Что нужно говорить после чихания в исламе

Хадисы про чихание и зевоту

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит чихание [когда люди чихают] и порицает зевание (зевоту). Если человек чихнул и поблагодарил Бога [словами «аль-хамду лил-ля»], обязанностью всякого мусульманина, услышавшего это, является сказать ему «будьте здоровы» [«ярхамукял-ла»].

Что же касается зевания (зевоты), то оно — от Дьявола. Следует препятствовать этому, насколько возможно [закрывая рот рукою или чем-либо иным][1]. Если человек скажет «а-а-а» [зевнув во весь рот], Дьявол будет смеяться над ним[2]»[3].

Важно отметить, что сам Дьявол зевоту не вызывает. Дело в том, что всякое порицаемое в Исламе относимо в священных текстах к дьявольскому из-за его участия в этом, а поощряемое — к ангельскому, также из-за участия и содействия. Человек зевает, когда много спит, много ест, ленится. Такое незнание меры порицаемо в Исламе, так как лишает человека активности, созидательного ритма и усердия, превращает его в инертного, думающего лишь о потреблении, удовлетворении потребностей и постоянно чем-то недовольного[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть скажет «аль-хамду ли-ля» [«я благодарен Богу»]. А другой [услышавший это][5] пусть скажет [ему в ответ]: «Ярхамукял-ла» [«будьте здоровы» или «да помилует вас Господь»]. И если он так скажет, то первый пусть ответит: «Яхдиикумул-ла ва юслих баалякум» [«да наставит вас Господь на верный путь и улучшит мысль вашу (ум, память; душу)»]»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зевает, то пусть [начиная зевать] прикрывает рот рукой. Поистине, Дьявол входит с зевотой»[7].

Хадис, конечно же, не стоит понимать буквально, будто Сатана входит в человека через рот. Но важно уделить внимание данному пророческому наставлению и всегда, зевая, прикрывать рот рукой либо чем-либо иным.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул [вот-вот чихнет], то пусть обеими руками закроет лицо [свой рот]. И пусть постарается понизить голос [минимизировать шум]»[8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 747.

[2] Дьяволу нравится (смешно) видеть человека активно зевающим, так как в этом состоянии его лицо изменяется не в лучшую сторону. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 746.

[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 740–747, хадис № 6223 и пояснение к нему.

[4] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 746.

[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741.

[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741–747, хадис № 6224 и пояснение к нему.

[7] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 543, хадис № 5026, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1198, хадис № 57–(2995); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 38, хадис № 516, «сахих».

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 52, хадис № 755, «сахих».

Источник

Что нужно говорить после чихания в исламе

Как известно, произнесение выражения «альхамдулиллах» после чихания является сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А в ответ тому, кто произнёс эти слова после чихания, желательно сказать «ярхамукаллах».

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذَا عَطَسَ أحَدُكُمْ فَلْيَقُل‏:‏ الحَمْدُ لِلَّهِ، وَلْيَقُلْ لَهُ أخُوهُ أوْ صَاحبُهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فإذَا قالَ لَهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فَلْيَقُلْ‏:‏ يَهْدِيكُمُ اللَّهُ وَيُصْلِحُ بالَكُمْ‏»‏ قال العلماء‏:‏ بالكم‏:‏ أي شأنكم‏

«Если кто-либо из вас чихнёт, пусть скажет «альхамдулиллах», а его брат [по вере] пусть ответит ему: «Ярхамукаллах». А если он скажет ему «ярхамукаллах», пусть [чихнувший] скажет [ему в ответ]: «ЯхдикумуЛлаху ва юслих балякум»».

Выражение «альхамдулиллах» означает «хвала Аллаху».

А смысл выражения «ярхамукаллах» – «да помилует тебя Аллах».

Выражение «яхдикумуЛлаху ва юслих балякум» означает «да укажет вам Аллах правильный путь, и приведёт Он в порядок все дела ваши».

Мудрость просьбы милости

Как пишет имам Ибн Хаджар [1] смысл просьбы о милости Аллаха для чихнувшего в том, что чихание может спровоцировать паралич лица и другие подобные болезни, поэтому следует просить для него милости у Аллаха, чтобы Он сохранил его в том же здравии и обличье.

Если чихнул немусульманин

Если чихнул ребёнок

Также не следует говорить «ярхамукаллах», если чихнувший является ребёнком, вне зависимости от того, умеет он отличать хорошее от плохого или нет. Ему желательно сказать «баракаллаху фика/фики» – «да благословит тебя Аллах», или «аншаакаллаху иншаан салихан», то есть «пусть Аллах вырастит тебя благочестивым» и т. п. [3]

Под ребёнком тут имеется в виду тот, кто не достиг половой зрелости.

Напоминание чихнувшему сказать «альхамдулиллах»

Желательно также напомнить чихнувшему произнести выражение «альхамдулиллах». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ سَبَقَ العَاطِسَ بِالْـحَمْدِ أَمِنَ مِنَ الشَّوْصِ

«Тот, кто опередил чихнувшего выражением «альхамдулиллах», будет защищён от болезней зубов, ушей и живота». [4]

Если же он не произнесёт эти слова, напомнили ли ему об этом или нет, то нежелательно (макрух) просить милости для него выражением «ярхамукаллах». [5]

Если есть сомнение, произнёс чихнувший эти слова или нет, то следует сказать: «Да смилуется Аллах над тем, кто воздал Ему хвалу», или: «Да смилуется Аллах над тобой, если ты воздал Ему хвалу», или сказать ему: «Скажи альхамдулиллах», – и если он сказал это, то следует просить милости Аллаха [6] для него.

Если человек чихнул несколько раз

Если человек чихнул несколько раз подряд, то по сунне следует просить милости для него после каждого чихания, если он чихал не более трёх раз. А если он чихнул больше трёх раз, то сунной является сказать «шафакаллах» – «да исцелит тебя Аллах» и т. п. Это в том случае, если он чихает подряд, а если с промежутками, то есть не подряд, то после каждого раза следует просить милости [7] для него.

Передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ «‏إِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ فَلْيُشَمِّتهُ جَلِيسُهُ، وَإِنْ زَاد على ثَلاثَة فَهُوَ مَزْكُومٌ، وَلا يُشَمَّتُ بَعْدَ ثَلاثٍ‏»‏‏

«Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть тот, кто рядом с ним, произнесёт слова благопожелания (то есть «ярхамукаллах»). Если человек чихнёт более трёх раз, значит он простужен, и после третьего раза благопожелание ему не произносят»». [8]

Если человек чихнул во время намаза

На высокую степень этой сунны указывает и то, что если молящийся чихнул во время намаза, то ему также желательно произнести выражение «альхамдулиллах» так, чтобы он слышал себя, то есть не мысленно и не слишком громко. А тот, кто услышит его, пусть попросит для него милости у Аллаха выражением «ярхамукаллах». [9]

Однако если молящийся чихнул во время чтения фатихи и произнёс выражение «альхамдулиллах», то он должен заново прочитать фатиху, так как оно нарушает непрерывность чтения фатихи. [10]

Прикрывать рот во время чихания

И последнее: чихнувшему желательно не повышать голос и закрывать рот рукой или чем-то другим. [11]

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) чихал, он прикрывал рот рукой (или одеждой), тем самым приглушая звук». [12]

Всё, что мы привели, было взято из книги «Аль-Азкар» Имама Навави и книги «Тухфатуль Мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, вместе с хашиятом Ширвани.

Подготовил: Муса Багилов

[2] عبارة المغني 6/18: وتشميت الكافر بيهديك الله ونحوه لا بيرحمك الله

[4] عبارة التحفة 9/230: ويسنّ تذكيره الحمد للخبر المشهور «من سبق العاطس بالحمد أمن من الشوص» أي: وجع الضرس، واللوص أي: وجع الأذن، والعلوص وهو وجع البطن.

[5] عبارة التحفة 9/230: ويكره قبل الحمد. عبارة الشروانيّ: ظاهره ولو لصغير وعلى تسليمه ينبغي اختصاصه بالمميز، فليراجع. فلا يعتد به ويأتي به ثانيا بعد الحمد اهـ ع ش

يظهر أنها لو لم تتابع كذلك يسن التشميت بتكررها مطلقاً.

[8] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни 251 и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 2/391/2

[9] عبارة التحفة 2/148: يسن لمصل عطس أو سلم عليه أن يحمد بحيث يسمع نفسه. وبحث ندب تشميت مصل عطس وحمد جهرا

[10] عبارة التحفة 2/41: وإن (تخلل ذكر) أجنبيّ لا يتعلّق بالصلاة كـ«الحمد» للعطاس. (قطع الموالاة)

عبارة علي الشبراملسي في حاشيته على النهاية 2/47 : لكن إذا وقع ذلك في الفاتحة قطع الموالاة

[12] Этот хадис приводят Ахмад 2/439, Абу Дауд 5029 и ат-Тирмизи 2745, который сказал: «Это хороший достоверный хадис».

Источник

Что говорят мусульмане чихнувшему вместо «Будь здоров!»

Что нужно говорить после чихания в исламе

В исламской традиции самопроизвольное чихание слывёт хорошим знаком, поскольку считается, что подобным образом Аллах проявляет свою любовь к чихнувшему человеку.

Именно поэтому согласно шариатским нормам поведения и этикета, тот, кто чихнул должен в обязательном порядке обратиться к Всевышнему и восхвалить его за милость.

В зависимости от риваята, то есть версии одного и того же хадиса, переданного разными пересказчиками, в качестве слов благодарности могут звучать следующие фразы:

Кстати, в соответствии с имамом аль Бухари, при произнесении последней фразы чихнувший смеет надеяться, что у него не при каких обстоятельствах не будут болеть живот, язык и уши.

В ответ на одну из этих формул восхваления Аллаха, находящийся рядом с чихнувшей личностью человек обязан попросить для него милость у Всевышнего, произнеся слово «Ярхамукаллах», что означает «Да помилует тебя Аллах».

Если магометанин не скажет чихнувшему этого своеобразного аналога выражения «Будь здоров!», то он совершит грех, нарушив одну из пяти обязанностей, возложенных на правоверного Пророком Мухаммадом.

В случае если человек чихнул в окружении большого числа людей, то достаточным будет, если на его «Альхамдулиллях» ответит кто-нибудь один из них, если же никто из присутствующих не отреагирует на его восхваление Аллаха, то тяжесть греха ляжет на плечи всех.

Но следует учесть, если чихнувший не произнёс «Альхамдулиллях», то и услышавшим его чих людям не надо отвечать «Ярхамукаллах».

Ответ на «Ярхамукаллах»

К слову, чихнувшемучеловеку не стоит оставлять без внимания тот факт, что для него была выпрошена милость у Аллаха, и на каждое «Ярхамукаллах» он должен откликнуться одной из таких фраз:

— «Йархамуна Аллаху ва иййакум ва йагфир лана ва лакум» – Да помилует вас и нас Аллах, да простит Он нас и вас;

— «Яхдикум Аллах ва йуслиху баалакум или Йагфир Аллаху лана ва лакум» – Да помилует вас и нас Аллах;

— «Аафана Аллах ва иййакум минаннар, йархумукум Аллах» – Да спасет нас и вас от огня ада Аллах.

Чихание при намазе и пятничной проповеди

По размышлениям Хашияту т-Тахтави, имамов Ахмада, Аш-Шафии и Малика человек, чихнув при совершении намаза, может сказать «Альхамдулиллях» и молитва от этого слова не утратит своей силы. Однако они расходятся во мнении, следует ли произносить «Альхамдулиллях» вслух или мысленно. Так имам Ахмад настаивает, что делать это нужно вслух, но максимально тихо, чтобы никто не услышал этого слова и оно не помешало намазу окружающих. В качестве доказательства правомерности подобного действия, он ссылается на хадис Абу Хурайры, в котором записана фраза: «Если кто-то из вас чихнет, то пусть скажет «Альхамдулиллях»».

Согласно Табиинуль Хакаик, будет важнее, если магометанин в течение молитвы не будет произносить лишних слов, а воздаст хвалу Аллаху после намаза.

Но в любом случае, молящиеся люди, услышав, что чихнувший сказал «Альхамдулиллях» не должны отвечать ему «Ярхамукаллах» иначе намаз будет признан недействительным. Объясняется этот факт тем, что Аллах завещал Пророку Мухаммаду: «Поистине – это молитва, и в ней не допускаются людские разговоры, напротив, это тасбих, такбир и чтение Корана».

Кроме того, не рекомендуется произносить «Альхамдулиллах», при чтении непрерывной молитвы фатихи, а если чихнувший всё же сказал его, то намаз нужно начать заново.

Нет однозначного мнения и относительно того, как вести себя при чихании во время пятничной проповеди. По мнению Ибн Дакика Аль-Ида, в таких ситуациях проявляется противоречие между двумя обязанностями правоверных сосредоточенно внимать речи имама и не игнорировать чихнувшего человека. Но в подавляющем большинстве, верующие предпочитают не нарушать ход проповеди, оставив обращение к чихавшему на потом.

«Будь здоров» не мусульманину

Несколько иначе должен поступить мусульманин, если он услышал, как чихнул человек другого вероисповедания.

Можно в подобном случае сказать ему нейтральную фразу: «Будь здоров!», пожелав ему умножения жизненных сил, но лучше последовать Сунне Пророка. Переданная устами Абу Мусы Аль-Ашари она повествует о том, что Мухаммад говорил чихавшим при нём евреям фразу: «Да направит вас Всевышний Аллах на путь истинный и да наставит Он на истину ваш разум».

Больше трёх раз

Определённый этикет существует в отношении людей, чихающих вследствие простуды.

По версии Абу Дауда, если мусульманин чихнет подряд три раза, то на его «Альхамдулиллях» обязательно надо сказать «Ярхамукаллах», но если после этого он продолжит чихать, значить у него насморк и следует попросить Всевышнего даровать ему исцеление.

Однако до сих пор не решён вопрос сколько раз возносить милость Аллаху за чихнувшего человека: один раз по окончании серии его чихов или трижды – после каждого чихания отдельно.

Источник

Правда ли, что Аллах любит чихание?

Что нужно говорить после чихания в исламе

Религия Ислам регулирует образ жизни каждого мусульманина и даёт ответы на все его вопросы. Ислам затрагивает каждую сферу жизни мусульманина, чтобы у него не оставалось вопросов. Поэтому в Исламе принято соблюдать правила поведения в любой ситуации.

Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنّ الله يُحِبُّ العُطاسَ ويَكْرَهُ التثاؤبَ

«Поистине, Всевышний Аллах любит чихание и не любит зевоту». (Имам Ахмад 2/265, Бухари 6223)

Как указывают учёные богословы, смысл этого хадиса заключается в том, что достойна похвалы причина чихания. Чихание вызывается лёгкостью тела, являющаяся следствием умеренности в еде, придерживаться которой рекомендует шариат, поскольку это ослабляет силу страсти и помогает заниматься поклонением Аллаху, тогда как зевота представляет собой полную противоположность чиханию.

В том, что Всевышний Аллах любит чихание, у нас не может возникнуть сомнения, ибо об этом недвусмысленно говорится в вышеприведённом хадисе, который приводится в нескольких сборниках достоверных хадисов. Кроме того, у чихнувшего человека, или у того, кто присутствовал рядом с чихнувшим, есть возможность получить ещё и вознаграждение от Всевышнего.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк ﷺ сказал:

إنّ الله يُحِبُّ العُطاسَ ويَكْرَهُ التّثاؤُبَ فإذا عَطَسَ أحَدُكمْ فَحَمِدَ الله كانَ حقّاً على كلِّ مُسْلِمٍ سَمِعَهُ أنْ يَقولَ لهُ يَرْحَمُكَ الله

«Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): «Ярхамука-Ллах» – «Да помилует тебя Аллах«». (Имам Ахмад, 2/428; Бухари в 6226; Абу Дауд, 5028; Тирмизи, 2747)

Как сказано в вышеприведённом хадисе, ответить на чихание словами «Ярхаму-ка-Ллах», если чихнувший воздал хвалу Всевышнему Аллаху (произнёс «Аль-Хамду ли-Ллах»), является обязанностью мусульманина перед другим мусульманином.

Если кто-то рядом чихнул и не воздал хвалу Всевышнему Аллаху, то человеку, который находится рядом, не следует отвечать ему благопожеланием (ташмитом).

От Анаса Ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаётся:

عطس رجلان عند النبي صلى الله عليه وسلم، فشمت أحدهما ولم يشمت الآخر، فقال الذي لم يشمته: عطس فلان فشمته، وعطست فلم تشمتني، فقال: «هذا حمد الله تعالى، وإنك لم تحمد الله تعالى

«Ярхаму-ка-Ллах«, а когда чихнул я, ты не сказал мне этого?» В ответ ему Пророк ﷺ сказал: «Этот воздал хвалу Аллаху, а ты хвалу Аллаху Всевышнему не воздал«». (Бухари, Муслим)

Также от Абу Мусы Аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا عطس أحدكم فحمد الله تعالى فشمتوه، فإن لم يحمد الله فلا تشمتوه

«Если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, обратитесь к Аллаху с мольбой за него, а если он не воздаст Аллаху хвалы, то не делайте этого». (Муслим)

Согласно указанию, которое содержит в себе этот хадис, не следует говорить ничего тому, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху.

Исходя их этого, самому чихнувшему следует по меньшей мере произнести слова хвалы достаточно громко, чтобы их услышали те, кто будет находиться рядом с ним. Благодаря этому человек получит право на благопожелание, на которое он должен будет дать соответствующий ответ.

Всё, о чём говорится в вышеприведённых хадисах, является желательным, а не обязательным. Большие учёные нашего мазхаба указывали, что благопожелание чихнувшему (ташмит), то есть произнесение слов «Ярхаму-ка-Ллах» относится к категории суннат аль-кифая, что если эту сунну выполнит кто-либо из присутствующих, то этого будет достаточно для остальных.

Несомненно, если эти слова произнесёт кто-то из присутствующих, этого будет достаточно, но будет лучше, если это скажет каждый. На это указывает буквальный смысл вышеприведённых слов Пророка ﷺ : «…каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): «Ярхаму-ка-Ллах»».

Исходя из всего этого, мы можем сказать, что Всевышний Аллах любит чихание и причины, вызывающие чихание. Помимо этого, каждому чихнувшему или тому, с кем рядом чихнул человек, даётся возможность получить вознаграждение, воздав хвалу Всевышнему или ответив на это ташмитом.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Источник

Зачем произносят «Альхамдулиллях» после чихания?

Что нужно говорить после чихания в исламе

Вопрос: Зачем произносят дуа после чихания? Этот вопрос задал мне немусульманин.

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) побуждают нас говорить «Альхамдулиллях», когда мы чихаем. «Альхамдулиллях» означает «вся хвала Аллаху». Любознательный человек удивится, почему мы должны выражать благодарность Аллаху за такое незначительное действие как чихание. Но на самом деле чихание отнюдь не является незначительной реакцией тела. Чихание – это великое благословение от Аллаха, в котором участвуют различные группы мышц. Мышцы живота, груди, шеи и глаз используются для казалось бы незначительной реакции тела. Некоторыми из причин произнесения «Альхамдулиллях» являются следующие:

1) Вредные вещества, содержащиеся в теле, выходят во время чихания. При выделении концентрированных вредных веществ можно почувствовать запах. Мы защищены от многих заболеваний посредством естественного чихания, удаляющего из нас вредные вещества.

2) Вся наша жизнь находится под контролем Аллаха. Если Аллах пожелает, он может парализовать наше тело так, что мы не сможем и пошевельнуться. Когда человек чихает, его лицо на доли секунды искривляется. Если бы Аллах пожелал, он мог бы зафиксировать это искривленное выражение на наших лицах навсегда. Только посредством милости и милосердия Аллаха наши лица возвращаются в нормальное состояние.

3) Когда человек чихает, он автоматически смыкает веки. Если бы глаза оставались открытыми, им мог быть нанесен вред. Аллах заставляет веки сомкнуться, чтобы уберечь нас от вреда.

4) Чихание обычно открывает дыхательные пути, позволяя человеку свободно дышать.

В обмен на многочисленную пользу, которую мы получаем от чихания, является исключительно справедливым выразить свою сердечную благодарность Аллаху в форме «Альхамдулиллях».

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *