Что оказало влияние на стилистику оперы преступление и наказание
1)Увлечение каким музыкальным направлением определило творческую судьбу Эдуарда Артемьева?
2)Какие направления музыки главенствуют в творчестве Эдуарда Артемьева?
Музыка к кинофильмам.
Музыка к мультфильмам.
Музыка к документальным фильмам.
Музыка к театральным постановкам.
Симфоническая музыка.
3)Выберите, какие жанры русской музыки использует Э.Артемьев в «Преступлении и наказании»?
частушка
4)Вставь пропущенное слово в высказывании композитора:
Развитие техники всегда провоцирует рождение новых стилей и новых художников. Изобрели темперированный клавир – появился Бах. Возник симфонический оркестр – появился Бетховен. Сейчас пришла___________
– и это надо еще переварить.
5)Вставь пропущенное слово в высказывании Ф.М. Достоевского, чтобы понять его суть:
Человек есть тайна. Её надо разгадать… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть ________.
6)Кому принадлежит идея создания оперы по роману Ф. Достоевского?
7)Какой прием использовал Э. Артемьев для исполнения речитативов в своей опере?
Строгую ритмическую организацию.
8)Что оказало влияние на стилистику оперы «Преступление и наказание»?
Сопричастность композитора прошлому.
Следование традициям классической оперы.
Глубокий интерес к подлинному русскому фольклору.
Увлечение композитора электронной музыкой.
Впечатленность композитора рок-оперой «Иисус Христос – Суперзвезда».
Понимание актуальности проблем, выдвинутых в романе Ф. Достоевского для современности.
Презентация по музыке «Человек есть тайна» Рок-опера «Преступление и наказание»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Человек есть тайна». Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» 8 класс
Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Эдуард Николаевич Артемьев (р.1937) лидер отечественной электронной музыки, известный композитор, озвучивший кинофильмы А. Тарковского, А. Кончаловского, Н. Михалкова
Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Рок-опера является переосмыслением романа с позиций нашего современника, человека 21 века. Вечная внутренняя борьба, сомнения, горькие ошибки, накал чувств в поисках истины – всё это воплотилось на страницах романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и в концентрированном виде нашло преломление в рок-опере Э. Артемьева.
Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Рок-опера состоит из двух актов. Первый – рассказ о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство. Во втором – признается в содеянном следователю Порфирию Петровичу. Лирический центр оперы – тема любви к Соне.
Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Почти всё действие рок-оперы происходит на Сенной площади дореволюционного Петербурга, где кипит пестрая, многоликая, шумная жизнь. Композитор передает характеры героев, внутренне неуравновешенных, недоумевающих, ищущих выхода из жизненных ситуаций, раскрывающих противоречия между романтикой мечтаний и прозой жизни.
Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Открывает рок-оперу «Баллада Шарманщика». Она вводит слушателей в мир образов, характерных для эпохи. Именно его глазами зрители, слушатели видят всё происходящее. Узловые события оперы комментируются другими шарманщиками, которые дают оценку всему, что наблюдают. В финальном эпизоде на Петербург обрушивается наводнение – грозная стихия.
Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Музыка Артемьева, как и роман Достоевского, держит слушателя в постоянном напряжении, вынуждает его спрашивать себя: «А нет ли в твоей душе стремления к такому душевному спокойствию, которое означает безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в тебе самом голос совести?»
Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Рок-опера ближе к классике: у каждого персонажа есть свои темы (арии, романс, дуэт). Композитор трактует образ Раскольникова как образ рок-музыканта с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером. В основу музыкального языка положен рок в самых разных его направлениях: от тяжелого до балладного и даже популярного. При этом мелодика оперы не просто пронизана русской интонацией, она вся построена на ней, даже в самых ярких эпизодах. В музыке звучат И подлинно народные мелодии, И джазовые композиции, И темы для солирующего фортепиано.
Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Автор либретто – Ю.Ряшенцев – почти не менял текст Достоевского, сумел его ритмически организовать, написал «белые стихи». Э. Артемьев придумал специальную технику для речитативов: певцы в заданных пределах могли импровизировать. Исполнителями стали рок- или эстрадные певцы. Ни одного классического оперного голоса нет.
Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» На вопрос, что же получилось – классическая опера, рок-опера, мюзикл, композитор ответил: «Как сейчас говорят, полистилистика…» Создавал оперу более 20 лет. Долгие годы существовала в аудиозаписи. В мае 2016 года состоялась премьера в постановке А. Кончаловского (событие приурочено к 150-летию со дня рождения Ф. Достоевского)
Рок-опера Э.Н. Артемьева «Преступление и наказание» Найдите в Интернете описания характеристик главных героев романа (Родион Раскольников, Соня Мармеладова, Порфирий Петрович). Выпишите ключевые слова, раскрывающие образ. Сравните их с музыкальными характеристиками в рок-опере. Послушайте вокальные фрагменты. С помощью каких жанров (рок-н-ролл, романс, плясовая, частушка, рэп, эстрадная песня) раскрываются образы? Послушайте инструментальные эпизоды. Каков удельный вес звучания симфонического оркестра, народных инструментов и электронной музыки?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-769579
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
НАРОД, АТТЕСТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ!! СРОЧНО НУЖНЫ ОТВЕТЫЫ.
Контрольная работа № 1 по музыке по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, 8 класс
Вариант 1
Часть I
Выбери правильное утверждение.
1. Какие произведения искусства называют классикой?
А) Произведения, созданные много лет назад
Б) Произведения, которые считают высшим образцом
В) Произведения, которые всем нравятся
2. Вспомни звучание арии главного героя. Какой голос исполняет партию князя Игоря?
А) Тенор
Б) Баритон
В) Бас
3. Кто написал тексты для вокальных номеров оперы «Князь Игорь»?
А) В, В. Стасов
Б) А. С. Пушкин
В) А. П. Бородин
4. В каком из номеров оперы композитор использовал подлинный русский старинный напев?
А) Хор «Солнцу красному слава!»
Б) Ария князя Игоря
В) Плач Ярославны
5. В каком номере балета Б. Тищенко «Ярославна» используется подлинный текст «Слова о полку Игореве»?
А) Вежи половецкие
Б) Стон русской земли
В) Молитва
6. Какой прием использовал Б. Тищенко для создания образа половецкой конницы, безжалостно топчущей русскую землю?
А) Изображение топота копыт барабанной дробью
Б) Изображение топота копыт женским кордебалетом на пуантах
В) Изображение топота копыт ударами тарелок и грохотом литавр
7. Кто является автором драматической поэмы «Пер Гюнт»?
А) А. Линдрен
Б) Г. Ибсен
В) Г. Х. Андерсен
8. Как называли кинематограф в начале XX века?
А) великий глухой
Б) великий немой
В) великий слепой
9. Кто дал название Симфонии № 8 Ф. Шуберта «Неоконченная»?
А) Автор
Б) Первый исполнитель
В) Слушатели
10. Какая музыка звучала в фильме Андрея Тарковского «Солярис»?
А) фортепианная пьеса П. И. Чайковского
Б) симфоническая увертюра Л. ван Бетховена
В) органная прелюдия И. С. Баха
11. В каких областях человеческой деятельности проявился талант А. П. Бородина? (неск. вар)
А) Музыка
Б) Живопись
В) Медицина
Г) История
Д) Физика
Е) Химия
4. Сопоставь музыкальные термины и их значение.
1) Попытка максимально точно воспроизвести стиль и манеру исполнения, характерную для прошлых веков.
2) Создание новой композиции на основе известного музыкального произведения.
3) Переложение произведения для другого состава музыкальных инструментов.
А) Аранжировка
Б) Транскрипция
В) Аутентичное исполнение
5. Составь правильные названия номеров оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»
1).Плач
2) Ария
3) Хор
А) «Солнцу красному слава!»
Б) Ярославны
В) Князя Игоря
6. Кто из композиторов является автором следующих песен из кинофильмов?
1) «Песня о встречном» А) Тихон Хренников
2) «Я шагаю по Москве» Б) Андрей Петров
3) «Песня о Москве» В) Дмитрий Шостакович
Мне кажется, что 4-й вопрос немного некорректно поставлен. Должно выглядеть так :
1).Аутентичное исполнение
2).Аранжировка.
3).Интерпретация, этого нет в предлагаемых ответах.
*Некоторые музыканты стараются как можно точнее воспроизвести дух ушедшей эпохи. Такое исполнение называют аутентичным.
*Аранжировки, сочетают старинные и современные музыкальные инструменты, вступают в творческий диалог с композиторами-классиками. И тогда на основе известных мелодий возникает, по сути, новое музыкальное произведение.
*Искусство уважительного, внимательного, но при этом современного «прочтения» классики называют интерпретацией.
Конспект по музыке на тему: «В музыкальном театре. Рок-опера «Преступление и наказание» 8 класс
В музыкальном театре. Рок-опера «Преступление и наказание»
На этом уроке вы познакомитесь с переосмыслением романа Ф.М. Достоевского с позиции нашего современника, композитора XXI века – Эдуарда Артемьева. В рок-опере этого композитора вы услышите сочетание русских (зачастую подлинных) интонаций и различных направлений рок-музыки (от тяжелого, до балладного и даже популярного). Интерпретации одного и того же сюжета в разных видах искусства помогут вам сделать выводы об отношении героев оперы к добру и злу, добродетели и греху, смирению и гордыне. Вы сможете понаблюдать, как автор воплощает художественные образы через традиционные и новые средства художественной выразительности.
Интересные факты из биографии композитора Э. Артемьева
Историю создания его рок-оперы «Преступление и наказание»
Выявлять в произведениях полистилистики элементы различных стилей, жанровые, ритмические и мелодические цитаты
Оценить актуальность русской классической литературы для современников и возможности ее интерпретации в музыке на примере рок-оперы Э. Артемьева «Преступление и наказание».
Выявить принципы драматургического развития в современном сценическом произведении
Пронаблюдать за процессом нравственного выбора героя между добром и злом, добродетелью и грехом, смирением и гордыней
Рок-опера, действие, акт, эпизод, ария, дуэт, романс, интонация, речитатив, импровизация, рок-н-ролл, рэп, эстрадная песня, плясовая, частушка, музыкальный образ, полистилистика.
Сегодня мы обратимся к творчеству современного российского композитора Эдуарда Артемьева. Его имя у многих ассоциируется с электронной музыкой, необычными звучаниями, которые вызывают удивление, восхищение, а порой и недоумение… Но при этом его композиторский стиль легко различим в современном звуковом космосе по характерному и, совершенно необъяснимому акустическому комфорту, исключительному богатству оттенков музыкального языка. Его особый образный мир, потрясающее чувство пространства поражают воображение…
Включить аудиозапись: Э.Артемьев – Мозаика
В 1968 на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции Мурзин представлял свой музыкальный инструмент «АНС». Это было чудо советской электроники, которое изобретатели назвали в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина – по его инициалам «А», «Н», «С». Вместе с удивительным инструментом в Европу приехала и экспериментальная музыка Артемьева. После чего в итальянской прессе появилось знаменательное сообщение: «Один из ведущих центров электронного авангарда находится в Москве».
Включить видеофрагмент: презентация АНС Мурзина.
Включить отрывки аудиозаписей: треки из фильмов Сталкер, Зеркало, Солярис
Более 35 лет назад композитор Эдуард Артемьев начал работать над новым крупным сочинением по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Бедный студент убивает старуху-процентщицу… Эта история как под лупой микроскопа показывает таинственный мир души человеческой… Бездонной, как пропасть греха и возвышенной, как смиренное покаяние…
Первоначальный замысел подсказал композитору режиссер Андрей Кончаловский. В соавторстве с поэтом Юрием Ряшенцевым и при участии Марка Розовского было создано либретто оперы-мистерии «Раскольников». Но по разным причинам эти невероятно одаренные люди долго не могли воплотить свой замысел в жизнь.
Менялись времена, и менялась, переписывалась концепция спектакля. По мере изменения либретто, изменилось и название. В итоге к началу XXI века под названием «Преступление и наказание» появилась современная партитура рок-оперы.
В этом сочинении отразилась вся многогранность творческой личности Артемьева: его знания в области электроники, кинематографическое мышление, безупречная консерваторская школа композиции, выдающийся мелодический талант автора популярных песен….
Произведение является ярким образцом полистилистики. Автор легко и органично сочетает электронные звучности с классическим оркестром, джазовые гармонии с фольклорными попевками, экспрессивный рок с пошловатой «попсой». Рок-оперу «Преступление и наказание» смело можно назвать энциклопедией современной музыки – так много различных течений и стилей объединила она в себе.
Однако, поставить оперу на сцене удалось лишь в 2016 году.
Время действия авторы размыли, и в нём угадываются черты и прошлого, и настоящего, а, может быть, и будущего…Изменения коснулись и партитуры: из четырёхчасового материала был собран более компактный вариант, в котором, однако, сохранены все музыкальные стили, задуманные композитором. Здесь переплетаются и рок, и фольклор и городской романс.
Лейт-мотивом через весь спектакль проходит образ шарманщиков, которые бесстрастно и нарочито просто комментируют весь ход событий. Большая часть действий происходит на Сенной площади, где кипит пёстрая, многоликая, шумная жизнь. По замыслу режиссера, «Сенная» символизирует собой всю Россию.
Противоположный полюс – это Соня Мармеладова. Образ всепрощающей любви, она является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего. Рок-опера звучит мощно и современно, каждая мелодия помогает максимально раскрыть характеры персонажей.
Сколько бы ни прошло десятилетий ответы на эти вопросы придется искать каждому из нас ….
Записать определения в тетрадь:
Алеаторика (от лат. Alea – случайность, жребий) – метод композиции с незакрепленным звуковым текстом. Используется принцип случайности, когда исполнитель может самому выбирать, когда ему вступить в общее звучание ансамбля, какие звуки и на какой высоте играть.
Прослушаем отрывки из рок-оперы:
— видеофрагмент (Раскольников на допросе у Порфирия)
Ответьте на вопросы:
Где композитор Артемьев получил профессиональное музыкальное образование?
Как завали инженера, встреча с которым определила музыкальную судьбу Э. Артемьева?
Как назывался первый советский электронный инструмент? В честь кого он был так назван?
Перечислите фамилии отечественных кинорежиссёров, с которыми сотрудничал композитор Э. Артемьев.
Кто подсказал Артемьеву идею создать рок-оперу на сюжет Ф. М. Достоевского?
Где происходит большая часть действия спектакля?
Чей образ становится лейтмотивом спектакля? Какую смысловую нагрузку он несёт?
Домашнее задание: Найдите в интернете аудио- или видеозапись с исполнением фрагментов из оперы «Преступление и наказание». Что вы можете сказать о стилистике и инструментовке данных фрагментов? (ответ записать в тетрадь)
Дело все в том, что рассматриваемая форма повествования – своеобразный ремейк. Полное переосмысления романа с точки зрения современного человека, живущего в 21 веке. Поднимаются проблемы социальных болезней, связанных с потерей грани между добром и злом.
Персонажи произведения
Во время просмотра оперы зрителю будут попадаться разнообразные герои, без которых невозможно развитие событий:
Родион Раскольников – человек, думающий на тему того, кто он – бог или ничтожество;
Это – ключевые лица романа. Остальные герои не слишком заслуживают внимания и являются второстепенными.
Краткий пересказ рок-оперы
Произведение включает в себя всего два акта. Первый – основное развитие событий, второй – развязка и признание. Практически все действия осуществляются на Сенной площади в Питере. Это – настоящий рассадник активности и шумной городской жизни.
Характеры героев передаются за счет музыки. Делается это очень ловко и искусно, что придает творчеству еще больше шарма.
Действие 1
Сначала некий шарманщик начинает песню о том, как человек превосходит животных. Родион замечает в этот момент мужика, который истязает кобылу. В подземном переходе главный герой раздает листовки с призывом бороться со злом. Это вызывает бурю эмоций у людей – они смеются.
Процентщица начинает требовать с Мармеладовой долг, но отец девушки все пропивает. Раскольников отгоняет от Сони обидчиков, которые обвиняют ее в воровстве. После размышляет о том, какие жестокие люди на самом деле. У шарманщика главный герой берет топор. Мужчина решает избавиться от процентщицы.
Действие 2
Если кратко, по содержанию рок-оперы «Преступление и наказание» во втором акте Раскольникова обвиняют в убийстве. За картиной наблюдал тот самый мужчина, избивающий лошадь. Он раскрывает следователю тайну кончины старухи-процентщицы.
Мармеладова читает центральному персонажу Библию, а тот признается в своем ужасном поступке. Девушка питает к юноше любовные чувства, поэтому просит признаться, чтобы не сойти с ума. Не справившись с собственными переживаниями, Раскольников сдается полиции.
Основная идея автора
В опере поднимается проблема добра и зла, а также человеческих мыслей на этот счет. Преступление – это всегда плохо. И за подобные действия каждый должен нести свое наказание. Никто не вправе быть «богом-вершителем судеб».