Что нужно для открытия антикафе с нуля
Что такое антикафе и как его грамотно открыть?
Обычно мы ходим в кафе, чтобы вкусно поесть, выпить чашечку кофе или просто хорошо провести время.
Если к традиционным заведениям общепита привыкли все, то слово «антикафе» еще вызывает массу вопросов у наших сограждан. Это сравнительно новый формат заведений, который пока еще не успел «дойти» до многих регионов.
Особенность работы
Свободное пространство, тайм-кафе, тайм-клуб – так называют антикафе. Такие заведения отличаются от обычных ресторанов тем, что посетители платят не за угощения, а за проведенное время – поминутно или по часам. А вот за чай, кофе, прохладительные напитки и сладости, наоборот, платить не надо. При желании клиенты могут приносить свои напитки и еду, а также заказывать уже готовые блюда в службе доставки.
Прием пищи – не то, ради чего посещают заведения такого формата. Это пространство для приятного отдыха, общения, обмена творческими идеями. Здесь можно почитать, поиграть в настольные или видеоигры, посмотреть фильмы, принять участие в мастер-классах, найти интересных собеседников и даже новых друзей. Сюда приходят творческие люди, фрилансеры, желающие поработать в спокойной и уютной атмосфере, а также активная молодежь. Обычно это свободная от курения и алкоголя территория, хотя встречаются варианты заведений с кальяном.
Необходимые документы и разрешения
Интересное интервью с владельцами такого бизнеса об его организации вы можете посмотреть на следующем видео:
Выбор месторасположения
От расположения любого заведения во многом зависит количество посетителей, а значит, и его прибыль. Нужно понимать, что чем лучше место, тем дороже обойдется его аренда. Поэтому в данном вопросе важно найти золотую середину.
Стоит обратить внимание на прилегающую территорию. Первая или вторая линия домов, близость к остановкам общественного транспорта и метро, наличие парковки – все это будет несомненным плюсом. Но слишком шумно быть не должно, ведь люди хотят работать и общаться именно в спокойной обстановке. Если же тихого места не нашлось, стоит позаботиться о хорошей шумоизоляции. Хорошо, если поблизости не будет заведений подобного формата, это поможет избежать конкуренции.
Важно обращать внимание на особенности ремонта. В здании должна быть налажена бесперебойная работа всех систем коммуникации: электричества, водоснабжения, канализации. Посетители смотрят и на внешний вид здания, в котором расположено заведение. Оно должно выглядеть аккуратно и презентабельно.
Оформление помещения
Для открытия потребуется помещение достаточно большой площади – не менее 100-150 кв. м. Около 30-50 кв. м придется отвести под складское помещение, санузел, гардероб. Все остальное пространство желательно разграничить на несколько тематических зон, как минимум 2-х или 3-х.
Для работы, приватных бесед и переговоров можно организовать небольшой уютный кабинет. Просторный зал – для проведения концертов, презентаций, выставок, семинаров, просмотра фильмов. Если кафе заявлено как семейное, то необходима детская комната, где малыши смогут играть, рисовать, участвовать в мастер-классах.
Дизайн антикафе имеет большое значение. Уютная и даже немного домашняя обстановка настраивает на отдых и расслабление. Внушительный процент целевой аудитории составляют творческие люди. Поэтому интерьер может быть слегка неформальным, но не отвлекающим от рабочего процесса.
Мебель и оборудование
Мебель, необходимое оборудование, инвентарь, предметы декора – все это необходимо выбирать, ориентируясь на тематику заведения, его целевую аудиторию и площадь. Вот тот универсальный минимум, который стоит приобрести для среднего антикафе. Этот список можно расширить или уменьшить по собственному усмотрению:
Помимо этого, организатор должен позаботиться о досуге посетителей. Для этого необходимо приобрести образовательно-развлекательное оборудование и соответствующий инвентарь. Это:
Необходимый персонал
Как правило, в антикафе гости обслуживают себя самостоятельно. Поэтому не придется нанимать штат поваров и официантов. Администратор открывает кафе, встречает гостей, при необходимости рассказывает о правилах и особенностях работы, предлагает напитки и сладости. Для небольшого заведения достаточно одного администратора или двух, работающих посменно.
