Что нужно для открытия ип по грузоперевозкам
Бизнес план грузоперевозки
Что делает обычный мужчина с правами, если ему не хватает денег? Правильно – таксует! Спрос на услуги такси есть почти всегда и везде. Примерно так же думают предприниматели, начинающие бизнес на грузоперевозках.
Однако, как показывает опыт, 10-15% небольших компаний по перевозке каждый год прекращают свою деятельность. В качестве причин своего провала разорившиеся грузоперевозчики называют жесткую конкуренцию (в том числе грязную), нестабильный спрос, высокие эксплуатационные затраты. Между тем, грамотный бизнес план собственной грузоперевозки может нивелировать любые риски.
Перевозка грузов: обзор рынка услуг по грузоперевозкам
Эксперты утверждают, что в 2019 году положительный тренд, скорее всего, сохранится. Но даже в этих условиях запуск малого бизнеса и перевозка тяжёлых грузов будет напоминать ледяной душ. Конечно, придется забыть о грузовиках-иномарках и сосредоточится на конкурентной борьбе с “коллегами по цеху”.
«Не мечтайте о больших доходах и малом сроке окупаемости перевозки грузов, — считает Игорь Малюгин, эксперт по бизнес планам. – В то же время доход будет. Хозяин фирмы с 2 «Газелями» может рассчитывать на заработок в пределах 2-2.5 средних зарплат в регионе. Конечно, если будет вертеться, как белка в колесе».
Как открыть свой фирму по грузоперевозкам: пошаговая инструкция
Приведем краткий план действий, как открыть с нуля свою небольшую транспортную компанию:
Что нужно, чтобы открыть бизнес на грузоперевозках?
Прежде чем начать дело, нужно решить, какие перевозки осуществлять. Если рассчитывает на небольшие объемы, то для этого выбирают форму предпринимательской деятельности – ИП. Сделать это просто — придите в местную налоговую инспекцию и выполните ряд легких письменных процедур.
Конечно, можно зарегистрировать Общество с Ограниченной Ответственностью, но общая величина налогов будет неподъёмной для начинающего бизнесмена. Такая форма необходима для работы с крупными заказчиками, так как учитывает НДС (этот налог индивидуальные предприниматели не плятят). Крупный бизнес просто не пойдёт на заключение договоров с «индивидуалами».
Вести бизнес на грузоперевозках “в черную” — то есть без регистрации — просто опасно. При сегодняшнем уровне контроля леваки-грузоперевозчики быстро попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Персонал
Следующий шаг бизнес плана – подбор персонала для перевозки грузов. Искать персонал для грузоперевозок нужно параллельно с автотранспортом.
“Техника не только дорогая, но и небезопасная. Перевозка связана с имущественной ответственностью и ценой груза. Так что к найму шоферов стоит подойти ответственно”, — советует бизнесмен Илья Комолов.
Бизнес план грузоперевозки Ильи предполагает, что для начала хватит и пары водителей. С каждым из них необходимо заключить договор о материальной собственности. Наверняка потребуются грузчики. Их не обязательно брать в штат — достаточно иметь контактные телефоны людей, готовых по первому звонку прийти на работу. Функции диспетчера тоже лучше взять на себя хозяину фирму. Или отдать на аутсорсинг.
Приведем ежемесячные зарплаты на персонал по бизнес плану:
Открываем ИП для грузоперевозок
Для формирования документов на регистрацию ИП вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом непосредственно на нашем сайте. С его помощью вы сможете оформить пакет документов, соответствующий всем требованиям по заполнению и законодательству РФ.
Чтобы начать бизнес по перевозке грузов, нет необходимости регистрировать организацию. Вполне достаточно получить статус индивидуального предпринимателя. Узнайте, как открыть ИП для грузоперевозок и выбрать оптимальную налоговую систему.
Процедура оформления
Стать предпринимателем сегодня очень просто — это не потребует больших финансовых расходов и временных затрат. Процесс регистрации практически не зависит от выбранной сферы деятельности. Все происходит в несколько этапов.
Шаг 1. Подготовка
Прежде чем открыть ИП для деятельности по грузоперевозкам, нужно определить свой регистрирующий орган. Не каждая инспекция оформляет предпринимателей и фирмы. Чтобы не ошибиться с выбором, рекомендуем воспользоваться специальным сервисом ФНС.
