Что нужно для каршеринга
Как пользоваться каршерингом
1. Что такое каршеринг?
Каршеринг — это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией. Обычно его используют для коротких внутригородских поездок. В систему московского каршеринга входят операторы: «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», BelkaCar, «Ситидрайв», Bumerang.
2. Сколько стоит?
Стоимость аренды отличается в зависимости от выбранного оператора, а также класса авто, и составляет от 5 до 20 рублей в минуту. Преимущество каршеринга в том, что вам не надо тратить деньги на парковку, бензин, страховку, мойку автомобиля и его содержание.
3. Как взять машину в аренду?
Чтобы арендовать автомобиль, необходимо зарегистрироваться в мобильном приложении оператора. В процессе регистрации вам нужно прикрепить фотографии паспорта и водительского удостоверения, после чего подписать договор (путем присоединения к условиям оператора в приложении). Процедура проверки может занять несколько дней.
Забронировать доступный автомобиль можно в приложении. После того как машина зарезервирована, у вас есть некоторое время бесплатного бронирования — в среднем 20 минут — для того чтобы добраться до нее. По его истечении начинается оплата по тарифу за ожидание, который составляет от 2 до 5 рублей в минуту. Авто открывается с помощью приложения. Все необходимые документы и ключ замка зажигания находятся внутри машины. После визуальной проверки авто на наличие повреждений можно начинать аренду.
После использования автомобиля нужно завершить аренду. Чаще всего использование автомобиля считается прекращенным после нажатия кнопки «Завершить аренду» в приложении, однако лучше уточнить у оператора заранее, с какого момента он перестает списывать средства за аренду.
Обратите внимание: у каждого оператора свои ограничения по возрасту и водительскому стажу арендаторов. Эти сведения размещены на сайтах или в приложениях операторов каршеринга. Также там можно посмотреть контакты для обращений.
4. Где можно оставить машину?
Оставить машину можно в пределах зон завершения аренды как в Москве, так и в Подмосковье. При этом пользователь каршеринга освобождается от платы за стоянку в зонах платного паркинга, при условии соблюдения правил дорожного движения.
Некоторые операторы предоставляют пользователям возможность завершить аренду на стоянках московских аэропортов. Но зону обслуживания лучше уточнить — у всех операторов она разная.
5. Как происходит оплата?
Средства списываются автоматически с банковской карты, привязанной к личному кабинету мобильного приложения.
Не забывайте, что использование арендованного автомобиля не освобождает от ответственности: штрафы за нарушения правил дорожного движения, расходы на оплату штрафстоянки, спецстоянки и эвакуации несет арендатор. Несмотря на то, что транспортные средства застрахованы, у всех операторов предусмотрена материальная ответственность за порчу автомобиля в ДТП по вине водителя.
Кроме того, у каждого оператора есть своя система штрафов. Чаще всего это штрафы за несоблюдение чистоты в салоне, утрату документов, завершение аренды с пустым топливным баком и тому подобное. Чтобы узнать о них подробнее, внимательно читайте договор перед подписанием.
6. Что делать, если эвакуировали машину каршеринга?
У каждого оператора каршеринга свой порядок возврата автомобилей со спецстоянки. Чаще всего предлагается два варианта:
Если автомобиль эвакуировали не при вас, с вами свяжутся (по телефону, смс, электронной почте или в приложении) представители компании каршеринга и расскажут, какие опции у вас есть. Если вы сами заметили, что машину каршеринга эвакуировали, позвоните оператору — так вы избежите переплаты за длительное хранение автомобиля на спецстоянке.
Как начать пользоваться каршерингом: советы, документы, основные правила
Коллективное пользование автомобилем набирает обороты – только в Москве парк всех компаний насчитывает порядка 3,6 тысяч машин. Главное преимущество услуги в полной автоматизации. Чтобы получить разрешение на аренду не нужно идти в офис и заполнять бумаги. Все шаги регистрации можно пройти через телефон. Управление услугой тоже происходит онлайн.
Первый раз воспользоваться приложением carsharing можно только после одобрения компании. Обычно на это уходит несколько часов. После на поиск и оформление аренды автомобиля у вас будет уходить несколько минут.
Что нужно, чтобы пользоваться каршерингом
Зарегистрироваться в системе carsharing могут совершеннолетние граждане с водительскими удостоверениями и стажем вождения. Условия отличаются в разных компаниях. Так, «BelkaCar» и «Делимобиль» регистрируют водителей с возрастом от 21 года и стажем вождения не менее 2 лет, а «Anytime» позволяет пользоваться своим парком гражданам от 19 лет с годовым стажем и более. Посмотреть правила конкретного сервиса можно на его сайте в разделе «Правила» или «FAQ».
Что нужно для регистрации каршеринга:
Что еще нужно, чтобы открыть каршеринг и взять машину напрокат:
Как зарегистрироваться в каршеринге самостоятельно
Для онлайн регистрации в каршеринге нужно установить мобильное приложение и пройти в нем или на официальном сайте компании этапы подтверждения данных.
В первую очередь вам нужно подготовить документы:
Узнать точно, какие документы нужны для каршеринга, можно на сайте конкретной компании. Также вы увидите список на этапе регистрации.
Далее нужно подписать договор. При этом используется не реальная подпись в бумажном документе, а виртуальная. Таковой может стать:
Иногда компании предлагают возможность подписания договора в офисе.
Что нужно для личной регистрации каршеринга:
После вы сможете подъехать в компанию в удобное время, которое совпадает с рабочими часами. Иногда документы можно доставить через курьера. После подписания договора считается, что вы уведомлены о правилах пользования услугами компании и несете ответственность за нарушения. Нарушения правил эксплуатации автомобиля наказываются штрафами. Поэтому внимательно прочитайте требования по содержанию салона машины, заправке бака топливом, парковке.
Как долго каршеринг проверяет документы
После отправки сканов или фотографий удостоверений, они поступают в службу безопасности.
Процедура проверки занимает от 15 минут до 2 дней. Это зависит от компании и времени подачи документов – в ночное время служба безопасности работает не у всех операторов.
Как проходит проверка:
Сколько по времени каршеринг проверяет документы, написано на сайте оператора. Например, в «YouDrive» процедура занимает от 15 минут до 2 часов, за исключением периода с 00.00 до 08.00, когда специалисты не работают. В «Делимобиле» – от 24 часов. В «Anytime» данные проверяют в течение рабочего дня, с 9.00 до 21.00.
Как арендовать машину по системе «каршеринг»
Бронь авто
После авторизации в сервисе вы можете начать пользоваться услугами компании. Для этого зайдите на официальный сайт оператора или в мобильное приложение. Там вы сможете найти ближайшую к вам машину и забронировать ее.
Каждая компания предоставляет бесплатное время брони для того, чтобы человек успел добраться до автомобиля. В среднем это 20 минут. По истечении срока плата взимается по тарифу режима ожидания.
Снятие блокировки и осмотр
Двери машины заблокированы. Чтобы открыть их, нужно воспользоваться приложением.
После того, как вы откроете двери обязательно проведите осмотр транспортного средства. Убедитесь, что нет серьезных внешних повреждений, проблем в салоне. Если вы найдете вмятину/царапину или неисправность, сообщите об этом оператору компании. В противном случае штраф придется платить вам.
Документы и ключи зажигания
Все необходимое для использования автомобиля находится в салоне. Проверьте наличие документов, их актуальность. Ключи должны лежать рядом или быть вставленными в замок зажигания. Если вы не нашли бумаги, свяжитесь со службой поддержки.
Использование
Как пользоваться авто по системе «каршеринг» прописано в правилах. Можно регулировать сиденья, зеркала, заряжать мобильные устройства. Нельзя оставлять мусор, передавать управление машиной третьим лицам, завершать аренду вне общедоступных мест.
Завершение аренды
После окончания поездки нужно убедиться, что вы соблюли правила парковки, содержания салона, не оставили пустой бак. Если все в норме, завершайте аренду. Чаще всего для этого достаточно нажать кнопку «Завершить аренду» в приложении. Но лучше уточнить у конкретного оператора, с какого момента перестают списываться средства.
Можно ли снять авто в системе «каршеринг» на сутки и как это сделать
Вы можете арендовать машину на любое количество времени. Обычно тарифы считаются по минутам использования. При этом стоимость автомобиля в режиме ожидания и в активном режиме разная. За одну минуту поездки, в среднем, компании берут 8 рублей, за минуту стоянки – 2 рубля.
Многие компании предлагают посуточную аренду машины. Обычно тариф фиксированный – от 2000 рублей. Иногда тариф предусматривает ограничение по километражу. Например, в «BelkaCar» суточный тариф включает 100 км, после превышения стоимость считается по 8 рублей за километр.
Как воспользоваться каршерингом в Москве
Carsharing особенно удобен туристам. Можно арендовать машину, чтобы доехать до аэропорта или от него, найти авто рядом с гостиницей или с метро.
В столице больше всего операторов – тринадцать. Они работают по похожим схемам, отличаются автопарком, условиями эксплуатации и тарифами. Есть крупные компании, у них больше всего машин. Таких три – «BelkaCar», «Делимобиль», «Яндекс.Драйв». Однако если вы хотите всегда находить ближайший свободный автомобиль, установкой одного из приложений не обойтись, придется скачать несколько.
О том, как зарегистрироваться на сайте или в приложении каршеринг, мы написали выше, в Москве правила не отличаются. Более того, если вы уже пользовались услугами компании в другом городе, подавать документы снова не нужно.
Что нужно знать, чтобы воспользоваться каршерингом экономно
Пользоваться услугой краткосрочной аренды выгоднее, чем владеть собственным автомобилем, только если вы экономно подходите к вопросу. Вот, на что стоит обратить внимание:
О чем надо знать, прежде чем начать пользоваться каршерингом?
Дмитрий Белый недавно вступил в ряды каршероводов и стал пользоваться Делимобилем. На примере своего опыта с этим оператором он делится советами, плюсами и минусами для тех, кто пока только раздумывает начать пользоваться каршерингом.
Добрый вечер/день/ночь, уважаемые друзья! В рамках выделенной мне статьи я бы хотел поделиться своим небольшим опытом использования Делимобиля в течение месяца и немного помочь с выбором тем, кто пока еще не понял, стоит ли пользоваться каршерингом. В тексте будет как сухая констатация фактов, так и личный опыт (и негативный, и положительный).
Почему каршеринг?
Каршеринг как явление появился в столице нашей Родины достаточно давно, однако я не проявлял к нему какого-то особого интереса. Да, слышал от коллег на работе, что некоторые его используют, но не очень верил в необходимость этого лично для меня в связи с наличием собственного транспорта.
Однако пришло время обзаводиться собственной жилплощадью, и свой автомобиль я был вынужден продать. Конечно, я сделал это не без сожаления (кто не любит водить авто?), но также я прекрасно понимал, что большую часть времени мой автомобиль просто стоит. Платить за парковку в Москве каждый день дорого, да и жертвовать скоростью преодоления расстояния до работы на метро ради комфортного восседания в кресле с анатомическими изгибами и боковой поддержкой под высокоинтеллектуальные беседы ведущих утренних радиопередач в пробке я был не готов.
Я прекрасно понимал, что необходимость в авто все равно есть. Чаще всего это просто нужда перевезти что-либо. Но, скажу честно, иногда просто хочется покрутить баранку, хоть это и нерационально в условиях городских пробок. И вот тогда я обратил внимание на прокатные авто.
Почему Делимобиль?
Итак, после того, как я созрел для решения пользоваться каршерингом, я стал изучать рынок. Делимобиль и Белка были на виду и на слуху, но вот об остальных операторах я ничего не знал. Изучив данный вопрос, я пришел к выводу, что мне нужен либо Делимобиль, либо Белка. Почему? Да все просто – у них самые большие автопарки, а значит, вероятность найти авто намного выше. Спросите, почему не зарегистрироваться во всех сразу? На это есть две причины:
1. Нет желания изучать и помнить права и обязанности каждого сервиса. В этом плане сейчас правильно поступает YouDrive: как агрегатор позволяет использовать любое авто по своим правилам.
2. Некоторые сервисы предлагают слишком высокий ценник. По московским меркам у меня достаточно неплохая зарплата, однако все равно я не готов тратить большие деньги на аренду авто. Ведь это общественный транспорт (хоть и немного другого формата), так зачем переплачивать? Поэтому свое отношение к ценовой политике я бы охарактеризовал так: «мне можно чуть похуже, но подешевле».
Соответственно, выбор между Делимобилем и Белкой тоже стал практически очевиден: за те же деньги условия у Делимобиля чуть лучше. Если в будущем Белка снизит цену, то я смогу задуматься об использовании их автопарка.
Регистрация в сервисе
Я выбрал самый удобный вариант регистрации – загрузку и подписание договора онлайн. В принципе, ничего сложного, однако без ложки дегтя и здесь не обошлось: нигде не было пункта о том, какой же тариф я выбираю. После отправки документов одобрения пришлось ждать около суток. В это время мной был задан вопрос поддержке в Телеграме относительно тарифа, на что получил ответ «во время регистрации был выбран тариф „Базовый“».
Странно, ведь я ничего не выбирал. В итоге после активации учетной записи я вижу в приложении тариф… «Сказка»! С одной стороны, я обрадовался этому, так как хотел начать знакомство с каршерингом именно в таком формате, с другой стороны, бардак и неразбериха всегда заставляют держать ухо востро.
Плюсы и минусы реальной эксплуатации каршеринга с позиции новичка
Совершив около десятка поездок, я решил немного помочь новичкам, которые, как и я, перед регистрацией изучают сервис и сравнивают все плюсы и минусы. Естественно, это будет не простое сравнение, а основанное на личном опыте с примерами.
Итак, что же можно отнести к плюсам:
1. Банальное и всем уже набившее оскомину «отсутствие затрат на бензин, ремонт, страховку, парковки». Да, это действительно удобно. Экономия большой кучи времени. Ни один из этих вопросов вам не придется решать. Не нужно проходить техосмотр, мучиться с покупкой е-ОСАГО, помнить о своевременной уплате транспортного налога, необходимости хотя бы минимально понимать устройство собственного авто (если не хотите стать лохом в сервисе). Сюда же относится заправка авто, которая проводится за деньги оператора по топливной карте. Каршеринг – это классический продукт потребления. Попользовался, заплатил – оставил.
2. Ответственность за авто лежит на вас только при использовании автомобиля. После завершения аренды (разумеется, если вы не повредили транспорт, а также припарковали его, не нарушив ПДД) вам не нужно забивать голову вопросами вроде «Как там авто? Не угнали его? Не повредили?». Вы просто оставляете авто и забываете про него. Очень удобно.
3. Небольшие штрафы за ДТП. Даже если вы полностью разобьете авто, вам не придется платить больше 25 тысяч рублей (а если использовать тариф «Сказка», то и вовсе ничего с вас не возьмут). Внимание! Данное правило не распространяется на ДТП, произошедшие по причине серьёзных нарушений ПДД (выезд на встречку, проезд на красный свет…).
4. Все автомобили — только с автоматической коробкой передач. Понятно, что для расширения клиентской базы нужно сделать так, чтобы ездить мог и профессиональный водитель, и новичок, только что получивший права. Да и в условиях города автомат намного удобнее (пробки, парковка).
5. Если ваш личный транспорт редко выбирается на прогулку, то суммарные затраты в год на него могут быть значительно выше затрат на использование каршеринга. Ведь помимо бензина нужна страховка, обслуживание, мойка, плата за парковки, оплата транспортного налога и др. В этом случае стоит всерьез задуматься об использовании нового вида транспорта. (Подсчеты о том, что выгоднее: шеринг или оунинг →)
6. Возможность тестирования различных автомобилей. Если вы собираетесь приобретать какой-либо личный автомобиль, то присмотритесь к каршерингу: может быть, данная модель уже там представлена, и можно её протестировать?
На этом, пожалуй, список плюсов можно закончить. А вот список минусов, пожалуй, будет внушительнее и серьезнее.
1. Вы несете ответственность за предоставленный вам в аренду транспорт. Как вы можете заметить, данный пункт уже был в разделе «плюсы». Но здесь я хочу его рассмотреть немного с другой стороны. В договоре каршеринга есть много условий, нарушение которых приведет к попаданию на большие штрафы. Это нужно помнить и относиться к ним с холодной головой. Хотя в целом все дружелюбно и безобидно: соблюдайте ПДД, бережно относитесь к вверенному вам автомобилю, и тогда все будет хорошо.
2. Наличие повреждений, которые нужно фиксировать. Как правило, большинство людей не соблюдают предыдущий пункт, отчего страдают не только они сами, но и другие люди. Во-первых, с вероятностью в 90% (по моим личным наблюдениям; у кого-то может быть иначе) вы получаете авто с повреждениями. Это могут быть вмятины, либо проколотые колеса, либо треснувший бампер — да что угодно. Также может быть что-то сломано в салоне или просто грязно, а иногда даже накурено. Проблема вся в том, что оператор не будет искать того, кто это сделал. Он просто выпишет штраф пользователю, который арендовал авто последним перед обнаружением озвученных недостатков. Как можно защититься от хамского отношения со стороны других? Нужно внимательно осматривать авто, делать фото до начала аренды (а еще лучше и после, чтобы не «повесили» на вас косяки, возникшие во время стоянки авто между арендами), а также сообщать об этом оператору. И вот уже здесь, к сожалению, пункт 2 из раздела «плюсы» начинает выглядеть не так радужно. Кроме того, сам процесс фиксации повреждений выглядит, мягко говоря, не лучшим образом. Каждый раз, перед каждой поездкой, нужно облазить авто вдоль и поперек, чтобы найти все, иначе это найдут после вас. Проблема заключается еще в том, что, по словам поддержки, осматривать и фиксировать каждое (!) повреждение необходимо, даже если вы арендуете одно и то же авто повторно, а между вашими арендами его никто не использовал. Данный процесс достаточно скучен и вызывает отвращение. Однако ничего лучше, чтобы защититься от претензий оператора, пока, к сожалению, не придумали.
3. Нельзя отправиться на каршеринге «куда угодно». Есть определенная зона использования (у Делимобиля это Московская область) и зона завершения аренды, где можно оставить автомобиль (у Делимобиля — в пределах МКАД и еще несколько близлежащих зон). Я бы очень хотел отправиться на авто в другой город, но такой возможности у Делимобиля, увы, нет. Да и недешево это выйдет. Также хочу обратить внимание на один важный факт: не оставляйте авто на подземной парковке. Совсем недавно, попытавшись арендовать такой Солярис, я получил надпись в приложении: «Нет связи с ТС».
В итоге мне пришлось ехать на общественном транспорте, а последний арендатор, очевидно, получил за такую парковку штраф. Пожалуйста, не делайте так!
4. В автомобилях часто нет в наличии каких-либо вещей. Будь то щетка для очистки снега или набор автомобилиста – все это вполне успешно воруется из каршеринговых авто. Даже сами операторы признаются, что это для них расходники. Намного хуже, когда воруют, например, топливные карты. Не совсем понятно, зачем это делать, ведь их тут же заблокируют. Но тем не менее факт остается фактом. И опять же, ссылаясь к пункту 2, все это нужно фиксировать, проверять, фотографировать, записывать…
5. Дистанционные системы автомобиля часто глючат. Совсем недавно мне не удавалось завершить аренду, так как приложение сообщило мне, что селектор АКПП находится не в положении «Р». Проблема решилась повторным запуском авто, переводом рычага в другое положение и обратно. Естественно, радости или удовольствия это не добавляет. Или, например, в другой раз я попытался воспользоваться авто, но при попытке нажать кнопку «начать осмотр» авто просто не открывалось. И завершить аренду при этом тоже не получалось. Пришлось звонить на горячую линию. А звонок на горячую линию Делимобиля – это сущий ад. Можно провисеть на линии и 5 минут, и 10, и 20… А тем временем у вас капают средства, так как на осмотр авто дается всего 3 минуты. И если вы в течение этого времени не подписали электронный акт приема-передачи, то бронь переходит в платный режим. До поддержки я смог кое-как дозвониться, бронь снял дистанционно оператор поддержки. Справедливости ради хочу отметить, что средства за платную бронь компенсировали. Но я остался без автомобиля. В другой раз мне попался Каптюр, который попросил меня проверить иммобилайзер.
Разумеется, я этого делать не стал, а сообщил об этом в поддержку. После завершения аренды автомобиль был убран с карты и недоступен для использования, и, по словам оператора, технические специалисты должны были забрать Каптюр в сервис. Однако прошла ночь, и утром я вижу, что авто доступно к бронированию, и никто его с места не двигал. Дистанционно его починили?
6. Штраф за завершение аренды с пустым баком. Если во время аренды на приборной панели загорелся индикатор низкого уровня топлива, значит, автомобиль нужно заправить. Оставил так – получил штраф. А что такое заправка – это время, это деньги за аренду авто, это необходимость искать ближайшую заправку. Конечно, оператор предоставляет бонусные 15 минут за заправку авто. Но их часто не хватает, так как заправка далеко, а на ней очередь. Именно поэтому многие, в том числе и я (чего уж лукавить), стараются выбирать из нескольких авто, находящихся поблизости, то, у которого не осталось пары капель в бензобаке.
Лояльность оператора
Все мы знаем, насколько суровы договора каршерингов: шаг влево, шаг вправо — расстрел. Однако на деле все не так сурово, и в некоторых ситуациях они даже идут навстречу. Совсем недавно со мной произошел случай: после аренды авто с заправкой на АЗС я случайно оставил в кармане куртки топливную карту. Обнаружил это дома, и первой моей мыслью было «ну все, попал на первый штраф».
Делать нечего, написал оператору, что так и так, забыл, виноват. На мое удивление, никто не сказал, что будет штраф, меня просто попросили вернуть карту в офис. На мое счастье, автомобиль после меня никто не арендовал, поэтому он остался стоять рядом.
Служба поддержки дистанционно открыла мне Каптюр, я вернул карту на место, после чего они так же самостоятельно заблокировали двери, а затем даже поблагодарили за бдительность.
К чему я все это рассказал? Нет, не к тому, что «не надо обращать внимания на договор». Надо, очень внимательно надо. Но в любых конфликтных ситуациях постарайтесь не молчать, а идти на переговоры. Данный факт для любой компании (будь то каршеринг или банк) является позитивной характеристикой клиента, что подразумевает отсутствие необходимости принятия к нему жестких дисциплинарных мер.
Но также я столкнулся и с другой ситуацией: Солярис, который я попытался арендовать, не заводился. И не завершалась аренда. На мой звонок в службу поддержки первый оператор сказал: «Ну, подождите 10 минут, может, все устаканится». То есть я должен стоять и ждать, опаздывать куда-то (уйти не могу, так как автомобиль открыт!), еще и дарить свои денежные средства с карты за такую прекрасную поездку. Через 10 минут другой оператор сказал мне закрыть двери изнутри и захлопнуть их, после чего сообщить местоположение авто и убираться восвояси. Денежные средства за аренду мне начислили на бонусный счет. Начислили ровно столько, сколько списали. А могли бы и компенсацию дать…
Именно из-за этой ситуации считаю, что данный пункт можно вывести в ноль: лояльность вроде бы есть, но её вроде бы и нет.
Вместо заключения
Конечно, полностью заменить свой автомобиль каршеринг не в силах. Вы не отправитесь на нем в другой город, вы не сможете его переделать под свой вкус, и, конечно же, его нельзя поставить себе в гараж, чтобы им пользовались только вы. Но ведь этого и не требуется. Каршеринг является альтернативой общественному транспорту. Я для себя решил, что буду использовать в комплексе с метро, автобусами, трамваями. Большое расстояние, есть пробки – нужно выбирать метро. Нет рядом автомобиля – сажусь в трамвай/автобус/троллейбус. Несколько пересадок и «Г»-образный маршрут? Отлично подойдет каршеринг. Разве что, пожалуй, такси возможно заменить, но только если вы не торопитесь. Ибо процесс поиска, осмотра авто и фиксации повреждений тоже занимает время.
Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)
Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.