Что нужно для выразительного чтения
Двоеточие также предусматривает по ни жение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на послед ую щих словах.
Для обозначения недосказанной или пр е рванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие. При чтении перед многоточием го ло с или повышается, или слегка понижается. Интервал должен создать впечатление неза ве ршенности.
При вопросительном знаке вопрос буд е т звучать только тогда, когда голос на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит не вопросительно, а утв ерд ительно.
Восклицательный знак, выражающий какое- ли бо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При эт о м голос повышается, и сила тона увеличивается.
Тире, заменяющее отсутствующее слово, тре б ует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения г ол оса.
Точка с запятой как знак, стоящий между самосто ят ельными предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и снижение голоса, прибл иж ающееся к снижению голоса при точке.
В кавычки, обыкновенно, берутся ци та ты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие выдел е ния в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменен и ем темпа, силы или высоты голоса.
В скобки, как правило, ставятся пояснител ь ные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняю щ ие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чт об ы не прервать течения основной мысли.
Знаки препинания необходимо хорошо ус во ить, но это не значит, что при чт ен ии им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи ча с то требуется отклонения от грамматических н о рм. Например, запятая не принимается во внимание при об ра щении, стоящем в середине или в к он це предложения:
«Стой, братцы, стой!»
«Да кл ан яйся, жена!»
Но запятая сохра ня ется, если обращение стоит в начале предложения:
«Кумушка, мне ст ра нно это!»
«Голубушка, как хороша!»
На запятых при вводных словах вним а ние не акцентируется:
«Дурное, право, состоянье!»
«Довольно, кажет с я, ты пожил на веку!»
Не следует делать оста но вки на запятых, которые отделяют повторяющиеся слова:
Итоговое собеседование: приемы и техники выразительного чтения
Выразительное чтение как средство развития речи
Умение выразительно читать необходимо ребенку не только на устном собеседовании, но и в жизни в принципе. Работая с литературным произведением, школьник учится подмечать ощущения и размышления, которыми наполнен художественный труд, транслировать собственную оценку творчества автора. Также выразительное чтение — это коммуникация, работа со слушателями. В качестве творческого акта ребенок рисует окружающим определенные образы, представленные в тексте (можно сказать, работает больше с глазами, чем с ушами). Выполняя различные задания в процессе обучения выразительному чтению, школьник учится проговаривать свои эмоции, впечатления от ситуаций, произведений. Такая практика – хорошая основа для развития эмоционального интеллекта.
Обучение выразительному чтению — долгая основательная работа. Приступить к вырабатыванию мастерства чтения вслух лучше задолго до экзамена, на разных занятиях.
Составляющие выразительного чтения
Эмоции. Реакция человека на внешние и внутренние раздражители, временное переживание определенных чувств.
Чувства. Отношения человека к предметам и явлениям действительности, переживаемые в различных формах. Иногда чувства представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.
Интонация. Ритм и комелодическая сторона речи, служащая средством выражения эмоционально насыщенной мысли. Компоненты интонации:
Логические ударения. Выделение голосом важнейших слов в предложении.
Мелодика. Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (сочувствие, одобрение, восторг и т.п.) и позволяет избежать монотонности.
Паузы. Временные остановки в звучании голоса, членящие речевой поток на отдельные части.
Темп. Степень быстроты произношения текста, от которой во многом зависит выразительность. Лучше всего, чтобы темп выразительного чтения соответствовал темпу устной речи.
Подтекст, надтекст и интертекст. Внутренний смысл произведения, понимание текста (на которое рассчитывает автор) и сопоставление произведений с другими текстами (нередко включенными в его образную структуру).
Советы школьнику по работе со стихотворением из учебника «Литература», 5 класс
(авторы: Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина)
Помни: ты читаешь стихотворение вслух, чтобы донести до слушателей его настроение и главные мысли!
Пойми, каким настроением проникнуто стихотворение (сформулируй для себя, опиши словами), как оно меняется на протяжении стихотворения.
