Что нужно для открытия благотворительного фонда в россии
Как НКО найти деньги на свой проект: 5 бесплатных краудфандинговых платформ
Благотворительные фонды обращаются к собственным и сторонним информационным ресурсам для освещения своей проектной деятельности, тем самым привлекая все больше людей к сбору пожертвований для подопечных. Эффективным онлайн-сервисом по финансированию проектов являются краудфандинговые платформы, где размещаются объявления о сборе средств. Краудфандинг для благотворительных фондов является инструментом не только для привлечения спонсоров, но и для продвижения социальных проектов на большую аудиторию. В России функционирует несколько краудфандинговых платформ, которые сотрудничают с благотворительными фондами и бесплатно размещают социальные проекты для сбора пожертвований.
На краудфандинговой платформе « Планета » регулярно размещаются проекты некоммерческих организаций в разделе «Благотворительность». «Планета» сотрудничает с проверенными благотворительными фондами, которые могут гарантировать, что собранные средства будут направлены на заявленные в проекте расходы.
Сотрудничество с благотворительными организациями осуществляется на специальных условиях: в отличие от авторов коммерческих проектов, которые получают средства спонсоров только в том случае, если проект собрал более 50% от заявленной суммы, благотворительным фондам перечисляется любой процент от целевой суммы. Кроме этого, с благотворительных проектов не взимается сервисный сбор.
Краудфандинговый проект сотрудников Mail.ru Group был создан для поддержки исключительно благотворительных проектов. Некоммерческие организации могут стать партнерами платформы после прохождения тщательной проверки службой безопасности Mail.Ru Group, фондом «Дорога вместе» и юристами, а также после успешного собеседования с командой проекта. Заявки на участие в проекте Добро Mail.ru принимаются ежегодно с 1 по 31 октября. После завершения проверки информация о проектах размещается на сайте, и любой желающий может поддержать подопечных фондов, перечислив средства, которые поступают на счета фондов-партеров без вычета комиссии.
Фонд «Нужна помощь» занимается сбором средств для социально ориентированных некоммерческих организаций при помощи портала «Такие дела» и сервиса волонтерского фандрайзинга «Пользуясь случаем». Чтобы НКО могла приступить к сбору пожертвований, она должна пройти верификацию на сайте nuzhnapomosh.ru, заполнив форму регистрации. После проверки данных анкета организации будет добавлена в каталог проверенных организаций и сможет разместить свой проект на платформе «Пользуясь случаем» или на портале «Такие дела».
Необходимо учитывать, что платформа не занимается сбором адресной помощи, а размещает на сайте работающие проекты, нуждающиеся в дополнительной финансовой поддержке.
Как создать благотворительный фонд с нуля в России
В каждом развитом государстве финансовый бюджет тратят на необходимые нужды по принципу значимости. Но иногда важные для общества сферы не получают должной денежной поддержки от власти. К счастью, сегодня каждый может оказать посильную помощь в развитии социально значимых проектов благодаря возникновению благотворительных фондов. Чем же примечательны эти организации?
Благотворительный фонд и основы его функционирования.
Некоммерческие образования, накапливающие финансовый капитал для последующего перечисления нуждающимся, называют благотворительными фондами. Такой механизм чрезвычайно важен для существования социума, поскольку бюджет страны не всегда покрывает проблемные области общественной жизни.
А самое прекрасное в благотворительности, что каждый неравнодушный человек может внести посильный денежный вклад в общее дело (например, поддержка спорта, медицины или науки). Двойной контроль со стороны надзорных органов и активных граждан гарантирует трату всех денежных средств исключительно по назначению.
Функционирование БФ состоит в аккумуляции денежных пожертвований и их распределением среди нуждающихся. Работа фонда невозможна без штата сотрудников, которым начисляется заработная плата. Таким образом, часть средств неизбежно идет на погашение задолженности перед персоналом.
Наряду с основной деятельностью фонд может открыть предпринимательское направление, но только с упором на благотворительное начало.
Данный материал подробно осветит все нюансы того, как основать благотворительный фонд.
