Что нужно для благоустройства школы
Благоустройство территории школы
Благоустройство школьной территории – важный и многоступенчатый проект, который нельзя успешно реализовать, не зная, как функционирует учебное заведение и его отдельные элементы. Тщательно продумав детали, можно превратить обычный пришкольный участок не только в то место, где дети любят отдыхать и играть, но и преобразовать его в отличное обучающее и развивающее пространство.
Конечно, благоустройство территории школы можно доверить профессионалам. Но далеко не у каждой школы есть на это средства. Поэтому предлагаем попробовать обойтись и своими силами. Например, можно предложить роль дизайнеров самим учащимся и их педагогам. Наверняка, среди них найдется не мало творческих личностей, готовых внести свой вклад в благоустройство школьного двора. Объявите общешкольный конкурс на лучший дизайн-проект. Выявите победителя, работа которого ляжет в основу благоустройства территории школы.
Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории
Не выполняйте никаких работ, не имея законченного тщательно продуманного дизайн-проекта на руках. Хаотичные работы по озеленению или декоративному оформлению могут принести больше вреда, чем пользы.
Кроме того, советуем не проводить благоустройство и озеленение территории школы и даже не создавать дизайн-проект, не проведя специальных исследований:
Ситуационный план – документ, на котором графически отображено, каким образом располагаются на территории те или иные объекты, с выявлением их композиционных и функциональных связей с другими объектами.
Функциональные зоны – зоны с определенными границами и определенным функциональным значением, согласно документам территориального планирования.
Реализация проекта «Уютный уголок детства» по благоустройству территории школы
Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории
Большая часть образовательных учреждений свою территорию подразделяет на парадную (центральную), спортивную, игровую и хозяйственную зоны. Но их может быть значительно больше, в зависимости от возможностей школы: финансовых и территориальных.
Так, например, в свой проект на благоустройство школьного участка вы можете включить следующие зоны:
Продумайте также, какими элементами ландшафтного дизайна вы будете разделять ваши функциональные зоны. Обычно для этих целей используются: живая изгородь, клумбы, декоративные дорожки из самых разных материалов, аллеи.
Проект озеленения школы
Важным пунктом в проекте благоустройства территории школы является ее озеленение.
Цели озеленения пришкольного участка, кроме декоративных, могут быть и следующими:
По периметру пришкольной территории можно запланировать создание живой изгороди в виде деревьев и кустарников. Такое дизайнерское решение поможет защитить педагогов и учеников школы от шума и пыли, поспособствует созданию особых микроклиматических условий на территории школы.
Если на вашем школьном дворе отсутствуют беседки или веранды, и вы не планируете их постройку, предусмотрите посадку крупных деревьев и кустарников, способных смягчать воздействие солнечных лучей и создавать естественную тень.
Крупные деревья и кустарники стоит использовать и для защиты спортивной площадки от ультрафиолетовых лучей и жаркого солнца, особенно, если на ней установлено спортивное или игровое оборудование.
Добавить зеленые насаждения, создающие теневое укрытие для игроков и зрителей, рекомендуется и в зоны баскетбольной и волейбольной площадок, теннисного корта, если они имеются. Сажайте деревья, учитывая величину их корневой системы, приблизительно в 10 метрах от площадок.
По периметру футбольного поля сажайте деревья, имеющие густую крону. А вот использовать кустарники с плотной листвой не рекомендуется, дабы не создавать удобных уголков для укрытия неблагонамеренных лиц.
Открытые свободные площадки необходимо засеять газоном, замостить или выложить специальным покрытием. Не забывайте, что для здорового роста газонной траве необходимо солнце. Если это условие не может быть соблюдено, остановите свой выбор на специальном покрытии (например, имеющем в своей основе резиновую крошку).
Особое внимание следует уделить главному входу в школу. Здесь будет самое место красочным цветникам, изящным клумбам и декоративным группам растений.
Нюансы проекта озеленения школьной территории
Прежде чем утверждать проект на благоустройство территории школы, обратите внимание на следующие пункты, которые важно учесть:
Благоустройство территории школы
Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы
По периметру образовательного учреждения лучше всего посадить какие-то из следующих деревьев:
Перечисленные выше деревья могут также входить и в декоративную группу растений, но особенно хороши для этих целей следующие:
Хвойные растения – один из самых распространенных вариантов облагораживания территорий вокруг зданий общественного пользования. И это не случайно. Они не только стоят зелеными круглый год, но и обладают антимикробными свойствами. Подумайте над возможностью разместить деревья ели обыкновенной или колючей, а может быть лиственницы сибирской на наиболее подходящих для них участках вашего образовательного учреждения.
Стелющийся сорт можжевельника хорош тем, что может послужить окантовкой более высоких растений, но и сам по себе он будет смотреться замечательно.
Озеленение пришкольного участка сложно представить без использования кустарников:
Ну, и, конечно же, проект озеленения пришкольного участка не может не вмещать в себя всевозможные цветники. Учитывая геометричность большинства школьных участков, лучше оформлять территорию бордюрами, клумбами, альпийскими горками и рабатками.
Исходя из опыта озеленения школ, из однолетних цветов рекомендуем использовать:
Если же решите высаживать многолетние цветочные растения, используйте:
Освещение пришкольной территории
За счет продуманного ландшафтного освещения можно любой пришкольный участок превратить в привлекающий взгляд территорию. Кроме того, хорошо освещенная территория – залог безопасности школьников, их педагогов и родителей. Наличие света особенно ценно в зимний период, когда темнеть начинает очень рано.
Выделите участки, нуждающиеся в функциональном освещении, и участки для декоративного освещения. Без функционального освещения нельзя оставлять территорию по периметру школы, дорожки, спортивные и игровые площадки.
Декоративное освещение – это роскошь для бюджетных учреждений, но если вы все же найдете средства, выполните подсветку наиболее декоративных мест: малые архитектурные формы, растения, имеющие интересную фактуру, некоторые части здания (например, центральный вход).
Не доверяйте проведение монтажных работ по освещению пришкольных площадей непроверенным лицам. Эта работа требует соблюдения особых норм и правил, поэтому для ее выполнения лучше пригласить профессионалов.
Прогулка на территории школы
Благоустройство школьной территории
Благодаря ему можно создать практическую базу для экологического воспитания детей школьного возраста. А для исполнителя это значит одно: проект должен учитывать целый ряд особенностей территории, предназначенной для времяпрепровождения детей, а сама она должна выполнять не только декоративную, но и учебную функцию.
Заказывать благоустройство и озеленение школьной территории следует в специализированной компании, в которой работают опытные инженеры, архитекторы, ландшафтные дизайнеры и имеется широкий штат профильных специалистов наряду с мощной материальной базой. Именно такой компанией является НОБИЛИ. Наши сотрудники хорошо знакомы со всеми особенностями создания и реализации подобных проектов и знают как создать идеальное пространство для обучения и отдыха школьников.
Создание каких зон предусматривает благоустройство школьной территории?
В процессе разработка проекта необходимо учесть широкий спектр особенностей, начиная с вида грунта на школьном участке и заканчивая правильным подбором растений, которые не должны быть ядовитыми или выделять много эфирных масел. Потребности учеников и размеры территории во многом определяют то, какие именно зоны будут созданы. Выбор в данном случае достаточно широк и предусматривает обустройство следующих зон:
Функциональная зона | Предназначение |
---|---|
Партерная | Территория, предваряющая входную группу главного здания школы, является её визитной карточкой. Чаще всего оформлена клумбами и красивыми декоративными композициями. |
Спортивная | Для уроков физкультуры и самостоятельных занятий спортом может включать в себя площадки для игры в волейбол и баскетбол, футбольное поле, гимнастическую площадку, оборудованную турниками. |
Хозяйственная | Специально оборудованное место, в котором хранится инвентарь различного предназначения. |
Торжественная | Площадка, предназначенная для проведения школьных линеек. |
Транспортная | Участок школьной территории, специально оборудованный для изучения ПДД. |
Игровая | Площадка, оборудованная для времяпрепровождения учеников младших классов. |
Зелёная | Зона, созданная специально для отдыха и оборудованная всем необходимым для этого. |
Помимо этого, благоустройство школьного двора может предусматривать создание зон для:
Специфика обустройства школьной территории
Для разделения школьной территории на функциональные зоны используют различные элементы, начиная с живых изгородей и заканчивая мощёными дорожками. Вокруг неё сажают зелёные насаждения в виде крупных кустарников или деревьев, которые исключают проникновение звуков и пыли извне, обеспечивая желаемый микроклимат. Озеленение пришкольного участка крупными насаждениями является обязательным, поскольку они обеспечивают защиту от солнечных лучей, создавая приятную прохладу.
В случае, если такие посадки неосуществимы, используют беседки или строят веранды. Площадки для игр могут быть оснащены специальным инвентарём и располагать защитой от ультрафиолета. Для этого обустраивают навесы или высаживают крупные деревья. Если площадка не оборудована и является полностью открытой, её озеленяют лужайками или используют специальные покрытия. При обустройстве газонов важно предусмотреть их достаточный уровень освещённости. Если это невозможно, лучше использовать специальное покрытие.
На площадках для баскетбола и волейбола также необходимо создать приятную затенённость не только для зрителей, но и для игроков. Деревья высаживают с шагом в десять метров. Футбольное поле лучше всего окружить зелёными насаждениями с плотной широкой кроной, отказавшись при этом от кустарников.
Факторы, которые обязательно нужно учитывать при создании проекта:
Освещение школьной территории
Важнейшим элементом любого школьного участка является освещение. Оно может быть не только функциональным, но и декоративным. Первое обеспечивает безопасность и удобство перемещения учеников и их родителей, а также учителей. Его правильная организация особенно актуальна для зимнего периода, когда световой день сокращается.
Что касается декоративного освещения, то оно необходимо для подсветки композиций из растений, МАФов и элементов фасада школы. Освещение школьной территории должно быть осуществлено в соответствии с нормами и правилами, определяемыми на государственном уровне. Специалисты НОБИЛИ хорошо знакомы с ними и проводят все работы соответствующе. Звоните нам прямо сейчас!
Особенности благоустройства территории школы
Особенности благоустройства территории школы
Школьная территория отличается достаточно большой площадью, которая составляет 1-1,5 Га и более. Это позволяет реализовать устройство игровых площадок, зон отдыха, зеленых насаждений, защитных посадок, декоративных клумб, огородов для занятий по ботанике и дорожек. Таким образом благоустройство территории школы является комплексной задачей, к решению которой необходимо подходить с готовым проектом. Важно, чтобы участок был целостным, несмотря на большое количество различных элементов.
Озеленение
Зеленые насаждения используются по всей территории школы для создания нормального микроклимата, эстетичного внешнего вида, обучения и защиты школьников. Не обязательно устраивать зеленую изгородь вдоль всего ограждения школы. Ее главной задачей является защита от шума и пыли. Зеленая изгородь уместна, если она имеет непрезентабельный вид. Кустарники могут высаживаться для разграничения дорожек и отделения различных участков от общей территории.
На школьной территории уместны плодовые деревья, а также кустарники различной высоты. Вьющиеся растения можно использовать для декорирования школьных стен, отдельных классов и хозяйственных построек. Органично будут смотреться насаждения вдоль стадиона и спортивных площадок. Цветники и клумбы можно организовывать возле школьного входа. Если он расположен на северной стороне, лучше засадить южную сторону здания.
Дорожки
Организация дорожек должна иметь функциональное назначение. Они могут иметь различные типы покрытия – асфальт (основные), песок, гравий или газон. Дорожки можно обсаживать различными кустарниками или небольшими клумбами. Они должны вести к часто посещаемым местам. В остальных случаях лучше использовать качественный газон.
Игровые площадки и зоны отдыха
Игровые площадки должны иметь безопасное покрытие и оборудование для занятий спортом и физическими упражнениями. Их нужно содержать в чистоте. Отлично подойдет плотный газон (нуждается в постоянном уходе), песок, а также прорезиненное покрытие. Беседки и павильоны для отдыха должны иметь прочные и удобные места для сидения или скамейки. Их можно украшать вьющимися растениями или высаживать рядом деревья с раскидистой кроной. Проектируя озеленение, необходимо учитывать размеры растений, своевременно подрезать их и облагораживать.
Благоустройство территории школы как один из механизмов формирования позитивного имиджа школы
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
номинация: «Авторский проект»
Игнатенко Светлана Владимировна
МКОУ «Нижнечуманская СОШ»
Актуальность. Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
«Театр начинается с вешалки», а школа со школьного двора. Здание Нижнечуманской средней школы было построено в 1967 году. Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. Эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы еще к лучшему. Школьный двор становится эффективным средством формирования эстетической и экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.
Необходимость формирования имиджа школы определяется следующими причинами:
демографическая ситуация усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории;
позитивный имидж облегчит доступ образовательного учреждения к новым ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим;
имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для кадров.
Сформированный позитивный имидж школы позволит решить ряд задач:
Повысить привлекательность школы для родителей, учащихся.
Повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг.
Повысить уровень организационной культуры школы.
Способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в школьном коллективе.
Итогом работы нашей школы по формированию привлекательного имиджа будет благоустроенная школьная территория.
В 2010 учебном году администрация школы пришла к пониманию того, что необходимо менять отношение в школе к вопросам благоустройства. Был разработан план. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству школьной территории.
Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазии и активность можно завершить успешно. Мы уверены, что свой юбилей (сентябрь 2012 года) наша школа встретила в обновленном виде, который радовал и хозяев школы, и всех гостей.
Цель: организация и проведение мероприятий по благоустройству территории школы и самого здания школы.
— привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;
— провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы, местного населения по выявлению предложений благоустройства школьного двора;
— разработать и осуществить план озеленения школы и благоустройства территории школьного двора;
— развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;
-прививать навыки экологического поведения, воспитания любви к природе;
— формировать позитивный имидж школы в социуме.
Инициаторами и организаторами проекта являются, администрация и педагогический коллектив, Управляющий совет школы
Срок реализации проекта: 3 года (2010-2012 гг.)
Практическая значимость: привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
Проанализировав информацию из различных источников, можно прийти к следующим выводам:
1. Проблема благоустройства и озеленения школьной территории является актуальной не только для обучающихся, но и для общественности в целом.
2. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.
3. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодится ему в жизни.
4. Появляется возможность привлекать обучающихся к активным экологическим исследованиям, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
5. Благоустроенная территория любой школы вызывает восхищение гостей, а ученики и учителя будут чувствовать себя комфортно и гармонично.
Этапы реализации проекта
«Благоустройство школьной территории»
Мотивация, целеполагание проекта.
Построение ориентировочной схемы деятельности
Март – май 2010 года
Май-сентябрь 2011,2012 года;
Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.
Предполагаемые результаты, их социальная значимость.
Организация социально – значимой общественной деятельности школьников.
Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.
Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории;
Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;
Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;
Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;
Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время;
Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки;
Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.
Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологической, социальной, медицинской. В с. Нижнечуманка экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными. В неудовлетворительном состоянии находятся территория двухэтажек, прилегающая к школе, что оказывает негативное влияние на внешний облик школьного двора.
Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность воздушной среды из-за близкого расположения федеральной трассы «Барнаул – Славгород», недостаточное озеленение пришкольного участка и участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей села, невысокий культурный уровень общения с природой.
Наша работа началась в марте месяце, когда рассматривался план подготовки к новому учебному году на совещание при директоре.
Был разработан проект «Благоустройство школьной территории»
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
руководитель проекта: Игнатенко Светлана Владимировна
фотограф: Зайцева Татьяна Николаевна
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Требования к школьной территории
Требования к школьной территории
Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.
Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки, в том числе и по периметру территории. В городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения на 25-30% площади территории, свободной от застройки.
При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, ядовитых и колючих растений.
На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны. Однако при организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.
Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж, для предупреждения затопления их дождевыми водами.
Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.
Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.
Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.
Для выполнения программы по физической культуре допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи школы и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.
При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха учеников, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.
Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.
В хозяйственной зоне оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м. от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с плотно закрывающимися крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м. со всех сторон. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией школы контейнерных площадках жилой застройки.
Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.
Территория школы должна иметь наружное искусственное освещение.
Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательной организацией, не допускается.
При наличии в общеобразовательной организации дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории выделяется игровая зона, оборудованная в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.
Уровни шума на территории школы не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на территории строящихся и реконструируемых общеобразовательных организаций предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.