Что нужно для замены масла в двигателе
Замена масла своими руками: самая полная инструкция и самые полезные советы
Пошаговые инструкции по замене масла
Подробная видео-инструкция по замене масла в вашем авто:
Эти инструкции предназначены в качестве общих рекомендаций. Будьте предельно осторожны при подъеме любого автомобиля.
Часто задаваемые вопросы о замене масла
Нет. Современные моторные масла разработаны для полной защиты двигателя. Им не нужна дополнительная помощь.
Вы должны заменить масло и фильтр на или до конца интервалов замены масла, предоставленных производителем вашего автомобиля. Эти интервалы основаны на пробеге или времени. Делая это, вы можете сохранить моторное масло в хорошем состоянии и обеспечить наилучшую защиту для всех ваших компонентов.
Использованное масло может загрязнять окружающую среду и никогда не должно выливаться в канализацию. Вы можете слить масло и сбросить старые масляные фильтры на большинстве центров смены масла, которые будут утилизированы надлежащим образом.
В случае с новым авто всегда следует придерживаться советов производителя. В инструкции можно найти и рекомендации относительно периодичности замены. Считается, что первый раз следует заменить масло после обкатки, т.е. спустя 5-7 тысяч км.
Долгий период простоя приносит машине больше вреда, чем пользы. Это справедливо и касательно масла, так как собравшийся в силовом агрегате конденсат, нарушит его кислотный состав. Масло попросту превратится в среду, способствующую разрушению двигателя.
Упрощенные и оперативные варианты – это лучше, чем ничего, но подходят такие методы только для чрезвычайных ситуаций, когда времени на нормальную замену попросту нет. При вакуумной процедуре много отработанного масла остается в двигателе. Поэтому такие методы нужно чередовать с более основательными.
Это правда, любителям быстрой езды необходимо не только чаще менять масло, но и более тщательно следить за его качеством. Оно должно иметь синтетическую или в крайнем случае полусинтетическую основу.
Да, используя качественную продукцию на синтетической основе, интервал будет составлять от 10000 до 15000 км. Однако, следует помнить, что составы на минеральной основе необходимо менять каждые 5000-7000 км.
Все пакеты добавок истощаются с использованием. Поскольку добавки нужны для выполнения своей функции, они будут потребляться быстрее, нейтрализовав кислоты. В последние годы была проделана огромная работа по разработке аддитивной технологии, которая длится дольше во время слива масла, а моторные масла разработаны таким образом, чтобы оставаться свежими дольше во время замены.
Полные синтетические моторные масла с технологией могут храниться до четырех лет при правильных условиях, и нет необходимости встряхивать бутылку с моторным маслом перед выдачей. Все составы тщательно сбалансированы, чтобы гарантировать, что добавки остаются однородно разбавленными в моторном масле.
Жидкость в АКПП следует менять каждые 50 тысяч км или 36 месяцев (обслуживание с кодом 20, код можно получить на приборной панели). Необходимо использовать жидкость с кодом A 001 989 6803, заправочный объем 9.7 литров.
Таким образом, можно сделать вывод, что нерегулярная замена масла оказывает отрицательное воздействие на уровень защиты двигателя от износа. Заменить масло самостоятельно – довольно простая задача, главное – выполнять все инструкции и правила техники безопасности.
В процессе работы масло накапливает в своем составе различные продукты сгорания: золу (если у вас дизель), высоко- и низкотемпературные отложения, воду, кислые соединения, которые снижают функциональность смазочного материала. При регулярной замене масла поддерживается сбалансированный состав необходимых растворов. Также масло удаляет образующиеся отложения и продукты окисления, вызывающие коррозию деталей, а, следовательно, и повышенный износ.
ЗАМЕНА МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ. СОВЕТЫ
В данной статье расскажем: как заменить масло в двигателе, какой интервал его замены, а также какие нужно менять фильтра при смене масла.
КАК ЗАМЕНИТЬ МАСЛО В ДВИГАТЕЛЕ?
Замена масла в двигателе различных марок автомобилей не сильно отличается и проходят по одинаковой схеме. Для начала выбираем моторное масло подходящее по типу и марке двигателя.
Порядок замены масла в двигателе выглядит следующим образом:
советы по замене масла в моторе
Чтобы слить масло, нужно открутить пробку на картере двигателя. Как правило, это самая нижняя точка на поддоне или для большей уверенности свериться с инструкцией по эксплуатации. Для начала, откручиваем пробку картера гаечным ключом, а в конце руками, потому что масло польется сразу и быстро (заранее подставьте емкость для слива), т.к. пробку можно потерять.
Масло сливается из двигателя быстро, обычно не больше пяти минут. Но на сто процентов слить масло из двигателя не получится. Это не страшно, т.к. обычно в моторе остается не более 2-3% от старого масла.
