Что нужно для исповеди

Подготовка к Исповеди

Подгото́вка к И́споведи — испы­та­ние сове­сти перед Таин­ством Пока­я­ния.

В отли­чие от маги­че­ского обряда очи­ще­ния, допус­ка­ю­щего слепое испол­не­ние ука­за­ний «свя­щен­но­дей­ству­ю­щего» кол­дуна или мага, Таин­ство Пока­я­ния под­ра­зу­ме­вает нали­чие веры, осо­зна­ние личной вины перед Богом и ближ­ними, искрен­него и осо­знан­ного жела­ния осво­бо­диться от власти греха.

К Таин­ству Пока­я­ния нельзя под­хо­дить меха­ни­че­ски. Про­ще­ние и раз­ре­ше­ние грехов — не юри­ди­че­ский акт объ­яв­ле­ния греш­ника неви­нов­ным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни испо­ве­до­вался, мог обра­тить вни­ма­ние на то, какая молитва чита­ется над ним: «при­мири и соедини святей своей Церкви». Через Таин­ство Пока­я­ния чело­век при­ми­ря­ется с Богом, вос­ста­нав­ли­вает себя как члена Церкви.

Пока­я­ние в грехе состоит из 3‑х этапов: Пока­яться в грехе, как только его совер­шил; вспом­нить о нем на исходе дня и вновь попро­сить у Бога за него про­ще­ния; испо­ве­дать его в Таин­стве Пока­я­ния (Испо­веди) и полу­чить раз­ре­ше­ние от этого греха.

От Таин­ства Пока­я­ния сле­дует отли­чать:

Где и когда можно испо­ве­до­ваться?

Испо­ве­до­ваться можно в любом месте в любой день года, но обще­при­ня­той явля­ется испо­ведь в храме в опре­де­лён­ное рас­пи­са­нием время или по дого­во­рён­но­сти со свя­щен­ни­ком. Испо­ве­ду­ю­щийся должен быть кре­щё­ным.

На первую испо­ведь или испо­ведь после дол­гого пере­рыва лучше не при­хо­дить в вос­кре­се­нье или дни вели­ких цер­ков­ных празд­ни­ков, когда храмы полны моля­щи­мися и велика оче­редь на испо­ведь. Также жела­тельно при­хо­дить к Таин­ству зара­нее.

Первую Испо­ведь не сле­дует соеди­нять с первым При­ча­ще­нием, чтобы в полной мере ощу­тить впе­чат­ле­ния от этого вели­кого собы­тия в нашей жизни. Впро­чем, это только совет.

Как гото­виться к Испо­веди?

При под­го­товке к испо­веди, в отли­чие от под­го­товки к Таин­ству При­ча­ще­ния, цер­ков­ный устав не тре­бует ни осо­бого поста, ни осо­бого молит­вен­ного пра­вила.

Прежде чем отпра­виться на испо­ведь уместно:

Реко­мен­да­ции испо­ве­ду­ю­ще­муся:

Можно ли запи­сать грехи, чтобы не забыть их на испо­веди?

Да, это воз­можно, но про­чи­тать грехи сле­дует само­сто­я­тельно, а не отда­вать записку для про­ще­ния свя­щен­нику.

Что делать, если не счи­та­ешь себя греш­ным чело­ве­ком? Или если грехи обыч­ные, как у всех.

Сле­дует срав­ни­вать себя в первую оче­редь со свя­тыми, тогда соб­ствен­ное духов­ное здо­ро­вье не будет выгля­деть столь радужно.

Чистая совесть — при­знак корот­кой памяти…

Стоит ли испо­ве­до­ваться, если навер­няка опять согре­шишь неко­то­рыми гре­хами?

Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запач­ка­ешься? Пока­я­ние – это жела­ние пере­ро­диться, оно не начи­на­ется испо­ве­дью и не закан­чи­ва­ется ей, это дело всей жизни. Пока­я­ние это не только пере­чис­ле­ние грехов перед Богом при сви­де­тель­стве свя­щен­ника, это состо­я­ние души, нена­ви­дя­щей грех и избе­га­ю­щей его.

Пока­я­ние должно быть не просто эмо­ци­о­наль­ной раз­ряд­кой, это систем­ная, осмыс­лен­ная работа над собой, име­ю­щая целью при­бли­зиться по своим каче­ствам Богу, упо­до­биться Ему в доб­ро­де­те­лях. Пра­во­сла­вие имеет неис­чер­па­е­мое аске­ти­че­ское насле­дие, состав­лен­ное свя­тыми подвиж­ни­ками, кото­рое необ­хо­димо изу­чать для пра­виль­ной орга­ни­за­ции духов­ной жизни.

Наша цель не просто очи­ститься от грехов и стра­стей, но при­об­ре­сти доб­ро­де­тели. Мало, напри­мер, пере­стать воро­вать, необ­хо­димо научится мило­сер­дию.

Грубые грехи уже пре­одо­лены и на каждой испо­веди при­хо­дится повто­рять прак­ти­че­ски одни и те же грехи. Как выйти из этого пороч­ного круга?

епи­скоп Тихон (Шев­ку­нов):
“Для давно воцер­ко­в­лен­ных людей «список» грехов, как пра­вило, от испо­веди к испо­веди при­мерно один и тот же. Может воз­ник­нуть ощу­ще­ние некоей фор­маль­ной духов­ной жизни. Но дома мы часто под­ме­таем пол, и, слава Богу, не каждый раз при­хо­дится раз­гре­бать авги­евы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начи­на­ешь заме­чать, как жизнь у неко­то­рых хри­стиан дела­ется с годами скуч­нее и скуч­нее. А должно быть наобо­рот: она должна ста­но­виться всё более насы­щен­ной и всё более радост­ной”.

Тем не менее, не нужно успо­ка­и­ваться в том, что не можешь побе­дить все грехи, нужно лишь осо­зна­вать, что не все грехи и стра­сти воз­можно побе­дить мгно­венно. Это систем­ная задача, реше­нию кото­рой служит аске­тика.

У меня очень слож­ные жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства, боюсь, что про­стой батюшка меня не поймёт.

Гос­подь в любом случае поймёт. Есть хоро­ший рас­сказ по этому поводу: “Зеница ока”.

Бог поже­лал, чтобы мы кая­лись не перед без­греш­ными Анге­лами, а перед людьми. Мы должны сты­диться совер­ше­ния греха, а не пока­я­ния. Если чело­век искренне воз­не­на­ви­дел свои грехи, то он не постес­ня­ется при­знаться в них перед свя­щен­ни­ком.

свя­щен­ник Филипп:
Иногда можно заме­тить, что неко­то­рые при­хо­жане, с уди­ви­тель­ной педан­тич­но­стью и скру­пу­лез­но­стью испо­ве­да­ю­щи­еся в малей­ших нару­ше­ниях цер­ков­ных правил или небла­го­го­ве­нии к свя­ты­ням, с тем же уди­ви­тель­ным посто­ян­ством оста­ются довольно жест­кими и неми­ро­лю­би­выми в отно­ше­ниях с окру­жа­ю­щими людьми.

Источник

Памятка для первой исповеди

Что нужно для исповеди

Что нужно делать на первой исповеди? Что такое смертные грехи? Как вести себя в храме? Если Вы задаётесь этими вопросами, то данная статья написана для Вас!

Вы зашли в храм. Это особое место, и, если хотите, другой мир. Мир посвященный Богу: Истине и Вечной Жизни. Здесь посадка на корабль Спасения, здесь путь к Богу. Но это необычный путь, поскольку начинается он в нашей душе, в нашей совести. Чтобы приступить к этому пути, нужно признать себя отпавшим от Бога, виновным перед Ним. Как свидетельствует Библия, нас разделяют с Богом некоторые наши поступки, слова, мысли — называемые грехами. Начало этому разделению положено непослушанием прародителей человеческого рода — Адамом и Евой. Их непослушание — грех, называемый первородным, наследуется всеми людьми и является причиной предрасположенности каждого человека к совершению уже своих грехов, еще более удаляющих от Творца.

Удаление от Бога, в результате совершения греха, вполне реально и заметно. Грех, прежде всего, разрушает человеческую личность. Ведь личность любого человека основана на нравственном законе, «написанном в сердце» (Рим. 2.15). И по мере погружения в греховную жизнь степень разрушения личности возрастает — так, что человек теряет власть над собой и становится рабом своих страстей, часто безумных, а иногда, омерзительных и преступных.

Иоанн Златоуст не преувеличивал, когда говорил, что «всякий грешник есть безумец» — разве убийство родного брата по зависти не есть безумие? И разве развратник, рискующий заразиться СПИДом или другой смертельно опасной болезнью, отдает себе отчет, в том, что делает? А обжора, а пьяница, а наркоман — не покинул ли их разум? «На самом деле порок нам даром не достается» — говорил митрополит Московский Платон — «Ленивец расслабляет тело и отягощает его болезнями. Развратник обезображивает себя следами порока и сокращает свои дни. Корыстолюбец лишается покоя и иссушает в себе жизненные соки. Склонный к гневу воспаляет кровь и неумеренным волнением повреждает свое здоровье.» А сколько по причине греха поломанных судеб, искалеченных семей, детей…

Впрочем, всякий из нас знает о последствиях грехов и по собственному несчастному опыту. И каждый новый грех делает совесть грешника менее чувствительной, что способствует совершению еще больших грехов. Ужасно, что со смертью человека власть греха над ним не исчезает, а продолжает и в том мире мучить несчастную душу. Да и на Страшном Суде, который завершит историю нашего мира, именно грехи не позволят войти в Будущий Век — «не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21.27). «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь:ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» — писал апостол Павел (1Кор. 6.9-10). Но надо ли нам идти путем греха и смерти? Ведь по милости Божией у нас есть другая возможность — примирение с Творцом.

Прощение грехов

Условием прощения грехов в Церкви является их покаянное исповедание (откуда и слово Исповедь) перед Богом и Церковью — в лице священника. И по разрешительной[1][1] молитве, произносимой священником после исповедания, Господь, невидимо и таинственно (откуда и слово Таинство) присутствующий на Исповеди, прощает грешника. Покаяние, исповедание и прощение — основные этапы того, что составляет Таинство Покаяния, в котором Господь исцеляет душу грешника и возобновляет в нем Свое действие. Впрочем, все это происходит не «автоматически» — не против воли человека, и при его соучастии, которое выражается в прекращении совершения новых тяжелых грехов, а также в переосмыслении и перестройке всей своей жизни. Это требует усилий, поскольку «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11.12). Но с помощью Божией может ли что быть невозможным?

Спросите свою совесть

Итак, Вы решили очистить свою душу в Таинстве Покаяния. Вы — взрослый человек, крещенный в детстве, и никогда еще не исповедовавшийся. Казалось бы, это просто — прийти в храм на Исповедь, и назвать те грехи, в которых нас обличает совесть. Но в том то и дело, что наша совесть бывает и как бы «мертвой», если «отравлена» смертными грехами. Как ни странно, но за ощущением своей безгрешности часто стоит «спящая» совесть, вследствие нераскаянного смертного греха. И наоборот — «бодрствующая» совесть святых давала им возможность видеть множество своих прегрешений. Как у апостола Иоанна Богослова: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.»

Поэтому от смертных грехов надо очиститься в первую очередь. Что это за грехи?

Смертные грехи

Это название происходит из Ветхого Завета, где за совершение большинства таких грехов полагалась смертная казнь или изгнание. В Новом Завете понятие «грех к смерти» также имеет место (1Ио. 5.16), хотя за совершение таких грехов уже не предписывается общественного наказания. Вместе с тем, совершение смертных грехов полностью меняет духовное состояние человека, которое Учителя и Отцы Церкви характеризуют как «смерть души» и «оставленность Богом».

Смертными грехами являются, прежде всего, сознательно совершаемоепротивление Богу, отречение от Бога или веры, отпадение от православия в другие религии, а такжесознательно произносимые хульные слова на Бога,Церковь, Богородицу, или святых.

Тягчайшим смертным грехом является убийство человека. Это совсем не редкий грех в наши дни, поскольку распространено убийство детей во чреве — аборт. На исповеди необходимо назвать количество абортов. В грехе детоубийства бывают, как правило, соучастники-советовавшие и пособничавшие в совершении греха. Часто это родственники, близкие подруги или отец ребенка (если с его согласия или попустительства делался аборт). Нравственная позиция отца ребенка тут чрезвычайно важна, и нередко может все изменить.

Существуют и пассивные формы совершения убийства, например, в виде неоказания помощи. Убийство человека может быть совершено и жестоким словом или другим действием, ранящим душу. Грехом, близким к смертному, является жестокое рукоприкладство с нанесением другому человеку побоев, ран, увечья.

Семья является одним из основных «кирпичиков» общества. Заключение брака накладывает на супругов моральную, юридическую и экономичес­кую ответственность перед обществом, друг перед другом, и перед их будущими детьми. Исторически сложилось так, что в ряде стран (например — в Германии, и в странах СНГ) заключение церковного брака не признается государством как официальный юридическим акт. Законодательство этих стран предусматривает, что церковному браку должно обязательно предшествовать заключение гражданского брака. Вместе с тем, такой брак является не более чем принятием на себя гражданских обязательств, но вовсе не освящением Богом брачного союза, происходящим в Таинстве Венчания.

Особо следует сказать о содомских[2][2] грехах: различных формах гомосексуализма и половых извращений. Это тяжелые по духовным последствиям грехи, и на Исповеди их следует обязательно упомянуть.

Тяжелый грех совершили и те, кто имел отношение к физическому или нравственному растлению молодых людей (подростков, юношей, девушек), к лишению их чести и невинности. К этому же примыкают: устроение различных сборищ с развратными зрелищами и соблазнительными разговорами, пьянок со сводничеством и т.п. Все это участие (или соучастие) в моральном убийстве ближнего.

Смертными грехами являются злословие или проклятие родителей, а также любое относительно их рукоприкладство.

Грехом к смерти еще со времен Ветхого Завета считается участие в колдовстве. Сюда же относятся обращение к бабкам-ворожеям-шептухам, к гадалкам, «экстрасенсам», участие в спиритических сеансах и обрядах новых восточных культов, теософии, антропософии и т.п.
Святитель Димитрий Ростовский говорит и о грехах «вопиющих к небу об отмщении». К ним, помимо намеренного человекоубийства, он причисляет причинение вреда убогим, а также нанесение обид вдовам и сиротам.

Другие грехи

Все другие грехи казалось бы не столь опасны для духовной жизни, как смертные. Но если их много, то вместе взятые, они могут, подобно песчинкам, так «засыпать» совесть и душу, что остановят в них всякое движение и жизнь.

Грехи можно разделить на три группы, сопоставляя с Заповедями, которые Бог дал Моисею (Исх. 20.2-17).

Грехи против Бога

Господь еще в Ветхом Завете (Исх. 20.8-10), повелел шесть дней в неделю работать, и делать всякие свои дела, а седьмой день недели и дни больших праздников посвящать Богу. Потому является грехом работа или совершение обыденных дел в воскресенье (день, посвящаемый Богу) и в дни больших праздников. Этот грех может быть и простителен, если работа или дела совершались вынуждено — ведь мы не можем не считаться, например, с другими людьми, гражданским или трудовым законодательством.

Нарушением заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20.7) является поминовение Имени Божьего или Пресвятой Богородицы в бытовых разговорах, в роли междометий для придания им выразительности. Недопустимо также ироническое цитирование отдельных выражений из Священного Писания. Еще хуже — произносить Имя Божие в шутках, в гневе во время ссоры, наряду с ругательствами, оскорблениями или проклятиями.

Поскольку не может один и тот же источник давать благоухание и зловоние, то является безмерно оскверненной, а иногда и кощунственной молитва человека поминающего нечистую силу (чертыхающегося), или произносящего матерщину и другие ругательства[3][3]. К сожалению, в наше время речь многих людей переполнена такими словами и выражениями. Все это раз и навсегда должно быть исключено из употребления, и не произноситься ни при каких обстоятельствах.

Грехом против Бога является также уныние, отсутствие надежды на помощь Божью, и кощунственный ропот (из-за бед и страданий, нас постигших) на Него.

Грехи против других людей

Заповедь «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20.12) предписывает нам уважительное отношение к своим родителям. Любые споры и ссоры с ними, а также неоказание им помощи являются серьезными грехами.

Каждый человек обязан заботиться о своих ближних, и, прежде всего, о родителях, детях и другом супруге. К сожалению, именно члены наших семей, родственники, друзья и ближайшие сотрудники наиболее часто становятся «мишенью» наших недостатков, плохого настроения и деформированного грехом характера. Мы согрешили, если не имели любви к ближним и не прощали им, а воздавали злом за зло, гневались, раздражались, прекословили, спорили, обижали, оскорбляли, вели себя вызывающе, ревновали, желали им зла; плохо воспитывали детей или жестоко их наказывали.

Мы согрешили также, если воспитывали своих детей вне христианской веры, или обращали недостаточное внимание на их духовную жизнь, поскольку сделали их уязвимыми для тягчайших искушений и грехов при начале самостоятельной жизни.

По Заповедям Божьим человек всегда должен говорить правду, уважать чужую собственность и достоинство, не завидовать, сочувствовать и помогать всем. Поэтому мы согрешили, если:

— обманывали, лицемерили, не исполняли обещанное, не платили долгов, явно или тайно присваивали себе чужое (в том числе и государственное), занимались вымогательством или рукоприкладством, ссорились, враждовали, вредили другим людям, ленились в работе, не уважали чужой труд, заводили корыстную дружбу.

Корнем всех зол в нас является, идущая от первородного греха, страсть, называемая греховной гордостью, порождающая: зависть, гнев, мстительность, любовь к деньгам и вещам, скупость, презрение к малоимущим, хвастовство, осуждение людей, передачу сплетен, празднословие, делание добрых дел напоказ, немилосердие (или жестокость) к людям (особенно к больным или нуждающимся в нашей помощи), к животным и другим живым существам.

Грехи против самого себя

К «грехам против себя» относятся и все действия, вредящие духовному или физическому здоровью человека: проведение времени в праздности и лености (когда человек много ест, спит и забывает о своей душе), повреждение своего здоровья (например, злоупотребление алкоголем, курение, потребление наркотиков); саморазвращение — занятие онанизмом, просмотр фильмов, журналов, открыток со сценами жестокости, насилия или порнографией, пение неприличных песен, рассказывание непристойных анекдотов и т.п.

Подготовка к Исповеди

Подготовка к Исповеди и является, собственно, вступлением в Таинство Покаяния. Для первой Исповеди будет лучше, если Вы, еще раз читая предыдущие страницы, запишите свои прегрешения. Особое внимание обратите на смертные грехи. Многое вспоминается и потом — когда смертные грехи уже исповеданы. И это, всплывшее в памяти, также желательно записать, чтобы упомянуть на последующих Исповедях. Примите во внимание и то, в чем нас обычно обвиняют другие люди, особенно, бок о бок с нами живущие, наши близкие. Очень часто их обвинения и укоры справедливы. Но даже если они и кажутся несправедливыми, надо принять их с кротостью, без озлобления, и попытаться задуматься — может в них все-таки содержатся крупицы правды?

Помните! Прощаются только названные грехи.

Но одного лишь сожаления о соделанных грехах недостаточно. Плодом подлинного покаяния — раскаяния — является исправление в своей жизни, всего, что только возможно. Нужно перестать совершать новые тяжелые грехи, и попытаться «загладить» последствия уже совершенных. Нужно просить прощение у всех, перед кем считаешь себя виноватым, а в случае, когда твои действия принесли материальный или моральный ущерб, постараться его компенсировать. Это важная сторона нашего покаяния, которую Иоанн Креститель называл «принесением достойных плодов покаяния» (Лк. 3.8). Только начав «приносить плоды», мы в полной мере осознаем тяжесть совершенных грехов, глубину нашего падения, и укрепим свою решимость начать новую жизнь. Обратитесь в молитве к Всемилостивому: чтобы Он простил нас, дал нам возможность вспомнить свои согрешения, раскаяться в них, и укрепил решимость на пути к новой жизни. Читайте Евангелие — это Слово Божье, обращенное к каждому из нас. Некоторым жить по евангельским заповедям кажется невозможным. Но начните! Ваши искренние попытки будут Им замечены, и помощь Всевышнего не замедлит.

Помните! Господь не только справедливый судья, но и милостивый Отец, всем желающий спасения.

Многие, крещенные детстве, но фактически жившие вне христианской веры и Церкви, приходят на первую исповедь уже состоя в гражданском браке. Если же другой супруг также христианин, и нет с его стороны препятствий[4][4], то, то независимо от возраста супругов, исправление их жизни включает освящение брака в Таинстве Венчания.

Есть еще одно условие прощения наших грехов Богом: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный“ (Мф. 6.14). прощение нас обидевших — как это, иногда, не просто! Говорят, что «сердцу не прикажешь». Но Господь в силе «выправить» наше сердце. Для этого нужно молиться об обидевших, чтобы Господь вразумил нас всех, дал нам покаяние, мир, тишину, любовь.

Помните! Вы будете исповедоваться перед всеведущим Богом, Знающим все обстоятельства Вашей жизни — все, что смягчает и усугубляет Вашу вину.

И священник на Исповеди не судья, а только свидетель.

На Исповеди нужно кратко перечислить все свои прегрешения. Причем, не оправдываясь (не ссылаясь на третьих лиц, или обстоятельства способствовавшие Вашему падению), и не выбирая смягчающих вину выражений.

Понятно, что многое вспоминать тяжело. Стыдно и рассказывать все это священнику. Но Исповедь — это, конечно, суд — который мы сами себе устраиваем, суд перед Богом и людьми, суд по сути неотвратимый, потому что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Мр. 4.23).

Помните! Главное, что должен человек принести на Исповедь — это покаянное исповедование — искреннее и добросовестное.

Господь приемлет его даже если оно не сопровождается сильным чувством раскаяния, весьма трудно возникающем в «иссохшем от греховного пламени» сердце. Ведь раскаяние — это по сути уже отторжение от себя греха, происходящее как результат работы совести, и не без благодатной помощи Божьей. Потому, если Исповедь была чистосердечной, с желанием и попыткой исправить свою жизнь, примириться со всеми, а также с мольбой о помощи Божьей, то чувство раскаяния обязательно приходит, или во время Таинства, или позже.

Составил священник Леонид Цыпин
[1] Разрешение (слав.) — по-русски — освобождение.
[2] Этими смертными грехами «прославились» жители, стёртых Богом с лица земли, двух древних городов — Содома и Гоморры.
[3] «Никакое гнилое слово да не исходит от уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.»(Еф. 4.29-30)
[4] Тут возможны разнообразные ситуации, когда другой супруг не желает вступать в церковный брак. Не отчаивайтесь, молитесь, и посоветуйтесь со священником! Как правило, со временем все удается уладить. Для этого гражданский брак даже с некрещенным супругом нужно сохранять и освящать. Ведь в нем существует супружеская любовь и дети! Подробнее см. У апостола Павла в 1Кор. 7.12-18. Особо важна молитва Церкви. Полезна и беседа священника с обоими супругами.

Источник

Как подготовиться к первой исповеди?

Как подготовиться к первой исповеди? Этот вопрос волнует многих начинающих православных христиан. Ответ на этот вопрос Вы узнаете, если прочитаете статью!

С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

Как исповедоваться и причащаться в первый раз?

Что нужно для исповеди

Исповедь в церкви

Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

Как подготовиться к первой исповеди и причастию

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.

Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);

— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

— аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

Что нужно для исповеди

Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

Читайте также — Фрагмент общей исповеди

Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

«Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Вы прочитали статью Как подготовиться к первой исповеди?

Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *