Что нужно для восстановления приписного в военкомате
Призыв военкома
В нашем случае главный вопрос, который решал суд одного из районов Московской области, звучит на обывательском языке примерно так: призывник должен бегать за военным комиссариатом или комиссариат за призывником?
На такой вопрос Верховный суд РФ ответил однозначно: у призывника нет обязанности по собственному почину, без повестки являться в комиссариат. Тем более если официально призыв еще не объявлен или же закончился, как это произошло в нашем случае.
Верховный суд РФ на конкретном примере детально объяснил, в каких случаях призывник вправе получить на руки военный билет вместо справки, что он уклонился от исполнения своего долга.
Все началось с того, что в суд пришел молодой человек с иском. Ответчиком в нем значилась призывная комиссия военного комиссариата. Молодой человек просил суд признать незаконным решение этой самой призывной комиссии о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу по призыву.
Подобному иску предшествовала такая история. Молодой человек состоял на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства. Но он сначала был студентом, потом пошел учиться дальше. Было это в подмосковном Щелкове. В мае призывная комиссия его муниципального района предоставила будущему истцу очередную отсрочку от призыва на время обучения в аспирантуре до 1 октября того же года. Эта дата прошла, никакой повестки аспирант не получал и продолжал жить дальше на гражданке.
Областной суд его отменил и принял новое. Апелляция молодому человеку в иске отказала. По мнению областного суда, гражданин вполне мог послужить, так что призывная комиссия поступила с уклонистом правильно. Тот факт, что после окончания отсрочки и до 27 лет его не призвали, по мнению апелляции, роли не играет. Кстати, апелляция еще и признала ошибкой отсрочку аспиранту до 1 октября. В передаче кассационной жалобы Мособлсуд отказал.
Верховный суд, пересматривая жалобу, напомнил: у призывника нет обязанности самостоятельно, без повестки являться в военный комиссариат. Члены призывной комиссии должны были всесторонне изучить имеющиеся у них документы и коллегиально вынести свое заключение насчет гражданина, но не сделали этого.
В материалах дела, по мнению Верховного суда, нет доказательств направления аспиранту повестки. Поэтому суд Щелково рассудил спор правильно и принял законное решение. А вот вывод апелляции о незаконности предоставления ему отсрочки вообще нельзя признать правильным. Ведь таких требований никто не заявлял. Так что Верховный суд отменил решение апелляции и оставил в силе решение суда первой инстанции
Главная мысль, которую после проверки спора высказал Верховный суд, звучит так: инициатива должна исходить от военного комиссариата. Гражданин, который не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, не несет ответственности в связи с неявкой.
Поэтому Верховным судом решение облсуда отменено и оставлено в силе решение суда первой инстанции.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Как восстановить приписное свидетельство?
Вопрос «что делать, если потерял приписное свидетельство» особенно актуален в призывной период и во время поступления молодых людей в учебные заведения. Если вы обнаружили пропажу, не паникуйте: приписное удостоверение можно восстановить.
Консультант Службы Помощи Призывникам
Получение приписного свидетельства
В год достижения 17-летия все военнообязанные молодые люди получают свой первый документ воинского учета — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу или, как его называют в народе, «приписное свидетельство».
Приписное свидетельство представляет собой небольшую голубую книжку, в которой отображаются персональные данные её владельца:
Наши клиенты не служат в армии
Наша работа — помогать призывникам получать отсрочку или освобождение от призыва в армию. Позвоните нам по телефону 8(800)333-53-63: узнайте о наших услугах или получите бесплатную консультацию по своей ситуации.
Обращайтесь, мы будем рады вам помочь!
Как восстановить приписное свидетельство при утере, порче или краже?
Чтобы восстановить приписное свидетельство при утере или порче, нужно обратиться в военкомат и написать заявление на восстановление. К заявлению нужно приложить пакет документов.
Документы для восстановления приписного:
Если удостоверение было украдено или похищено, обратитесь в отделение полиции и получите талон-уведомление, подтверждающий факт кражи. Этот квиток прикрепите вместе с другими полученными справками к заявлению на восстановление приписного свидетельства, после чего направьте подготовленный пакет документов в канцелярию районного военкомата.
Как долго оформляется приписное свидетельство?
Сроки восстановления приписного свидетельства сотрудники военного комиссариата сообщат в момент приема заявления. Обычно стандартная процедура восстановления занимает не более 40 дней. Когда заявление попадает в канцелярию, у работников комиссариата есть 30 дней на ознакомление с вашей просьбой. После рассмотрения удостоверение оформляется в 10-дневный срок.
Временные рамки могут быть изменены: сокращены или увеличены. Особенно важно это учитывать, если пакет документов направляется заказным письмом Почтой России. Поэтому, если документ нужен срочно, заранее уточните в вашем военкомате сроки его оформления.
Сколько стоит восстановление приписного свидетельства?
Платить госпошлину за восстановление приписного не нужно. Военный комиссариат делает дубликат бесплатно. Однако за умышленную порчу, уничтожение или за утерю документа придется уплатить административный штраф. Согласно статье 21.7 КоАП РФ, его размер составляет от 500 до 3000 рублей.
Зачем восстанавливать приписное?
Значимость приписного свидетельства может быть соизмерима с паспортом, так как утрата документа ограничит возможности молодого человека. Так, если призывник потерял приписное из военкомата, он может столкнуться с проблемами при оформлении загранпаспорта, паспорта РФ и других документов.
Затруднения возникнут при поступлении в учебное заведение или при трудоустройстве, так как руководители организаций требуют от абитуриентов или соискателей документы воинского учета. По этой же причине молодой человек не сможет устроиться до 27 лет в государственную или крупную коммерческую фирму. Единственное возможное место для трудоустройства — небольшая частная компания, но и в них отдел кадров может потребовать от сотрудника приписное свидетельство.
Утеряно приписное свидетельство: что не нужно делать?
Главное, что не нужно делать, если потерял приписное свидетельство — пытаться скрываться от военкомата. Важно понимать: потеря приписного свидетельства не означает, что военный комиссариат не сможет призвать вас на службу. Если в момент утери или хищения вам вручат под подпись повестку на прохождение призывных мероприятий, то явка на медкомиссию будет обязательной.
Во время явки предупредите сотрудников военкомата об утере приписного свидетельства и напишите заявление на его восстановление. Единственный нюанс – существует вероятность, что на руки дубликат вы так и не получите. Если вас признают годным к службе и отправят в армию, то после прохождения срочной службы вы получите не приписное, а военный билет.
Остались вопросы после статьи? Позвоните нам по телефону 8 (800) 333-53-63, и мы обязательно на них ответим.
С уважением, Овчаров Артур, консультант Службы Помощи Призывникам.
Как восстановить приписное свидетельство (удостоверение) военкомата России
Как восстановить приписное свидетельство, существует определенная процедура. Восстановить документ можно быстро, без штрафных санкций, если обратиться в военкомат с заявлением своевременно. Свидетельство восстанавливается на основании личного дела.
Что такое приписное свидетельство
Основной документ призывника выдается военными комиссариатами гражданам России, после достижения шестнадцатилетнего возраста. Приписное свидетельство получают женщины, которые окончили специальные учебные заведения с получением военно-учетных специальностей.
Сам документ выдают при первоначальной фиксации данных в военкомате о военнообязанном гражданине. В приписном свидетельстве указывается дата постановки на учет, место, призывная дата, когда молодого человека могут отправить служить. Получая документ, призывник предупреждается об ответственности, что возникает за уклонение от воинской службы.
В документе указывается категория годности, а также, кем является мужчина – допризывник, призывник, военнообязанный, невоеннообязанный. При предоставлении отсрочки информация также фиксируется в свидетельстве. После сдачи приписного гражданин РФ получает военный билет. По этой причине потеря документа заставляет молодого человека выяснять информацию, как его получить повторно.
Как получить приписное свидетельство
Постановка на учет происходит в 16 лет. Имеется практика, отсылать повестки в военкомат через учебные заведения. То есть, оповещение приходит еще в школе, профессиональном лицее. Организовывается массовое прохождение всех необходимых процедур. Если повестка не пришла, нужно самостоятельно явиться в военкомат, написать заявление.
Постановка на учет, получение приписного свидетельства происходит следующим образом:
Приписное – временный документ, что изымается при отправке на службу в армию либо по достижению 27 лет. Взамен выдают военный билет.
Пакет необходимых документов:
Заполняется анкета, где указывается информация о призывнике, родителях. Вместе с остальными документами, заключением медкомиссии подаются комиссариату. В тот же день заводят личное дело, выдают приписное свидетельство со всеми положенными отметками, записями.
Как выглядит приписное свидетельство
Всем призывникам РФ выдается одинаковое приписное в форме голубой книжечки. В ней размещается фотография владельца, категория годности, нормативно-правовая информация. На каждой странице выбита серия документа, водяной знак.
Информация о годности предварительная, поскольку к моменту призыва состояние здоровья призывника может ухудшиться, перед отправкой в армию беде еще одна медкомиссия, по результатам которой определяется окончательная категория годности.
Как восстановить приписное
Процедура предельно проста, если призывник обращается в тот же военкомат, что его выдавал. В архиве хранится личное дело молодого человека, вся информация быстро восстанавливается. Необходимо обратиться в военкомат с заявлением о восстановлении документа. Собирать дополнительные документы не требуется, но нужно принести 2 фото 3*4, чтобы вклеить в приписное.
Если молодой человек проживает в другом городе, не по месте регистрации, для возобновления документа нужно встать на временный учет. При этом указать, что свидетельство было утеряно. Если по состоянию здоровья призывник не может явиться в военкомат, это могут сделать его родители, написав заявление от своего лица, или же доверенные особы при наличии оформленной доверенности.
Штраф за утерю приписного удостоверения
Действующим законодательством РФ не предусмотрен штраф за утерю приписного свидетельства. Денежное взыскание изымается за умышленную порчу документа. Размер штрафа в таком случае 100-500 руб.
Ситуация с приписными в настоящее время такова, что многие молодые люди покупают себе фиктивный документ, чтобы избежать некоторых неудобств. В случае выявления использования поддельного документа могут возбудить уголовное дело по ст. 327 УКР. Предусмотрено наказание в виде штрафа размером 80 000 руб. либо арест на 180 суток.
Сколько делается приписное
Документ выдается в течение одного дня, после того, как все необходимые документы будут сданы в военкомат. Перечень указан выше. Время уходит на оформление документов, прохождение медицинской комиссии. Все вместе это займет не более 2 недель.
Если требуется выдача дубликата, получить его можно в день написания заявления. Уполномоченному лицу нужно предоставить фотографии. Свидетельство восстанавливается на основании личного дела, хранящегося в архиве военкомата.
Немного сложнее ситуация, если документ потерян, на воинский учет нужно встать в другом городе. Ситуация приравнивается к первому получению призывного. Нужно представить необходимые документы, пройти медицинскую комиссию, заполнить анкеты.
Список документов для получения дубликата свидетельства в военкомате другого города:
Когда все документы собраны, заявление написано, остается подождать 2 недели, получить дубликат.
Отзывы
Уважаемые читатели, была ли полезна эта статья? Что вы думаете о сложности восстановления приписного. Оставьте обратную связь в комментариях! Нам важно ваше мнение!
Максим
«Потерял приписное свидетельство. Категория «В» у меня. Не вижу смысла идти его сейчас восстанавливать. Ходил к юристу, он сказал, что заставят проходить повторно комиссию.»
Андрей
«Никаких проблем в восстановлении приписного нет, если не хитришь, не бегаешь от армии. Пошел в военкомат, взял список документов, которые нужно собрать или просто написать заявление. Чем гадать или выуживать информацию на форумах, можно сходить в военкомат, спросить.»