Что охватывает социальная политика
Социальная политика
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги) [1]
Содержание
Субъекты проведения социальной политики
Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.
Государственная социальная политика
Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
Формы реализации социальной политики
Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.
Стратегия и приоритеты социальной политики
Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.
При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.
Выделяют следующие принципы социальной политики:
К задачам социальной политики относятся:
Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.
Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.
Правовое обеспечение социальной политики России
Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:
Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.
Социальная политика
Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
Социальная политика государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность, содержание и принципы социальной политики
Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.
Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.
В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.
Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.
Готовые работы на аналогичную тему
В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты – важный элемент гражданского общества, их поддержка – характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах.
Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:
Итак, субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.
Выявление сущности социальной политики требует рассмотрения ее признаков и функций. Показателями или признаками данной категории являются:
Приоритетные направления социальной политики государства
Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; проблемы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демог-рафическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения. Проблемы государственного регулирования занятости населения будут рассмотрены в следующей главе.
В решении социально-экономических проблем социальная сфера занимает определяющее положение. Без разветвленной системы социальной сферы и ее нормального развития успешного осуществления социальной политики добиться невозможно. Напомним, что экономика — это система жизнеобеспечения человека и общества в целом. Существует также более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями, называемая социальной сферой экономики.
Каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже установленного законодательством уровня — минимальная пенсия, а выше пенсии выплачиваются в зависимости от стажа работы и уровня заработной платы. Кроме пенсий из средств государственного и местных бюджетов выдаются разнообразные пособия и выплаты. Они могут быть постоянными, длительными и временными, возможно предоставление разовой, социальной помощи.
Социальные гарантии
Социальные гарантии — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.
Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.
В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.
Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.
Социальная политика и её сущность
Суть социальной политики
Согласно Конституции, Россия представляет собой социальное государство, политика которого сконцентрирована на создании благоприятных условий для достойной жизни и свободного развития человека. Важными критериями для оценки степени социальности государства является соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, которая ориентирована на реально возможных инвестициях в человека; обеспечение стандартов достойной жизни для всех граждан страны; адресная поддержка наиболее уязвимых слоёв населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех возможных уровнях государственной власти; соблюдение прав и гарантий, которые представляются как реализующие систему социального партнёрства в роли ключевого механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантий которые ориентированы на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, а также на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и юридических традиций.
Суть экономического развития заключается в формировании человеческого капитала, который соответствует требованиям современного технического и технологического обеспечения, а также уровню благосостояния общества и каждого индивида, что позволит сформировать интеллектуальный, физический и духовный потенциал в качестве генератора инновационной деятельности.
Одним из ключевых направлений развития является создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала: обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры. Кроме этого необходимо создание высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышение доступности жилья, формирование трудовых и предпринимательских ценностей. Также данное направление предполагает улучшение качества окружающей среды и экологии для жизни человека, в том числе снижение природоёмкости экономики, вне зависимости от увеличения масштабов экономической деятельности.
Данные задачи решаются посредством реализации эффективной и адекватной социальной политики.
Суть социальной политики заключается в стратегии и тактической деятельности государства и государственных органов, которая направлена на удовлетворение материальных и культурных потребностей, на оказание нужной поддержки, в первую очередь, тем, кто особенно в этом нуждается, а также в осуществлении принципов справедливости и адресности.
Влияние социальной политики на различные сферы жизни
Социальная политика оказывает серьёзное влияние на развитие национальной экономики, экономический рост, динамику роста ВПП, движение общества к прогрессу. Надо отметить, что именно хорошо развитая система образования, культуры и здравоохранения и пр. даёт государству в целом толчок к развитию производства, в силу того, что эти факторы имеют огромное влияние на людей, которые являются основной движущей силой производства.
Работа пенсионной системы государства является хорошим примером обратного влияния социальной политики и социально-трудовой сферы на экономику.
Надо сказать, что государство вместе с работодателями тратит огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. Это можно рассматривать в качестве социальной меры, которая не имеет отношения к экономической составляющей: пенсионер является безработным, он не производит продукцию, не принимает участие в создании и наращивании ВВП и пр. Однако с другой стороны, речь идёт о социальной справедливости, в случае, когда пенсионная реформа сыграла свою роль в данном процессе и, если размер пенсии прямо зависим от результатов и производительности труда и развития производства в целом.
Подобная взаимосвязь наблюдается между экономической эффективностью и решением проблем занятости населения, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования. Мировой опыт государственного управления выделяет две модели реализации социальной политики:
Сакрально-патерналистская подразумевает полную ответственность государства за социальную сферу в целом, она характеризуется абсолютным исключением форм участия граждан.
Либеральная делится на три варианта: социал-демократический, корпоративный и собственно либеральный.
Классификация социальной политики представлена ниже в таблице со своими специфическими признаками.
Признак социальной политики | Вид социальной политики |
Уровень разработки и реализации | Действенная, результативная, прагматичная, реализованная в полной мере, понятная населению/нереальная, «бумажная, нереализованная, отвергаемая населением |
Мероприятия, которые предусматривает социальная политика, чаще всего направлены на решение организационных, правовых, социальных, экономических, финансовых, экологических, демографических и социокультурных проблем.
Государственная политика в отношении социальной сферы, напрямую связана с реализацией программ по занятости, помощи отдельным социальным группам, обеспечении свободного доступа граждан к социальной сфере и социальному страхованию. Каждый гражданин все зависимости от своего социального положения должен иметь доступ к образованию, культуре и здравоохранению.
Уровень жизни населения страны прямо указывает на эффективность социальной политики государства.
Эффективная социальная политика представляет собой важнейший элемент регулирования рыночной экономики. Наиболее эффективная социальная политика, которая проводится достаточно активно, в странах Западной Европы, где удельный вес расходов государственного бюджета составляет примерно 60-75% и даже больше. Для Японии и США этот показатель составляет 45-55%.
Инструменты государственной социальной политики
Самыми важными инструментами социальной политики государства являются: социальное законодательство; система государственных стандартов, здесь подразумеваются социальные нормативы и нормы. К методам разработки и реализации социальной политики относятся социальное целеполагание, социальное прогнозирование, социальное программирование.
Социальное целеполагание – это разработка и закрепление на практике государственного управления целевых социальных ориентиров.
В сущности, социальное целеполагание заключается в формировании показателей установленного плана развития социальной сферы государства на конкретный период времени. В результате социального целеполагания на долгосрочную перспективу разрабатывается долгосрочная стратегия социального развития. Среднесрочная перспектива предполагает разработку целевых социальных нормативов дохода и потребления. Сюда включены уровень оплаты труда, размер прожиточного минимума, обеспеченность граждан собственным жильём и т.п. Краткосрочная перспектива предполагает разработку экономически обоснованного, гарантированного государством уровня социального продвижения.
Социальное прогнозирование – это деятельность государства, направленная на разработку прогнозов социально-экономического развития страны.
Целью прогноза может быть демографическая ситуация в стране, здесь и уровень рождаемости, смертности, а также численность и половозрастная структура населения страны. Кроме этого целью может выступать состояние миграционных процессов, уровень безработицы, дохода на душу населения и т.д.
Важно понимать, что существует тесная связь между экономическим и социальным прогнозированием. Социальное прогнозирование бывает отраслевым, что касательно здравоохранения, демографии и культуры, а также территориальным, к примеру, иметь федеральный уровень и региональный.
В качестве продукта деятельности государства по социальному планированию могут выступать минимальные государственные и социальные стандарты, плановые показатели отраслевого развития и пр. Социальное программирование является фундаментом государственного социального планирования. Оно выражается в разработке государственных целевых программ.
Главным инструментом реализации государственной социальной политики выступает социальная защита населения, которая в российских реалиях представляет собой совокупность гарантированных государственных мер, сконцентрированных на минимизации воздействия факторов, снижающих качество жизни граждан.
Это является в том числе и защитой граждан от возможных нарушений прав и свобод личности, а также от административного произвола и преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство индивида.
В соответствии с положением о социальной защите населения в Международной организации труда, она включает в себя следующие меры:
В систему социальной защиты входит обязательное социальное страхование, социальная помощь, пенсионное обеспечение, система государственных пособий.
В качестве основного источника финансирования выступает государство, оно же выполняет функции главного регулятора отношений в системе социальной защиты.
На сегодняшний день в РФ финансирование сфер социальной сферы осуществляется по остаточному принципу. Это отбрасывает страну в развитии от большинства восточноевропейских государств, поскольку, как уже говорилось выше, эффективная социальная политика является важнейшим определяющим фактором в развитии производства и всего государства в целом.
Научная электронная библиотека
Полушкина Т М, Коваленко Е Г, Якимова О Ю,
12.2. Признаки, цели и функции социальной политики
Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.
Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.
В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.
Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.
Преследуя цель повышения уровня жизни населения, социальная политика охватывает 4 основных сектора жизни общества:
а) демографию (естественное воспроизводство населения);
б) труд (рынок труда, занятость, подготовка и переподготовка, кадров, условия и охрана труда, социально партнерство);
в) личные доходы (заработная плата, пенсии, пособия и т.п.);
г) социальную инфраструктуру (жильё, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.).
