Что нужно для балета
Что взять с собой на тренировку по балету
Каждый из учеников, собираясь на тренировку по балету, в первый раз или уже в очередной, задается вопросами: что взять с собой, что на тренировку одеть, есть ли перед ней или не стоит. Действительно, что лучше:
На все эти вопросы мы ответим в нашей статье.
По одежке встречают или нет?
Что касается одежды, она должна быть комфортной – раз и облегающей – два. Это нужно не столько для вашей собственной безопасности (в слишком просторном обмундировании можно запутаться, поскользнуться и т.п.), сколько для того, чтобы педагог видел, как работают ваши мышцы.
Отличный универсальный вариант – леггинсы, спортивные лосины и обтягивающая футболочка. Можно обойтись обычными стрейчевыми шортами. Если в вас уже живет прима-балерина, можно, конечно, и купальник профессиональный приобрести – по желанию.
С выбором обуви тоже нужно быть аккуратным – это должны быть мягкие мокасины, балетки или чешки. Покупать их лучше в специализированном магазине – в обуви, не предназначенной для балета, можно повредить суставы или потянуть мышцы. В принципе, подойдут на первое время даже обычные плотные носки.
Есть или не есть – ответ прост
Поесть нужно обязательно. Объедаться не стоит, пусть это будет что-то легкое. Прием пищи лучше провести за час-полтора до тренировки по балету – так вы не будете ощущать тяжести при всевозможных па. Голодать ни в коем случае нельзя – гибкости это вам не добавит, а вот гастрит обеспечит в два счета.
Вода с собой должна быть обязательно. И не какая-нибудь, а вода без газа. Пить лучше минут через 30-40 после занятия. Но если во время урока мучает жажда, пару глотков сделать никто не запрещает.
Прическа и макияж
Волосы однозначно нужно убирать в гульку. Хвост может попасть в глаза, распущенные волосы тоже будут мешать. Вопрос макияжа – дело сугубо личное. Но поверьте, он не нужен – вы будете потеть, а ваши поры – забиваться.
Дополнительная экипировка
Если в комплексе, где будут проходить занятия, есть душевые, возьмите полотенце, резиновые тапочки и гель для душа. А вот ценные вещи, планшеты-телефоны лучше оставить дома – они вам ни к чему, да и переживать меньше будете.
Итого берем с собой:
Вуаля, вы готовы постигать искусство балета.
Балет: с чего начать?
Пожалуй, не найдется ни одной девочки на свете, которая, глядя на балерину, застывшую в грациозной позе на сцене, не скажет: «Я хочу уметь так же!». Не мудрено: все эти невесомые блестящие наряды, красивые прически, короны и неизменная пластичность балерин заставляют тысячи девочек, девушек, женщин и даже бабушек мечтать если не о карьере балерины, то хотя бы о такой же грации. Но стоит ли, безопасно ли это конкретно для вас? Давайте разберемся, с чего начинать, если вы – начинающая балерина.
Возраст – не приговор
Первое и абсолютно абсурдное заблуждение многих заключается в том, что в балет нужно идти с 8-10 лет и не позже. А если этот возраст давно остался в прошлом, о пируэтах у станка можно забыть навсегда – неправда! Конечно, придя в балетное искусство после 14 лет, вам не стать профессиональной Примой, но подтянуть мышцы, выправить осанку и растяжку не поздно никогда.
Здоровье – превыше всего
Если у вас имеются проблемы с позвоночником, плоскостопием, суставами или мышечным тонусом, перед тем как отправляться на урок балета, обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Алгоритм действий
Если со здоровьем все в порядке, путь открыт – записываемся в балетную школу. Сейчас практически в каждом городе их предостаточно, потому проблем возникнуть не должно. Обязательно предупредите педагога, что вы новичок – от этого будет зависеть нагрузка на занятиях.
В любом случае, сколько бы вам ни было лет, и какой бы уровень подготовки у вас ни был, заняться балетом никогда не поздно.
От пачки до шопенки – азбука балетной одежды
Помните Керри Брэдшоу в заставке к сериалу «Секс в большом городе»? Розовое боди и тюлевая юбка, как у балерины? Это самое известное, но далеко не единственное признание важнейшей роли балета в современной моде.
Начало этого влияния приписывают, и совершенно заслуженно, антрепризной труппе «Русские сезоны» Сергея Дягилева, с которой началось повальное увлечение Европы русской культурой. Влияние художников, оформлявших спектакли, уже 100 лет чувствуется в коллекциях домов моды.
Именно дягилевский балет переодел всех в насыщенные цвета, люрекс и перья, во многом подтолкнул корсеты из женский шкафов и изгнал излишнюю строгость – из мужских. Со временем эволюционировали костюмы. Эстетика танца требовала большего обнажения тела, и если вначале сценические костюмы мало отличались от одежды зрителей, то постепенно персонажи дворцовых сказок стали переодеваться в трико и короткие пачки.
Классический костюм балерины из «балетов наследия» состоит из трико, пачки, головного убора, пуантов, иногда рукавчиков. Нередко на сцене требуется максимальное обнажение, и тогда в ход идут бесшовные боди или маечка и трусы телесных оттенков, которые не сильно видны из зрительного зала.
Пачка
Тюлевая юбка, посаженная на кольца, которые держат ее горизонтально над полом и открывают ноги балерины, и пришитый к юбке лиф. Он застегивается сзади на крючки, расположенные в разные стороны, чтобы, наклоняясь назад и вперед, балерина не оголилась.
Пуанты
Знаменитые твердые туфли, в которых балерина может танцевать на кончиках пальцев. Кстати, у них есть рабочее название «пальцы», или по-ленинградски – «каски». Они обтянуты шелком, каждая балерина самостоятельно обшивает пятачки исходя из своего удобства, а также ленты и резинки, чтобы туфельки сидели на ножке плотно.
Трико
Плотные белые или розовые колготки со специальным отверстием на ступне, сделанным для удобства надевания на стопу вкладышей, защищающих ноги от мозолей. У мужчин также есть трико, оно больше напоминает лосины, под них надевают бандаж, чтобы все мужские прелести были собраны и не мешали выполнять прыжки и пируэты.
Комбинезон и юбка, все Dior. Прическа: Евгений Трефилов для Redken. Макияж: Кирилл Шабалин/YSL Beauty
Балетки
В народе их зовут чешками, но все-таки этот термин ближе к гимнастической обуви. В балетных мягких туфельках балерины отрабатывают свои па у станка и на середине зала, а также исполняют современную хореографию.
Шопенка
Такое название закрепилось за трехслойной объемной юбкой длиной до щиколотки после появления романтического балета «Шопениана». Балерины в таких юбках предстают невесомыми созданиями, летящими, как пух от уст Эола. В шопенках танцуют разные балеты, в том числе «Жизель».
Хитон
Свободное платье, которое бывает разной длины и фасона, в нем может танцевать кордебалет или главная героиня.
Туфли
На устойчивом пятисантиметровом каблуке туфли с ремешком используются на репетициях и в спектаклях, где есть совмещенные с классической хореографией характерные или народные танцы.
Гетры и лосины
Еще гетры называют шерстянками. Их надевают только в репетиционном зале вместе со штанами «сауна», в которых танцовщицы разогреваются.
Только с недавнего времени спортивные лосины активно используются балеринами в работе, а бренды спортивной одежды стали предлагать более тонкие и облегающие модели. Комбинезоны для йоги очень удобны для репетиций с партнером, поэтому спортивная мода пользуется все большей популярностью у танцовщиков.
Комментируя мои фотографии перед выступлениями, подписчики в инстаграме часто спрашивают, что за сапожки у меня на ногах. Их называют чунями. Балерина в пуантах обувает иногда чуни, как валенки, чтобы в любой момент их снять или передвигаться по театру босиком, для отдыха ног.
Купальник
Кстати, боди балерины называют купальником. Некоторые танцовщицы стали сами создавать целые коллекции купальников, юбочек, одежды для разогрева, которые пользуются успехом у коллег.
Собираясь на репетицию, я всегда беру с собой спортивную футболку или термоводолазку, толстовку без капюшона (он мешает при вращениях), жилет, спортивные штаны-«сауна», длинные и короткие гетры, купальник и лосины, а также чуни и целую сумку всяких аксессуаров и мелочей, необходимых для подготовки к встрече с публикой.
Какая одежда и обувь подойдет для занятий балетом?
Содержание
Когда вы отправляете ребенка в балетную секцию или сами начинаете заниматься классической хореографией, вопрос о правильной и удобной одежде для тренировок будет актуален. Помимо того, что обувь и одежда обязательно должны быть комфортными, не пережимать тело и не сковывать движения, у балерин есть несколько секретов, помогающих сделать тренировки в разы эффективнее.
Собираем тренировочный наряд балерины
Первое, на что обращают внимание люди, пришедшие из фитнеса или профессионального спорта – обилие одежды на танцорах во время тренировок. Обычных шорт и майки будет недостаточно, даже если такой формат спортивного костюма для вас очень комфортен. На самом деле, балерины почти всегда предпочитают многослойный наряд.
Зачем танцорам такое большое количество одежды? Это делается для того, чтобы суставы и мышцы, разогретые во время разминки, не остывали во время отработки балетных па. Дело в том, что в классической хореографии часто отрабатываются позиции и движения, задействующие только одну или несколько групп мышц. Если при этом остальные части тела перестают прогреваться и мерзнуть, при переходе на новое движение возникает дискомфорт, повышается риск получить травму. Именно по этой причине на танцорах балета во время тренировок можно увидеть еще и гетры, шарфы, специальные чуни, несколько слоев футболок помимо купальника. Со временем к такому формату одежды быстро привыкаешь, и он уже не доставляет дискомфорта.
Если говорить о выборе правильных элементов такого балетного наряда, здесь все становится несколько сложнее. В продаже сейчас есть десятки профессиональных брендов, каждый из которых предлагает разные расцветки, материалы и качество балетной одежды. Сразу скажем, что хорошая спортивная одежда не стоит дешево – производители уделяют время составу материала, его эластичности, прочности и качеству швов. Это все делает тренировки комфортными, ведь вы не думаете над тем, что где-то шов трет или ткань не пропускает воздух.
Благо, большинство хороших брендов можно заказать в интернете. Но при этом обязательно уделяйте внимание самому размеру. Не берите одежду на вырост для ребенка или себе на несколько размеров больше (или меньше). Спортивная одежда обязательно должна сидеть по размеру. Таким образом, она не будет пережимать мышцы, нарушая кровообращение во время занятий. В то же время, слишком большая одежда не выполнит основную функцию балетной многослойности – мышцы не будут прогреваться, и не выйдет сразу станцевать сложную партию без предварительной разминки в «облегченном» костюме.
Обязательно учитывайте вид классической хореографии, которым вы занимаетесь. Если это классический балет, то вещи должны быть приталенными – трико и лосины обязательны. Вы просто не сможете удобно крутить фуэте, если на вас надето много слоев одежды, или один – но свободный и удобный. А вот в современном балете свободна допускается, и правильно подобранный свободный костюм позволит подчеркнуть плавность движений и гораздо удобнее в тренировке.
Важный момент, на который редко обращают внимание особенно представительницы прекрасной половины балета. Не выбирайте одежду с большим количеством аксессуаров (это касается и резинок, заколок для волос). Потенциально ваш наряд не должен повышать риск получения травмы не только у вас, но и у партнера. Нигде не должно быть острых элементов, бусин, слишком острых змеек и прочей фурнитуры. На репетиции форма должна быть максимально безопасной.
Если ваш ребенок будет заниматься балетом профессионально, то вам наверняка придется купить еще и репетиционную пачку. Она отличается от сценической (более дешевая). Некоторым нужны будут для выступления специальные юбки-шопенки, которые для репетиций можно пошить самому или приобрести в специализированных магазинах. Для сценических костюмов расписывать основные требования практически бессмысленно, ведь швея, которая будет заниматься изготовлением наряда, наверняка, знает, что именно нужно юным танцорам.
Кстати, небольшие сережки и цепочку можно оставить на репетиции, но для выступления их придется обязательно снимать. Мы все же рекомендуем избавляться от ювелирных украшений даже на тренировке, ведь это может нанести вред не только вам.
Трико и купальник – святая пара для каждой балерины
Не обойтись на выступлениях или тренировках без качественного трико и купальника. Обязательно обращайте внимание на цвет трико для выступлений – считается, что он обязательно должен совпадать с цветом пуант и ленточек к ним.
С купальником для занятий все несколько проще. Подбирайте комфортную для себя ткань и размер. Купальник не должен натирать и стеснять движений. Возможно, вам придется померить несколько десятков моделей перед тем, как вы найдете действительно «свою». Тогда берите сразу несколько – купальники балерины меняют тоже довольно часто.
Для трико и купальников важно обратить внимание на швы. В хорошей спортивной одежде они обязательно будут плоскими и незаметными. Это не только эстетический аспект, но и ваш комфорт. Выпуклые и грубые швы слишком сильно натирают кожу во время движений и мешают сосредоточиться на технике во время тренировки.
Какая у балерин обувь?
С переходом на профессиональный спорт балерины в основном танцуют в пуантах. Специальная обувь вроде джазовок (кроссовки с гнущейся подошвой, которые используют в тренировках практически все танцоры) используется в тренировках между отработкой балетных па или начинающими балеринами.
Кстати, если вы занимаетесь классической хореографией в качестве хобби или не можете надевать пуанты по состоянию здоровья, поищите удобные балетки или чешки.
Если же занимаетесь в пуантах, то говорить об их выборе можно очень долго. Главное, чтобы они были по размеру и хорошо сидели, обязательно твердый носочек. Вне тренировок на пуантах балерины любят носить удобную ортопедическую обувь или специальные дутые тапочки. Они помогают сохранять мышцы стоп в тепле и позволяют немного отдохнуть ногам между тяжелыми в носке пуантами.
В качестве итога
Подбирать балетную обувь, на самом деле, несложно. Главная задача – сделать так, чтобы вам было комфортно. В качестве итога – несколько советов:
© 2021 Балетная студия в Москве «En Pointe»
Азбука балетной одежды: собираем гардероб для занятий хореографией
Балетные постановки, которые мы смотрим в театре – результат огромного труда и сотен часов, проведенных в репетиционном зале. В этих условиях форма для занятий балетом должна быть сверхудобной. Разбираем с участницами образовательной программы по хореографии, из чего состоит типичный балетный гардероб и зачем танцовщику надевать «сто одежек».
Какой бывает обувь для балетных классов
Неотъемлемая часть гардероба каждой балерины – мягкие балетные туфли (балетки) и пуанты. Для занятий по характерному танцу (народно-сценический танец) надевают специальные кожаные туфли с каблуком, которые в обиходе танцовщики называют «нархарками». Чаще всего такие туфли – черного цвета, реже – белого или красного, в зависимости от костюма, выбранного для конкретной постановки. Чтобы сохранить эластичность разогретых связок, используются балетные чуни – ботиночки с пухом, которые сильно шуршат при ходьбе и внешне напоминают стеганые валенки или угги.
Помимо базовой обуви, в «кладовой» балерины может храниться пара туфель для важных выходов и выступлений. Так, у Майи Плисецкой – величайшей балерины ХХ века – были серебристые туфли Rayne с перепонками в джазовом стиле, которые она надевала лишь на особые вечера.
Фото: glamour.ru
Из чего состоит комплект балетной одежды танцовщицы
Для ежедневных занятий молодые артисты балета надевают трико, которое на 90% состоит из полиамида – эластичной, сверхпрочной и в то же время тонкой ткани, нить которого всего в 2 раза толще волоса человека. Внешне балетное трико напоминает обычные колготы, но есть отличие – специальное отверстие для стопы, позволяющее быстро надевать балетную обувь.
Из прочих элементов балетной формы в сумке танцовщицы обязательно присутствует купальник – боди (который танцовщицы называют именно купальником), кофта, комбинезон-сауна, спортивные штаны, гетры, которые надеваются поверх трико и служат для разогрева мышц. Если артист почувствовал боль в мышцах или суставах, гетры не снимают до конца репетиции для защиты, например, голеностопа от травм. В целом, для занятий в зале важно, чтобы одежда хорошо растягивалась и не сковывала движений. Цвета и модели одежды для занятий танцовщики выбирают по своему вкусу и настроению.
Комплект одежды часто зависит от вариаций и ролей балетного спектакля, который репетирует танцовщик. К примеру, для характерного танца используют юбку в форме полусолнца из плотной черной ткани, длиной чуть ниже колена; для историко-бытового танца – юбку-шопенку, а для вариаций классического наследия чаще используют балетную пачку. К слову, впервые в балетной пачке в 1832 на сцену вышла итальянка Мария Тальони – правда, тогда наряд сочли неприлично коротким.
«Если мы репетируем классическую постановку, я всегда надеваю репетиционную пачку. Она помогает привыкнуть к балетным движениям в сценическом образе, почувствовать сопротивление воздуха при вращении», – рассказала Татьяна Сычева, студентка Московской государственной академии хореографии. Юная балерина добавила, что при исполнении балетных па (поддержек) очень важно партнеру соблюдать дистанцию, чтобы пачка не сминалась.
Зачем так много одежды сразу?
Если заглянуть в закулисье перед спектаклем, можно увидеть, сколько всего надето на балерине. Зачем это нужно? На самом деле, многослойная одежда позволяет гораздо быстрее разогревать мышцы и долгое время сохранять их в тепле. Перед следующим приходом в зал или на сцену после небольшого перерыва артисту не придется тратить время на растяжку и разогрев. Это помогает избежать травм: на «холодное тело» нельзя выполнять сложные элементы. К тому же, после репетиций часто проветривают помещения – без теплой одежды можно легко простудиться.
Лексика балетного гардероба: от касков до кички
В Москве и Санкт-Петербурге существуют различия в балетной лексике. Например, в Москве пуанты называют «пальцами», а в Санкт-Петербурге для тех же понятий используют другой термин: каски́.
«В балетной лексике есть много слов, которые редко звучат в повседневной речи. Первое, что пришло в голову – обычную мягкую обувь мы называем «балетками» или просто «мягкими». Знакомые многим пуанты превращаются в «каски»», – поделилась Полина Холодкова, ученица Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.
Украшения и макияж
Трудно представить балерину в образе без красивого грима и яркого сценического костюма. Но репетиция – дело другое. Для ежедневных занятий в балетном зале сценический грим не обязателен. Юные балерины и вовсе стараются избегать его на репетициях: педагоги советуют показывать натуральную красоту. Неоднозначное отношение сложилось в балетной среде и к украшениям (кольцам, серьгам) вне сцены:
«В профессиональных балетных школах вовсе запрещено приходить на занятия с украшениями – это очень травмоопасно», – отметила Полина Холодкова.
На сцену балерины выходят уже «при параде» – в бижутерии и с украшениями на голове: коронами, диадемами, перьями или венками. Все это подчеркивает образ и помогает передать специфику роли.
Так или иначе, комфорт и эстетика неразрывно связаны в профессиональном балете. Юные танцовщики отмечают: не важно, находишься ты на репетиции или на сцене – выглядеть красиво нужно всегда. Именно поэтому, наверное, случается, что среди десятков стеллажей с концертными костюмами в гардеробе балерине оказывается «нечего надеть».
Автор: Эльвира Слободян, НИУ ВШЭ