Постарайся определить основную мысль стихотворения, вырази ее своими словами.
Найди в тексте важные по смыслу слова и постарайся понять, как они связаны с содержанием стихотворения. При чтении эти слова должны быть выделены, на них падает логическое ударение.
Соблюдай мелодический ритм стихотворения. Обрати внимание на расстановку знаков препинания, их влияние на ритм чтения, интонацию.
Выделяй ключевые слова и делай необходимые пометки, формулировки карандашом в тексте стихотворения или на полях.
Приемы обучения выразительному чтению
образцовое чтение учителем;
повторное прочтение учителем отдельных звеньев произведения в процессе обучения;
прослушивание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста;
показательное, выразительное чтение учащихся.
Прием объяснительного чтения
Как сформулировал знаменитый педагог Константин Ушинсткий, сущность приема заключается в том, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснение происходит по принципу учитель — ученик или ученик — ученик и затрагивает как отдельные слова и выражения, так и весь текст.
Прием партитурных пометок
ученики читают, следуя составленной учителем партитуре;
ребята совместно с педагогом составляют партитуру;
класс самостоятельно выполняет партитурную разметку текста для выразительного чтения.
Этапы работы с тканью текста (из учебника «Русский язык» 10-11 классы, автор Т.М. Пахнова):
определить строение и пунктуационное членение;
отметить слова с логическим ударением;
обратить внимание на интонацию предложений (выделить восходящую и нисходящую интонацию);
определить место коротких и длинных пауз.
Прием анализа аудиоматериалов
анализ интонационного рисунка материалов интернет-ресурсов (выразительность, конгруэнтность, наличие неоправданных пауз при чтении, динамика чтения, техника чтения, собственное отношение к прочитанному);
создание собственных материалов (аудио и видео) с последующим анализом.
Что нужно для выразительного чтения
Позже мы научились затенению и растушевке.
Со временем в арсенале появилась акварель, гуашь и другие материалы.
Иллюстрации становились объемнее и интереснее. В раскрашенной картинке можно было уже увидеть старый пирс, зеркальную гладь воды и золотую листву деревьев, а где-то вдалеке белели шапки гор. Это была не плоская черно-белая картинка, а целая история. И это мы вдохнули в нее жизнь при помощи цветов.
Это то, что мы должны делать, когда читаем чужой текст.
По сути, мы делаем то же самое: раскрашиваем черно-белые слова и рассказываем историю. Мы должны дать этим словам глубину, а тексту – перспективу.
Для этого мы задействуем весь свой арсенал: диапазон голоса, тембр, музыкальный слух.
Мастера озвучания владеют умением рисовать голосом персонажей так, чтобы мы ярко их представили. И вот мы уже видим походку героя, жестикуляцию, глаза. Персонаж оживает через слово и действие. Мы даже можем представить, как думает тот или иной герой.
Слушатели не видят нас – они могут только слышать. Нужно научиться компенсировать отсутствие картинки, дать цвет и эмоцию написанному слову. И это происходит через наш голос.
Звук человеческого голоса – уникальное явление. Нет одинаковых голосов. У нас есть врожденная способность через голос передавать смысл, даже не произнеся ни слова. И если каждый из нас художник, так давайте пользоваться всей палитрой красок. Давайте «раскрашивать» слова, фразы и предложения.
Мы должны уметь выражать голосовой импрессионизм, кубизм, пуантилизм, абстрактное искусство, поп-арт и реализм в процессе озвучания. Мы должны уметь вызывать бесконечные цветовые сочетания эмоций и соединять их со словами.
Каждый из нас умеет читать, но если мы не будем заражать слушателя чувством и вести его по логике повествования, мы никогда не раскроем всю красоту и глубину текста. Если слушатель не увидит картинку и не присоединится к ней, то все зря.
Разборчивость. Нужно найти баланс между чеканным выговариванием каждого звука и расслабленным чтением. Начинающие дикторы боятся не выговорить какие-то звуки, и поэтому их дикция звучит старательно.
Согласованность. Если в вашем чтении согласована громкость, энергетика, образность, артикуляция и координация глаз-мозга-рта, то ваше чтение будет более интересным и цельным.
Заинтересованность. Невозможно равнодушно относиться к тексту и звучать заинтересованно. Актеры озвучания используют массу приемов, чтобы быть включенными в процесс: выражают руками отношение к тому, о чем читают, включают в чтение мимику и все тело.
Естественность. Звучать так, чтобы не было слышно, что вы читаете.
Чтение с листа. Один из основных навыков для дикторов. Нужно научиться с ходу читать новый текст логично и без ошибок.
Скорость. Когда вам присылают ролик на 30 секунд, а в нем текста на 40, вы должны уметь уложить сценарий в нужный хронометраж.
Уверенность. Уверенность рождается от подготовки, понимания темы текста.
Выразительное чтение — гарантия красивой речи
Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.
Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.
Критерии прочтения
Чтение характеризуется четырьмя критериями:
Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.
Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.
Характеристика принципов обучения выразительному чтению
Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.
Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.
Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:
Интонация
Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.
Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.
Принципы выразительного прочтения
Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.
Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.
Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка
Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.
Памятка родителям
Рекомендуемая детская литература
Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.
Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.
Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.
Руководство по чтению для ученика
Рекомендации по прочтению для школьников помогут быстро и эффективно научиться читать текст и стихотворения выразительно, обучат работать с книгой.
Памятка №1: Правила прочтения
Памятка №2: Выразительное чтение
Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.
Памятка №3: Правильная работа с книгой
Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.
Выразительная декламация стихотворения
Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.
Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.
Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.
Обучение выразительному чтению учащихся начальной школы
Перед современной школой остро стоит вопрос о развитии личности учащихся. В этой связи большую актуальность приобретает вопрос о повышении учебно-воспитательной значимости уроков чтения в начальной школе, так как чтение обязательно предполагает общение с книгой, ее героями, и, наконец, общение самим с собой.
Но для того, чтобы учащиеся эмоционально воспринимали и воспроизводили письменную речь других людей, необходимо, прежде всего, чтобы их речь, а также и чтение было выразительным. Продуктивное чтение-общение детей с книгой невозможно без обучения их выразительному чтению, т.к. выразительное чтение помогает лучше понять и осознать опыт, заключенный в каждом произведении.
Обучение выразительному чтению является школой воспитания у учащихся эстетического восприятия произведений художественной литературы, средством формирования и развития художественного вкуса.
Педагогический опыт показывает, что многие учащиеся просто не понимают смысла читаемого текста не только потому, что читают медленно, а главным образом потому, что их чтение невыразительно.
Причиной же неумения читать выразительно следует признать несовершенство обучения чтению в массовой школе и отсутствие понимания учителем необходимости целенаправленного формирования у младших школьников читательской деятельности.
Нами была разработана анкета и предложена десяти учителям начальных классов нашей школы для ответов на вопросы, касающиеся выразительного чтения младших школьников. (Приложение 1)
Проанализировав результаты данного анкетирования, можно сделать следующие выводы: учителя начальных классов отмечают образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал выразительного чтения, понимают они необходимость серьезной работы по формированию навыка выразительного чтения, но на практике мало внимания уделяют формированию этого важного умения.
Проблема развития и формирования выразительной речи школьников, имеющая высокую степень актуальности особенно сегодня, имеет историю своего развития.
О значимости выразительного чтения для учащихся начальной школы говорил Н.А. Корф – педагог и организатор народных школ. Он высоко оценивал выразительное чтение в аспекте народного образования. Выразительное чтение этого педагога интересовало как средство и результат уровня понимания учениками народных школ чужой письменной речи.
Общие положения, выдвинутые Н.А. Корфом, по отношению к начальному обучению еще в 19 веке, сохраняют свою значимость и в наши дни.
Второй важной фигурой в разработке вопросов обучения младших школьников выразительному чтению является Д.И. Тихомиров. Его называют “учитель учителей”, т.к. он дал учителю начальной школы не общие (педагогические), а частные (методические) рекомендации. Каждую рекомендацию он расписал в деталях. Именно Тихомиров Д.И. впервые обратил внимание учителя народной школы на то, где нужно повышать и понижать голос при чтении, как правильно ставить логическое ударение. “Чтобы дать ученику почувствовать, какое значение имеет логическое ударение, необходимо в первое время упражнять для этой цели ученика на отдельных фразах, перенося ударение поочередно на каждое слово, и обращая внимание на изменение оттенка в смысле фразы, вследствие перемены места ударения” В качестве материала для упражнений в выразительном чтении, Д.И. Тихомиров предлагает использовать пословицы. По его мнению “…именно учитель показывает детям образец правильного произношения пословиц”.
Чтобы отрабатывать с детьми нужный тон, интонацию, постепенное повышение и понижение голоса, замедление и ускорение произносимых слов и фраз. Д.И. Тихомиров впервые выбрал басню. Главным упражнением, вырабатывающим выразительность передачи ребенком “чужих мыслей” и чувств, служит чтение по ролям. “Эти упражнения приводят к осознанию ребенком того, что изображено в книге с помощью искусства слова”.
Самыми активными пропагандистами выразительного чтения были В. П. Острогорский и В. П. Шереметевский.
Острогорский В.П. отмечал большое воспитательное значение выразительного чтения. Оно, приучая владеть голосом и дыханием, не только развивает голос, но и укрепляет легкие; оно исправляет недостатки произношения; заставляя обращать внимание на каждое выражение и слово в предложении, оно является лучшим средством изучения литературного произведения. Выразительное чтение помогает изгнанию из школы “долбни и бессмысленного зубрения уроков…накопляет, развивая в то же время вкус, чувство и воображение”. Выразительное чтение Острогорский В.П. определял как толковое и приятное произнесение наизусть и чтение по книге стихов и прозы. Выразительное чтение – искусство, “которому подобно музыке и рисованию в значительной степени можно выучиться”.
Выразительность речи является, одним из критериев оценки произнесенного текста с точки зрения культуры речи Б.Г. Головин дает такое определение выразительности: “Если речь построена таким образом, что самим подбором и размещением средств языка воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной”
“Чем богаче система языка, тем больше возможностей варьировать речевые структуры, обеспечивая наилучшие условия коммуникативного речевого воздействия. Чем обширнее речевые навыки человека, тем лучше речевые коммуникативные качества – точность, правильность, выразительность. Культура речи – это, прежде всего, владение языковыми нормами в области произношения, ударения, словоупотребления”.
Так, например, Ф.И. Буслаев писал, что “…первое и важнейшее дело развить практическую способность, состоящую в том, чтобы понимать выраженное формами речи, и пользоваться ими правильным образом, то есть так, как говорят люди образованные, изустной речью о предметах действительности, внимательным чтением. Изустными и письменными упражнениями образуем в ученике способность с надлежащей легкостью правильно понимать формы речи в разговоре и на письме”
Эту же мысль проводил в своих работах К.Д. Ушинский, который одной из главных задач обучения русскому языку считал развитие у школьников “дара слова”
С.Т. Никольская и другие авторы книги “Выразительное чтение” считают такое чтение проникновением читателя в авторский текст особым, специфическим методом, с помощью которого данное художественное произведение в устах исполнителя становится новым явлением искусства, оставаясь одновременно и авторским, писательским. При этом, подчеркивают они, выразительное чтение подчиняется общим законам устной речи, когда читающий не только передает слушателям какую-то информацию и чувства, но и воздействует на слушателя, на его воображение, эмоции и волю”.
М.А. Рыбникова называет выразительное чтение “первой и основной формой конкретного, наглядного обучения литературе”.
О.В. Кубасова раскрывает это понятие таким образом: “Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель с помощью специальных языковых средств передает свое понимание и свою оценку читаемого. Подготовка к выразительному чтению и само исполнение и есть та практическая деятельность с текстом художественного произведения, которая помогает ученику понять содержание прочитанного и выразить свое отношение к этому содержанию, приблизившись тем самым к внутреннему миру героя, воспринимая настроение и чувства, волнующие его, как свои личные.
Умение выразительно читать является составной частью навыка чтения младших школьников. В свою очередь, это сложное умение само представляет систему умений. Составными частями этой системы, по мнени М.И. Омороковой, являются следующие умения:
1. Умения, связанные с технической выразительностью чтения:
– умение правильно распределять свое дыхание при произнесении текста вслух (короткий вдох, длительный выдох в процессе речи при условии естественного, ритмического протекания этого процесса);
– умение ясно, четко, “полетно” произносить звуки, находить естественно и органично степень громкости;
– умение орфоэпически грамотно читать текст.
2. Умения, связанные с логической выразительностью чтения:
– умение пользоваться различными видами пауз: логическими и психологическими;
– умение грамотно выделять логические ударения при произнесении текста вслух;
– умение реализовать в чтении самые разнообразные оттенки логической мелодии;
3. Умения, связанные с эмоционально-образной выразительностью чтения:
– умение воссоздать в своем воображении сложные подвижные видения;
– умение проявлять свое отношение к читаемому;
– умение воздействовать своим чтением на слушателей;
Обучение выразительному чтению рассматривается нами с позиции развивающей и учебной деятельности, поэтому в начале работы мы определяем вместе с учащимися способы действия. Они – ориентир, как нужно работать. Затем учащиеся работают самостоятельно, без помощи учителя.
Главный инструмент читающего – голос, который следует развивать. Но прежде чем начать работу над голосом, нужно научиться владеть дыханием.
Мастерство управления дыханием во время чтения заключается в том, чтобы оно никак и ничем не мешало чтецу читать, а слушателю слушать. Однако для выразительности речи важны не одно дыхание.
Не менее важен голос
Надо сесть, плечи развернуть. Голову держать прямо. Сделав глубокий вдох произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки м, л, н: ммм…ллл…ннн…
К согласным звукам м, л, н поочередно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно: мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы.
При чтении важна хорошая дикция.
Для артикуляционной гимнастики необходимо использовать следующие упражнения:
1. Четко произнесите гласные звуки, широко открывая рот.
2. Чтение прямых слогов.
3. К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например:
Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчеркнуто четкой артикуляцией, потом медленно шепотом, тихо, громче и, наконец, громко и быстро. Если произношение какого – либо звука дается с трудом, нужно упражняться на специально подобранных скороговорках, в которых этот звук часто повторяется.
О.В. Кубасова предлагает специальные упражнения для того, чтобы дети не нарушали правильность речи, без которой невозможна выразительность.
1. Доскажи словечко.
Дети при выполнении этого упражнения произнести договариваемое слово не могут с неверным ударением. Такие стихотворные отрывки можно заучивать наизусть.
2. Прочитать с доски слова, в которых “опасные” места подчеркнуты или выделены цветным мелом: чтобы, счастье, моего, улыбаться.
3. Параллельное применение двух видов чтения орфографического и орфоэпического. Детям предлагается прочитать предложение дважды: сначала, так как пишем, второй раз так, как говорим.
“Увидев своего лучшего друга, он начал радостно смеяться”.
От технической стороны устной речи перейдем к рассмотрению вопросов, связанных с интонационными средствами выразительности.
Именно интонация, с точки зрения Кубасовой О.В., “фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора. Если читающий в процессе работы над текстом правильно воспримет предлагаемые автором обстоятельства и верно определит свою исполнительскую задачу, то интонация его во время чтения будет естественной и выразительной”.
Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов.
По мнению Кубасовой О.В, логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов.
“Ударение, – писал К.С. Станиславский,– указательный палец, отмечающий” самое главное слово во фразе или в тексте!”. “Ударение, попавшее не на свое место, – писал К.С. Станиславский, – искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить ее!” Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь.
Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. Членение речи обозначается паузами.
Паузы (логические и психологические) – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые части, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связанны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее паузы.
Рассматривая смысловые паузы, следует обратить внимание учащегося на то, что эти паузы не всегда совпадают со знаками препинания, особенно когда необходимо произнести словосочетания.
Построчные паузы обязательно должны быть, но соблюдать их нужно не механически, а с учетом смысла. Именно смыслом будет продиктована длительность паузы, ее характер. Однако часто педагоги, борясь с механической расстановкой построчных пауз, требуют расстановки пауз только в соответствии со знаками препинания. Это ошибка; такое чтение превратит стихи в прозу.
Например: Ложился на поле туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу. (А.С. Пушкин)
Здесь после слова “караван” нужна пауза. Во-первых, короткая, а во-вторых, наполненная содержанием, предлагающая продолжение.
Наряду с логической паузой, существует психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза, по словам Кубасовой О.В., “всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца, к тому, что он говорит”
Станиславский писал: “Красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения” Он замечал, что она, “непременно всегда активна, богата внутренним содержанием”. Пауза может иметь место: а) в начале фразы или перед каким – то словом; б) внутри фразы, между словами – тогда она подчеркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями; в) в начале фразы, после прочитанных слов – тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.
Отдельными видами психологических пауз можно считать паузы начальные и финальные.
Начальная пауза готовит чтеца к исполнению, а слушателя к восприятию.
Финальная пауза предполагает нахождение в той психологической атмосфере, которая была создана чтением, в течение нескольких секунд.
Учитывая все вышесказанное, педагог должен приучать учащихся к тому, что прежде чем сделать остановку при чтении, надо хорошо подумать, нужна ли эта пауза, какой смысл приобретает эта фраза, если в ней снять какие – то паузы, что произойдет с текстом, если в нем обозначить новые паузы. Постепенно ученики привыкают проверять правильность постановки пауз, анализируя текст. Эти упражнения дети выполняют на доске, на карточках и при чтении материалов учебника.
В третьем классе уже можно обращать внимание учащихся на такой прием выразительной речи и чтения, как психологическая пауза. Детям необходимо показать, что это особая эмоциональная остановка, с помощью которой чтец передает сильное внутреннее волнение, напряженность событий рассказа. Автор предлагает брать для практической работы с учащимися самые простые случаи определения места психологической паузы, которые дети могут осмыслить без труда.
Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создании определенной интонации. Эти выразительные средства связаны между собой. Станиславский объединял их в единое понятие темпо – ритма.
Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, от эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рассказывают или читают. Следует обращать внимание детей на то, что внимание слушателей легче сосредоточить на тех местах, которые произносятся медленнее. Несколько замедленно нужно читать начальную фразу, чтобы сосредоточить внимание, а так же последнюю, чтобы слушатель почувствовал окончание чтения.
Ритм есть в любой, в том числе прозаической речи. Однако особенно отчетливо он проявляется в чтении стихов. “Ритм, – говорил В.В. Маяковский, – основа всякой поэтической вещи. Ритм – это основная сила, основная энергия стиха”
Кубасова О.В. называет интересный прием, показывающий разницу между ритмичной стихотворной и прозаической речью, и таким образом, значение ритма в поэзии. Учитель записывает на доске небольшое стихотворение в прозаической форме (в строчку). Учащиеся читают текст по книге и с доски и сравнивают их. Для работы над ритмическим слухом детей Мы предлагаем следующие упражнения: прочитав стихотворение “Поезд”, дети пробуют в движениях одиночкой или большой группой идти ритмическими шагами под свое чтение:
Шпалы гнутся, шпалы стонут,
Рельсы в светлом море тонут…
Кроме ударения, темпа и ритма, в понятие интонации входит так же мелодика. Мелодика речи – это движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения (в совокупности с паузами) начинается формирование выразительности речи в начальных классах. Уже с периода обучения грамоте дети учатся пользоваться интонациями повествовательной, вопросительной, перечислительной, пояснительной, обращения. При чтении художественного произведения мелодика служит одним из ярких выразительных средств звучащей речи, она воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону.
М.И. Оморокова предлагает специальные упражнения, которые развивают гибкость голоса, умение повышать и понижать его в нужный момент, говорить тихо или громко. Учащиеся, читая текст, должны пояснить, почему читать нужно именно так.
1. Прочитайте диалог. Проследите за повышением и понижением голоса.
При выразительном чтении важен тон голоса.
Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу. Это обусловлено особенностью устройства речевого аппарата. Несмотря на достаточную устойчивость этого интонационного средства, тембр в определенной степени можно менять. Организовать наблюдение за изменением тембра голоса можно на материале русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.
Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь.
Учитель, хорошо владеющий технической стороной речи и интонацией, должен осознавать, что простой инструктаж – как надо произносить – часто мало помогает делу. Учащимся нужен пример. Дети прекрасно подражают. Но показ учителя с подражанием ему учеников, ни в коем случае не может быть единственным средством обучения интонации. Читается ли диалог, басня, стихотворение, всегда надо исчерпать возможности самостоятельного нахождения учениками подходящей интонации. Для этого ведется наводящая беседа и о том, кто говорит, и, значит, каким голосом он должен говорить, что переживает говорящий и как это надо передать голосом.
Для организации работы с детьми над эмоциональным тоном необходимо использовать следующие задания:
1. Скажите “здравствуйте” с оттенком удивления, недоумения, радости равнодушия, уверенности, возмущения.
2. Игра “Чья интонация богаче?” Участники по очереди произносят фразу типа “иди сюда”, стараясь не повторить ранее звучащую интонацию. Участник, не сумевший сказать фразу с новой интонацией, выбывает из игры. Дети вместе с учителем подводят итоги.
3. Использование речевой ситуации – важнейший прием в работе над эмоциональной интонацией. Именно она обеспечивает эмоциональную уверенность учащегося, т.к. его речевое поведение в этом случае регулируется не общими, а ситуативными установками личности, возникающими под влиянием конкретных условий
4. Большие возможности для организации работы над формированием эмоциональной интонации, на наш взгляд, заложены в сюжетных картинках, иллюстрациях (рисунках) к детским произведениям и мультфильмам. С ними связаны задания высокого уровня сложности. Поэтому мы беседу по рисункам дополняли: 1) вопросами, формирующими умение определять эмоциональное состояние персонажа по мимике, жестам, позе; и 2) побуждением к высказыванию от лица персонажа. Для этих целей мы использовали раздаточный изобразительный материал для уроков развития речи.
Рисунок – один из эффективных речевых стимулов, особенно если изображено что-то близкое, интересное детям, если эти рисунки динамичны, выразительны, содержат элементы юмора. Поэтому учащиеся охотно рассказывают о персонажах мультфильмов.
5. Работа с памяткой: “Слова-наименования эмоциональных состояний”.
Таким образом, используя только методический аппарат учебника, представляется трудным результативное развитие выразительной стороны чтения. Нам представляется бесспорным дополнение методического аппарата учебников по чтению речевыми тренировочными упражнениями, разнообразными вопросами и заданиями, требующими от учащихся внимания к интонационной стороне речи, осмысления тех интонационных элементов, с помощью которых достигается выразительность речи, упражнениями на интонационно выразительное продуцирование речи.
Как показали наши наблюдения, речь учащихся стала более целенаправленна и организованна, т.е. учащиеся стали поправлять друг друга при неправильном произнесении слова или постановке словесного ударения. Это свидетельствует о том, что техника речи хорошо развивается за счет тренировочных упражнений с целью разминки речевого аппарата. На уроках стараются говорить громко, отчетливо и интонационно выразительно. Усвоение интонационной выразительности идет практическим путем и имеет ярко выраженную динамику развития от формирования интонационного слуха к правильному самостоятельному пользованию разнообразной интонацией в различных речевых ситуациях. Значительно расширился активный словарный запас школьников за счет употребления элементарных лингвистических терминов и, особенно, за счет прилагательных и наречий, обозначающих эмоциональные состояния человека.