Старое масло сливается, оценивается цвет, наличие посторонних примесей. По этим факторам определяют, требуется ли промывка двигателя или необходима замена масла без промывки. После, заливается новое масло, меняют масляный фильтр и замена масла считается завершенной.
Когда заливаете масло в двигатель, постоянно следите за уровнем при помощи масляного щупа. Заливать нужно по уровню, между отметками «min» и «max». Залейте 80% от общего объема и после постоянно доливайте, корректируя с помощью щупа.
ИНТЕРВАЛ ЗАМЕНЫ МАСЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ
Как часто менять масло в двигателе и следует ли придерживаться рекомендациям завода-изготовителя? Для современных моторов при повышении качества масел рекомендуют замену производить через 10—15 тысяч километров. При этом надо иметь в виду, что эта величина определяется производителем при нормальных условиях эксплуатации. Чем условия эксплуатации хуже, тем сильнее стоит задуматься о ранней замене моторного масла.
Что считать тяжелыми условиями? Сюда следует отнести климатические условия: морозы, частую смену температур, влажный климат, большую запыленность воздуха. Частые перегрузки мотора (например, в горной местности или при перевозке тяжелых грузов) тоже не способствуют сохранению работоспособности масла. Обычно, если условия эксплуатации определены как тяжелые, рекомендуют пробег до замены масла уменьшать на 25—30 процентов.
Эксплуатация автомобиля в городе приравнена к особо тяжелой — вяло текущая пробка убивает масло так же активно, как грязное бездорожье. Средние сроки замены масла: 5000 — 7000 км для минералки и 10 000 — 12 000 км для синтетики.
НУЖНО ЛИ МЕНЯТЬ МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР ПРИ ЗАМЕНЕ МАСЛА?
При замене масла в двигателе нужно обязательно заменить масляный фильтр. Если производите замену масла в автосервисе, то услуга включает замену масляного фильтра. Так зачем менять масляный фильтр?
Работа двигателя с засоренным масляным фильтром эквивалентна работе без него, т.к. масло перепускается мимо фильтрующего элемента. Это предусмотрено конструкцией масляного фильтра. При замене масла фильтр менять обязательно, потому что при обычной работе он будет к 10 000 км забит, что приведёт к открытию перепускного клапана и масло пойдет к трущимся парам неочищенным. Отсюда — интенсивный износ двигателя. Хотя лампочка аварийного давления гореть не будет.
Если меняете масляный фильтр самостоятельно, не забудьте залить в него моторного масла примерно до половины объема (для лучшего первого запуска после смены масла) и смазать резинку на корпусе фильтра.
СОВЕТЫ ПО ЗАМЕНЕ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ
1. Тщательно выбирайте моторное масло. Покупайте те, которые соответствуют допускам и одобрениям производителя автомобиля. Помните, что вязкость – далеко не самый важный параметр.
2. Не злоупотребляйте «экспресс» заменами масла. Вакуумная замена масла плоха тем, что в двигателе остается намного больше отработанного моторного масла, чем при традиционной замене методом слива. Поэтому, такой способ нужно обязательно чередовать с традиционным сливом, сократив при этом сервисный интервал.
3. Меняйте масло чаще! Ни один воздушный фильтр не задержит всей пыли и грязи, которые присутствуют в воздухе. И, соответственно, ни один топливный фильтр не задержит примесей, которые продаются на заправках вместе с топливом в виде бесплатного бонуса.
5. Следите за уровнем масла по меткам на щупе. Недолив масла до нижней метки способен привести к масляному голоданию трущихся деталей, что приведет к их быстрому износу. Перелив масла также отрицательно сказывается на работе трущихся деталей.
6. Не покупайте моторные масла у сомнительных продавцов! Поддельное моторное масло 100% не будет соответствовать требованиям производителя автомобиля, поэтому мотор достаточно быстро может выйти из строя. Покупайте оригинальное масло на фирменных АЗС или найдите ближайший магазин, где торгуют оригинальной продукцией. Также защитой от подделки служат металлические канистры.
Как поменять масло, даже если делаешь это сам и первый раз
Ошибки в замене масла могут привести к перегреву, деформации частей двигателя и стать причиной дорогостоящего ремонта. Рассказываем, как выбрать новое масло и как его поменять. И что делать, если после смены масла в автомобиле появились проблемы.
Как понять, что пора менять масло
Учитывайте рекомендации
Обычно сервисный регламент предполагает замену масла каждые 10-15 тысяч километров — в зависимости от того, что написано в вашей инструкции. Но рассчитывать циклы замены по инструкции не всегда оптимальное решение — здесь не учитывается разница пробега по трассе и по городу. Учитывайте, где вы чаще ездите? Если по городу — меняйте масло чуть раньше, чем рекомендовано.
