Что нужно для ввода в эксплуатацию

Акт ввода в эксплуатацию объекта основных средств

К основным средствам относится любое имущество, при помощи которого организация может осуществлять свою деятельность: оборудование, приборы, техника, здания, сооружения и т.д. Акт о вводе в эксплуатацию основного средства составляется при покупке, постройке, модернизации, ремонте, реконструкции имущества предприятия и т.д.

Что значит термин «ввод в эксплуатацию» и зачем нужен акт

Под эксплуатацией понимается применение основного средства по прямому назначению для реализации задач и целей предприятия, а также обслуживание и поддержание данного имущества в рабочем состоянии.

Акт ввода в эксплуатацию удостоверяет тот факт, что основное средство, числящееся на балансе предприятия или только принимаемое к учету, соответствует всем нормативам, исправно, не имеет каких бы то ни было поломок, неисправностей или изъянов и с определенной даты может использоваться в деятельности компании.

Порядок ввода в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию – не самая простая процедура. В некоторых случаях, предварительно требуется провести огромную подготовительную работу.

Например, при вводе в эксплуатацию какого-либо сооружения или постройки нужно:

Этот пример вполне полно иллюстрирует этапы ввода в эксплуатацию сложных технических объектов, зданий и сооружений.

Важно! Каждая ступень требует письменного документального сопровождения.

Конечно, не все основные средства вводятся в эксплуатацию таким сложным путем – бытовая мебель и техника, инвентарь и прочие простые предметы не требуют высокоспециализированного технологического контроля, поэтому в таких случаях представители организаций ограничиваются простым визуальным осмотром и проверкой прилагаемых к ним бумаг.

Кто составляет акт

Как правило, акт составляется между двумя сторонами: передающей основное средство и принимающей его, в т.ч. вводящей в эксплуатацию.

Представителями сторон в большинстве случаев выступают директора фирм, их заместители или руководители структурных подразделений.

Однако, при необходимости может быть привлечена и третья сторона, в виде экспертов (особенно это бывает актуально в случаях передачи сложного технического оборудования, приборов, техники, различного рода сооружений).

Создание комиссии

При вводе в эксплуатацию какого-либо имущества, относящегося к основным средствам предприятия, руководство принимающей стороны может назначить для проведения этой процедуры специальную комиссию, в составе не менее трех человек.

В нее должны входить люди, обладающие специальными знаниями по вводимому в эксплуатацию основному средству, способные оценить его качество, исправность, мощность, производительность, процент износа и прочие рабочие характеристики.

Как правильно составить акт

Акт относится к первичной документации, поэтому с 2013 года требование оформлять его по строгому унифицированному образцу отменено. На сегодняшний день предприятия и организации имеют полное право составлять его в произвольном виде или по шаблону, разработанному и утвержденному внутри фирмы.

Важное условие: по своей структуре и содержанию акт должен соответствовать определенным нормам делопроизводства, деловой документации и правилам русского языка.

В документе надо указывать некоторые обязательные сведения:

При наличии каких-то дополнительных сопроводительных бумаг, их надо отметить в акте отдельным пунктом.

Что нужно для ввода в эксплуатацию

Как правильно оформить акт

Как к содержанию документа, так и к его оформлению в законе не предусмотрено никаких особенных требований. Акт можно писать на обыкновенном листе бумаги или на фирменном бланке организации. Все необходимые сведения вносить можно от руки (шариковой ручкой любого темного цвета, но только не карандашом) или печатать на компьютере.

Есть только одно условие, которое нужно соблюдать непременно: наличие «живых» подписей всех присутствовавших при вводе основного средства в эксплуатацию людей. При этом использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо образом, недопустимо.

Удостоверять акт при помощи печатей предприятий не обязательно – это необходимо делать только в тех случаях, если данная норма прописана в локальных нормативно-правовых актах компании: с 2016 года использование юридическими лицами штемпельных изделий отдано на их усмотрение.

Акт печатается минимум в двух экземплярах, но при необходимости можно сделать их дополнительные копии.

Как, сколько времени и в каком порядке хранить акт

После составления акт должен храниться с прочими текущими первичными документами фирмы в отдельной папке. После окончания периода действия акт можно передать в архив предприятия, где он должен находиться период, установленный внутренними нормативно-правовыми документами организации или законодательством Российской Федерации.

Источник

Как назначить комиссию на сдачу дома в эксплуатацию?

Ожидаем сдачи дома (долевое участие). Можно ли на сдачу дома в эксплуатацию назначить независимую комиссию?

Что нужно для ввода в эксплуатацию

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.

Ввод объекта в эксплуатацию – обязательное мероприятие, подтверждающее соответствие объекта капитального строительства действующему законодательству, нормативам, результатам изысканий, проектной документации, действующим техническим регламентам.

В соответствии со ст. 753 Гражданского кодекса РФ (сдача и приемка работ по договору строительного подряда) в предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях в приемке результата работ должны участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с абз. 5 п. 4.4, п. 4.14, п. 4.27 СП 68.13330.2017 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87», утвержденного приказом Минстроя России от 27.07.2017 № 1033/пр, выдача ЗОС (заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации), равно как выдача РВ (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) осуществляется уполномоченной организацией, выдавшей разрешение на строительство.

Таким образом, разрешение на ввод дома в эксплуатацию выдает уполномоченный орган исполнительной власти РФ только на основании ранее выданного этим органом разрешения на строительство.

Источник

Изменение Градостроительного кодекса РФ с 1 января 2021 года

Новая редакция Градостроительного кодекса вступила в силу 1 января 2021 года. Законодатели изменили порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и утверждения проекта правил землепользования и застройки.

Редакцию Градостроительного кодекса РФ с 01.01.2021 изменил федеральный закон №505-ФЗ от 30.12.2020, вступивший в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. Его нормами уточнен порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки.

Получение разрешения на ввод в эксплуатацию

Новой редакцией статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что для получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию необходимо представить:

Проект правил землепользования и застройки

Нормами статьи 25 ГрК РФ в новой редакции установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

Статья 31 ГрК РФ дополнена новой частью 8.4 следующего содержания:

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

В силу новой редакции статьи 32 ГрК РФ к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, следует обязательно приложить документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория.

Источник

Энциклопедия судебной практики. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (Ст. 55 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
(Ст. 55 ГрК)

Примечание

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 февраля 2015 г. N 20-ФЗ) до 1 марта 2018 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта

Положения ч. 3.1 ст. 55 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ) не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу названного Федерального закона, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией

Положения ч. 5 ст. 55 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ) не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу названного Федерального закона, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией

1. Общая характеристика разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

1.1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для признания объекта завершенным строительством

Исходя из толкования положений статей 55, 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что процесс строительства объекта недвижимости считается завершенным с момента выдачи уполномоченным органом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое в свою очередь является основанием как для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, так и для начала эксплуатации объекта по назначению.

1.2. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта разрешению на строительство, градостроительному плану и проектной документации

Единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта капитального строительства разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом местного самоуправления.

С учетом приведенной части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации единственным допустимым доказательством по данному делу, подтверждающим соответствие построенного объекта капитального строительства разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом местного самоуправления.

Единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта капитального строительства разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом местного самоуправления.

Единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта капитального строительства разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом местного самоуправления.

Единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта капитального строительства разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом местного самоуправления.

Единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта капитального строительства разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом местного самоуправления.

Единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта капитального строительства разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом местного самоуправления.

1.3. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является завершающей стадией строительства объекта, его реконструкции или капитального ремонта

В силу требований Градостроительного кодекса Российской Федерации как вновь возводимый, так и реконструированный объект капитального строительства считаются объектами незавершенного строительства вплоть до наступления юридического факта, с которым законодательство связывает завершение работ, и в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ таким фактом является выдача застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое удостоверяет завершение строительства, реконструкции, капитального ремонта, соблюдение строительных норм и правил.

1.4. Хозяйственное использование построенного объекта до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является незаконным

В силу требований Градостроительного кодекса Российской Федерации как вновь возводимый, так и реконструированный объект капитального строительства считаются объектами незавершенного строительства вплоть до наступления юридического факта, с которым законодательство связывает завершение работ, и в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ таким фактом является выдача застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое удостоверяет завершение строительства, реконструкции, капитального ремонта, соблюдение строительных норм и правил.

Таким образом, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, удостоверяющим завершение строительства объекта и соблюдения строительных норм, правил и требований проектной документации, хозяйственное использование построенного объекта до получения такого разрешения является незаконным.

Поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, удостоверяющим завершение строительства объекта и соблюдения строительных норм, правил и требований проектной документации, хозяйственное использование построенного (или реконструированного) объекта до получения такого разрешения является незаконным.

Поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, удостоверяющим завершение строительства объекта и соблюдения строительных норм, правил и требований проектной документации, хозяйственное использование построенного (или реконструированного) объекта до получения такого разрешения является незаконным.

Поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, удостоверяющим завершение строительства объекта и соблюдения строительных норм, правил и требований проектной документации, хозяйственное использование построенного (или реконструированного) объекта до получения такого разрешения является незаконным.

Поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, удостоверяющим завершение строительства объекта и соблюдения строительных норм, правил и требований проектной документации, хозяйственное использование построенного (или реконструированного) объекта до получения такого разрешения является незаконным.

1.5. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не удостоверяет правовой статус этого объекта и не определяет чьи-либо права на него

Кассационный суд отмечает, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет только факт окончания строительства и подтверждает техническое соответствие вводимого в эксплуатацию объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Оспариваемое разрешение не удостоверяет правовой статус объекта, не определяет чьи-либо права на данный объект, не создает товариществу препятствий на осуществление деятельности по содержанию жилого дома.

1.6. Закон исключает возможность подтверждения выполнения строительства какими-либо документами кроме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учёт построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учёта реконструированного объекта капитального строительства.

В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объёме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учёта.

Данная норма закона носит императивный характер и исключает возможность подтверждения выполнения строительства иными документами.

1.7. Ст. 55 ГрК РФ не предусматривает возможность получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию до получения разрешения на строительство

Как установили суды, объект построен Предпринимателем в отсутствие разрешения на строительство. Возможность получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если ранее до начала строительства он не получил разрешение на строительство, статьей 55 Кодекса не предусмотрена.

1.8. ГрК РФ не предусматривает возможность внесения изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Нормами статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность внесения изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе путём указания в нём новых объектов.

Отказывая в иске к администрации, суд первой инстанции правильно исходил из того, что дом введен эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, внесение изменений в разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства действующим законодательством не предусмотрено.

Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.

1.9. Законодательством не установлен запрет на внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Из положений части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме. При этом нормами действующего законодательства не установлен запрет на внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

1.10. Суд вправе обязать уполномоченный орган выдать застройщику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Поскольку выдавший разрешение на строительство орган в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в частях 6 и 7 статьи 55 ГрК РФ, обязан выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и после чего возвратить представленные документы, в рассматриваемой по делу ситуации с учетом установленных фактических обстоятельств по делу такая обязанность может быть введена судом, поскольку реализация судами требований статьи 201 АПК РФ основана на установленных ими обстоятельствах, обеспечивает скорое и эффективное восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя, отвечает задачам судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 АПК РФ) и специфике административного судопроизводства.

В соответствии с частью 8 статьи 55 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

Одним из способов восстановления нарушенного права по делам указанной категории является решение суда об обязании уполномоченного органа выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.

1.11. Суд не вправе обязывать уполномоченный орган выдать застройщику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Выводы судебной коллегии об отсутствии оснований для удовлетворения требования об обязании комитета выдать предпринимателю разрешение на ввод в эксплуатацию основан на правильном применении норм права к конкретной ситуации по делу, поскольку возложение в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на контролирующий орган обязанности по выдаче такого разрешения означало бы в данном случае подмену судом функций административно-распорядительных и публичных функций иного административного органа, осуществляющего публичную деятельность, и противоречит пункту 5 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 55 Кодекса, в силу которых выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

1.12. Передача в собственность части помещений другим лицам не освобождает застройщика от исполнения обязанности по вводу объекта в эксплуатацию

Согласно договору аренды земельного участка и разрешения на строительство общество является застройщиком и именно на нем в силу статьи 55 Градостроительного кодекса лежит обязанность по вводу объекта в эксплуатацию и получения соответствующей разрешительной документации, а передача в собственность части нежилых помещений другим лицам не освобождает его от исполнения установленной законом обязанности.

2. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

2.1. Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию предшествует выдача разрешения на строительство объекта

Довод жалобы о том, что Градостроительный кодекс РФ не запрещает подачу одновременно заявления на выдачу разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отклоняется, ввиду того что по смыслу ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предшествует выдача разрешения на строительство объекта.

2.2. Срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть изменен в случае внесения изменений в проектную документацию и проектную декларацию

Срок строительства и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть изменен в случае внесения изменений в проектную документацию и проектную декларацию.

2.3. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при условии полного соответствия объекта градостроительным и иным техническим нормам

Исходя из смысла ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта строительства в эксплуатацию выдается уполномоченным органом только при полном соответствии такого объекта градостроительным и иным техническим нормам при наличии соответствующих заключений.

2.4. В качестве документов, подтверждающих факт соответствия объекта капитального строительства техническим условиям, могут быть приняты любые документы

Оценив все представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно сделали вывод о том, что основание отказа администрации Волгограда (ссылка на отсутствие документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, внешнего электроснабжения, ливневой канализации, подписанных представителями организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения) не подпадает под требование нормы пункта 7 части 3 статьи 55 ГрК РФ, которая указывает на документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и только при условии наличия таковых.

Суды исходили из того, что действующим законодательством документы, подтверждающие факт соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям, не конкретизированы, поэтому в качестве таковых могут быть приняты любые документы.

2.5. Комплектность документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию проверяется на стадии рассмотрения заявления, а не после завершения строительства и государственной регистрации права собственности

Комплектность документов, предусмотренных законом для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проверяется уполномоченным органом на стадии рассмотрения соответствующего заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а не после завершения строительства и государственной регистрации права собственности застройщика на введенный в эксплуатацию объект.

2.6. Проверка соответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану, а также проектной документации в полномочия судебных органов не входит

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации. Доказательства соответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации, подтвержденные в установленном порядке соответствующими специалистами уполномоченного органа (заключение органа государственного строительного надзора), в материалах дела отсутствуют. Проверка таких соответствий предъявляемым законом и подзаконными нормативными актами требованиям в полномочия судебных органов не входит.

2.7. ГрК РФ не указывает название и форму акта приемки объекта капитального строительства

Подпункт 4 пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса исходит из акта приемки объекта, при этом конкретно не указывает, в какой форме и как должен быть назван сам акт объекта капитального строительства.

2.8. Надлежащим оформлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию признается день оформления этого разрешения в органах контроля и учета

Из указанного нормативного регулирования следует, что надлежащим оформлением разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию следует признать день оформления в органах государственного (муниципального) контроля и учета этого разрешения, содержащего все необходимые реквизиты, в том числе данные о кадастровом учете.

2.9. Обязанность по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возложена на застройщика

В силу норм градостроительного законодательства для эксплуатации названного объекта капитального строительства требуется разрешение на ввод его в эксплуатацию, обязанность по получению которого в соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации лежит на застройщике, то есть на учреждении.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).

В части 3 статьи 55 Кодекса установлен перечень документов, которые должен представить застройщик для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе акт приемки объекта капитального строительства.

Истолковав условия контракта с учетом норм Кодекса, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае ввод объекта в эксплуатацию и получение соответствующего разрешения является совместной обязанностью истца и ответчика. При этом обязанность обращения в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предоставления всех необходимых документов и получения соответствующего разрешения возложена на заказчика.

Частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплена обязанность застройщика обратиться в компетентный орган с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и данная обязанность не может быть возложена на иное лицо.

Обязанность по вводу объекта в эксплуатацию, получения соответствующей разрешительной документации возложена в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ на застройщика.

Судом обоснованно не приняты во внимание доводы кооператива о том, что они не владеют и не эксплуатируют указанные объекты (гаражи и овощехранилища), поскольку обязанность по вводу объекта в эксплуатацию, получения соответствующей разрешительной документации возложена в соответствии со ст. 55 ГрК РФ на застройщика.

2.10. Допустима выдача разрешения на ввод в эксплуатацию части объекта строительства

Возможность подготовки проектной документации на отдельные этапы строительства и выдача разрешения на эти этапы согласуется с условиями, при которых допускается ввод объектов капитального строительства в виде отдельных очередей, пусковых комплексов, что не противоречит ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Более того, нормы части 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ прямо согласуются с положениями части 12 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ), в соответствии с которой уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

3. Документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

3.1. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является исчерпывающим

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который является исчерпывающим.

В части 3 статьи 55 ГрК РФ указан перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который является исчерпывающим.

Частью 3 статьи 55 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который является исчерпывающим.

Перечень документов, которые необходимы для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, содержится в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, среди которых в том числе разрешение на строительство.

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который является исчерпывающим.

Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который является исчерпывающим.

Указанной нормой закона приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых к представлению в орган местного самоуправления для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации указан перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который является исчерпывающим.

3.2. Застройщик освобождается от обязанности представления документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, только в случае, если такие документы имеются в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления

Застройщик освобождается от обязанности представить в уполномоченный орган документы, необходимые для получения разрешения на ввод в эксплуатацию (в том числе названные в пункте 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса), только в том случае, если такие документы уже имеются и находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

Согласно ч. 3.2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

По смыслу приведенной нормы права застройщик освобождается от обязанности представить в уполномоченный орган документы, необходимые для получения разрешения на ввод в эксплуатацию, в том числе и градостроительный план земельного участка, только в том случае, если такие документы уже имеются и находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.

Доводы жалобы о том, что не представленные истцами документы должны быть истребованы органом местного самоуправления самостоятельно, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку о смыслу ч. 3.2 ст. 55 ГрК РФ застройщик освобождается от обязанности представить в уполномоченный орган документы, необходимые для получения разрешения на ввод в эксплуатацию, только в том случае, если такие документы уже имеются и находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, а доказательств их наличия в распоряжении этих органов апеллянт не представил.

По смыслу п. 3.3 ст. 55 ГрК РФ заявитель освобождается от обязанности представить в уполномоченный орган документы, необходимые для получения разрешения на ввод в эксплуатацию, только в том случае, если такие документы уже имеются и находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.

3.3. Положения ст. 55 ГрК РФ не требуют представления застройщиком правоустанавливающих документов на объекты, используемые для размещения парковочных мест автотранспорта в паркинге, гаражах, открытых стоянках при обращении за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Как верно отмечено судом первой инстанции, положения статьи 55 Градостроительного кодекса не требуют представления застройщиком правоустанавливающих документов на объекты и земельные участки, используемые им для размещения парковочных мест автотранспорта в паркинге, гаражах, открытых стоянках при обращении за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

4. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

4.1. ст. 55 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений приведен в ч. 6, 7 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частью 6 статьи 55 ГСК РФ определен перечень обстоятельств, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которым относятся: 1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного кадастрового учета.

В указанной норме закона действительно содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, закреплен в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской федерации.

При этом в силу положений ч. 6 данного Кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрен нормами Градостроительного кодекса РФ и является исчерпывающим.

Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрены ч.ч. 6, 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, перечень оснований для отказа является исчерпывающим.

Перечень оснований для отказа, содержащийся в ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, является исчерпывающим.

4.2. Отсутствие технического плана не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Исходя из части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может являться отсутствие документов, указанных только в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Отсутствие технического плана, наличие которого предусмотрено частью 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

4.3. Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче заявителю разрешения на ввод построенного им объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Отсутствие заключения органа госстройнадзора не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче заявителю разрешения на ввод построенного им объекта капстроительства в эксплуатацию, поскольку отсутствие заключения органа госстройнадзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении спорного объекта, не препятствовало администрации, выдавшей обществу разрешение на строительство, самостоятельно в пределах предоставленной ему частью 5 статьи 55 ГрК РФ компетенции, осуществить осмотр названного объекта на предмет соответствия его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, и требованиям проектной документации.

Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче заявителю разрешения на ввод построенного им объекта капитального строительства в эксплуатацию.

С учетом позиции сторон процесса, которые не ссылались на возведение апеллянтом опасного производственного объекта, по смыслу п. 9 ч. 3 и ч. 5 ст. 55 ГрК РФ отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, который осуществляет надзор в отношении конкретных видов объектов, не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод построенного объекта капитального строительства в эксплуатацию, поскольку в таковом случае отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении спорного объекта, не препятствует местной администрации, выдавшей апеллянту разрешение на строительство, самостоятельно в пределах предоставленной ей вышеназванной нормой ГрК РФ компетенции осуществить осмотр названного объекта на предмет соответствия его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, и требованиям проектной документации.

4.4. Истечение срока действия разрешения на строительство или реконструкцию объекта не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Истечение срока действия разрешения на строительство по смыслу ч. 1, ч. 3, ч. 6 ст. 55 Кодекса само по себе не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию.

Статья 55 Кодекса не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как истечение срока ранее выданного разрешения. Истечение срока разрешения не влечет отсутствия ранее выданного разрешения как документа, подлежащего представлению в целях получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Истечение срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) само по себе не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч.ч. 1, 3 и 6 ст. 55 ГрК РФ).

4.5. Отсутствие разрешения на строительство является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Рассматривая заявленное требование, суды отметили, что в силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, капитального ремонта объекта капительного строительства в полном объеме, в том числе в соответствии с разрешением на строительство. Соответствующее разрешение представляется застройщиком в составе документов, необходимых для ввода объекта капительного строительства в эксплуатацию.

Поскольку у кооператива отсутствует разрешение на строительство, суды констатировали и отсутствие необходимых условий для выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в рамках существующей административной процедуры. Не установив нарушений законодательства в бездействиях администрации, суды сочли заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

Согласно части 6 статьи 6, части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию) является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса отсутствие разрешения на строительство является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что факт нарушения срока реконструкции не может являться безусловным основанием к отказу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, данное основание для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию законом не предусмотрено, не основаны на законе, поскольку, по существу, реконструкция подвального помещения проведена в отсутствие разрешения на его реконструкцию; в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствие разрешения на строительство является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В силу части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствие разрешения на строительство является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Исходя из анализа норм, содержащихся в ст. 51, 52, 55 Градостроительного кодекса РФ, следует, что наличие градплана на земельный участок, на котором предполагается строительство объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Отсутствие указанного документа является основанием для отказа в выдаче соответствующего разрешения.

4.6. В случае отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик вправе повторно обратиться в уполномоченный орган за получением данного разрешения

Судом верно отмечено, что истец не обжаловал отказ администрации в выдаче акта на ввод объекта в эксплуатацию, доказательства его необоснованности также не представлены. С учетом установленных обстоятельств истец не был лишен возможности повторного обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке, установленном ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с представлением всех необходимых документов, а также защиты своих прав путем обжалования в судебном порядке отказа в выдаче такого разрешения.

Истец не лишен возможности повторного обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке, установленном статьей 55 ГрК РФ, а также защиты своих прав путем обжалования в судебном порядке отказа в выдаче такого разрешения.

Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из того, что истцами не доказана обоснованность их требований о понуждении ответчика к выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства, при этом предварительного обращения истцов в инспекцию государственного строительного надзора с предоставлением всей имеющейся документации не было, тогда как наличие заключения инспекции является одним из условий для выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Истцы не лишены возможности повторно обратиться в уполномоченный орган за получением разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию и в случае отказа в выдаче такого разрешения оспорить его в соответствии с частью 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в судебном порядке.

Доводы частной жалобы истца о том, что истец обращался в Комитет строительного контроля, ему было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию выстроенного капитального гаража, поэтому он был вынужден обратиться в суд для узаконивания спорного гаража, так как в досудебном порядке оформить права на ранее выстроенный капитальный гараж не представляется возможным ввиду наличия признаков самовольного строения (отсутствие разрешительных документов на строительство гаража), не могут в данном случае служить основанием для отмены определения суда, поскольку из представленного истцом ответа Комитета строительного контроля усматривается, что истцу было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только в связи с отсутствием всего пакета документов, который необходимо представить в соответствии с положениями статей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом истцу указано, что он имеет право повторно обратиться с заявлением в Комитет строительного контроля.

5. Последствия неполучения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

5.1. Эксплуатация объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод его в эксплуатацию влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ

В силу норм градостроительного законодательства для эксплуатации названного объекта капитального строительства требуется разрешение на ввод его в эксплуатацию, обязанность по получению которого в соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации лежит на застройщике, то есть на учреждении.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что на момент проведения административным органом проверки разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства у учреждения отсутствовало, в то время как объект эксплуатировался, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам о наличии в действиях учреждения события и состава правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, вины учреждения в совершении вменяемого правонарушения, соблюдении административным органом порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, установлении размера наказания в пределах санкции части 5 статьи 9.5 КоАП РФ, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса по окончании строительства объекта общество обязано было обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив к нему необходимый пакет документов.

Невыполнение этого требования Градостроительного кодекса и эксплуатация объекта без разрешения на ввод его в эксплуатацию образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Невыполнение требований Градостроительного кодекса и эксплуатация объекта без разрешения на ввод его в эксплуатацию образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

5.2. Невыполнение лицом, выдавшим разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, обязанности, установленной ч. 13 ст. 55 ГрК РФ, не может влиять на порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности

Невыполнение лицом, выдавшим разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, обязанности, установленной частью 13 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, по направлению в течение трех дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию копии такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства, что не позволило органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному на осуществление государственного строительного надзора, своевременно выявить допущенное нарушение, не может влиять на порядок исчисления срока данности привлечения к административной ответственности по настоящему делу.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *