Что нужно для венчания в армянской церкви
Армянское венчание и семейные традиции
Прежде чем вступить в законный брак, будущим супругам приходится проходить несколько этапов подготовки. Так, армянское венчание предваряется неформальной встречей, которая проходит за несколько недель до самого обряда и называется «ншандрек», она, по сути, выполняет функцию помолвки. Это событие в большей степени наполнено народными традициями и связано с одним главным моментом – получением согласия родителей на проведение венчания и их благословения. В этот день молодые обмениваются кольцами, но носят их на правой руке, а уже после самого венчания переодевают на левую.
Сам обряд венчания происходит через некоторое время после помолвки, так как по традиции молодым дается возможность поближе узнать друг друга, будущих родственников и новых друзей. По традиции, венчание в армянской церкви происходит в присутствии большого количества родственников. Любопытным фактом является то, что главными свидетелями обряда становятся крестный жениха и его супруга (либо другая женщина). Этот обычай связан с тем, что в религиозной сфере жизни именно крестный исполняет роль отца для жениха, а значит, он должен засвидетельствовать его брак.
Обычно церемония венчания начинается с чтения молитвы «Отче наш» на армянском языке. Молитву должен произносить как священник, так и молодые. После этого уже сам священник вместе с хором поет ряд молитв, по канону соответствующих обряду венчания. После этого наступает момент повторного обмена кольцами, но уже при участии священника. Для этого он забирает кольца у молодых, освящает их, а затем помогает им надеть их на палец избранника. После этого следует череда вопросов, на которые жених и невеста должны дать утвердительные ответы, которые послужат основой их будущего брака. Например, жених должен согласиться заботиться о своей будущей супруге и быть главой семьи, а вот невеста должна пообещать быть всю жизнь покорной своему мужу. На самом деле, такие вопросы являются стандартными для многих патриархальных культур и религий. Так, венчание у мусульман также завершается схожими вопросами.
После того, как молодые отвечают на вопросы, слово вновь берет священник. Он читает несколько молитв, благословляет молодых и передает крест в руки крестного отца жениха, который он должен держать над головами молодых. Затем священник надевает на головы жениха и невесты золотые короны, которыми они, склонив головы, должны соприкоснуться. Все эти действия символизируют снисхождение благодати на молодых и получение ими благословения на всю будущую совместную жизнь.
Разумеется, особое внимание уделяется и самим гуляниям после венчания. В традиционных армянских семьях свадьбу справляют на протяжении трех дней, каждый из которых оканчивается пышным банкетом. Первый день празднования является совместным, где молодые получают подарки от родственников и близких. На второй день молодожены отправляются гулять со своими друзьями, а уже на третий день невеста приходит на гуляния в дом к своему жениху и его родителям.
Кроме пышных традиций обряда венчания, существует множество правил и для будущей семейной жизни. Так, из-за того, что свадьба молодых приравнивается к объединению двух семейств, принято знакомиться со всеми родственниками. Кроме того, в ходе этого знакомства, родственники жениха обещают родителям невесты, что он будет разумным и преданным мужем. Аналогичные обещания дают и родители невесты. Именно благодаря такой системе взаимного поручительства армянские семьи столь крепки, ведь за спиной каждого из супругов стоит вся его семья, поддерживающая в трудную минуту и дающая верные советы.
Аватамк
ДУХОВНАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКОЙ ЕПАРХИИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ
Таинство Венчания в Армянской Апостольской Церкви
Сочетание Богом мужчины и женщины в едину плоть происходит в Таинстве венчания.
Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое, наподобие того, как два раздельных вещества например песок и цемент, соединяясь при помощи воды, становятся качественно новым, неразделимым веществом.
И, как вода, в этом примере является связующей силой, так и Благодать Святого Духа является в Таинстве Брака силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое, духовное соединение — христианскую семью.
Причём, цель этого соединения не только в продолжении рода и взаимопомощи в быту, но главным образом, в совместном духовном совершенствовании, в умножении Благодати, потому что христианская семья — это Малая Церковь Христова, христианский брак — одна из форм служения Богу.
Молодожены, испытывая любовь друг ко другу, должны стараться всячески укреплять свою душевную тесную связь. Таинством венчания образуется внутренний союз, содержащий в себе мир. Т.е. в этом союзе заложено основание мира, а сам союз является плодом любви. Такой любовью жили первозданные люди, Адам и Ева, когда Бог постоянно присутствовал рядом с ними, а сами они находились в постоянном общении с Богом. Согрешив, человек лишился этой любви и подобного союза. Однако Бог не покинул человека, но пришел и Своей любовью, соединился с человеком и в этом единении создал в людях все необходимое для воцарения мира.
Иисус Христос в Своей молитве к Отцу обращается со словами: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 27:20–21).
Принципом достижения единения является исполнение любви. Любовь проявляется в устремленности к тому, чтобы в конце концов достичь желанного союза. Если мы осуществляем это страстное желание для низких суетных мирских нужд, то растрачиваем Божий дар, и это уже не любовь. Как в свете нет тьмы, так и в любви нет места отрицательным проявлениям, следовательно, любовь стремится к добру, счастью, миру, искренности, в конце концов, ко всему тому, что дает нам положительный импульс, возвышая человека над низменными желаниями. В любви обитает Сам Бог и освящает ее Собой. Иисус сказал об этом предельном счастье единства так: «Отче Святой! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11), «И славу, которую Ты дал Мне, я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне; да будут совершенны во едино, и да узнает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною … да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них» (Ин. 17:22–24, 26).
Семья — это божественная любовь в миниатюре, становление которой Церковь основывает святым таинством Венчания (арм. псак). Этим таинством две далекие друг от друга личности, мужчина и женщина, получают божественное благословение, соединяются друг с другом таинственным образом, становятся одной плотью и, становясь на путь вечного совместного жития, по примеру Христа и Его Церкви, посвящают себя стараниям для преуспеяния в достижении царствия Божия, чтобы вместе с семьей войти в него.
Чин венчания в Армянской Апостольской Церкви в русском переводе
Иногда мы неверно воспринимаем таинство бракосочетания, глядя на него лишь плотскими глазами. Поэтому необходимо хорошо осознавать, что помимо телесной, брак, содержит в себе принцип духовной поддержки, основанный на любви.
Первая женщина была создана не только для продолжения рода, но Бог сказал:
«Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).
Бог дал человеку друга жизни, следовательно, любить друг друга не означает любоваться друг другом, а иметь супругам одну цель, вместе идти к ней, и на этом пути поддерживать и быть помощниками один другому.
Женам и мужьям необходимо помнить слова апостола Павла:
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5: 22-25)
Таинство венчания — теснейший союз из когда-либо заключаемых, который вообще могут установить два человека. Ни родственная, ни дружеская связь не может создать такую степень близости между двумя людьми.
Бог, сотворивший человека, его призвал так же к любви, фундаментальному и врожденному призванию всякого человека. Ибо человек создан по образу и подобию Бога, Который Сам есть Любовь. Поскольку Бог создал человека мужчиной и женщиной, их взаимная любовь становится образцом абсолютной и нерушимой любви, какой Бог любит человека. Она является благой, более того очень благой в очах Творца. Эта любовь благословенная Богом, предназначена плодоносить и воплощаться в общем деле сохранения творения: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28).
Священное Писание утверждает, что мужчина и женщина были созданы друг для друга: «Не хорошо быть человеку одному». Женщина, «плоть от плоти его», то есть его творение, равная ему самая близкая, дана ему Богом в качестве помощи, представляя таким образом Бога, Который есть «помощь наша». «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:18–25).
Сам Господь указывает на то, что это означает нерушимое единство двух жизней, напоминая каков был «в начале» Замысел Божий: «Так что они уже не двое, а одна плоть» (Мф. 19:6). Ни один человеческий союз не может сделать мужчину или женщину семьей для царствия Божия кроме супружества, которое святым таинством Церкви исполняется Божиим благословением и становятся частью Его царства.
На этом пути пары должны не только соблюдать внешние приличия, но и внутреннее достоинство — духовно. Бог есть любовь, и наше блаженство осуществляется единением с Богом в любви, следовательно, нет любви, нет блаженного союза там, где нет Божиего благословения. А единство ради наслаждения, вне любви и истины, не может быть частью осуществления Божиего царства в этом мире. Так что в супружестве не плотское должно быть целью, а духовное. Поэтому апостол Павел, говоря об истинной супружеской любви, подчеркивает большое значение брака: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32).
Церковь не настаивает на исключительно духовном характере семейного счастья, Она также признает и его мирскую составляющую, при этом отвергая рабское служение принципу «наслаждайся».
Таинство Венчания
«Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их и сказал:
посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одной плотью, так что уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф. 19:4–6).
Таинство Венчания было установлено Богом еще в Раю (Быт. 2:18,22–24).
В христианской Церкви во время таинства венчания мужчина и женщина молитвой и благословением священника объединяются с целью создания семьи и получают дар Святого Духа. Даром этим укрепляется единство их как нерушимого союза во все дни их совместной жизни, чтобы родили детей и воспитали их в христианском духе.
«Велика тайна» (Еф.5:32) этого заключенного на земле союза, поскольку христианское венчание и семья — миниатюрный образ великого и несказанного небесного таинства: нерушимого союза Господа нашего Иисуса Христа и Его Церкви. Как жених, оставив отца своего, идет к невесте, так и Иисус, оставив Отеческий Престол, пришел к Своей невесте, Церкви, и нерасторжимо соединился с ней.
Пример осуществления божественной этой любви — христианская семья, становление которой Церковь заверяет святым таинством Венчания. Таинством этим двое, мужчина и женщина, получают божественное благословение, таинственным образом соединяются друг с другом, становятся одной плотью и, становясь на путь вечного совместного жития, по примеру Христа и Его Церкви, посвящают себя стараниям для преуспеяния царства Божия.
На этом пути пары должны не только соблюдать внешнюю благопристойность, но и внутреннее благочестие. Так что в супружестве не должно преобладать плотское, но духовное. В частности, во время Венчания кольца, которые надевают на палец жениху и невесте, являются знаком нерушимости их союза, а горящие свечи — духовной радости и ниспосланного свыше дара. Венцы, возлагаемые на головы молодоженам, это знак их целомудрия, поскольку Венчание свято, и необходимо беречься прелюбодейных устремлений. Вино пьют в знак того, что и радости и горести совместной жизни испытывать будут вместе.
Условия супружества
В преддверии создания здоровой и крепкой семьи Церковь предлагает молодым парам рассмотреть следующие условия.
Одна из важнейших целей супружества — деторождение. Следовательно, для супружеской связи необходимо телесное здоровье. Исходя из соображений о здоровье, запрещается венчать женоненавистников, скопцов, а также тех, о ком известно, что они бесплодны.
Необходимы также зрелость и совершеннолетие как для физического и духовного здоровья нового поколения, так и для утверждения идеи любви и нравственности. При этом женщина должна быть зрелой (17 лет), а мужчина старше нее (20–25 лет). Важна также и родственная связь. В XIII веке Армянская Церковь установила, что женящиеся должны отстоять друг от друга на семь колен (сын отстоит от отца на одну ступень, одно колено, внук — на две, т.е. количество рождений между двумя лицами исчисляется ступенями или коленами; двое братьев или сестер отстоят друг от друга на два колена, муж и жена не разделены коленами, т.к. являются одним телом).
Церковь считает необходимым, чтобы парень и девушка, желающие вступить в брак, были крещены и миропомазаны. Церковь запрещает брак христианина (христианки) с инаковерующей (инаковерующим) за исключением того случая, когда она (он) примет христианство.
Основа взаимной любви — единоверие, поскольку духовный рост людей достигается верой. Мужчина дому глава, женщина — его сердце, так что голова и сердце по взаимному согласию связываются любовью и преданностью.
Необходимо, чтобы таинство Венчания совершалось священником в церкви, в присутствии свидетелей (арм. хачехбайр, кавор) и народа. Венчание, которое совершается тайно, считается недействительным. Венчание можно повторить, если один из супругов скончался. Церковь позволяет исполнять таинство Венчания лишь дважды: «Канон девственного венчания» и «Канон второго венчания». Третий брак непозволителен.
Венчать запрещено в следующие дни:
1. во все без исключения воскресные дни года,
2. по всем средам и пятницам (за исключением среды и пятницы между Новым Воскресеньем и Вознесением),
3. в дни поминовения усопших, следующие за каждым из пяти великих праздников,
4. в праздники Рождества, Наречения (или Обрезания) Господня, Сретения Господня, Благовещения и Вознесения,
5. во все дни Великого поста и первые восемь пасхальных дней,
6. во все пять дней каждого недельного поста: Передового, Преображенского, Успенского (Святой Богородицы), Воздвиженского, Рождественской Пятидесятницы и Рождественского.