Посиделки обычно проходят мирно. Но на случай непредвиденных ситуаций, например, если кто-то из посетителей решит нарушить «сухой закон», необходим охранник (контролер зала). Также нужно нанять уборщицу на неполный рабочий день или заключить договор с клининговой фирмой. Ведение бухгалтерии можно доверить внештатному специалисту или аутсорсинговой компании. Обязанности арт-директора и специалиста по связям с клиентами часто берут на себя руководители.
О том, как открыть пункт выдачи заказов интернет-магазинов, смотрите тут.
Ценовая политика и формирование ассортимента
Средняя цена за минуту нахождения в кафе – 1,5-2 рубля (примерно 2 рубля/минута в течение первого часа, 1-1,5 рубля/минута в течение последующего времени). В некоторых заведениях можно приобрести входной билет на весь день. Цена такого билета варьируется от 250 до 500 рублей (в будни дешевле, чем в выходные, также скидки предоставляются школьникам и студентам). При желании вы можете создать абсолютно новую систему расчета.
Что будет входить в стоимость? Клиент имеет доступ к продуктам, поэтому может взять сам все, что ему захочется. В ассортимент стоит включить несколько сортов качественного чая и кофе, не забудьте про сахар. К напиткам подаются сладости: печенье, вафли, зефир, конфеты, шоколадные батончики, мини-кексы. Не рекомендуется покупать слишком дорогие и скоропортящиеся продукты, например, торты и пирожные. Но и чрезмерно экономить на этой статье расходов, покупая самые дешевые конфеты, тоже не стоит.
Прибыли с дополнительных услуг практически не будет. Посещение различных мероприятий на базе антикафе входит в стоимость оплаченных минут. Wi-fi, книги, игровые приставки, компьютеры – всем этим клиент также может пользоваться бесплатно.
Реклама заведения
Сегодня многие узнают о заведениях подобного формата из интернета. Поэтому необходимо сделать упор на создании хорошего сайта, а также рекламе в социальных сетях, на местных форумах, в блогах. Не стоит пренебрегать остальными способами рекламы. Это вывески, объявления в СМИ, распространение листовок.
Один из лучших способов привлечения целевой аудитории – «сарафанное радио». Если кому-то понравится заведение, то он обязательно расскажет о нем друзьям. Для этого рекомендуется регулярно устраивать различные мероприятия: чайные церемонии, квартирники, ночные кинопоказы. Секрет многих популярных антикафе именно в большом количестве интересных мероприятий. Не стоит забывать про системы скидок и приятных бонусов для именинников, постоянных клиентов, больших компаний. Хорошо работают и различные системы поощрения, например, за приведенных друзей.
Общие затраты и примерная прибыль
Сказать с абсолютной точностью, какую прибыль будет приносить заведение, и как быстро оно окупится, нельзя. Поэтому стоит ориентироваться на усредненные цифры, которые будут меняться в зависимости от региона, населенного пункта, размера кафе, его расположения, тематики и многих других факторов.
Единовременные затраты для небольшого заведения в маленьком и среднем городе:
При правильном выборе места среднее количество посетителей составит 50-60 человек в день. Среднее время пребывания каждого гостя – 1,5-2 часа (средний чек – 200 рублей). Таким образом, ежемесячный доход небольшого кафе в регионе составит около 200 000-300 000 рублей, а прибыль с учетом ежемесячных расходов – 60 000-150 000 рублей. Учитывая единовременные затраты, срок окупаемости составит 9-12 месяцев.
При грамотном подходе проект может стать вполне успешным. В дальнейшем возможна перспектива расширения, а значит, и увеличения прибыли.
Бизнес план антикафе
Если в обычном кафе человек, заказывая легкую закуску, получает право сколько угодно находиться в заведении, то в антикафе – с точностью до наоборот. Здесь платят за минуты, а чай, кофе, шоколадки, конфеты, печенье — бонус. И в антикафе посетители приходят перекусить и отдохнуть, однако заведения двух типов в корне различаются.
