Что нужно для написания диссертации
Как написать кандидатскую диссертацию?
Общие требования оформления диссертации 2021
Этапы написания кандидатской диссертации
Существуют общие правила, применимые к написанию научно-квалификационной работы, независимо от ее направления и тематики:
Перед тем как писать кандидатскую диссертацию, необходимо проконсультироваться с научным руководителем. Для аспиранта он подберет подходящую тему, а соискателю укажет на актуальность выбранной тематики.
Что нужно, чтобы написать кандидатскую диссертацию и успешно защититься?
При работе над диссертацией нужно учитывать нюансы, которые позволят избежать ошибок и последующее редактирование займет меньше времени.
Выбор темы
Для вчерашнего выпускника, который уже защитил магистерскую диссертацию, актуальным будет продолжение работы над изученным вопросом. В данном случае нужно продемонстрировать углубленный подход к проблеме, найти новые способы ее решения и применения на практике. Если диссертант совмещает написание работы с основной деятельностью по специальности, тема должна быть основана на уже собранных, систематизированных, легко доступных материалах.
Определение главной и второстепенной задачи проводимого изыскания
Работа с литературными источниками
Поиск литературы можно начать в библиотеке ВУЗа, где учится аспирант или библиотеке НИИ. Обязательно рассматривают научные труды корифеев отечественной науки, работа с которыми является отправной точкой исследования.
Используя зарубежные источники, автор научно-квалификационного труда демонстрирует глубокие познания, знакомство с темой и результатами ее изучения в научных кругах. Поиск литературы осуществляется и в электронной библиотеке, например, Сyberleninka позволяет будущему кандидату собрать необходимую научную литературу.
Написание введения и заключения
Если все материалы собраны, необходимо определиться, с чего начать написание кандидатской диссертации. Важнейшую роль имеют два ее раздела — «Введение», кратко знакомящее с сутью и целью научного исследования, и «Заключение», где указаны результаты проведенной работы и выводы.
С ними, как и с авторефератом обязательно знакомятся члены комиссии и оппоненты, поэтому каждая деталь должна быть проработана и отредактирована. Текст введения может быть несколько раз изменен в зависимости от структуры и характера выполняемых исследований.
Обязательными являются следующие его разделы: актуальность и научная новизна проблемы, главная цель исследования, проверенные и новейшие методы, использованные автором работы, полученные результаты.
Работа над основной частью диссертации
Учитывая большой объем данного раздела научного труда (около 150 листов), на его выполнение требуется значительный период времени. Первая глава посвящается актуальности рассматриваемого вопроса.
За основу изыскания можно взять труды известных ученых по данной тематике, опубликованные результаты последних исследований, тезисы, озвученные на научных конференциях.
Во второй части, разделенной на главы, демонстрируют ознакомление с теоретической основой изучаемой проблемы, выдвигают научную гипотезу, сопоставляют теорию с результатами проведенных опытов и экспериментов. Заключение или третья часть представляет собой краткие и обоснованные выводы, полученные диссертантом.
Оформление научной работы по ГОСТу
Требования к диссертации уточняют у научного секретаря. Следование им является обязательным.
Некоторые диссертанты допускают серьезную ошибку и проверяют текст общедоступной программой антиплагиата. В результате у другого соискателя можно обнаружить целые отрывки из своей работы, поскольку они могут сохраняться для всеобщего доступна. Чтобы избежать таких проблем, необходимо использовать специальные ресурсы, позволяющие уточнить оригинальность текста и процент уникальности.
Уделить внимание нужно оформлению заголовка и списка литературы, к которому также предъявляется ряд важных требований. Источники указывают в определенной последовательности, а ссылки на них в тексте пишутся в квадратных скобках.
Как составить структуру будущей кандидатской диссертации?
Структура кандидатской диссертации состоит из обязательных и вспомогательных частей – это титульный лист, оглавление (содержание), введение, основная часть (до 4 глав), заключение, список использованных литературных источников. Приложения и список сокращений не являются обязательными структурными единицами научной работы, поэтому используются по мере необходимости (зависит от темы кандидатской, изучаемой научной отрасли и т.д.).
Титульный лист
Информационные сведения, указывающиеся на титульном листе:
Оглавление (содержание)
В структурный элемент входит общий план работы с последовательным перечислением всех разделов, указанием их номеров страниц. Каждый раздел/подраздел/глава начинается с нового листа и отражается в оглавлении.
Введение
Данная часть кандидатской диссертации содержит краткие сведения о работе, позволяющие сделать первое впечатление о сути документа.
Что указывается во введении?
Первая глава (обзор литературы)
Задача автора в первой главе – это анализ, систематизация информационных источников по теме документа, подробное описание объекта, предмета исследования, уровень изученности в рассматриваемой научной отрасли. Рекомендуемая длина – сорок страниц текста.
Чтобы избежать дополнительных корректировок, первая глава диссертации составляется в последнюю очередь. Если соискатель ученой степени рассматривает несколько основных аспектов выбранной проблемы, разрешается разделить главу на несколько дополнительных пунктов, пронумеровав их сквозной нумерацией.
Вторая глава (методология исследования)
Диссертант описывает разработанные методики в зависимости от выбранного типа исследования (эмпирический, теоретический), перечисляет использованные аппаратные технологии (программное обеспечение для проведения экспериментов), перечисляет ход проведения основных исследований. Объем этой структурной единицы текста – до десяти страниц текста.
Автору разрешается разбивать вторую главу на несколько тематических пунктов – такой подход упрощает описание каждой конкретной методики, систематизируя их по общему уровню проработки основной проблемы.
Третья глава (результаты проведения исследования)
Основная суть третьей главы – обобщенное изложение собственных методов решения поставленных задач для достижения конкретных результатов. Рекомендуемое количество страниц – до 80 шт. (зависит от специфики выбранной темы). К структуре составления этой части не выдвигаются специальные требования.
Что может включать в себя третья глава кандидатской диссертации?
Четвертая глава (обсуждение результатов, является необязательной – зависит от темы кандидатской)
Раздел содержит подробную информацию о ключевых путях решения поставленной проблемы. В конце главы отводится специальный пункт для выдачи оценки полученных результатов экспериментов, проведения окончательного анализа (качественного, количественного) по проделанной работе. Ориентировочный объем этой части диссертации – до 30 листов.
Основные функции четвертой главы:
Заключение
Текст этой части научной работы полностью соответствует содержанию заключения, не противореча ему.
Что указывается в заключении?
Список использованной литературы
Библиографический список содержит перечень основных источников, использовавшихся соискателем в период работы над кандидатской диссертацией (100-600 шт., количество зависит от направления исследования). К ним относятся научные статьи, периодические издания, книги, справочная литература по выбранной отрасли, статистические данные, специализированные программы и т.д.
Краткие требования по оформлению библиографии:
Личные публикации автора диссертации также обязательно указываются в списке литературных источников.
Приложения
В дополнительную часть кандидатской диссертации выносятся иллюстративные материалы (графики, диаграммы, рисунки, образцы тестов, анкет и т.д.), не вошедшие в текст основной части документа. Нумерация приложений последовательная.
Если приложение включает в себя несколько листов, то на первой странице указывается фраза «Приложение №_», а на следующей – «Приложение № _(продолжение)». Запрещается выносить в приложения отрывки текста из основной части – такой подход приведет к отказу в допуске к процедуре защиты диссертации.
Где брать информацию для написания кандидатской диссертации?
Источники, используемые для написания диссертационной работы, делятся на 2 основных группы:
Начинать сбор литературы нужно с наиболее ранних научных трудов. Такой подход позволит проследить прогресс ведущихся в данной области исследований.
