Что нужно говорить с четками в исламе
ЧЁТКИ В ИСЛАМЕ
В среде мусульман большое распространение получили чётки, которые используются в основном для поминания Аллаха (зикра).
Этот атрибут, который также именуют как тасбих, представляет собой нанизанные на тонкую нить бусины, зёрна, косточки или камни в определённом количестве. Чаще всего встречаются чётки с 11, 33 или 99 элементами. Во время зикра мусульмане произносят слова «СубханАллах» («Пречист Аллах»), «АльхамдулиЛлях» («Хвала Всевышнему»), «Аллаху Акбар» («Аллах велик») по 33 раза. По этой причине для простоты и минимизации ошибки верующего, который может сбиться со счёта, и используют тасбих.
Также чётки применяются мусульманскими народами и в иных целях. В частности, – это изящное украшение, которое женщины иногда носят на запястье. Кроме того, люди используют их и для морального успокоения, так как многие врачи и сегодня советуют перебирать чётки для профилактики неврозов. С помощью тасбиха можно быстро восстановить моторику пальцев после переломов или иных травм рук.
Зикр с чётками: нововведение или сунна?
В мусульманском мире с помощью чёток Аллаха поминают ещё со времён Пророка Мухаммада (с.г.в.). Известно, что отдельные сахабы, такие как Абу Хурайра, Абу Саид аль-Худри или Абу Дарда (р.а.), использовали камешки или кости при совершении зикра. Посланник Аллаха (с.г.в.), зная об этом, не запрещал своим товарищам поминать Всевышнего таким образом. Именно этот факт сыграл роль в появлении и распространении чёток по всему миру.
Тем не менее, вопрос об их необходимости при зикре остаётся дискуссионным. Одни учёные считают такую практику не только дозволенной, но и полезной для мусульман, причём как с религиозной точки зрения, так и с позиции психологии и медицины. Другие же полагают, что лучше вести счёт при поминании Аллаха на пальцах, не прибегая к тасбиху.
Сторонники чёток в качестве основного аргумента приводят в пример сахабов, которые использовали подобный атрибут для зикра. Подтверждением тому служат некоторые хадисы.
Передаётся со слов Касима ибн Абдуррахмана, что сподвижник по имени Абу ад-Дарда при посещении утреннего намаза приносил с собой финиковые косточки и каждый раз после завершения поклонения поминал Творца миров на них «до тех пор, пока они не заканчивались» (Ахмад).
В другом хадисе, приводимом Абу Даудом, говорится, что у Абу Хурайры был специальный мешочек, в котором лежали камешки для совершения зикра.
Приверженцы тасбихов также утверждают, что мусульманин, совершающий зикр таким образом, с меньшей вероятностью совершит ошибку, даже если случайно задумается о чём-то мирском.
В качестве доводов приводятся и слова многих великих богословов, таких как ас-Суюти, Хасан аль-Басри, Ибн Абидин, аш-Шаукани, которые утверждали о дозволенности тасбихов при поминании Господа.
На взгляд Ибн Taймии, вопрос о применимости чёток в религиозной практику зависит от намерения человека. Если он желает поминать Аллаха, используя тасбих для минимизации вероятности ошибки или же для облегчения зикра, то в данном случае это дозволено. Если же мусульманин носит их для красоты, или стремится тем самым продемонстрировать окружающим свою набожность, либо делает это с какой-то иной целью, не связанной с религией, то в таком случае использование чёток нежелательно.
В среде мусульманских богословов немало противников перебора чёток при поминании Всевышнего. Большинство таких учёных, за редким исключением, не считают такую практику запретной, но полагают, что лучше отчитывать зикр пальцами. Основным аргументом в пользу этого мнения служит тот факт, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) сам никогда не совершал зикр при помощи камушков или иных посторонних предметов. Он всегда для этого использовал счёт на руках и призывал к этому своих сподвижников. Подтверждения тому можно найти в достоверных хадисах.
Сахаб по имени Абдулла ибн Амр вспоминал: «Я видел, как Заключительный Божий посланник (с.г.в.) поминал Господа, считая своими пальцами» (Тирмизи, Абу Дауд).
Кроме того, сторонники зикра без чёток уверяют, что таким путём верующий может обрести больший саваб. Пророк (с.г.в.), обращаясь однажды к женщинам, напутствовал: «Поминайте Создателя, повторяйте “Нет божества, кроме Аллаха” и “Пречист Аллах” и отсчитывайте число повторений кончиками своих пальцев, ибо они будут свидетельствовать в Судный день» (Тирмизи, Абу Дауд).
Приверженцы этого мнения опирались также на высказывания крупных учёных, таких как шейх Мухаммад аль-Усаймин и Мухаммад Альбани, которые советовали совершать зикр, ведя счёт на руках.
Как совершать зикр с помощью пальцев
Вести отсчёт лучше правой рукой. Об этом свидетельствует хадис, приводимый Абу Даудом, в котором сказано, что шайтан делает всё левой рукой.
На каждом пальце руки (кроме большого) имеется три места сгиба, каждый из которых можно использовать в качестве деления и проговаривать слова поминания Аллаха при прикосновении к ним.
Как правило, совершая зикр, верующие произносят слова «СубханАллах», «АльхамдулиЛлях» и «Аллаху Акбар» по 33 раза. И если произносить их по разу на каждом изгибе поочередно на каждом пальце (например, первый изгбиб мизинца, затем первый изгиб безымянного, первый изгиб среднего и т.д.) а также слегка отгибать большой палец, когда счёт будет доходить до него, то наберётся 15 повторений. Таким образом, нужно дважды пройти по всей кисти, а после ещё трижды повторить слово зикра, и тогда мы получим необходимое нам число 33.
Как читать мусульманские четки 4.79 / 5 ( 19 )
В современном мире четки можно увидеть в руках не только духовных лиц, но и мирян, которые используют их больше для релаксации (кто-то даже вешает их в машине), концентрации внимания, решения сложных ситуаций. Перебирание гладких бусин успокаивает ум и помогает отстраниться от внешних обстоятельств. Но изначально, функция четок была строго ритуальной. Их использовали для чтения молитв и похвалы Богу. Чтобы не отвлекаться, и не считать каждую прочитанную молитву, на нить нанизывали определенное количество камешков, косточек или бусин.
По внешнему виду четок можно определить, к какому религиозному течению (христианству, буддизму или исламу) относится человек, которому принадлежит этот аксессуар.
Как они выглядят
Четки для приверженцев ислама насчитывают 99, 33 или 11 зерен. Цифры эти не случайны:
Каждые 11 зерен разделены между собой для удобства более мелкой бусиной, либо деталью другого размера или формы. Оба конца замыкаются в круг. В духовном мире круг считается «венцом веры» и символом бесконечности. В нем аккумулируется сила.
Место соединения нити украшается одной большой продолговатой бусиной или камушком. Это должно напоминать творящему молитву, что Бог един. Часто бусина украшается кистью из шелковых нитей. Природный материал, из которого изготавливают четки для мусульман, может быть различным – дерево, полудрагоценные камни, минералы, кость или стекло.
Кроме распространенных обычных четок (бусины на нити), существуют еще так называемые «перекидные» четки, которыми пользуются некоторые горские народы Кавказа (кабардинцы, дагестанцы и др.). Такие четки перекидывают между пальцами руки, и они состоят из деталей продолговатой прямоугольной формы, между которыми нанизывает крошечные бусинки.
Как правильно мусульманам пользоваться четками в исламе
Прямое значение четок в исламе – чтение кратких изречений из Корана. Это основная причина, зачем нужны четки мусульманам. Однозначного ответа на вопрос, как правильно называются мусульманские четки, дать невозможно, так как у разных народностей, исповедующих ислам, они называются по-разному. Например, татары называют четки «диспе», арабы – «суббах», турки – «тасбих». Но все эти названия имеют в основе один корень, пришедший из тюркского языка. Переводится эта основа, как «восхваление Бога», «похвала Всевышнему».
Как перебирать четки в исламе
Мы уже писали выше, что 11 бусин в мусульманских четках символизируют число частей в молитве. Каждая часть – это определенное требование: выполнение поз и действий, чтение формул, фиксированных движений. Весь этот строгий порядок выполнения предписаний при ритуале моления называется ракат.
Ниже приведем последовательность всех частей в строгом порядке:
Выполняя каждое из этих действий, нужно отсчитывать одну из одиннадцати бусинок на четках. Надеемся, наша статья помогла вам найти ответ на вопрос: «Зачем мусульмане перебирают четки?»
Мусульманские четки: как духовное выражается в материальном
Тасбих (вар.: субха, мисбаха, теспих) – это вереница из бусин, используемая мусульманами для подсчета количества произнесенных зикров или формул поминания Аллаха, как после обязательного пятикратного намаза, так и в любое свободное для поклонения время. Также это слово означает саму форму поминания Всевышнего в исламе, которая представляет собой повторение коротких молитвенных формул восхваления Аллаха.
Этимология термина восходит к арабскому глаголу, означающему “восхвалять”, “прославлять”. В религиозном смысле, тасбих указывает на молитвенную формулу «Субхан Аллах» (Пречист Аллах), что означает, что Аллах превыше всего остального, о чем в Коране говорится: «Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи» (39:67).
Сегодня тасбих изготовляется из деревянных или пластиковых шариков, финиковых косточек, а также из самоцветных драгоценных камней, таких как сердолик и оникс, оливковых семян, слоновой кости, янтаря, коралла, граната и жемчуга.
Самые дорогие тасбихи обычно производят из синего или желтого янтаря. Лучшие тасбихи из черного коралла (йуср) изготавливаются в Йемене и Саудовской Аравии, а лучшие деревянные тасбихи – в Судане.
Тасбих обычно состоит из 99 бусин, чтобы легче было прославлять имя Аллаха после молитвы. После молитвы 33 раза произносится сам тасбих (субхан Аллах), 33 раз произносят тахмид (альхамду ли-Ллях – “Слава Аллаху”), и 33 раз – такбир (Аллаху Акбар – Велик Аллах).
Есть мнение, что 99 бусин в тасбихе также подразумевают 99 Имен Аллаха. Также тасбихи делают из 33 бусин. В этом случае восхваление Всевышнего совершается в 3 цикла. В таких тасбихах 33 бусины отделяются друг от друга перемычками. В этих местах человек, читающий Коран, делает паузы в аятах. Кроме того, тасбихи могут состоять из 100 и даже из 200 бусин. Такие тасбихи используются в обязательных зикрах некоторых сувийских тарикатов. Считается, что в раннюю мусульманскую эпоху в качестве тасбиха, люди использовали рыхлые камешки, а также использовали свои пальцы.
Большой суфийский тасбих (200 бусин) / Источник: isn1.net
Согласно ученому Мухаммаду Бакиру Маджлиси, жившему в XVII веке, после битвы при Ухуде, Фатима, дочь Пророка Мухаммада (САВ), каждые два-три дня посещала кладбище мучеников, а затем сделала тасбих из глины на могиле Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба. После этого люди начали делать тасбихи.
Некоторые хадисы подчеркивают пользу от использования пальцев правой руки при совершении зикров после молитв.
Тасбих или четки являются неотъемлемым атрибутом поклонения не только в Исламе, но и в некоторых других религиях – христианстве, буддизме, индуизме и т.д.
Согласно одной из версий, четки вообще пришли в Ислам через христианство, в котором они занимали видное место и появились в результате постепенного развития христианского монашеского благочестия. История их возникновения довольно интересна. Христианские монахи в своих монастырях молились в течение дня очень часто, прочитывая в ходе недельной литургии по 150 псалмов Давида. Подобное благочестие вызывало зависть у мирян. Миряне, бывшие в массе своей неграмотными, хотели иметь подобную форму постоянной молитвы. Поскольку самой известной молитвой у христиан был “Отче наш”, простые люди стали читать ее 150 раз в течение дня. Чтобы не сбиться со счета, была изготовлена вереница из 150 узелков («вервица») или бусин. Для удобства она была завязана в круг и носилась на шее.
Главный тренер футбольного клуба “Рубин” (Казань) Курбан Бердыев не выпускает четки из рук / Источник: inoprosport.ru
Возвращаясь к традиции использования четок в Исламе, следует сказать, что тасбих распространен среди мусульман довольно широко. Помимо того, что он служит надежным средством, которое не позволяет сбиться со счета при рецитации зикров, он является своего рода напоминанием о необходимости постоянного совершения зикра, поскольку в Исламе совершение коротких зикров является поклонением и благим делом, за которое Всевышний обязательно дарует награду. В Коране об этом сказано: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (2:152).
Они также используются в повседневной жизни в качестве атрибута, подчеркивающего статус человека в обществе. В частности, некоторые тасбихи изготавливаются из драгоценных камней, что делает их очень дорогими. Кроме того, использование тасбиха оказывает благоприятное воздействие на человека, уменьшая тревожные и депрессивные состояния. Стимуляция нервных окончаний, находящихся на пальцах, с помощью тасбиха оказывает на человека успокаивающее воздействие.
Издание The National приводит слова ювелира Наджиба, работающего в ювелирном магазине Madinat Zayed в Эмиратах: «Вы передаете свои чувства и мысли в тасбих. Он запрещает вам думать. Когда вас что-то беспокоит, вы берете в руки тасбих, начинаете его перебирать, и беспокойство исчезает само собой. В этом и заключается его секрет. Вот почему тасбих всегда со мной».
Янтарный тасбих / Источник: aliexpress.com
По его мнению, лучшим материалом для изготовления тасбиха является янтарь. Настоящий янтарь, если его потереть между большим и указательным пальцами, выделяет запах сосновой смолы, что также оказывает положительное воздействие на человека.
Успокаивающее воздействие тасбиха не должно удивлять. Как говорит Аллах в Своем Досточтимом Коране, являющемся руководством жизни для каждого мусульманина: «Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (13:28).
Таким образом роль тасбиха в жизни мусульманина очень велика. Он не только помогает сосредоточиться, освобождает ум от беспокойных и вредных мыслей, помогает при депрессиях, но и постоянно направляет верующего на путь духовного самосовершенствования через постоянные зикры, связывающие его с Господом.
О мусульманских четках. Применение, количество бусин, виды и значение четок.
Ислам – самая популярная и молодая религия мира. С каждым днем Ислам все больше вызывает внимание и симпатию среди различных народов мира. Как и в других популярных религиях четки в Исламе являются молитвенным атрибутом. Мусульманские четки несут в себе особый смысл, как у духовных лиц (имамов, муфтиев, дервишей) Ислама, так и у современного народа.
Какие названия носят мусульманские четки?
Из каких материалов состоят мусульманские четки?
Традиционные мусульманские четки изготавливают из бусин (зерен) размером 8-10 мм, выполненные из натуральных камней, дерева, реже из серебра или пластика. В старину мастерили четки из семян растений, зерен, дерева, минералов или ракушек. У древних высокопоставленных лиц можно было встретить четки из чистого серебра или золота, инкрустированные драгоценными камнями.
Можно ли выбрать камень для мусульманских четок по соответствию гороскопа?
В Исламе вера в гороскопы считается грехом. Мусульманские четки могут быть изготовлены из любого материала и камня, это никак не повредит владельцу четок.
Какое количество бусин (зерен) должно быть в мусульманских четках?
Мусульманские четки содержат 99, 33, 11 бусин. После каждой одиннадцатой бусины прикрепляют разделитель.
Что означает кисть или подвеска в мусульманских четках?
Каждая бусина нанизывается на прочный шнур и оба конца соединяются в единое целое. Место соединения нити символизирует веру в Единого Бога, которое украшается продолговатой бусиной, коннектором или подвеской (полумесяц, мечеть, арабские слова). Кисть из ниток или нескольких бусин с узлами на концах в мусульманских четках не является обязательным атрибутом.
Для чего используют мусульманские четки?
Главная функция четок – помощь при чтении молитв. Так же четки вешают в качестве талисмана в автомобиль, хранят дома на видном месте, носят с собой. Часто четки незаменимы для здоровья — это замечательный лекарь души, они вызывают успокаивающее действие, помогают сосредоточиться и направляют на правильный поток мыслей.
Молитва на четках у мусульман
Мусульманские четки: виды, назначение. Сколько бусин в мусульманских четках?
Что такое и для чего используются четки (фото их представлено вашему вниманию в этой статье)? Ведь все мы знаем только то, что чаще всего их используют в исламе. Об их назначении вы и узнаете, прочитав эту статью.
Что собой представляют четки?
Можно предположить, что каждый из нас имеет представление об этом предмете, хоть и зачастую весьма отдалённое. Внешне они напоминают ожерелье с множеством нанизанных на нить бусин (зёрен). Они могут быть круглыми или овальными – форма не ограничена парой вариантов.
Нить, которая соединяет бусины вместе, при скреплении образует круг. Само место скрепления также может быть украшено бусинами, а также кистью из нитей, цепочек или других материалов, в зависимости от вероисповедания владельца.
Четки давно уже стали воплощением течения жизни.
Область применения
Нетрудно догадаться из названия, что этот предмет изначально – религиозный атрибут. Его используют при счете прочтенных молитв. Если молитва непрерывна, то четки, фото которых вы имеете возможность увидеть в статье, помогают избежать сонливого состояния, войти в определенный ритм прочтения и не потерять концентрацию.
Существует толкование чёток как воплощения потока жизни. Отдельная бусина являет собой прожитый момент или день, и, перебирая их одну за другой, мы принимаем мысль о том, что жизнь течёт, а отведённые мгновения необходимо отпускать спокойно до самого конца нити.
Ислам – не единственная религия, использующая данный атрибут. Это может быть и буддизм, и христианство, но каждая из них имеет определённую форму. Существует несколько названий мусульманских четок: субха, мисбаха, тасбих.
