Что нужно для архитектурного портфолио
Портфолио для поступления на программы архитектуры
Для успешного поступления на программы архитектуры, требуется предоставить портфолио с работами для оценки способностей и креативных навыков студента.
Сегодня профессия архитектора является востребованной во многих странах. Специальность сочетает в себе различные области знания – искусство, науку и технологию. Студенты за время обучения осваивают широкий диапазон учебных программ: от математики и логики до изобразительного искусства и дисциплин, связанных с креативной индустрией. Такая диверсификация процесса образования позволяет выпускникам быстро делать карьеру не только в сфере архитектуры, но и в различных смежных направлениях – бизнесе, индустрии и технологии.
После окончания вуза многие архитекторы работают индивидуально или объединяются в ассоциации, как это принято в юридической практике, но есть и те, кто устраиваются в крупные корпорации на фиксированные оклады. Выпускники имеют возможность специализироваться в разных направлениях – например, в архитектуре жилых домов или в дизайне коммерческих и офисных центров.
Хотя для поступления на архитекторские программы требуются высокие баллы по математике и научным дисциплинам, всё же решающим фактором является наличие креативного и правильно составленного портфолио, позволяющего членам приёмной комиссии оценить потенциал будущего архитектора.
Как создать успешное портфолио?
1. Представление работ
Независимо от того, собираетесь ли вы презентовать работы в бумажном виде или использовать одну из многочисленных цифровых платформ, доступных сегодня в интернете, следует избегать чрезмерного применения эффектных и ярких шаблонов оформления. Работы лучше представлять в простом и лаконичном формате, с удобной навигацией по портфолио. Основной упор стоит делать на содержание, а не на дизайн цифровой платформы, сайта или папки с работами.
2. Достаточное количество работ и разнообразие стилей
Хорошее портфолио должно демонстрировать разные грани вашего творчества и стиля исполнения проектов. Идеальным вариантом является включение в него работ, в равной степени отражающих основные этапы вашего творческого пути:
Большинство университетов советуют иметь в портфолио от 9 до 12 работ.
3. Описания
Работы должны иметь короткие и понятные описания: тип проекта, год, техника исполнения, где и по какому случаю делался проект.
4. Наличие эскизов и рисунков от руки
Большинство архитекторов считают, что в их профессии совершенно необходимо умение делать быстрые наброски от руки. Поэтому следует обязательно включать такие эскизы в портфолио. Кроме того, подобные рисунки показывают ход ваших мыслей во время работы над проектом.
5. Наличие определённой системы в портфолио
Удачное портфолио не является сборником разрозненных работ, а представляет собой связанную и логичную историю вашего творческого развития. Постарайтесь сформировать систему, по которой вы расположите работы. Начинайте с сильных образцов и ими же заканчивайте, но в середине портфолио обязательно должны быть и менее удачные проекты – так преподаватели университета смогут сформировать объективное мнение о ваших способностях.
Рекомендуем обратить внимание на программы архитектуры следующих университетов:
>> Посмотреть полный список Вузов UK, чья научная деятельность в области архитектуры (Architecture) имеет признание.
Как сделать портфолио архитектора
Время чтения:
В чате канала https://t.me/dmtrvk обсуждали, как студенту сделать себе портфолио. У меня есть лекция подробная на тему портфолио архитектора, кстати!
В общем, я стал развёрнуто отвечать. Впрочем, давно пора было сделать такой текст. (Он, в основном, не про переводное портфолио!)
И да, на курсе вёрстки и портфолио все подробнее, конечно, разбираем.
Вопрос: как собрать портфолио, если есть только студенческие работы, но они плохие? Может стоить сделать виз какого-то чужого проекта?
Если все совсем плохо — можно и так сделать (если вы хотите на визуализатора идти), но можно и конкурсы поделать. Сделать хоть один, например.
Например, визуализация никогда не была моей сильной стороной, по причине отсутствия сильного ПК, в основном. Это всегда было болью. Так и не полюбил эту сторону профессии:) Андрей Киселев, конечно, заразительно рассказывает, но для меня другая сторона профессии больше важна, я вот в графику и программирование ушёл изначально. (Возможно, он и перетянет меня на свою сторону, но пока я сопротивляюсь.) Поэтому и занимаюсь по работе часто такими вещами — вёрстка альбомов и проч.
Определить цель
Сначала надо определиться с целью — куда вы идёте с ним с этим портфолио? Если работа нужна срочно — надо просто сгрести все самое лучшее, выкинуть лишнее и склепать из этого максимально эффектную презу без воды, максимально приукрасив=) (это не так то и легко, правда, если работ мало).
Магистратура
Если вы идёте в магистратуру — там есть четкие требования, им надо следовать. У каждого вуза они свои, чем-то несколько отличаются.
В МАрхИ совершенно специфические требования на эту тему, может как-то расскажу, как готовил по портфолио в мархишную магистратуру нескольких человек, если это будет интересно.
Портфолио одного проекта
Ещё вариант: сделать портфолио одного проекта. Сделать один проект очень круто, и подать только его. Прочие можно дать на одном листе мелко просто, если хочется. Портфолио Екатерины Нуждиной — хороший пример. Поищите, оно есть в интернете.
Про мой опыт
Я по портфолио прошёл в несколько бюро, и везде были свои нюансы: в АБСС, в Меганоме, проч. (Пожалуй, кроме первых двух, где я работал после стажировки, ещё участь на 2 и 3 курсе институту, и о которых я не хочу вспоминать, все остальные были вот по портфолио.) Адекватные архитекторы зовут, посмотрев на ваше порфтолио, если видят там то, что им нужно: либо человека, из которого они смогут слепить что-то, что им нужно, либо готового специалиста.
Что делать студенту
В случае, если это портфолио студента, это первый вариант. Тут важно показать, что у вас есть вкус, есть интерес к профессии (пфф, как это заезжено), есть потенциал развития, видно, что вы умеете работать в куче программ (это должно быть видно из ваших работ) — поэтому, если у вас есть что-то полезное для работы, надо это показывать. Ну и языки, конечно. Короче, чем больше — тем лучше, но это должно читаться в работах. Может вы кодить умеете — приложите код, скриншот из грасса, модель, макет — что угодно.
Электронное портфолио и где лучше его публиковать
И еще — по поводу электронного портфолио — надо отметить, что всем, в целом, пофиг, в чём вы его делаете. Можете хоть в фотошопе собрать, или в тильде. Но надо думать о том, насколько это удобно для восприятия: на вас у человека есть секунд 5. За это время надо его зацепить. А для этого вам надо либо сделать что-то реально из ряда вон выходящее, либо он должен увидеть все ваши работы сразу и пойти дальше их смотреть. Вот давеча Андрей просил просмотреть работы студентов МАРШа — их там очень много, все эффектные, и все собраны на Тильде в виде таких длинных страниц. Это очень неудобно для восприятия: они все поодиночке классные, но когда их смотришь одну за другой, каша, потому что по сборке они примерно одинаковые, по ритму, по плотности.
Про эстетику
Поэтому мне было очень тяжело их оценивать, и я вообще не о том, в результате, написал в рецензии. То есть надо найти структуру, найти очень контрастный язык, свой, ясный, максимально выразительный.
Не похожий на других. Эстетский. Это повышает ваши шансы очень сильно, потому что общая масса портфолио все равно безликая. Как и студенческие проекты — все как под копирку, обычно никто не интересуется ничем кроме внутривузовской тусовки — и оттого на фоне Бартлетт, АА, МИТ, Йеля, прочих — мы смотримся довольно уныло. Хотя это не всегда так, конечно. Просто у них общий уровень выше.
