Что очень быстро меняется в моде
Вся правда о быстрой моде (Fast Fashion): что это такое, и в чем опасность?
Еще 50 лет назад женщина могла полжизни носить лишь два платья — для выходных и будних дней. А мужчина на праздники обходился свадебным костюмом, а в остальное время «конвейерными» брюками в мелкий рубчик и рубашкой с элементарным орнаментом.
Все изменилось, когда в наш быт ворвалось понятие «фаст фэшн» или «быстрая мода», подразумевающее доступность и разнообразие гардероба. Однако массовое производство модной одежды привело к другим более серьезным проблемам для общества.
Давайте обсудим важную глобальную тему — что такое быстрая мода, и чем она опасна.
Что это такое?
Чтобы представить понятие «быстрая мода», оглянемся в историю развития модной индустрии.
Красивую и разнообразную одежду раньше могли иметь лишь состоятельные именитые сословия. Они нанимали портного, который создавал костюмы и платья для особых поводов: балов и приемов. Оплатить подобные расходы могли лишь знатные столпы общества.
Крестьяне, в свою очередь, не нуждались в изысканных нарядах — по той простой причине, что большую часть времени проводили за сельскохозяйственными работами и другим трудом.
Первым шагом к развитию «фаст фешен» стала революция, после которой у простых людей появился нормированный рабочий график, выходные и отпуска. К тому же, корсеты и длинные юбки устарели. То есть у человека появилась острая потребность в дополнительной, соответствующей поводу, одежде.
И первой, кто придумал ускорить процесс создания практичных и функциональных вещей для всех стала Коко Шанель. Она предложила шить одну и ту же модель одежды сразу в нескольких размерах для продажи всем желающим. Коллекция-первооткрыватель называлась «Pret-a-porter»— и только благодаря ей, индивидуальный пошив перестал быть актуальным.
Тем не менее, обновление гардероба 2 раза в год считалось максимально частым, как для модельеров, создававших только коллекции «осень-зима» и «весна-лето» — так и для потребителей. Но все это время специалисты старались сделать модную одежду доступной для любого покупателя, независимо от его ежемесячной прибыли или статуса.
Достижение поставленной цели привело к тому, что теперь вместе с доступной ценой наблюдается частое появление разных моделей одежды. То есть не 2 раза в год, а 52!
Да, да! Именно на 52 микро-сезона сейчас делят создатели моды год — то есть тенденции меняются каждую неделю.
Известные бренды стараются в кратчайшие сроки сшить партию моделей для продажи. Таким образом, модельная одежда попадает на прилавки магазинов быстро — и покупатели, не желая отставать от модного ритма, покупают обновки снова и снова.
Таким образом, быстрая мода — это частое обновление модных тенденций, ассортимента одежды, его доступность в продаже и по цене.
Цифры
О таком развитии индустрии Fast fashion свидетельствуют следующие статистические данные:
И можно бы было закрыть глаза на чрезмерное желание человека выглядеть модно и современно — если бы влияние производства и выкидывание вещей не являлось угрозой для экологического состояния планеты.
Плюсы и минусы
К преимуществам быстрой моды стоит с уверенностью отнести доступность и разнообразие модных образов.
Но в противовес каждому положительному пункту представленного списка существует значительный минус, несоизмеримый с желанием выглядеть модно.
Скоротечность моды породила такую болезнь, как шопоголизм или ониомания. Это потребность человека постоянно совершать покупки без необходимости в приобретаемых вещах.
Термин относят к медицинским понятиям, характеризуя шопоголизм как болезнь.
Если достигать личного счастья при помощи имиджа, статуса и денег, можно погрузиться в депрессивное тревожное состояние. А нездоровая нервная система приводит к еще более сложным и тяжелым недугам.
Теперь поговорим о более глобальных минусах быстрой моды.
Производство, а конкретно, окрашивание тканей относят ко второму по величине загрязнителю воды на Земле.
Так, жители китайских долин, что близ тканевых производств, констатируют изменение цвета воды в реках. Именно они узнают первыми по «окрасу» водоемов, какой из цветов станет самым модным.
Несложно догадаться, что ценовую доступность обеспечивает дешевое некачественное сырье. Красители для тканей содержат множество вредных химикатов, которые в качестве выбросов сливают в мировой океан. Этот факт негативно влияет на здоровье людей, животных и растений.
Вода становится непригодной к употреблению из-за синтетических микро-волокон. Они попадают в землю из стиральных машин, так как за время одной стирки около 1900 волокон отделяются с одежды.
Грязная вода стекает в подземные источники, впадающие в океан. Тамошний планктон питается всяческими частицами, включая искусственные. Впоследствии отравленные химическими отходами рыбешки становятся едой не только для более крупных видов животных, но и человека.
Процесс обработки текстиля приводит к тому, что около 72 инородных соединений попадают в водоемы. 30 из них не исчезают даже спустя десятилетия.
О вреде синтетических тканей говорит и тот факт, что для ее изготовления необходимо не менее 70 бареллей нефти в год. А такой материал, как полиэстер, например — разлагается в природе не менее 200 лет.
Доступность модной одежды обеспечивает дешевый труд.
97% всей одежды изготовляется в так называемых странах третьего мира. То есть там, где средний уровень дохода на человека не превышает 100 долларов.
Помимо минимальных зарплат, задействованным на производстве людям приходится терпеть тяжелый график, работать до 15 часов без перерыва. В мире насчитывается не менее 40 млн человек, задействованных в производстве и пошиве одежды.
Экономия на создании должных условий труда для своих сотрудников приводит к настоящим катастрофам сродни терактам террористического масштаба.
Так, 2013 год ознаменовался страшной катастрофой, унесшей жизни 1135 человек. Трагедия произошла с комплексом «Рана-Плаза», который представлял собой 8-миэтажное здание с 5-ю швейными фабриками. Старое строение с многочисленными трещинами попросту рухнуло из-за халатности руководства. В результате, помимо погибших, еще более 2000 человек получили травмы разной степени тяжести.
Большая часть работников подобных предприятий трудится неофициально, поэтому руководство страны не может воздействовать на владельцев фабрик законными методами.
Значительная прибыль от экспорта производимой одежды позволяет государствам значительно пополнять свою казну — из-за чего воздействовать на недобросовестных производителей властям хочется еще меньше.
История масс-маркета и метод Zara
Концепцию «Фаст фешн» вполне можно назвать маркетинговым ходом. Ведь мода, доступная всем, обрела высокий спрос среди покупателей. После чего темпы создания тех или иных моделей можно было ускорять, наращивая тем самым прибыльность модной сферы.
Первым, кто испробовал метод быстрой моды на себе, стал маркет Topshop,который реализовывал коллекции каждые 6 недель.
Следом к такому успешному эксперименту присоединилась весьма популярная сегодня сеть из Швеции «H&M». Брэнд делал новые поступления каждые 3 недели — при этом ежегодно сеть расширялась не менее, чем на 20 новых точек только в Соединенных Штатах.
Журналисты, собиравшие информацию для фильма «Реальная цена моды», озвучили цифру — 18 млрд. Столько зарабатывает компания «H&M» в год в настоящее время.
Однако и их производительность смогла превзойти испанская марка Zara. Ее метод стал рекордным примером для всех последователей.
Работа компании происходит так: две сотни дизайнеров создают 40 000 новых моделей. Признанные лучшими, а это не менее 12 000, производят фактически.
При этом в моде работает следующий маркетинг: одежду производят ограниченными партиями. Уже через неделю после поступления новых моделей на прилавок, они будут распроданы —это подстегивает покупателей еще больше.
Маркетинг
Отличной рекламой для потенциальных покупателей являются «звезды».Камерон Диас, Виктория Бекхэм и Перис Хилтон, поддерживающие имидж ярких и знатных особ, должны регулярно обновлять свой образ.
Информационная доступность освещает подобные факты о знаменитостях регулярно, а реклама подстегивает фразами: «Чтобы стать такой, как Дженифер Лопес, тебе нужно менять наряды 3 раза в день» или «Хочешь такую футболку, как у Криштиану Роналду— приходи к нам сейчас или через полгода к другим»!
В противовес ускоренному обновлению коллекций выступают приверженцы «устойчивой моды». Именно они делают ударение на опасное влияние текстильного производства на окружающую среду и борются за ущемление прав фабричных работников.
В чем опасность?
Выше уже упоминалось, что быстрая мода и ускоренное производство приводят к загрязнению воды химическими соединениями и синтетическими волокнами.
Влияние на окружающую среду
Огромную опасность экологи видят в том, что выращивание хлопка сопровождается обработкой растений большим количеством воды с пестицидами. Такой «полив» предотвращает плохую урожайность и гибель растений.
Однако к такому содержанию воды могут привыкнуть другие растения, которые станут устойчивым к стандартным пестицидам — то есть спасти растения от болезней и вредителей можно будет только токсичными пестицидами. А ведь растительность является пищей для скота и человека.
