Что нужно для декоративно прикладного искусства
Специальность «Декоративно-прикладное искусство»
Институт Развития Бизнеса и Стратегий приглашает абитуриентов на обучение по специальности «Декоративно-прикладное искусство» после 9 или 11 класса. В 2020 году открыт набор в том числе на БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА. По окончанию обучения, специалисты получают Диплом государственного образца.
Специальность «Декоративно-прикладное искусство» является одной из самых востребованных в сфере культуры и творчества. В отличие от представителей других искусств, мастера ДПИ создают предметы, которые не только имеют художественную ценность, но и обладают функциональным назначением. Специалист выполняет поставленную перед ним задачу, учитывая пожелания заказчика и воплощая собственные творческие замыслы.
Декоративно-прикладное искусство требует универсальности, поэтому в процессе обучения студенты получают навыки в скульптуре, живописи и других видах художественного творчества. Именно поэтому выпускники специальности получают большой простор для творческой реализации в будущем.
Преподаватель высшей квалификационной категории специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»; Председатель Правления «Детской студии изобразительных искусств», Председатель Правления фонда развития детского и юношеского творчества
Какие качества и знания требуются абитуриенту направления «Декоративно-прикладное искусство»?
Какие знания и навыки нужны для поступления на творческую специальность ДПИ?
Для освоения программы учебного курса по декоративно-прикладному искусству, у студента не должно быть медицинских противопоказаний к данному виду деятельности. Поэтому перед зачислением все абитуриенты проходят медицинские осмотры. Основные противопоказания к прохождению специальности ДПИ, это:
Преподаватель высшей квалификационной категории специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Преподаёт дисциплины: «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства», «Основы формальной композиции», «Народный орнамент», «история искусств» и др. Общий педагогический стаж более 30 лет
Учебная программа специальности «Декоративно-прикладное искусство»
Во время подготовки специалистов по курсу «Декоративно-прикладное искусство» в колледже ИРБиС применяются как традиционные техники творческого обучения, так и современные методики и технологии. Специальность предполагает большое количество практических и творческих занятий по живописи, рисунку, скульптуре и другим видам искусства. Дисциплины, которые изучают студенты в рамках специальности «Декоративно-прикладное искусство»:
Заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, член Союза Художников России. Председатель Правления Саратовского отделения Союза Художников России
Кем я смогу работать после получения специальности ДПИ?
Декоративно-прикладное искусство – это наиболее универсальная из всех творческих специальностей. Студенты получают компетенции сразу в нескольких областях искусства, культурологии и дизайна. Это обеспечивает их высокую востребованность на рынке труда, так как многопрофильные специалисты ДПИ могут выполнять самые различные творческие задачи на высоком уровне.
Кем же работают выпускники после получения специальности «Декоративно-прикладное искусство»?
Многие специалисты декоративно-прикладного искусства открывают свой бизнес с реализацией заказов на декор, оформление и дизайн различных предметов и помещений. В процессе обучения по специальности, студенты уже имеют возможность выбрать направление, которое будет наиболее интересно для их дальнейшей творческой карьеры.
Валерия Мендель
Преподаватель рисунка специальности Декоративно – прикладное искусство
Преимущества специальности «Декоративно-прикладное искусство»:
Специальность «Декоративно-прикладное искусство» – отличный старт для получения востребованной работы в творческой сфере, которая никогда не теряет актуальности! Мы ждем абитуриентов, которые хотят освоить эту специальность в колледже ИРБиС и готовы предоставить самое полное профессиональное образование для выпускников 9 и 11 класса.
База | Срок обучения | Форма обучения |
На базе 9 классов | 2 г. 10 мес. | Очная форма |
На базе 11 классов | 2 г. 10 мес. | Очная форма |
Забронировать место на обучение по специальности «Декоративно – прикладное искусство» можно по ссылке
Записаться на он-Лайн консультацию по поступлению на бюджетное место можно по ссылке
Подходящие для детского творчества занятия
Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.
Вышивание и вязание
Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.
Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.
Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:
Также можно использовать вязальную машину или вовсе обойтись безо всяких инструментов и соединять петли пальцами.
Выжигание по дереву и ткани
Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:
Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:
Эти материалы отделываются ажурным кружевом. Получаются очень красивые салфетки, панно, закладки, открытки.
Бисероплетение и макраме
Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.
Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:
И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).
Аппликация и лепка
Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.
На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.
То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.
Профессиональное искусство
Примеров декоративно-прикладного искусства для профессионалов тоже много. Портные занимаются шитьём, художники — росписью, витражами или мозаикой. Некоторые люди в качестве хобби увлекаются скрапбукингом, а потом делают это рукоделие источником дополнительного заработка.
Ручное шитьё
Талантливые портные всегда имеют много работы, поскольку ручное шитьё намного превосходит по качеству фабричное. Эта профессия древняя. Создавать одежду начали ещё до нашей эры. Правда, тогда основными материалами выступали мех и шкуры животных. Сейчас же ассортимент, конечно, гораздо шире.
Оборудование тоже претерпело значительные изменения. Иглы теперь делают не из кости или рогов, а из стали. О «нитях» из сухожилий, вен или кишок животных давно забыли. В распоряжении портных теперь есть ножницы для ткани, мелки для обвода выкроек, швейные и распошивальные машины, оверлоки и другие приспособления.
С их помощью можно создавать искусную уникальную одежду, что особенно ценится в мире высокой моды. Но, помимо этого, посредством шитья производится домашний текстиль, обувь, игрушки и многие другие предметы.
Художественная работа
Роспись — серьёзная работа для художника. Видов этого искусства много. К нему относятся:
С помощью искусства мозаики художник может создавать монументальные панно для интерьеров, элементы архитектуры или орнаментальные композиции. В процессе творчества мастер проходит несколько основных этапов — от определения темы и жанра, продумывания дизайна и техники исполнения до проработки деталей.
Оформление альбомов
Скрапбукингом принято называть изготовление и оформление каких-либо альбомов, чаще всего предназначенных для хранения фотографий. История зарождения этого вида искусства началась с популяризации в Англии собирания в книгу или тетрадь вырезок и цитат. Это занятие уже в XVII веке привело к обретению современной формы скрапбукинга, хотя это название вошло в обиход лишь в XIX веке.
В России начало создания рукописных альбомов пришлось на XVIII век, но непосредственно скрапбукинг был распространён в народе лишь в начале XXI века. Поэтому этот вид творчества является относительно новым. Однако он стремительно набирает обороты. На многих ярмарках мастеров большую долю работ составляют рукодельные альбомы.
Новые и популярные техники
Творчество постоянно остаётся востребованным, но всё время меняется. От древних направлений постепенно отказываются (например, ручное ткачество практически полностью вытеснено фабричным производством), но в то же время происходит постоянное развитие новых техник в декоративно-прикладном искусстве. Их можно разделить между собой по материалу или типу рукоделия.
С использованием бумаги
Бумага — удобный материал для творчества. Она относительно дешёвая и имеет большой ассортимент по цветам, размерам и плотности. Помимо скрапбукинга, в список видов искусства с использованием бумаги входят:
Но бумагой, творчество, конечно, не ограничивается. В его рамках можно использовать большое число материалов и техник.
По типам рукоделия
Эксклюзивным мальтийским плетением является ганутель. С его помощью создают блестящие, изящные и лёгкие цветы. В работе используются спиральная проволока, нити и бисер. Но некоторые мастера включают в работу даже настоящий жемчуг.
В живописи популярность набирает техника, называемая энкаустикой. Она заключается в рисовании расплавленными красками, связующим веществом в которых является воск. Благодаря необычности состава и состояния применяемых материалов картина получается очень яркой.
Для создания изображения также может быть применена нитяная графика — вышивка шерстяными или шёлковыми нитями по картону или бархатной бумаге. Шитьё можно осуществлять в технике пэчворк. Она заключается в нашивании тканных и вязаных элементов на основу. Чаще всего пэчворк применяют для создания покрывал или сумок.
В технике оригами можно использовать не только бумагу, но и ткань. Если это натуральный шёлк, рукоделие называют Цумами Канзаши. Из ткани складывают цветы, формируя лепестки с помощью щипчиков или пинцета, а затем наклеивают их на основу. Украшение обычно используют для шпилек и гребней для волос, но ему можно найти и любое другое применение.
Каждый человек в разнообразии видов искусства может найти то занятие, которое будет ему по душе. Оно, безусловно, будет полезным, ведь, помимо положительных эмоций, мастер получает красивую вещь, которую можно продать, подарить или просто оставить у себя и любоваться собственноручно выполненным произведением.
Лекция ДПИ 1 курс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Декоративное искусство
Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное искусство), художественно оформляющие празднества, зрелища, экспозиции и т. д. (оформительское искусство).
Декоративно-прикладное искусство
Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.
Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX века — с художественным конструированием и дизайном.
История развития декоративного искусства
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.
В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства травы и цветы, изображения птиц и зверей, неба и солнца, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент.
Современные изделия декоративно-прикладного искусства создаются с учетом как народных традиций так с веяниями моды сегодняшнего дня. До сих пор самыми популярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных традиций, являются изделия из стали и бронзы, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в восточных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; ритуальные маски — в Африке; изделия из янтаря — в прибалтийском регионе; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными, — в Китае и Японии, Корее.
Стилизация в декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.
Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.
Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.
Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.
Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.
При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации. Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа. При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».
Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.
Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.
С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.
Декоративная и прикладная разновидности декоративно-прикладного искусства
Следует различать декоративную и прикладную разновидности декоративно-прикладного искусства. Так, если предметы прикладного искусства (мебель, утварь, посуда, ювелирные изделия) оказываются художественно-выразительными в основном благодаря эстетическому совершенству своей формы (красота силуэта, пропорций, изящество линий, мастерская обработка материала и т. д.), то декоративным произведениям (роспись стен и бытовых предметов, декоративные скульптурные рельефы, мелкие статуэтки, гобелены, вышивки, ковры, резные украшения и т. д.) присущи изобразительные, сюжетные композиции или орнаментальные украшения.
Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, этнографических и краеведческих музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и совершенства. Изделия, сработанные старыми мастерами и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у кого-то появляется желание следовать примеру народных мастеров.
В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленные домашняя утварь, мебель, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная умелым мастером, всегда будет в цене.
Прилив художественных сил в прикладное искусство
Ремесленные приемы работы
Декоративная живопись
Оформительское искусство
РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ЖИЗНИ НАРОДА
. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа
.1 Особое место декоративно-прикладного искусства
.2 Философия декоративно-прикладного искусства
. Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время
.1 Возникновение декоративно-прикладного искусства
.2 Роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе
.3 Декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть культурной жизни общества
Список использованной литературы
1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа
.1 Особое место декоративно-прикладного искусства
Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается этническая проблематика, пересортировывая уже более или менее установившиеся понятия и раскрывая в них новое содержание. В самом деле, внешне наблюдаемые синкретизм и эвристичность этнической действительности не могут оставаться не замеченными теми разделами человековедения, которые претендуют на систематичность. Наряду с исследовательскими задачами раскрытия общего и особенного в культурном обиходе различных этнических общностей существует острая, во многих случаях неотложная необходимость поиска народных обычаев, и оперативного решения практических психологических задач по установлению минимальных культурных средств. Особое место в ряду этих средств занимает декоративно-прикладное искусство (ДПИ), которое теснейшим образом связано, точнее, органично вырастает из привычного, укоренившегося бытового уклада народа. ДПИ народов, в частности справедливо рассматриваются ныне не как отживающие свое время предметы ведения хозяйства, а как полифункциональные, конституирующие одновременно менталитет (по Л. Февру) и утилитарное пользование, как красивые, мастерски и сообразно назначению выполненные вещи, в которых проявились народные таланты и художественная культура, технология и самосознание этноса, личность автора и общественная норма. ДПИ никогда не ограничивало свои функции только утилитарно-оформительскими (декоративными). Какую бы сторону жизни славянских племени ни рассматривать, везде можно увидеть два взаимовлияния: жизни на искусство и искусства на жизнь. В этом «вдыхании и выдыхании» искусства ощутимо прослеживаются ритм мышления народа, его магичность и «пралогичность», мировоззрение и система межличностных отношений, воспитательные устои и этические приоритеты. То, каким образом эти прошедшие горнило художественного осмысления знаки воздействуют на становящееся поколение этнической общности, и составляет объект нашего исследования.
По мысли Г. В. Ф. Гегеля, «если речь идет о всеобщей, а не случайной цели искусства, то, принимая во внимание его духовную сущность, эта конечная цель может носить лишь духовный и притом не случайный, а коренящийся в самой природе цели характер. В отношении назидания эта цель могла бы состоять лишь в том, чтобы посредством художественного произведения доводить до сознания существенное духовное содержание. Искусство действительно стало первым учителем народов». К этому следует добавить, что тождество народа и его культуры означает его самореализацию, инобытие его духа, развернутость и внешнюю представленность в виде продуктов культуры его мышления. Художественный образ, сопутствующий произведению ДПИ, не только определяется назначением вещи или материала, из которого она изготовлена, но и является истоком, средством и итогом семиотической деятельности, знаком и посланием одновременно. Поэтому применительно к народам с первозданно сохранившимся ДПИ можно утверждать, что ребенка с самого рождения начинают воспитывать немые до поры до времени посланники культуры. Какой бы предмет ни брал в руки ребенок, он с раннего возраста сталкивается с необходимостью распредмечивания этого послания, поскольку нет такой области обихода, тем более у народов, чей уклад пока не очень восприимчив к идеалам массовой европейской или азиатской культуры (где наряду с массовостью нарастает отчужденность), куда не проникали бы изделия художника «быта». Общая задача психологического исследования может, таким образом, быть ориентирована на определение действительной роли ДПИ в детском развитии народа, поскольку даже самое предварительное наблюдение за устоявшимися формами воспитания указывает на глубокую включенность ДПИ во все культурные обстоятельства детской деятельности.
.2. Философия декоративно-прикладного искусства
Сочетание этнографических, историко-культурных и психологических методов является, по мнению И. С. Кона, необходимым для корректного изучения психолого-философского феномена. Именно поэтому в исследовании функции и роли ДПИ в формировании средств адекватной ориентировки детей в окружающем мире мы рассматриваем ДНИ как самостоятельное явление, пытаясь на первых шагах определить его границы и в общих чертах представить его философскую феноменологию. Иными словами, острие нашего исследования обращено к феномену ДПИ таким образом, чтобы за формами игрового поведения и мышления ребенка, улавливаемыми в решении им специальных задач, раскрыть общее значение ДПИ для детского развития.
Итак, все предметы домашнего обихода славян изготавливались, исключительно из местных материалов. Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения, а из дерева мужчины вырезали ступы, кадушки, черпаки, ложки. Оригинальны были коробки, тарелки. В мешках и разных сумках, сшитых из шкур и тканей, хранили одежду и мелкие предметы. Возможно, важнее этих, сугубо практических и утилитарных функций были информативные и магические функции ДПИ. Красочно и художественно, с большой выдумкой изготавливались одежда, обувь. Информативную (идентификационную) функцию несли элементы цветового оформления и орнамент, который был широко распространен. Узорами украшали одежду, обувь, головные уборы, пояса, игольницы, подушки, сумки, коробки, кузова, колыбели. Орнамент славян, как и любой другой этнический графемный язык, отличался богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построения. Поэтому орнаментация предметов, как, впрочем, и все ДПИ в целом, должна восприниматься нами не как причудливая фантазия мастера, а как важная часть народной культуры, как средство выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения и истории.
Воспитательная функция ДПИ, быть может, не является ярко выраженной для стороннего наблюдателя, но ее обстоятельность и регулярность, безусловно, заметны. Ребенка уже с колыбели сопровождают предметы обихода, выполненные в яркой художественной технике ДПИ. Насколько мы можем судить по результатам опросов, интервью и наблюдений, в ходе этого включения в культуру имеет место своеобразная трансформация «симбиоза» воспитателя (у ханты он в явном виде не выделяется, эту функцию берут на себя все взрослые, находящиеся рядом с ребенком), знаково-символической системы ДПИ и ребенка. Психологическое расстояние между взрослым, ребенком и предметом начинает уже в раннем детстве существенно преобразовываться у этой немногословной культуры в своеобразный паритет.
Будучи языком общности, ДПИ несет в себе идеи, объединяющие народ в единое целое, общий знак, который консолидирует духовные силы ханты и их способы самосознания и выражения веры в лучшее будущее, признаки которой легко обнаруживаются у детей. При этом обращает на себя внимание, что язык ДПИ полностью не сформирован (или уже утерян) как всеобщая этническая универсалия и используется в основном без понимания.
Вероятнее всего, воспитывающее значение ДПИ превосходит все наши возможные представления о нем. Одно ясно, только практическими, утилитарными функциями оно не ограничивается: когда-то давно изделия ДПИ несли в себе функцию «оберега» и обойтись без них не мог ни один человек. Злые духи накинулись бы на него и нанесли ему увечья или наслали бы болезни. Эти изделия, например украшения для женщин, орнамент или родовой знак на одежде для мужчин, защищали их владельцев от воздействия не ясных еще для них сил. В наше время люди не всегда сознаются, что верят в чудодейственную силу украшений и орнамента, но продолжают изготавливать и носить эти изделия. Кроме того, что украшения прекрасны и изумительны, они выражают национальную, родовую и этническую принадлежность, а раньше несли еще и идентификационно личностную определенность их владельцев.
Феномен ДПИ пронизывает все стороны жизни: организацию быта, уклад семейных, родовых, «международных» и межличностных отношений. Не всегда роль и функции ДПИ (просветительские, обрядовые, эстетические и др.) четко осознаются, но они стабильно содержатся в любом предмете искусства, в проявлениях поведения и мышления. ДПИ понимают, ценят, пользуются его результатами все члены данного сообщества, и не будет преувеличением сказать, что и занимаются им многие. Отношение к ДПИ может служить мерой самосознания народа как содержащее ментальную цельность и выражающееся в знаково-символическом «послании» для других и для себя.
2. Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время
.1 Возникновение декоративно-прикладного искусства
Итак, в «декоративном искусстве» выделены три вида: монументально-декоративное искусство, оформительское искусство и ДПИ.
Характерно, что РЭС «узаконил» и эту ситуацию. Не вдаваясь в перипетии различных направлений философии искусства, его авторы утверждают:
) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности».
И если отсутствие в этом исчерпывающем списке, например, фотоискусства может объясняться относительной новизной последнего, то почему сюда не вошло ДПИ, существующее в течение многих тысячелетий?
2.2 Роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе
Наверное, при решении организационных вопросов союзов все эти секции действительно пользовались равными правами. Но путаница началась уже тогда.
Дело в том, что нелегко назвать живописца, ни разу в жизни не оформлявшего какой-либо музей, выставку, церковь или дом культуры. Или скульптора, работавшего исключительно в станковой пластике и не поставившего ни одного монументального произведения. Или графика, ни разу не проиллюстрировавшего ни одной книги.
Были и исключения другого рода: в истории каждого из «союзов советских художников», как и в ныне существующих российских творческих союзах, известны периоды, когда «у руля» оказывались монументалисты или оформители. Но и эти ситуации имели и имеют исключительно субъективный характер.
Справедливости ради отметим, что столь же условным и субъективным было деление на живописцев и графиков. Например, какой живописец никогда не писал акварелью и никогда не брал в руки пастель?
Как мы уже видели, монументалисты и оформители не теряли права именоваться живописцами и графиками и, соответственно, из «искусства в узком смысле» тоже не выпадали. Скульпторы-монументалисты никогда из «общескульптурного сообщества» и не выделялись.
После краха советской власти формальные ограничения деятельности «прикладников» исчезли, но клеймо «второсортности» осталось. Совсем недавно одному моему знакомому живописцу, подавшему заявление о приеме в Московский союз художников, предложили вступить в секцию ДПИ лишь потому, что он имел неосторожность принести на приемную комиссию не фотографии своих станковых работ, а типографски изданные открытки с их репродукциями. И если бы в наше время не было «альтернативных» союзов художников, этот живописец так бы и остался «прикладником».
Так откуда эта априорная «второсортность прикладников», и оправдана ли она?
Весьма вероятно, что в условиях монопольного господства советской распределительной системы такая «второсортность» имела определенные резоны.
В отношении живописцев и скульпторов Императорская академия художеств, жестко навязывая свой стиль и «правила игры», обезлички почти никогда не допускала, сохранив для истории имена даже многих «подмастерьев». А подавляющее большинство «рядовых» мастеров ювелирной, стекольной и фарфоровой промышленности Российской Империи безвозвратно кануло в Лету. Беспрецедентный взлет авторского «декоративно-прикладного искусства СССР» произошел только в конце пятидесятых годов ХХ века.
.3 Декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть культурной жизни общества
Таким образом, у нас остался нерешенным один вопрос: что делать с термином «декоративное искусство», произведения которого, согласно РЭС, «художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетически-образное начало», но при этом, в отличие от «самодостаточного» станкового искусства, «наиболее полно раскрывают свое содержание в ансамбле, для эстетической организации которого они созданы»?
Да, отказаться от деления произведений искусства на «декоративные» и «станковые» еще сложнее, чем на «станковые» и «прикладные». Но, по всей видимости, нам придется сделать и это. В противном случае споры о том, «станковый» или «декоративный» характер имеет «Сикстинская Мадонна», могут быть бесконечными и бесплодными, так как любые мнения здесь могут быть исключительно субъективными.
Например, где лучше смотрится «Троица» Андрея Рублева? В слабоосвещенном и закопченном, но «родном» соборе, или все-таки в Третьяковке, где она абсолютно сохранна и выставлена в соответствии со всеми экспозиционными канонами?
Действительно, «Троицу» так никто и не называет. Но подавляющее большинство икон обычно классифицируется именно таким образом.
Значит, и с «декоративным искусством» получается точно так же, как с ДПИ: в сложившейся искусствоведческой практике этот термин априорно выражает второсортность произведения. Следовательно, «второсортными» оказываются и все виды искусств, входящие в него: монументальное, оформительское и прикладное, с которого мы начали наше исследование.
Так вправе ли мы здесь говорить о «втором сорте»? Нет, и еще раз нет. Но именно эту «второсортность» нам диктует современное стереотипное понимание «декоративного искусства».
Конечно, мы ни в коем случае не собираемся полностью отказываться от понятия «декоративности» как такового. Например, возможно первичное позиционирование произведения искусства в качестве «декоративного», как это имело место у Рафаэля с «Сикстинской Мадонной» или у Рублева с «Троицей». Мы видим и повсеместное использование «станковых» вещей в декоративных целях: большинство двумерных и трехмерных произведений искусства все-таки находится не в музеях, а «общественном и частном быту» в интерьерах.
Л.В. Тазьба в статье «Рейтинг художников и философское понимание искусства», опубликованной в третьем выпуске справочника «Единый художественный рейтинг», определил феномен искусства (вне политико-экономической и конкретно-социальной целесообразности) как субъектно-объектное единство «художник-произведение». Этот подход, по мнению Л.В. Тазьбы, дает каждому возможность проявления себя в ситуации «зритель-произведение».
Все произведения имеют несомненные художественные достоинства, но есть в них и некая успокоенность и повторы уже найденных приемов. Работам многих признанных мастеров не хватает подчас творческой смелости, остроты, поиска новизны формы. Может быть, поэтому в экспозиции привлекают внимание попытки внести творческое начало в технику макраме, которая за последние годы получила широкое распространение. Это относится прежде всего к большому триптиху Т. Мязиной (Московская область) «Березовая роща» и гобелену художников В. и Н. Яновых «Ярмарка» (Горький). Большой интерес вызвал на выставке гобелен молодых краснодарских художников В. и Л. Зубковых «Кубанская нива», выполненный в смелой экспрессивной манере. Удачно найдена и его фактура, слегка напоминающая густые кубанские хлеба.
Итак, исчерпывающим теоретическим инструментом для восприятия, оценки и классификации того или иного произведения искусства может являться субъектно-объектное единство «художник-произведение», бытующее в обстоятельствах места и времени.
А все остальные составляющие восприятия, оценки и классификации произведений искусства (двумерность или трехмерность, «декоративное» или «станковое» первичное позиционирование, декоративное или музейное размещение в ту или иную эпоху, реалистичный или абстрактный стиль, пластика, цветовая гамма, художественные материалы и пр.) могут играть роль лишь вспомогательных, но отнюдь не первичных.
барокко ювелир прикладной классицизм
Для создания необходимых для человека удобств и в то же время для украшения его жизни художники стремятся к тому, чтобы все вещи, которыми пользуются в обыденной жизни, не только соответствовали своему назначению, но и были красивыми, стильными и оригинальными.
А красота и польза всегда рядом, когда берутся за дело мастера, и из самых разных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня и проч.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.
Список использованной литературы
2.Лукина Н.В. Формирование материальной культуры русов. Томск, 1985.
.Обряды, обычаи, поверья: Сб. статей / Сост. Ю. Л. Хандрик, предисл. Н.А.Рогачевой. Тюмень, 1997.
.Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968,
.Рамзин В.М. Знакомьтесь: славяне. Москва, 1992.
.Лукина Н.В. Формирование материальной культуры славян. Томск, 1985.
.Мифы, предания, сказки славян / Сост. Н.В.Кукина М., 1990.
.Обряды, обычаи, поверья: Сб. статей / Сост. Ю. Л. Хандрик, Москва, 1997.
.Ромбандеева Е.И. История славян и их духовной культуры. Москва, 1993.
.Соколова З.П. Восточные славяне. М., 1994.
.Дон И. С. Декоративно-прикладное искусство: Историко-философская перспектива. М., 1998.
.1980. Прасков К.Ф. Религия славянских народов. Т
.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.