Что нужно для авиамоделирования
Авиамоделизм — начало большого пути
В связи с наступающим днем космонавтики и авиации я решил поднять тему, которая уже мелькала на хабре, и судя по комментариям людям она была интересна, но почему-то не получила особого развития.
Большая авиация, а тем более космонавтика, доступны далеко не всем, а вот авиамоделирование — увлечение, которое каждому позволяет почувствовать себя авиатором.
Я сам новичок в авиамоделировании и комментарии от более опытных пилотов приветствуются.
Эта моя первая заметка на эту тему и я хотел бы рассказать в ней про то, как начался мой путь в авиамоделировании, продолжение тут..
Итак, прошлой весной, блуждая по просторам интернета я случайно наткнулся на форум моделистов. А так как с дества я мечтал летать, но не смог по причине не лучшего здоровья, то моим хобби стали авиамодели — я покупал такие пластиковые наборы для склеивания и клеил. А тут я наткнулся на летающие модели самолетов. И естественно сразу же затохет себе такую приобрести. Предупреждаю сразу — авиамоделизм — занятие довольно затратное, для нормального старта первоначальный капитал желательно иметь около 20-30 т.р. Правда его не обязательно иметь сразу, в моем случае покупка всего необходимого расятнулась на три месяца, что вполне поднимаемо.
Что же нам нужно для того чтобы начать летать?
Каким бы крутым и опытным пилотом «ил-2 штурмовик» ты себя не чувствовал, или может быть даже ты летал за штурвалом настоящего самолета, в любом случае первое, что тебе нужно для того чтобы начать летать — это симулятор.
Без хорошего симулятора начало полетов невозможно. На этом спотыкались многие, не одна моделька погибла в руках даже опытных пилотов, которые летали в «большой» авиации и брались за пульт без подготовки в симуляторе.
Симуляторы это не Microsoft Flight симулятор, и не ил-2 штурмовик. Существуют специальные симуляторы радиоуправляемых авиамоделей. Я выделю три основных:
FMS — бесплатный симулятор с минимальным набором функций
AeroFly — платный симулятор с неплохой графикой и физикой, большим количеством моделей и летных площадок
RealFlight — тоже платный, тоже красивый и качественный.
Я остановил свой выбор на AeroFly Pro Delux. Симуляторы продаются со шнурками для подключения аппаратуры или даже с собственными пультами, но лучше вместе с симулятором сразу брать аппаратуру для привыкания.
Выбор аппаратуры управления
Аппаратура управления для радиомоделей выпускается несколькими крупными фирмами: Hitec, Futaba, JR, Spectrum.
И несколькими китайсиким фирмами, такими как wfly, но мое имхо — лучше брать аппаратуру более-менее известной фирмы. Хотя wfly тоже прекрасно работает, в принципе.
Аппаратура управляения классифицируется по частоте (основные — 35 МГц, 40 МГц и 2.4 ГГц) и по количеству каналов (3,4,6,7,9,10 и т.д.)
FM-частоты 35 МГц и 40 МГц — это классика, на них летают уже не один десяток лет. 2.4 ГГц — относительно новая разработка, но уже приобрела огромную популярность среди моделистов. Основное отличие Fm частот от 2.4ггц в том, что при полете на FM частоте всегда необходимо знать какой у тебя канал (у меня например 51 канал, 40.675 МГц) и следить за тем, чтобы твоя частота ни с кем не пересекалась на летном поле — иначе получите два комплекта «дров» при одновременном полете на одинаковой частоте. У 2.4ГГц таких проблем нет — там технология позволяет поднимать в воздух огромное количество самолетов без пересечений частоты. Минус же 2.4 ггц в относительной дороговизне оборудования, особенно приемников, которые часто страдают от вибраций или при падениях самолета.
Количество каналов — тут чем больше тем лучше. Минимум необходимо 4 канала:
— руль высоты
— руль направления
— газ
— элероны
Бывают модели без элеронов или руля направления, но учиться лучше начинать на моделях с полноценным управлением чтобы сразу приобретать все необходимые навыки.
Новичкам лучше брать аппаратуру сразу с 6 каналами, потому что из 4 каналов можно быстро вырасти — после первой модельки обязательно захочется что нибудь посерьезнее, например с закрылками и убирающимся шасси — надо еще 2 канала. Из 6 же каналов можно довольно долго не вырастать.
Я для себя остановился на бюджетном варианте Hitec Optic 6 — аппаратура 6 канальная, 40Мгц, имеет возможности тонкой настройки.
Начало полетов
Полеты начинаются в симуляторе — подключается пульт к компьютеру, настраивается, калибруется, выбирается модель и вперед — в небо.
Понятно что сразу хочется взять что нибудь типа такого:
Но все-таки лучше выбрать что-нибудь попроще, какой-нибудь самолет-тренер с верхним расположением крыла:
На таком тренере учишься взлетать, и приземляться, взлетать и приземляться, и когда после каждого взлета получается с вероятность 95% посадить модельна землю — можно задумываться о покупке реальной модели. От первого взлета в симуляторе до покупке модели лично у меня прошел месяц.
Симулятор позволяет сэкономить кучу денег и нервов, потому что вероятность вернуть модельна землю после первого взлета без подготовки в симуляторе практически равна нулю — ни один из моих знакомых моделистов не смог этого сделать, зато 70% из них пытлись началь без симулятора и у многих полетела и приземлилась только 3 модель — первые две пережили буквально несколько взлетов и ни 1 приземления.
В общем это моя первая статья, если тема интересная то дальше я мог бы рассказать про выбор авиамодели, покупку комплектующих, первый взлет в настоящем мире (который кстати закончился успешно), первое падение (где-то на 20 взлет), про то, как и на чем летают модели, из чего они сделаны и т.д.
Ну и напоследок небольшое видео того, к чему стремится та часть авиамоделистов, которым интересен не процесс изготовления летающих копий и не реактивные модели: так называемый 3d пилотаж под музыку на большой бензиновой модели:
Как выглядит идеальная мастерская авиамоделиста
С чего начинается авиамоделирование? Как быстро можно начать собирать радиоуправляемые самолёты по своему желанию? Начинающему авиалюбителю лучше всего начать с простых авиамоделей, а лучше всего начать с подготовки себе пространства для творчества. Мастерская может быть развернута и в гараже, и у себя в комнате на столе. Есть определенные подходы, которые стоит знать, чтобы подготовить себе рабочее место и создать себе комфортные условия работы. Тогда работа будет спориться, а удовольствия от процесса будет больше.
Оборудование рабочего места
Для оборудования рабочего места, прежде всего, понадобиться рабочий стол размером не менее 1,0 x 0,6 м. Если Вы переживаете за сохранность поверхности стола, то лучше всего сверху положить лист оргстекла, либо лист фанеры. В качестве стола можно выбрать и обычный канцелярский стол, но желательно с тумбочкой или с ящиками. На таком столе можно будет и красить, и вбивать гвозди, и паять, и клеить. Одно из основных требований к поверхности стола – это его прямолинейность, поскольку на поверхности стола будут проводиться работы с жидкостями он должен располагаться горизонтально.
Следующий вопрос касается оборудования места для хранения инструмента. Оно должно быть достаточно вместительным и удобным для размещения всего необходимого для работы.
Нельзя допускать хаотичного складирования инструмента в «одной куче», поскольку рано или поздно это приведёт к порче инструмента, его затуплению и поломке, а также к увеличению времени поиска.
Как вариант для расположения инструмента можно установить в шкафу или же на вертикальной стенке доску с отверстиями для монтажа инструмента, например, отверток, плоскогубцев, кусачек и другого подобного инструмента.
Если Вы используете для хранения инструмента выдвижной ящик или шкаф, то можете использовать струбцины, как на рисунке для фиксации инструмента. Для размещения напильников удобно использовать подставку, для размещения сверл удобно использовать колодку. Все эти нехитрые приспособления можно сделать самому, либо приобрести в магазине.
Шкаф для хранения лучше иметь высокий, чтобы там можно было складировать заготовки по высоте.
Упоры нужны для работы на рабочем столе, например, для обработки деталей с помощью рубанка. В качестве одного из возможных способов можно использовать такое нехитрое приспособление, как на рисунке.
Набор инструментов
Инструменты для авиамоделиста
Инструменты для авиамоделиста
На выбор инструмента влияет много факторов, но основной – это авиамодель и характер работ, которые необходимо выполнить.
Так, для изготовления такой авиамодели, как на рисунке, нужен вот такой набор инструмента:
Ножи для авиамоделистов
Ножи также можно делать самому, например, из инструментальной стали. В качестве заготовок можно использовать обломки фрез по металлу, либо ножное полотно толщиной 2-3 мм и сталь Р18, Р6М5, Р9.
Ножи, изготовленные самостоятельно можно использовать как для черновой, так и для чистовой обработки.
Ножевое полотно вставляется между двух деревяшек, обработанных по форме ручки. Прежде чем вставлять полотно в ручку, в одной из деревяшек прорубается паз.
Обработка древесины в авиамоделизме
Обработка древесины в авиамоделизме начинается с грубых работ с помощью рубанка или чернового ножа, потом используется напильник, а после него шлифовальный брусок.
Шлифовальные бруски («шкурилки») можно как купить, так и сделать самому. Для этого нужно взять брусок и на него наклеить наждачную бумагу.
Плоские детали, нервюры и профильные поверхности вырезаются с помощью лобзика. Заготовка при обработке закрепляется в слесарных тесках, больших или маленьких.
Другой рекомендуемый инструмент
Во время проектирования и подготовительных работ также важно иметь принтер. С помощью него печатаются эскизы нервюр и профили авиамодели в планах, по которым уже после происходит обработка.
Паяльник служит для работы с электроникой. Поскольку в систему управления входят различные электронные устройства, то для их соединения часть контактов и проводов спаивается друг с другом.
Бормашина (дремель) может сильно помочь при обработке различных пазов и отверстий, поскольку с её помощью можно добраться до труднодоступных мест.
Использование станка « Умелые руки» для работы
Вопрос автоматизации работ всегда волнует всех увлеченных небом людей. Если можно ускорить процесс изготовления нервюр и деревяшек, то почему бы не воспользоваться этим.
Один из возможных вариантов – это использование специального станка «Умелые руки». Такой станок – это и циркуляционная пила, и токарный станок, и точило, и шлифовальный станок. Особенно хорошо он может помочь при изготовлении реек, например, лонжеронов.
Работа с горючими веществами и вредные виды работ
Изготовление авиамодели связано часто с эпоксидной смолой, циакрином, ацетоном, а это химические вещества, вредные для человека. Поэтому при работе с этими веществами помещение должно быть проветриваемым. Также нельзя допускать попадания эпоксидной смолы на кожу рук.
Часть работы в авиамоделизме связана с работой со стеклопластиком. Для его обработки, прежде всего, нужно позаботиться о своём здоровье, для этого необходимо использовать перчатки, вентиляцию, ракель, а также промышленный фен.
Перчатки используются из латекса. Ракель используется для разглаживания стекловолокна и удаления пузырьков воздуха с поверхностей.
Также при приготовлении эпоксидной смеси важны весы. Поскольку для качественного приготовления эпоксидки нужно приготовить смесь эпоксидной смолы и отвердителя в определенной пропорции.
Детское авиамоделирование – на достойный уровень
Детское авиамоделирование находится в стадии глубочайшей деградации. Здесь приводится ряд мер, способных вывести его на достойный современности уровень.
Полвека с лишним назад ребенок приходил в авиамодельный кружок районного дома пионером будучи пятиклассником. Начинал он с постройки схематической модели планера из набора. На следующий год он делал более сложную схематическую модель планера или самолета, но уже не из набора, а из заготовок, которые сам обрабатывал до требуемых размеров. На третий год он приступал к фюзеляжной модели планера или самолета с резиновым мотором. И, лишь, на четвертый год занятий ему выделяли, так называемый, «бензиновый» моторчик для установки на модель. К этому времени из ребенка сформировался юный «мужичок», который с этим моторчиком вполне справлялся, т.е. у него хватало сил, чтобы его завести, и сообразительности, чтобы не совать пальцы в диск вращения винта. Иногда палец все-таки туда попадал, но обычно это приводило к небольшому кровопусканию, да и только. Но не к перелому пальца, как это могло бы быть в случае с пятиклассником.
Максим Посыпай в newtonew.com/parenting/small-planes-for-education отмечает, что авиамодели ничем не изменились с 1988 года, а я скажу, что они не изменились с 1955 года, кроме материала обшивки поверхностей. Тогда модели обтягивали микалентной бумагой и лакировали ее 3-6 раз авиационным эмалитом, а сейчас используют полимерные пленки. При этом я, конечно же, имею в виду классные модели, по которым проводятся международные соревнования, а в советское время проводились и детские. Исключение составляют свободнолетающие, т. е. неуправляемые, модели, которые сейчас насыщены современными композитами и автоматикой электронного и механического толка, но ими занимаются в основном профессиональные высококлассные спортсмены.
Заниматься с детьми классными моделями в городах – мегаполисах практически невозможно, поскольку эти модели требуют весьма большой площади для запуска. Для свободнолетающих и радиоуправляемых моделей необходим аэродром, а для кордовых – футбольное поле, ведь минимальная длина корд – 16 метров.