Согласно статистическим данным, для обработки хлопка используется не менее 18% всех существующих на планете пестицидов. Все это количество попадает в сточные воды и мировой океан.
Изготовление вискозы и некоторых других видов искусственной ткани требует вырубки 70 млн деревьев. Мы одеваемся, буквально обнажая при этом землю.
Для производства одежды требуется огромное количество воды. Например, 1 пара джинсов во время изготовления нуждается в 7 тысячах литров воды, что эквивалентно 5–6 годам потребления воды человеком.
Детский труд
На новостных полосах регулярно появляются известия о том, что модные свитшоты шьют подростки и даже дети.
Громкой и даже скандальной новостью, например, стала найденная на бирке одежды от Zara надпись о том, что вещь, которую покупатель собирался приобрести, была изготовлена человеком, за чей труд не заплатили.
Использование детского труда, ущемление прав рабочих, многочасовые смены и отсутствие адекватных условий называют современной формой рабства.
Не менее громким известием может похвастаться и такой бренд, как GAP, в производственных цехах которого работали 15-летние девочки не менее, чем по 18 часов. Это произошло в 1995 году, когда обнаруженный факт закончился государственным скандалом и вывозом цехов из Сальвадора. Но спустя 5 лет журналисты раскрыли новую сенсацию— сюжет о 12-летней девочке, работающей на компанию в Камбодже.
Такая швея на фабрике была не одна. Работать им приходилось в маленьких темных помещениях, которые журналисты Aljazeera сравнили с лачугой на чьем-то заднем дворе.
Ухудшение условий труда
Несоблюдение техники безопасности приводит к частым пожарам, как, например, в 2010 году, когда в Бангладеше погибло 27 человек, или здесь же в 2012.
А вот в 2015 году журналисты другого издания, наблюдая за маленьким городком Гривертоп, что в Англии, выяснили — на одной из здешних фабрик работникам приходится работать по 100 часов в неделю по 12–13 дней без выходных. Владельцы производства не считаются с наемниками — за отказ работать в праздничные дни безоговорочно увольняют.
К сожалению, не менее проблемными являются фабрики Японии и Китая, которые заполнили наш рынок своими пуховиками и массой других вещей. В этом же году активисты из Южного Китая навестили цеха UNIQLO и стали свидетелями изнуряющего труда. Работники трудились в замкнутом помещении при температуре 38 о С,некоторые теряли сознание прямо на своих рабочих местах.
Даже вьетнамские фабрики Nike получили негативное заключение от независимых экспертов. В отчете было сказано, что рабочим приходится работать при температуре не ниже 30 о С в закрытых душных цехах под руководством орущих и ворующих з/п начальников. Против такого обращения с людьми выступили даже студенты в июле 2017 года, устроившие демонстрации перед входами фабрик.
Одну из таких историй можно найти в досье практически любого известного бренда, зарабатывающего на «быстрой моде». Хотя и не стоит отрицать, что под наблюдением независимых экспертов условия труда значительно улучшились за последние годы.
Снижение качества продукции
Не радует и тот факт, что доступность модной одежды для общей массы потребителей подразумевает низкую цену товара. Точнее, этот факт как раз-таки радует! А вот то, что дешевые вещи имеют низкое качество — не очень. Но иного из дешевых низкокачественных материалов добиться невозможно.
Однако потребителей, похоже, это устраивает, ведь все равно индустрия моды предлагает несколько вариантов моделей за сезон, стоимость которых вполне доступна. Поэтому можно оставаться в тренде и не жалеть о выкинутых, загрязняющих окружающую среду вещах.
Следующим по важности критерием, за которые выступают приверженцы «устойчивой моды», является повышение качества продукции. Использование экологичных материалов, более качественный пошив. А вот «медленная мода» особенно выделяет ручной труд, обеспечивающий надежность и экологическую чистоту.
Хорошо подобранные друг к другу вещи характеризуются некой комбинаторностью. То есть они легко сочетаются друг с другом и могут оставаться ходовыми на протяжении нескольких лет. Подборкой такой одежды занимается так называемая капсульная мода или «люкс-минимализм». Концепцию медленной моды способно выдержать лишь высокое качество одежды.
Перепотребление и жертвы моды
Ученые-исследователи беспрестанно твердят, что человечество стало жертвой перенасыщения. Мы постоянно что-то покупаем, едим, на полную катушку развлекаемся и постоянно получаем все новую и новую информацию.
Хотя далеко не все подвергаются модному «давлению» извне. В группе риска, например, находятся:
Кроме того, в список можно включить потребителей с низкой самооценкой, любителей всеобщего внимания и поддающихся внушению рекламы.
Сублимация или замена материальными благами иных ценностей приводит к деградации общества и его моральных ценностей.
Нужно сказать, что жертвы моды существовали во все времена:
В настоящее время изменять свою внешность научились с помощью пластических операций — быстрой и доступной процедуры, которая приближает человека к своему идеалу.
Некоторые настолько увлекаются человеческим «тюнингом», что становятся героями насмешек и предостерегающих фото в сети.
Основные бренды
Ранее уже упоминались такие известные бренды быстрой моды, как «H&M», «GAP», «ASOS» и «Zara». Но это далеко не полный список известных в модной индустрии и среди потребителей названий.
«Gloria Jeans», «Forever 21», «Mango», «New Look», «NewYorker», «Next», «Primark», «River Island», «Topshop», «United Colors of Benetton», «Uniglo» и другие. Эти бренды легко встретить на отечественных рынках, но еще проще в Странах Европы или в США.
Связанные понятия
Тенденция «быстрой моды» не может не огорчать потребителя, ведь в конечном итоге за несколько минут радости от покупки мы платим очень высокую цену. Жертвуем своим здоровьем и жизнью планеты в целом. Помешать такому исходу призваны течения устойчивой и медленной моды.
Устойчивая мода
В противовес быстрой моде выступает мода устойчивая, стремящаяся замедлить темпы изменения стиля. Приверженцы противоположной концепции выступают против выкидывания или сожжения одежды. Считают, что вещам легко можно давать вторую жизнь путем переработки.
Самым весомым доводом в свою пользу создатели устойчивой моды называют борьбу за экологическое сохранение окружающей среды. Плюс ко всему, они считают правильным воспитать в покупателях некую этику потребления.
Медленная мода
Это схожее понятие подразумевает снижение темпов производства одежды за счет ручного труда. Характерными чертами изделий медленной моды являются;
Своим лозунгом союзники медленной моды называют борьбу за качество, которое важнее количества. Таким образом, замедлить темпы производства они предлагают путем пошива более качественной одежды, способной прослужить дольше.
Будущее быстрой моды
Маркетологи предложили потенциальным клиентам сдавать бывшие в употреблении вещи в специальные пункты для переработки или гуманитарной помощи. А за это предлагали хорошую скидку на новые модели. Таким образом покупатели наоборот получили возможность и желание приобретать еще больше.
А ведь даже переработка одежды из искусственных материалов не менее вредна и опасна для окружающей среды из-за химических красителей и синтетических волокон.
Наверное, пришлось бы еще долго убеждать потребителей «фаст фэшн» в том, что их потребности грозят катастрофой. Но революционным поворотом в мире моды обещают стать пандемии последних лет.
По крайней мере, многие дизайнеры убеждены, что это сильно повлияет на сознание людей, поможет им пересмотреть свои взгляды на практичность, безопасность и экологичность окружающих вещей.
Вот мнение некоторых создателей моды на отечественном рынке:
Нефабричные модели вряд ли станут украшением мусорных баков, ведь такое изделие ценно своей неповторимостью и качеством. А значит, носить одежду ручной работы мы будет не один сезон подряд.
Как уменьшить вред?
Несомненно, снизить вредоносное влияние модных производств могут только ограничивающие партии выпуска меры. Однако добровольно отказаться от значительной прибыли вряд ли кто из швейных магнатов решится. Поэтому действовать придется начать самим покупателям.
Для этого необходимо:
Подборка фильмов
Для того, чтобы представить полную картину влияния модной индустрии, стоит посмотреть несколько документальных фильмов, раскрывающих всю правду о работе швейных производств. После них современные эталоны моды и красоты уже не будут казаться столь же привлекательными и желанными.
Парадокс индустрии красоты состоит в том, что она уродует поверхность земли, уничтожая живую природу. Быстрая мода построена на мучениях малоимущих семей и далеко не благородных стремлениях. И все для того, чтобы швейные магнаты могли неплохо подзаработать, а модники во всем мире смогли потешить свое настроение и блеснуть в глазах общественности.
что в моде меняется очень быстро
Как быть, если мода меняется слишком быстро
Тренды в одежде и аксессуарах меняются очень быстро, поэтому модникам сложно угнаться за новинками. Денег тратится очень много, а шкаф наполняется одеждой. Как быть в этом случае, ведь купить все и сразу просто невозможно.
Не стоит унывать, когда не удалось купить все. Это и не нужно. Пока ищите модные кроссовки на дурацкой платформе дизайнеры уже создают зимние сапоги. Поэтому сразу определитесь, может лучше купить сапоги, и помодничать зимой, а осенью проходить в старой обуви.
Иногда выручают магазинчики типа Московская ярмарка или Смешные цены. Там есть китайские подделки по доступной цене, но вот качество может оказаться не на высоте. Особенной популярностью такие развалы пользуются спросом в провинции, благо бутиков тут нет, а царят масс маркет и сэконд хэнд.
Даже в сэконде можно найти модные вещи, которые туда попадают с завидной регулярностью. Просто изучите, что сейчас модно и наведывайтесь. Перелопатив кучу тряпья, может, и найдете что-то путное.
Больше от моды зависима молодежь и люди, которым хочется что-то доказать своей одеждой. Те, кто уже вырос из детского перфекционизма спокойно носят то, что им идет и выглядит симпатично.
Если сильно хочется определенную вещь и ее можно сшить, связать, рискните, может, и получится. Однако у китайцев получается лучше и быстрее точно. Поэтому не переживайте, что недосталась модная сумка или ремень, осень внесет коррективы и появятся новые тренды.
Тот, кто тратит много денег на одежду, чаще всего одинок или ему не хватает любви. Именно так говорят психологи. Поэтому найдите себе настоящую любовь, и все эти тренды — бренды отойдут на второй план.
Быстрая мода: всё, что нужно знать об этом тренде
Фаст фэшн — это термин, появившийся около 15-10 лет назад. Он означает частую смену ассортимента в магазине — до нескольких раз за сезон, являясь полной противоположностью классики. Так, массмаркет бренды подсматривают новые коллекции именитых дизайнеров и выпускают похожие модели. Чаще всего такие модные повторы можно встретить в Zara, H&M, и Topshop.
Что такое быстрая мода?
Принцип работы быстрой моды основан на «методе быстрого реагирования», а также на значительном удешевлении и упрощении изначальной концепции. Метод был разработан американской ассоциацией одежды в начале 80-х годов прошлого века, они хотели улучшить производственный процесс с помощью сокращения времени изготовления товара.
Цель быстрой моды — продукт, который производится быстро и также быстро продаётся засчет доступности. Чем чаще и быстрее производится и поставляется продукция, тем лучше она раскупается, принося больший доход, нежели если, например, произвести меньшее количество одежды, но по более солидной стоимости. Далее — по кругу: ассортимент обновляется чаще, количество посещений постоянных и потенциальных клиентов растет, что увеличивает вероятность покупки, следовательно, дохода компании, следовательно производства.
Как все начиналось?
Выше уже упоминалось о том, что быстрая мода родилась в Америке, после чего перекочевала в Европу и относительно недавно добралась до России. Если задуматься, то американцы все сделали в своих любимых традициях, ведь основная масса жителей штатов тратит большую часть денег на аренду, налоги, дорогую технику, вкусную еду. в этот список не входит дорогая одежда. 70% американцев наденут кроссовки за 15$ и будут счастливы. Каждый американец любит дорогую технику, mac за 1500$ для них — обыкновенная покупка. При этом у них очень развит ритейл и аутлетный бизнес, поэтому вещи можно покупать значительно дешевле, чем, например, в других странах, соответственно, возможность выглядеть стильно при небольшом бюджете вырастает в разы. Такая расстановка приоритетов в какой-то степени оказала свое влияние на фэшн индустрию, став отправной точкой быстрой моды.
Почему мода так быстро меняется и как создаются тренды
Когда мы начинаем выбирать обновки, вещи для дополнения или даже обновления своего гардероба, будь то магазин одежды или сайт интернет-магазина, мы постоянно вокруг видим навязчивую рекламу того, что модно именно сейчас. Всплывают баннеры и лозунги – «хотите быть в тренде? – носите это!». Но что значит этот тренд? Кто его задает? Да и вообще, почему мода меняется с огромной скоростью?
Что означает «тренд»?
Так называемая «быстрая мода» прекрасно делает свое дело. Коллекции порой обновляются каждые пару недель, в итоге истинные модники спешат тратить больше и больше денег. «Тренд» — это, по сути, быстрая и что не маловажно – дешевая мода. Более того, некоторые люксовые бренды даже если ранее и позиционировались как надежные, статусные, классически элегантные – тоже начали входить в игру под названием «тренд».
Только представьте, что бы почувствовала мадмуазель Коко, которая выбирала минимализм, если бы увидела огромное количество логотипов, принтов, украшений на одежде. А еще не так давно в моду вошла так называемая логомания, когда издалека видно какому бренду принадлежит наряд или аксессуар. Такой тренд – чистая коммерция, а «ведутся» на нее выходцы из Китая и Азии, в то время как европейцы уже давно поняли, что одежда люксовых марок – это пустая трата денег.
Кто в ответе за это?
Именно маркетологи решают то, что мы будет носить в каждом новом сезоне. Более того, людей этой профессии можно назвать богами моды и продаж. Однако насколько обоснованны такие траты?
Следует сказать о том, что бывают быстрые тренды и медленные. Быстрые – это искусственно созданные, покупатели в этом случае всегда будут спешить обновлять свой гардероб. Взять, например бренды H&M, Zara – тут коллекции обновляются каждые пару недель. Для производителей это очень выгодно, фасоны по сути одинаковые, более того, для каждой новой коллекции используются определенные ткани, из которой может быть пошито как пляжное платье, пижама, так и брюки на выход.
Длинные тренды более интересны. Именно такая мода длительное время остается актуальной, на нее мы откликаемся на уровне подсознания, она более подходит нам по психотипу. Иными словами, когда мы покупаем такие вещи, то у нас формируется наиболее функциональный гардероб.
А еще есть осознанный тренд – стиль и классические формы всегда вне времени. Здесь отсутствует вычурность и кричащий авангард.
Как следовать трендам разумно: учимся выглядеть модно без лишних затрат
Можно бесконечно менять свой гардероб, пытаясь угнаться за трендами, или просто понять, как эти самые тренды устроены, и перестать тратить деньги впустую. Если ты спросишь, что сегодня модно, мы ответим — все! Все и в то же время ничего. Согласны, нужно пояснить.
Возьмем к примеру узкие джинсы: наверняка, ты уже знаешь, что они больше не попадают в категорию «модно». На замену им пришли свободные модели: прямые, мом, расклешенные, бойфренды — выбор большой и зависит от вкусовых предпочтений и особенностей фигуры. Однако от этого меньше любить skinny не стали.
Даже многие звезды по-прежнему верны любимой модели и, не обращая внимания на тренды, продолжают носить ее в свое удовольствие. Глядя на них, у тебя возникает мысль, что они выглядят безвкусно? Нет! Миллионы их фанаток думают также. А некоторые даже пытаются подражать. По логике, если миллионы женщин по всему миру носят skinny, то мы можем смело называть их трендом. Таким образом, они одновременно и в моде, и нет.
На самом деле, все зависит от того, как составлен твой образ. Конечно, если узкие джинсы сочетать с облегающим свитером из тонкого трикотажа и ботфортами-чулками, комплект получится провальный, без шансов. Но если, скажем, вместе с ними ты надела длинный оверсайз-пиджак и яркую обувь, то в целом твой наряд будет смотреться свежо и актуально.
Так откуда тренды берутся? За их формирование отвечают группы специально обученых людей, которых именуют тренд-форкастерами (что в переводе означает «предсказатели»). Нет, они не сидят в темной комнате, раскладывая на гадальном столе карты таро, и даже не высматривают, что будет модно, в магическом шаре. Они работают в тесной связке с брендами, сообщая им свои прогнозы на ближайшие несколько лет.
Задача этих ребят предугадывать настроения в обществе и определять, что будут желать потребители в определенный период времени. Объектом их исследования являются люди — то есть, все мы. Они анализируют, что мы покупаем лучше, а что, напротив стало меньше привлекать наше внимание. Тренд-форкастеры отсматривают последние модные показы, мониторят выставки, стрит-стайл и образы знаменитостей, узнают о последних технологических разработках в области материалов.
Большое влияние на тренды оказывают фильмы, музыка, социальные сети. Все это вкупе порождает новые направления развития моды. Для примера, вспомни, как после выхода картины «Однажды в Голливуде» возросла популярность мини-юбки. Или как рэпер A$AP Rocky заставил весь мир надеть излюбленную русскими бабушками косынку.
Мода меняется вместе с обществом, она отражает политическую, социальную и культурную картину дня. Каждое глобальное событие так или иначе оставляет на ней отпечаток (вспомни, как борьба женщин за свои права в 1970-е годы, сделала мужской костюм самым популярным элементом женского гардероба того времени).
Сегодня женщины ведут активный образ жизни, всесторонне развиваются, строят карьеру, следят за здоровьем, любят себя и свое тело, заботятся о природе, ценят время и комфорт. Именно поэтому последние несколько лет так популярен оверсайз, который позволяет чувствовать себя свободно и уверенно в условиях современной жизни.
Все это учитывают тренд-форкастеры, кроме того, они прогнозируют, какие изменения в обществе намечаются в ближайшие несколько лет. По результатам наблюдений они выявляют те тенденции, которые (по их мнению) так или иначе повлияют на моду.
Эти тенденции могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Собственно, если мы хотим собирать гардероб разумно, нам нужно ориентироваться на вторые. Как же их распознать?
Краткосрочные тренды, как правило, не играют решающей роли в образе. От их наличия не зависит, будет ли тебе, что надеть. Сюда можно отнести своеобразные расцветки, принты, элементы декора, гипертрофированные фасоны. Они очень быстро становятся мейнстримом, и также быстро надоедают. А все потому, что слишком бросаются в глаза.
Часто такие тренды могут быть сезонными и периодически возвращаться в одно и то же время года. Например, аксессуары в форме ракушек. Логично, что они будут актуальны летом. Такие очень быстро приедаются, после чего нужно как минимум пару сезонов от них отдохнуть.
Здесь же уместно поговорить про цветовую палитру. Самый известный институт колористики Pantone дважды в год называет оттенки, которые будут модными на протяжении целого сезона. Если внимательно изучить списки цветов за последние несколько лет, можно заметить, что в них обязательно есть, например, красный. В одном сезоне в моде насыщенный красный, в другом темно-красный, алый, винный, рубиновый, гранатовый. продолжать можно бесконечно. То же касается бежевого, синего, розового, желтого. Да-да, все они будут присутствовать в этих списках. То есть, меняется лишь оттенок, а цвета остаются.
Но зачем тогда они нужны? Чтобы разнообразить палитру, примерить что-то новое. Они имеют смысл в составе тотал-луков или в качестве акцентных деталей. Так или иначе, бренды учитывают все эти списки, поэтому, гуляя по магазинам, ты все равно будешь встречать вещи в тех самых модных оттенках.
У долгосрочных трендов срок годности гораздо больше, некоторые вообще можно считать вечными. Из сезона в сезон они видоизменяются, совершенствуются, адаптируются под требования общества, но тем не менее продолжают оставаться трендами. Вот, к примеру, клетка. Вспомни, когда она считалась немодной (подсказка — никогда). Тем не менее клетка бывает разной. В этом сезоне дизайнеры предлагают нам ее черно-белую версию. Однако если ты наденешь сине-зеленую или серую, не станешь от этого немодной.
Не выбрасывайте мамины клёши! Почему мода циклична и какие тренды прошлого возвращаются к нам сейчас
Мини-юбки, корсеты, пиджаки с подплечниками — думаете, эти силуэты ушли в историю вместе с клипом Toxic? А вот и нет. Дизайнеры регулярно вдохновляются формами из прошлого. Поэтому не спешите выбрасывать старые вещи: то, что сегодня не актуально, завтра может быть на пике. Рассказываем, что такое цикличная мода, почему тренды всегда возвращаются и какие вещички поискать на антресолях в этом сезоне.
Почему тренды возвращаются
Короткий ответ: потому что практически всё уже придумано. Мода — такая же часть культуры, как музыка и живопись. А культура подвержена цикличности. Всё новое — хорошо забытое старое, помните? Но это не значит, что тренд возвращается неизменным. Любой феномен подстраивается под современную культуру и общество.
Цикл модного явления составляет в среднем от двух до девяти лет. Но иногда может растянуться и до двадцати. Это зависит от того, насколько публика готова принять новое. Знаменитые топы с подплечниками из 2019 года полюбили почти мгновенно, а вот ugly-сандалиям, особенно с мехом, ещё пока рады не все.
Каждый тренд проживает несколько стадий:
Вот как работала цикличность моды в первой половине XX века. Во время Первой мировой войны женщины отказывались от пышных шёлковых платьев с перьями и выбирали практичные модели из трикотажа. Оптимизм 1920‑х снова вернул украшения и дорогие ткани, хотя платья стали короче и свободнее. Но наступают 40‑е и Вторая мировая война. На смену роскоши приходит серый шерстяной костюм, фасон которого дизайнеры подсмотрели у военных. А после войны на пик моды восходит коллекция New Look Кристиана Диора, для которой он вдохновлялся нарядами дам начала XX века. Круг замкнулся.
Как работает цикличная мода — на примере джинсов-mom
Многие трепетно любят эту модель свободного кроя с завышенной талией. Впервые они стали популярны в 1980–90‑х, но угасли как тренд в нулевых. Тогда их в основном носили женщины среднего возраста, поэтому фасон и получил название «мамины джинсы».
Поначалу это звучало уничижительно и намекало на несексуальность. В 2003 году на американской телепередаче Saturday Night Live актриса Тина Фей использовала название «мамины джинсы» для выдуманного бренда Mom Jeans: «На День Матери не дарите маме духи. Подарите ей что-то, что как бы намекает: „Я больше не женщина. Я — мать!“».
В нулевых в моду вошли облегающие джинсы с заниженной талией. Их носили все американские звёзды: Бритни Спирс, Кристина Агилера, Виктория Бэкхем, Анджелина Джоли и другие. Посадка выше пупка считалась пережитком 1990‑х. Старомодный тренд якобы подходил только взрослым женщинам, которые уже не могли похвастаться плоским животом.
Но в 2010‑х дизайнеры вспомнили про джинсы-mom. Моделям скини и клёш с заниженной талией пришлось подвинуться. На их фоне «мамины джинсы» выглядели чем-то новым, свежим. И более комфортным. Завышенная талия не выходила из моды уже десять лет.
Как можно догадаться, и этому силуэту придётся на время уйти в тень. И кажется, этот момент скоро наступит. С конца 2020 года на подиумах стали появляться вещи с заниженной посадкой. Похожие брюки, джинсы и юбки были на показах Miu Miu, Dries van Noten, Tom Ford, The Row. Так что если в ваших шкафах остались артефакты из нулевых, смело доставайте.
👚На случай, если вы всё-таки избавились от потенциально крутого шмота
Что возвращается в моду сейчас
Мини-юбка из 1960‑х
До второй половины XX века женщины вообще не знали, что можно оголять колени. Но космическая эра вдохновила дизайнеров на смелые открытия. В 1964 году Андре Куррёж впервые создал платье длиной мини. Так в наших гардеробах появились короткие юбки.
В последние несколько лет их отодвинула на второй план длина миди. Но цикличность моды сыграла и здесь: судя по показам Saint Laurent, Bottega Veneta, Dsquared2, мини возвращаются.
Брюки-клёш из 1970‑х
Название этой вещи происходит от французского слова cloch, что означает «колокол, труба». А за фасон стоит благодарить форму флота, у которой дизайнеры позаимствовали штанины, расширяющиеся внизу. В 1970‑х молодые люди отправлялись на дисковечеринки в брюках-клёш и дополняли их разноцветными блузами, сапогами на платформе и огромными очками. В модных клёшах в своё время засветился даже Джон Траволта.
Брюки с этим силуэтом вернулись в 2021 году. Их можно было заметить на показах Nadya Dzyak, Victoria Beckham, Balmain. Только теперь их предлагают носить с укороченными топами и жакетами с объёмными плечами.
Объёмные плечи из 1980‑х
Наверняка у вас дома лежат фотографии мамы в молодости, где её запечатлели в тех самых mom-джинсах и пиджаке с огромными плечами. Что ж, узнайте, не сохранился ли случайно этот пиджак. Объёмные плечи в моде несколько лет и пока не уходят подиумов. Во всяком случае, модели с объёмными плечами были в коллекциях Mugler, Balmain, Chanel.
Бельевой стиль и прямые юбки-макси из 1990‑х
Givenchy и Olenich создавали весенне-летние коллекции, вдохновляясь девяностыми. В линейки вошли косухи, топы с завязками и много трикотажа. А также платья-комбинации и прямые юбки-макси, в которых на подиум выходили модели Missoni и BEVZA. Чтобы понять, что именно поискать в шкафу, включите «Друзей» или «Секс в большом городе» и присмотритесь к стилю героинь. Кто бы мог подумать, что из-за цикличности моды мы снова будем изучать наряды Рэйчел Грин!
Как носить тренды из прошлого и не превратиться в путешественника во времени
Редактор «Горящей избы» и амбассадор саморазвития на диване. Смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. Слежу за профессиональными стилистами и новостями моды, штудирую книги об истории индустрии и мечтаю о встрече с Анной Винтур.