Что нужно для записи вокала в домашних условиях
Запись вокала в домашних условиях
Домашняя звукозапись. Вступление.
Бытует мнение, что качественную запись вокала можно сделать только в специальных студиях для записи, и что дома такую звукозапись создать невозможно. Это мнение ошибочное. Записаться дома можно даже гораздо качественнее, чем в средней звукозаписывающей студии. И это потребует от вас только однократного вложения денежных средств, в отличие от звук. студий, где нужно платить за каждый час работы.
Создать качественную запись дома не так уж и сложно (страшно) как кажется на первых взгляд. Для этого не нужны такие вещи, как мега-дорогая звукоизоляция и навороченный пульт. Не стоит слепо верить тому гуру, кто вам скажет, что качественная запись в домашних условиях — это миф. Если он, знает тысячу наименований различного оборудования для звукозаписи, и возможно даже «видел» и «трогал» большинство из них, это не значит, что он способен ими правильно пользоваться. Большинство студий делают звукозапись настолько отвратительно, что потом уже никто ее не сможет исправить — привести к более-менее нормальному качеству. А все потому, что действительно профессиональных студий (в России) всего лишь единицы. Любой желающий после прохождения двухнедельных курсов по муз. редакторам уже получает диплом звукорежиссера. К тому же в нормальной студии работают несколько команд специалистов, каждая из которых хочет получать хорошие деньги за свою работу. Естественно, вам придется отдавать эти самые деньги. В общем, так происходит во многих сферах деятельности.
Реализуем запись вокала у себя дома.
Микрофон для записи вокала
Об усилителе для микрофона
Конечно же можно записаться просто воткнув штекер микрофона в специальный вход на звуковой карте. Но в таком случае мы получим, во-первых, очень тихую с высоким уровнем шума запись, во-вторых, само звучание будет как-бы суховатое. Поэтому все таки лучше использовать усилитель для микрофона. Без этого устройства невозможно получить живое, «студийное» звучание. Усилитель для микрофона можно приобрести в тех же самых магазинах, где продаются микрофоны. Впрочем, для этой цели также может подойти микшерный пульт. Или даже старый проигрыватель виниловых пластинок, но как альтернативный вариант. Собственно, любой аппарат, который имеет специальный вход (разъем) для микрофона ( только не надо путать с линейным входом).
При выборе альтернативного устройства следует обратить внимание:
На соответствие сопротивления микрофонного входа усилителя сопротивлению вокального микрофона (единица измерения — Ом);
Чтобы было минимум шумов и точная передача звукового сигнала.
В профессиональной записи вокала неприемлемо использование эквалайзера. Если он встроен в пред усилитель, то лучше поставить все регуляторы в минимальное положение, а если возможно, то совсем отключить эквалайзер.
О звуковой карте
Звукозапись и постобработка
Также запомните еще одно простое правило – проблемы с записью лучше всего решаются на ранних стадиях их появления. Например, легче научиться мягко про певать «взрывные» согласные («п», «б»), а также шипящие звуки, чем постоянно исправлять эти дефекты в своей записи без ущерба для ее качества.
Как писалось ранее, голос на записи должен звучать естественно и чисто. Даже принято считать дурным тоном, если на вокал накладываются множество эффектов. (за исключением случая, когда специально создается экспрессивный эффект). В целом, в вашей записи должна присутствовать только минимальная реверберация и эквалайзер для того, чтобы убрать шумы на частоте 50 Гц-Hz, и то крайне аккуратно — предварительно убедившись, что эти самые шумы действительно очень значительны. Рекомендую пользоваться программой iZotope RX — на мой взгляд, самая лучшая для удаления шумов. Чтобы увеличить высокие частоты, не следует пользоваться эквалайзером. Для этого лучше всего подойдет Exciter-эксайтер (из знаменитого пакета эффектов Hyperprism).
Также добавлю, что для удобного процесса записи вокала, вам еще понадобятся такие простые приспособления, как стойка для микрофона и экран (устанавливается между микрофоном и певцом). Кстати, чтобы не покупать экран за немалые деньги, можно сделать его самостоятельно из капроновых колготок.