Количество бусин
Как выглядят мусульманские четки, сколько бусин должно быть нанизано на их нить? Традиционно чётки в исламе содержат 99 бусин, согласно количеству имён Аллаха. Также они могут иметь 33 и 11 бусин (зёрен), скреплённых специальной кистью или бусиной-замком.
Преимущественно чётки состоят из 11 зёрен, которые разделены плоским кругом, бусиной-разделителем, после которой количество повторяется до необходимого.
Изготовление чёток
Как и в любом другом деле, тут есть свои профессионалы, которые известны умением искусной резьбы на бусинах. Они умеют делать правильные четки (мусульманские). При этом один из важнейших и ответственных процессов – сверление того самого отверстия в бусине. Для особо мелких отверстий мастеру необходим весь его опыт. Кстати, зачастую мастера делают станок для работы самостоятельно.
Изготовление чёток – длительный и кропотливый труд. Для начала сверлят отверстия в выбранных кусочках материала. После этого их делают овальными, гранёными, приплюснутыми, грушевидными или сферическими. Бусин всегда делают больше: для изделия из 99 зёрен мастер заготавливает 110–120 бусин. Это объясняется тем, что перед нанизыванием на нить будут отобраны наиболее подходящие друг к другу. Неиспользованные бусины пойдут на чётки из 33 зёрен.
Но на этом работа ещё не заканчивается. Бусины – лишь основа для будущего изделия. Теперь необходимо изготовить оставшиеся элементы чёток:
После имама изготавливают тепелик – деталь, которая находится на его конце. В имаме делается углубление, маскирующее узелок нити.
Не менее важно, чтобы все вышеуказанные элементы гармонировали между собой так же, как и выбранные бусины. Традиционно все бусины должны иметь одинаковый размер, но бывает, что бусины отличаются по размеру, и на нить их нанизывают по убыванию, начиная с самой крупной.
Ранее нить для чёток непременно была шелковой, но сейчас используют и нейлоновые нити разных цветов.
После готовности всех составляющих, их в нужном порядке нанизывают на нить, украшают и гравируют надписи. Затем стягивают и добавляют кисть для декора.
Материал для четок
Материалов довольно много, и выбор их неограничен. Для изготовления изделия используют дерево, верёвки, полудрагоценные и драгоценные камни и минералы. Есть и более простой материал – косточки разных фруктов, зёрен гороха и бобов, ракушек, кукурузных семян.
Последний из перечисленных – натуральный и целебный материал. В процессе трения чётки электризуются, и человек получает небольшой заряд электричества – эффект электрофизиотерапии.
Мусульманские четки из дерева способствуют снятию головных болей и улучшают сон. Если материалом для изделия послужила пахучая древесина, к примеру, можжевельника, то хранят их в закрытой шкатулке, дабы сберечь запах.
Когда-то турецкая знать предпочитала четки из натуральных камней. Наибольшей популярностью пользовались изделия из горного хрусталя. Бусины их были прохладными, а гранёные зёрна создавали небольшие радуги из солнечного света. Мастера венчали их кистями из серебра, каждая из которых была произведением ювелирного искусства.
На сегодняшний день мусульманские четки изготавливают из синтетических материалов. Их производство давно приняло промышленный масштаб, и они продаются за довольно низкую цену. Четки, привезённые из Турции, – достойный и памятный подарок.
Еще о медицинских функциях четок
Четки стали атрибутом не только религиозных служений, но и в обиходе. Они способствуют поддержанию здоровья человека. О некоторых лечебных свойствах изделия уже упоминалось выше, но их перечень велик.
Одно из основных – избавление от неврозов и депрессий. Всем известно, какая сила и воздействие на мозг заключаются в кончиках пальцев. Психотерапия использует чётки для отвлечения внимания от негативных мыслей и успокоения.
Как четки воздействуют на организм
Мусульманские четки могут повлиять на организм лечебным образом, в зависимости от того, на какой палец приходится наибольшее воздействие:
Перебирание гладких бусин даст возможность сконцентрироваться или расслабится. Чётки применяют также при восстановлении двигательных функций пальцев после травм и операций на них или при артрите фаланг. Людям, страдающим им, перебирание чёток облегчает боли в руках. Регулярное использование чёток способствует уравновешенности и спокойствию человека.
Практическая и приятная функция чёток
Когда человек заметно нервничает и не знает, куда деть руки, то чётки отлично выручат в такой ситуации. Если вы держите их в руках, то люди обязательно обратят на вас внимание, ведь это не будничный аксессуар.