Про общий уровень и его рост
Надо отметить, что за последние несколько лет, поскольку интернет стал максимально доступен и дешев, и компьютеры стали быстрее значительно, общий уровень подач стал намного выше. (Мы часто сравниваем их с нашими работами институтского времени и удивляемся — а времени прошло совсем немного с тех пор). Это хорошо, но кризис идей никуда не делся все равно. Упор на грамотность именно с технической стороны — вы можете послушать выступление методической группы МАрхИв ютубе — даёт определенный результат — это школа, заточенная на выпуск специалиста, готового к работе (правда он всё равно не готов к ней, но это другой разговор), ремесленника в большей степени. В отличие от того же Бартлетт, где у них основной упор на развитие творческого потенциала, а именно технические знания на втором плане (считается, что студент получает необходимые навыки на стажировке). С одной стороны, «ремесленный» подход удобен работодателю, в крупных бюро, где сотрудник — винтик большого механизма, человек-чертежник, автомат по выдаче документации. Это такой рыночный подход, эксплуатационная машина, доведённая до блеска. Но это не даёт развития, и именно из-за этого наша архитектура не просто вторична, а третична, плетется в хвосте. До конструктивистов, которые задавали тон всему миру, нам очень далеко. И часть ответственности лежит, несомненно, на ВУЗах.
Впрочем, эту проблему перекоса в сторону ремесленной составляющей пытаются решить в МАРШе, в некоторых группах в МАрхИ, в Уфимском ВУЗе, в Казани, проч. Но я отклонился от темы.
В общем, уровень подач быстро растет, конкуренция растет, но именно уровень понимания проектирования — не особо. И на этом фоне надо качать то, чего не всем не хватает — идейную составляющую, понимание конструкций, структур, и это надо показать в вашем портфолио тоже.
Резюмируя, что делать, если надо срочно устроиться на работу
Короче, если надо завтра зарабатывать бежать, трубы горят — это понятная ситуация — надо одно, если надо понтов и крутое бюро (а работы старые так себе, но можешь лучше) — надо сделать хотя бы одну крутую, новую.
Можно ещё схитрожопить и собрать что-то под конкретного работодателя, но я так не делал никогда, и не считаю, что свет клином на одном должен сходиться. Когда нужна работа — ты ее ищешь, а не занимаешься уламываением одного заносчивого дяди, потому что он твой кумир. Скорее, это веерная рассылка по более-менее приличным бюро и последующий прозвон. (И не надо их всех пихать в одну строку «кому», ну хотя бы в скрытую копию.) А потом — собеседования и обсуждение денег — потому что ты собираешься продать им 9 часов (или больше) своей жизни в день, и, возможно — частично без выходных. Да, они все вешают на уши про идею, про то, что мы тут красоту делаем, работаем ради высшей цели, но архитектура — это, в первую очередь, бизнес. Если она ещё и талантливая, то ты чему-то хорошему научишься, улучшишь свой вкус, станешь лучше. Бытие определяет сознание, ведь так.
Ну и можно ещё на стажировку пойти — с перспективой трудоустройства — но надо это сразу обсуждать.
Всегда звонить после отправки
И ещё: всегда надо звонить, не обращать внимание на то, что там кому-то это не нравиться может=) И уточнять, кто смотрел ваше портфолио, или нет. Я так однажды, еще курсе на 3, ехал часа 2,5 на Кудыкину гору в одно известное московское бюро на встречу с этим зазнаистым его директором, а в результате — он его и не смотрел даже. Это хамское отношение к человеку с его стороны — просто заставить ехать через всю Москву в их даль, чтобы услышать: «да что-то мне все это не нравится, пока». Оказалось, у них отдел найма (или как там это называется) обзванивает всех кандидатов просто подходящих, а он и не смотрел даже. И да, по портфолио всегда сразу видно, что человек умеет (или не умеет). Как и его это работы, или сворованные.
Добавьте, что я забыл рассказать?
Вопросы и комментарии внизу или в нашем телеграм чате =)
Пример для подражания: Резюме архитектора
Советы по оформлению резюме от редакции ArchDaily
— Размер файла: хороший архитектор или дизайнер не отправит резюме размером свыше 5 мегабайт.