Поэтапный инструктаж по открытию БФ.
Как самостоятельно создать благотворительный фонд с нуля в России? Для этого достаточно следовать пошаговому руководству, которое позволит воплотить мечту в реальность.
a) Четкая формулировка направления деятельности.
Нужно понимать, что прибыль не является приоритетной целью НКО. Главная задача – поддержка нуждающихся. Для этого нужно знать, как открыть благотворительный фонд помощи детям, инвалидам, сиротам и людям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства. Здесь важна конкретика, потому как «смазанные» представления о будущем могут поставить идею в тупик на ранних стадиях. Также следует создать устав и выбрать место для размещения будущего проекта.
b) Поиск инвесторов-меценатов.
Замечательно, если начальный капитал учредителя позволяет реализовать проект собственными силами. Но когда средства ограничены, приходится просить помощи у инвесторов. Успешный старт дает надежду на светлое будущее. Но вопрос заключается в том, что инвестор должен быть уверен в надежности своих вложений, и уже после первого месяца работы может потребовать отчет о результатах. Поэтому следует основательно подойти к решению данного аспекта.
Найти инвестора будет намного проще, если организатор обладает широким кругом знакомых и большим числом контактов.
c) Появление БФ. Непосредственно, юридический этап создания. Регистрация БФ происходит в Министерстве Юстиции РФ. Подробный обзор, как зарегистрировать благотворительный фонд, будет проведен позже.
Выполнение данных шагов предваряет начало работы в выбранном направлении.
Регистрация БФ в Минюсте.
Как открыть благотворительный фонд в России? Правильно, только через местное отделение Минюста.
А с чего начинают создание благотворительного фонда? Со сбора необходимых справок и бумаг. Подача обращения осуществляется в 3-месячный период с момента решения заняться деятельностью.
Процедура регистрации включает в себя несколько этапов:
По закону использовать арендованную площадь для деятельности БФ запрещено. Вот почему необходимо доказать факт владения имуществом.
Текущий пакет документов указан в п.4 Ст. 13.1 ФЗ №7. Контролирующие органы не имеют права требовать иные дополнительные документы. Процесс рассмотрения занимает 14 рабочих дней с момента подачи заявки. После этого в течение 5 рабочих дней запись об организации вносят в общий реестр. Отказ в праве регистрации является основанием для обжалования решения в суде.
На сбор всех необходимых документов потребуется примерно 7 дней. Самым затратным по времени этапом является составление внутреннего устава. Содержание документа регулирует Ст. 14 ФЗ №7. В нем должна быть указана следующая информация:
Юридические аспекты благотворительной деятельности.
Юридическая трактовка понятия благотворительный фонд подразумевает любую некоммерческую единицу, которая не преследует цель самообогащения. Напротив, главной задачей такой организации является оказание социальной помощи определенного типа.
В статье 118 ГК РФ сказано, что основателем НКО может оказаться физ. лицо. Кроме того, юрлица также обладают аналогичным правом. Закон лоялен к зарубежным инвесторам – открыть фонд дозволено даже иностранному гражданину.
Примечателен факт, что закон допускает ведение предпринимательской деятельности для благотворительных организаций от своего имени или через создание нового акционерного общества.
На подобного рода деятельность распространяются некоторые ограничения:
Юридические основы функционирования БФ прописаны в:
Конституция и Гражданский кодекс прописывают важнейшие права и свободы. Согласно регламенту, НКО является полноценным независимым субъектом правовых отношений. Это дает некоторые преимущества:
Федеральный закон №135 («О волонтерстве») регулирует нормы и правила в рамках функционирования НКО:
В ФЗ №7 («О НКО») прописан регламент создания и работы некоммерческой организации:
Каждый из нормативных документов содержит важную информацию, которой руководствуются все НКО в России.
Советы по планированию.
Как открыть фонд помощи нуждающимся? Первым шагом на пути создания проекта станет выбор направления. Например, можно сконцентрировать свои силы на поддержке детей-сирот. Соответственно, все поступившие на баланс средства должны быть перечислены в детские дома и приюты – учреждения, где находятся несчастные ребята.
