Что нужно для открытия винного магазина
Как из одного бара с тремя столами создать компанию с выручкой 500 млн рублей? Бизнес-план сети «Винный базар»
Forbes продолжает постоянную рубрику «Бизнес-план», в рамках которой мы раскладываем «на атомы» работу успешных компаний из разных сфер бизнеса. Мы берем за основу строгую форму реального делового документа и оживляем ее историями наших героев-предпринимателей, которые с нуля построили успешный бизнес. В каждом пункте есть два временных пласта: «тогда» — положение дел на момент запуска бизнеса, и «сейчас» — советы героев о том, какую стратегию выбрать в нынешних условиях. Первый текст в формате бизнес-плана можно прочитать здесь.
Вторым автором «Бизнес-плана» стала сеть винных баров «Винный базар». Ее основательница Евгения Качалова в 2014 году открыла на Комсомольском проспекте помещение с тремя столами, за которыми проходили экспресс-дегустации вина и сыра. Бывший исполнительный директор винного бутика Vinissimo, Качалова думала, что формат «пришел-попробовал-купил» выстрелит, но посетители не хотели уходить из бара и оккупировали столы на долгие часы. Тогда она сменила формат, добавила посадочных мест, наняла шеф-повара и стала развивать концепцию демократичного бара с недорогим вином и профессиональными кавистами. Сегодня ее компания Bazar Family насчитывает 9 заведений, среди которых несколько классических винных баров, бар с танцами и гастробар «Игристый». Оборот сети в еще не завершившемся 2019 году превысил 500 млн рублей.
Цели и задачи бизнеса
Анализ идеи
— В 2014 году проект задумывался как винотека — я пять лет работала исполнительным директором в винном бутике Vinissimo и хорошо знала всю «кухню». Идея заключалась в создании уютного демократичного места, куда людям было бы приятно зайти в любое время, выпить бокал вина и купить бутылку или несколько, которые клиент забирает с собой. Поэтому мы ограничились всего тремя небольшими столами на площади в 100 кв. м на Комсомольском проспекте и минимальным набором закусок к вину (в набор вошли сыры, оливки, вяленые томаты), а все вино разместили на высоких стеллажах в зале и написали цены прямо на бутылках. Гости могли все рассмотреть и сами выбрать вино из ассортимента или обратиться к кависту за советом.
Но в таком формате проект работал недолго. Мы стали замечать, что людям интересно проводить у нас время за беседами и бокалом вина и что они с удовольствием остались бы у нас, например, на ужин. Мы занялись полноценным оборудованием кухни и поиском шеф-повара, создали более основательное меню, три стола переросли в 14 (помещение осталось то же, просто расставили все по-умному). Так винотека стала еще и винным баром, сохранив при этом демократичные цены на вино (800 рублей за бутылку вместо 2-3 тысяч рублей в ресторанах), фишку с отсутствием винной карты и красивыми высокими стеллажами с вином.
Мы стали первым демократичным винным баром и также одними из первых, кто подавал вино не как чопорную историю, а как casual-формат, уютный, шумный, веселый, с общительными и приветливыми сотрудниками в зале, с дегустациями, баттлами и т. д.
— Мы превратились в ресторанную группу Bazar Family, куда входят девять проектов: сеть из семи «Винных базаров», бар «Танцы food&people» и гастробар «Игристый». В начале 2020 года готовим к открытию новый проект на Сретенке, в нем акцент будет сделан на еду, но и без вина, конечно, не обойдется. Мы сильно выросли и планируем расширяться дальше — открывать совсем новые проекты и открыть еще пять «Винных базаров» в наступающем году.
Сейчас мы уже не являемся самым демократичным баром: поставщики поднимают цены, новые конкуренты, которые часто открываются при виноторговых компаниях, имеют возможность демпинговать (если раньше самая дешевая бутылка вина у нас стоила 800 рублей, то сейчас — 1200). Но мы по-прежнему даем доступные средние цены — от 1200 до 12 000 рублей за бутылку, от 280 до 550 рублей за бокал, развиваем винную культуру, придумываем новые концепции и мероприятия.
Цель деятельности (чего вы хотите достичь)
— Целью было сделать вино доступным. Раньше в столичных ресторанах всегда была высокая наценка на вино, и гости считали, что хорошее вино обязательно должно дорого стоить. Появление демократичных винных форматов оказалось невероятно востребовано — в Москве сейчас работает больше 300 винных баров, постоянно открываются новые (впрочем, и закрываются такие заведения тоже). Мы хотели создать винное место, где много смеха и нет никаких правил, дресс-кода и т. д., куда гости могут зайти в футболке и джинсах и чувствовать себя комфортно. Самая дешевая бутылка вина на тот момент у нас стоила в 2-3 раза ниже, чем в классических ресторанах.
— Сейчас мы задались более глобальной целью — хотим развивать не только винную, но и гастрономическую культуру, побуждать гостей пробовать новое, развивать вкусовые рецепторы. Например, мы придумали игру «Гастромафия», где гости пробуют блюда с завязанными глазами и должны отгадать ингредиенты. Все проходит в очень динамичном и интересном формате — участники шутят, спорят, путают друг друга.
Отдельным пунктом в развитии компании стоит развитие комьюнити вокруг проектов.
Еще одна цель — всестороннее развитие сотрудников. С самого начала мы привлекали не просто официантов, а людей, способных учиться и развиваться, тех, кто хочет добиться чего-то в этой жизни. Каждый сотрудник находится на одном уровне с гостем. С самого начала из-за этого были выше зарплаты.
Мы вкладываемся в сотрудников — у компании есть свой учебный центр и образовательная программа. Есть курсы по вину, программы для управленцев, кавистов, администраторов, по развитию маркетинговых навыков, приглашаются сторонние коучи. Еще мы помогаем сотрудникам развивать творческое начало — например, сотрудник-диджей имеет возможность играть в баре, человек, увлекающийся танцами, поставил танец для поздравления гостей с днем рождения, девушка, занимающаяся вокалом, поет в заведении.
Прибыльный бизнес: открываем винный магазин
Вино считается одним из самых благородных алкогольных напитков. Хорошее вино – это маленькая роскошь, которую может себе позволить практически любой человек, говорят итальянцы. При этом вино входит в число наиболее популярных спиртных напитков. И с каждым годом количество его любителей по всему миру увеличивается в разы. Таким образом, дело, связанное с продажей вина, может стать очень прибыльным. Однако открыть свой винный магазин не так просто, как кажется на первый взгляд.
По мнению опытных предпринимателей, существует три главных условия успешного ведения бизнеса в сфере розничной торговли: ассортимент, качество продаваемой продукции и уровень обслуживания. Эти три простых правила успеха верны и в отношении винного магазина. Очевидно, что чем шире ассортимент специализированного магазина, тем лучше. Если вы собираетесь специализироваться исключительно на винах, то будьте готовы обеспечить несколько сотен наименований различных вин из разных стран мира. В данном случае речь не идет о небольшом фирменном магазине, где представлена продукцию одного производителя. Широкий ассортиментный ряд станет одним из ваших главных конкурентных преимуществ. Главное, не копировать ассортимент других винных магазинов в вашем городе. Совпадение ассортимента не должно превышать 30 % от общего количества наименований вин.
Однако не менее важно и высокое качество. Если вы заявляете о себе как об эксперте по винам, держите марку: следите за тем, чтобы в вашем магазине был представлен лишь лучший товар международного качества.
Что касается уровня обслуживания, то какие бы хороший, качественные и уникальные вина вы ни продавали, без опытных специалистов, которые могут проконсультировать покупателей по любому вопросу, касающегося того или иного сорта, требований к хранению, особенности употребления и пр., вам не обойтись. Можно найти уже готовых профессиональных продавцов-консультантов или же обучить их с нуля всем премудростям. Крупные компании отправляют своих сотрудников на курсы сомелье. Это обучение достаточно продолжительное и дорогостоящее, поэтому для обычного винного магазина такой вариант вряд ли подойдет. А вот если вы думаете о концепции «винного бутика», то такие расходы будут вполне оправданы.