Мониторинг звука
Усилитель мощности
Профессиональные наушники
Акустическая система (колонки)
Каждое оборудование должно озвучивать диапазон частот не меньше 20 Гц — 20000 Гц. Производитель обязан указывать эту информацию в документации или на самом продукте. Если вдруг хотя бы одно устройство из этих трех выдает меньший диапазон частот, то советую им не пользоваться, т.к. вы не услышите никаких изменений в своей записи при работе с ней.
Немного подробнее о каждом устройстве.
1. Усилитель мощности
Усилитель музыкального центра в нашем деле не подойдет. Нужно отдельное устройство. Например отлично подойдет аппарат под названием Amplifier — это типичный стереофонический усилитель мощности.
Усилители такого плана обычно продаются в магазинах, по продаже аудиотехники. В среднем их цена 5000 — 8000 руб. Бывает и выше. Тут получается так, что чем больше мощности выдает усилок, тем выше его цена. При работе со звуком в домашних условиях с лихвой хватит и шестидесяти ваттного.
Не рекомендую брать усилитель сильно распространенных фирм — таких, как LG, Samsung, Sony. Товары для массового потребления не славятся своим качеством и долговечностью. И еще: при покупки аудио оборудования от фирмы Technics, опасайтесь подделок.
2. Профессиональные стерео наушники
Существуют 3 типа наушников:
— Закрытые
— Полуоткрытые
— Открытые
Для работы в домашних условиях лучше всего подойдут либо полуоткрытые либо закрытые наушники. Но какие бы вы не использовали, звучание одного и того же трека, через колонки и в наушниках заметно отличается, даже если эти устройства дорогие и качественные. Поэтому для насыщенного мониторинга вам понадобится акустическая система.
3. Акустическая система (колонки)
Ваша «акустика» должна быть, как минимум, трех полосной (низкие, средние и высокие частоты воспроизводимые разными динамиками), и конечно же должна иметь диапазон от 20 до 20000 Гц. и более.
При покупки любого из вышеописанного оборудования не стоит полагаться на «умных» консультантов-продавцов, которые зачастую сами толком не знают, что у них лежит на прилавке. Поэтому, следует внимательно прочитать характеристики покупаемого устройства, дабы потом не портить себе настроение при работе с ним.
А теперь еще раз вкратце, напомню последовательность подключения необходимого оборудования.
Записываться в своей домашней студии гораздо привычнее, уютнее и вы всегда можете отвлечься на чашечку кофе, а потом снова уйти в свой мир звукозаписи именно в тот самый необходимый вам момент — момент когда пришло искреннее вдохновение!
Как правильно записывать вокал у себя дома:
8 обязательных правил для
начинающих музыкантов
Вокальная партия – важнейшая составляющая создания музыкальных композиций. Голос певца может сделать посредственную песню популярной или, наоборот, испортить даже гениальное творение. Если вы любите петь – поделитесь с другими своим талантом! Для этого вовсе не обязательно искать профессиональную студию звукозаписи – оборудуйте ее в своей квартире. В статье мы расскажем, как записать вокал в домашних условиях, каких правил нужно придерживаться и как выбрать программу для записи и обработки звука.
№1. Подберите технику для записи вокала
Если вы создаете профессиональную запись, вам не обойтись без профессиональных инструментов. Для качественного результата лучше отказаться от дешевой техники. К счастью, весь выбор сводится всего к трем вещам: микрофону, поп-фильтру и наушникам.
Микрофон
Микрофоны для вокала делятся на три вида: динамические, конденсаторные и ленточные. Выбор подходящего варианта зависит от типа записываемой музыки.
Основные типы микрофонов: конденсаторный AT4050, ленточный Coles 4038 и динамический SM57
Лучше отказаться от микрофонов, которые подключаются к ПК через USB. Они более привлекательны по цене, но не подходят для качественной записи, так как легко «подхватывают» сторонние шумы и системные звуки.
Наушники
Наушники помогут исполнителю услышать в тончайших деталях музыку, на которую записывается вокал, чтобы, например, избежать ошибок в тональности. Также они понадобятся во время постобработки, чтобы устранить дефекты, которые не были заметны во время звукозаписи. Лучшим выбором станут студийные наушники закрытого типа. Но если вы проводите любительскую запись на минус, подойдут любые модели, главное, чтобы вокалист мог слышать свой голос.
Поп-фильтр
Поп-фильтр создает барьер между вами и микрофоном и действует как сеть, «вылавливая» «взрывные» звуки и пропуская обычные. Он также не позволяя певцу подойти слишком близко к микрофону.
Аудиокарта
Еще один технический пункт – звуковая карта для записи вокала на компьютер. Его можно пропустить, если вы будете записываться не через студийные DAW программы, а простой рекордер на компьютере. Такие программы обычно используют встроенную аудиокарту и не требуют дополнительной настройки. Качества большинства аудиоплат современных ПК вполне достаточно для качественной аудиозаписи.
Подбирайте аудиокарту по количеству и типу выходов – это показывает, сколько звуков она может захватить. Для вокальных и акустических партий хватит карты с одним входом под микрофон и выходом под наушники.
Внешняя звуковая карта Universal Audio Apollo
№2. Подготовьте помещение к звукозаписи
Не у всех есть доступ к студийному помещению, поэтому придется создавать его в домашних условиях. Это может стать проблемой, потому что в обычной жизни мы не замечаем звуки, которые улавливает микрофон, например, реверберацию в помещениях с высокими потолками. В таких комнатах голос отражается от стен и на записи появляется эффект эха.
В первую очередь нужно подобрать правильную комнату. По возможности выберите помещение с мягкой мебелью, как спальня или гостиная. Избегайте комнат с большими окнами и массивной деревянной мебелью.
Если у вас в квартире нет ничего подходящего, оборудуйте специальный изолированный бокс. Используйте все, что может использоваться в звукоизоляции: пенопласт, поролон, простое большое полотенце. Вы можете сделать кабинку для себя или оградить от внешних звуков только микрофон.
№3. Расположите микрофон правильно
Многие звукорежиссеры и певцы отмечают, что расположение микрофона дает разный результат. Чтобы добиться нужного эффекта, обратите внимание на то, как при этом звучит ваш голос.
Устанавливайте микрофон не слишком далеко от вокалиста, чтобы устройство не могло захватить лишние звуки, но также не слишком близко, чтобы на записи не было слишком много басов. Многие профессионалы называют оптимальным расстояние от 10 до 30 см. Подберите удобный уровень, делая несколько дублей для пробы при разном положении и расстоянии.
№4. Устраните возможные помехи
Чтобы понять, как сделать качественную запись голоса в домашних условиях, нужно знать возможные ошибки и помехи во время записи и способы их устранения. Существует несколько основных проблем, которые могут проявиться во время аудиосессии.
Свист и хлопки
Некоторые согласные создают дополнительные звуки, к которым очень чувствителен любой микрофон. К примеру, «б» и «п» – «взрывные»согласные, при близком расположении устройства они создают резкую подачу звука. В итоге на записи может появиться шум, похожий на хлопок.
Шипящие согласные могут стать причиной неприятного свистящего звука на пленке. Оба явления нейтрализуются при помощи поп-фильтра. Если же он не справится с проблемой, исправить это можно в постобработке.
Многие проблемы можно решить правильным позиционированием микрофона и поп-фильтра
Дыхание на аудиозаписи
Профессиональные певцы умеют правильно распределять дыхание во время пения таким образом, чтобы на пленке не возникали шумы от дыхания. Новичкам, которые не овладели этой техникой, стоит на вдохе слегка отодвигаться от микрофона.
Эффект близости
При слишком близком расположении микрофона появляется избыточное количество низких частот. Иногда этот эффект используется в художественных целях, но обычно этого пытаются избегать. Этот пункт регулируется правильным расположением микрофона.
Вибрация пола и звуки шагов
Соседи могут стать серьезной проблемой при оборудовании домашней звукозаписывающей студии, в том числе они могут добавить ненужную вибрацию по полу. Используйте плотные ковры, чтобы устранить эту проблему. Также этот трюк можно применить, чтобы поглотить шумы от шагов. Если у вас нет подходящего коврового покрытия, подложите под стойку микрофона кусочек поролона.
№5. Подберите программу для записи и постобработки
Теперь, когда комната готова к записи, разберемся, в какой программе лучше всего записывать вокал и проводить постобработку. Профессиональные звукорежиссеры используют специальное оборудование для захвата на компьютер звука со множеством настроек. Такие ПО обычно дорогие и требуют длительного освоения.
АудиоМАСТЕР позволяет создавать и обрабатывать аудиозаписи
Для новичков и полупрофессиональной записи требуется что-то более доступное по стоимости и управлению, не перегруженное, в то же время со всеми нужными опциями. В этом случае отлично подойдет АудиоМАСТЕР – он вмещает в себя функции рекордера и редактора. Подключив микрофон, вы можете записать качественное аудио и обработать его в эквалайзере, добавить эффекты для изменения голоса, скорректировать тональность. Еще один плюс редактора в том, что он совместим с любыми устройствами и аудиокартами.
№6. Разогрейте голос перед записью вокальной партии
Перед любой вокальной записью требуется разогреть связки, особенно если вам предстоит такая масштабная сессия, как запись песни. У всех певцов свои техники подготовиться к записи: некоторые читают скороговорки, чтобы размять губы и яснее произносить слова, другие предпочитают распеваться нотами.
Прогрейте связки перед началом записи, исполнив пару куплетов любимой песни
Как вариант, попробуйте разогреться той композицией, которую вы собираетесь записать. Так вы снизите количество дублей и лучше проработаете текст, чтобы не запинаться во время пения. Можете попробовать пропеть песню в другой тональности, изменить темп. Так вы привыкнете к композиции и будете чувствовать себя комфортно во время записи.
№7. Используйте дабл-трекинг и бэк-вокал
Дабл-трекинг – это процесс, когда вокалист записывает дорожку несколько раз, а потом они сводятся в единую запись. Это дает интересный эффект двойного голоса и добавляет объем аудиозаписи. Также этот прием полезно использовать, когда композиция перенасыщена музыкальными инструментами и голос «теряется» на их фоне. Таким образом дабл-трекинг выделяет вокал в песне.
Самое популярное применение этой техники – в припевах или «мостах», то есть повторяющейся части перед припевом. Таким образом можно также записать бэк-вокал. Так вы создадите эффектное «панорамное» звучание, которое выделится посреди основной композиции.
№8. Не переусердствуйте в постобработке
Современное ПО предлагает большой выбор инструментов для записи и обработки вокала. Вне зависимости от того, есть ли у вас опыт работы с такими программами или вы только начали осваивать подобный софт, не стоит слишком увлекаться и применять все и сразу. Для качественной обработки хватит двух настроек.
Эквалайзер
Невозможно отследить весь процесс записи и проникновение на запись ненужных звуков. Для этого пригодится эквалайзер – используйте функцию подавления шумов, чтобы убрать шипение и другие посторонние звучания. Еще одна настройка, которая может пригодиться в эквалайзере – усиление или подавление басов.
Внутренний эквалайзер программы АудиоМАСТЕР
Реверберация
Зачем нам реверберация, могут спросить новички, если мы так старались избавиться от нее во время изоляции помещения. Однако факт в том, что слишком чистая запись звучит неестественно и сухо. Во время аудиосессии практически невозможно добиться идеального звучания, поэтому обычно небольшой уровень реверберации добавляется в постобработке, чтобы добавить глубину.
При обработке вокала, старайтесь редактировать большие партии, чтобы не нарушить общность мелодии и не испортить атмосферу. Применяйте автотюнинг, только если намеренно добиваетесь искусственного звучания.
Быстрые итоги: чек-лист перед записью вокала дома
Итак, мы рассказали, как правильно записывать вокал дома. Чтобы не забыть ни один из пунктов, можете подготовить для себя небольшую подсказку и сверяться с ней перед сессией звукозаписи. Пошаговый алгоритм:
1. Выберите оборудование. Убедитесь, что у вас есть все необходимое: микрофон, наушники, поп-фильтр.