Венчание можно совершать, когда запретный день клонится к вечеру, при условии, что следующий день не запретный.
Венчание нерасторжимо ни государственной, ни какой-либо иной человеческой властью: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Как невозможно разлучить Христа с Его Церковью, так невозможно и развести человека с его женой. Церковь, толкуя евангельские строки о супружестве (Мф.5:32, 19:3–10, Мк. 10:2–12, Лк. 16:18), совершает расторжение брака только по причине прелюбодеяния.
Условия расторжения брака
Армянская Церковь, считая законный брак нерушимым, тем не менее, разрешает развод, когда один из супругов:
1. совершил прелюбодеяние,
2. болен неизлечимой и заразной болезнью,
3. одержим либо помешан,
4. без вести отсутствует семь лет.
Венчание недействительно, когда
1. исполнено тайно,
2. исполнено насильно,
3. женящийся (выходящая замуж) имеет законную супругу (законного супруга).
Бесплодие не является причиной расторжения брака. Перемена вероисповедания также не причина для развода, но он позволителен, если есть случаи религиозного насилия.
Таинство Венчания совершается Церковью, чьей главой является католикос и лишь она, обладает властью расторгнуть брачный союз.
«Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 18–19).
Автор: Лукас Ваан Закарян
Перевод: Марианна Арзангулян
Таинство венчания
Три дела украшают меня и делают приятным Богу и людям.
Это братское единство, любовь ближних и согласие между мужем и женой.
Венчание – это таинство, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Брак есть одно из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных. Согласно Быт. 2:18, целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт. 1:22,28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт. 2:24).
О высоком значении брака свидетельствует то, что в Библии брачный союз символизирует отношение Бога к народу, Христа к Церкви (Ос; Еф. 5:22). Христос Спаситель подтверждает святость брака, установленную в Ветхом Завете (Мф. 19:3).
Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.
Молодожены, испытывая любовь друг к другу, должны стараться всячески укреплять свою духовную связь. Муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.
Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22-26).
Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.
Принципом достижения единения является исполнение любви. Любовь проявляется в устремленности к тому, чтобы в конце концов достичь желанного союза. Если мы осуществляем это страстное желание для низких, суетных, мирских нужд, то растрачиваем Божий дар, и это уже не любовь. Как в свете нет тьмы, так и в любви нет места отрицательным проявлениям, следовательно, любовь стремится к добру, счастью, миру, искренности, в конце концов ко всему тому, что дает нам положительный импульс, возвышая человека над низменными желаниями. В любви обитает Сам Бог и освящает ее Собой.
Семья – это божественная любовь в миниатюре, становление которой Церковь основывает святым таинством венчания. Этим таинством две далекие друг от друга личности, мужчина и женщина, получают божественное благословение, соединяются друг с другом таинственным образом, становятся одной плотью и, становясь на путь вечного совместного жития, по примеру Христа и Его Церкви посвящают себя стараниям для преуспеяния в достижении Царствия Божия, чтобы вместе с семьей войти в него.
Иногда мы неверно воспринимаем таинство бракосочетания, глядя на него лишь плотскими глазами. Поэтому необходимо хорошо осознавать, что помимо телесной брак содержит в себе принцип духовной поддержки, основанной на любви. Первая женщина была создана не только для продолжения рода, но Бог сказал: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Бог дал человеку друга жизни, следовательно, любить друг друга не означает любоваться друг другом, а иметь супругам одну цель, вместе идти к ней и на этом пути поддерживать и быть помощниками один другому.
Таинство венчания – теснейший союз из когда-либо заключаемых, который вообще могут установить два человека. Ни родственная, ни дружеская связь не может создать такую степень близости между двумя людьми.
Священное Писание утверждает, что мужчина и женщина были созданы друг для друга: «Не хорошо быть человеку одному». Женщина, «плоть от плоти его», т.е. его творение, равная ему, самая близкая, она дана ему Богом в качестве помощи, представляя таким образом Бога, который есть «помощь наша». «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:18-25).
Сам Господь указывает на то, что это означает нерушимое единство двух жизней, напоминая каков был «в начале» Замысел Божий: «Так что они уже не двое, а одна плоть» (Мф. 19:6).
На этом пути пары должны не только соблюдать внешнее приличие, но и внутреннее достоинство. Так что в супружестве не плотское должно быть целью, а духовное. Церковь не настаивает на исключительно духовном характере семейного счастья. Она также признает и его мирскую составляющую, при этом отвергая рабское служение принципу «наслаждайся».
В преддверии создания здоровой и крепкой семьи Церковь предлагает молодым парам рассмотреть следующие условия.
Одна из важнейших целей супружества – деторождение. Следовательно, для супружеской связи необходимо телесное здоровье.
Необходимы также зрелость и совершеннолетие как для физического и духовного здоровья нового поколения, так и для утверждения идеи любви и нравственности. При этом женщина должна быть зрелой (17 лет), а мужчина старше нее (20-25 лет). Важна также и родственная связь. В XIII в. Армянская церковь установила, что женящиеся должны отстоять друг от друга на семь колен (сын отстоит от отца на одну ступень, одно колено, внук – на две, т.е. количество рождений между двумя лицами исчисляется ступенями или коленами; двое братьев или сестер отстоят друг от друга на два колена, муж и жена не разделены коленами, т.к. являются одной плотью).
Церковь считает необходимым, чтобы парень и девушка, желающие вступить в брак, были крещены и миропомазаны. Церковь запрещает брак христианина (христианки) с инаковерующей (инаковерующим) за исключением того случая, когда она (он) примет христианство.
Основа взаимной любви – единоверие, поскольку духовный рост людей достигается верой. Мужчина дому глава, женщина – его сердце, так что голова и сердце по взаимному согласию связываются любовью и преданностью.
Необходимо, чтобы таинство венчания совершалось священником в церкви. Венчание, которое совершается тайно, считается недействительным. Церковь позволяет исполнять таинство венчания лишь дважды: «Канон девственного венчания» и «Канон второго венчания». Третий брак непозволителен.
Венчать запрещено в следующие дни:
1. во все без исключения воскресные дни года,
2. по всем средам и пятницам (за исключением среды и пятницы между Новым Воскресеньем и Вознесением),
3. в дни поминовения усопших, следующие за каждым из пяти великих праздников,
4. в праздники Рождества, Наречения (или Обрезания) Господня, Сретения Господня, Благовещения и Вознесения,
5. во все дни Великого поста и первые восемь пасхальных дней,
6. во все пять дней каждого недельного поста: Передового, Преображенского, Успенского (Святой Богородицы), Воздвиженского, Рождественской Пятидесятницы и Рождественского.
Венчание можно совершать, когда запретный день клонится к вечеру, но при условии, что следующий день не запретный.
Венчание нерасторжимо ни государственной, ни какой-либо иной человеческой властью: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Как невозможно разлучить Христа с Его Церковью, так невозможно и развести человека с его женой.
Условия расторжения брака
Армянская церковь, считая законный брак нерушимым, тем не менее разрешает развод, когда один из супругов:
1. совершил прелюбодеяние,
2. болен неизлечимой и заразной болезнью,
3. одержим либо помешан,
4. без вести отсутствует семь лет.
Венчание недействительно, когда
2. исполнено насильно,
3. женящийся (выходящая замуж) имеет законную супругу (законного супруга).
Бесплодие не является причиной расторжения брака. Перемена вероисповедания также не причина для развода, но он позволителен, если есть случаи религиозного насилия.
Таинство венчания совершается Церковью, чьей главой является католикос. И лишь она обладает властью расторгнуть брачный союз.
Брак в Армянской церкви по смерти одного из супругов или по законному разлучению может быть совершенным во второй раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на это. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй брак Церковь допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2 лет отлучения от евхаристии.
День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее лично, придя в храм.
Необходимо, чтобы таинство венчания совершалось в присутствии дружки (арм. «хачехбайр, кавор», крещенный в Армянской апостольской церкви) и народа.
Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Во время венчания кольца, которые надевают на палец жениху и невесте, являются знаком нерушимости их союза, а венцы, возлагаемые на головы молодоженам, – это знак их целомудрия, поскольку венчание свято, необходимо беречься прелюбодейных устремлений.
Две горящие свечи, приготовленные для таинства, знаменуют духовную радость и ниспосланный свыше дар.
Вино, принесенное венчающимися, пьют в знак того, что радости и горести совместной жизни они будут испытывать вместе.
О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ ВО ВРЕМЯ ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ
Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания таинства, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и алтарю. Всем приглашенным в храм на венчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах – женихе и невесте. Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящиеся в храме при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения таинства.