Что нужно говорить мусульманину когда зеваешь
Адабы зевания
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Зевота – от шайтана. Поэтому всякий из вас, кто хочет зевать, по мере своих сил пусть попытается сдержаться» (Муслим)
В другом хадисе Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Зевота – от шайтана. Если кто-либо из вас чувствует желание зевнуть, пусть сопротивляется этому насколько возможно: когда любой из вас произносит ‘Ха’ (производит шум зевая), шайтан смеётся над ним» (Бухари).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аллах любит чихание и не любит зевоту. Если любой из вас чихает и восхваляет Аллаха, обязанность каждого мусульманина, который слышит его, сказать «Ярхамукаллах» (да смилостивится над тобой Аллах). Что касается зевоты, то она – от шайтана, поэтому если любой из вас испытывает желание зевнуть, пусть сопротивляется этому настолько, насколько может, ибо когда он зевает, шайтан смеётся над ним» (Бухари).
Все эти хадисы указывают на важность соблюдения адабов зевания. Если вас одолевает зевота, надо сдерживать себя. Если же вы не в силах подавить зевоту, обязательно прикрывайте рот рукой и старайтесь зевнуть как можно тише.
Зевание маленьких детей
Шейха Яхью аль-Хаджури спросили: «Должен ли родитель, когда зевает его маленький ребенок, прикрывать ему рот своей рукой?». Он ответил: «Наш Господь говорит: «Творите добро, быть может, вы преуспеете» (сура 22 «Аль-Хадж» / «Паломничество», аят 77). И также Он говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 2)». Таким образом, если зевает маленький ребенок, родитель может прикрыть ему рот своей рукой, чтобы защитить от шайтана.
Зевание во время намаза
В достоверном хадисе говорится: «Семь вещей в молитве от шайтана: кровотечение из носа, сонливость, посторонние мысли, зевота, почесывание, осматривание по сторонам и игра руками с чем-либо» (Муслим, Тирмизи и Аль-Бухари).
Зевание во время намаза расценивается как макрух (нежелательное действие) и не делает молитву недействительной. И все же лучше воздерживаться от этого.
«Если во время молитвы кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть подавляет зевоту, пока может, ибо, поистине, шайтан проникает внутрь через рот зевающего» (Муслим).
Если не получается подавить зевание во время намаза, нужно:
— прикрыть рот тыльной стороной правой руки (если вы стоите)
— прикрыть рот тыльной стороной левой руки (в любое другое время).
Как справиться с зевотой?
Основными причинами зевания являются плотное питание, обильное питье, неподвижность, стресс или острая потребность в отдыхе. Когда мы ленивы и расслаблены, шайтан легко может овладеть нашим сознанием и пытаться сбить нас с пути. Поэтому мы должны стараться избегать делать то, что радует шайтана, и подавлять зевание по мере своих сил.
Несколько полезных советов
Просите у Всевышнего Аллаха помощи и защиты от козней шайтана
Можно сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого (побиваемого) сатаны»
أَعُوْذُ بِاللهِ مِنَ الشَّـيْطٰنِ الرَّجِيْمِ
A`ūdhu billāhi min ash-shaitāni r-rajīmi (Аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим)
Читайте салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение
Ибн Абедин, да будет доволен им Аллах, говорил: «Нужно вспомнить о том, что пророки никогда этого не делали (не зевали), и прочитать салават для Посланника Всевышнего, мир ему и благословение». Кудури, да будет доволен им Аллах, подтвердил это: «Мы много раз испытали это на себе и почувствовали справедливость этого совета»
Читайте суру «Ан-Нас», чтобы отдалить от себя шайтана
Перед каждым намазом обновляйте ритуальное омовение
Сосредотачивайтесь на намазе
Перед началом намаза, поднимая руки с ниятом (намерением) совершить его, постарайтесь отбросить все отвлекающие мысли и мирские заботы и отдалитесь от всего, что отдаляет от Всевышнего
Произносите «Аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим» не механически, а с пониманием смысла
Чаще поминайте Аллаха
Совершайте зикр, чтобы и в намазе, и вне намаза ваше сердце не находилось в забвении, ведь поминание Аллаха отдаляет нас от шайтана
Также рекомендуют: сделать вдох носом, повернуть голову в другую сторону или наклониться.
Если все же у вас нет сил подавить желание зевнуть, то следует прикрыть рот. При сильной усталости лучше совершить полное омовение и отдохнуть.
Всевышний Аллах знает лучше
При копировании этой статьи гиперссылка на MuslimClub.ru обязательна
Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях!
Не зевай!
Этические правила, которые необходимо соблюдать при зевоте:
Зевота – признак лени и скуки. Поэтому Аллах не любит зевоту, а шайтан радуется ей. Зевота не соответствует благому нраву, а поэтому человеку следует соблюдать следующие этические нормы, как того требуют хадисы Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям).
Зевающий должен прикрывать рот рукой так, чтобы в рот не залетела мошкара, если есть возможность, лучше не раскрывать рот. Зевнув, следует сказать «Астагфирулла!».
В другом достоверном хадисе, переданном аль-Бухари, говорится: «Аллах любит чихающих и не любит зевающих, если кто-то из вас чихнёт, пусть все, кто услышит, скажут: «Ярхамукаллах!» (да смилуется над тобой Аллах!). Зевота – от шайтана, и когда кто-либо из вас желает зевнуть, пусть по возможности противится этому, ибо когда он начнёт зевать, над ним смеётся шайтан».
Этические правила, которые должны соблюдать при чихании:
2. После чихания следует восславить Аллаха, сказав «Аль-хамду лиллях!» («Хвала Аллаху»), а те, кто рядом, должны ответить молитвой «Ярхамукаллах!» («Да смилуется над тобой Аллах!»). Чихнувший должен в свою очередь ответить: «Яхдикумуллаху ва юслиху балякум!» («Да направит Аллах вас по правильному пути и улучшит ваше состояние!»).
3. При простуде после каждого чихания не следует говорить «Ярхамукаллах!». В достоверном хадисе, рассказанном имамом Муслимом, говорится: «Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) услышал, как кто-то чихает, и он сказал «Ярхамукаллах!», тот чихнул второй раз, тогда Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Ты простудился и заболел». В другом хадисе говорится, что Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) это сказал, когда тот чихнул в третий раз.
Если тот, кто чихнул, не сказал «Аль-хамду лиллях!», не следует ему отвечать «Ярхамукаллах!». Однако лучше напомнить чихнувшему, чтобы он сказал «Аль-хамду лиллях!», и когда он скажет так, ответить ему: «Ярхамукаллах!».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Адаб зевания
Молитва занимает особое место в жизни мусульман. Исламский этикет предписывает определенный стиль поведения во время совершения намаза. Нужно соблюдать адабы зевания. Ведь, если человек зевает, он расслаблен и легко может стать жертвой шайтана.
Зевание во время намаза расценивается как макрух (нежелательное действие). Оно не делает молитву недействительной, но от него лучше воздерживаться. В хадисах сказано:
«Если во время молитвы кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть подавляет зевоту, пока может, ибо, поистине, шайтан проникает внутрь через рот зевающего»
Муслим ибн аль-Хаджжадж
Что такое адабы зевания в мусульманстве
В хадисах приводят эпизод из жизни пророка Мухаммада, в котором посланнику Аллаха явился шайтан. Злой дух рассказал ему о том, как сбивает с истинного пути верующих.
Когда человек хочет встать для молитвы, шайтан внушает ему, что еще достаточно времени и можно заниматься другими делами. Если же мусульманин смог побороть искушение, злой дух пытается помешать ему уже во время совершения намаза.
Он говорит: «Но если и в этом человек одолеет меня, то я снова приду к нему и во время намаза стану дуть ему в нос, а он начнет зевать. Если во время зевания человек не закроет свой рот ладонью, то к нему в рот войдет маленький шайтан и усилит его привязанность и влечение к мирской жизни. После этого человек всегда будет покорен нам. Будет слушать наши слова и делать то, что мы ему говорим».
Поэтому Пророк сказал:
«Зевота – от шайтана. Если кто-либо из вас чувствует желание зевнуть, пусть сопротивляется этому насколько возможно: когда любой из вас произносит «Ха» (производит шум зевая), шайтан смеется над ним»
Как бороться с зевотой
Поскольку зевание, согласно мусульманским верованиям, от шайтана, с ним нужно бороться. В хадисах сказано:
«Аллах любит чихание и не любит зевоту. Если любой из вас чихает и восхваляет Аллаха, обязанность каждого мусульманина, который слышит его, сказать «Яркамукаллах» (да смилостивится над тобой Аллах)»
А вот зевоту Всевышний не любит, поэтому нужно сдерживать себя, насколько хватит сил.
Вот что об этом говорит Пророк:
«Всякий из вас, кто хочет зевать, по мере своих сил пусть пытается сдержаться»
Муслим ибн аль-Хаджжадж
Для этого попробуйте один из нескольких способов:
Можно также умыться. На некоторое время это поможет. Но если зевота вызвана усталостью, все эти способы принесут лишь временное облегчение. Поэтому лучше всего просто выспаться.
В ряде случаев зевота одолевает тех, кто привык плотно есть, мало двигаться и вообще является ленивым человеком. Чтобы впредь не возникали эти позывы, стоит избегать переедания и вести активный образ жизни. Это приветствует сам Всевышний.
Во время молитвы вас не должны одолевать никакие прочие мысли, кроме самого намаза. Если вы будете полностью сосредоточены на обряде, желание зевнуть не возникнет.
Как зевать, чтобы при этом не нарушить исламский этикет
Зевота для мусульман – символ лени и вялости. К тому же, во время беседы она является еще и признаком неуважения, а также отвлекает от разговора. Но если уж не получается ее побороть, то нужно следовать правилам, которые прописаны в хадисах.
Так, при зевке обязательно прикрывайте рот тыльной стороной ладони (лучше всего правой) и постарайтесь сделать это очень тихо. В это же время наклонитесь либо поверните голову в другую сторону.
Когда богослова Яхью аль-Хаджури спросили, нужно ли прикрывать рот ребенку, который зевает, он сказал:
«Наш Господь говорит: «Творите добро, быть может, вы преуспеете». И также Он говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности».
Поэтому прикрывайте ребенку рот, если он зевает.
Мусульманский этикет предписывает не только не зевать во время намаза, но и контролировать свой кашель и отрыжку. В хадисах говорится:
«Семь вещей в молитве от шайтана: кровотечение из носа, сонливость, посторонние мысли, зевота, почесывание, осматривание по сторонам и игра руками с чем-либо».
Естественно, вы не сможет полностью воздерживаться от зевания. Однако его можно свести к минимуму, если соблюдать прописанные в хадисах правила. Главное – не зевать во время совершения молитвы. Этого не любит Аллах, а шайтан обязательно воспользуется вашей рассеянностью.
Злой дух будет использовать любое отступление от священного Корана. Позволив себе хоть раз уступить искушению, вы будете все дальше отходить от учения Аллаха, и уже не сможете считаться истинно верующим.
Почему в исламе зевота считается большим грехом
Далеко не всегда люди контролируют такие непроизвольные реакции своего организма, как чихание или зевота. При этом представители разных культур могут иметь противоположные взгляды относительно норм поведения в обществе. Например, последователи ислама считают, что во время молитвы ни в коем случае нельзя зевать. А вот если мусульманин чихнул, то он может быть уверен: его просьба услышана Всевышним.
Зевать нельзя
Пожалуй, ни одна из мировых религий не регламентирует буквально каждый шаг человека настолько щепетильно, как ислам. Практически на любой случай жизни в мусульманской литературе имеется соответствующее наставление, а вся деятельность конкретного человека строится с учетом ритуалов, обязательных к исполнению.
Другой почитаемый мусульманами религиозный деятель — Муслим ибн аль-Хаджжадж (821—875 гг.) — придерживался аналогичного мнения. Его работа, получившая название «Сахих Муслима», состоит из 43 отдельных книг, каждая из которых затрагивает тот или иной аспект жизни последователей ислама. Одна из книг называется «Зухд», что переводится с арабского языка как «аскетизм». В ней автор, помимо всего прочего, написал: «Когда вас охватывает желание зевнуть, закройте рот руками, в противном случае шайтан войдет в рот!».
Большинство современных богословов не советуют понимать данный хадис буквально. В мусульманской литературе высказывается мнение, что это образное выражение, обозначающее негативное отношение к зевоте, распространенное среди последователей ислама. При этом Муслим ибн аль-Хаджжадж в книге «Зухд» порицает и звук «хах», который большинство людей издают во время зевоты.
Считается, что сам пророк Мухаммед не одобрял такое поведение. Не удивительно, ведь зевота воспринимается как свидетельство лени, праздного образа жизни и расслабленности, порицаемых в Коране. Кроме того, лицо человека при этой физиологической реакции обычно искажается, выглядит не эстетично, а любое уродство, даже временное, радует сатану. Во время намаза, когда молящийся обращается к Всевышнему, зевать абсолютно недопустимо, поскольку это доказательство ленивости и нерадивости конкретного человека.
Чихать можно
А вот к чиханию в исламе полностью противоположное отношение. Это самопроизвольное действие воспринимается сугубо положительно. Например, если человек чихнул во время разговора, считается, что все сказанное им — истинная правда.
Уважаемый мусульманами ученый-богослов Абу Дауд Сулейман (817—888 гг.) утверждал, что даже такая малозначительная реакция организма, как чихание, предоставляет людям возможность помолиться за человека. В сборнике хадисов «Сунан Абу Дауда» содержится глава «Адаб», в которой отражен мусульманский этикет, перечислены правила поведения в обществе.
Имам Мухаммад аль-Бухари в сочинении «Аль-Адаб аль-Муфрад» тоже коснулся данной темы. Он оставил мусульманам предписание: «Если кто-нибудь из вас чихнет, то должен сказать: “Хвала Аллаху!”. А его брат или друг должен сказать ему: “Да смилостивится над тобой Аллах!”. А когда ему скажут это, он должен ответить: “Да поведет вас Аллах верным путем и улучшит вашу жизнь!”».
Хотя богословы в целом положительно оценивают чихание, оно должно контролироваться человеком. Так, Абу Дауд Сулейман отметил, что пророк Мухаммед во время чихания всегда старался понизить голос и обязательно прикрывал свой рот платком («Сунан Абу Дауда», глава «Адаб», хадис 98). Мусульманам советуют поступать так же.
В хадисе 127 из сборника имама аль-Бухари приводится предание, которое поведал автору Анас бин Малик. Якобы два человека чихнули почти одновременно в присутствии пророка Мухаммеда. Одному из них посланник Всевышнего пожелал благополучия, произнеся «Йархамука-ллах», а второму пророк ничего не сказал. На вопрос последнего, почему он был обойден вниманием, Мухаммед ответил: «Тот сказал “аль-хамду лиллях”, а ты ничего не сказал. Вот почему я тебе ничего не пожелал». Вероятно, основываясь на этом предании, Муслим ибн аль-Хаджжадж в книге «Зухд» написал: «Если кто-нибудь из вас, чихнув, воздаст хвалу Аллаху, то помолитесь за него; если же он не воздаст хвалы Аллаху, то не молитесь за него».
Большинство богословов считают чихание во время молитвы хорошим знаком: это своего рода подтверждение, что обращение человека к Всевышнему им принято. К тому же люди чувствуют облегчение, чихнув, ведь организм таким образом освобождается от микробов, которые могли бы нанести вред здоровью. Поэтому такая непроизвольная реакция приветствуется мусульманами.
Правила этикета
Несмотря на разницу культур и обычаев, в современном обществе существуют универсальные правила этикета, принятые почти во всех странах мира. Зевать, широко раскрывая рот и издавая громкие звуки, считается некрасивым. Все книги, которые учат читателей хорошим манерам, советуют подавлять зевоту, находясь среди посторонних людей. И в присутствии родных рекомендовано прикрывать рот рукой или платком.
Хотя сам по себе этот естественный рефлекс человеческого организма не должен подвергаться всеобщему осуждению. Зевота полезна, поскольку она позволяет снять усталость и психологическую заторможенность на незначительное время, при этом обновляется воздух в легких, человеку становится проще дышать.
Что касается чихания, то правила этикета его не запрещают. Достаточно лишь делать это как можно тише, чтобы не помешать окружающим, а также прикрывать рот платком, не распространяя вокруг себя микроорганизмы. В России принято желать здоровья чихнувшему человеку, хотя большинство книг по этикету советуют просто ничего не замечать.
Следует помнить, что сдерживать чихание — вредно для здоровья. А если зажимать при этом нос, то можно порвать свои барабанные перепонки.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
«Закройте рот руками»: почему мусульманам запрещено зевать
Пожалуй, ни одна из мировых религий не регламентирует буквально каждый шаг человека настолько щепетильно, как ислам. Практически на любой случай жизни в мусульманской литературе имеется соответствующее наставление, а вся деятельность конкретного человека строится с учетом ритуалов, обязательных к исполнению. Например, последователи ислама считают, что во время молитвы ни в коем случае нельзя зевать. А вот если мусульманин чихнул, то он может быть уверен: его просьба услышана Всевышним.
Зевать нельзя
Другой почитаемый мусульманами религиозный деятель — Муслим ибн аль-Хаджжадж (821—875 гг.) — придерживался аналогичного мнения. Его работа, получившая название «Сахих Муслима», состоит из 43 отдельных книг, каждая из которых затрагивает тот или иной аспект жизни последователей ислама. Одна из книг называется «Зухд», что переводится с арабского языка как «аскетизм». В ней автор, помимо всего прочего, написал: «Когда вас охватывает желание зевнуть, закройте рот руками, в противном случае шайтан войдет в рот!».
Большинство современных богословов не советуют понимать данный хадис буквально. В мусульманской литературе высказывается мнение, что это образное выражение, обозначающее негативное отношение к зевоте, распространенное среди последователей ислама. При этом Муслим ибн аль-Хаджжадж в книге «Зухд» порицает и звук «хах», который большинство людей издают во время зевоты.
Считается, что сам пророк Мухаммед не одобрял такое поведение. Не удивительно, ведь зевота воспринимается как свидетельство лени, праздного образа жизни и расслабленности, порицаемых в Коране. Кроме того, лицо человека при этой физиологической реакции обычно искажается, выглядит не эстетично, а любое уродство, даже временное, радует сатану. Во время намаза, когда молящийся обращается к Всевышнему, зевать абсолютно недопустимо, поскольку это доказательство ленивости и нерадивости конкретного человека.
Чихать можно
А вот к чиханию в исламе полностью противоположное отношение. Это самопроизвольное действие воспринимается сугубо положительно. Например, если человек чихнул во время разговора, считается, что все сказанное им — истинная правда.
Уважаемый мусульманами ученый-богослов Абу Дауд Сулейман (817—888 гг.) утверждал, что даже такая малозначительная реакция организма, как чихание, предоставляет людям возможность помолиться за человека. В сборнике хадисов «Сунан Абу Дауда» содержится глава «Адаб», в которой отражен мусульманский этикет, перечислены правила поведения в обществе.
Имам Мухаммад аль-Бухари в сочинении «Аль-Адаб аль-Муфрад» тоже коснулся данной темы. Он оставил мусульманам предписание: «Если кто-нибудь из вас чихнет, то должен сказать: “Хвала Аллаху!”. А его брат или друг должен сказать ему: “Да смилостивится над тобой Аллах!”. А когда ему скажут это, он должен ответить: “Да поведет вас Аллах верным путем и улучшит вашу жизнь!”».
Хотя богословы в целом положительно оценивают чихание, оно должно контролироваться человеком. Так, Абу Дауд Сулейман отметил, что пророк Мухаммед во время чихания всегда старался понизить голос и обязательно прикрывал свой рот платком («Сунан Абу Дауда», глава «Адаб», хадис 98). Мусульманам советуют поступать так же.
В хадисе 127 из сборника имама аль-Бухари приводится предание, которое поведал автору Анас бин Малик. Якобы два человека чихнули почти одновременно в присутствии пророка Мухаммеда. Одному из них посланник Всевышнего пожелал благополучия, произнеся «Йархамука-ллах», а второму пророк ничего не сказал. На вопрос последнего, почему он был обойден вниманием, Мухаммед ответил: «Тот сказал “аль-хамду лиллях”, а ты ничего не сказал. Вот почему я тебе ничего не пожелал». Вероятно, основываясь на этом предании, Муслим ибн аль-Хаджжадж в книге «Зухд» написал: «Если кто-нибудь из вас, чихнув, воздаст хвалу Аллаху, то помолитесь за него; если же он не воздаст хвалы Аллаху, то не молитесь за него».
Большинство богословов считают чихание во время молитвы хорошим знаком: это своего рода подтверждение, что обращение человека к Всевышнему им принято. К тому же люди чувствуют облегчение, чихнув, ведь организм таким образом освобождается от микробов, которые могли бы нанести вред здоровью. Поэтому такая непроизвольная реакция приветствуется мусульманами.
Правила этикета
Несмотря на разницу культур и обычаев, в современном обществе существуют универсальные правила этикета, принятые почти во всех странах мира. Зевать, широко раскрывая рот и издавая громкие звуки, считается некрасивым. Все книги, которые учат читателей хорошим манерам, советуют подавлять зевоту, находясь среди посторонних людей. И в присутствии родных рекомендовано прикрывать рот рукой или платком.
Хотя сам по себе этот естественный рефлекс человеческого организма не должен подвергаться всеобщему осуждению. Зевота полезна, поскольку она позволяет снять усталость и психологическую заторможенность на незначительное время, при этом обновляется воздух в легких, человеку становится проще дышать.
Что касается чихания, то правила этикета его не запрещают. Достаточно лишь делать это как можно тише, чтобы не помешать окружающим, а также прикрывать рот платком, не распространяя вокруг себя микроорганизмы. В России принято желать здоровья чихнувшему человеку, хотя большинство книг по этикету советуют просто ничего не замечать.
Следует помнить, что сдерживать чихание — вредно для здоровья. А если зажимать при этом нос, то можно порвать свои барабанные перепонки.