Что нужно для велопутешествия
Снаряжение для велопохода (минимально необходимый список)
Мы подобрали для вас чек-лист минимального набора снаряжения и инструментов для самостоятельного велопохода. Можете его распечатать и следовать по списку во время подготовки к путешествию
Вы собрались в велопоход, готовите велосипед и список необходимых вещей. Мы подготовили чек-лист вещей и снаряжения, без которых не стоит отправляться в путешествие на велосипеде.
В первую очередь, сам велосипед
Велосипед должен быть исправным и на ходу. Если вы купили байк недавно, то рекомендуется проехать на нем пару раз по 20-30 километров даже в черте города, чтобы выявить возможные недостатки или неисправности.
Ничего не должно скрипеть или стучать. При движении вы получаете удовольствие и вам ничего не мешает. Вы достаете до педалей, а сиденье не доставляет вам дискомфорта. Все это необходимо проверить до начала похода.
Велосумки или вело-рюкзак
Если поездка планируется не более, чем на неделю и маршрут путешествия пролегает через несколько городов, то постарайтесь обойтись минимумом вещей. Они должны поместиться в нарамные сумки и баулы. Если вы привыкли путешествовать с велорюкзаком – то отправляйтесь с ним.
Туристическое снаряжение
Приготовление пищи
Даже если вы не планируете ничего готовить, а питаться в кафешках или заниматься перекусами на ходу, то минимальный набор состоит:
Если выпланируете приготовление пищи на стоянках, то вам понадобятся:
5. Горелка и газ
6. Кастрюлька из аллюминия или титана
7. Зажигалка и спички
8. Крупы и консервы
Одежда
Здесь также можно обойтись минимальным набором. С учетом, что носки, футболку, трусы и джерси вы периодически стираете на привалах.
Дополнительно: можно взять сандали. В жарких странах будете катить только в них. В России и Европе одевать на привалах, чтобы отдохнули ноги.
Брать или не брать шлем решайте сами. В некоторых странах, перемещение на велосипеде без шлема наказывается штрафом.
Предметы личной гигиены
++ для девушек дополнительные предметы личной гигиены.
Если вы стартуете от порога дома, то все это берите сразу. Если вы начинаете путешествие в другом городе или страны, то все эти вещи, кроме аптечки можно купить недорого в любом хозяйственном магазине.
Инструменты и запасные части для ремонта
Для короткого путешествия на 1-2 дня нужны только:
1. Запасные камеры
2. Заплатки
3. Насос
4. Замок
5. Мультитул
6. Ключи, для разбортовки покрыщки
Для поездки на неделю или десять дней берите также:
7. Ключ на 15, для педалей
8. Запасные болтики и гаечки
9. Стяжки
10. Смазка
11. Фонарики спереди и сзади
12. Инструменты для ремонта цепи
13. Скотч (липкая лента)
14. Шлем
Для многодневного похода (две недели или месяц)
15. Тросики и обмотка для них
16. Запасные спицы
17. Инструмент для затяжки спиц
18. Плоскогубцы
Электроника, деньги и документы
Дополнительно можно взять:
10. GPS-треккер
11. Солнечная панель
Вот и все. В зависимости от длительности путешествия и от удаленности от цивилизации набор вещей может меняться.
Следите за новинками снаряжения и обзорами на новые модели. Прогресс не стоит на месте и вещи становятся все более компактными и легкими.
Сколько стоит велопоход выходного дня
Как спланировать маршрут и сэкономить на оборудовании
Я езжу в велопоходы по России десять лет.
В походах я ищу интересные достопримечательности и наслаждаюсь дорогой — проселочной, грунтовой или лесной. Обычно на таких мало машин, а вокруг — красивые пейзажи. Еще на велосипеде не так сильно устаешь, как пешком. С собой можно взять больше вещей: весь груз не на плечах, а на багажнике.
Что такое ПВД
ПВД в туризме — это поход выходного дня. Обычно в него отправляются с одной-двумя ночевками ради удовольствия, а не спортивных побед.