2. Подготовьте помещение. Сделайте вокальную кабинку из подручных средств: поролона, одеял, матраца.
3. Подберите положение микрофона. От этого зависит итоговое звучание.
4. Устраните возможные проблемы.
5. Выберите программное обеспечение.
6. Разогрейте связки. вокалист должен хорошенько подготовиться.
7. Используйте дабл-трекинг. Необязательный пункт, но он придаст дополнительную глубину и объем.
8. Обработайте аудиозапись. Держитесь золотой середины и не увлекайтесь различными эффектами.
Помните, что 80% успеха композиции кроется в процессе звукозаписи, а не обработки. Тщательно подбирайте технику и подготавливайте помещение. Выбор средства для записи – также важный пункт в создании песни.
Если вы начинающий музыкант, использование сложного профессионального софта может только испортить положение, ведь многое в них зависит от настроек. АудиоМАСТЕР – лучшая программа для записи вокала в домашних условиях для новичков-вокалистов и звукорежиссеров. Аудиоредактор обладает простым управлением и позволяет записать и настроить звучание с помощью эквалайзера. Скачать программу и испробовать ее функции можно совершенно бесплатно.
Техника для записи песен дома
Содержание
Содержание
Эра видео с хрипящим звуком и музыки с записанным на диктофон вокалом давно позади, а чтобы показать себя миру не обязательно выходить на сцену. Записать песню или кавер в приемлемом качестве можно и дома. Нужно только собрать комплект техники. Качественная запись голоса позволит вокалисту быстрее развить нужные навыки и перестать бояться кнопки «запись». Она сделает возможным создание демо-материала и даже DIY-релизов с хорошим звуком, чтобы самый крутой продюсер заметил талант. Что же нужно для профессиональной записи голоса дома?
Микрофон
Для видеороликов
Если микрофон хочется оставить в кадре, более того — сделать его элементом стиля, можно обратиться к категории динамических микрофонов для броадкастинга. Профессиональные модели таких устройств, например, легендарный Shure SM7B, широко применяется на радио. Для любителей подойдет Shure 55SH SERIESII. Он не только отлично справится с домашней записью голоса, но и будет круто выглядеть в кадре. Правда, чтобы его подключить к компьютеру, понадобится звуковая карта.
Для академического и эстрадного вокала
Для записи вокала микрофоны с USB подключением уже не годятся. Качества их встроенного АЦП будет недостаточно, к тому же, несовместимость с ASIO породит задержки сигнала. В этом случае понадобится студийный конденсаторный микрофон. Именно такие используются для записи вокала во всех студиях мира.
Конденсаторные микрофоны обладают очень ровной амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ), иными словами, они передают звук очень точно и достоверно. Их детализированное звучание передаст все нюансы тембра вокалиста. Если помещение не заглушено и без акустической обработки — лучше всего выбрать модель кардиоидной направленности.
Студийные конденсаторные микрофоны требуют подключения с помощью разъемов XLR к преампу или звуковой карте. Действие конденсаторного микрофона основано на использовании свойств электрического конденсатора, одна из сторон которого представляет собой мембрану (обычно тонкую пленку с металлическим напылением). Звуковые волны заставляют мембрану колебаться и менять емкость конденсатора. Поэтому такие микрофоны требуют для себя дополнительного питания, поскольку конденсатор не будет работать без поляризующего напряжения. В звуковых картах, совместимых с конденсаторным микрофоном, должна быть кнопка фантомного питания +48 В, такое напряжение считается стандартом.
Если микрофон планируется не только для записи, но и с прицелом на живые выступления, тогда стоит взять популярный у профессиональных вокалистов Shure BETA 87С.
Для рок-вокала и рэпа
Для рэпа и рок-музыки, где подача в вокале важнее тембральных нюансов, звукорежиссеры часто используют динамические микрофоны. Удивительно, но упомянутый выше Shure SM7B, широко используемый на радио, применяли в своем творчестве многие артисты: от Майкла Джексона и Боба Дилана до Red Hot Chili Peppers и Metallica.
Еще большей популярностью у музыкантов пользуется Shure SM58. Этот микрофон гарантированно есть в каждой студии, каждом клубе и на каждой репетиционной базе. Большими его фанатами были Пол Маккартни (The Beatles), Элис Купер (Alice Cooper), Дэйв Мастейн (Megadeth) и многие другие. Он отлично подходит для грубого мужского вокала — от агрессивного речитатива и харша, до скрима и гроула.
Сконструированный в первую очередь для студийной работы (SM означает Studio Microphone), он стал микрофоном по умолчанию для живых выступлений. Не в последнюю очередь благодаря своей неубиваемой конструкции.
Несколько лет назад на ютуб-канале Musician’s Friend его подвергли настоящим пыткам: кинули в Тихий океан, пару раз переехали грузовиком, даже обжарили на гриле — девайс упорно продолжал работать.
Звуковая карта
Если в микрофоне нет собственного АЦП и порта USB, значит, его нужно подключать к звуковой карте. Для записи вокала понадобится звуковая карта с наличием входов XLR и фантомным питанием. Устройства из нижнего ценового сегмента не подойдут. Не справятся с задачей также геймерские и аудиофильские модели, нацеленные, прежде всего, на воспроизведение звука. Во встраиваемых картах редко есть нужный тип входа. Поэтому лучше всего брать внешний аудиоинтерфейс профессионального уровня.
Устройство должно поддерживать ASIO для минимизации задержек и записывать аудио в 24 бит 44 100 Гц, что, впрочем, умеют все современные звуковые карты. К примеру, Steinberg UR22mkII.
Наушники
Наушники нужны, чтобы исполнитель при записи голоса слышал себя. Нельзя писать звук с включенной акустической системой — возникнет обратная связь в виде оглушительного свиста. Может и оборудование сгореть, поэтому в студиях применяются наушники. Однако будет плохо, если звук из наушников поймает микрофон. Поэтому они должны быть охватывающими и закрытого типа.
Затычки для мониторинга подойдут лишь в том случае, если планируется писать речь. Да и то, неровная АЧХ таких наушников будет сбивать, возникнут трудности с подбором подходящего тембра. Чем ровнее АЧХ наушников — тем лучше.
Начать можно с AKG K52, но еще лучше с задачей справятся Sennheiser HD 280 за счет более серьезной звукоизоляции и более ровной АЧХ.
Стойка
Стойки бывают настольными, прямыми и типа «журавль». Как ясно из названия, настольные стойки позволят расположить микрофон на столе — они небольшие и удобные. То, что нужно для записи видео с вашим пением.
Прямые стойки хороши для записи вокала. Стойки типа «журавль» используются для записи инструментов, поскольку с их помощью можно закрепить микрофон в любой точке пространства. Также они применяются вокалистами-гитаристами, поскольку не мешают играть на инструменте.
Антивибрационное крепление
Крепление типа «паук» — это специальный держатель микрофона, который гасит вибрации от стойки. Наверное, многие видели в кино, как студийный микрофон при записи вокала висит на паутинке из ниток. Крепления, используемые любителями, конечно, попроще, но суть та же самая. В первую очередь, он поможет устранить призвуки от шагов, стуков и других вибраций. Нередко паук идет в комплекте с микрофоном.
Поп-фильтр
Готовые наборы
В продаже можно встретить готовые наборы для звукозаписи. Как правило, они включают в себя микрофон, звуковую карту и наушники, оптимально подобранные по характеристикам и, скорее всего, выпускаемые одним производителем. Это может быть выгоднее, чем покупать все по отдельности.
Альтернативный вариант
Альтернативой набору из микрофона и звуковой карты будет профессиональный цифровой рекордер, например, Zoom H5. Такие устройства сделаны специально для высококачественной записи звука. Поставляемые в комплекте микрофоны достаточно высокого уровня, плюс часто есть возможность подключить внешний микрофон.
Такие «диктофоны» не позволяют работать с DAW и записывать вокал на нужное место в треке, с эффектами, метрономом и другими удобствами. Зато на них удобно писать собственные занятия, репетиции группы, внезапно пришедшие в голову партии и т.д.