Далее надо подобрать коды видов деятельности (ОКВЭД). Для услуг по грузоперевозкам подходит код 49.41. При желании можно добавить дополнительные коды.
Шаг 2. Оплата госпошлины
Сумма госпошлины за регистрацию ИП — 800 рублей. Чтобы сформировать квитанцию на оплату, можно воспользоваться сервисом налоговой службы.
Государство взимает плату за то, что специалисты ФНС рассматривают документы будущего предпринимателя. Однако платить пошлину нужно только в том случае, если они подаются в бумажном виде. Поэтому перед тем, как открыть ИП на услуги грузоперевозки, лучше определить конкретный способ регистрации:
Шаг 3. Заявление на регистрацию ИП
Заявление подается по форме Р21001, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Его заполнение не представляет большой сложности, нужно лишь внести все личные данные предпринимателя и выбранные ранее коды видов деятельности. Особое внимание следует уделить двум моментам:
Шаг 4. Поход к нотариусу
Если будущий предприниматель подает документы на регистрацию лично или направляет их в электронной форме с ЭЦП, то этот шаг можно пропустить.
Если документы подаются почтой или с представителем, подпись на форме Р21001 удостоверяется нотариусом.
Шаг 5. Формирование комплекта документов
Состав комплекта будет зависеть от того, каким образом будут поданы документы. Если лично в ФНС или МФЦ, то понадобится:
При направлении комплекта почтой понадобится еще и нотариально заверенная копия паспорта. Если документы будут направлены с представителем, то ко всему перечисленному нужно добавить нотариальную доверенность. Ее, как и копию паспорта, можно оформить у нотариуса в то же посещение, когда будет удостоверяться подпись на заявлении.
Шаг 6. Регистрация в ИФНС
Готовый пакет документов передается в ИФНС или МФЦ. На четвертый рабочий день после их приема налоговый орган направляет результат регистрации. Предприниматель получит его на адрес электронной почты. Вариантов может быть два:
Причины отказа бывают разные, но обычно это связано с оформлением заявления или недочетами в иных документах. В таком случае можно будет в течение 3 месяцев подать на регистрацию повторно, исправив все ошибки. Уплачивать госпошлину еще раз не требуется. Но исправиться можно будет только один раз, за третью попытку регистрации вновь придется платить.
Итак, мы рассмотрели, что нужно обдумать и сделать для открытия ИП по грузоперевозкам. Теперь уделим внимание особо важному моменту — выбору налоговой системы. В идеале это надо сделать заранее. Налоговая нагрузка на разных режимах очень различается, и прибыль от бизнеса не в последнюю очередь будет зависеть от налогов. Но сначала надо определить, какие расходы потребует будущий бизнес.
Какие затраты предстоят в вашем бизнесе
Для грузоперевозок подходят несколько систем налогообложения, но какая из них более выгодна? Это надо просчитать исходя из условий бизнеса. Но прежде о том, какие основные статьи затрат ожидают при грузоперевозках. Вот их список:
В современных экономических условиях считается хорошим результатом, если отношение прибыли к выручке составляет 15-20%. Для расчета будем ориентироваться на нижний порог — 15%. То есть примем за данность, что доля расходов составит примерно 85% от выручки. Но эта цифра условна, ее точное значение будет зависеть от множества факторов.
В частности, перед тем как открыть ИП для грузоперевозок и выбрать налоговый режим, нужно понимать, на своей машине будет осуществляться работа или авто будет куплено, взято в аренду либо в лизинг. От этого во многом будут зависеть затраты.
Данные для расчета налоговой нагрузки
Предприниматель Никитин Иван Иванович из города Пушкино Московской области решил заняться услугами по перевозке грузов. У него 2 автомобиля и 1 наемный сотрудник. В таблице 1. показаны исходные данные для расчета налогов этого ИП на разных системах.
Таблица 1. Данные для расчета нагрузки ИП Никитина
Параметр | Значение (в месяц) | Значение (в год) |
---|---|---|
Выручка | 650 000 руб. | 7 800 000 руб. |
Общий размер расходов | 550 000 руб. | 6 600 000 руб. |
Прибыль ИП | 100 000 руб. | 1 200 000 руб. |
Количество машин | 2 | |
Взносы за работника | 10 000 руб. | 120 000 руб. |
Фиксированные взносы ИП за 2021 год | 40 874 руб. | |
Взносы с суммы дохода более 300 000 руб. | (7 800 000 — 300 000) х 1% = 75 000 руб. |
Выбор налогового режима
Режимов, доступных для ИП, существует несколько. По умолчанию применяется основная система, но она очень сложная и в большинстве случаев невыгодная. Поэтому предприниматели обычно выбирают один из специальных режимов. У каждого своего правила расчета налоговой базы и порядок учета взносов, уплаченных на страхование. Ниже отражены особенности, которые нужно учитывать при расчете.
УСН Доходы минус расходы
Условия применения УСН таковы:
Налоговая база при таком объекте обложения равна разнице между выручкой и затратами: 7 800 000 — 6 600 000 = 1 200 000 рублей. Страховые взносы учитываются в составе расходов.
Это полезно
УСН Доходы
Условия применения этого режима такие же, как описано выше. Налоговой базой является вся выручка ИП, расходы не учитываются. Из суммы налога можно вычесть страховые взносы, которые предприниматель уплатил за себя и за работника. Однако уменьшить налог можно не более, чем на 50%. В примере сумма вычета составит: 40 874 + 75 000 + 120 000 = 235 874 рубля.
Патент (ПСН)
Налог при ПСН равен стоимости патента и составляет 6% от потенциального дохода ИП по данному виду деятельности на конкретной территории. Значение этого дохода устанавливается муниципальной администрацией. Для определения размера платы за патент у ФНС есть специальный сервис.
Обратите внимание! С 2021 года предприниматели на ПСН могут уменьшать налог (стоимость патента) на сумму страховых взносов, уплаченных за себя и своих работников. Правила такие же, как для ИП на УСН с объектом «доходы».
Для ИП из примера на весь 2021 год патент на грузоперевозки будет стоить 69 240 рублей до вычета взносов. Поскольку ИП с работниками, то стоимость патента можно уменьшить за счет страховых отчислений на 50%. Поэтому к оплате будет 34 620 рублей.
Кроме описанных режимов существует еще один — НПД, что расшифровывается как налог на профессиональный доход. Но имеет ряд ограничений, например, максимальный доход — не более 2,4 млн рублей, запрет на привлечение работников. Поэтому для ИП из нашего примера он не подходит.
Сравнение систем налогообложения
В Таблице 2 мы свели суммы налогов для ИП по грузоперевозке на разных специальных режимах.
Таблица 2. Сравнение налоговой нагрузки на разных режимах
Налоговая база | Ставка | Сумма налога до вычета | Сумма вычета | Сумма налога к уплате | |
---|---|---|---|---|---|
УСН Доходы | 7 800 000 | 6% | 468 000 | 234 000* | 234 000 |
УСН Доходы – расходы | 1 200 000 | 15% | 180 000 | — | 180 000 |
Патент | 6% | 69 240 | 34 620* | 34 620 |
* К вычету можно принять не более 50% от налога, поскольку у ИП есть работники.
Наиболее выгодным вариантом в нашем примере является покупка патента. Но нужно учитывать, что его стоимость в других регионах может быть выше. Например, в Санкт-Петербурге патент для грузоперевозок на тех же условиях стоил бы 96 000 рублей.
Что касается УСН, то в данном случае более предпочтительным выглядит выбор объекта «Доходы — расходы». Но если предпринимателю удастся выстроить бизнес так, что доля расходов будет не более 70% от выручки, то станет целесообразным уплачивать налог по ставке 6% и не учитывать затраты.
Итак, мы рассмотрели, как открыть ИП по грузоперевозкам. А также разобрали подход к выбору налогового режима. И если в первом вопросе все довольно просто, то во втором много нюансов, от которых зависит решение. Единственный правильный способ — рассчитать налоговую нагрузку на каждом режиме для своего случая.
Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году
Анфимычева Ирина, руководитель проекта Корчагина Ксения, юрист
На ЕНВД могли работать практически все грузоперевозчики малого и среднего бизнеса. А вот в связи с отменой вмененки выбор остался у всех разный. Для юрлиц доступна только дорогая платная трасса «УСН-2021». А вот предпринимателям дали зеленый свет на Патент — теперь он доступен независимо от маршрутов доставки в пределах РФ. Как сэкономить при переходе на упрощенку и не потерять Патент, расскажем в статье.
Что вы узнаете
Как рассчитать налоги по УСН
На упрощенке два варианта расчета налога:
Выбрать можно только один вариант, а изменить — не чаще 1 раза в год.
Упрощенка с объектом Доходы-Расходы
С точки зрения элементарной математики вариант «Доходы-Расходы» выгоднее, когда расходы больше 60% от выручки. Но не все подряд затраты могут уменьшать налог. «Солярка подешевле по чужой заправочной карте» или «запчасти по себестоимости от приятеля» реальными расходами не станут, хоть деньги на них потрачены настоящие. По факту такой налог выбирают компании, где строгий бухгалтер следит за тем, чтоб по каждому истраченному литру топлива были:
Выбор этого варианта означает ведение полноценного учета, т.к. иначе налог правильно не посчитать.
Но если требования НК учет усложняют, то современные учетные системы помогают упросить: распознавание первички по сканам, авторасчет налога, заполнение книги и декларации и многое другое.
Упрощенка с объектом Доходы
По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
Понятная онлайн-бухгалтерия для упрощенки
На чем сэкономить при переходе на УСН
При переходе на УСН можно не учитывать в доходах:
Позволить это могут лишь те, кто подтвердит факты. Например, актами сверки с покупателями, чеками ККТ с признаком аванс/кредит.
И, наоборот, в расходах можно увеличить на стоимость:
Экономия на расходах актуальна для объекта УСН Доходы-Расходы. Наличие документов, подтверждающих оплату и получение обязательно. Если в период вмененки нигде учет не вели, то будет достаточно только зафиксировать долги, стоимость складских остатков и машины на начало года, а учетная система сама сэкономит налоги на таких операциях.
Кому доступен Патент
Достаточно одного патента, если договор на перевозку заключен в субъекте РФ, где этот патент получен. Так разрешают поступать последние разъяснения ФНС в письме от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@.
Например, ИП, получивший в Москве патент на оказание автотранспортных услуг по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства, заключил в Москве с разными лицами договоры на перевозку грузов: по первому договору перевозка груза из Москвы в Санкт-Петербург, по второму договору перевозка груза из Московской области в Калугу, по третьему договору перевозка груза из Владимира в Ярославль. В указанном случае ИП не нужно получать дополнительные патенты.
Но в любой момент нужно быть готовым обосновать свое право на единственный патент. Как мы знаем, не всегда заказчик или диспетчер готовы оформить договор с нужным вам регионом.
Тут можно «подстраховаться»:
Как доказать право на патент
Если налоговая однажды затребует пояснения, письменно объясните, почему используете один патент: «Оказываю услуги на территории субъекта, в котором получен патент. Договоры на грузоперевозки заключаю на территории этого региона, что соответствует правовой позиции, изложенной в Письмах Минфина от 11.10.19 № 03-11-11/78446, от 28.06.19 № 03-11-11/47410, от 14.06.19 № 03-11-11/43299, от 07.12.20 № 03-11-11/106476, от 26.11.20 № 03-11-11/103163, Письме ИФНС от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@ и судебной практике». Приложите письма, решение суда, несколько договоров на грузоперевозки с правильным местом оказания услуг.
К сожалению, Патент до сего дня был не самой популярной системой и прецедентов, судов и разъяснений крайне мало в юридической практике.
Как открыть ИП для грузоперевозок
Выбираем ОКВЭД
У каждого вида деятельности есть код ОКВЭД. Он включает 2-6 знаков. Грузоперевозчикам подходит Раздел Н — транспортировка и хранение. Смотрим код 49 «Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта». Остальные группы подходят для других видов транспорта.
Указать код 49 при регистрации нельзя. ОКВЭД нужно раскрывать от 4 до 6 знаков, иначе налоговая откажет вам в регистрации.
Следующие два знака раскрывают вид транспорта и характер груза. Если железнодорожные перевозки вас не интересуют, обратимся к ОКВЭД 49.4. Здесь две подгруппы.
ОКВЭД-2 49.41. Перевозка на грузовых авто всех видов грузов: от опасных и крупногабаритных до сельскохозяйственных. Этот код дробится на 3 подгруппы:
ОКВЭД-2 49.41.1 – перевозка на спецтехнике. К ней относятся молоковозы, транспорт для перевозки нефтепродуктов, автобетоносмесители – полный перечень в Приказе Минтранса от 13.02. 2013 №36;
ОКВЭД-2 49.41.2 – стандартный ОКВЭД для перевозки любых грузов на обычных грузовых автомобилях;
ОКВЭД-2 49.41.3 – аренда грузового автотранспорта.
ОКВЭД-2 49.42. Подходит для предпринимателей, которые помогают с переездом людям и компаниям.
Можно выбрать несколько ОКВЭД, тогда один из них будет основной, а другие вспомогательные. Грузоперевозчики часто указывают как вспомогательные коды группы 52. Это хранение грузов, погрузка и разгрузка, обработка контейнеров.
Выбираем систему налогообложения
До регистрации определитесь с системой налогообложения. Правильный и осознанный выбор поможет сэкономить на налогах. У ИП пять вариантов, которые мы собрали в сравнительную таблицу.
Какие налоги платить
Налог на имущество;
Налог на вмененный доход
Налог на профес-сиональный доход
Прибыль (доходы — расходы)
Доходы / доходы минус расходы
Вмененный доход (не зависит от фактических показателей)
Устанавливается местным законодательством
4% при работе с населением;
6% при работе с юрлицами
У вас не более 100 работников
Выручка не больше 150 млн руб.
Остаточная стоимость основных средств не больше 150 млн руб.
Не более 100 работников
Не более 20 транспортных средств
Не применяется в рамках договора простого товарищества
ЕНВД на грузоперевозки должен быть разрешен региональными властями
Максимум 15 сотрудников
Патент на грузоперевозки. предусмотрен регионом
Не применяется в рамках договора простого товарищества
Предел по годовой выручке — 60 млн руб.
Выручка за год не более 2,4 млн руб.
Нет наемных сотрудников
В регионе, где вы ведете деятельность, введен этот режим (ст. 1 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ)
На выбор системы налогообложения у предпринимателя есть 30 дней с даты регистрации в налоговой. Если он не успеет подать заявление — окажется на ОСНО. Выбор режима зависит от трех факторов:
Место деятельности. Позвоните в налоговую и узнайте, действуют ли в вашем регионе ЕНВД, ПСН и НПД для грузоперевозок;
Масштаб деятельности. Проверьте, подходит ли ваш бизнес под ограничения спецрежима. Например, если у вас больше 100 сотрудников и годовой оборот превышает 150 млн рублей, вариантов нет — только ОСНО;
Соотношение доходов и расходов. Выбор индивидуален и зависит от автопарка. Основные расходные статьи — ГСМ, ремонт и зарплата водителей. Рассчитайте суммы налога на каждом варианте.
Подаём документы на регистрацию ИП
Начать бизнес сразу, как только возникла идея, нельзя. О своем желании нужно уведомить налоговую, встав на учёт как ИП. Пакет документов небольшой:
заявление по форме Р21001 — форма и требования к заполнению в свободном доступе на сайте ФНС. На листе А укажите коды ОКВЭД, которые выбрали ранее. Вот как выглядит бланк:
оригинал паспорта или нотариально заверенные копии первого разворота и прописки.
Подать документы можно разными способами.
Вариант 1. Зарегистрировать ИП в ИФНС лично
Возьмите пакет бумаг и посетите инспекцию ФНС. При личном обращении нужно оплатить госпошлину 800 рублей через сайт ФНС, в банке или банкомате. Квитанцию об оплате возьмите с собой.
Вариант 2. Зарегистрировать ИП через МФЦ или нотариуса
План действий аналогичен первому варианту. Посетите нотариуса или МФЦ. Специалист проверит заявление и сообщит, если в нём есть ошибки. Платить госпошлину при этом не нужно.
Вариант 3. Зарегистрировать ИП онлайн через госсервисы
Сделать это можно на сайте госуслуг или ФНС. Если у вас есть электронная подпись, то все документы можно оформить онлайн. Заполните заявление и прикрепите скан паспорта. Госпошлину платить не придётся.
Если подписи нет, можно подать документы и заполнить заявление онлайн. Но оно не будет считаться подписанным, так как не подтверждено электронной подписью. Поэтому придётся заплатить пошлину 800 рублей и посетить налоговую, чтобы подписать заявление о регистрации.
Вариант 4. Зарегистрировать ИП через банк
Услуги по регистрации ИП предлагают банки, например, «Тинькофф», «Промсвязьбанк», «Сбербанк», «ВТБ». Посмотрите полный список финансовых организаций с этой услугой.
Это удобно, так как вам сразу откроют расчётный счёт. Нужен аналогичный пакет документов. Электронная подпись не обязательна, если вы готовы потом посетить инспекцию сами. Обычно услуга бесплатна, но при личном посещении ФНС нужно заплатить стандартную пошлину — 800 рублей.
Ваш город не Ульяновск?