Это дополнительная тема для беседы, так как изделие хоть и относится в первую очередь к религии, но сам процесс изготовления и сфера применения четок могут заинтересовать любого собеседника. Кстати, перемещение внимания на руки отвлечёт его от скрываемых недостатков внешности.
Серебряные четки (мусульманские) или же из других дорогих материалов – ценных металлов, драгоценных камней – подчеркнут статус их владельца. Существуют коллекционеры этих изделий, сокровища которых насчитывают множество образцов и ничем не уступают другим произведениям искусства.
При выборе помните, что изделие, прежде всего, должно удобно лежать в руке. Качественные бусины должны быть эластичными и приятно перебираться. Стоит обратить внимание на расстояние между зёрнами, на качество материала, из которого изготовлены бусины, состояние нити.
Продумайте, для чего нужны четки: большие изделия не подойдут, если вы планируете все время носить их с собой. Если четки вам приглянулись, и вы заинтересовались их использованием, то лучше иметь под рукой изделия разных форм, цветов и размеров.
Sister — справочник мусульманки
Вопросы, которые важно знать каждой сестре
Четки, ас-Субхаh, ат-Тасбих
У многих есть четки (тасбих), которые они применяют для чтения З икра (слов упоминания Аллаhа). Четки, которые мусульманин берет с собой, напоминают ему о чтении З икра, восхвалении Аллаhа. Они используются для удобства счета при совершении З икра, в дополнительных Намазах и так далее. Четки в Исламе, имеют свои названия — субхаh (араб. سبحة), мисбахаh (араб. مسبحة), тасбих (араб. تسبيح).
Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил означающее: «Воистину, из полезных вещей, которые напоминают о чтении З икра – это субахh»
Арабское слово «Ас-Субхаh» (четки) с точки зрения религии и арабского языка образовано от слова «ат-Тасбих». Слово «ат-Тасбих» означает произнесение слов тасбиха (слов – سُبْحَانَ اللهِ — «Субхан Аллаh», которые являются словами восхваления Аллаhа и означают, что Аллаh превыше всех недостатков).
В словаре арабского языка Фируза Абади написано о том, что слова «Субхан Аллаh» означают, что Аллаhу не приписываются качества Его творений: иметь спутницу или ребенка.
Слово «ат-Тасбих» встречается в разных Аятах Кур`ана. Так, в 57 Аяте Суры «Аль-Фуркан» сказано, означающее: «Полагайся на Живого, Который не умирает и читай ат-Тасбих (слова Субхан Аллаh)»
Слова «Субхан Аллаh» означают, что Аллаh не имеет абсолютно никакого подобия, Он превыше всех недостатков, изъянов и пороков. Любые качества творений Аллаhа (сидение, тело, органы, образы и т.п.) – созданы (имеют начало своего существования) и не присущи Аллаhу, ибо Он Создатель и не нуждается во всем этом.
Слова восхваления Аллаhа и их названия Восхваления Аллаhа в Исламе бывают различными и имеют различные названия. Так, восхваление Аллаhа словами «Субхан Аллаh» («Аллаh превыше всех недостатков») называется «Ас-Сабхаляh», а произнесение слов «Аль-Хамду ли-Лляh» («Хвала Аллаhу») называется الْحَمْد للهِ («Аль-Хамдаляh»). Слова «Ля хауля уа ля кууата илля билляh» имеют название «Аль-Хаукаляh» (это означает, что нет ограждения от попадания в грех, если Аллаh не дарует этого, и нет сил для соблюдения обязанностей без Его помощи). Слова «Бисмлляhи Ар-Рахман Ар-Рахим («С Именем Аллаhа Милостивого для всех на этом Свете и Милостивого только для мусульман в жизни следующей») именуются «Аль-Басмаляh». Самые лучший З икр – это слова لا إِلهَ إِلا اللهُ (Ля иляhа илляллаh). Как об этом сказал Пророк Мухьаммад, мир Ему, в Хадисе, означающем: «Лучшие слова, которые говорил я и все Пророки до меня это:
(«Нет бога, кроме Аллаhа»). Этот Зикр имеет название «Ат-Таhлиляh». И, наконец, слова اللهُ أكبرُ («Аллаhу Акбар») именуются «Ат-Такбираh». Слово «Астагфируллаh» тоже считается Зикром и называется «Истигфар». Слова истигфара могут быть разными, например: «Рабби-гфирли», «Гуфранака Аллаhумма», «Аллаhумма-гфирли».
Аллаh Всевышний повелел мусульманам читать Зикр и Дуа’ в надежде получить милость, награду и прощение.
Тасбих с использованием четок не является нововведением (бид‘а), потому что у него есть основа — известно, что многие сподвижники использовали камешки или косточки фиников и др. подобные предметы для совершения Зикра.
Имам Ан-Науауий в своей книге «Аль-Азкар» привел Хадис, в котором Пророк Мухаммад, мир Ему, рекомендовал читать З икр, используя для счета фаланги пальцев, так как они будут свидетельствовать в Судный День.
Посланник Аллаhа, обращаясь к собравшимся вместе женщинам, сказал:
عَلَيْكُنَّ بِالتَّسْبِيحِ وَالتَّهْلِيلِ وَالتَّقْدِيسِ وَعَقِّدْنَ عَلَيْهَا الأَنَامِلَ
فَإِنَّهُنَّ مَسْؤُلاتٌ وَمُسْتَنْطَقَاتٌ
Это означает: «Читайте тасбих, таhлиль и такдис и считайте это пальцами. Воистину, в Конце Света они будут спрошены и будут держать ответ за свои поступки».
Аллаh Всевышний в Конце Света даст пальцам возможность говорить, как в этом мире Он дал возможность говорить языку, также Он создает возможность говорить и пальцам.
Отсюда следует, что разрешено и даже рекомендуется использовать что-либо для облегчения счёта при чтении З икра. Теолог Ибн ‘Алян, комментируя Хадис из книги имама Ан-Науауий, сказал: «Поэтому люди для поклонения Аллаhу используют четки». А другой теолог Ибн Хаджар, комментируя этот Хадис, сказал: «Из этого повеления ясно, что дозволено использовать четки».
В Хадисе, переданном женой Пророка Сафийей, говорится о том, что она упоминала Аллаhа, используя семена и камешки. И Посланник Аллаhа, мир Ему, не возражал против этого. А использование камешков или семян, связанных между собой, облегчает подсчёт.
Ибн Са‘д в книге «Табакат» писал, что Фатима дочь Хусейна сына ‘Али ибн Абу Талиба восхваляла Аллаhа, отсчитывая при этом узелки на веревке.
Абу hурайра, который передал множество Хадисов, использовал нитку с двумя тысячами узелков для чтения З икра, используя ее шесть раз. Ну’айм ибн аль-Мухаррар ибн Аби hурайра передал, что у его деда Абу hурайры была нитка, на которой было две тысячи узелков, и что он не ложился спать, пока не совершит ею поминание. Это рассказал ‘Абдуллаh сын имама Ахмада в книге «Заваид аз-зухд», а также и Абу Ну’айм в «Аль-хилья».
Все вышеперечисленные люди были близки к Посланнику Аллаhа: Сафийя – Его супруга, Фатима – правнучка, Абу hурайра – его ближайший сподвижник, который был достоверным передатчиком Xадисов. Поэтому использование четок для чтения З икра является разрешенным и одобренным в Исламе.
Рассказывают один случай, который произошел с Абу Муслимом Аль-Хауляний, который жил в Йемене и был современником Пророка Мухаммада, мир Ему, но не встречался с Ним лично. Во время правления Халифа ‘Умара он приехал в Медину. Этот благочестивый человек встречался с Халифом. Однажды, читая З икр, используя при этом субхат, он уснул. Субхат сам по себе стал двигаться в его руках и повторять:
« سُبْحَانَكَ يَا مُنْبِتَ النَّبَاتِ وَيَا دَائِمَ الثَّبَاتِ »
Это означает: «Аллаh превыше всех недостатков, Он создает изменяющиеся создания, а Сам Аллаh вечен и не изменяется».
Он проснулся, увидел это и позвал свою жену: «О, Умм Муслим! Подойди сюда и посмотри на эти очень удивительные вещи». Когда женщина подошла, субхат прекратил произносить З икр. Эта история приводится как пример того, что говорить может не только язык.
Аль-Касим ибн ‘Абдурра х ман сказал: «У Абу ад-Дарда были косточки фиников, которые он носил в сумочке. Когда он совершал утреннюю молитву, он начинал поминать Аллаhа, вытаскивая из сумки по одной косточке до тех пор, пока они не заканчивались». Хадис передал Ахмад.
Из этих действий теологи сделали вывод, что использовать четки разрешено.
Те, которые запрещают использование четок не имеют никаких доказательств о запрете их использования, поскольку Пророк, мир Ему, не запретил это. Однако Посланник Аллаhа, мир Ему, учил, что читать тасбих используя для подсчета пальцы лучше.
Как четки влияют на здоровье организма
«Четки оказывают положительное действие на физическое и эмоциональное здоровье человека, который их использует. Поскольку перебирание бусин в четках способствует избавлению от неврозов, бессонницы и депрессии. Дело в том, что каждый участок кожи, каждый внутренний орган снабжены нервами. На концах пальцев у нас находятся особенные нервные окончания, которые по словам врачей намного чувствительнее, чем, например, нервные окончания на коже живота или бедер. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые связаны с мозговыми центрами. Поэтому массаж и стимуляция пальцев влияет на участки мозга, которые отвечают за развитие таких процессов, как мышление, память, внимание, восприятие. Перебирая зерна четок разными пальцами, можно влиять как на весь организм в целом, так и на отдельные стороны его стороны, а также эмоциональное состояние.
Также четки являются отличным средством для восстановления работы пальцев после их травм и хирургических вмешательств и при их скованности из-за артритов фаланг. Регулярное использование четок хорошо влияет и на суставы людей, больных артритом. Поэтому использовать четки можно тем, кто может быть подвержен этому заболеванию в силу выбранной профессиональной деятельности. Например, офисным работникам, которые проводят за клавиатурой по нескольку часов в день, а также портным, парикмахерам и массажистам».
Четки также могут использоваться для концентрации внимания при заучивании нужной информации (Сур из Кур’ана, ду’а и т.д.). При перекладывании каждой бусины можно повторять тот или иной фрагмент информации.
Из чего и как делают четки
На сегодняшний день четки делают из бусин, в которых есть отверстия. Наиболее распространены четки, количество бусин которых, как правило, определенное: это тридцать три или девяносто девять. Но существуют четки, в которых тысяча и больше бусин. Такие четки больше известны под названием «Мисбахату Ад-Дарауиш» («Четки дервишей (суфиев)) или «Субхату сахиби Ат-Тарикаh» («Четки обладателей Тариката»).
Составные части четок просты: непосредственно бусины, шнурок (или крепкая нить), на который нанизываются бусины, разделения между ними, бусина и хохолок или кисточка, находящиеся в том месте где, соединяются концы веревки.
Мастера производства четок выделяют важные аспекты при их разработке. Так, важна их легкость и эластичность бусин при движении пальцами. Последнее достигается путем оставления подходящего расстояния между бусами. Также немаловажная особенность – это прочность нити. Следующий важный аспект для мастера – достичь баланса между размером бусин и их веса, а также соотношение между размером и длиной четок. К сожалению, в наши дни не все придерживаются определенных параметров при изготовлении четок.
Производство четок проходит в несколько этапов. В наше время фабрики производят тысячи четок. Перечислим этапы производства.
1. Выбор камней и материалов, а также выбор их цветов и видов.
2. Нарезка и просверливание.
3. Промывка, а затем работа токаря.
4. Полировка и соединение всех частей четок.
5. Инкрустация и украшение четок.
Материалы четок достаточно многообразны.
Это косточки фиников, ракушек, семена кукурузы или прочные семена других растений, косточки от фруктов (абрикоса или сливы), стекло, нить связанная в узелки. Пользуются особым спросом четки из камней: бирюзы, рубина, янтаря, сердолика, жемчуга, коралла, кристаллов. Существуют четки из изумруда, алмаза, циркона, топаза, кошачьего глаза, лазурита, тигрового глаза, малахита, гранита и многих других минералов.
Встречаются четки из серебра и золота, однако их нельзя использовать, так как ученые говорили о том, что такие четки подобны посуде из серебра и золота.
Выделяют четки, сделанные из дорогих деревьев: сандалового, рисового, дерева ‘уд.
В наши дни четки делают много разнообразных по стоимости и красоте четок, их делают даже в цветах флагов различных государств, однако не стоит забывать для чего они нужны мусульманину.
В заключение хочется напомнить, хоть и чтение З икра с использованием четок не запрещено, но лучше считать количество произнесенного З икра пальцами руки. Пророк Мухаммад, мир Ему, считал слова с помощью пальцев правой руки. Но независимо от того, использует ли человек четки, восхваляя Аллаhа, или читает слова З икра пальцами, самым важным является то, чтобы такой З икр был принят Аллаhом. Мусульманин, читающий З икр, должен быть искренен. Это доброе деяние совершается ради Аллаhа, а не ради похвалы людей, не ради демонстрации четок и тому подобного. Встречаются люди, которые относят себя к суфиям и носят с собой четки для того, чтобы люди думали, что они благочестивы и богобоязненны. Такие люди будут наказаны в жизни следующей, если не покаются. Пусть каждый задумается над своими деяниями, словами и намерениями.