Что нужно для езды на электросамокате
Всё об электросамокатах в вопросах и ответах: правила, штрафы и последние новости
Электросамокат и ПДД
До появления электросамокатов в России не было проблем с их квалификацией по Правилам. Однако, с их популяризацией возросло и количество ДТП. Поэтому власти задумались о том, чтобы отнести их к отдельной категории транспортных средств. Об этом мы писали в одной прошлых статей о последних новостях о средствах индивидуальной мобильности. В этой статье мы поговорим конкретно об электрических самокатах и выясним, где на них можно ехать, какие ПДД для них предписаны, в том числе к чему они относятся: мопедам, велосипедам или пешеходам, а также выясним тонкости езды пьяным на таком транспорте и поговорим про последние поправки в законах.
Последние поправки в ПДД об электросамокатах
Правительство России после долгих обсуждений (см. раздел ниже), наконец, подготовили последнюю редакцию обновления ПДД по части электросамокатов – регулирования их движения по тротуарам и проезжей части, а также запретов, ограничений и условий разрешения передвижения.
Поправок, на самом деле, достаточно много. Однако все они направлены на добавление нового термина «средства индивидуальной мобильности» в большинство пунктов Правил, где так или иначе упоминаются транспортные средства и велосипеды. То есть здесь мы получаем, что фактически при тех или иных обстоятельствах и организации дорожного движения электросамокатчики должны будут вести себя как водители автомобилей либо как велосипедисты (а иногда даже как пешеходы – спешиваться).
Давайте подробнее рассмотрим, какие изменения предлагаются Правительством РФ.
Определение СИМ
Наконец-то, появилось чёткое (на самом деле, не совсем точное) определение средств индивидуальной мобильности. Однако, перечислены основные их представители:
И вот как раз последний пункт делает определение СИМ довольно сильно «плавающим». То есть получаем, что сюда можно отнести многие средства, которые соответствуют самому определению средств индивидуальной мобильности:
. устройство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека.
Обратите внимание, что сюда также не относятся инвалидные коляски.
А всё, что мы пишем далее, уже относится непосредственно ко всему такому транспорту, подпадающему под данное определение.
Максимальная скорость передвижения на электросамокатах
В сети вы можете прочитать много информации о том, что якобы для электрических самокатов теперь по новым ПДД будет установлено скоростного режима в 25 км/ч. Это не совсем правда!
Вообще, здесь «фейков» ещё больше. Так, многие СМИ пишут 3 главные вещи:
Так вот, в проекте Постановления Правительства РФ, то есть в официальной трактовке поправок вы не найдёте первого и последнего пункта. Указано только ограничение для совместного движения с пешеходами – 20 км/ч (пункт 1.33, изменения в пункт 24.6 ПДД). А вот про 25 и 60 км/час – такого в тексте проекта нет.
Ограничения и запреты
Есть довольно много иных запретов для электросамокатчиков. А также новые ограничения для велосипедистов. Рассмотрим основные из них!
Последние новости в законодательстве о самокатах: трансляция
На фоне участившихся инцидентов с участием данного вида транспорта, а вместе с этим и инициатив по контролю безопасности их передвижения, ниже приводим свежие новости по таким новшествам.
Министерство транспорта выступило с предложением запретит на электросамокатах с массой более 35 кг выезжать на тротуары. Таким образом, для такого транспорта открыта будет исключительно проезжая часть дороги.
Комитет думы РФ по строительству и транспорту предложил ввести госномера для электросамокатов, обязать их приобретать ОСАГО, а также ограничить их максимальную разрешённую скорость для передвижения. Также предлагается выделить отдельные полосы для их движения и ограничить минимальный возраст для их использования.
Во многих городах России начали запрещать ездить на электросамокатах в части районов городов, где локализовано много пешеходных дорожек и в целом плотное движение пешеходов.
Кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Красноярске и ряде других городов введены следующие ограничения:
Электросамокаты предложили прямо приравнять к мопедам. С такой инициативой выступила общественная палата, хотя, и без такого предложения их чаще всего считали такой категорией транспортных средств. Между тем, на мопеды нужна любая категория водительских прав, а за управление в нетрезвом виде могут привлечь к лишению автомобильных прав.
Инициатива поступила приравнять к мопедам, не только самокаты, но и велосипеды и всё, что имеет электродвигатель, в том числе велосипеды, за исключением гироскутеров, сигвеев и моноколёс.
Глава ФАР РФ вынес на обсуждение инициативу по запрету продажи электросамокатов, максимальная конструктивная скорость которых превышает 20 км/ч.
Обратите внимание, все указанные выше последние новости о самокатах являются лишь инициативой. Они не введены законодательно, и соответствующих проектов новых законов по ним также нет.
Мы ежедневно мониторим информацию по изменениям законодательства и обновим статью, как только таковые появятся.
Что такое электросамокат по ПДД 2021 года?
Правила дорожного движения разделяют транспортные средства от самоходных машин, имеют градации в зависимости от максимальной скорости и мощности двигателя, а также количества колёс. В общем, можно легко запутаться в современных ПДД.
К сожалению, чёткого определения, что такое электросамокат по Правилам, по состоянию на 2021 год нет. Но есть устоявшаяся судебная практика по их разделению: в одних случаях их считают мопедами, в других – просто устройством для пешеходов. Соответственно, в определённых случаях вам потребуются права на них, а в других нет. Равно как и пьяным нельзя ездить в первом случае.
Какие же требования ПДД к электросамокатам, к чему они приравниваются и в каких случаях? Итак, Правила имеют определённые категории транспорта, давайте выясним, какие из них можно отнести по букве законодательного акта в обсуждаемому нами.
Это пешеходы?
Очень многие участники дорожного движения считают наездника на электросамокате не более чем пешеходом. И это, учитывая, что современные устройства могут разгоняться до 60 км/ч и более. Даже велосипедисты, которые едут гораздо медленнее, не являются пешеходами.
Но ПДД в нашем случае здесь имеет чёткое определение. Согласно ему, пешеход – это лицо, которое находится вне транспортного средства. Здесь же указывается, что к пешеходам приравниваются люди, которые используют для передвижения самокаты или другие аналогичные средства.
Здесь для ответа нам нужно выяснить 2 вопроса:
Для ответа на них идём к определению транспортного средства и видим, что это устройство, которое предназначено для перевозки по дорогам в том числе людей. Обратите внимание, что дорога включает в себя также тротуары и обочины.
Идём ещё дальше и смотрим определение механического транспортного средства – оно приводится в движение двигателем.
Таким образом, электросамокат по сути является транспортным средством по ПДД 2021 года. Однако, прямой отсылки в Правилах на это нет, так как не указано прямо к чему приравнивается эта категория.
Это велосипед?
Нет. В определении велосипеда указано, что они должны приводиться в движение мускульной силой, в частности, с помощью педалей или рукояток. И потому электросамокат на дорогах России не является велосипедом.
Это мопед?
Уже вполне! Мопедом по ПДД является такой транспорт, который соответствует следующим критериям:
Как видим, большинство электросамокатов по определению – это мопеды
Однако, нас всё же интересует вопрос практики правоприменения, и она в целом однозначна в 2021 году.
К чему приравнивают электросамокаты на практике?
Сотрудники ГИБДД в последнее время нередко останавливают такие устройства. И выписывают штрафы и даже лишают водительских прав за езду на них. Это дало толчок в определённой устоявшейся судебной практике.
В 2021 году такая практика обстоит следующим образом:
Но здесь такое положение дел несколько противоречит ПДД. Дело в том, большинство электросамокатов имеют мощность более 250 Вт, но и скорость у них нередко свыше 50 км/ч. Но в судебной практике, даже если скорость превышает своё значение в 50 км/час, то это всё равно мопед, а не мотоцикл.
Обратите внимание, что ПДД руководствуется определением «номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки«. Если вы заглянете в характеристики своего электросамоката, то там чаще всего будет указана просто максимальная мощность (её ещё называют пиковой). А в режиме длительной нагрузки, как правило, её значение немного ниже.
Отношение электрических самокатов к мопедам также прямо разъяснили и в официальном ответе ГИБДД.
Нужны ли права?
Как раз в зависимости от характеристик вашего электросамоката и выясняем, в каких случаях потребуется водительское удостоверение. И у нас здесь всего 2 варианта:
Третий вариант – когда у вашего электросамоката максимальная конструктивная скорость выше 50 км/ч. По определению это уже не мопед, а мотоцикл. Но судебной практики по таким случаям ещё не было. Почти всегда суды приравнивают такое устройство именно к мопедам.
Таким образом, для езды на электросамокате мощностью свыше 250 Ватт нужны водительские права любой категории.
Нужно ли ставить на учёт ГИБДД электрический самокат?
Здесь та же ситуация, когда практика несколько отличается от теории.
Фактически правила регистрации регулирует одноимённый Федеральный закон:
То есть формально, если ваш электросамокат может ехать быстрее 50 км/ч, то его необходимо регистрировать. С другой, вы этого сделать не сможете, потому что он не прошёл все испытания на соответствие Техрегламенту и не имеет ПТС.
На практике сотрудники ГИБДД ни за что не будут требовать у вас регистрационные документы.
Можно ли ездить пьяным и без прав?
Здесь всё аналогично в зависимости от мощности:
Также обстоит дело и с ездой без наличия права управления (если вы никогда в жизни не получали водительское удостоверение), будучи лишённым или не имея в/у с собой. Запрещается вождение электросамоката, который имеет двигатель более 250 Ватт.
Странная ситуация получается в том случае, если вы взяли устройство напрокат в пьяном виде. В этом случае должны также привлечь и того, кто передал вам его по части 2 указанной статьи за передачу управления лицу в состоянии опьянения.
Судебная практика
Практически все решения судов по вопросу, можно ли водить электросамокат пьяным, схожи и следуют описанному выше алгоритму в зависимости от мощности мотора.
Вот пример наиболее стандартного решения суда, где управляющего электрическим самокатом признали виновным за езду в пьяном виде и привлекли по части 1 статьи 12.8 КоАП к лишению прав и штрафу 30 000 рублей. Все доводы водителя относительно того, что это не транспортное средство, были отвергнуты судьями обеих инстанций, потому что в документации к устройству была указана мощность более 250 Вт.
Где можно ехать?
Для устройств менее 250 Вт, то есть для пешеходов:
Для средств свыше 250 Вт:
Обратите внимание, что на электросамокате мощностью свыше 250 Ватт по ПДД запрещается ездить по тротуарам, а также по пешеходным дорожкам и велодорожкам.
Какие ещё требования?
Есть дополнительные предписания и запреты, помимо прочего, которые регулируются разделом 24 Правил для мопедов – то есть для устройств мощностью более 250 Вт. Среди них:
Кроме того, действующие ПДД рекомендуют при езде в тёмное время суток надевать светоотражающие жилеты или иметь другие такие предметы и обеспечить их видимость другими участниками дорожного движения.
Какие штрафы?
Аналогично всем вышеописанным градациям наказания по КоАП РФ аналогичны:
Давайте рассмотрим наиболее распространённые санкции.
Как кататься на электросамокате в городе: 9 правил
Передвигаться на электросамокате по городу очень удобно, но не забывайте, что вы становитесь частью движения. Если не хотите попасть на штраф или доставлять неудобства участникам дорожного движения, нужно соблюдать правила езды на электросамокате. Разобрались, как кататься на электросамокате, чтобы вас полюбили пешеходы, автомобилисты и велосипедисты.
👀 Водите аккуратно
👥 Не катайтесь на самокате вдвоем
🪖 Используйте защиту
🌟 Включайте фары ночью
Без фар вас могут просто не заметить. Плюс независимо от того, едете вы по проезжей части или по тротуару, по ПДД рекомендуется иметь при себе световозвращающие элементы. Если нет фар, подсветите дорогу фонариком
🗯 Сигнальте в крайнем случае
Подавать сигнал в городе можно только для предотвращения ДТП. Двигайтесь на небольшой скорости и аккуратно объезжайте пешеходов, сигнальте только в экстренных ситуациях
🅿️ Паркуйтесь так, чтобы всем было удобно
🚶 Пересекайте дорогу пешком
На пешеходном переходе лучше сойти с самоката и пройтись. Так безопаснее для всех. К тому же вы относитесь к пешеходам, если электросамокат мощностью до 4 кВт, а это чаще всего все прокатные в городе
🛴 Не катайтесь по тротуарам
🛵 Двигайтесь по правилам для мопедов
Если у вас мощный электросамокат, его могут приравнять к ТС категории М. Для управления таким самокатом нужно получить права и соблюдать правила для мопедов: ездить по правому краю проезжей части в один ряд, по полосе для велосипедистов, в крайнем случае — по обочине
🚘 Как быть в курсе изменений в ПДД
Vladimir, так же (даже хуже) бесят и пешеходы, идущие по велодорожкам как по своей квартире, и даже не слышащие сигнала. Вот честно, тормозить иногда очень не хочется, поскольку они слишком вредные 🙂
Арсен, во-во! Ты их объезжаешь, а они в последний момент оборачиваются и в тебя впрыгивают!
Анатолий, значит слишком близко едете, возможно даже быстро. Всегда должно быть расстояние для манёвра, либо готовьтесь платить за нанесение вреда.
A, вы, видимо, плохо прочитали предыдущий комментарий, на который я отвечал. Выделенные велодорожки вообще не очень широкие, и не предназначены для того, чтобы пешеходы ходили по середине и болтали по телефону.
Арсен, я сколько живу, а велодорожек ни разу не видел. Может в МСК что-то есть, а для остальных регионов это скорее исключение и местная достопримечательность, чем пригодная для использования инфраструктура.
A, да в Перми например их много (хотя в ужасном состоянии)
Поэтому, перефразировав ваши слова, можно сказать, что дело в отношении людей к происходящему.
Jey, это очень странная логика. А если человек бежит или быстро идёт, он тоже может кричать на впереди идущих?
Поэтому не вижу в этой логике чего-то странного.
Jey, Jey, мне кажется не совсем корректно сравнивать лыжню с тротуаром. На лыжне своя этика, на тротуаре своя. В любом случае, если пешеход идёт по тротуару и слышит внезапный и громкий звук сзади, срабатывает рефлекс отпрыгнуть от опасности. И если пешеход адекватен и идёт правой стороне, то отпрыгивает он естественно в левую сторону по которой его обгоняет самокат или велосипед.
Это если рассуждать логически.
А если говорит об эмоциональной части вопроса, то людей ожидаемо бесит, когда в их пространство неожиданно вторгаются просто так. Поэтому в пдд прописано, что сигналить можно только в случае риска дтп. Понятно что сейчас пдд для самокатов нет, но мне кажется что самокат логичнее приравнивать к велосипеду а не пешеходу.
А если приравнять самокат к велосипеду, то ездить на нём по тротуару нельзя. Понятно что в наших реалиях по дороге ездить на велосипеде часто опасно, поэтому люди лояльно относятся к велосипеду на тротуаре. Но когда в спину пешеходу сигналят люди которые там в принципе не должны находиться, это бесит.
Так-же бесит, когда автолюбители сигналят без опасности возникновения дтп, например что-бы поздороваться. В результате это слышат сотни если не тысячи людей, если говорить про дороги в спальных районах например. Это банальное игнорирование комфорта всех окружающих людей.
Если динамик автомобиля (или звонок самоката) перенести в подголовник водительского кресла (в случае с самокатом в наушники или шлем), это быстро даст понимание, почему людей бесят громкие внезапные звуки которые ассоциируются с опасностью для жизни.
avvas, я буду на желтом самокате
Чёт маловато жизненных правил, хотя некоторые полезны (про сигнал, фары).
Дополню ещё:
• Никогда не приближаться к пешеходам, объезжать на расстоянии минимум в 1-1.5 метра. Если невозможно, то на минимальной скорости ожидая подставы. Человек вас не видит, может спокойно выставить руку, пошатнуться, споткнуться, испугаться и сделать шаг к вам.
• Вообще любому участнику движения надо всегда ожидать подставы в ряде ситуаций, даже если он на авто или пешеход. Иначе никак, доказывать что-то с больничной койки будет сложнее, а ошибаются абсолютно все без исключений (хотя каждый считает себя самым умным и правильным), вопрос лишь в том, у кого последствия будут жёстче.
• Не пугать резкими сигналами, по возможности обозначить себя заранее, чтобы человек услышал ваше приближение сам и не испугался (шум двигателя или вело трещётки).
• Никогда не пересекать препятствия в виде бордюров, канавок и тд по диагонали или по вдоль, особенно, если на улице сыро. Только поперёк, иначе есть риск навернуться.
• Никогда не тормозить передним колесом в повороте, такой занос сложно исправить. Лучше вообще никогда не тормозить в повороте, снижаем скорость заранее, причём обоими тормозами (передний всегда берёт на себя основную нагрузку на любом транспорте). Тк почти все самокаты на переднем приводе, то можно набирать скорость уже на выходе из поворота.
• Не надо вилять. Особенно на проезжей части. Едем максимально прямолинейно, а не как пьяное тело, впервые вставшее на самокат. Если навыков не хватает для уверенного равновесия, значит вообще не лезем к другим участникам движения, сначала учимся в парках или на других площадках, где возможно.
В общем суть простая, жить и не мешать жить другим. Это касается и самокатов, и велосипедов, и пешеходов, и даже машин.
Сложно придумать ситуации тупее и опаснее, чем пешеход/авто/велосипед, лезущий под колёса или перекрывающий проезд тупо потому, что он по ПДД прав, и на остальных ему пофиг.
Самые противные, токсичные и обиженные люди обычно пользуются 1-2 способами передвижения, и с пеной у рта ругаются и говорят, как им мешают жить другие.
Чем больше способов передвижения использует человек (я, например, все 4 + горнолыжка и тд), тем больше он понимает особенности каждого из них, и тем адекватнее он реагирует на окружающих.
В пункте «пересекайте дорогу пешком» нужно писать не «лучше сойти», а «вы обязаны сойти» потому что пдд предусматривает движение по пешеходному переходу только пешком. Это и велоипедмстов касается тоже.
Какие правила действуют для электрических самокатов?
К каким участникам дорожного движения приравниваются люди на электросамокатах: пешеходам, велосипедистам или водителям мопедов? Какие правила дорожного движения касаются электросамокатов? Нужен ли шлем, как на мопеде или мотоцикле? Можно ли ездить по проезжей части, а не по тротуару?
Электросамокат — это пример того, как законы не всегда успевают за техническим прогрессом. Раньше самокаты выглядели так, что даже правила дорожного движения скромно относили самокатчиков к пешеходам. А потом ситуация изменилась.
Современные самокаты ездят быстрее, чем старый Москвич. Но если для Москвича нужны права, то для электросамоката нет. Прогресс опередил законодательство.
Но это не значит, что водителям самокатов можно делать все что угодно. Это зависит от мощности двигателя самоката и его максимальной скорости.
С точки зрения ПДД водитель самоката — пешеход
Водитель самоката по ПДД приравнен к пешеходам. Так же как люди на роликовых коньках и те, кто пользуется санками, тележками, детскими или инвалидными колясками.
Водительское удостоверение для управления самокатом не требуется, шлем тоже не нужен: пешеходы их не носят.
Отсюда вытекают обязанности водителя самоката:
Для самокатов, которые приводятся в движение исключительно человеческой ногой, такие требования выглядят вполне обоснованными.
Но закон за прогрессом не всегда успевает. К самокату приделали электромотор, и его скоростные характеристики изменились. А требования ПДД остались прежними.
Все зависит от мощности двигателя и максимальной скорости электросамоката
Что о самокатах говорит судебная практика
Суды тоже всегда смотрят на технические характеристики самоката, принимая решения, какие меры принять к его владельцу.
Пример из суда. Пьяный мужчина в Тамбове ехал на электросамокате. Сам он, правда, утверждал, что самокатом не управлял, а просто находился рядом с ним на тротуаре. Сотрудники ГИБДД осмотрели его самокат и обнаружили маркировку мощности двигателя — больше 4 кВт. Суд решил, что по техническим характеристикам это мопед, а значит, водитель не относится к пешеходам. То, что мужчина не управлял самокатом, не подтвердили свидетели. И суд лишил его права управления транспортными средствами. Обжаловать решение суда не получилось.
Другой пример — из суда города Ливны. Мужчина, как и в предыдущем случае, управлял электросамокатом в нетрезвом виде. Сотрудники ГИБДД отправили его на освидетельствование, которое это состояние подтвердило. Дело направили в суд. Однако в суде мужчина предъявил инструкцию по эксплуатации электросамоката. В ней было сказано, что мощность двигателя — всего 2 кВт. А это означает, что такой самокат транспортным средством не является, а мужчина — пешеход. Лишить пешехода права управлять транспортом, даже если он пьян, нельзя.
Суд постановил: этот электросамокат нельзя отнести к какому-либо транспортному средству. А значит, управление им в пьяном виде — это не нарушение. Поэтому водительского удостоверения человека не лишили.
Правила безопасности тоже нужно соблюдать
Хотя водитель самоката считается пешеходом, соблюдать правила безопасности все равно нужно. Если владелец электросамоката их нарушит, его можно привлечь к ответственности на тех же основаниях, что и пешехода, — по статье 12.29 КоАП РФ.
Я рекомендую водителю электросамоката следующее:
Что в итоге
Все зависит от мощности и максимальной скорости электросамоката.
Не выбрасывайте инструкцию к самокату. Хранить ее закон не обязывает, но если что-то случится, то будет проще общаться с сотрудниками ГИБДД.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.