исходя из их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.
Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:
— неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);
— органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);
— социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).
К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.
При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана и Аллена. Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.
Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.
Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.
Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.
Большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению. Только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.
Развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем довольно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого утверждения являются многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное: овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это и есть свидетельство того, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.
Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип».
Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах, это генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей.
Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма и зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов. К ним относятся: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление).
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
Как наследственность влияет на здоровье?
Как наследственность влияет на здоровье?
Часто в поведении и характере детей прослеживается схожесть с родителями или другими близкими родственниками. Это называют наследственностью, которая влияет не только на психическое, но и физическое развитие. Именно наследственности уделяют особое внимание. К примеру, многие беременные женщины переживают, как генетика повлияет на ребенка. Специалисты, работающие в области генетики, отмечают все более значимую роль наследственных факторов в развитии патологии. Во многом это объясняется расширением и качественным улучшением диагностической базы генетики.
Гены передаются от родителей, которым они достались от их родителей и т.д. То есть, ребенок получает такой набор генов, в котором заложена вся информация предыдущих поколений. Объем передаваемой наследственной информации от одного поколения к другому составляет десятки тысяч генов. Именно они определяют цвет кожи, волос, глаз. Однако наследственность касается и некоторых заболеваний.
«Наследственными» болезнями считаются сахарный диабет, гемофилия, эндокринные расстройства, также по наследству могут передаваться сердечно-сосудистые заболевания. Винить гены можно и в некоторых психических проблемах. Зачастую человек с нервными расстройствами имеет среди родственников тех, кто столкнулся с такой же проблемой.
Современное общество часто грешит на гены. К примеру, многие считают, если в роду была какая-либо тяжелая болезнь, то у ребенка в 90% случаев она тоже будет. Такую вероятность можно выявить с помощью специальных исследований. Современным родителям важно знать, что их ребенок родится здоровым, поэтому в клиниках и медицинских центрах проводят специальные тесты на выявление генетических патологий.
При этом генетики говорят, что такие «поврежденные» гены могут не проявляться на протяжении всей жизни,особенно, если человек ведет здоровый образ жизни, правильно питается и тщательно следит за своим здоровьем. Однако при неблагоприятных условиях такие гены могут активироваться и тогда вероятность проявления болезни значительно увеличивается.
Стоит отметить, что даже у людей с отличной наследственностью и крепким здоровьем, оно может ухудшиться. Ведь на здоровье влияют не только гены, но и наш образ жизни. В любом случае, многое зависит только от вас. Не пренебрегайте своим здоровьем и здоровьем своих близких, ведь оно не имеет цены. Каждому человеку дана возможность укрепить и поддержать свое здоровье, сохранить активность, бодрость тела и духа до старости. Важно этим грамотно воспользоваться, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь.
Что такое биологический возраст и как он влияет на организм? Отвечает эксперт
Скорость старения можно контролировать. Рассказываем, как этого добиться. Как определить свой биологический возраст и какие факторы на него влияют — рассказывает Елена Рябинкова, кандидат медицинских наук и ректор Колледжа фитнеса и бодибилдинга имени Бена Вейдера.
Что такое биологический возраст?
— Биологический возраст — это возраст, который в большей степени, чем паспортный, отражает онтогенетическую зрелость организма (или индивидуальное развитие организма). Хотя единого определения на сегодняшний день еще не существует. Несмотря на то, что исследования по данной теме проводятся на протяжении 150 лет, а интерес общества к этому в последнее время сильно вырос.
Определение биологического возраста: современные тенденции
— Биологический возраст и его определение не дает четкого представления об истинном возрасте человека. Судить о нем можно только при наблюдении за маркерами в течение года. Здесь важна комплексная оценка.
Оценка биологического возраста
1. Текущий биологический возраст и текущий календарный возраст (фиксируются на день выполнения тестов).
2. Скорость биологического возраста. Как быстро вы стареете? Сколько биологических лет вам будет через 12 календарных месяцев? На сколько лет вы станете старше через один календарный год?
3. Тенденция биологического возраста — этот параметр показывает общее направление биологического возраста и его скорость. Это параметр чувствительности организма, чтобы выявить неожиданные «прыжки» (преждевременное старение) и указать на приближение болезни.
4. Средний биологический возраст — показывает среднее значение за 12 месяцев и является самым точным показателем биологического возраста. Организм человека меняется очень динамично, а изменение биологического возраста, в свою очередь, может происходить каждую минуту. Хороший сон снижает биологический возраст, утомительная и беспокойная работа поднимет его за считанные часы. Поэтому нужно внимательно относиться к своему режиму.
Факторы, влияющие на биологический возраст
— Люди одного возраста и пола нередко отличаются друг от друга по степени выраженности изменений в органах и системах. На сегодняшний день возрастная группа в 50 лет имеет наибольшие отличия по биологическому возрасту: они отличаются на 30 лет и более. Те, кто с 90-х регулярно проходил обследования, пользовался достижениями антивозрастной медицины, фитнеса, постоянно занимался спортом, вел здоровый образ жизни, не попадал в серьезные стрессовые ситуации, выглядят моложе.
В настоящий момент врачи бьют тревогу относительно молодого поколения. Они стареют быстрее, чем их родители. Это происходит за счет увеличения болезней старения в молодом возрасте. У детей и подростков отмечается увеличение таких заболеваний, как ожирение, юношеская гипертония, заболевания глаз, а также изменение привычных изгибов позвоночника из-за наклона головы вперед к айфонам и другим гаджетам. Раннее нарушение осанки связывают с нарушением мозгового кровообращения и когнитивных функций. Страдают память, скорость принятия решения и многие другие функции.
Факторы, которые влияют на биологический возраст, внешний вид и состояние органов и систем:
1. Генетика
Этот фактор имеет наибольшее влияние в молодом возрасте, до окончания периода полового созревания, — более 90%. Скорость окостенения скелета, прорезывание зубов, возраст наступления менструации у девочек, мутация голоса у мальчиков, появление вторичных половых признаков с большей вероятностью будет протекать так же, как и у родителей. Остальные 10% — образ жизни, питание, перенесенные заболевания, климат и другое. Даже занятия спортом в детском и подростковом возрасте не оказывают большого влияния на скорость созревания. Они лишь сокращают период отставания роста внутренних органов у ребенка от роста размеров тела и помогают легче пережить нейрогормональную перестройку организма.
По мере того как ребенок взрослеет, генетическое влияние уменьшается, увеличивается влияние внешних факторов. К зрелому возрасту пропорция обратная: примерно 10-15% — генетика и 85-90% — образ жизни, болезни, стрессы, травмы повторяющихся нагрузок, генерализованное тревожное расстройство, страх быть под наблюдением, невозможность общения и дружбы, дедлайны, накопление оксидативного стресса и многое другое. С наступлением зрелости появляется больше шансов управлять биологическим возрастом и скоростью старения.
2. Пол. Среди долгожителей более 90% — женщины
Более раннюю смертность у мужчин связывают с тем, что у них чаще встречаются вредные привычки (алкоголь и курение), они более рискованные и в связи с этим более подвержены травмам. Мужчины поздно обращаются к врачам в случае заболевания, боясь показаться слабыми и беспомощными. В организме человека примерно 150 генов, отвечающих за иммунитет. Они находятся в Х-хромосоме, и в случае поломки или мутации в этих генах у мужчин второго шанса на потерянный иммунный ответ уже нет, в отличие от женщин, у которых этот фактор есть во второй Х-хромосоме.
3. Регулярная физическая нагрузка
И лучше всего, когда она разносторонняя. Заниматься нужно 4 раза в неделю по 3-4 разнообразным программам физической активности, тренируя, например, силу, выносливость, быстроту и координацию. В этом случае организм будет стареть медленнее, чем у того человека, который тренируется по одной программе или вообще не занимается физическими упражнениями. Влияние занятий спортом на скорость старения доказывают 20-летние наблюдения за участниками Олимпийских игр для пожилых. Их средний возраст — 65-68 лет, а биологический возраст на 20 лет моложе — 45-48 лет.
4. Семейное положение
Женатые мужчины живут дольше и стареют медленнее, чем неженатые, а женщины — наоборот. Стареют медленнее и живут дольше незамужние женщины.
5. Эмоциональный настрой
Оптимисты стареют медленнее и живут дольше, чем пессимисты.
6. Заболевания
Туберкулез, атеросклероз, язвенная болезнь, иммунодефициты ускоряют старение.
7. Прочие факторы
Ионизирующее излучение, лучевая терапия ускоряют старение. На скорость старения влияет и потеря работы. Теломеры укорачивались у уволенных рабочих, шахтеров и их ближайших родственников. Исследовали теломеры матерей, у которых болели дети, в зависимости от организации лечения ребенка — в стационаре, амбулаторно или с редкими консультациями. У тех, кто находился без ежедневного присмотра врачей, теломеры оказались наиболее короткими, соответственно, скорость старения увеличивалась. Также исследуют, кто какую музыку слушает и какая при этом скорость старения. Победили любители джаза — они стареют медленнее по сравнению с другими музыкальными предпочтениями.
Маркеры биологического возраста
— Маркеры старения — это биологические параметры, которые качественно и количественно изменяются с возрастом и служат для определения биологического возраста, при этом они не являются симптомами заболеваний. В настоящее время предлагается более 1200 различных показателей, которые могут претендовать на роль маркеров биологического возраста, и количество их неуклонно растет. Биологический возраст определяется путем сравнения индивидуальных показателей состояния организма со среднестатистическими стандартными данными соответствующей возрастной группы и выражается в единицах времени (в годах). Биологический возраст может совпадать с хронологическим или паспортным, опережать его или оказаться существенно меньшим.
Нормой считается отклонение биологического возраста от хронологического не более чем на пять лет. Старение в этом случае рассматривается как естественное.
Тесты для определения биологического возраста
— Ученые предлагают использовать разное количество тестов для оценки биологического возраста — от одного до нескольких десятков и даже сотен. Они определяют:
— морфологию (процент жира в теле, весо-ростовые индексы);
— физиологические функции (эластичность кожи, острота зрения и слуха и др.);
— психологические тесты (распознавание картинок, концентрация внимания и др.);
— нагрузочные тесты (частоты дыхания при физической нагрузке, максимальное потребление кислорода и др.).
Однако исследования показывают, что от увеличения количества тестов после 10-15 маркеров точность оценки не прибавляется. Они все имеют очень высокую корреляцию друг с другом. Для выбора маркеров Американская федерация исследований старения рекомендует придерживаться следующих критериев:
1. Высокая корреляция биомаркера со смертностью;
2. Биомаркер должен являться показателем естественного старения, а не проявлением заболевания;
3. Биомаркер должен обеспечивать возможность массового скрининга, безопасность и надежность (воспроизводимость результатов);
4. Биомаркер должен быть также применим к лабораторным животным, чтобы обеспечить возможность контроля, тестирования и совершенствования результатов.
Различают интегральные и парциальные модели определения биологического возраста. Интегральные модели характеризуют состояние организма в целом, а парциальные позволяют оценить биологический возраст одной из систем организма.
Ученые предлагают различные формулы определения биологического возраста для мужчин и женщин. Однако без специалистов, которые будут оценивать показатели, входящие в эти формулы, вам не обойтись.
Биомаркеры для самостоятельного контроля
— Для тех, кто задумался об активном и продуктивном долголетии, самый оптимальный вариант — выбрать те маркеры, которые можно контролировать самостоятельно и ежедневно влиять на них, замедляя скорость старения. Вот 10 из них:
1. Аэробная производительность — способность организма перерабатывать кислород из воздуха, продвигать его в кровоток и по всему телу. Увеличивается благодаря физическим упражнениям. Чем выше аэробная производительность, тем меньше ваш биологический возраст. Для начала подойдет любой тест на толерантность к физической нагрузке.
2. Кровяное давление: чем ниже артериальное давление (в пределах нормы 100-139 на 60-89 мм. рт.ст) и чем больше пульсовое давление (разница между максимальным и минимальным давлением), тем эффективнее работает система и тем меньше биологический возраст.
3. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя: чем ниже этот показатель в пределах нормы (60-80 уд. в мин.), тем эффективнее сердце прокачивает кровь и тем меньше биологический возраст.
4. Плотность костей — это показатель плотности минерального содержания костей. Чем сильнее кости, тем меньше биологический возраст.
5. Регуляция температуры тела — это способность поддерживать внутреннюю температуру тела: чем лучше организм с этим справляется, тем меньше ваш биологический возраст.
6. Толерантность сахара в крови / уровень инсулина: способность организма контролировать и перерабатывать сахар в крови (глюкозу) из пищи через гормон инсулин и распределять его в организме через кровоток. Чем ниже уровень глюкозы и инсулин натощак, тем меньше ваш биологический возраст.
7. Композиция тела — процент жира в теле и мышечная масса: чем ниже процент жира (в пределах нормы), тем выше безжировая масса (мышцы) и, соответственно, меньше ваш биологический возраст
8. Холестерин / соотношение плохого (низкой плотности) и хорошего (высокой плотности) холестерина. Чем меньше плохого холестерина и больше хорошего (в пределах нормы), тем меньше биологический возраст.
9. Сила — это способность тела сопротивляться весу. Чем вы сильнее, тем меньше ваш биологический возраст. Эффективный показатель — сила левой кисти (измерения силы динамометром на вытянутой левой руке).
10. Равновесие, баланс. Чем дольше вы простоите с закрытыми глазами на левой ноге, согнув правую ногу, тем меньше ваш биологический возраст.
Каждый из этих биомаркеров можно контролировать или изменить ежедневным выбором. Например, можно есть свежие фрукты и овощи вместо жирной пищи или фаст-фуда, пить чистую воду вместо сладких газированных напитков, ходить пешком и заниматься в спортзале вместо просмотра телевизора на диване. Справляться со стрессом можно с помощью правильной организации сна, режима дня, йоги, массажа и медитации.