Чтобы не запутаться среди множества дорог и найти свою нишу, нужно ответить на пару вопросов. В какие фонды люди максимально часто и много донатят? Что привлекает их больше остальных? Такая постановка задачи поможет определить подходящую сферу.
Важно указать отличительную «фишку» конкретного фонда – то, чем он будет выгодно отличаться на фоне других.
Современным модным трендом становится основание фондов медийными личностями. Безусловно, узнаваемое лицо вкупе с серьезным имиджем героя играют на руку проекту. Люди доверяют таким образам и всегда готовы прийти на помощь.
Поэтому грамотный маркетинг – это не корыстный метод, а вынужденная необходимость.
Долгие проводы: как личные фонды помогут регулировать вопросы с наследниками при жизни основателя бизнеса
9 июня Госдума приняла в третьем, итоговом, чтении законопроект, благодаря которому с 1 марта 2022 года в России появится возможность создавать личные фонды по аналогии с европейскими частными фондами. Для чего они нужны?
У бизнесменов в России давно сформировался запрос на российские механизмы, которые позволили бы собственникам эффективно и понятно для заинтересованных сторон, в том числе преемников, партнеров по бизнесу и самого бизнеса решить вопрос планирования наследования. Ни для кого не секрет, что российские предприниматели для этого зачастую используют иностранные трасты и частные фонды, так как аналогичных гибких механизмов в России до недавнего времени не было.
В сентябре 2018 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, предусматривающие создание наследственных фондов, которые отчасти могут помочь собственнику планировать наследование. Но к 2021 году наследственный фонд не стал популярным инструментом для российских предпринимателей. Отчасти это может быть связано с тем, что в случае с наследственным фондом есть проблема — его можно создать только на основании завещания человека и после его смерти, то есть у основателя не будет возможности самому обеспечить создание фонда и увидеть, как такая структура будет работать. Но если законопроект о личных фондах вступит в силу, такая возможность появится.
При должной реализации личный фонд позволит избежать лишних расходов, которые раньше были связаны с созданием трастов и частных фондов за рубежом. А это значит, что более гибкие механизмы управления и наследования будут доступны более широкому кругу российских бизнесменов.
Что такое личный фонд
В соответствии с текстом законопроекта, личный фонд — это некоммерческая организация, которую человек создает при жизни для управления своим имуществом. Это же может сделать нотариус после его смерти. В фонд можно передать бизнес и личное имущество учредителя, например недвижимость. Имущество личного фонда учредитель формирует за счет вклада учредителя и за счет доходов от управления таким имуществом (например, арендный доход или прибыль от бизнеса).
Один нюанс — при создании в личный фонд нужно передать имущество стоимостью не менее 100 млн рублей. У личного фонда может быть только один учредитель (два, если они супруги, и передают в фонд общее имущество). Учредитель фонда будет передавать имущество в собственность личного фонда бесплатно и не сохранит никаких прав в отношении такого имущества. При этом никто, кроме учредителя, не может внести дополнительное имущество в созданный им фонд.
В течение трех лет со дня создания личного фонда его учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда, если у фонда недостаточно имущества, чтобы их исполнить. В свою очередь, сам личный фонд несет субсидиарную ответственность по обязательствам учредителя, также в течение трех лет со дня создания фонда (к примеру, если он должен кредиторам). В исключительных случаях суд может продлить этот срок, но не более чем на пять лет со дня создания личного фонда.
Кто станет выгодоприобретателями фонда? Учредитель фонда может назвать их поименно, к примеру, это могут быть его дети. Или же их можно определить так — например, потомки учредителя по нисходящей линии. Еще их могут определить органы управления фондом. Учредитель тоже может быть выгодоприобретателем личного фонда, если это пропишут в уставе. При создании личного фонда можно предусмотреть условия и, например, периодичность выплат выгодоприобретателям.
При этом важно, что права выгодоприобретателя в личном фонде будут надежно защищены — на них не смогут претендовать его кредиторы, они не переходят по наследству, их нельзя передать другим лицам.
Зачем создавать личный фонд
Есть несколько примеров.
Но предположим, что предприниматель владеет разными активами — бизнесом, недвижимостью, ценными бумагами. Личный фонд может объединить все эти активы. При этом в управлении фондом и, следовательно, всем этим разнородным имуществом могут участвовать профессиональные управляющие, а семья учредителя будет получать доход за счет доходов фонда.
Фонд может участвовать в благотворительных или других общественно полезных проектах учредителя. И у учредителя такого фонда будет уверенность в том, что его общественно полезные инициативы продолжат в будущем.
Кто и как будет управлять личным фондом
Учредитель не может быть руководителем личного фонда, эту роль может выполнять любое другое физическое или юридическое лицо. Например, его семейный офис, доверенные лица учредителя или те, кто имеет значительный опыт по управлению активами. Законодатель намеренно не ограничил круг таких лиц. Это может привести к тому, что в России будет развиваться рынок услуг по управлению личными фондами.
Вместо руководителя в личном фонде можно создать своеобразный «совет фонда». В его состав могут входить как профессиональный управляющие, доверенные лица, а также дети или другие члены семьи учредителя. Таким образом учредитель при жизни может участвовать в управлении фондом вместе с будущими наследниками, обеспечивать их планомерное вовлечение в управление фондом.
Если основная цель учредителя – сделать так, чтобы фонд существовал самостоятельно и при его жизни, и после смерти, нужно тщательно проработать устав фонда и установить порядок назначения органов управления. В итоге после смерти учредителя органы управления фонда будут формировать в том порядке, который установил учредитель.
В личном фонде также можно будет создать надзорный орган, своеобразный аналог протектора в трасте или защитника в частном фонде, созданным по иностранном праву. Он может, согласовывать отдельные действия фонда, к примеру, выплаты или назначение выгодоприобретателей.
Что нужно учитывать
При создании личного фонда нужно тщательно прорабатывать его учредительные документы, ведь если цель учредителя — создать фонд своей семьи на долгие годы — цена ошибки очень высока.
Более того, после смерти учредителя устав и условия управления личного фонда уже нельзя изменить, кроме как в судебном порядке и в случаях, когда дальнейшее функционирование фонда на прежних условиях невозможно.
В целом при должном структурировании личный фонд может стать эффективным инструментом для владения бизнесом и другими семейными активами.
Но для того, чтобы личные фонды стали максимально эффективным механизмом, важно внести изменения не только в Гражданский кодекс, но и в законодательство об НКО, а также проработать налоговые аспекты деятельности личного фонда и получения имущества выгодоприобретателями.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Регистрация Фонда
Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Важно понимать, что сам фонд не оказывает услуг, ничего не производит и не участвует в реализации самостоятельно. Вся деятельность фонда построена на содействии. Другими словами, фонд занимается сбором денежных средств, после чего передает их согласно своим целям, т.е. содействует помощи, защите, развитию.
Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица — граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований. Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.
Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды). Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Тем же законо определены и источники формирования имущества благотворительных фондов, однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.
В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда.
Фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.
Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Мы предлагаем воспользоваться услугой по регистрации «под ключ» некоммерческой организации в организационно-правовой форме Фонда.
Что входит в услугу регистрации Фонда
— заявление по форме № р11001,
— решение единственного учредителя/ протокол общего собрания учредителей Фонда.
— Устав (стандартная редакция, разработанная специалистами нашего Бюро)
— квитанция (образец платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица (4000 рублей).
— приказ о вступлении в должность исполнительного органа (Президент, Председатель, Директор и т. п.), приказ о возложении обязанности по ведению бухгалтерского учета или о назначении главного бухгалтера.
— заявление о переходе на специальный режим налогообложения.