Далее переходят к сбору современных исходников, опубликованных в научных изданиях (научно-публицистические статьи, познавательная и учебная литература не входит в данный список). Пользу принесет изучение отчетов о проведении испытаний и опытов, внедрении новейших разработок — такие материалы можно искать в НВТИЦ и Всероссийском научно-исследовательском институте патентной информации.
Написание диссертации. Инструкция к применению. Взгляд с другой стороны баррикад
На Хабре регулярно появляются статьи, ориентированные на помощь при написании и защите диссертации (например, здесь и здесь). Лично мне в свое время помогли шуточные заповеди диссертанта, коим уже не один десяток лет (вариант, который впервые увидел я, был еще рукописным, причем потрепанным не хуже древнерусских летописей).
Да и вообще написание диссертации иногда полезно и с профессиональной точки зрения, когда, например, занимаешься наукоемким бизнесом (то, к чему в итоге я сам и пришел) и хочется впечатлить клиентов глубиной, шириной и высотой познаний и регалий.
Но тему самой процедуры написания диссертации захотелось немного дополнить взглядом с другой стороны. Так уж сложилось, что я не просто однажды сам написал диссертацию и забыл об этом, как о страшном сне, а в течение уже нескольких лет являюсь членом диссертационных советов – поэтому регулярно слышу и вижу проходящие защиты, и, соответственно, типовые проблемы, с ними связанные.
Ниже я постараюсь коротко описать основные моменты, на которые следует обратить внимание при подготовке и защите диссертации (в первую очередь кандидатской, конечно, т.к. те, кто пишут докторскую, уже, по идее, состоявшиеся ученые, и сами с усами).
При этом обращу внимание, что все нижесказанное ни в коей мере не официальная позиция ученых советов или, наоборот, тайное знание клана профессоров, а просто субъективное мнение отдельно взятого меня.
1. Первое и основное.
Вы должны точно дать себе ответ на вопрос – зачем лично Вам нужна диссертация. Нужна очень, очень серьезная мотивация, чтобы затеять эту работу. Это тяжелый и часто неприятный труд, который займет несколько месяцев очень интенсивно, и пару лет как минимум будет висеть постоянно дамокловым мечом. Большой статистики у меня нет, но я бы сказал, что из 10 начинающих хорошо, если 2 доводят дело до конца.
2. Никогда не следует путать науку и диссертацию.
Можно всю жизнь заниматься настоящей наукой и не иметь степеней. Можно защитить диссертацию, не имеющую с наукой ничего общего.
3. Диссертация – научно-квалификационная работа.
Что означает – аспирант должен показать достаточную квалификацию для того, чтобы считаться ученым. Если вы читали про обряды инициации у древних племен – написание и защита очень и очень их напоминают. Ты проходишь искусственно сконструированные круги ада, чтобы доказать, что достоин.
4. Выбор научного руководителя дело важное, но не критичное.
Ибо помогать вам в процессе работы он не факт что будет. Он критичная фигура на первом и последнем этапе – когда определяется, где и куда копать, и когда требуется подсказать, как лучше оформить и защитить оконченный труд.
Но если повезло и руководитель искренне заинтересован в вашей работе – цените. Не дайте перегореть уже его энтузиазму, регулярно демонстрируйте прогресс.
5. Соизмеряйте вклад и результат.
Если вы вложите слишком мало души в работу, будет очень скучно делать. Если вложите очень много – можете здорово разочароваться, поняв, что работа мало кому нужна, кроме вас.
6. Надо четко понимать, как именно анализируется диссертация.
Саму диссертацию в самом плохом случае читает ровно один человек – вы сами. В типичном – еще три, оппоненты и научный руководитель. ВАК и прочие смотрят на сопровождающие документы. Самому Совету – выступления на защите для оценки работы более чем достаточно. А вот автореферат уже прочитать могут несколько десятков человек. А введение в автореферат (т.е. первые страниц 5) уже осилит сотня.
7. Из этого следует очень простое правило – больше всего времени и сил надо уделить тому, что будет изучаться наиболее тщательно.
А именно:
a. Введение
b. Научная новизна
c. Положения, выносимые на защиту
d. Список работ соискателя
e. Оппоненты и ведущая организация
8. С чего начать – дубль один. Поиск темы.
Вот здесь нужна помощь научного руководителя – он должен подкинуть идей и задач, одна из которых должна Вас заинтересовать. Когда заинтересует – просто поиском в интернете полюбопытствуйте, сколько по ней сделано (очень рекомендую смотреть как в русскоязычном, так и в англоязычном Интернете. В крайнем случае, если с языком нелады, используйте translate.google.com или аналогичные сервисы – они и сайты умеют автоматически переводить).
Альтернативным источником темы может быть что угодно, что вам интересно – статья с Хабра или Techcrunch, решение бытовой проблемы, спасение мира, что хотите. Отдельно рекомендую посмотреть на паспорта специальностей ближайших Советов – много идей может появиться. Но в любом случае потом надо придуманную тему обязательно завалидировать с научным руководителем – у него должен быть наметан глаз на «защищаемость» тематики. Бывает тема интересна, но науки в ней нет.
Но и обратное верно — если тема скучна и неинтересна – смотри пункт 1. Скука убивает мотивацию.
Не надо брать тему, где работ либо практически нет, либо очень много. В первом случае огребете все шишки новатора, во втором – устанете доказывать новизну.
Очень рекомендую, если получится, совместить тему научных исследований с тем, чем так или иначе приходится заниматься на основной работе. Да, работать и писать диссертацию одновременно очень тяжело. Да, на финальном этапе вы 2-3 месяца работать вообще не сможете из-за дополнительной нагрузки и активностей. Но в итоге все равно подобный подход сэкономит много сил и времени.
Да, и очевидная, но важная мелочь – все, что вы находите, где-нибудь сохраняйте. Тот же Evernote + Web Clipper спасет много времени на следующих этапах.
9.С чего начать – дубль 2. Когда тема есть, а всего остального – нет.
Лично я рекомендую метод снежинки (его еще писатели любят использовать). В данном случае он применяется следующим образом – надо составить содержание диссертации (взять в Интернете/библиотеке любые общедоступные диссертации по специальности и посмотреть, как оно обычно выглядит).
Содержание очень сильно проясняет картину – т.к. вы еще не знаете, что конкретно напишете в обзоре или, скажем, архитектуре системы, но уже понимаете, что такие части в работе должны быть. Его можно многократно переделывать до тех пор, пока у вас не будет ощущения, что по каждому пункту вам теоретически есть что написать или вы знаете, как к нему подступиться. Ну и, соответственно, что если все пункты будут заполнены, то получится связный рассказ о решении некоторой проблемы.
Моя собственная снежинка, в статьях и бизнес-аналитике, чаще всего выглядит примерно так: Глава 1. Актуальность проблемы. Обзор имеющихся методов. Преимущества и недостатки. Перспективы. Глава 2. Теоретическая часть предложенного мной. Методы. Алгоритмы. Сравнение и ниша. Глава 3. Практическая часть предложенного мной. Архитектура. Исследование производительности. Сравнение с конкурентами. Глава 4. Практическое применение. Задача – проблема, решение, результаты.
10. Достаточно часто аспиранта (особенно в вузе) воспринимают как бесплатную рабочую силу.
Избегайте. Или торгуйтесь – ибо все, что вы делаете, должно приближать к цели — диссертации. При этом не обязательно, чтобы это был непосредственно текст диссертации. Статья, программа или просто навык публичного выступления, знакомства и хорошие отношения тоже нужны.
12. Не надо откладывать написание статей на последний момент. Сейчас к кандидатской требуют не менее 10 публикаций, при этом две-три из них (для разных специальностей по-разному) должны быть в ВАКовском списке (подробные требования здесь. За ссылку спасибо пользователю DreamWalker).
Если есть готовый более-менее завершенный кусок – описывать и публиковать. Если хочется доработать – написать в статье о планах доработки. А как доработаете – еще одну статью. Конечно, каждый чих описывать не надо, но и полировать до зеркального блеска – бессмысленно.
Написание статей – это навык, который тренируется. Свою первую научную статью я писал более трех месяцев. Сейчас по тематике, в которой хорошо разбираюсь, я могу написать статью за 4 часа (так делать, правда, не надо – статья все-таки дело серьезное).
13. Участие в конференциях, равно как и изучение других авторефератов или просто поприсутствовать на предзащите/заседании кафедры тоже полезно – чем больше чужих примеров перед глазами, тем понятнее становятся требования и ожидания.
14. Любые вопросы или идеи, которые у вас возникают по ходу написания текста, записывайте в отдельный файлик.
Если меняется тема диссертации – сохраняйте старые варианты в черновиках. Любые замечания, которые вам дают по ходу работы, сохраняйте, равно как и ответы на них. Помимо того, что это просто полезный источник собственных идей, вам это все очень пригодится на последней стадии – подготовке дополнительных материалов.
Разумеется, все мои знакомые и знакомые моих знакомых кристально честные люди, но я слышал, что бывают случаи, когда соискателю приходится самому писать отзыв руководителя. Отзывы оппонентов. Десяток отзывов на автореферат из разных вузов со всех концов страны. Акты внедрения. Заключения. И многие другие, не менее интересные документы. Скажем так, не исключена ситуация, что и вам тоже придется это делать.
15.Типовые ошибки и проблемы — отсутствие научной новизны.
Очень большая проблема, свойственная многим работам. Люди не способны сформулировать, что же конкретно сделано нового (а иногда и не задумываются об этом в процессе написания – т.к. в дипломе, например, это нечасто требуется). Но кандидатская диссертация по сложности равна примерно 10 дипломам.
16. Типовые ошибки и проблемы — отсутствие сравнения с конкурентами.
По 9 диссертациям из 10 я мог бы в качестве замечания оппонента писать один и тот же вопрос, даже не заглядывая в работу. Мол, проведен недостаточный анализ и сравнение предложенного метода относительно существующих аналогов.
Проблема как в теоретической части сравнения, так и в практической. Причем, что интересно, обзор известных методов есть. Их недостатки тоже есть. А потом идет предложение своего, любимого, выпестованного, кровью и потом вспоенного. Но сравнить свое с известным, причем в честных условиях – почти никогда.
В результате описывает человек предложенный метод, блок-схемы красивые рисует, экраны программы демонстрирует, а на вопрос — чем, собственно, вы лучше метода Х, который тоже решает эту задачу, ничего ответить и не может.
17. Типовые ошибки и проблемы – ограничения предложенного метода.
Всегда надо четко формулировать, в каких условиях метод применим и дает хорошие результаты по сравнению с аналогами, а где его надо применять аккуратно или в комбинации с другими или не применять вовсе.
Не надо бояться сказать, что метод чего-то не может. Бояться надо необоснованных заявлений на более широкую применимость, чем в реальности.
Кандидатская работа – это всегда поиск своей ниши. Надо уметь с одной стороны не наглеть и не утверждать, что вы изобрели вечный двигатель, а с другой свои скромные завоевания отстаивать насмерть.
19. Дружите с ученым секретарем Совета.
Для вас это первый опыт, он/она видит десятки работ каждый год и знает все требования. Слушайте внимательно. Следуйте общепринятым правилам. Смотри пункт 3 – это квалификационная работа. И, к сожалению или к счастью, не самое лучше место, чтобы показывать свою индивидуальность.
20. Не считайте других идиотами.
Когда вы выйдете на защиту, то в своей тематике, с немалой долей вероятности, вы будете разбираться лучше, чем большинство, если не все члены диссертационного совета. Просто потому, что это узкая ниша, которую вы лично раскапывали последние три года. А у них могут быть совершенно другие научные интересы.
Но это совсем не означает, что за очень короткий срок они не смогут оценить, что вы сделали и найти все недостатки в том, что вы сделать забыли или не сумели. И вот тут уважительное отношение к окружающим очень поможет.
Отдельная часть этого правила – не считайте идиотами своих оппонентов. Поэтому не надо заниматься плагиатом и copy-paste (включая переводы зарубежных статей). Людей, которые не умеют пользоваться Интернетом – почти не осталось. Остались разве что те, кому неохота хватать вас за руку.
Также не стоит считать других врагами – почти никогда и ни у кого нет цели специально вам навредить, завалить или подловить. Просто они зачастую играют в другой команде – им нужно, например, не то, чтобы вы защитились, а чтобы ваша защита не подставила совет или кафедру (в случае, если диссертация окажется настолько плохой или скандальной, что карающий взор ВАКа обратится в их сторону).
21. Самое важное всегда помнить главное правило – спасение утопающих дело рук самих утопающих. В жизни много хороших людей, способных и готовых помочь. Но трепыхаться все равно вам.
Призовая игра. Ответы на вопросы, заданные бета-тестерами (в смысле – первыми читателями)
1. И как, хорошие работы идут, какой уровень?
Попробую дать суммарную оценку, по опыту не только своих советов, но и когда я по приглашению присутствую в других городах/вузах на защитах. Если быть предельно честным, то из 10 кандидатских, которые я вижу, 3 действительно заслуживают степени без вопросов. Еще 4 – так себе, проходят на брюхе. А с оставшимися беда. И это те, что благополучно прошли все предварительные фильтры, т.е. изначально выборка еще хуже.
Для докторских ситуация получше, но там и фильтрация куда как серьезнее. Здесь я бы сказал, что из 10 работ где-то 5 достойные, еще 4 – на уровне очень хорошей кандидатской, а последняя – в лучшем случае на уровне плохой.
К сожалению, пока Советы оцениваются по числу кандидатов, а не по качеству работ, ситуация не улучшится. А все реформы РАН ориентированы не на повышение качества науки, а просто классический передел сфер влияния. Но это тема совсем другой дискуссии.
2. А вот со всеми своими требованиями, ты бы как собственную диссертацию оценил?
Хороший вопрос. За докторскую мне и сейчас не стыдно, все, что там написано, имеет не только теоретическую базу, но и многократно доказывалось на практике. А вот кандидатская, честно говоря, у меня была сыровата, на троечку.
Кстати, есть очень простой проверочный критерий, купил ли крупный чиновник свою диссертацию. Посмотрите его официальную биографию, а потом проверьте год защиты. Если он сначала написал работу, а потом, через несколько лет, занял какую-то крупную должность – то все более-менее неплохо. А вот если сначала значительная должность, а потом степени повалили – то возникают определенные сомнения.
При этом, отмечу, не факт, что сама диссертация будет плохая — иногда нанимают писать очень неплохих ученых (примеры последних скандалов с плагиатами диссертаций всевозможных крупных шишек просто говорят о том, что дело настолько поставлено на поток, что писать и придумывать что-то новое нет ни времени, ни смысла).
Более того, для меня самого это был один из самых первых заработков в жизни, когда я, будучи в 9-м классе, помог написать главу диссертации по экономике, построив мат. модель и сделав программное обеспечение. Правда, к сожалению, это говорит не о том, что я был вундеркиндом, а об общем уровне диссертаций по экономике.
— eсли в образовательных – однозначно нужна, т.к. многие должности неофициально требуют ее наличие.
— eсли в бизнесе – то зависит от роли, в которой вы в бизнесе выступаете. Скажем, если в качестве разработчика (от техлида до CTO) – то скорее да. Если же в бизнес-роли – скорее нет. При этом если в России еще нормально воспринимается, и достаточно часто встречаются люди, успешно совмещающие научные степени и бизнес-хватку, то на Западе, чаще всего, подразумевается четкое разделение. Поэтому есть шанс, что придется пробиваться через стереотип о сумасшедшем ученом, способном придумать rocket science, но не сильно ориентирующемся в коммерческих и бизнес-реалиях – т.е. умение заключения контракта, создание и менеджмент команды и т.п.
Поэтому лично я имею несколько различных визиток, с разными красивыми словами – под ситуацию.
4. А она помогает кандидату при приеме на работу?
Зависит от работы, конечно. На мой взгляд, значительно чаще – мешает. Особенно если человек в процессе получения диссертации работал несколько лет исключительно при институте/университете.
Ибо в таком случае (не всегда, но часто) получается очень интересная комбинация – новоиспеченный кандидат наук имеет амбиции и чувство превосходства, а все его привычки и стиль работы не очень подходят для бизнеса и разработки в команде.
Если же удалось защитить диссертацию по теме, коррелирующей с основной работой, а в идеале без отрыва от нее или если работаешь в наукоемких производствах – то почему бы и нет.
5. А денег на науке заработать можно?
В науку не надо идти с целью зарабатывания денег – ее задача в том, чтобы двигать мир вперед, открывая неизвестное и придумывая новое. Другой вопрос, что ученый должен иметь возможность заниматься наукой и не умереть с голоду.
Лет пятнадцать назад я вернулся домой, в Россию, после получения степени магистра в George Washington University. И одновременно пошел по двум дорогам – стал младшим научным сотрудником в одном НИИ и стал одним из основателей и первых работников компании, занимавшейся разработкой программных продуктов на основе различных методов artificial intelligence. В то время никто еще не догадался называть подобное стартапом, и была затея куда менее популярной, хотя и не более рисковой, чем сейчас.
Я рос в научном плане и карьере, рос и как профессионал в бизнесе. Не всегда линейно и прозрачно, но, так или иначе, росли и мои зарплаты. И ради интереса мне захотелось посчитать, как же соотносится доход от научной работы с коммерческой деятельностью.
Ответ следующий. Доход за науку в какой-то момент наконец-то догнал мою зарплату. Моя месячная зарплата на работе стала равна сумме, которую я заработал за 29 месяцев в институте. Еще раз – суммарно, за 29 месяцев. При этом не надо думать, ориентируясь на МРОТ, что получал я несусветные миллионы. Когда у институтов денег недостаточно, они идут на разные ухищрения. В частности, нет закона, мешающего принять вас, скажем, на 0.1 ставки.
И я вовсе не к тому, какой плохой институт – там работают замечательные люди, способные заниматься наукой в таких условиях. Но к тому, что с такими расценками я лично заниматься наукой полноценно не могу – семью кормить надо.
Ну и, конечно, существует множество бизнесов, использующих науку в производстве – вот там как раз очень удачная комбинация – можно найти и интересные задачи и посмотреть результаты на практике.
И есть еще одна трактовка данного вопроса – на науке заработать нельзя, а вот при науке кормятся многие – гранты, взятки, откаты, написание на заказ и прочее. Ну или просто ради разнообразия посмотрите зарплаты ректоров вузов.
Таким образом деньги в карман тоже можно класть, причем даже больше, чем с помощью бизнеса. Каждый, конечно, живет как считает нужным, но этот способ я рекламировать не собираюсь.
6. А что вообще в России с наукой сейчас и дальше будет?
А вот это самый главный вопрос. И развернутый ответ на него я осознанно не хочу давать – ибо каждый заинтересованный должен сам его задать и найти свой ответ. Мой такой – наука в России не умерла, не умрет, и будет только сильнее, но не благодаря, а вопреки.
Так что желаю всем (пусть и сказано было совсем по другому поводу) – холодную голову, чистые руки и горячее сердце.