Составляем бизнес-план винного магазина
Начинать работу по открытию собственного магазина необходимо с составления подробного бизнес-плана. Бизнес-план потребуется и в том случае, если вы не планируете брать заемные средства на развитие бизнеса. Впрочем, вряд ли вам удастся обойтись исключительно собственными сбережениями. Как и любой бизнес, связанный с алкогольной продукцией, винный магазин – затратное предприятие, требующее немалых вложений.
Не экономьте на услугах маркетологов. Закажите маркетинговое исследование, прежде чем приступать к поиску помещения под магазин. Изучите деятельность ваших прямых и косвенных конкурентов, определитесь с ассортиментом и ценовой категорией. Вы можете открыть небольшой магазинчик с качественными, но недорогими винами, либо настоящий винный бутик с дополнительными услугами. Все зависит от спроса, конкуренции и, разумеется, капитала, которым вы располагаете. Небольшой магазин рекомендуется открывать в густонаселенном районе с хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Это может быть и спальный район, однако сам магазин должен располагаться не во дворах, где его смогут увидеть лишь жители расположенных поблизости домов, а на оживленной улице. Привлекательная отделка фасада, большие витрины с хорошим освещением, подходящий дизайн интерьера и бросающаяся в глаза вывеска сами по себе станут отличной рекламой и привлекут покупателей. Бутик элитных сортов вин лучше всего открывать в центре города. Но и в том, и в другом случае необходимо строго соблюдать требования, предъявляемые к расположению магазинов алкогольной продукции.
Требования к стационарным торговым объектам по продаже алкоголя
В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», организации, осуществляющие розничную продажу любой алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) на территории города, должны иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, а также контрольно-кассовую технику. К магазинам в сельских поселениях требования скромнее. Согласно абз. 2 п. 6 ст. 16 данного закона в этом случае в собственности в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, должны быть стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 кв. м, а также контрольно-кассовая техника, если иное не установлено федеральным законом.
Все эти требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Росалкогольрегулированием. Несоответствие заявителя требованиям, установленным в том числе ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, является основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (пп. 6 п. 9 ст. 19 данного закона).
Впрочем, закон предъявляет требования не только к расположению и площади магазина алкогольной продукции, но и к сроку действия договора его аренды. Как минимум он должен быть определен, иначе соискателю откажут в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (п. 12 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04). Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).
Итак, предприятия общественного питания, желающие получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны выполнять требования, установленные п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ для стационарных торговых объектов: в отношении площади, состава необходимых помещений, срока действия договора аренды и его регистрации. Как показывает опыт других предпринимателей, с получением или продлением лицензии может возникнуть проблема в том случае, если:
у заявителя имеются только стационарные торговые объекты и отсутствуют складские помещения;
стационарный торговый объект (торговый зал) и складское помещение расположены в разных местах здания с разными входами;
площадь стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью менее 50 кв. м – в городских поселениях (менее 25 кв. м – в сельских поселениях);
в договоре аренды стационарного торгового объекта не определен его срок;
договор аренды не прошел государственную регистрацию.
Все вероятные препятствия для получения лицензии на продажу алкогольной продукции желательно предотвратить или устранить до подачи документов. Так как при подаче в лицензирующий орган нового заявления о предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, если ранее было отказано в ее выдаче, придется повторно уплатить государственную пошлину (Письмо Минфина РФ от 27.03.2013 № 03-05-06-03/9655). По любым возникающим вопросам обращайтесь в торговый отдел вашей городской администрации. Местные органы власти в том или ином регионе могут по-разному трактовать требования закона и нередко принимают положения, которые по факту существенно различаются между собой по многим пунктам.
Требования к организации хранения винной продукции
Довольно жесткие требования предъявляются не только к площади магазина и склада, но и к обустройству последнего. Вся алкогольная продукция должна храниться в стационарных конструктивно обособленных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции, которые соответствуют следующим требованиям:
располагаются в зданиях (сооружениях), соответствующих требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5);
изолированы от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками) высотой от пола до потолка складского помещения;
оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим способом побуждения;
обеспечены центральным отоплением, либо оборудованы индивидуальными теплогенераторами, которые имеют сертификат на соответствие требованиям безопасности и разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти на применение их на территории Российской Федерации;
оборудованы измерительными приборами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции (гигрометрами-термометрами, гигрометрами психрометрическими, психрометрами, термометрами, иными измерительными приборами, позволяющими обеспечить контроль температуры и влажности в складском помещении). Исправность таких приборов должна быть подтверждена соответствующими отметками о поверке средств измерений в паспортах на приборы. В случае если складское помещение состоит из смежных помещений, указанные приборы должны находиться в каждом таком помещении;
оборудованы стеллажами и (или) поддонами высотой не менее 15 см от пола, расположенными на расстоянии не менее 1 м от систем отопления, водопроводных и канализационных труб;
оборудованы светильниками, имеющими защитные плафоны для предотвращения повреждения ламп светильников;
оконные проемы (при их наличии) оборудованы защитными устройствами (жалюзи, карнизами, иными защитными приспособлениями) для защиты от облучения поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами;
имеют расположение строительных конструкций, которое соответствует проектной документации на здание (сооружение);
имеют систему обеспечения пожарной безопасности, в том числе оборудованы пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения. В случае если складское помещение не имеет внутреннего противопожарного водопровода и автоматических установок пожаротушения, либо здание складского помещения удалено на расстояние более 100 м от наружных пожарных источников воды, помещение должно быть оборудовано пожарным щитом.
На площади складского помещения не допускается:
хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару;
размещение на одном поддоне разных видов продукции;
размещение продукции, не обеспечивающее свободный подход к хранящейся продукции.
Хранение продукции в зависимости от ее видов должно осуществляться с соблюдением определенных условий, касающихся температурного режима и влажности воздуха:
коньяков российских и бренди – при температуре от 5°C до 25°C и относительной влажности воздуха не выше 85%;
спиртных напитков – при температуре от 10°C до 25°C и относительной влажности воздуха не выше 85%;
вин и вин натуральных – при температуре от 5°C до 20°C и относительной влажности воздуха не более 85%;
винных напитков – при температуре от 5°C до 20°C и относительной влажности воздуха не выше 85%;
шампанских, игристых и газированных вин – при температуре от 5°C до 20 °C и относительной влажности не более 85%;
шампанского «Советское» – при температуре от 8°C до 16°C и относительной влажности воздуха не выше 85%;
коктейлей винных – при температуре от 0°C до 20°C и относительной влажности воздуха не выше 85%.
Получение лицензии на розничную торговлю вином
Обратите внимание: получить лицензию на розничную торговлю алкоголем может только юридическое лицо (ООО, ОАО, ЗАО и т. д.). Индивидуальный предприниматель таким правом не обладает.
Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции необходимо предоставить в соответствующее ведомство (в разных городах оно может называться по-разному) следующие документы:
заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы организации, места ее нахождения, адреса ее электронной почты, по которому департамент осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), срока, на который оформляется лицензия;
копии учредительных документов (если копии документов не заверены нотариусом, то нужно будет предъявить оригиналы);
копию документа о государственной регистрации организации. В случае если указанный документ не представлен заявителем, уполномоченное ведомства получает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц, по межведомственному запросу от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
копию документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, департамент получает сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет по межведомственному запросу от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;
документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда);
документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
После принятия документов проводится их тщательная экспертиза. Срок ее проведения составляет 30 дней, после чего принимается решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии. Правда, иногда может потребоваться проведение дополнительной экспертизы, что увеличивает сроки рассмотрения, но не более чем на 30 дней.
Лицензия выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет.
Срок действия лицензии продлевается по просьбе организации на основании представляемых ею заявления в письменной форме о продлении срока действия и копии документа об уплате государственной пошлины, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу ведомства сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный организацией (но не более чем на пять лет).
В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия лицензии ведомство рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении организации, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
Переоформление лицензии в случае реорганизации организации осуществляется в порядке, установленном для ее получения, по заявлению организации или ее правопреемника. В случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления розничной продажи алкогольной продукции, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии.
За предоставление лицензии, продление срока действия такой лицензии и ее переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Государственная пошлина за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции составляет 60 тысяч рублей за каждый год срока действия лицензии.
Правила получения лицензии и размер пошлин могут изменяться в зависимости от региона. Поэтому уточните порядок оформления лицензии в Администрации вашего города.
Обратите внимания: одновременно с получением лицензии вам нужно будет также оформить санитарно-эпидемиологическое заключение, оформление противопожарной службы, договор на вывоз мусора и утилизацию люминесцентных ламп.
Итак, помещение под винный магазин найдено, документы на рассмотрении, и пришла пора заняться оформлением вашего бутика. Дизайном интерьера такого магазина должен заниматься специалист. Обратитесь за помощью к дизайнеру, который специализируется на интерьере торговых заведений. Значение имеет не только выбор цветовой гаммы (как правило, чаще всего используются бежевые и коричневые тона с преобладанием натуральных материалов – дерева и камня), но и, прежде всего, грамотное зонирование пространства.
Вам потребуется специальное торговое оборудование – так называемые винные стеллажи. Как правило, они бывают пристенными. С одной стороны, это позволяет сэкономить площадь, оставив место для прохода покупателей. С другой стороны, стеклянные бутылки с вином имеют немалый вес, но при этом относятся к хрупкой продукции, поэтому размещение стеллажей у стен позволяет снизить риск их случайного опрокидывания. Лишь в крупных супермаркетах, где предполагается самообслуживание, алкогольная продукция размещается на островных стеллажах.
Стеллаж для вина должен быть оптимальной высоты и ширины – достаточно устойчивый, чтобы не опрокинуться, и при этом не слишком громоздкий. При выборе стеллажа поставьте себя на место покупателя. Может ли он беспрепятственно рассмотреть товар, не придется ли ему слишком наклоняться или тянуться за заинтересовавшей бутылкой?
Отдавайте предпочтение стеллажам с небольшой глубиной и шириной полки, особенно если на них будут выложены дорогие сорта вин. В этом случае вы сможете выложить каждую бутылку отдельно, а не «вповалку». Оптимальное количество полок – не более пяти. При этом придерживаются следующего правила: нижние полки винного стеллажа используются в качестве накопителей или же на них выкладываются более дешевые сорта вин.
Наконец, обратите внимание на материал, из которого изготовлены стеллажи. Он должен соответствовать интерьеру помещения. Лучше всего смотрятся стеллажи из дерева и стекла с подсветкой, которая помогает выделить товар.
Реклама и перспективы развития
Определите целевую аудиторию вашего магазина. По статистике наибольшим спросом качественное вино пользуется среди людей среднего и старше среднего возраста с высоким уровнем дохода. С прицелом на эту аудиторию выбираются и средства рекламы. Это может быть как радио- или телевизионная реклама, так и реклама в печатных изданиях (в основном, дорогих глянцевых журналах), наружная реклама, реклама в интернете и пр. Расходы на рекламу составляют около 20-25 % от общих затрат.
Если ваш бизнес окажется успешным, то можно будет задуматься о создании полноценного клуба для любителей и ценителей качественного вина, а в дальнейшем, возможно, даже о создании школы сомелье на базе этого клуба. Кто-то проводит «винные туры» по самым известным винодельням в мире, а кто-то занимается поставками редких вин под заказ. Еще один вариант – продажа франшиз на открытие винных магазинов под вашим брендом.