Что нужно для кандидата в депутаты
Быть депутатом хорошо. Восемь советов для тех, кто хочет баллотироваться в своем городе
Депутат – должностное лицо, представляющее интересы граждан в законодательных и представительных органах власти. А еще должность «народного избранника» – это престиж и множество привилегий. Но стать депутатом в своем городе не всегда просто, ведь сначала нужно заслужить доверие жителей.
Готовы все преодолеть?
Совет №1: учтите требования к кандидатам
Согласно Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутаты избираются гражданами муниципалитета на срок не менее двух и не более пяти лет. К своим полномочиям выбранный служитель народа должен приступить в день его избрания.
Однако стать депутатом может не каждый. Выставляя свою кандидатуру на выборы, кандидат должен:
Наличие высшего образования необязательно. Однако оно играет важную роль при формировании имиджа. Изучая биографию кандидата, избиратели обращают внимание на образование, семейное положение, опыт работы на управляющих должностях, внешний вид, личные качества.
Чем выше уровень доверия избирателей, тем больше шанс занять должность.
Совет №2: определитесь, как будете баллотироваться
Кандидат в депутаты может выдвигаться двумя способами:
В первом случае нужно выбрать партию, вступить в нее и зарекомендовать себя активным, ответственным и инициативным членом.
Обычно партийным выдвиженцам доверяют больше, потому что у любой политической партии уже есть свой круг сторонников в народе.
Самовыдвиженцев не знают, поэтому заслужить доверие сложнее. Также самовыдвиженцы могут баллотироваться только на выборы по одномандатному округу – определенному городскому участку.
Когда кандидат принадлежит к политической партии, то голосовать будут за нее в целом. И чем выше положение члена в партийном списке, тем больше шансы, что именно он окажется в числе депутатов.
Совет №3: изучите законы
Перед тем как баллотироваться в депутаты в своем городе, кандидату нужно внимательно изучить действующее законодательство, в том числе:
Далее процесс выдвижения будет зависеть от того, является ли кандидат представителем партии или самовыдвиженцем. В первом случае будет проще. Во втором все проблемы и вопросы придется решать самостоятельно.
В любом случае действовать придется в несколько этапов.
Совет №4: выберите округ
Чаще всего его выбирают по месту жительства кандидата. Полный список городских округов можно получить в Территориальной избирательной комиссии.
Выдвинуть свою кандидатуру можно в течение 30 дней после того, как районное муниципальное собрание объявит о проведении выборов.
Совет №5: соберите документы
В обязательный пакет входят:
Представителям политических партий дополнительно потребуется предоставить протокол, составленный во время очередного партийного заседания. В документе должно быть указано, что партия действительно назначила конкретное лицо в качестве своего кандидата.
Совет №6: откройте избирательный счет
К этому пункту можно приступать после того, как все документы приняты избиркомом, а взамен выдана справка, необходимая для открытия счета. Вместе со справкой и паспортом кандидат должен прийти в банк и открыть счет.
Совет №7: соберите подписи
Если депутат является самовыдвиженцем, ему потребуется заручиться подписями от граждан, готовых поддержать его на выборах. Чтобы понять, сколько подписей нужно собрать, необходимо разделить 0,5% от числа избирателей на количество мандатов. Например, в округе с 30 000 жителей и пятью мандатами нужно собрать подписи всего лишь от 30 человек.
Совет №8: агитируйте
После завершения всех подготовительных этапов кандидат может приступать к предвыборной кампании и агитации избирателей.
Агитировать можно несколькими способами – в печатных, радио- и телевизионных СМИ, в интернете, на уличных баннерах, с помощью личных встреч с людьми.
Любые расходы на агитацию должны быть оплачены из избирательного счета кандидата, а печать материалов разрешается только в аккредитованных типографиях.
Под выдвижением кандидата в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (далее – Федеральный закон) понимается самовыдвижение кандидата и инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность.
Депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования18 лет.
Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Такие договоры в настоящее время заключены с Туркменистаном, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Республикой Беларусь.
Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
г) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
д) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
е) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 40 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» от 27.06.2003г. № 683-ЗРК (далее – Закон Республики Карелия), либо совершения действий, предусмотренных пунктом «ж» части 6 статьи 60 Закона Республики Карелия, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в который назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.
Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения
Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Если кандидат не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и (или) в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящей частью, это также указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
При выборах депутатов представительных органов муниципального образования, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию такие сведения.
Документы кандидат обязан представить лично. Документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных действующим законодательством.
Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 20 Закона Республики Карелия, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона Республики Карелия, и выполнения требований, предусмотренных частью 3.2 статьи 20 Закона Республики Карелия, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.
Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении.
Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.
Выдвижение кандидатов избирательными объединениями
Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения. В одномандатном избирательном округе и при проведении выборов главы муниципального образования избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.
Регистрация кандидата, списка кандидатов
Для регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, и не позднее чем за 42 дня до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования следующие избирательные документы:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов;
б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования;
в) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2-3 статьи 20, частями 1 и 2 статьи 21.2 Закона Республики Карелия;
г) уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда, либо уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета;
д) первый финансовый отчет кандидата, за исключением случая, когда кандидатом не создается избирательный фонд;
Для регистрации кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
Для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее 10 подписей.
Если избирательное объединение, выдвинувшее кандидата на должность главы муниципального образования, осуществляет в поддержку выдвижения кандидата сбор подписей избирателей, то оно обязано собрать подписи в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования., но не менее 10 подписей.
Если избирательное объединение, выдвинувшее кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования по одномандатному избирательному округу, осуществляет в поддержку выдвижения кандидата сбор подписей избирателей, то оно обязано собрать подписи в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не менее 10 подписей.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
Если избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по единому избирательному округу, осуществляет в поддержку выдвижения списка кандидатов сбор подписей избирателей, то оно обязано собрать подписи в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее 10 подписей.
На выборах должностного лица местного самоуправления регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда кандидата. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о его выдвижении.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет.
Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе.
Регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования.
Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой отказ в регистрации, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Избирательная комиссия в течение 10 дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.
В случае отказа в регистрации кандидата избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата (список кандидатов), копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.
Основания для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов предусмотрены ч. 14 и 15 ст. 26 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия».
В случае отказа в регистрации кандидата на тех же выборах возможно с соблюдением установленных Законом Республики Карелия порядка и сроков их выдвижения.
Кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования), кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Указанное заявление отзыву не подлежит. Если кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, представит указанное заявление до заверения списка кандидатов, избирательная комиссия исключает этого кандидата из списка кандидатов до такого заверения. Если кандидат, подавший заявление о снятии своей кандидатуры, выдвинут в составе списка кандидатов, избирательная комиссия, заверившая или зарегистрировавшая список кандидатов, исключает кандидата из списка кандидатов. Если кандидат, выдвинутый непосредственно и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации.
Орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе отозвать этого кандидата, этот список кандидатов. Решение об отзыве кандидата, списка кандидатов представляется в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). Если кандидат, список кандидатов был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов избирательная комиссия муниципального образования принимает решение об аннулировании регистрации кандидата, списка кандидатов. Избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов. Кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного частью 9 статьи 60 Закона Республики Карелия.
Если в одномандатном избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Что нужно для кандидата в депутаты
Ст. 33 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
Статья 33. Условия выдвижения кандидатов
1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 95-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 33 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, сведения об этом должны быть указаны в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
(п. 2.2 в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 05.12.2006 N 225-ФЗ, от 04.10.2010 N 263-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 05.05.2014 N 95-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 02.04.2013 N 30-ФЗ)
3.2. Порядок проверки сведений, указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, устанавливается указом Президента Российской Федерации.
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 02.04.2013 N 30-ФЗ)
3.3. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 03.02.2014 N 14-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла п. 5 ст. 33 см. Постановление КС РФ от 22.12.2015 N 34-П.
5. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 05.05.2014 N 95-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. В случае выдвижения кандидатом, в том числе в составе списка кандидатов, лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 143-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 95-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, представляемых кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 03.12.2012 N 238-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Проверка выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)
6.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у кредитных организаций имеющиеся у них сведения о счетах, вкладах кандидатов, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов.
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
6.3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.
(п. 6.3 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
6.4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.
(п. 6.4 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
(п. 6.5 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
6.6. Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(п. 6.6 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
6.7. Результаты проверки сведений, указанных в пунктах 6.2 и 6.3 настоящей статьи, полученные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от кредитных организаций, держателей реестра и депозитариев, передаются избирательным комиссиям, представившим в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации соответствующие данные о кандидатах, их супругах и несовершеннолетних детях при проведении ими проверки достоверности представленных кандидатами сведений.
(п. 6.7 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 231-ФЗ)
Ст. 33 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией, в том числе сведения о том, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.
(в ред. Федеральных законов от 02.05.2012 N 41-ФЗ, от 05.05.2014 N 95-ФЗ)