Что нужно для медицинского кабинета в школе
Приложение N 3. Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях
Информация об изменениях:
Приложение N 3
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н
Стандарт
оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях*
С изменениями и дополнениями от:
Ростомер или антропометр
Тонометр с возрастными манжетами
Динамометр кистевой 2 видов (для детей разных возрастных групп)
Оториноскоп с набором воронок
Шпатель металлический или одноразовый
Анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер)**
Аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма***
Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей
Шприц одноразовый с иглами (комплект 100 шт.)
Лоток медицинский почкообразный
Аппарат Рота с таблицей Сивцева-Орловой
Комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот»
Аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу)
Жгут кровоостанавливающий резиновый
Травматологическая укладка, включающая:
шины пневматические (детские и взрослые)
воротник Шанца (2 размера)
гелевый охлаждающе-согревающий пакет
Зонды желудочные разных размеров
Перевязочный материал: бинты, стерильные бинты, стерильные салфетки, стерильная вата, лейкопластырь, антисептики для обработки ран
Термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов
Дозаторы для мыла, бумажные полотенца, антисептик для обработки рук
Салфетки спиртовые из мягкого материала для обработки инъекционного поля
Посиндромная укладка медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи 3
Ведро с педальной крышкой
Емкость для дезинфицирующих средств
Шкаф медицинский для хранения лекарственных средств
Шкаф для хранения медицинской документации
Сейф для хранения медикаментов
Комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни
по числу учебных классов
* При наличии в структуре отделения иных кабинетов и подразделений они оснащаются в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи по профилю.
Информация об изменениях:
2 Виды и количество медицинских изделий определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2010 г., регистрационный N 18094), с изменениями внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача от 4 марта 2016 г. N 27 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2016 г., регистрационный N 41424), от 10 июня 2016 г. N 76 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2016 г., регистрационный N 42606).
Информация об изменениях:
3 Посиндромная укладка медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи комплектуется по отдельным синдромам с описью и инструкцией по применению
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Организация медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников доу и школ)
ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.
Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13″Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях» и предполагают следующее:
1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.
4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.
5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 0 раствором спирта.
6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.
Вопрос о профилактическом лечении лиц, бывших в контакте с больным чесоткой, решается врачом с учётом эпидемиологической обстановки. К указанному лечению привлекают тех, кто находился в тесном бытовом контакте, а также целые группы, классы, где зарегистрировано несколько случаев заболевания чесоткой или там, где в процессе наблюдения за очагом выявляются новые больные. В организованных коллективах, где профилактическое лечение контактных лиц не проводилось, осмотр кожных покровов обучающихся осуществляют трижды с интервалом в 10 дней.
При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.
8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.
Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.
Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:
1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:
— медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;
— систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
— работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;
— распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;
— информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
— сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза;
— систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;
— организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,
— работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;
— работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация «дней здоровья», игр, викторин и другие);
— медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;
— контроль за пищеблоком и питанием детей;
— ведение медицинской документации.
2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.
2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.
2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.
2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.
2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:
— ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;
— провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;
— в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;
— в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;
— следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).
2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.
Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:
1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;
2. проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;
3. вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;
4. вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;
5. осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;
6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;
7. проводить работу по профилактике травматизма;
8. ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;
9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.
Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:
1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;
2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;
3. проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;
4. оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;
5. проводит работу по профилактике травматизма;
6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;
7. следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала образовательного учреждения.
В дошкольных учреждениях ежедневно проводится «утренний фильтр»: осмотр зева, кожи, термометрия, результаты которого заносятся в журнал здоровья. При наличии признаков болезни ребенок в группу не допускается. Медицинская сестра осматривает вновь принятых детей, а также ребенка, вернувшегося после болезни, проверяет наличие медицинской документации и дает разрешение принять его в организованный коллектив. В случае возникновения инфекционного заболевания (такого, как коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха и т.д.) за детьми, имевших контакт с больным ребенком, устанавливается медицинское наблюдение.
Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.
Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.
При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.
Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).
Хранение дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, острых и режущих предметов осуществляется в помещениях в которые нет доступа детям.
Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.
Что нужно для медицинского кабинета в школе
от 20 января 2015 года
Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию медицинских пунктов (кабинетов) в детских образовательных учреждениях
1. Нормативные ссылки
2. Гигиенические требования к помещениям, внутренней отделке, медицинской мебели
2.1. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать оптимальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы и условия для оказания медицинской помощи и создания оптимальных условий труда для медицинского персонала (п.3.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).
2.2. Планировка помещений должна исключать возможность перекрещивания или соприкосновения «чистых» и «грязных» технологических потоков (п.3.3 СанПиН 2.1.3.1375-03).
2.3. Медицинское обеспечение в детских образовательных учреждениях и школах может осуществлять медицинский персонал, находящийся в штате самого учреждения, или специалисты лечебно-профилактического учреждения.
2.4. Медицинские кабинеты (пункты), осуществляющие медицинскую деятельность, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, согласно заявленным на лицензирование видам деятельности, работам и услугам (статья 40 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.6 СанПиН 2.1.3.1375-03).*
2.5. Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых (п.3.26 СанПиН 2.1.3.1375-03)
2.6. Установку и эксплуатацию аппаратуры, являющейся источником электромагнитных полей (ЭМП), производить в соответствии с санитарными правилами по электромагнитным полям (п.3.22.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).
2.7. Для внутренней отделки помещений используются материалы, разрешенные для применения в лечебно-профилактических учреждениях и в соответствии с функциональным назначением (п.4.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).
2.8. Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (п.4.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).
2.9. В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (процедурные, прививочные и другие помещения), стены следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами.
Покрытия пола в лечебных учреждениях не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, быть устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтусы, которые плотно закреплены между стеной и полом. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны (п.4.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).
2.10. В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением, следует предусматривать отделку глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 метра от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов, с каждой стороны (п.4.5 СанПиН 2.1.3.1375-03).
2.11. Применение подвесных потолков допустимо. При этом конструкции и материалы потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции (п.4.6 СанПиН 2.1.3.1375-03).
2.12. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих и медикаментозных средств (п.4.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).
3. Требования к водоснабжению, отоплению, вентиляции и освещению
3.1. В медицинских кабинетах должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (п.5.5 СанПиН 2.1.3.1375-03).
3.2. Системы отопления, вентиляции должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата (п.6.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).
3.3. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, их следует размещать у наружных стен, под окнами, без ограждений (п.6.3 СанПиН 2.1.3.1375-03).
3.4. Помещения оборудуются естественной вентиляцией (форточки, фрамуги), оборудованные системами фиксации (п.6.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).
3.5. Медицинские помещения должны иметь естественное освещение. Уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным правилам и нормам для общественных зданий (п.7.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).
3.6. Искусственная освещенность (общая и местная), источник света, тип лампы принимаются с соответствии с действующими нормативными документами (п.7.5 СанПиН 2.1.3.1375-03).
3.7. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями (п.7.6 СанПиН 2.1.3.1375-03).
3.8. Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах должно применяться ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке. Методы применения бактерицидного излучения, правила эксплуатации должны соответствовать гигиеническим требованиям и инструкциям по применению ультрафиолетовых лучей (п.8.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).
4. Гигиенические требования к условиям труда медицинского персонала
4.1. Расстановка медицинского и технического оборудования, его эксплуатация должны проводиться в соответствии с правилами охраны труда и возможности его обработки (п.п.9.2, 3.22.10 СанПиН 2.1.3.1375-03).
4.2. Должна быть предусмотрена гардеробная с наличием индивидуальных шкафов по числу работающего медицинского персонала, обеспечивающего раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви, головных уборов (пп.9.5, 11.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).
4.3. Персонал должен проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры и профилактические прививки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.9.9 СанПиН 2.1.3.1375-03).
5. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
5.1. Все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.
Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи (весной, летом, осенью).
Уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном помещении (п.10.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).
5.2. Генеральная уборка должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка процедурных, манипуляционных один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря (п.10.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).
5.3. В помещениях следует проводить ежегодно косметический ремонт. Устранение текущих дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) должно проводиться незамедлительно (п.10.3 СанПиН 2.1.3.1375-03).
5.4. В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование помещений должно быть прекращено (п.10.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).
5.5. В помещениях не должно быть синантропных членистоногих, крыс и мышевидных грызунов (п.10.5 СанПиН 2.1.3.1375-03).
5.6. Изделия однократного применения после дезинфекции утилизируются в установленном порядке (п.10.6 СанПиН 2.1.3.1375-03).
5.7. Изделия медицинского назначения многократного применения, которые в процессе эксплуатации могут вызвать повреждения кожи, слизистой оболочки, соприкасаться с раневой поверхностью, контактировать с кровью или инъекционными препаратами, подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации (п.10.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).
5.8. Контейнеры для сбора мусора твердых и бытовых отходов должны быть обеспечены крышками, регулярно очищаться, мыться и дезинфицироваться после каждого опорожнения (п.10.12 СанПиН 2.1.3.1375-03).
6. Требования к правилам личной гигиены медицинского персонала
6.1. Медицинский персонал должен быть обеспечен достаточным количеством комплектов сменной одежды: халатами, шапочками, масками, сменной обувью (тапочками). Дополнительно в наличии должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены. Стирка одежды должна осуществляться централизованно (п.11.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).
6.2. Медицинские работники обязаны мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого больного или выполнением процедур, а также после выполнения «грязных процедур» (уборки помещений, смены белья, посещения туалета и т.д.) (п.11.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).
6.3. Медицинский кабинет должен быть оборудован аптечкой для оказания экстренной помощи.
В целях предупреждения различных заболеваний, связанных с медицинскими манипуляциями, персонал обязан:
— использованный медицинский инструментарий сразу после окончания манипуляции погружать в емкость с дезинфицирующим раствором;
— при загрязнении рук (перчаток) кровью, сывороткой, выделениями протирать их тампоном, смоченным антисептиком, после чего промыть проточной водой с мылом. При попадании биологической жидкости на слизистые ротоглотки, немедленно рот и горло прополоскать 70%-м спиртом или 0,05%-ным раствором марганцово-кислого калия; при попадании в глаза промыть их раствором марганцово-кислого калия в воде в соотношении 1: 10000;
— при уколах и порезах вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять перчатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать 5%-й спиртовой настойкой йода;
— при наличии на руках микротравм, царапин, ссадин, заклеивать поврежденные места лейкопластырем (п.11.8 СанПиН 2.1.3.1375-03).
7. Требования к составу и площадям медицинских помещений в зависимости от типа учреждения
7.1. Детские дошкольные учреждения
7.1.1. Детские дошкольные учреждения, построенные по типовым проектам, должны иметь следующий состав медицинских помещений:
— кабинет педиатра (площадь 12 кв.м),
— процедурный кабинет (площадь 8 кв.м),
— изолятор, включающий в себя, в зависимости от вместимости ДОУ: приемную (площадь от 4 до 6 кв.м); палаты (площадь от 4 до 12 кв.м),
— санузел с местом для приготовления дезинфицирующих средств (площадь 6 кв.м) (п.2.2.22 СанПиН 2.4.1.1249-03).
Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и располагаться смежно с палатой изолятора, который проектируют не менее чем на две инфекции. Палаты изолятора размещают только в изолированных помещениях. Использовать кабинет приема врача или процедурный кабинет как изолятор запрещено. При наличии достаточных площадей в медицинском блоке ДОУ оборудуют физиотерапевтический кабинет, руководствуясь при этом СанПиН 2.4.1.1249-03 (Приложение 17).
7.1.2. В детских дошкольных учреждениях, построенных по старым проектам или размещенных в приспособленных помещениях, допускается устройство медпункта, состоящего из медицинского кабинета и изолятора.
Медицинский кабинет оснащают оборудованием и инструментарием в соответствии примерному перечню (приложение 16 СанПиН 2.4.1.1249-03).
7.2.1 Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать: кабинет врача (не менее 14 кв.м); кабинет стоматолога (12 кв.м) (если заявляются работы по специальности стоматология); процедурный кабинет (14 кв.м); кабинет психолога (10 кв.м) (если заявляются работы по специальности).