Что нужно для аспирантуры

ПАМЯТКА АСПИРАНТА

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ сразу после зачисления

Так же можете вступить в группы в социальных сетях:

Все основные изменения, расписание занятий, новости, объявления, в том числе объявления о стипендиях мы публикуем на сайте Института аспирантуры и докторантуры и в указанных группах в социальных сетях. Поименную рассылку мы не осуществляем.

Если у Вас возникают вопросы организационного характера, вопросы по нормативным документам, вопросы, связанные с вашими правами, вопросы, касающиеся выплаты стипендии, вы всегда можете задать их начальнику отдела аспирантуры и докторантуры Салахетдиновой Татьяне Владимировне по телефону (462-36-49), электронной почте (tatiana_vl@phd.unn.ru) или лично (каб. 251, 2 корпус, 2 этаж).

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ во время учебы в аспирантуре

ПОМНИТЕ!

КОНТАКТЫ

Все вопросы, касающиеся Вашей учебной деятельности, ее содержания, курирует заместитель директора Института аспирантуры и докторантуры по учебной работе, к.б.н.
Половинкина Елена Олеговна
(пр. Гагарина, 23, корп.2, комн. 251. Институт аспирантуры и докторантуры.
Тел.: (831) 462-36-74; e.polovinkina@phd.unn.ru)

По вопросам условий и сроков обучения, переводов, отпусков, стипендий, а также со своими пожеланиями и замечаниями о работе отдела аспирантуры и докторантуры Вы можете обращаться к начальнику отдела аспирантуры и докторантуры
Салахетдиновой Татьяне Владимировне
(пр. Гагарина, 23, корп.2, комн. 251. Институт аспирантуры и докторантуры.
Тел.: (831) 462-36-49; tatiana_vl@phd.unn.ru)

к заместителю начальника отдела аспирантуры и докторантуры

Рыбакову Николаю Валерьевичу

Источник

Об аспирантуре

Что такое аспирантура?

Подготовка кадров высшего профессионального уровня в аспирантуре является одним из приоритетных направлений научной и образовательной политики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

С 2014 года аспирантура стала третьим, наиболее престижным уровнем высшего профессионального образования. Поступать в аспирантуру могут выпускники вузов, имеющие уровень образования не ниже магистратуры или специалитета. Основное время аспиранты уделяют научно-исследовательской работе. Каждый аспирант имеет научного руководителя, с которым, следуя индивидуальному плану, готовит научно-квалификационную диссертационную работу для получения степени «кандидат наук». По каждой аспирантской программе реализуются очная и заочная формы обучения, можно поступать как на бюджетные, так и на платные места. Прохождение подготовки по любой форме обучения дает основания для получения диплома.

Аспиранты могут:

1. Получить ученую степень кандидата наук, а с ней и более высокий профессиональный и общественный статус.

Человек, имеющий ученую степень, прошел элитную научно-образовательную подготовку, поэтому в современном обществе знаний такие люди имеют высокий общественный статус (за рубежом российская ученая степень кандидата наук приравнивается к степени доктора философии PhD).

2. Заложить основы стремительной карьеры.

Социологические исследования и интервью с работодателями показывают, что человек имеющий ученую степень, как правило, занимает более высокие должности и имеет более высокий доход. Квалификационные требования к некоторым видам деятельности и профессиональным должностям предполагают наличие у соискателя ученой степени.

Что дает учеба в аспирантуре?

1. Диплом о третьем уровне высшего образования.

Аспиранты, поступившие на обучение в 2014 году, в соответствии с новым Законом об образовании получат дипломы о третьем уровне высшего образования. Диплом об окончании аспирантуры дает возможность защитить кандидатскую диссертацию и получить ученую степень кандидата наук, а также он является дополнительным преимуществом на рынке интеллектуального труда.

2. Аспирантура может стать профессиональной переподготовкой.