Для классных моделей и детей то нет. Современный ребенок без моторизованной модели может выдержать в авиамодельном кружке максимум год и не более. И если он пришел в кружок четвероклассником, то став пятиклассником ему требуется модель с мотором, а завести то его ему не под силу. Естественно кружководы стараются стимулировать интерес к своим занятиям и устраивают показательные полеты, при этом двигатель они заводят сами, а юным авиамоделистам дают лишь подержаться за ручку управления. Заодно на этих показательных полетах дают ребенку свою модель и со всех ракурсов фоткают его для размещения фоток на официальном сайте детской организации.
Поэтому на подобных сайтах сколько угодно фоток детей с навороченными авиамоделями, но невозможно найти видео, где зафиксирован ребенок, действительно управляющий этой моделью. Исключением является сайт автора sites.google.com/site/1fanplan/home/полеты-видео. На одном из конкурсов демонстрировалось видео полета модели, но в нем не было кадра с авиамоделистом, представлявшим проект с этой моделью. Наверняка, при съемке видео этого полета моделью управлял кружковод. Подчеркну, видео с запуском моделей мужиками в инете сколько угодно и это создает иллюзию, что с авиамоделированием у нас все тип-топ.
Причиной такого положения является то обстоятельство, что классификация авиамоделирования предусмотрена для взрослых спортсменов, а современные кружководы усиленно культивируют ее среди детей и, конечно, мало результативно. Целью сохранения классных моделей в кружке является обеспечение возможности пользования мастерской кружка кружководом-спортсменом. Ведь авиамодель (и не одну), воняющую ядовитым горючим в квартире невозможно хранить. Кроме того, ее надо ремонтировать, а также строить новые. Юные авиамоделисты вонь стерпят, а до кабинетов чиновников дополнительного образования эта вонь не доходит. Родители, узнав, что в качестве горючего для «бензиновых» авиамодельных моторчиков служит вовсе не бензин, а метиловый спирт или смесь с содержанием 30% наркозного эфира, сразу же забирают свое чадо из кружка, не взирая на его благородно – патриотические устремления приобщиться к авиации. Отсюда и нехватка контингента в авиамодельных кружках. 15 наличных человек не могут найти даже для фотографии на сайте детской организации.
ЦАТУ при МАИ. 2020 год. Все те же крылатые дрова с наркозными моторами
В 1998 году автор решил вернуться к увлечению своего детства и юности переведя его в профессиональную плоскость, т. е. став руководителем авиамодельного кружка. Окунувшись в современные условия детского технического творчества, стало понятно, что технологии авиамоделирования 50-х годов прошлого века нуждаются в коренном преобразовании.
Задавшись целью сделать авиамоделирование безвредным и доступным для детей, мечтающих об авиации, удалось найти требуемые технические решения, защищенные 5-ю патентами РФ на изобретение. На основе этих новаций была разработана экологически чистая технология, в которой не только исключены все субстанции, вредно влияющие на организм человека, но и существенно расширена доступность в изготовлении кордовых моделей самолетов, оснащенных электродвигателями. При этом летные характеристики этих моделей позволяют устраивать соревнования, по сущности, аналогичные отвечающим спортивной классификации. Нет препятствий, кроме бюрократических, ввести национальные детские классы.
Таким образом, не только решается проблема сохранения здоровья подрастающего поколения, но и создаются предпосылки для широкого возрождения авиамоделирования в детских учреждениях с потенциалом, намного превосходящим советский уровень. Для занятий коллектива не требуется специальная мастерская, их можно проводить в обычном школьном классе, в обычном кабинете досугового центра или на обычной веранде в детском лагере.
За годичный учебный курс или за одну лагерную смену воспитанник успевает построить модель и научиться управлять ею.
По сравнению с обычными кордовыми, разработанные автором модели имеют следующие преимущества:
В наличии семь степеней сложности моделей для возрастов от 10 до 16 лет.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы подкрепляется весьма важным обстоятельством, заключающемся в том, что руководитель коллектива первого года обучения может быть подготовлен из новичков, не знакомых с авиамодельными технологиями, в течение 10 учебных дней. Для работы с более старшими ребятами он должен активно заниматься самообразованием.
Автор с 2004 года неоднократно обращался к руководству дополнительным образованием с предложением широкого внедрения этой программы в детских организациях. Но чиновники, с подачи маститых авиамодельных спортсменов, выступавших в роли экспертов, по существу, отвергали это предложение. Конечно, спортсменов понять не трудно. Появился какой-то Краснов, наполучал патентов РФ на изобретение и, даже не будучи мастером спорта, взялся учить нас, заслуженных, как нам следует работать. А в результате — детское авиамоделирование продолжает деградировать.
В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы» имеется коллектив «Кордовые авиамодели», в расписании работы которого имеется двенадцать часов летной практики в неделю. Однако на сайте этого учреждения отсутствует видео полетов, хотя видео работы других коллективов там в наличии. Аналогичная картина с авиамоделированием и в других детских организациях, например, в ДДТ «На Таганке». А на вышеуказанном сайте автора видео полетов в количестве более, чем в достаточном.
В связи с тем, что в стране, вроде бы, взят курс на реиндустриализацию авиационного производства, следует ожидать резкого возрастания потребности в авиационных специалистах.
В последнее время вместо выставок, изготовленных школьниками технических поделок и соревнований с использованием этих поделок в качестве спортивно-технических снарядов, проводятся конкурсы проектов, подавляющее большинство которых выполняются в форме наукообразных презентаций и докладов. Такие наукообразные проекты не способствуют формированию у детей устойчивой увлеченности в той или иной области техники, поскольку в проекте нет такой необходимой для детей составляющей, как игра. Проект, по существу, является продолжением уроков со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. А в моделировании указанная составляющая играет, наверное, одну из главных ролей. При этом не страдает и важнейшая — научно-техническая составляющая, к примеру, в руководимом автором авиамодельном кружке школьники сделали 9 изобретений, зарегистрированных Роспатентом.
Интересно отметить, что за 20 лет с 2001 по 2020 год в РФ всего зарегистрировано 13 изобретений в области авиамоделирования. Из них зарегистрировано 5 изобретений автора и 7 изобретений школьников-авиамоделистов, сделанных под его руководством.
Автор надеется, что данная статья будет способствовать приобщению подрастающего поколения к техническому творчеству в области авиации.
Что нужно для авиамоделирования
Подписываемся на VK
Ежедневные новости, видео и приколы.
YouTube канал
Подбор двигателя
Меню сайта
Магазин
TOP статьи
Оборудование
Плосколеты
Создание авиамоделей
Статьи называются WingDragon как первый самолет и Тренер WingDragon. Это готовая к полету модель самолета (RTF), она включает в комплект 4-х канальную аппаратуру, но ее придется менять через полгодика, если не раньше. Так как в ней нет никаких настроек.
Если решили делать самостоятельно, то смотрите статью Цессна 150. Цессну легко сделать и легко научиться летать на ней.
Кроме указанных в статье деталей придется докупить зарядник, разъемы для регулятора и аппаратуру радиоуправления.
Про зарядники, разъемы и как соединить всю электонику в авиамодели можно почитать в статьях Электроника электролета и Обслуживание авиамодели.
Ваттметры и мониторы батареи описаны в статье здесь. Без ваттметра не подберешь воздушный винт, а без монитора батареи можно разбить авиамодель только потому, что закончился аккумулятор.
Про аккумуляторы LiPo, их эксплуатацию, зарядку и подготовку к первому полеты можно прочитать в статье Эксплуатация LiPo аккумуляторов.
Turnigy 9X 9Ch Transmitter w/ Module & 8ch Receiver (Mode 2) (v2 Firmware), купить так же можно на HobbyCity и Паркфлаер (линки на аппу). Стоимость 55 басков. 9 каналов, можно перепрошивать разными прошивками. Микшеров куча! Электронные триммера, дисплей и все такое. Лучше брать ее. Менять не будете долго. Лет на 5 хватит или еще дольше. Обзор смотрите в статье Аппаратура Turnigy 9X.
Полеты
Летать надо с передатчика, что бы привыкнуть к нему. Полеты на клавиатуре или джойстике ничего не дадут! Можно полетать на геймпаде, пока идет заказанная аппаратура. Про все это читайте статью Полеты в симулторах.
Разделы сайта
Краткий обзор разделов RC-Aviation.
Кроме того, что есть в статьях вы начнете обрастать дополнительными причиндалами, лучше сразу посмотреть раздел Оборудование для моделизма и решить, что вам надо.
В фотоинструкциях по изготовлению самодельных авиамоделей-пенолетов есть ссылки на статьи из раздела Технологии авиамоделизма, лучше просмотреть их заранее, там много ответов на вопросы которые возникают у новичка. Каждая статья фактически является пошаговой инструкцией.
Книги по авиамоделизму собраны здесь, я там старался собрать только то, что действительно будет полезным.
В разделе Чертежи авиамоделей выкладываются ссылки на чертежи. Там разбито по категориям. Для начала рекомендую сделать пару авиамоделей по фотоинструкциям, потом уже перейти к самостоятельному изготовлению того, что нравиться. Иначе есть риск сделать слаболетающую модель самолета и огорчаться от того, что она больше падает, чем летает.
Данная статья будет доплняться, но пока все. Удачных полетов в небе.