— по электронным каналам связи в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (УКЭП, ЭЦП) учредителя/заявителя (по всем регионам РФ),
— по нотариальной доверенности (Москва и Московская область),
СПРАВОЧНО! С 7 апреля 2015 г. хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
Перечень необходимой информации для регистрации компании:
1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали
СПРАВОЧНО! Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.
Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям законодательства РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
— точное написание адреса с указанием индекса и конкретным помещением согласно данным Росреестра,
— гарантийное письмо от собственника/владельца (образец гарантийного письма можно посмотреть здесь),
— копию документов на право собственности/владения: свидетельства о собственности или выписка из ЕГРП.
СПРАВОЧНО! Допускается использовать в качестве адреса места нахождения — адрес лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (ЕИО – Директор, Президент), учредителя – подтвердив документами на право пользования в отношении объекта недвижимости или его части (постоянная прописка).
В случае, когда на домашний адрес зарегистрироваться нет возможности, по роду деятельности нет необходимости в аренде офиса, либо нет согласия собственника арендуемых помещений, мы можем оказать содействие в подборе вариантов адреса для регистрации вашей компании для чего необходимо сообщить предпочтения: какая налоговая и тип помещения: бизнес – центр, и пр.
Описать подробно основные цели и предмет деятельности Фонда. Имейте ввиду, что Вы регистрируете некоммерческую организацию, соответственно и предмет деятельности должен быть общественно полезным и не может носить коммерческого характера, и любая деятельность организации должна быть направленна на достижение целей для которых она была создана. Перечень деятельности не может быть открытым, только конкретные виды, никаких «и других» не допускается.
Виды деятельности
Коды ОКВЭД. Как и предмет деятельности, коды должны носить некоммерческий характер, строго ограниченно количество кодов. Количество цифр в коде не менее 4-х цифр. Абстрактные коды, обобщающие широкий диапазон деятельности при регистрации не проходят.
Если учредители — Физические лица, то потребуются полные паспортные данные, номер ИНН, информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. СНИЛС в случае выпуска ЭЦП.
Если учредители — Юридические лица, потребуется номер ИНН/ОГРН, паспортные данные ЕИО (директора), информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. УКЭП/ЭЦП в случае электронной подачи.
Предоставьте информацию о том, кто из учредителей будет являться Заявителем – от чьего имени будет заверяться доверенность и заявление на регистрацию Фонда.
Опишите желаемую структуру и наименование органов управления (собрание, попечительский совет и т.п.) которые Вы планируете в Вашем Фонде.
Данные на кандидатуру Единоличного исполнительного органа:
Наименование: Директор, Президент, Председатель и т.п. + копия паспорта и номер ИНН.
Если персональный состав Органов управления будет формироваться сразу на учредительном собрании, то необходимо сообщить ФИО избираемых членов каждого органа управления.
НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, направленную на достижение основных целей, если это предусмотрено их уставами. Будет ли Ваш Фонд заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, если да, то необходимо сформировать имущество НКО в размере не менее 10000 (десяти тысяч) рублей, если имуществом, то необходима оценка независимого оценщика.
Поэтому от вас необходимы пояснения, включать ли в Устав данные положения и в каком размере и каким образом будет формироваться данное имущество.
В случае, если Фонд планирует осуществлять предпринимательскую деятельности, то необходимо определиться с выбором системы налогообложения (ОСНО, УСН 6%/15%).
Дополнительные услуги:
— Подбор юридического адреса.
— Получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в кратчайшие сроки. Обращайтесь к нам! Удобный и быстрый выпуск ЭЦП.
— Получение извещения и свидетельства о постановке на учет Общества в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования.
— Нотариальные услуги по заверению копий или тождественности учредительных документов — по чеку нотариуса.
— Помощь в подготовке документов для открытия расчетных счетов.
Мы ценим Ваше время поэтому быстрая и удобная регистрация вашей компании – наша главная задача. Вы можете заказать услугу, получить юридическую консультацию как отправив нам запрос по электронной почте, телефону, так и обратившись в офис нашего бюро. Наш курьер привезет Вам документы на подпись и после регистрации доставит готовый комплект учредительных документов.