В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты – важный элемент гражданского общества, их поддержка – характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах.
Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:
1) быстрый рост человеческого потенциала как условия для помощи продуктивной жизни членов общества;
2) формирование нового среднего класса как определяющей социальной силы общества и основного носителя человеческого потенциала нации;
3) развитие гражданского общества и правового государства как непременного условия расширенного воспроизводства человеческого потенциала.
Итак, субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.
Выявление сущности социальной политики требует рассмотрения ее признаков и функций. Показателями или признаками данной категории являются:
3) многосубьектность и объектность;
4) солидарный (перераспределительный) характер отношений;
5) конкретно-исторический характер отношений.
Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций следующие принципы: принцип социальной справедливости; принцип индивидуальной социальной ответственности; принцип социальной солидарности; принцип социального партнерства; принцип социальной компенсации; принцип социальных гарантий; принцип субсидиарности (поддержки).
Принципы социальной политики в большинстве своем были выработаныв процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ эффективного государства. В настоящее время наиболее приоритетными должны являться два принципа: социальная солидарность и индивидуальная социальная ответственность.
Следует отметить, что особенности нынешнего состояния российского общества обуславливают семь главных принципов российской социальной доктрины, определяющей социальную концепцию развития страны, ее социальную политику и соответствующие программы действий:
1. Оптимальное сочетание либерализма и социальных гарантий. В исторической ситуации, когда еще не сложились соответствующие предпосылки и значительная часть населения не способна адекватно реагировать на трудности переходного периода, проведение чисто либеральной политики, как показал российский опыт, приводит к социальному кризису, к блокированию социальной адаптации, к дезориентации отдельных групп граждан и, как следствие, к его интенсивной маргинализации.
2. Радикальное повышение трудовой мотивации, ориентированной на все группы в целом и каждый слой населения – в отдельности. Социальная парадигма развития исходит из того, что локомотив экономической динамики – это трудоспособные граждане, обладающие квалифицированным трудовым потенциалом, высокой социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективные модели своей деятельности.
3. Центральное место среди социальных институтов сегодня занимает семья, которая оказывает определяющее влияние не только на демографические процессы в обществе, но и на состояние социального капитала. Он органически взаимосвязан с семьей, через формирование здоровья человека.
4. Активизация местного самоуправления и организаций гражданского общества (благотворительные структуры и социальные инициативы). Наряду с опорой на семью социальная политика призвана поддерживать восстановление и обновление специализированных институтов, основанных на ценностях свободы, человеческой солидарности и взаимопомощи.
5. Пятый принцип касается взаимодействия федеральных и региональных усилий, кардинальная проблема которых – определение их взаимной ответственности.
6. Учёт гендерных и национально-этнических аспектов состояния населения. Конкретные шаги и этапы преобразования социальной сферы предусматривают соотнесение с гендерной асимметрией и состоянием отдельных этносов в стране.
7. Наконец, следует учитывать технологии построения социальной программы действий, а также выработку стратегии и тактики в рамках социальной политики. Речь идет об эшелонировании мероприятий во времени.
Основой социальной политики должны стать поддержка сильных, жизнеспособных групп и защита слабых, неприспособленных, не имеющих достаточных средств для успешного существования в жестких условиях рыночной экономики. Вместе с тем один из важных моментов стратегии развития – установка на повышение профессионализма, самоотдачи, проявление инициативы граждан.
В последнее время Советом Европы рассматриваются вопросы стратегии в области социальной сплоченности в XXI веке: государства-члены должны принять идею социальной сплоченности в качестве конкретного и активного направления политики, поставив ее в центр своих моделей развития. Целью такой политики должно стать активное, справедливое и социально сплоченное общество, в котором политика экономического развития и политика развития социального работают в тандеме.
В целом, каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание.
Определяя функции социальной политики с позиции её роли в развитии общества (человеческого потенциала), обычно выделяют следующие направления социальной политики современного государства:
1. Обеспечение социальной безопасности.
2. Обеспечение политической устойчивости власти.
3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым.
4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.
5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной группы.
Что касается Российской Федерации, принятая в 1993 году в России Конституция в статье 7 провозгласила: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В противовес данному положению важным является заявление Президента РФ Д.А. Медведева о необходимости перехода России к «эффективном государству» за счёт всесторонней модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии, активизации гражданского общества.
Вопросы для обсуждения
1. Дайте определение социальной политики.
2. В чем вам видятся изменения, которые должны произойти в социальной политике современной России?
3. Назовите главную цель и функции социальной политики.