В антикафе на первом месте стоит, образно говоря, пирожное — и чем оно вкуснее, тем больше денег оставит клиент. А цель антикафе — заинтересовать посетителя досугом. Идея такова: чем интереснее человеку в заведении, тем дольше он захочет в нём находиться – а значит, и денег больше оставит. Имеет значение тематика антикафе – заведение может представлять собой кафе тайм для семейных торжеств, зал для молодежного флешмоба, секцию для видеоигр, комнату для деловых встреч и тренингов. Исходя из тематики и составляют бизнес план антикафе.
Клиентура: как не ошибиться с посетителями
Наибольшего успеха достигли те предприниматели, которые правильно определили аудиторию заведения ещё на этапе составления бизнес плана.
«Поскольку в антикафе главный товар — это время, ориентируйтесь на ту категорию людей, которым здесь будет очень интересно», — советует эксперт по малому бизнесу Игорь Малюгин.
На основании анализа статей в открытой печати, форумов, интервью с бизнесменами, опросов потенциальных клиентов мы составили таблицу по целевым аудиториям.
Целевая аудитория антикафе
Знание положительных и отрицательных сторон клиентуры позволит минимизировать или вообще исключить конфликты между посетителями.
Часто спрашивают, зачем открывать антикафе, ориентированные, к примеру, на подростков, если те склонны к шумному поведению? Во-первых, это полезно для общества. Это социально-ответственный бизнес – а значит, можно попробовать получить поддержку властей. Во-вторых, аренда залов вблизи школ оказывается значительно дешевле, чем в городских центрах, при той же величине трафика.
Как открыть антикафе и сколько денег понадобится
Чтобы открыть антикафе, необходимо действовать так:
Информацию об этом должен содержать план антикафе.
Рассмотрим, на что бизнесмену придётся потратить больше всего денег при открытии:
Интерьер
Детализируя план собственного антикафе, предприниматель с одной стороны должен учитывать сроки окупаемости первоначальных трат, с другой – не забывать о привлекательности интерьера. Роскошный зал для бедных студентов — такой же нонсенс, как и танцпол с караоке для фрилансеров.
Лучше всего арендовать помещение, в котором было кафе. Тогда можно сделать косметический ремонт и с помощью опытного дизайнера изменить концепцию заведения. В противном случае придется делать дорогой ремонт. Правда, зал можно будет обустроить в соответствии со своим видением бизнеса, потратив на помещение 100-150 кв. метров до 1 млн рублей.
Мебель, оборудование и инвентарь антикафе
В бизнес плане с расчетами должны быть учтены расходы на:
Таким образом, по плану понадобиться примерно 750 тысяч рублей.
Начальные капиталовложения могут быть куда меньше, если проявить смекалку, приобретая оборудование и инвентарь на вторичном рынке. Если целевую аудиторию составляют подростки и студенты, то они не обратят особого внимания на то, что техника «б/у».
Дорогой старт не всегда себя оправдывает, а чрезмерная экономия может отпугнуть потенциальных клиентов.
План зон антикафе
Что касается планировки антикафе, целесообразно разделить зал на зоны: для видеоигр, для отдыха, для фрилансеров, для танцев, и так далее. Обычно это делают на стадии дизайн-проектирования или ремонта. Позже можно сделать перестановку, проанализировав, какие места самые популярные.
Текущие расходы
При планировании кафе следует учитывать и текущие траты. Среди них наиболее весомыми являются расходы на аренду помещения, отплату труда и коммунальные платежи. В провинции съем помещения под антикафе может обойтись предпринимателю в 30 тысяч рублей в месяц. А на персонал из трех работников разумно заложить до 60 тысяч рублей з/п – это уже с учётом бонусов и премий за хорошую работу. Также «в копеечку» влетят электропотребление, вода, канализация, тепло и охрана. Зимой по этим статьям ежемесячные расходы могут доходить до 30 тысяч рублей.
Маркетинг
Мало открыть антикафе – нужно ещё и подумать над тем, как популяризировать его. Маркетинг потребует от собственника очень серьезных усилий, в том числе обращения в местные СМИ. Надеяться на сарафанное радио, конечно, можно. Но лучше действовать активнее. Дело вряд ли сдвинется с мертвой точки без интригующей рекламы и других маркетинговых мероприятий.
Это правило применимо ко всем видам малого бизнеса, но здесь оно особенно актуально. Антикафе для маленького города — новый формат, не каждый посетитель знает особенности таких заведений.
«В провинции антикафе — экзотика. И это, бесспорно, минус для бизнесмена, — считает Игорь Малюгин, наш эксперт. – Поэтому такой проект потребует креатива. Да, можно взять готовый проект, тем более что в интернете на эту тему публикаций – вагон и маленькая тележка. Однако следует учитывать и местную специфику. К примеру, в Новочеркасске можно попробовать опираться на историю атамана Платова, в Таганроге – на чеховскую театральную тусовку, ну а в Находке – использовать рыбацкую тематику».
Сколько удастся заработать?
Сколько денег принесёт антикафе, тоже прописывается в бизнес плане. Считается, что в городе с населением 150 тысяч жителей примерно 50 человек ежедневно будут посещать антикафе в течение первых 6 месяцев. Цифры, безусловно, спорные и, скорее, говорят о случайных посетителях. Маргарита Рашкина советует опираться на такую информацию.
«Зимой в кафе заходят погреться, летом отдохнуть от жары, — говорит она, — кто-то просто убивает время в ожидании встречи. Но эти случайные посетители становятся живыми носителями рекламы. Во втором полугодии трафик удваивается, а затем – через год — утраивается».
По нашему плану, средняя цена минуты в антикафе составляет 1.5 рубля. При этом важно, чтобы обычный посетитель проводил в заведении не менее 2.5-3 часов. Таким образом, при трафике 50 человек в день можно посчитать доход:
90 мин * 1.5 рубля * 50 клиентов = 6 750 рублей
6 750 рублей * 30 дней = 202 000 рублей в месяц
Как итог, прибыль такого провинциального антикафе составит 80 тысяч рублей в месяц в первом полугодии, 160 тысяч — во втором полугодии, 240 тысяч – в третьем. При таком раскладе бизнес окупится менее, чем за года. Это очень хороший показатель.
Стоит ли приобретать франшизу антикафе?
В интернете можно найти много привлекательных предложений по открытию антикафе по франшизе. В публикациях в этой связи говорится о минимизации риска — в том духе, что антикафе-франчайзи имеет больше шансов закрепиться на рынке. Это актуально, если речь о столице и региональных центрах, но, повторимся, в периферии большое значение имеет местная специфика.
Впрочем, тем, кто считает, что лучше не изобретать велосипед, франшиза антикафе подойдёт — бизнес план тайм кафе в этом случае не нужен. Самые известные варианты в таблице ниже:
С одной стороны, франчайзер и впрямь может дать ценные советы по поводу получения разрешений от пожарной организации, СЭС, Роспотребнадзора. С другой стороны, не так уж трудно оформить бумаги самому. Достаточно обойти указанные организации и выполнить их требования.
То же самое можно сказать о дизайне, бухгалтерском учете и юридических аспектах. Конечно, с поддержкой знающих специалистов легче войти в бизнес антикафе, но за это придется оплатить паушальный взнос, кстати, немаленький: от 200 до 800 тысяч рублей, а также производить отчисления в 4-5% от оборота по роялти.
«Если бы бренд какой-нибудь сети антикафе был бы «на слуху», то приобрести готовую франшизу, наверное, было бы разумно», — считает Игорь Малюгин. Пока же таких брендов в России нет.
Антикафе для России является относительно новой формой предпринимательства, хотя и быстро набирающей обороты. В этом кроются как плюсы, так и минусы. Есть резон заняться этим бизнесом, если рядом университеты и популярные среди молодежи места. Мы положительно оцениваем перспективы рынка. Рынок таких услуг только начал формироваться, поэтому сильной конкуренции здесь предприниматель не встретит.
Как открыть кафе с нуля: пошаговая инструкция
Аудиоверсия этой статьи
Кафе может принести большую прибыль, но только при условии грамотного подхода к реализации идеи. Перед открытием бизнеса нужно проанализировать рынок, детально продумать технологические процессы, ознакомиться с требованиями к заведениям общепита
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Выбор формата заведения и концепции
От формата зависит расположение заведения, выбор помещения, целевая аудитория и ценовая политика. В целом различают такие форматы кафе.
Классические кафе. Заведение с посадочными местами – обслуживают гостей в просторном помещении с большим количеством столиков. Такие заведения часто предлагают обширное меню, но могут специализироваться на одном или нескольких видах блюд (например, бургеры, пицца, суши и роллы).
Точки to go. Такие заведения оборудованы только кухней и маленькой зоной для обслуживания клиентов. Киоски, торговые островки в ТЦ, мобильные точки готовят еду только навынос. Такой формат позволяет сэкономить на аренде, уменьшить затраты на выплату заработной платы большому количеству сотрудников.
Free flow (англ., свободный поток). В таких заведениях гости могут свободно перемещаться по торговому залу и самостоятельно выбирать готовящиеся в их присутствии блюда. Быстро увеличивается и количество гибридных кафе (коворкинг-кафе, антикафе) Это тоже интересный формат бизнеса.
🎯 Лайфхак: как найти концепцию заведения
Концепция заведения – это уникальная идея, как именно реализовать выбранный формат. Кафе много, но у каждого своя «изюминка». Особенность может быть в оформлении (например, в пиратском стиле), в меню (например, продает только эклеры), в ценовой политике (например, все за 60 руб.). Чтобы выбрать концепцию, можно:
– изучить историю того места, где вы планируете открыть заведение – подумайте, можно ли на базе исторических событий создать концепцию;
– съездить в крупные российские города – походите по кафе, отмечайте те, где много посетителей – составьте таблицу с набором параметров и помечайте, что необычного вы заметили;
– съездить за границу – здесь можно найти самые необычные форматы, которые еще не свойственны для России, зафиксируйте все, что привлечет ваше внимание.
Instagram Деловой среды
Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Instagram
«Все смотрели на нас и плакали». Как открыть антикафе не в столице?
Оставив три года назад карьеру рекрутера, Катерина Булатова решила попробовать себя в роли предпринимателя. Вместе с подругой она открыла первое в городе Набережные Челны антикафе «Time-сквер» и стала продвигать совершенно новый формат отдыха для местных жителей. Насколько успешной оказалась эта бизнес-идея?
О том, как с помощью своего бизнеса она старается изменить менталитет горожан, кто в основном посещает антикафе в Набережных Челнах и почему хорошие отношения со СМИ могут быть выгодны предпринимателю, Катерина Булатова рассказала в интервью Контур.Журналу.
Первопроходцы
Раньше я работала в сфере рекрутинга, занималась подбором персонала. В качестве наемного сотрудника я работала в агентстве, где сначала была менеджером по подбору персонала, а потом стала директором.
Идея о том, чтобы открыть антикафе, возникла с подачи моей подруги — именно ей принадлежала эта идея. Она попала в подобное заведение в Москве и обратила внимание на столь необычный формат. Когда она поделилась идеей со мной, мы быстро решили, что такой формат подойдет для первого бизнеса. Так, в ноябре 2012 года мы открыли антикафе в городе Набережные Челны.
Раньше я мечтала заняться ресторанным бизнесом. Но нужно признаться, это довольно сложная область, в том числе и в финансовом плане. Я просчитывала бизнес-план, и цифры складывались очень большие. Поэтому в варианте с антикафе меня лично привлекло именно то, что такой формат позволит мне как-то проявиться.
В студенчестве я, как и многие, совмещала учебу и работу, работала официанткой. Этот опыт мне пригодился при открытии антикафе, поскольку я неплохо знаю, как устроена кухня изнутри, как вообще работает сфера обслуживания.
Конечно, с самого начала возникали те или иные сложности. Еще когда мы только открывались, закупали мебель, строители, которые делали нам ремонт, да и не только они, смотрели на нас со слезами на глазах и очень нас жалели — мол, что это такое мы собрались открывать, кому это нужно. Мы, естественно, боялись, потому что не были уверены, что здесь, в Набережных Челнах, этот формат сработает. Мы стали в этом деле первопроходцами — объясняли людям, что такое антикафе. Сегодня, помимо «Time-сквера», в городе работают еще два заведения. А вот подруга моя со временем из бизнеса вышла.
Серьезный подход
К процессу открытия бизнеса мы отнеслись серьезно, вложив в него больше, чем принято в этой сфере. Часто антикафе открывают с белыми стенами и недорогой мебелью, некоторые привлекают свободных художников, которые помогают с дизайном.
Нам ремонт обошелся дорого, ведь мебель мы закупали добротную. Оформить пространство нам помог начинающий дизайнер интерьеров. В результате в бизнес было вложено порядка 1,5 млн руб.
Мы сразу стали набирать персонал, поскольку на тот момент, когда мы начинали, я продолжала работать в рекрутинговом агентстве и не могла присутствовать в антикафе постоянно. Три года назад мы начали с четверых сотрудников. Сейчас у меня работают пять человек по сменному графику «три через два».
С весны 2015 года произошли нововведения: если раньше, когда у меня был партнер, мы делили организационные обязанности, и у нас работали только менеджеры, которые встречали посетителей, помогали им, то со временем выделились функции пиарщика-маркетолога-рекламщика, которые выполняет один человек, и координатора мероприятий.
Нам с самого начала очень помогло сарафанное радио. В городе о нас сразу стали много говорить, появились подписчики в группе во «ВКонтакте». Существенную роль в этом сыграла пресса, которую привлек новый формат, ранее не существующий в городе. Она нас сильно поддержала, публикуя о нас материалы. На открытие «Time-сквера» нам удалось собрать много гостей, поэтому работать мы начали с большим количеством посетителей фактически сразу. Всем было интересно прийти посмотреть, что такое необычное мы предлагаем.
Грамотное уплотнение
Основная аудитория антикафе — это те, кто на нашей площадке организует мероприятия, проводит мастер-классы. Еще мы проводим детские праздники и дни рождения, хотя изначально детей мы вообще не рассматривали в качестве своих посетителей. Есть и такие клиенты, которые приходят просто поработать. Часто это люди из сферы ИТ.
Гостям мы предлагаем бесплатно только чай, кофе и сладости. Пока мы не готовы открывать кухню, хотя и рассматриваем ее как еще одну возможность заработать. Кухня требует больше ответственности, к ней нужен другой подход. Сейчас гости могут приносить с собой готовую еду, есть возможность ее разогреть.
Недавно нам пришлось закрыть одно из наших заведений. Когда мы его открывали, то у нас была договоренность на временную аренду. Мы рассчитывали на пять лет, но так получилось, что закрыться пришлось уже через три года — арендодателям потребовалось их помещение, и нам пришлось его освободить. Так что теперь у нас только одно заведение.
Второе заведение мы пока открывать не планируем, так как на это нужны хорошие ресурсы. А делать хуже я не хочу. Поэтому мы пока уплотнились в одном помещении, пересмотрели планировку. Может быть, это и хорошо, потому что благодаря сложившейся ситуации мы пересмотрели ассортимент мероприятий и исключили те, которые уже давно было пора убрать.
Честно о проблемах
Конечно, мы замечаем, что из-за кризиса люди стали экономить. И нужно сказать, что мы были готовы к такой ситуации. В кризисные времена всегда выживает тот, кто делает бюджетные предложения, а мы как раз относимся к числу таких предпринимателей — мы предлагаем бюджетный отдых.
Нужно сказать, что многое из того, что планируется в бизнесе изначально, в результате выглядит совсем иначе. В нашей сфере тоже все не так просто.
Например, мы можем очень стараться, разрабатывать интересные мероприятия, а люди просто не придут на них. Я объясняю это особенностями менталитета: наших горожан очень тяжело вытащить из дома, и наша основная задача как раз состоит в том, чтобы заставить их проявить активность, захотеть принять участие в каком-то из наших мероприятий.
Что касается лично меня, то я чувствую, что мне не хватает знаний в сфере экономики предприятия. Например, я понимаю, что мне необходимо выстроить стратегию дальнейшего развития бизнеса, а у меня в этой области огромный пробел. Другая проблема — персонал, и это при том, что наше место привлекательнее некоторых заведение сферы общепита, соответственно, и качество персонала выше, чем в других заведениях. У меня работают студенты, молодые творческие люди, которые хотят себя проявить.
В связи с тем, что в последнее время произошло много изменений, пока долгосрочные планы я не строю. А в краткосрочные я закладываю повышение качества наших мероприятий, увеличение числа гостей и разработку новых предложений по мероприятиям.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.