Я живу в Великом Новгороде и езжу в короткие походы по Новгородской и соседним областям. Обычно мой путь лежит вокруг озер, на водопады, к развалинам монастырей, по лесам и болотам. Например, в сентябре и мае 2018 года я проехал по одному маршруту в Новгородской области. Весной посмотрел полноводные водопады, а осенью изучил карстовое озеро Городно. Так называют озера, в которых вода внезапно исчезает, а потом возвращается снова.
Иногда я выбираюсь в походы в другие российские регионы: Московскую и Калининградскую области или Карелию. Расскажу дальше, как их организовать.
Когда ехать в велопоход
На мой взгляд, лучшее время для велопоходов на северо-западе — май и сентябрь. В это время не так жарко и мало туристов. Но в мае очень активны клещи и много воды после таяния снега. Если планируете поход весной, стройте маршрут вдали от крупных рек и болот. Еще советую закладывать дополнительные 2—3 часа на поиск места для ночлега или объезд размытых дорог.
Обычно на лед можно выходить с конца декабря по начало марта, когда его толщина больше 15 см. Но даже в это время нельзя быть уверенным, что лед полностью безопасен. В местах сброса теплых сточных вод или там, где сильное подводное течение, он бывает тонким — можно провалиться. Если вы новичок, поход по рекам и озерам не советую.
Информацию о том, можно ли находиться на льду, публикуют органы местной власти или МЧС. В разных регионах и даже районах одной области запрет выходить на лед может действовать в разные сроки.
В какой поход идти
Походы бывают цивилизованными и дикими. Вот чем они отличаются.
С цивилизованных походов стоит начать, если вы новичок. В них туристы останавливаются в кемпингах, на турбазах или в отелях. Маршруты прокладывают через поселки и города. Их можно легко сократить либо вовсе сойти с дистанции: сесть на электричку, автобус или вызвать такси. Дороги обычно хорошие, в том числе есть обустроенные велодорожки.
Дикие походы — это маршруты по глухим местам без магазинов, мобильной связи и по плохим дорогам. На таких маршрутах самые красивые достопримечательности, но много рисков. Дороги могут быть завалены деревьями или вовсе быть непроезжими для велосипеда. И можно внезапно оказаться посреди неизвестного леса в кромешной темноте.
Вариантов схода с таких маршрутов гораздо меньше. До крупных транспортных узлов далеко, а электричка может ходить только по выходным. В такие походы стоит отправляться только с опытными людьми или если вы сам опытный турист.
Мой кольцевой маршрут вокруг озера Городно, Новгородская область. 118 км по плохому асфальту и грунтовкам
Куда идти в поход
Чаще всего я составляю маршруты сам. Иногда ввожу в поисковики запросы «веломаршруты в Московской области» или «велоПВД в Липецке». Еще для поиска интересных мест есть специальные сайты с отчетами велотуристов: veloradar.ru, velodorozhka.pro, veloguide.ru, biketravelreports.ru, gpsies.com, velopiter.spb.ru, туристенок.ру.
Живописные велосипедные маршруты есть везде. Расскажу о тех, что подойдут для новичков.
Чтобы организовать поход в своем регионе, ищите маршруты в окрестностях небольших населенных пунктов или вблизи транспортных узлов — железнодорожных станций или автовокзалов. Большинство маршрутов в черте города обычно уже подробно описаны на сайтах. Один из популярных кольцевых маршрутов на 40—60 км в Москве — в Митине.
Из Москвы или Санкт-Петербурга удобно добираться в Великий Новгород и наоборот. На пути от Новгорода в сторону Шимска хороший асфальт и много достопримечательностей, которые легко посетить с велосипедом: Новгородский кремль, Юрьев монастырь, музей деревянного зодчества «Витославлицы», Перынский скит. Маршрут можно продлить на несколько дней, если поехать вдоль озера Ильмень до деревни Коростынь и Старой Руссы. Недалеко от Коростыни есть невероятный природный памятник — Ильменский глинт, где с высокого обрыва открывается великолепный вид на озеро.
В Калининградской области всюду старинные церкви, песчаные дюны, море и сосны. На «дикой» Балтийской косе можно в уединении наслаждаться морем, руинами аэродрома, военными укреплениями и дюнами. На Куршской косе, наоборот, все благоустроено: там идеальный асфальт и есть оборудованные стоянки, в том числе для ночлега с палатками. Неподалеку — пограничный переход. При наличии шенгенской или литовской визы можно прокатиться в другое государство.
Дороги и карты
При составлении плана начинающие велотуристы избегают популярных маршрутов, которые проходят вдоль трасс. Но иногда к ним стоит присмотреться. Например, в Карелии трассы не так загружены, а обочины широкие и ровные.
Грунтовки и полевые дороги, наоборот, непредсказуемы. На них может быть слишком много песка, грязи и ям. Заранее понять, какой будет дорога, сложно. Обычно я спрашиваю об этом у местных.
Дорогу вдали от больших городов лучше планировать в « Яндекс-картах ». На них отмечены особенности рельефа: возвышенности, заболоченные места, ручьи. « Гугл-карты » в российской глубинке практически бесполезны: большинство проселочных дорог на них отсутствуют.
Как составить GPS-треки
После разработки маршрута я создаю GPS-трек и загружаю его в смартфон или навигатор. Потеряться в походе слишком легко. По моему опыту, пропустить нужный поворот можно даже с треком.
Я создаю треки на бесплатном сайте GPSies.com. Это просто: нужно поставить точки вдоль дорог и соединить их между собой. У поворотов, достопримечательностей и других важных мест я оставляю описания точек. Так в пути будет проще ориентироваться.
После похода я корректирую трек: вношу информацию о состоянии дорог и местах фактических ночевок, чтобы в следующий раз было проще ехать. Еще такой трек всегда приятно кому-то рекомендовать:
Созданный трек я записываю на карту памяти в смартфоне с помощью программы «Геотрекер». У меня Андроид, но для Ай-ос такие программы тоже есть, например myTracks.
Если вы нашли чужой трек и хотите использовать его в походе, постарайтесь узнать, как давно он был записан. Например, при планировании маршрута по Карелии я задавал вопросы о состоянии дорог в лесах на форуме «Велопитера». Если такой информации нет, загрузите трек поверх актуальной карты через Google Earth или GPSies.com и проверьте актуальность маршрута.
Важно убедиться, что трек ведет по существующим дорогам и мостам. Некоторые маршруты могут быть проложены через временные переправы. Например, летом, осенью и зимой по мосту проехать можно, а весной, в половодье его смывает.
Даже после проверки трека нужно быть готовым к неожиданностям. В одном из походов мы шли по чужому треку и уперлись в перепаханное поле, тянувшееся до горизонта. Мы развернулись и решили двигаться по навигатору до ближайшего асфальта, который оказался дорогой на территории воинской части. Нам повезло: мы выехали оттуда без проблем.
Что учесть при составлении маршрута
В походе важно приехать к месту ночевки до наступления темноты. Это вопрос безопасности. Даже если велосипедист включил фонарь и надел одежду со светоотражающими элементами, есть риск попасть в ДТП: российские водители не всегда аккуратны на дорогах. Да и палаткой ночью заниматься некомфортно — можно не заметить гигантский муравейник и поставить палатку рядом с ним.
Чтобы грамотно спланировать маршрут, я учитываю среднюю скорость, длину светового дня, километраж и скорость ветра.
Заброска
Заброска — это способ добраться до точки старта с велосипедом и снаряжением. Выезжать из города на велосипеде не всегда удобно и небезопасно: часто на выезде широкие дороги с интенсивным движением, без велодорожек и тротуаров. Я всегда стараюсь пользоваться малозагруженными асфальтовыми или грунтовыми дорогами, даже если это удлинит маршрут.
Заброску можно организовать на машине, электричке или автобусе.
Автомобиль. Маршрут моего похода в мае 2018 года начинался и заканчивался в поселке городского типа Любытино — в 180 км от дома. Пришлось ехать на автомобиле. В Ладу Калину, хэтчбэк, со сложенным задним сиденьем поместилось два велосипеда со снятыми передними колесами 29″ и 26″ и два велорюкзака.
Ездить к началу маршрута на машине мне не нравится: нужно думать о парковке. Я переживаю за сохранность авто: не оставляю его в деревнях или на обочинах дорог, а ищу платную парковку при турбазах или гостиницах. Обычно за стоянку берут 100—200 Р в сутки.
Поезд. Если есть возможность добраться до точки старта поездом или электричкой, я всегда этим пользуюсь. Например, из Новгорода в Карелию ходит прямая «Ласточка». В ней везти велосипеды удобнее, чем в плацкартном вагоне: их можно поставить рядом с откидными сиденьями около туалета.
Связь
Когда маршрут готов, проверьте, есть ли на нем мобильная связь. Если она будет только на части маршрута, рекомендую уведомить об этом близких.
В месте последнего уверенного сигнала сотовой сети туристам советуют написать смс родным и опубликовать фото в соцсетях. Лучше, если это будет снимок, на котором виден турист, его одежда и снаряжение.
Если вдруг случится беда, такое фото понадобится родственникам при обращении в полицию и к спасателям.
Как выбрать велосипед
В велопоходы ездят и по асфальтовым велодорожкам, и по труднопроходимым лесам. Универсальной модели для туризма нет. Некоторые покупают велосипед по совету бывалых туристов и со временем меняют в нем все, кроме рамы: велосипед — вещь индивидуальная.
На мой взгляд, в велосипеде для походов важны несколько характеристик:
Такие велосипеды относятся к следующим классам: горный, туринг или гибрид. Подробно Т—Ж рассказывал о них в отдельной статье. Они стоят 22 000—75 000 Р в зависимости от бренда, материала рамы и уровня оснащения.
У меня Cube Attention SL. Я купил его за 43 000 Р в 2014 году. На нем можно быстро ездить по асфальту, грунтовкам, песчаным и каменистым дорогам. Дисковые тормоза не забиваются грязью и снегом, потому что диск и тормозная колодка находятся высоко от земли. Тридцать скоростей позволяют уверенно двигаться в тяжелых условиях — при затяжном подъеме или по мягкому грунту.
Оснащение велосипеда
Почти все велосипеды продаются без дополнительного оснащения. Багажник, крылья, фонари покупаются отдельно и могут стоить как половина байка. Некоторые производители сразу устанавливают багажник, крылья, подножку и фонари, но чаще всего в ущерб основному элементу велосипеда. В таком случае вилка, тормоза или система переключения скоростей у велосипеда будут проще, чем у похожей модели без заводских аксессуаров.
стоит минимальный набор для короткого велопохода с ночевкой
Велорюкзак. Мне хватило одной поездки с палаткой, водой и личными вещами на багажнике, чтобы решиться на покупку специального рюкзака — велоштанов. Такое название рюкзак получил из-за схожести с предметом одежды.
Велосумки рассчитаны на движение по велодорожкам с ровным покрытием. У них ненадежные пластиковые крепления к багажнику: часто они не выдерживают длительной езды по неровным дорогам и ломаются.
Насос, запасная камера и ремкомплект. Если прокололи колесо, лучше поставить новую камеру и продолжить маршрут, а проколотую заклеить на привале или вечером в лагере.
стоит мой насос с манометром
Р : пластиковые хомуты, набор для заклейки камеры, монтажки для съемки и установки покрышки, мультитул и заглушка тормоза. Она нужна для того, чтобы при снятом колесе случайное нажатие на рычаг тормоза не привело к заклиниванию тормозной колодки» loading=»lazy» >
Шлем. По правилам дорожного движения шлем для велосипедистов не требуется. Но я все равно всегда езжу в шлеме.
Крепление для смартфона или навигатора на руль. Когда проезжаешь нужный поворот и спускаешься с горы, цена ошибки — подъем в гору с груженым велосипедом. Чтобы ориентироваться в пути, я прикрепляю к рулю навигатор. Такие стоят 500—1500 Р и продаются в веломагазинах или на «Алиэкспрессе».
Держатель для бутылки на раму. При езде на велосипеде нужно пить, даже если не хочется. Вода необходима для образования физиологической жидкости, которая служит смазкой для коленного сустава.
Фонари для велосипеда. Водители на загородных трассах не ожидают встретить велосипедиста с баулом на багажнике, поэтому фонари, катафоты, светоотражающие полоски на одежде и рюкзаках при поездке на велосипеде обязательны.
Аксессуары для кемпинга
Горелка и посуда. Костер — слишком хлопотное занятие для похода выходного дня: нужно много сил и времени на розжиг и его поддержание. Я развожу костер только вечером для обогрева и атмосферы, а еду готовлю на газовой горелке.
Что нужно для велопохода
Если вы планируете велопутешествие, никуда не деться от сборов и подготовки.
>>Пять причин отправиться в велопутешествие
Можно взять с собой максимум вещей и через несколько дней пути понять, что пользуетесь только половиной. Или отправиться в дорогу налегке и стойко сносить тяготы спартанских условий быта путешественника.
>>Как выбрать маршрут для велопутешествия
Мы расскажем о том, с чего начать при подготовке к велопоходу. Итак, для того, чтобы выбраться из дома, вам непременно понадобятся:
1.Велосипед
Велосипед нужен исправный и с отверстиями для крепления багажника и крыльями. Как правило, это хардтейл (на велосипеде с задним амортизатором проблематично установить «выносливый» багажник). Дисковые тормоза или вибрейки – и то, и то годится. Главное, чтобы работали (стоит установить новые колодки). Исправные и настроенные переключатели скоростей, прямые колеса, не слишком стертые покрышки (под велосипедистом с избыточным весом в виде рюкзака покрышки изнашиваются быстрее, и, если вам кажется, что ваши «уже не очень, но ещё поездят», лучше заменить на новые).
Использовать в походе топовое и легкое гоночное оборудование и компоненты не лучшая идея. Сверхтонкие покрышки и камеры экономят секунды спортсменам в гонке, а туристу доставят лишние хлопоты по латанию проколов. Туда же карбоновые лапки переключателей, шатуны и обода – оставляйте дома, лучше и дешевле будет взять что-то «потолще и понадежнее».
Вам понадобится удобное седло! Пусть оно будет проигрывать в аэродинамике и весе своим гоночным сородичам, но будет комфортным для многочасовых перегонов.
>>Как подобрать седло на велосипед
2.Велосипедный багажник
А лучше два – на переднее колесо и заднюю часть велосипеда. Распределите вес равномерно. Это добавит байку стабильности и управляемости, а заднему колесу еще несколько тысяч километров жизни. Вешать всё назад тоже можно, подобрать багажник и рюкзак для такого варианта будет проще. При подборе учитывайте диаметр колеса, наличие отверстий для крепления на раме велосипеда, совместимость багажника с дисковыми тормозами и максимальный допустимый вес груза. В передней части багажник крепится к оси колеса под эксцентрик.
>>Как выбрать велосипедный багажник
3.Велорюкзак
Возить пожитки на плечах дело неблагодарное и болезненное для поясницы. Рюкзак-штаны, закрепленный на велосипеде, разгрузит спину и не будет доставлять дискомфорта при езде. Свои минусы у него есть – установка и снятие с багажника требуют времени (особенно увлекательны, если делать это в одиночку), а велосипед не так просто будет прислонить к высокому бордюру или дереву. Без хорошей подножки не обойтись.
>>Как выбрать велосипедную подножку
Рюкзак стоит подобрать из прочного материала, усиленный во внутренних частях «штанов», находящихся в непосредственной близости с колесом. Ткань может позиционироваться как непромокаемая, но в сильный ливень она будет течь. Запаситесь дождевиком для рюкзака.
В нижнюю часть рюкзака лучше складывать более тяжелые вещи, а объемные и легкие оставить наверху.
4.Туристическое снаряжение
Если вы планируете ночевать под открытым небом, то вам понадобятся палатка с тентом, туристический коврик (его еще называют «каремат») и спальный мешок. Спальник можно убрать в внутрь рюкзака, а палатку с ковриком прицепить снаружи.
Чтобы готовить себе еду, возьмите котелок, газовую или бензиновую горелку и топливо к ней. Одного литрового котелка вполне достаточно для одного-двух человек.
Уже посчитали, во сколько всё это обойдется, и решили, что лучше остаться дома? Туристическое снаряжение можно поискать у друзей, знакомых и родственников или одолжить в местном турклубе. Или взять в аренду, такая возможность есть сейчас во многих городах.
5.И кое-что еще
Если всё вышеперечисленное вы раздобыли, дело осталось за малым:
Дополнительные сумки на велосипед будут большим плюсом. Для документов, денег, телефона и фотоаппарата удобно использовать отстегивающуюся сумку на руль, а ремнабор можно возить в подрамной сумке.
Флягодержатели с флягами или гидропак для воды и изотоника.
И самое главное, без чего путешествие не сможет состояться – желание и жажда странствий! Видео как раз об этом:)
Список вещей для велопутешествия
В сегодняшней заметке я решил составить свой список вещей, которые я беру в велопоход. Подчеркиваю — это лично мой опыт (а я, как известно, не испытываю большой любви к подготовке), поэтому совсем не факт, что его нужно перенимать. 🙂
Речь я, как всегда, веду о диких велопоходах — никаких гостиниц, ресторанов и вообще, минимум контактов с цивилизацией.
Всё с собой, полная самодостаточность. Время года — лето, место действия — европейская часть материка Евразия.
Я начинаю с того, что составляю подробный список того, что мне хочется взять с собой. После этого происходит процесс взвешивания при помощи электронного безмена, в результате чего выбрасываются не слишком важные вещи, пока общий вес не станет
15 кг (с учетом сумок).
15 кг — это лишь психологический предел, в идеале нужно влезть в меньший вес. Нужно помнить, что кроме самого багажа у вас в пути будет еще вода и еда, которая тоже потянет на 4-6 кг.
К сожалению, мои выкладки с промеренными весами каждой вещи вплоть до мелочевки куда-то потерялись, поэтому придется без цифр. Начинаю список с самого насущного — инструмента.
Инструмент
Аксессуары
Одежда
Электроника
Посуда
Разное
Вот и всё! Может быть, я упустил в списке какую-то мелочь, но это не принципиально. Как видите, не так и много всего, но с этим уже вполне можно отправляться в велопутешествие.
Возможно, что-то еще понадобится в дороге, но это можно докупить/забить. Я придерживаюсь того мнения, что лучше выйти в путь без излишеств, чем таскать с собой лишний вес весь поход.
Расскажите, что у вас в сумках, что посоветуете убрать/добавить. И вообще, вопрос ко всем, кто с опытом и без оного: что думаете, лучше иметь с собой больше вещей для комфорта или обходиться минимумом?
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Читать также:
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Ага, неплохая подборочка.
Забыл про аптечку (без нее никуда).
Нормальная такая подборочка, а где «мыльно-рыльные» принадлежности? Без куска мыла и губки для обтирания в «диком» походе ну никак 🙂
Алекс, мыльные принадлежности — это я уже не стал упоминать.
Есть аптечка, вот она в тексте:
Монтажки
Насос
Моргалка (задняя и передняя)
Фара (опционально)
Аптечка + крем от загара
Хлыст лишний, достаточно самой цепи. Кассету приходится снимать не так часто, а если лопнувших спиц не было, то вообще не придется. Значит лишний вес
Abysmal, тогда можно по этому принципе много чего выкинуть из списка. 🙂 Лично у меня спицы часто вылетают, мне обязательно хлыст нужен.
Я же написал в заметке, что список мой, для другого он может не подойти.
Насчет цепи — я не беру. Мои маршруты асфальтовые, в таких тепличных условиях мне одной цепи и кассеты очень надолго хватает. Прошлый комплект прошел больше 10 тысяч (правда из-за этого средняя звезда системы убилась).
А вторая цепь в данном случае излишество, если путешествие будет по дальности более 1тыс км?