Аспирантура может стать реальной альтернативой второму высшему образованию. Направление подготовки в аспирантуре может отличаться от направления предыдущих уровней образования (специалитета, магистратуры).

3. Аспирантура дает новые навыки, необходимые для трудоустройства.

Образовательная программа аспирантуры построена с учетом личных интересов аспирантов. Наряду с углубленным изучением выбранной научной темы аспиранты получают универсальные знания и навыки (аналитические, управленческие, педагогические, лидерские, инструменты личной эффективности и др.) по собственной образовательной траектории. Эти навыки сегодня необходимы для карьерного роста в любой профессиональной интеллектуальной деятельности независимо от научной специализации.

Какие преимущества дает обучение в аспирантуре ННГУ?

Аспирантура ННГУ в цифрах

Как поступить в аспирантуру ННГУ?

1. Определиться с темой диссертации и научным руководителем. В этом Вам помогут сотрудники Отдела аспирантуры и заместитель декана факультета, где планируете учиться.

2. Заполнить он-лайн анкету на сайте и затем распечатать заявление, которое будет выслано на электронную почту после проверки данных анкеты сотрудниками Института аспирантуры и докторантуры

3. Подать копии документов в Отдел аспирантуры до вступительных испытаний (расписание на сайте), оригинал диплома нужно принести не позднее.

4. Сдать вступительные экзамены по иностранному языку и специальности. Программы вступительных экзаменов размещены на сайте. Уровень подготовки, необходимый для сдачи экзаменов – специалитет или магистратура.

5. Списки зачисленных в аспирантуру публикуются на сайте.

Что нужно для аспирантуры

Если у вас остались вопросы – обращайтесь по телефону (831) 462-36-45,

по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, корпус 2, к. 270, 251

Источник

Часто задаваемые вопросы

Поступление

Каковы сроки приемной кампании в аспирантуру в 2021 году?

В этом учебном году подать пакет документов для поступления можно будет в 2 волны:

Важно! В случае, если все бюджетные места по конкурсу будут заполнены в ходе первой волны, вторая волна не состоится!

Есть ли в аспирантуре ВШЭ бюджетные места?

Все места в аспирантуре ВШЭ являются бюджетными. Количество бюджетных мест, выделенных на этот год, можно узнать здесь.

На сколько конкурсов (направлений) я могу подать заявление?

В одну волну можно одновременно подать заявления на несколько направлений в одном кампусе или в нескольких кампусах. При этом нужно указать приоритетное для зачисления направление.

Обратите внимание, что если поступающий не прошел по конкурсу в первую волну, он не может подать документы на то же направление во вторую волну. В таком случае можно участвовать в конкурсе на другое направление(в том же кампусе) или в конкурсе на то же направление, но уже в другом кампусе.

Кого принимают на бюджет? Есть ли какие-то ограничения кроме успешно сданных экзаменов?

Принимают всех, успешно сдавших экзамены и набравших проходной балл. Других ограничений нет.

Можно ли подавать документы на несколько направлений в одной волне?

Согласно Правилам приема, абитуриент имеет право подавать документы на несколько направлений. Но нужно оценить дополнительные риски и издержки при подаче документов на несколько направлений в одну волну:

а) на каждый конкурс нужно предоставить полный пакет документов;

б) вступительные испытания сдаются столько раз, сколько комплектов документов подано;

в) если в первую волну абитуриент не поступит, он лишается возможности подавать документы на это же направление в том же кампусе в рамках второй волны

Можно ли мне поступать в аспирантуру, если я еще не окончил учёбу и у меня пока нет диплома специалиста/магистра?

Если вы оканчиваете предыдущую ступень обучения в этом году — да, можно. Абитуриенты могут подавать документы и участвовать во вступительных испытаниях и без предоставления диплома! Единственное условие: к моменту зачисления в аспирантуру поступающий должен предоставить диплом о высшем образовании (магистра или специалиста). Сроки предоставления оригинала диплома: для 1-й волны – до 18:00 31 июля, для 2-й волны – до 18:00 25 октября (время московское).

Есть ли аспирантура в региональных кампусах ВШЭ?

Аспирантура есть в Санкт-Петербургском, Нижегородском и Пермском кампусах Высшей школы экономики.

Когда нужно подать документы для участия в конкурсе на программу «Академическая аспирантура»?

Прием документов на программу «Академическая аспирантура» будет осуществляться и в первую волну, и во вторую волну. Документы на программу нужно подать вместе с базовым пакетом документов. Собеседования с поступающими на программу «Академическая аспирантура» будут проводиться в октябре, после второй волны приемной кампании. Обратите внимание: претендующие на поступление на программу «Академическая аспирантура» должны будут предоставить дополнительные документы, а осенью должны будут участвовать в дополнительных испытаниях.

Можно ли подать документы в аспирантуру дистанционно?

Да. Сделать это можно здесь.

Можно ли подать документы почтой?

Можно. Сделать это необходимо почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения в адрес Приемной комиссии:

Уведомление и опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего.

Поступающий должен уведомить Приемную комиссию об отправке документов по электронной почте: (admissionphd@hse.ru — для Москвы, aspiranturann@hse.ru — для Нижнего Новгорода, aspirantura-spb@hse.ru — для Санкт-Петербурга).

Как проходят вступительные экзамены?

Для поступления в аспирантуру необходимо успешно сдать вступительные экзамены:

Кроме того, некоторое количество баллов можно получить за индивидуальные достижения. Перечень программ вступительных испытаний на все аспирантские школы (в том числе, критерии начисления баллов за индивидуальные достижения для каждой из программ) можно найти здесь.

В качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитываются международные языковые сертификаты ( таблицу перевода баллов сертификата в баллы за экзамен можно найти в Правилах приема). Кроме того, условием получения максимального балла за экзамен по иностранному языку могут быть успешно оконченные магистерские программы на иностранных языках.

Каков проходной балл?

Мы не устанавливаем заранее количество баллов, набрав которое, вы гарантированно поступите в аспирантуру — конкурс формируют сами участники. Но есть количество баллов, ниже которых набирать нельзя: 30 по специальности и 15 по иностранному языку. Набрав ниже хотя бы одного из этих порогов, вы автоматически выбываете из конкурса.

В каких случаях мои документы не примут?

Если вы предоставили неполный комплект, подали документы не в срок, либо, если выяснилось, что хотя бы один из поданных вами документов не является подлинным.

Я иностранный гражданин. Мне следует выбрать квотный отбор или подачу документов в общем конкурсе?

Вы имеете право участвовать и в том, и в том конкурсе, они не зависят друг от друга. Не забудьте только, что в этом случае вам нужны минимум два полных комплекта документов (или больше — если вы участвуете в конкурсе на несколько программ).

Каковы условия поступления в аспирантуру для граждан СНГ?

Каковы условия поступления в аспирантуру для граждан иностранных государств?

Обязательно ли диплом иностранного поступающего должен быть нострифицирован Минобрнауки РФ?

НИУ ВШЭ самостоятельно проводит процедуру признания дипломов иностранных образовательных организаций.

Можно ли предоставить документы на иностранном языке?

Да. Можно представить документы, подтверждающие индивидуальные достижения на английском языке.

Можно ли перевестись в аспирантуру из другого вуза?

Можно. Для этого необходимо: 1) наличие свободного места по соответствующему направлению на соответствующем году обучения 2) выполнение всех аттестационных критериев, установленных для аспирантов НИУ ВШЭ (см. раздел 2.2.) http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/steps 3) согласие будущего научного руководителя и директора Аспирантской школы 4) решение аттестационной комиссии

Насколько сложно защититься?

По статистике из общего количества зачисленных в аспирантуру каждый третий заканчивает обучение (остальные отчисляются в процессе обучения). Защищают диссертации примерно 40% из числа окончивших аспирантуру.

Аспирантские школы

Система аспирантских школ была введена в НИУ ВШЭ в 2013 году.

Аспирантская школа — это сообщество, объединяющее аспирантов, научных руководителей различных кафедр, департаментов, научных центров, лабораторий, филиалов НИУ ВШЭ по одному направлению аспирантской подготовки.

Задача аспирантской школы — курирование процесса обучения аспиранта от поступления до защиты им диссертации.

Каждую аспирантскую школу возглавляет Академический директор.

Работу аспирантской школы обеспечивает куратор школы.

Управляет школой Академический совет аспирантской школы.

Научный руководитель

Научным руководителем может быть сотрудник Вышки, имеющий ученую степень доктора наук, кандидата наук или степень PhD.

Как найти научного руководителя

Шаг 1. Определитесь с тематикой будущего диссертационного исследования

Тема может быть изменена в ходе работы над диссертацией. Изначально тема может формулироваться с учетом тех наработанных материалов, которые уже есть у вас в виде дипломной работы, публикаций и т.д.

Для выпускников Вышки, планирующих продолжить сотрудничество с прежним научным руководителем (после магистратуры, специалитета) проще всего выбрать ту научную проблематику, по которой ведет академическую и научную работу кафедра (департамент, институт, лаборатория), на которой работает ваш научный руководитель.

Шаг 2. Определитесь с научным руководителем, Аспирантской школой, образовательным или научным подразделением, которые ведут академическую и научную работы по избранной вами проблематике

1. На страничках Аспирантских школ вы найдете информацию о том, по каким направлениям и профилям Аспирантская школа готовит аспирантов, а также о рекомендуемых научных руководителях.

2. Посетите странички образовательных или научных подразделений Вышки, ведущих обучение и/или научные работы по избранному вами направлению.

На страничках подразделений вы найдете информацию о сотрудниках и их публикациях, о научных проектах, учебных курсах. Это поможет вам определиться с тем, кто занимается исследованиям той тематики, по которой вы планируете писать диссертацию.

3. Научного руководителя также можно найти, ознакомившись со следующими разделами:

Шаг 3. Свяжитесь с потенциальным научным руководителем, директором Аспирантской школы, руководителем образовательного или научного подразделения.

ОБЯЗАТЕЛЬНО напишите письмо/позвоните потенциальному научному руководителю / директору аспирантской школы / руководителю или зам. руководителя образовательного или научного подразделения. Опишите свои научные интересы. С учетом летних отпусков не все сотрудники Вышки доступны c июля до конца августа.

За дополнительными разъяснениями и комментариями обращайтесь к куратору аспирантуры того факультета (научного подразделения), на который вы планируете поступать: http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/department

Обучение

Какие академические возможности есть у аспирантов НИУ ВШЭ?

У аспирантов есть возможность посещения курсов лекций, направленных на развитие академических навыков (навыки организации и проведения научных исследований, написания академических статьей, подготовки презентаций)

Аспирантам предоставляется уникальная возможность свободного доступа к актуальным ресурсам электронной библиотеки ВШЭ, включающей в себя базу данных отечественной и зарубежной периодики и электронных книг, базу данных зарубежных диссертаций, индексы научного цитирования ISI Web of Knowledge и Scopus, издания и статистические ресурсы Всемирного банка, OECD и МВФ.

Кроме государственной стипендии аспиранты имеют возможность получать финансовую поддержку, принимая участие в работе научных лабораторий; получать научные гранты и стипендии.

Осенью 2010 года в НИУ ВШЭ стартовала программа «Академическая аспирантура». Структура программы «Академическая аспирантура» соответствует PhD программам, с сильной обучающей компонентой, обязательной стажировкой в западном университете в процессе обучения, соруководством со стороны зарубежных исследователей, сотрудников ВШЭ, получивших степень PhD. Стипендия аспирантам, обучающимся по данной программе составляет 30 тыс. рублей ежемесячно.

Есть ли возможность работать и учиться в аспирантуре?