Интервал замены у каждой модели свой — изучите инструкцию
Смотрите на понижение уровня
Ориентируйтесь на показания датчиков и нехарактерное поведение автомобиля. Если уровень быстро падает, может быть проблема в агрегатах — повод заменить масло и заодно провести диагностику автомобиля в сервисе.
Проверить уровень можно щупом — на нем выгравированы отметки нормального уровня.
Периодически проверяйте уровень, не дожидаясь, когда загорится индикатор давления масла
Проверьте цвет масла щупом
В начале масло светлое, чистое. Если темнеет, то пора его менять. Если масло полностью черное — нужно срочно его заменить и отогнать машину в сервис на проверку. Езда на отработанном масла может повредить узлы автомобиля.
Проверяйте цвет щупом. Двигатель автомобиля должен быть холодным. Если двигаетесь в основном в городе по пробкам — проезжаете 8-10 тысяч и потом проверяйте цвет каждые 500-1000 км. Если эксплуатируете машину на трассе — проверяйте цвет после 10-15 тысяч.
В сервисах есть хорошая практика — после замены масла клеить на видимое место стикер с названием жидкости и датой замены. Воспользуйтесь этим лайфхаком, не надейтесь на память.
Обратите внимание — средний срок эксплуатации масла — один год. Даже если ваш автомобиль просто стоял в гараже, то качественные характеристики жидкости снизились, и масло стоит поменять в ближайшее время.
Состояние масла проще всего проверить щупом
На щупе железная стружка
Если вы обнаружили на щупе железную стружку — срочно направляйтесь в сервисный центр. Это означает, что движущиеся элементы мотора начали разрушаться из-за неэффективной работы масла.
Не доводите масло до такого состояния
Как выбрать новое масло
Если вы решили менять масло самостоятельно, изучите ассортимент смазочных жидкостей. Нужно понимать, чем одни марки отличаются от других. Главное, что нужно знать — масло состоит из основы и присадков. Выбирают по виду основы.
Полусинтетика
Таких масел на рынке больше всего. Не такие дорогие, как аналоги, но содержание присадок гораздо выше, чем в минеральных. Продукты распада загрязняют мотор, вязкость меняется довольно быстро. Если вы эксплуатируете автомобиль в основном в городе, то рекомендуем обратить внимание на другие виды. Если по трассе — то интервал в 10 000 км масло протянет отлично.
Синтетика — гидрокрекинговые масла
Такие масла лучше обычной полусинтетики за счет дорогой основы. Стабильность вязкости удерживает пакет присадок. Тесты показывают, что такое масло может эффективно работать и 30 тысяч км в благоприятных условиях, но лучше не рисковать и проверять цвет после первых 10 тысяч.
Некоторые эксперты утверждают, что такие масла долго держат ресурс катализатора, но при этом увеличивают износ мотора.
Синтетика — полиальфаолефиновые масла (ПАО)
Такие масла часто используют в гоночных карах — они дороже и хорошо работают в морозы. Продукты распада чисты, не оказывают разрушающего влияния на поршневые кольца. Стареют такие масла очень долго, в тестах стандартный интервал в 400 часов значительно превышен.
Среди минусов — дороже других масел, менее стойкая масляная пленка.
Эстеровые масла
По мнению обозревателей и тестирующих, такие масла еще лучше. Ниже коэффициент трения, стойкая пена, качественные моющие средства. Есть проблема — производители нередко указывают слово эстеры, но не добавляют, что это лишь один из компонентов, а основа на самом деле состоит из ПАО и других смесей.
Использовать эстеровые масла рекомендуют на сильно загрязненных двигателях — они промоют его и уже затем можно будет перейти на жидкости дешевле. Если у вас такая ситуация, перед заменой проконсультируйтесь в сервисе, возможно, такие траты не нужны. Постоянно же такие масла актуально использовать на форсированных турбированных моторах.
Что купить
Выбирайте рекомендованное производителем масло или доверьтесь советам специалиста автосервиса. Приобретать масла стоит только у официальных дилеров. В сетевых магазинах покупайте масла только известных производителей. Не ведитесь на низкую цену неизвестного бренда в какой-нибудь «Ленте» или «Магните». Лучше не экспериментировать — неподходящая жидкость сомнительного состава может испортить мотор.
Что нужно для замены масла
К замене масла лучше подготовиться заранее — работа «грязная», и в середине процесса что-то искать в гараже будет плохой идеей.
Менять масло нужно на «теплом» двигателе — прокатитесь несколько километров и потом дайте мотору немного остыть. Хватит 5-10 минут. Так масло будет более текучим и его будет легче слить.
Канистра со свежим маслом
Для откручивания защиты картера — гаечный ключ нужного размера в зависимости от автомобиля
Для откручивания сливной пробки обычно хватает того же ключа, но в некоторых моделях можно встретить шестигранник или звездочку-torx
Для слива отработанного масла — специальный поддон или старая канистра с отрезанным боком
Новая прокладка отверстия слива — многослойная шайба
Как поменять масло
Снимаем защиту — универсальных советов нет, все зависит от марки и модели вашего автомобиля.
Сливаем отработанную жидкость
Ставим поддон и откручиваем сливную пробку. Будьте осторожны в момент, когда польется старое масло — можно обжечься.
Если вы не планируете проводить другие работы с авто прямо сейчас, то можно снять крышку горловины, куда заливается масло — есть мнение, что так слив будет быстрее. Но это чревато — в нее может попасть пыль или другой мусор.
Не торопитесь — сначала масло будет идти быстро, потом процесс замедлится. Нужно дождаться, пока из слива вытечет все.
Подготовка к заливу нового
Снимаем масляный фильтр. Иногда это сложно сделать рукой, поэтому используют подручные средства. Лучше возьмите специальный съемник под вашу модель — это практикуется в автосервисах, быстро и безопасно. Или подденьте фильтр чем-то тонким и прочным, только аккуратно — инструмент может соскочить и что-нибудь повредить.
Когда фильтр снят, сразу закручивайте пробку сливного отверстия — ставим новую прокладку, затягиваем. Обратите внимание, не нужно прилагать много усилий — одна из популярных проблем при замене масла это оторванная голова отверстия.
Будьте аккуратнее при сливе масла — можно обжечься
Поставьте новый фильтр
Поставьте новый фильтр. Заливать в фильтр новое масло не нужно — это бессмысленно, хотя такие советы можно встретить в среде старых автовладельцев «Жигулей». Более того, во многих автомобилях фильтры ставятся под углом, и масло выльется.
Промажьте маслом резинку нового фильтра, закрутите его рукой. Процесс не должен быть сложным — если трудно, добавьте на резинку масла.
Затяните фильтр максимально сильно
Залейте масло
В сервисе новое масло заливают с помощью шланга — получится аккуратно. В гараже можно воспользоваться воронкой.
Обратите внимание — не нужно лить масла сразу столько, сколько указано в объеме картера. На деле вы слили не все масло, что-то осталось. Залить нужно чуть меньше и подождать, пока масло откачается — примерно 10 минут.
Используйте масло, рекомендованное производителем
Проверьте уровень
Долейте масло, ориентируясь на верхнюю метку щупа. Если делаете это первый раз, изучите инструкцию и проконсультируйтесь со специалистом — в некоторых машинах стоит держать границу не доходя до максимальной отметки половину от минимума, в других — около верхней отметки.
Проверьте, удачно ли все вышло — запустите мотор. Если индикатор давления масла погас, то фильтр заполнился. Заглушите мотор и подождите еще 5-10 минут. Затем проверьте уровень и, если нужно, долейте масла. Можно ехать. Повторите проверку уровня через 300 км.
Обратите внимание, если вы используете автомобиль с АКПП, то перед поездкой несколько раз переключите селектор — так масло лучше смешается с остатками старого. Подробно же о замене масла в АКПП мы расскажем в отдельной статье.
Ориентируйте на индикатор и щуп
Основные ошибки и проблемы после замены масла
Замена масла в двигателе простой, на первый взгляд, процесс. Тем не менее, при этой процедуре так же можно ошибиться.
Перелив или недолив масла
Перелив масла ведет к избыточному давлению внутри двигателя. Из-за этого может сорвать резиновые уплотнители и двигатель зальет маслом. Если масло недолить, то двигатель будет плохо смазываться, перегреваться и выйдет из строя.
Узнайте объем масла, который вмещает в себя двигатель и отмерьте нужное количество жидкости по меткам канистры.
Недостаточный слив старого масла
Если плохо слить масло, старое и новое масло смешается. Из-за этого жидкость недостаточно смазывает двигатель, агрегаты перегреваются. Износ мотора повышается.
Прогрейте двигатель до рабочей температуры и слейте горячее масло — так оно станет более жидким и лучше вытечет. Дополнительно можно использовать промывку для двигателя.
Плохо закрученный масляный фильтр
Если фильтр плохо закрутить, расход масла повысится, уровень снизится и мотор начнет изнашиваться быстрее.
Закрутите масляный фильтр максимально сильно, предварительно правильно установив его на посадочное место.
Неправильно подобранное масло
Неподходящее к двигателю масло будет плохо работать. Мотор не запустится на морозе из за неподходящей вязкости или качества.
Покупайте рекомендованное производителем масло у официальных дилеров. Доверьтесь рекомендациям специалистов автосервиса.
Несвоевременная замена масла
Если не менять масло вовремя, оно теряет защитные свойства и некачественно смазывает двигатель. Выгоревшее масло откладывается на стенках двигателя, трение деталей повышается.
Следите за пробегом, уточните межсервисный интервал замены по инструкции производителя. Меняйте масло чаще — так двигатель будет жить дольше.
Замена масла. Полезные советы и рекомендации
Несколько советов и рекомендаций по замене масла, придерживаясь которых постоянно, Вы продлите жизнь своему двигателю и сэкономите достаточно приличную сумму денег на будущих его ремонтах. Так же расскажем, как заменить масло в двигателе своими руками и нужно ли менять масляный фильтр при каждой замене масла.
Как заменить масло в двигателе?
Замена масла в двигателе различных марок автомобилей не сильно отличается и проходят примерно по одинаковой схеме. Если Вы собираетесь произвести все работы своими руками, то сначала выбираем подходящее по типу и марке двигателя моторное масло, старое масло сливается, оценивается его цвет, наличие посторонних примесей.
Примеси в масле могут быть органической (нагар) и неорганической (дорожная пыль) природы. По этим факторам определяют, требуется ли промывка двигателя, или необходима просто замена масла без промывки. После того, как заливается новое масло, обычно меняют масляный фильтр, после чего замена масла в двигателе считается завершенной.
Нужно ли менять масляный фильтр при замене масла?
Да, при замене масла в двигателе нужно обязательно еще заменить масляный фильтр. Если вы производите замену масла в автосервисе, то услуга по замене масла включает в себя еще и замену масляного фильтра.
Так зачем менять масляный фильтр?
Работа двигателя с засоренным масляным фильтром эквивалентна работе двигателя без фильтра. Так как масло перепускается мимо фильтрующего элемента. Это предусмотрено конструкцией масляного фильтра. При любой замене масла фильтр менять обязательно, потому что при обычной работе он уже будет к 8 000 км забит, что приведёт к открытию перепускного клапана и масло пойдет к трущимся парам неочищенным. Отсюда — интенсивный износ двигателя. Хотя лампочка аварийного давления гореть не будет.
Советы по замене масла в двигателе
1. Меняйте масло чаще! Ни один воздушный фильтр не задержит всей пыли и грязи, которые присутствуют в воздухе. И, соответственно, ни один топливный фильтр не задержит тех примесей, которые продаются на наших заправках вместе с топливом в виде бесплатного бонуса.
2. Не злоупотребляйте «экспресс» заменами масла. Вакуумная замена масла плоха тем, что в двигателе остается намного больше отработанного моторного масла, чем при традиционной замене методом слива. Поэтому, такой способ замены масла нужно обязательно чередовать с традиционным сливом, сократив при этом сервисный интервал.
3. Тщательно выбирайте моторное масло. Покупайте только те моторные масла, которые соответствуют допускам и одобрениям производителя автомобиля. Помните, что вязкость – далеко не самый важный параметр.
4. Ни в коем случае не пользуйтесь никакими присадками и добавками в моторное масло! Присадки в масло могут только навредить, положительный эффект от таких примесей может быть очень кратковременным.
5. Не покупайте моторные масла у сомнительных продавцов! Поддельное моторное масло 100% не будет соответствовать требованиям производителя автомобиля, поэтому мотор достаточно быстро может выйти из строя.
6. Не экономьте на фильтрах! Помните, что каждая пылинка и частица, пропущенная тем или иным фильтром в двигатель, становится отличным абразивным материалом, уничтожающим зазоры и внутренние поверхности Вашего двигателя.
7. Каждый раз проверяйте ходовую часть! Машина все равно едет на СТО, поднимается на подъемнике. За очень скромную доплату Вы получите уверенность в своем автомобиле. Отказ электрической, или даже силовой части на дороге закончится просто эвакуатором, а вот сюрпризы ходовой части могут привести к непоправимым последствиям.
Спасибо Всем кто до читал!
Удачи на дорогах и берегите своих железных коней!
Меняем моторное масло
Межсезонье — время, когда погода уже не позволяет отправиться в путешествие, а горнолыжные курорты еще не укрыты надежным слоем снега. Самое время заняться обслуживанием Вашего автомобиля. Речь пойдет о такой известной всем процедуре, как замена масла. Как часто надо менять, какое заливать, надо ли промывать и где покупать?
Все автомобили можно условно поделить на 3 класса: новые на гарантии – владельцы таких автомобилей как правило ездят на гарантийный сервис, выполняют все предписания сервисной книжки, а после завершения гарантийного срока стремятся продать автомобиль и приобрести новый; подержанные — это автомобили в самом расцвете сил, они, как правило, отходили свой гарантийный срок у первого владельца и перешли в руки второго, а иногда третьего; старые автомобили – автомобили, которые честно отслужили свой срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем и доживают свой век. Владельцам автомобилей первой группы давать какие-либо советы бесполезно: для них сервисная книжка – закон, иначе снимут с гарантии. Владельцы старых автомобилей прекрасно знают (или думают что знают) о своем автомобиле всё, здесь советы тоже бесполезны. Эта статья рассчитана на тех, кто приобрел подержанный автомобиль с относительно небольшим пробегом, а так же для тех, кто приобрел новый автомобиль и планирует ездить на нем долго, не расставаясь по завершении гарантийного срока.
Как смазывается двигатель
Небольшой экскурс в устройство системы смазки двигателя автомобиля, поскольку большинство знает, что моторное масло нужно для смазки двигателя, но даже не представляют что и как оно смазывает. Большинство наивно полагают, что “масло находится в поддоне двигателя, а оттуда разбрызгивается по всему двигателю вращающимися деталями” – именно так в большинстве случаев дедушка объяснят внуку устройство двигателя. Но на самом деле все немного сложнее: существует масляный насос, который забирает из поддона масло и по специальным масляным каналам под давлением передает масло к многочисленным деталям двигателя. Моторное масло подается под давлением между трущимся деталями, таким образом попадая в самый эпицентр трения.
Типы моторных масел
Моторные масла делятся на 3 группы: минеральное, полусинтетическое, синтетическое. Минеральное – простое в изготовлении, дешевое, сильно загустевает при пониженни температуры. Синтетика – верх инженерной мысли, лучшие изобретения химиков и поэтому в цену заложено не только дорогое производство, но и гонорар специалистов разработавших его. Синтетическая основа максимально долго сохраняет свою текучесть при понижении температуры. Полусинтетика – золотая середина, недорогая минеральная основа с набором необходимых синтетических присадок для защиты двигателя. Специальные добавки не позволяют загустевать минеральной основе так быстро, как это происходит с минеральным маслом, но и до синтетической основы ему далеко.
“Вам какое 5W-40 или 0W-40?” – спросит Вас продавец, когда вы попросите синтетическое моторное масло. Эти цифры – индексы вязкости масла. Первая цифра указывает на температуру, при которой масло густеет, чем меньше цифра – тем дольше масло сохраняет текучесть. Но важен не только момент запуска, необходимо, чтобы масло после прогрева двигателя сохраняло свои свойства. Вторая цифра отвечает за вязкость на прогретом двигателе и высокотемпературных режимах.
Кроме того, масла обычно обозначают буквенными индексами SJ, SLили SM. Это соответствие стандарту качества (Импортный аналог нашего ГОСТа). SJ– устаревшие масла, SL– относительно современный стандарт качества, но для автомобилей выпуска после 2004 года производители рекомендуют масла SM– соответствующие самому современному и требовательному стандарту.
Холодный пуск двигателя
Большинство из Вас слышали, что для двигателя важен момент так называемого “холодного пуска” – это запуск двигателя после длительной стоянки, когда температура двигателя сравнялась с температурой окружающей среды. Во время стоянки масло стекает в поддон, а на деталях остается лишь его небольшое количество. Для того, чтобы масляный насос начал работать и подавать масло к трущимся деталям необходимо запустить двигатель. Это означает, что какое-то время наш двигатель будет работать фактически “всухую”. Чем быстрее масляный насос успеет накачать масло к деталям, тем лучше – меньше времени двигатель будет работать с недостатком масла, а значит меньше износ деталей. Загустевшее масло тяжелее протолкнуть по тонким каналам к деталям двигателя и они будет дольше находится на “масляном голодании”
Какое масло выбрать
Резюмируя информацию из предыдущих глав, можно сделать вывод, что масло надо брать синтетическое, с минимальным первым числом, максимальным вторым, с маркировкой SM. Когда вы услышите цену такого масла, то она явно вас не обрадует. Попробуем найти золотую середину цена-качество. Для начала скажу сразу, что большинству автомобилей достаточно масла с индексом высокотемпературной вязкости – 40. Лишь спортивные, высокооборотистые двигатели работают в высоком температурном режиме, где требуется более качественное масло.
Масло cмаркировкой SMнадо менять реже, чем SL, но и стоит оно дороже, так что получить экономию за счет большего пробега на более дорогом масле SL– не получится.
Какого производителя выбрать?
А вот это как раз совершенно не важно. Если кто-то вам говорит “мы настоятельно рекомендуем использовать только масло **** (указывается производитель)” – это означает лишь одно: с этим производителем заключен договор! Конечно, стоит воздержаться от приобретения масел малоизвестных производителей, если вы в нем не уверены на 100%, а все именитые производители стараются сделать свою продукцию как можно лучше и качественнее. Если производить экспертизы масел в лабораториях, то у каждого будет свой лучший показатель, по которому он превосходит конкурентов, но сведя все данные воедино получим, что абсолютного победителя нет! Гораздо важнее найти и купить фирменное масло, а не подделку. Производитель значения не имеет.
Где покупать масло.
Уж точно не у продавцов на обочине и рынке. Так же не рекомендуется обходить стороной супермаркеты. Оптимальным решением является приобретение масла у известного сервис-центра, которому вы доверяете. Большие сервисные центры приобретают масло оптом у проверенных поставщиков в больших бочках, а не в пластиковых канистрах – в этом случае шанс нарваться на подделку практически нулевой. В качестве бонуса для постоянных клиентов многие сервисы предлагают бесплатную замену масла.
Следует избегать так называемой “Экспресс-замены”, когда старое масло не сливают, а откачивают через отверстие для контроля за уровнем масла. Поддон сконструирован таким образом, чтобы через сливное отверстие стекал максимум отработанного масла, а при экпресс-замене не всегда удается откачать весь объем и остается как раз вся грязь, скапливающаяся на дне.
Процедура правильной замены масла проста: на заглушенном прогретом двигателе откручивается сливная пробка и сливается старое масло. Отвинчивается старый масляный фильтр. В новый масляный фильтр заливается немного нового масла (примерно 1/3 объема, чтобы не выливалось в процессе установки), а резиновое уплотнение аккуратно смазывается. После чего новый масляный фильтр устанавливается на место, закручивается сливная пробка и заливается новое масло. Замена масляного фильтра – обязательна! В первый запуск двигателя после замены масла лампочка давления масла будет гореть несколько секунд (3-5), потом погаснет. Это связано с тем, что масляному насосу необходимо время чтобы наполнить фильтр полностью маслом и создать давление. Перед следующей поездкой после замены масла необходимо обязательно проверить уровень масла в двигателе и при необходимости долить.
Если Вы пользуетесь одним и тем же маслом, регулярно его меняете, в процессе эксплуатации у Вас не возникает сомнений в качестве масла – то нет необходимости промывать двигатель. Но если Вы купили автомобиль с рук или затянули с заменой масла или в процессе эксплуатации масло сильно почернело, а также при возникновении каких-либо других сомнений – лучше двигатель промыть. Так же, в профилактических целях, рекомендуется делать периодическую промывку двигателя приблизительно каждую третью смену масла.
Процедура промывки тоже проста: после слития старого масла, не меняя фильтр, необходимо закрутить сливную пробку и залить промывочное масло чуть выше минимального уровня. После этого следует завести автомобиль и дать поработать на холостом ходу 10-15 минут. При этом нельзя газовать и включать дополнительную нагрузку на двигатель (кондиционер, фары и другие электропотребители) – двигатель должен работать с минимальной нагрузкой. После этого промывочное масло сливается и меняется на новое по инструкции из предыдущей главы.
Как отличить подделку
Физико-химический анализ залитого масла не доступен простому владельцу автомобиля, но откровенную подделку обычно можно вовремя заметить и не допустить серьезных повреждений двигателя. Если вы купили масло и у Вас возникли сомнения в его качестве, то следует взболтать купленную канистру с маслом, после чего небольшое количество масла налить в прозрачную стеклянную баночку и дать отстоятся день-два. Если на дне появился осадок – такое масло лучше не использовать.
Качество залитого масла следует регулярно проверять. Самый простой способ – капнуть со щупа на салфетку или кусочек бумажного полотенца (в крайнем случае подойдет даже газета) – капля должна растечься, образовав большое масляное пятно. Если капля осталась в центре в виде точки и не растекается – масло срочно менять.
О том, что масло плохого качества так же говорит налет на крышке заливной горловины или быстрое потемнение – масло должно сохранять прозрачность весь срок службы (не кристальную конечно, но и абсолютно черным быть не должно). Но далеко не всегда резкое потемнение масла говорит о его плохом качестве. Очень часто бывает наоборот, ранее залитое масло было не качественное, с плохими моющими свойствами, а новое как раз наоборот, качественное и быстро вымыло всю грязь, накопившуюся и не вымытую предыдущим маслом. В этом случае масло все равно следует поменять – зачем вам лишняя грязь в двигателе!
Как часто надо менять масло
Это самый краеугольный камень, над которым спорят многие автовладельцы, автомастера, производители автомобилей и масел. Могу сказать одно: масло менять надо чем чаще тем лучше! Попробуем опять найти золотую середину…
Производители, как масел, так и автомобилей, зачастую указывают большие сроки между заменами, как правило – это маркетинговый ход. Период замены масла зависит как от самого масла и автомобиля так и от условий эксплуатации и стиля вождения. Масла соответствующие современным стандартам с маркировкой SM(см. раздел “Загадочная маркировка”) – дольше сохраняют свои свойства, чем SL. Автомобили с современными двигателями более требовательны к качеству масла, при этом инженеры стремятся уменьшить размер самого двигателя, вместе с этим и объем заливаемого масла тоже уменьшается. Если автомобиль используется в основном для длительных загородных поездок, то масло прослужит дольше, чем при езде по городу. Такая же участь ждет масло, залитое в двигатель автомобиля, которым управляет водитель со спокойной манерой вождения. Если вы любите гонять, резко трогаться с места, крутить двигатель до высоких оборотов – Вам придется менять масло чаще.
В любом случае менять масло надо не реже, чем указано в инструкции на автомобиль и не реже, чем один раз в год. А вот узнать о том, что пришло время заменить масло раньше этого срока можно путем регулярной проверки уровня и состояния. Если ваш автомобиль имеет исправный двигатель, а уровень без видимых причин (подтеков по двигателю) вдруг резко упал (обычно на половину расстояния между отметками MINи MAX) – это первый признак того, что масло отработало свой ресурс. Так же пришло время менять масло при значительном потемнении, когда сквозь пленку, оставшуюся на щупе, не просвечивает сам щуп, а видно лишь сплошную черную жидкость. В разделе “Как отличить подделку” – был описан способ контроля путем капли на салфетку – это тоже не лишний пункт проверки.
Как часто надо контролировать уровень и качество масла? Лучше всего перед каждой поездкой. Но на современном исправном двигателе такой контроль является чрезмерным. Если вы возьмете за правило проверять масло каждую тысячу километров – это будет хорошо. Можно взять за правило – каждое 1ое число месяца или каждый понедельник (в зависимости от того сколько Вы наезжаете) контролировать масло.
Что произойдет если вовремя не поменять масло
Конечно, двигатель одномоментно не выйдет из строя, если вы вдруг проедете лишнюю тысячу или две. Затягивая с заменой Вы приближаете дорогостоящий ремонт: и без того тонкие каналы подачи масла забиваются грязью, множество деталей обеспечивающих работу всевозможных систем увеличивающих мощность, эффективность и экологичность сложных современных двигателей оказываются с недостатком смазки, что приводит к увеличенному износу. Лишняя экономия на смене масла может вылиться в дорогостоящий ремонт через какое-то время.
Но надо помнить, что моторное масло не только защищает двигатель от износа, но и вымывает грязь и отложения. Одна несвоевременная замена может привести к тому, что какой-то из каналов забьется грязью и даже после замены, масло будет поступать к этой детали с недостатком.
Зная то, что проблемы с двигателем начнутся не сразу, производители автомобилей специально увеличивают срок замены масла – неполадки начнутся уже после гарантийного срока. Отличный пример — современный 16-клапанный ВАЗовский двигатель: объем 1.6 литра, сложный механизм с 2 распредвалами и гидрокомпенсаторами, объем картера для заливки масла всего 3 литра. При этом интервал замены масла, указанный производителем – 15 тысяч километров, а по факту на этом двигателе менять даже качественное масло SLнадо через 8-10 тысяч в зависимости от стиля вождения и условий эксплуатации!
Двигатели, за которыми владельцы следят и вовремя меняют масло ходят не по одной сотни тысяч километров. Сплошь и рядом известны случаи, когда у педантичных и аккуратных хозяев Жигули ходили по 300-400 тысяч до “капиталки”, в то время когда остальные “капиталились” где то на 150 тысячах.
К сожалению принцип “поезжу пару лет и продам” состаривает автомобили гораздо раньше их реального срока службы, но таково уж современное общество “Фурсенковских потребителей”: чем быстрее сломается – тем быстрее купят новое. Срок службы давно перестал быть важным фактором, на передовой – гламур и соответствие моде. Берегите свои автомобили, даже если вы не собираетесь на нем долго ездить – уважайте тех, кто купит автомобиль после Вас!
Подытоживая можно выделить несколько основных советов для владельцев современных автомобилей:
— Не столь важен производитель, сколь факт того, что приобретенное масло — не подделка. — Приобретать масло надо в проверенных магазинах или в крупных сервис-центрах закупающих масло оптом в бочках.
— Оптимальным выбором является:
на зиму синтетические 0W-40 и 5W-40.
на лето полу-синтетические 10W-40.
— Масло SLнадо менять чаще, чем SM. Масло с маркировкой SJпокупать не стоит.
— Масляный фильтр меняется обязательно.
— Промывать двигатель следует в том случае, если масло оказалось не качественное или замена производилась несвоевременно. Так же полезно делать промывку в профилактических целях каждую 3ую замену масла.
— Не стоит экономить и затягивать с заменой масла – это губительно для современных двигателей.
— Не стоит доверять инструкции на автомобиль и рекламе на этикетке масла – регулярно контролируйте уровень и состояние масла для своевременной замены.