— Опечатки и ошибки: если язык составляемого резюме не является вашим родным, поищите помощи онлайн или попросите знакомого вычитать документ перед отправкой.
— Даже идеально оформленное резюме должно быть лёгким для прочтения и понимания. Многие из присланных резюме представляли собой лабиринты визуальной информации — приятные на вид, но абсолютно непроницаемые для извлечения требуемой информации.
— Если кто-то просит вас прислать CV или резюме, то не следует в ответ отправлять полное портфолио. Тем не менее, если вы отправляете CV онлайн, включить ссылку на портфолио будет не лишним.
— Избегайте копирования. Хотя приемлемо черпать в чём-то вдохновение, копировать напрямую не только в корне неправильно, но и не позволяет должным образом отразить вашу индивидуальность и продемонстрировать навыки. Если у вас возникают трудности с созданием оригинального оформления, то лучшим выбором будет стандартный дизайн.
— Мнения редакторов ArchDaily по поводу присвоения оценки собственным навыкам разделились. Визуальные достоинства этого подхода едва ли оправдывают его субъективность и ограниченный объём передаваемой информации.
Примеры резюме с комментариями их авторов и примечаниями ArchDaily
Комментарий автора: «Может ли резюме одновременно идеально представлять соискателя и при этом оставаться простым и наглядным? Нужно принять решение. Мой выбор пал на чрезвычайно простой план, а основная задача заключалась в работе с высотой и насыщенностью единственного шрифта. CV — это только часть моей презентации: включённый в документ QR-код содержит ссылку на полное портфолио онлайн. Мы живём во взаимосвязанном мире, и я считаю, что это должно найти своё отражение в резюме». (Андреа)
Комментарий ArchDaily: «Несмотря на простоту подхода, нам понравились эффектный выбор шрифта и работа с его размером. QR-код стал удачным дополнением к резюме: он одновременно исполняет функцию эстетического элемента в духе времени и позволяет передать дополнительную информацию о соискателе».
Комментарий автора: «При создании CV был использован подход, позволивший полностью изложить профиль дизайнера всего на одной странице. Использование парных шрифтов придало каждому разделу индивидуальность, при этом не нарушив гармоничной картины документа. А различные цвета позволяют нанимателю или интервьюеру с первого взгляда распознать сильные и слабые стороны соискателя». (Бернадетт)
Комментарий ArchDaily: «Внимание сразу привлекает раздел навыков, представленный в виде набора цветных иконок на фоне сдержанного дизайна. Как было отмечено выше, мы не до конца уверены в практичности присвоения оценок собственным навыкам, но если вы решились на этот шаг, то вот хороший способ».
Комментарий автора: «Минимализм». (Идан)
Комментарий ArchDaily: «Мы не могли бы выразить это лучше. Дизайн моментально говорит о минималистском вкусе архитектора».
Комментарий автора: «Любите то, что создаёте. Создавайте то, что любите. Вдохновляйте мир». (Тургут)
Комментарий ArchDaily: «Несмотря на простое оформление, дизайн резюме, несомненно, привлекает внимание благодаря удачно подобранному изображению. Оно придаёт вес всей странице и позволяет выделить раздел навыков с помощью простого цветового решения».
Комментарий автора: «Я хотел создать нечто простое и приятное для глаз. А оттенок синего помогает выделиться из толпы». (Альфонсо)
Комментарий ArchDaily: «Дизайн резюме Альфонсо задействует разнообразие различных форматов текста. Размер, насыщенность и цвет шрифта позволяют эффективно организовать информацию. Кроме того, нам нравится выбор палитры».
Комментарий автора: «Очень простое резюме, вдохновлённое школой Баухауз. Для тех, кто предпочитает традиционное». (Ева)
Комментарий ArchDaily: «Мы не можем представить себе архитектора, который не расплывётся в улыбке, обнаружив в резюме многочисленные отсылки к Баухаузу».
Комментарий автора: «Curriculum vitae как ландшафт». (Эрик)
Комментарий ArchDaily: «Вне сомнений, резюме с самым креативным дизайном. Для того чтобы в нём разобраться, требуется время: обычно это плохой знак, но в этом случае усилия, потраченные на интерпретацию CV, абсолютно того стоят».
Комментарий автора: «Эстетика дизайна моего резюме основана на использовании цвета в качестве основного средства экспрессии и на разделении предметов обсуждения. Хотя мне ещё есть чему поучиться в составлении CV, самое главное (помимо правильного написания собственного имени) — суметь показать, кто ты и про что ты. Я посвятила большую часть резюме описанию своего волонтёрского опыта и навыков, разместила эти разделы друг напротив друга, сделав акцент на их взаимосвязанности и потенциальном взаимодействии. Ведь именно мой опыт и навыки делают меня стоящим ресурсом для нанимателя и поэтому являются лицом моей цифровой личности. Ну а если оставить всё это в стороне, то в резюме важны три вещи: интересность, шрифт и гармония. Простите за пошлую концовку». (Брианна)
Комментарий ArchDaily: «Современный дизайн этого резюме щеголяет множеством изобретательных способов представления информации — их так много, что мы даже готовы поверить оценке, которую Брианна выставила себе за владение PowerPoint».
Комментарий автора: «Сбалансированный ассиметричный дизайн, организованный при помощи варьирующейся иерархии линий». (Алекс)
Комментарий ArchDaily: «Как и отмечает Алекс, сила этого дизайна заключается в линиях — их насыщенность и организационная важность взаимосвязаны, что придаёт резюме ощущение архитектурной графики».
Комментарий автора: «Концепция моего резюме черпает вдохновение в жизни свежего выпускника — молодого человека, путешествующего по миру с портфолио в рюкзаке в поисках новых возможностей. С таким CV за плечами мне нет нужды везде таскать мой А4-блокнот, ведь всё умещается в маленьком конверте! Дизайн резюме соответствует его концепции: он прост, нагляден и эффектен. Графическое решение основано на градации серого, благодаря чему документ не утратит свою представительность, будучи распечатанным на чёрно-белом принтере». (Гайа)
Комментарий ArchDaily: «Нам понравилось, что автор решил представить свой опыт в виде пройденного путешествия. И хотя это не совсем то, на что обязательно обратит внимание потенциальный наниматель, практичность, свойственная полукочевому, полному приключений стилю жизни, — удачная деталь».
Комментарий автора: «В своём подходе я задействую дополнительный цвет, чтобы подчеркнуть определённые элементы моего резюме. Использование современного визуального стиля помогает мне представить себя и пригласить читателя к ознакомлению со следующей частью. Дизайн резюме оптимизирован к прочтению с помощью PDF-ридера, где подсказка укажет на дополнительную информацию на следующей странице». (Дэниел)
Комментарий ArchDaily: «Знать, как именно будет прочитано ваше резюме, — признак хорошей подготовки. Оптимизация документа для формата PDF — грамотный шаг».
Комментарий автора: «Резюме разделено на две части, каждая из которых рассказывает собственную историю. Слева посвящённое моей философии дизайна введение и раздел с навыками демонстрируют мою личность и сильные стороны. Справа я в хронологическом порядке указал образование, опыт работы и достижения в период обучения. Использование чёрного и синего позволило мне создать интересный для чтения документ, выделяющийся на фоне традиционных чёрно-белых резюме. Я преследовал цель сделать графическое исполнение насыщенным, простым и ясным для понимания любым профессионалом из сферы архитектуры и извне». (Марио)
Комментарий ArchDaily: «Использование центральной временной линии — прекрасный пример того, как информационный инструмент может выполнять функцию организационного элемента. Кроме того, ясная цветовая схема с жирными иконками наделяет этот дизайн особой наглядностью».
Комментарий ArchDaily: «Это резюме, несмотря на кажущуюся простоту, рассказывает историю и передаёт личность автора. Исполненное в нестареющей чёрно-белой архитектурной эстетике резюме отправило нас в путешествие, в пути продемонстрировав внимание кандидата к деталям и чёткости графики».
Комментарий автора: «Выполненное насыщенным шрифтом имя выделяется на фоне остального документа, делая резюме более запоминающимся. План резюме проводит взгляд читателя от имени кандидата сначала к левой колонке, потом к правой. Дизайн очень современный, но аккуратный, что всегда уместно». (Клэр)
Комментарий ArchDaily: «Этот дизайн вынуждает автора ограничиться лишь самой важной информацией. В выбранном подходе „меньше значит больше“ нам понравилась способность Клэр выразить себя в квинтэссенции самых необходимых в резюме данных, не злоупотребляя помощью текстовизуальных элементов».
Комментарий автора: «Это резюме я использовала сразу после окончания университета — мне оно показалось умной и оригинальной идеей. К счастью, точно так же посчитал и мой босс (с которым я работаю уже четвёртый год)». (Клэр)
Комментарий ArchDaily: «В действительно умном и оригинальном „чистом листе“ Клэр есть нечто вдохновляющее. Клэр нашла идею, позволившую ей отразить свою личность и сделать резюме уникальным, что в итоге и привело её к своему работодателю».
Комментарий автора: «Простое, вдохновлённое веб-дизайном оформление с качественной типографикой и подобранными интервалами: чисто и без излишней стилизации». (Эван)
Комментарий ArchDaily: «Более традиционная версия классического чёрно-белого резюме. Нам понравились использование в дизайне подобия субтитров и превосходная читаемость».
Комментарий автора: «Визуальный язык, вдохновлённый социальными сетями и сверхбыстрыми медиа современности, позволяет читателю быстро ознакомиться с содержанием резюме, не упуская значимых деталей». (Рафаэль)
Комментарий ArchDaily: «Архитектор или дизайнер, имеющий чёткое видение собственного контекста, — бесценный актив для любой компании. Рафаэль с умом использует знакомый всем нам визуальный язык, разрушая и адаптируя его под нужды необходимой в резюме информации. Результат — не только интересное, но и умное резюме».
БОНУСНОЕ РЕЗЮМЕ
От автора: «Когда я прочитал статью в первый раз, я осознал, что отправляемое резюме/CV не обязательно должно быть традиционным. Основной задачей было найти необычный подход. Поэтому при подготовке резюме я мыслил вне стандартных рамок. Вдохновившись словами „меньше значит больше“ Людвига Миса ван дер Роэ, я взялся сделать резюме простым, но в то же время неординарным. Решение использовать чёрно-белую палитру придало дизайну простоты, современности и утончённости. Но как при этом было сделать резюме интересным? Я всегда находил вдохновение в цитате „меньше значит больше“ (less is more) и в итоге обратил её в „меньше значит Морзе“ (less is morse). Код Морзе — это метод передачи текстовой информации при помощи последовательности сигналов — звуковых, световых или тактильных, — которая может быть легко расшифрована подготовленным слушателем или наблюдателем без помощи дополнительного оборудования. Я решил обратить своё резюме в некое подобие игры. Благодаря использованию азбуки Морзе, я подталкиваю читателя к наблюдению — сродни тому, как это делает в своём творчестве любой архитектор. И для точки, и для тире я избрал форму прямоугольника. Подтолкнул меня к этому опять же Мис ван дер Роэ, ведь прямоугольник — его излюбленная форма. В заключение хочу сказать спасибо Мису ван дер Роэ за вдохновение в любой ситуации, даже в составлении резюме». (Хендри)
Комментарий ArchDaily: «Несмотря на то что оно нарушает абсолютное большинство перечисленных правил и советов, резюме Хэндри стало для нас глотком свежего воздуха. Резюме сопровождалось комментарием, который незамедлительно заинтересовал нас подходом автора к дизайнерским брифам. Ставка на практически нечитаемое CV оправдала себя благодаря его оригинальности, непринуждённости и умению заинтриговать».
Иллюстрации: Archdaily
Перевод: Филипп Качалин
Материал подготовлен в партнёрстве с редакцией ArchDaily.