Возможность есть. Занятость в режиме full-time (полный рабочий день) в обязательном порядке предусматривается только для аспирантов программы «Академическая аспирантура». Остальные аспиранты могут варьировать «занятость» в аспирантуре.

Аспирантская «занятость» складывается из посещения учебных курсов (пока они проводятся 2-3 раза в неделю, преимущественно в вечернее время), присутствия на заседаниях кафедр и научных подразделений (в среднем 1 раз в месяц) для утверждения темы, аттестации, промежуточных выступлений с результатами работы. Также придется выделить время для прохождения педагогической практики (под пед. практикой понимается не только ведение студенческих семинаров, но и участие в подготовке методических материалов, ридеров, помощь в проведении научных мероприятий: конференций, семинаров и т. д).

Кроме этого аспиранту необходимо планировать время для посещения различных научных мероприятий: научных семинаров кафедр, научных подразделений (информацию о них можно найти на страничках кафедр и научных подразделений, http://www.hse.ru/education/, http://www.hse.ru/science/centers, https://www.hse.ru/ru/interlabs/).

Также, есть мероприятия, которые будут полезны аспиранту и непосредственно для написания диссертации и для получения «сопутствующей» информации, например, о грантах, потенциальных местах стажировок и т.д.: http://www.hse.ru/science/scifund/travel

С учетом дистанционного доступа к электронным ресурсам библиотеки https://library.hse.ru/e-resources есть возможность гибкого планирования времени на работу с литературой.

У аспирантов, есть возможность зарабатывать не покидая пределов Вышки. Так, помимо преподавательской (оплачиваемой) деятельности на кафедре вы можете подключаться к научным проектам, реализуемым в университете (в качестве сотрудника научного подразделения, международных лабораторий, научно-учебных лабораторий).

Каковы критерии отчисления?

Аспирант может быть отчислен из аспирантуры, если он не прошел аттестацию. Аттестация проводится 2 раза в год: в мае-июне (промежуточная аттестация) и в октябре (итоговая аттестация). На аттестации учитывается выполнение совокупного объема работ, предусмотренного для данного периода обучения, Критерии аттестации содержатся в Порядке подготовки аспирантов. (п.2.2.2)

Общежитие

Есть ли общежитие и каковы условия его предоставления?

Общежитие предоставляется всем иногородним аспирантам, живущим от Москвы далее 8 ж/д зоны.

Посмотреть, к какой зоне ж/д относится место вашего проживания можно здесь, выбрав на этой странице соответствующее вашему месту проживания направление железной дороги.

Стоимость проживания для аспирантов очной формы обучения можно найти по ссылке. Для аспирантов заочной формы обучения общежитие не предоставляется.

Гранты, стипендии, стажировки

Перечень стипендий и условия получения см. здесь: http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/stip

В каких иностранных университетах возможно прохождение стажировок?

Смотрите перечень зарубежных партнеров НИУ ВШЭ. Информацию о программах двойных дипломов уровня PhD см. здесь http://www.hse.ru/org/hse/aspirant/phd

Недавно было заключено соглашение с Бременской аспирантской школой (информация скоро будет размещена на сайте). Кстати, для аспирантов, обучающихся по программе «Академическая аспирантура», зарубежные исследовательские стажировки являются обязательной частью программы обучения.

Есть ли совместные аспирантуры? Какое количество аспирантов в среднем получает возможность ее пройти? Какие дополнительные документы нужны для ее прохождения?

Источник

Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов

Что нужно для аспирантуры

О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.

Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:

«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.

Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.

Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».

Что изменилось

1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов

Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».

Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:

«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».

Что нужно для аспирантуры

Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:

«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».

Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:

«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».

«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.

2. Отмена госаккредитации

Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:

«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».

3. Аттестация в виде предзащиты

Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.

Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:

«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».

«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

4. Диссертационные советы можно проводить онлайн

Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2021 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:

«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».

5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым

Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.

«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».

На пути к Аспирантуре 4.0

Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.

«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *