Что нужно для игры на миди клавиатуре
Как я учился играть на Midi-клавиатуре
Поделитесь этой страницей с друзьями:
Я никогда не умел играть на клавишных инструментах. Однако время от времени, при виде вдохновенно играющих профессионалов (или любителей), на меня накатывало жгучее желание научиться. Однажды, в очередном порыве такого вот желания мною была куплена midi-клавиатура «M-Audio Keystation 61 es».
Присланную из другого города клавиатуру (в моем городе в продаже выбранной мной модели не оказалось), я бережно распаковал и с благоговением подключил к компьютеру. Из софта, предназначенного для работы с midi-клавиатурами, на тот момент (а с тех пор уже прошло некоторое время) первой, что без проблем заработала у меня под Linux-ом, оказалась программа «LMMS» («Linux Multimedia Studio»). На ней я тогда и остановился.
Итак, моя клавиатура научилась издавать звуки посредством компьютера. А вот дальше меня постигло вполне ожидаемое разочарование. С клавиатурой все было в порядке, проблема была во мне. Тут нужно сказать, что у меня нет какого-либо музыкального образования и опыта игры на музыкальных инструментах. На тот момент я не знал, чем отличается бемоль от диеза и что это вообще такое.
Поэтому, естественно, в первый день пользования из моих аудио-колонок полилась не прекрасная музыка, а душераздирающие хаотические звуки. Я не верил своим ушам и пробовал снова и снова, но ничего не менялось. Как все-таки хорошо, что электронные музыкальные инструменты имеют возможность регулировки громкости и прослушивания через наушники, иначе моим соседям пришлось бы несладко 🙂
Разум говорил, что «чтоб музыкантом стать, тут надобно уменье», то есть учиться нужно. Эмоциональная же моя часть кричала, что она хочет всего и сразу. Как это так — я впервые сел за клавиатуру и не смог сразу же сыграть «Лунную сонату» Бетховена!
Таким вот образом я поигрался с клавиатурой несколько дней. А потом поставил ее на шкаф. Следующие пару недель я пару раз доставал ее. А через какое-то время я завернул ее в целлофан, поскольку от длительного неиспользования она стала покрываться слоем пыли.
Довольно грустный финал, не правда ли?
Но нет, это еще не конец! Вы еще услышите обо мне!
(Тут за кадром должен звучать демонический смех.)
Если серьезно, то я набрел на просторах сети на великолепную программу Piano Booster и она (опять добавлю драматизма) перевернула мою жизнь!
Шутки шутками, а программа действительно очень хорошая. Благодаря Piano Booster моя midi-клавиатура снова спустилась с небес на землю (вернее, со шкафа на стол), и теперь я провожу за ней гораздо больше времени, чем раньше. И самое главное — я провожу это время с превеликим удовольствием! Плюс ко всему, я начал интересоваться музыкальной теорией, и есть надежда, что настанет день и я…
Ну вы поняли 🙂
Все что написано выше, должно было послужить короткой прелюдией к описанию Piano Booster, однако меня понесло и прелюдия затянулась. Поэтому непосредственно про Piano Booster и его настройку я напишу в следующей статье.
Итак, совсем скоро на ваших экранах — захватывающий блокбастер «Я музыкант 2: Piano Booster».
Зачем нужна MIDI-клавиатура, если вы начинающий музыкант
Содержание
Содержание
Есть два вида музыкантов. Одни фанатеют от звука определенного инструмента — гитары, скрипки, барабанов. Другие, напротив, любят играть разными звуками и создавать новые. Базовым инструментом для музыкантов из второй группы является MIDI-клавиатура, и даже гитаристы с барабанщиками часто используют различные миди-контроллеры для создания аранжировок. Любому начинающему музыканту такой девайс поможет развить музыкальные способности, а почему — разберемся далее.
Миди-контроллеры обретают самые разнообразные воплощения — от привычных черно-белых клавиатур до устройств из квадратных прорезиненных кнопок-пэдов. Бывают и контроллеры в виде грифа гитары, и даже сенсорные клавиатуры, на которых можно делать питч и вибрато. Однако всех их объединяет их главная функция — контроль музыкальных приборов или софт на компьютере, смартфоне или планшете. Это может быть:
Стандарт MIDI был разработан еще в 80-х, и поэтому имеет олдскульный пятиштырьковый разъем, похожий на аудиоджек у советской аудиотехники. По миди-протоколу передается не только нота, но и данные о силе ее нажатия (велосити), питч, модуляция, вибрато и другие параметры. Грубо говоря, миди-клавиатура создает точное цифровое описание нажатой ноты и передает ее на ПК или музыкальный прибор. А дальше синтезатор или сэмплер накладывает на эту ноту звук. Сама по себе клавиатура звуков не содержит — это не синтезатор, а контроллер (хотя бывают и исключения, например, Akai mpk mini play все-таки имеет встроенные звуки).
Современные клавиатуры умеют подключаться к ПК по USB, так что для них не нужна аудиокарта с MIDI-разъемами. На самом деле, большинство бюджетных клавиатур даже не имеют MIDI-выхода. Зато почти все они имеют вход для педали экспрессии, которая позволит регулировать заданные параметры (сустейн, питч и т.п.) ногой.
В общем и целом, миди-клавиатура нужна начинающему музыканту, потому что она:
Поможет учиться сочинять и записывать музыку
Одна из главных фишек миди-клавиатур — возможность записывать занятия, репетиции и черновые наработки на ПК, планшет или даже смартфон. Это не только многократно увеличивает эффективность любых занятий музыкой, но и открывает двери к созданию собственного материала. Сочинение музыки захватывает намного больше, чем игра упражнений и гамм, и часто является гарантией того, что благие начинания не будут заброшены через пару месяцев.
Не все миди-клавиатуры подходят для постановки рук и игры классических произведений, они сильно отличаются друг от друга механикой клавиш. Бывают недорогие клавиатуры с невзвешенными клавишами синтезаторного типа, ощущения от которых лишь отдаленно напоминают игру на реальном пианино. Клавиши нажимаются очень легко, что облегчает игру быстрых пассажей, но также и лишает многих средств выразительности, необходимых для игры классики. Поэтому часто такие инструменты обычно имеют лишь 2–3 октавы. Зато они компактные и легкие, с ними удобно работать, разложив на столе несколько клавиатур для разных инструментов, и еще одну можно положить на колени. Профессиональные музыканты часто используют недорогие миди-клавиатуры для создания демо-треков и аранжировок.
Бывают и клавиатуры с полувзвешенными или взвешенными клавишами, которые с закрытыми глазами можно спутать с пианино — настолько похожи ощущения от игры. Обычно это большие многооктавные инструменты. Они весьма массивны из-за конструкции клавиатуры, поэтому перемещать по комнате и класть ее куда захочешь не получится. Тем не менее, они все еще компактнее традиционных и даже электронных пианино — по сравнению с последними у миди-клавиатур не меньше возможностей при более скромной цене. На них удобно учиться, ставить руки и играть классику.
Подарит доступ к миллиарду звуков и инструментов
Пожалуй, главное преимущество миди-клавиатуры над традиционным пианино и даже менее традиционным синтезатором — возможность играть любыми звуками. Их клавиши могут по мановению клика мышки превратиться в скрипку, флейту, гитару, валторну, барабаны или в любой из тысяч VST-синтезаторов. В Интернете можно найти десятки бесплатных библиотек семплов и синтезаторов, к примеру, вот достойный внимания список. Все это позволяет изучить устройство и звучание оркестровых и народных инструментов, к которым начинающий музыкант вряд ли получил бы доступ, и даже применить их для своих треков.
Миди-клавиатура открывает возможность работы со звуком. Это важная часть творчества современного музыканта: у каждой известной группы или соло-исполнителя есть собственный стиль и звук, за которыми стоят сотни часов экспериментов и поисков. Уникальный саунд является важной частью самовыражения артиста, ведь если трек узнается с первых нот благодаря своему звучанию, то слушатель его запомнит.
Больше возможностей, функций
Миди-контроллеры бывают не только в форме черно-белых клавиш. Иногда это пэды — большие квадратные кнопки, чувствительные к силе нажатия, на таких удобно программировать биты и барабанные партии, работать с не тональными сэмплами.
Нередко контроллеры заточены под конкретные VST-инструменты. К примеру, Native Instruments Maschine даже поставляется с подходящим к нему софтом, включая полные версии синтезаторов Massive, Monark, и Reaktor Prism, а также набором сэмплов Komplete Start. Контроллер помогает быстрее и эффективнее управлять софтом, дает мгновенный доступ к нужным функциям и позволяет более продуктивно работать с музыкой.
Бывают и контроллеры для более эффективной работы в DAW, к примеру, такие. Они часто используются звукорежиссерами на стадии сведения, к примеру, чтобы быстро переходить к нужным частям песни, управлять фейдерами руками, а не мышкой, и прописывать автоматизацию в реальном времени, а не рисовать ее в неудобном интерфейсе.
Позволит выступать
Для выступающих музыкантов связка «миди-клавиатура плюс ноутбук\планшет» заменила собой громоздкие синтезаторы. Миди-контроллеры легкие, компактные, предоставляют большие возможности, их можно подключить несколько штук и разложить на одном столе, с их помощью можно управлять плейбеком, запускать сэмплы и целые партии.
Конечно, ряды огромных синтезаторов все еще пользуются популярностью у музыкантов специфических жанров, где нужно показать виртуозность владения инструментом. Однако для современной рок-музыки и электроники виртуозность исполнения имеет все меньше значения, и больше внимания уделяется уникальности звучания и комфорту выступления, где миди-клавиатуры вновь выигрывают у синтезаторов.
Поможет разобраться в создании современной музыки
Создание современной музыки далеко ушло от заполнения нотного стана при свечах. Современный музыкант — это во многом инженер, который использует множество программ и аппаратных устройств для получения нужного звука. Большинство музыкальных жанров ушло от реальных инструментов в пользу электронных и виртуальных.
Домашние студии электронных музыкантов подчас напоминают пульт управления космолетом — столько туда напичкано всякой техники. Каждый прибор и программу нужно освоить и изучить, и многие начинают этот путь именно с миди-клавиатур. Они помогут составить базовое представление о работе DAW, сэмплеров и синтезаторов, позволят разобраться с азами создания современной музыки и базовыми понятиями.
Заключение
Конечно, MIDI-клавиатура не обязательна для записи партий — во многих DAW есть функция, которая позволяет набивать партии с помощью обычной печатной клавиатуры. Однако ощущения от игры на печатных клавишах не сравняться с отдачей от игры на реальном музыкальном инструменте, даже если у него самая примитивная синтезаторная механика. Да и просто заниматься, джемить и экспериментировать с миди-клавиатурой намного приятнее и интереснее, не говоря уже о ее дополнительных возможностях. Во многом поэтому миди-контроллеры сегодня стали неотъемлемым атрибутом любого музыканта и домашнего продюсера.
Софт для миди клавиатуры
Современное программное обеспечение позволяет запросто создавать собственные мелодии или партии с использованием специальных устройств, называемых MIDI-клавиатурами, которые по своему основному назначению не отличаются от обычного пианино. Различие состоит только в принципах работы и удобству исполнения, в зависимости от того, какие и сколько клавиш на них может присутствовать. Естественно, просто так на компьютере применять такие устройства нельзя. Для использования всего скрытого потенциала любого такого девайса используются специальные программы для МИДИ-клавиатуры, которые могут отличаться друг от друга достаточно сильно. Описать все такие приложения и программные пакеты нереально просто физически, поэтому рассмотрим наиболее часто используемые и рекомендуемые специалистами программы.
Что такое стандарт MIDI?
Прежде чем приступать к рассмотрению выбора программного обеспечения, немного стоит остановиться на понятии стандарта MIDI. Сокращение образовано от английского термина Musical Instrument Digital Interface, то есть «цифровой интерфейс музыкального инструмента».
Некоторые ошибочно полагают, что к этому понятию относятся только звуковые наборы вроде GM, GS или XG. На самом деле посредством применения специальных команд с любого MIDI-устройства можно передать массу дополнительных сведений, включая и сам выбранный звук, и его привязку к клавиатуре, и используемый в данный момент эффект, и силу нажатия клавиши, и модуляцию, и канал передачи, и еще много всего. Посредством таких команд осуществляется двусторонняя связь между инструментами и программным обеспечением. И любой набор может быть записан в виде соответствующего MIDI-файла, который можно воспроизвести либо в какой-то то специализированной программе для написания (создания) музыки, либо в самом обычном программном плеере.
Какую MIDI-клавиатуру выбрать?
Что же касается выбора клавиатуры, тут посоветовать что-то универсальное достаточно сложно. Такие устройства различаются по типу самой клавиатуры (рояльная взвешенная или синтезаторная), количеству клавиш (например, 49, 66, 88), по наличию встроенных саундбанков, по типу подключения к компьютеру и т. д. Но на сегодняшний день абсолютно все «железные» синтезаторы поддерживают стандарт MIDI. Если же речь идет о домашнем использовании, можно подобрать недорогие устройства от Alesis, Korg, Akai и т. д. Профессиональные девайсы, скажем, от M-Audio, стоят достаточно дорого. Но тут все зависит от ваших предпочтений. Если вы играете на фортепиано и не изменяете своим принципам, лучше приобрести полновзвешенную клавиатуру рояльного типа с 88 клавишами (можно купить даже недорогой инструмент линейки Yamaha DGX).
Если привыкли пользоваться простенькими синтезаторами, для записи партий хватит и устройств вроде Alesis Q49 с синтезаторной клавиатурой и 49 клавишами.
Основные типы программ для МИДИ-клавиатуры
Теперь перейдем непосредственно к программному обеспечению. Приложений для работы с MIDI сегодня можно насчитать очень много. Однако следует учесть, что все современные программы для МИДИ-клавиатуры (на русском языке в том числе) условно можно разделить на несколько основных типов:
Далее кратко остановимся на каждом типе программ и выделим среди всего этого ПО наиболее популярные и практичные приложения.
Простая программа для МИДИ-клавиатуры Virtual MIDI Piano Keyboard
Данное приложение представляет одно из самых простых решений для домашнего использования и выполнено, как следует из названия, в виде виртуального пианино. в приложении имеется звуковой банк General MIDI, включающий в себя в общей сложности 127 звуков, среди которых можно найти пэды, лиды, басы, синтезированные звуки, оркестровые и народные инструменты, спецэффекты, а также несколько комплектов ударных. Это так называемый стандартный набор.
Некогда корпорация Yamaha решила расширить его до стандарта XG (Extended MIDI), однако наибольшее распространение он получил только на инструментах собственного производства и программах для МИДИ-клавиатуры именно этого разработчика. В свою очередь компания Roland презентовала собственный набор GS. Оба стандартных банка поддерживались звуковыми картами Sound Blaster.
Но вернемся к программе. Несмотря на такие скромные возможности описываемого приложения, в нем есть одна интересная особенность, которая состоит в том, что, помимо стандартного MIDI-банка, в приложение можно загружать звуки в формате SF2 (Soundfonts), что, несомненно, расширяет его возможности. Но создать полноценную композицию, как уже понятно, именно в этой программе не получится.
Трекеры и MIDI-секвенсоры
Еще одно из направлений, представленных в программах для работы с МИДИ-клавиатурой, – популярные некогда трекеры (от английского Tracker). В них также можно сыграть и записать отдельные партии, а затем соединить в конечный полноценный трек. Однако, отображение записанных нот отличается от общепринятого, и многие пользователи признают некоторое неудобство работы с ними. Самыми известными среди таких приложений можно назвать классические программы вроде Renoise, ModPlug Tracker, Mad Tracker и другие.
Программы для МИДИ-клавиатуры в виде секвенсоров стали особо популярными 90-х.
Ярчайшими представителями музыкальных пакетов того времени стали программы линейки Cakewalk Pro Audio. Сегодня многие пользователи отдают предпочтение приложениями вроде Anvil Studio. А вот среди MIDI-программ, позволяющих создавать полноценные музыкальные произведения, используя для этого не только всевозможные звуковые библиотеки, но и запись нотной партитуры, лучшим, несомненно, считается уникальное в своем роде приложение Sibelius.
Виртуальные студии
Но самыми мощными признаны виртуальные студии (FL Studio, Cubase, Sonar, Reason, Studio One и т.д.).
Любая такая программа для компьютера с МИДИ-клавиатурой может работать практически со всеми известными звуковыми форматами и подключать дополнительные плагины VST, AAX, RTAS и DX, в которых присутствуют и непосредственно инструменты VSTi (виртуальные синтезаторы, сэплеры, ромплеры) и всевозможные эффекты для обработки звука, причем, с максимально полным контролем всех MIDI-параметров и событий.
Что же касается именно плагинов, одной из самых мощных программ является программный сэмплер Kontakt, выпускаемый и в виде самостоятельного приложения (Standalone), и в виде подключаемого к студиям плагина. Кстати сказать, именно для этого инструмента на сегодняшний день создано больше всего звуковых банков, а звучание синтезаторов, имитирующих настоящие инструменты, невозможно отличить от «живого» исполнения.
Anvil Studio – уникальное бесплатное приложение для записи и редактирования MIDI композиций. Пользуется огромным спросом у любителей электронной музыки.
Компактна и не требует больших системных ресурсов. Утилита многофункциональна и обладает широким набором инструментов для создания качественных мелодий. Пока что программа не имеет русского языка, но в целом, если музыкант разбирается в подобных приложениях, проблем возникнуть не должно.
Интерфейс довольно прост, но при этом обладает большим количеством функций. Скачайте Anvil Studio бесплатно на русском языке и быстро с качеством создавайте аудио-треки.
При написании мелодий пользователь может воспользоваться нотным станом. Имеется возможность вводить данные в режимах виртуальной клавиатуры фортепиано или с помощью гитарного грифа. Таким образом можно выбрать наиболее удобный способ записи и начать создавать уникальные треки.
Anvil Studio — это мультифункциональный бесплатный помощник в создании MIDI-треков. Работа с утилитой дает возможность записать качественный звук без каких-либо наработок.
Ниже представлен список основных возможностей:
Положительной особенностью является наличие как стандартных, так и специальных функций для более оптимизированной работы: есть встроенный метроном и гитарный тюнер. Кроме того, софт дает возможность научиться или вспомнить основы игры на фортепиано.
Важным фактом является то, что Anvil Studio можно скачать совершенно бесплатно. Означает ли это какие-то серьезные недостатки софта или его ненадежность? Вовсе нет. По своим параметрам утилита превосходит многие платные аналоги, потому, запустив можно сразу начинать записывать собственную музыку без особых трудностей.
Anvil Studio – это уникальный синтезатор аудио файлов в формате MIDI. Благодаря ему можно создавать композиции с нуля. Широкий функционал и удобный пользовательский интерфейс помогут сгенерировать качественную мелодию максимально приближенной к запросам и желаниям пользователя.
Для новичков, опытных любителей и профессиональных музыкантов – всех, у кого есть желание создавать электронную музыку, Anvil Studio станет прекрасным помощником в создании своей музыки.
Уважаемые пользователи. Обращаем ваше внимание на то, что программа официально распространяется не на русском языке и найти русифицированную версию в интернете невозможно!
Добрый день, уважаемые.
Достался за бутылочку комплект из MIDI-клавтатурв Ozune M-audio и и звукового процессора той же фирмы.
Прошу помощи у вас, друзья. Каким софтом пользоваться, для использования клавиатуры в качестве обычного синтезатора?
С какими студиями можно её подружить? С Guitar Rig не вышло, совсем, хотя драйвера все стоят.
Инструкция потрёпана до жути. Из картинок более менее ясно, что direct с клавиш можно получить только через аудиопроцессор или USB/ПК/динамики пк, но задержки громадные.
Зачем мне всё это.
У меня нет бас гитары и барабанов, хотя на басу играть умею, и их нужно чем-то заменить. Просто для себя записываю партии и играю. По жизни пользовался GuitarRIGoм, комбиком и на крайняк iRig+Tonebridge.
Буду признателен за любые советы как пользовать данное устройство без пк и с ним.
Всем спасибо за помощь.
Без рейтинга.
По каким клавишам бить? Синтезаторы, цифровые фортепиано, midi-клавиатуры
Содержание
Содержание
Начинающим музыкантам легко потеряться в огромном ассортименте цифровых клавишных инструментов. Какие из них для каких задач подходят лучше всего? Вот основные критерии при сравнении:
Цифровое фортепиано. Для обучения, хобби и украшения интерьера
Обычно механика клавиш цифрового фортепиано взвешенная, она максимально похожа на настоящую — есть отдача молоточков, демпферный резонанс и т.п. Звучит такой аппарат почти как настоящее пианино, отчего и получил свое название. Количество тембров обычно невелико — в пределах 20–30 основных звуков: несколько видов фортепиано, орган и другие клавишные, иногда есть базовые оркестровые инструменты.
Цифровое фортепиано Casio Celviano AP-270BN имеет 22 тембра
Большинство цифровых фортепиано имеют полнооктавную клавиатуру с 88 клавишами. Полифония 64–128 звуков и выше, есть педали. Таким образом на них удобно играть классические произведения: от Баха и Моцарта до Шопена и Бетховена. Чаще всего присутствует режим обучения.
Продвинутые модели обладают секвенсором, позволяющим записать в формате MIDI собственные партии. Иногда присутствуют базовые эффекты — хорус и реверберация, но в целом элементов управления не очень много.
Цифровое фортепиано гораздо компактнее акустического, однако все же займет немало места в квартире. Благодаря роскошному дизайну такой инструмент будет еще и отличным украшением интерьера.
Минималистичные элементы управления Casio Privia PX-870BK
Часто есть возможность подключения к компьютеру по MIDI или USB. Встроенная акустическая система достаточно мощная, чтобы подзвучить большую гостиную, при этом всегда есть возможность играть в наушниках, чтобы не беспокоить соседей.
Синтезаторы. Для обучения и живых выступлений
Цифровые синтезаторы охватывают все возможные ценовые сегменты — среди них найдутся как модели для совсем новичков, так и для опытных профессионалов. Во многом синтезаторы универсальнее цифровых пианино. Как правило, в них содержится больше тембров и эффектов — даже в младших моделях более 100, а также почти всегда есть режим обучения и автоаккомпанемент
Синтезатор начального уровня Denn DEK494 имеет всего 4 октавы, но 200 тембров и столько же стилей автоаккомпанемента.
Синтезаторы не укомплектованы стационарной стойкой, они весят значительно меньше цифровых фортепиано, что делает мобильнее — их удобно брать на репетиции и концерты. За компактность приходится платить меньшим количеством клавиш — чаще всего это 5 октав. Но зато у синтезаторов обычно есть дополнительные кнопки управления. Например, арпеджиатор, секвенсор и эффекты, необходимые при живом выступлении. А также почти всегда есть возможность подключить инструмент к компьютеру с помощью MIDI или USB.
Главное отличие синтезатора от цифрового фортепиано — это клавиатура. В большинстве синтезаторов она невзвешенная. Это позволяет играть супербыстрые партии, так как кнопки возвращаются в исходное положение почти мгновенно. Но классические партии исполнять не так удобно, а тем, кто окончил музыкальную школу, и вовсе придется переучиваться. К тому же, полифония у синтезаторов значительно скромнее — от 16 до 64 звуков одновременно. Но ведь синтезатор обычно и не покупается для обучения музыке по классическим канонам.
Профессиональные синтезаторы могут иметь увеличенную полифонию и взвешенную или полувзвешенную клавиатуру, однако за нее придется платить большим весом.
Профессиональный синтезатор CASIO CT-X5000 со взвешенной клавиатурой весит 7 кг
Midi-клавиатуры. Для домашней студии
Главное отличие MIDI-клавиатуры от синтезаторов и цифровых пианино — они не звучат сами по себе. По своей сути это MIDI-контроллеры, которые подключаются к компьютеру, планшету или аналоговому синтезатору по MIDI или USB. Поэтому такие клавиатуры обладают невиданной палитрой звуков и недостижимым для большинства синтезаторов качеством звучания. MIDI-контроллеры позволяют управлять библиотеками семплов. Например, целым оркестром, каждый инструмент которого скрупулезно записан во всевозможных вариантах звучания.
Второе важное отличие — количество октав. Чаще всего их 2-3, иногда 4-5, больше — очень редко. Зато есть огромное количество дополнительных клавиш. Пэды, по которым можно настучать барабанные партии, элементы управления транспортом DAW: запись, воспроизведение, стоп, вперед-назад, колесики питча и модуляции, кнопки переключения октавы, различные программируемые крутилки и многое другое. Есть модели, у которых и вовсе одни лишь силиконовые пэды. Разумеется, MIDI-клавиатуры намного легче и мобильнее большинства синтезаторов.
MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 25 IV имеет всего 2 октавы, зато оснащена большим количеством дополнительных элементов управления
Механика клавиш чаще всего более продвинутая, чем в цифровых синтезаторах. Даже многие младшие модели могут похвастаться полувзвешенной клавиатурой. Оно и не удивительно: MIDI-клавиатуры — это профессиональные устройства, которые почти всегда есть в домашних студиях музыкантов и композиторов. Конечно, фортепианные партии классических произведений на MIDI-клавиатуре исполнить невозможно, но этого и не нужно. Основная задача устройства — быть помощником в студийной работе или в живых выступлениях.