Что нужно делать в 1с в начале года

Как заполнить производственный календарь в 1С:ЗУП 3.1 на 2020 год

Что нужно делать в 1с в начале года

Для правильного расчета зарплаты важно, чтобы в программе был корректно заполнен производственный календарь. Обратите внимание, какие параметры и настройки нужно проверить перед началом 2020 года.

Как правило, производственный календарь актуализируется в базе автоматически с очередным обновлением. Пользователю в свою очередь необходимо проверить, что обновление произошло.

ШАГ 1. Чтобы проверить заполнение календаря, нужно: войти в раздел «Настройка» – «Производственный календари» – открыть строку с наименованием «Российская Федерация» – в поле «Год» выбрать «2020».

Рис. 1 (нажмите, чтобы увеличить)

ШАГ 2. Проверьте данные в календаре: если выходные не отмечены или переносы праздничных дней внесены не полностью, то в первую очередь пробуем нажать кнопки «Заполнить по умолчанию» и «Записать и закрыть».

Рис. 2 (нажмите, чтобы увеличить)

ШАГ 3. После проверки производственного календаря следует заполнение графика работы на следующий год. Для этого: войдите в раздел «Настройка» – «Графики работы сотрудников» – открываем по очереди графики, которые используются в организации.

Что нужно делать в 1с в начале года

Рис. 3 (нажмите, чтобы увеличить)

В графике работы переключаем год на 2020. Нажимаем «Заполнить» и смотрим, устраивает ли нас результат.

Рис. 4 (нажмите, чтобы увеличить)

До заполнения график будет пустой, после заполнения – появится информация о запланированном рабочем времени.

Рис. 5 (нажмите, чтобы увеличить)

Что нужно делать в 1с в начале года

Посмотрим, с какой ошибкой можно столкнуться при расчете начислений января, если не проверить производственный календарь или не заполнить графики работы:

Рис. 6 (нажмите, чтобы увеличить)

Еще одно проявление этой же ситуации можем наблюдать в документе «Отпуск» в начале года. А именно – неверный учет праздничных дней в период отпуска. Если вы столкнулись с такой ошибкой при расчете зарплаты, то в первую очередь проверяйте графики работы.

Источник

Новый отчётный год: что нужно проверить в программе «1С»?

Перед началом нового отчётного года важно проверить основные настройки учёта в используемом программном оборудовании и убедиться, что эти параметры соответствуют потребностям бухгалтера. Как сделать это, расскажем в данном материале!

Новый год для россиян связан с длинными январскими каникулами. Но при выходе на работу обычно сразу попадаешь в авральный режим. В череде текущих дел нет времени проверить настройки учёта, а это необходимо, поскольку результат может быть неправильным. Поэтому мы рекомендуем сделать эти настройки сейчас, дабы избежать ошибок в будущем. Итак, начнём.

Главным документом организации, устанавливающим правила ведения бухгалтерского учёта, является учётная политика. Каждый год она утверждается снова в бумажном виде, но и программа не исключение. В конфигурации «Бухгалтерия предприятия», редакция 3.0 нужно зайти на закладку Главное (режим «Такси») или Справочники и настройки учёта (режим «Формы в закладках») и выбрать пункт «Учётная политика». Даже если в параметрах учётной политики ничего не меняется, то нужно скопировать строку для 2014 года и указать период действия с 01.01.2015 по 31.12.2015 (рис. 1).

Рис. 1. Учётная политика

Если какая-то настройка меняется, то необходимо её исправить. То же самое касается и регистра сведений Методы определения прямых расходов производства в налоговом учёте. Регистр необходимо заполнять каждый год, даже если в нём не происходит изменений. Напоминаем, как он должен выглядеть на 2015 год. На рис. 2 представлен пример заполнения регистра без детализации по подразделениям и статьям затрат. В регистр включены наиболее часто встречающиеся расходы налогового учёта, но если нужно указать для налогового учёта ещё несколько видов налоговых расходов, то можно добавить строки.

Рис. 2. Регистр сведений Методы определения прямых расходов производства в налоговом учёте

Регистр означает, что любая корреспонденция по дебету со счётом 20.01 по статье с видом расхода в налоговом учёте – амортизация, оплата труда и т. д. (можно добавить ещё строки для видов расхода в НУ, представленных в организации) – считается прямыми затратами для налогового учёта.

Теперь сделаем проверку данных для расчёта заработной платы. Необходимо убедиться, что в конфигурации заполнен производственный календарь на новый 2015 год. Календарь заполняется автоматически с учётом переноса государственных праздников при обновлении конфигурации, поэтому важно, чтобы на момент расчёта зарплаты за январь 2015 года был установлен актуальный релиз. Что касается специализированной конфигурации для расчёта зарплаты «Зарплата и управление персоналом», редакции 2.5 и 3.0, то нужно проверить заполнение графиков работы по сотрудникам. Чтобы не ошибиться, необходимо зайти в справочник Графики работы и, последовательно открывая каждый, выбирать 2015 год и нажимать Заполнить (рис. 3).

Рис. 3. График работы

Рассмотрим возможную ситуацию в начале нового года – ввод начальных остатков. Ввод начальных остатков актуален для организаций, которые раньше не вели учёт в конфигурациях «1С», а только купили программу и планируют начать в ней работать с нового года. Либо организация перешла на новую конфигурацию «1С», но остатки по счетам уже есть, и для начала работы в программе требуется ввод начальных остатков.

В этих случаях требуется проиллюстрировать процесс ввода начальных остатков. Можно воспользоваться обработкой Помощник ввода начальных остатков. Вначале необходимо установить Дату ввода начальных остатков. Если вы начинаете вести учёт в программе с 1 января, то в качестве даты ввода начальных остатков следует установить дату 31 декабря предыдущего года. Далее выбираем счёт, по которому есть дебетовый или кредитовый остаток, и нажимаем двойным щелчком по колонке Сальдо Дт или Сальдо Кт. Открывается журнал документов ввода начальных остатков по соответствующему разделу учёта. Создаем новый документ, подбираем счёт, обязательно указываем всю аналитику и ставим сумму остатка по счёту. Если счёт является налоговым, то сумму указываем и в налоговом учёте тоже. Если остаток по счёту дебетовый, то счёт будет корреспондировать со вспомогательным счётом 000 по кредиту. Если остаток по счёту кредитовый, то счёт будет корреспондировать со вспомогательным счётом 000 по дебету. И главное правило, которое должно выполниться после ввода начальных остатков, – это закрытие счёта 000, поскольку дебетовый и кредитовый остатки должны быть равны (рис. 4). Иначе при формировании бухгалтерского баланса ровно на сумму разницы будут отличаться актив и пассив баланса.

Рис. 4. Помощник ввода начальных остатков

Возможна ситуация, когда была сделана свёртка базы и начальные остатки сформировались автоматически. Тогда их необходимо проверить по тому же самому принципу: счёт 000 закрывается, дебетовый остаток равен кредитовому.

Ещё хотелось бы обратить внимание на важность отсутствия остатков по счетам 25, 26 на начало года. В редакции 3.0 конфигурации «Бухгалтерия предприятия» в ходе выполнения регламентной операции Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 выполняются дополнительные проверки счетов косвенных расходов, которые не должны иметь остатка на начало следующего месяца. Проверить это необходимо на конец года, иначе при закрытии января 2015 будет выходить ошибка и месяц не закроется.

Такой же контроль правильности переходящих остатков предусмотрен для убытка по налоговому учёту. Если сложилась ситуация, что организация за текущий налоговый год понесла убыток, то согласно статье 283 НК РФ налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Кроме того, налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Таким образом, если организация за отчётный 2014 год сработала с убытком, то она имеет право уменьшить прибыль в следующем 2015 году на сумму убытка. Для того чтобы это сделать в программе «Бухгалтерия предприятия», редакция 2.0, необходимо до проведения регламентной операции Реформация баланса ввести Операцию вручную, представленную на рис. 5.

Рис. 5. Перенос убытка текущего периода на будущий год

При оформлении субконто 97 счёта особое внимание следует обратить на выбор Вида для НУ. Здесь должны быть указаны Убытки прошлых лет, тогда в следующем году регламентная операция по списанию убытков прошлых периодов будет формироваться автоматически (рис. 6).

Если не сделать данную операцию при наличии убытка за год, то при выполнении регламентной операции по расчёту налога на прибыль в январе 2015 года будет выдано сообщение об ошибке и месяц не закроется.

Рис. 6. РБП по убытку текущего периода

Мы рассмотрели основные учётные параметры, которые необходимо проверить до начала нового налогового года, чтобы расчёты были верными и своевременными. Желаем вам удачи и успехов в новом году!

Источник

Сценарии перехода на новую 1С в середине года

Универсальные переносы данных 1С (перенос документов, остатков и справочной информации):

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Что нужно делать в 1с в начале года

Порядок действий при переходе на новую конфигурацию 1С не с начала года

Самым простым, недорогим и безопасным способом перехода на учет в новой программе 1С является переход с начала года. Однако по разным причинам такое не всегда бывает возможно. В ряде случаев организациям приходится переходить на новую программу 1С не с начала года.
Что необходимо предусмотреть до начала выполнения такого проекта?

Если новая программа 1С предусматривает сдачу регламентированной отчетности, то в первую очередь стоит задуматься о том, как будет сдаваться отчетность. До какого периода для этой цели будет использоваться старая программа 1С, а с какого учетного периода будет использоваться новая конфигурация 1С.

В чем сложность?

Чтобы выполнить переход с начала года, данные на конец года в текущей программе 1С должны быть актуальными. Как говорят в отделе бухгалтерии – год должен быть закрыт. Однако в начале января это не произойдет. Работа по закрытию прошлого года может продолжаться иногда до марта месяца.
Эта ситуация осложняет процесс перехода на новую программу 1С.
Есть несколько решений по организации плана проекта с учетом этой проблемы, которые хорошо себя зарекомендовали на практике.

Опишем возможные сценарии перехода:

Переход с начала года

Переход после закрытия года, но до закрытия первого квартала

Переход вместе с переносом данных закрытых периодов

Опишем каждый вариант подробнее.

1. Можно с первого рабочего дня января перейти на учет в новой конфигурации 1С. Разумеется, перед этим несколько месяцев в конце прошлого года необходимо проводить обучение пользователей, тестовую эксплуатацию системы. При необходимости в новую конфигурацию 1С нужно внести доработки.

Далее компания работает уже в новой программе 1С, а после того, как бухгалтерия закроет старый год в старой программе 1С, необходимо заново перенести начальные остатки на дату начала года. Эти начальные остатки переносятся задним числом. То есть в базе уже есть документы за текущий год. При этом старые документы ввода начальных остатков, разумеется, удаляются.

2. Второй вариант плана проекта похож на первый, но отличается в следующем моменте. С начала января пользователи продолжают работать в старой программе 1С. Все ждут закрытия года. После закрытия года выполняется перенос данных. С этого момента все новые документы вводятся в новой программе 1С.Опять-таки, при таком варианте не нужно пропускать этап обучения пользователей, этап тестовой эксплуатации, этап доработки новой программы 1С.

У перечисленных вариантов есть следующий минус. Уже после закрытия года может оказаться, что все-таки нужно еще внести исправления в остатки на момент конца года. Рекомендуем эту операцию проводить уже вручную и в старой программе 1С и в новой. То есть не запускать заново перенос начальных остатков. Но, конечно, есть таких изменений очень много, то есть смысл выполнить повторную выгрузку начальных остатков, а не вносить исправления вручную.

3. Если выбран третий вариант, как самый сложный, то вам необходимо предусмотреть, чтобы данные за закрытые периоды переносились «один в один», без искажений. Закрытие периодов вручную может занять продолжительное время и несет в себе потенциальные риски, что уже после перехода на новую программу 1С буду воспроизводиться ошибки, которые первоначально не будут видны.

Как переносить данные?

Перед переносом нужно подготовить исходную базу данных. Рассчитать итоги, удалить помеченные на удаление объекты.

Классическая рекомендация будет звучать так. Необходимо выбрать дату начальных остатков. Ранее этой даты в новой базе 1С не будет ни одного проведенного документа. То есть это будет дата, на которую будут свернуты остатки в исходной базе 1С.

Далее данные за закрытые периоды (например, уже сдана отчетность за 1й квартал) должны переноситься «оборотами». То есть, например, документы должны перенестись уже с движениями, либо это должен быть аналог документа «Корректировка записей регистров», который содержит все движения за уже закрытий период.

И данные за незакрытые периоды можно переносить один в один. То есть можно перенести документы и провести их после переноса.

Требования к переносу данных для упр. учета

Конечно, не только отдел бухгалтерии может выдвигать требования к новой учетной системе 1С. Другие бизнес-подразделения организации тоже имеют свои требования.

Например, может потребоваться просмотр истории продаж и истории валовой прибыли для целей управленческого учета.

Появляется соблазн переносить данные за много лет за уже закрытые периоды.

Не рекомендуем так делать.

Если переход осуществляется на УТ 11 / КА 2 / ERP 2, то существует стандартный рекомендуемый способ переноса истории продаж – отдельный вид операции документа «Ввод остатков».

В остальных случаях, особенно, когда учетная система предназначена для сдачи регламентированной отчетности, рекомендуется все-таки сворачивать данные на дату начальных остатков. То есть историю просто не переносить.

Как делать возвраты по отгрузкам старых периодов?

Многие компании-производители и дистрибьюторы работают на условиях отгрузки на реализацию. То есть товар отгружается без оплаты, а что дилер смог продать, то в итоге оплачивает. Оставшееся отгружает производителю обратно как возврат.
В такой ситуации может произойти возврат непродовольственного товара и спустя год после отгрузки дилеру (зависит от условий заключенного договора).

Что делать, если выполнен переход на новую программу 1С? В ней ведь не будет этих отгрузок, возврат сделать не получится.

В таком случае некоторые компании оформляют возврат через поступление товаров.

Можно решить этот вопрос альтернативным образом. Документы за старые периоды переносятся непроведенными. В новой конфигурации 1С делается доработка, позволяющая создавать и даже проводить возвраты на основании непроведенной реализации товаров и услуг. Разумеется, имеет смысл ограничить это временное решение только теми непроведенными реализациями, дата которых ранее даты начальных остатков. Это делается для того, чтобы пользователи не злоупотребляли такой возможностью при работе уже в текущем учетном периоде.

Источник

1С:Бухгалтерия 8: как начать применять ПБУ 18

Что нужно делать в 1с в начале года

В связи с изменениями, внесенными в ПБУ 18 и в показатели отчета о финансовых результатах, Бухгалтерский методологический центр выпустил рекомендацию № Р-102/2019-КпР «Порядок учета налога на прибыль» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 26.04.2019). Следование данной рекомендации позволяет значительно упростить расчет показателей по ПБУ 18, в том числе отказаться от детального учета постоянных (ПР) и временных разниц (ВР).

В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 поддержан вариант учета расчетов по налогу на прибыль балансовым методом на основе рекомендации БМЦ. При этом существующие в программе варианты применения ПБУ 18 остаются.

У организаций, которые с 2020 года впервые начинают применять ПБУ 18 в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0, возникают вопросы:

какие действия необходимо выполнить в программе, если раньше данный стандарт не применялся?

требуется ли вводить остатки на начало года по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства»?

Во-первых, для ведения учета по ПБУ 18 методологи «1С» рекомендуют использовать основанный на рекомендациях БМЦ балансовый метод как наиболее простой и надежный способ учета налога на прибыль, в большей мере соответствующий международным стандартам финансовой отчетности. В этом случае достаточно обеспечить корректные данные бухгалтерского и налогового учета, а данные о разницах вводить не потребуется.

Во-вторых, при любом изменении учетной политики, в том числе при переходе на ПБУ 18, организация должна самостоятельно оценить, насколько существенным оказалось (или окажется) влияние последствий такого изменения на финансовое положение организации (см. раздел III ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Ретроспективное отражение перехода на ПБУ 18

Если последствия изменений учетной политики существенные, то необходим ретроспективный пересчет всех представляемых в бухгалтерской отчетности данных таким образом, как если бы новый порядок учета применялся с самого раннего момента, затрагиваемого изменениями в учете.

Согласно пункту 15 ПБУ 1/2008 при ретроспективном пересчете корректировке подлежат следующие данные:

входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату;

значения связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.

Для организации, которая впервые начинает применять ПБУ 18 в 2020 году, это означает, что необходимо не только формировать начальное сальдо на счетах 09 и 77, но и корректировать сальдо на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а, возможно, и других счетов.

Поскольку изменения, внесенные в ПБУ 18 приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н, не содержат переходных положений, Бухгалтерский методологический центр выпустил рекомендацию № Р-110/2019-КпР «Переход на новый порядок учета налога на прибыль с 2020 года» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 11.12.2019, далее – Рекомендация № Р-110/2019-КпР).

Чтобы перейти на учет отложенных налогов, организация вполне может воспользоваться Рекомендацией № Р-110/2019-КпР и выполнить следующие учетные процедуры:

рассчитанные величины ОНА и ОНО отразить записями в корреспонденции с кредитом или дебетом счета учета 84 или 83 «Добавочный капитал» (поскольку ранее данные по счетам 09 и 77 не формировались). Указанная корректирующая запись не должна приводить к изменению показателей бухгалтерской отчетности за 2019 год (п. 2 Рекомендации № Р-110/2019-КпР);

в бухгалтерской отчетности за 2020 год в качестве сравнительных показателей следует привести скорректированные данные за 2019 год. Для этих целей организация определяет суммы ОНА и ОНО по состоянию на начало 2019 года в соответствии с Рекомендацией Р-109/2019-КпР (без формирования проводок);

сумму отложенного налога на прибыль за 2019 год, представляемую в отчете о финансовых результатах за 2020 год в качестве сравнительного показателя, следует определять как изменение сумм ОНА и ОНО за 2019 год, рассчитанных балансовым методом (п. 4 Рекомендации № Р-110/2019-КпР).

После составления бухгалтерской отчетности за 2019 год в настройках учетной политики следует включить учет по ПБУ 18 балансовым методом. Обратите внимание, установить применение данной настройки необходимо с 2019 года!

Затем потребуется выполнить регламентные операции Расчет отложенного налога по ПБУ 18 и Реформация баланса за декабрь 2019 года. В этом случае сальдо на счетах 09 и 77 на начало 2020 года будет сформировано (а сальдо на счете 84 – скорректировано) автоматически.

Рассмотрим применение данной рекомендации на примере.

Пример 1

На рисунке 1 представлена оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) на 31.12.2019 по данным бухгалтерского и налогового учета, отраженным на счетах:

01.01 «Основные средства в организации»;

02.01 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01» (амортизация в 2019 году не начислялась);

63 «Резервы по сомнительным долгам».

Что нужно делать в 1с в начале года

Рис. 1. ОСВ по счетам 01, 02 и 63 на 31.12.2019

Разница между балансовой и налоговой стоимостью основного средства составляет 10 000 руб. (210 000 руб. – 200 000 руб.). Это налогооблагаемая временная разница, поскольку она приведет к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 11 ПБУ 18).

Данные расчеты проиллюстрированы ниже Справкой-расчетом отложенного налога на прибыль за декабрь 2019 года (см. рис. 3).

После составления бухгалтерской отчетности за 2019 год изменим настройку учетной политики (раздел Главное – Учетная политика). Переключатель Учет налоговых активов и обязательств (ПБУ 18 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций») установим в положение Ведется балансовым методом, а в поле Применить с укажем значение Декабрь 2019 г. (рис. 2).

Что нужно делать в 1с в начале года

Рис. 2. Фрагмент настроек учетной политики

Далее необходимо перейти в помощник Закрытие месяца и выполнить заново четвертую группу регламентных операций за декабрь 2019 года.

При этом в форме обработки Закрытие месяца появляется непроведенная регламентная операция Расчет отложенного налога по ПБУ 18. Проведем данную операцию и проанализируем Справку-расчет отложенного налога на прибыль за декабрь 2019 года (рис. 3).

Что нужно делать в 1с в начале года

Рис. 3. Справка-расчет отложенного налога за декабрь 2019 года

установлена налоговая ставка 20%;

временные разницы отсутствовали;

ОНА и ОНО не признавались.

установлена налоговая ставка 20%;

балансовая стоимость активов составляет 210 000 руб. (графа А), налоговая стоимость активов составляет 200 000 руб. (графа Б), налогооблагаемая временная разница составляет 10 000 руб. (графа 7);

произошло увеличение вычитаемой временной разницы на 120 000 руб. (графа 10), признан ОНА в сумме 24 000 руб. (графа 10а);

произошло увеличение налогооблагаемой временной разницы на 10 000 руб. (графа 11), признано ОНО в сумме 2 000 руб. (графа 11а).

В соответствии с приведенным расчетом при проведении регламентной операции Расчет отложенного налога по ПБУ 18 формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 09 Кредит 99.02.О по виду обязательства Резервы сомнительных долгов

— на сумму признанного ОНА (24 000 руб.);

Дебет 99.02.О Кредит 77 по виду актива Основные средства

— на сумму признанного ОНО (2 000 руб.).

При проведении регламентной операции Реформация баланса за декабрь 2019 года кредитовое сальдо по счету 99.02.О «Отложенный налог на прибыль» в сумме 22 000 руб. списывается в дебет счета 99.01.1 «Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения». В свою очередь, сальдо по счету 99.01.1 списывается на счет 84.

Таким образом, на 01.01.2020 отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, отраженные на счетах 09 и 77, будут определены балансовым методом, а результаты корректировки отразятся на счете 84 в соответствии с Рекомендацией № Р-110/2019-КпР.

Обратите внимание, что этих действий достаточно только для корректного формирования показателей за 2020 год.

Дополнительно требуется скорректировать значения связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, то есть за 2019 и 2018 годы. Но если оценка последствий изменения учетной политики в отношении указанных периодов не может быть осуществлена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета можно применять в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно), то есть с 2020 года (п. 15 ПБУ 1/2008).

Перспективное отражение перехода на ПБУ 18

Если последствия изменений учетной политики не оказывают существенного влияния на финансовое положение организации или организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то переход на ПБУ 18 можно отражать перспективно, то есть с 2020 года (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

На практике это означает, что формировать начальное сальдо на счетах 09 и 77 не нужно. Данную точку зрения разделяет и Минфин России, по мнению которого приведение показателей по отложенным налоговым активам и отложенным налоговым обязательствам во вступительном балансе носит для организаций добровольный характер, поскольку данная норма не вытекает из ПБУ 18 (письмо от 15.04.2003 № 16-00-14/129).

Для организации, которая приняла решение отражать переход на ПБУ 18 перспективно, при применении балансового метода действия в программе становятся еще проще: не надо трогать 2019 год.

При закрытии января 2020 года на конец месяца на счетах 09 и 77 автоматически сформируются суммы, которые будут одновременно являться как результатом изменения учетной политики, так и следствием операций января, в ходе которых возникали или погашались временные разницы. Иными словами, в балансе за 2020 год будет отражен эффект влияния временных разниц, возникших в прошлом году с учетом эффекта изменения разниц текущего периода. Каждый из этих факторов по отдельности в наглядном виде представлен в Справке-расчете отложенного налога на прибыль и Справке-расчете эффекта изменения ставок налога на прибыль.

Рассмотрим на примере перспективное отражение перехода на ПБУ 18. Изменим условия Примера 1.

Пример 2

Выполним закрытие месяца за январь 2020 года и сформируем ОСВ за январь по данным бухгалтерского и налогового учета, отраженным на счетах 01.01, 02.01 и 63 (рис. 4).

Что нужно делать в 1с в начале года

Рис. 4. ОСВ по счетам 01, 02 и 63 за январь 2020 года

Отчет показывает, что на конец января балансовая стоимость основного средства составляет 201 600 руб. ((210 000 руб. – 8 400 руб.), а налоговая стоимость – 192 000 руб. (200 000 руб. – 8 000 руб.). Разница между балансовой и налоговой стоимостью основного средства составляет 9 600 руб. (201 600 руб. – 192 000 руб.). Это налогооблагаемая временная разница.

Балансовая стоимость резервов по сомнительным долгам превышает их налоговую стоимость на 120 000 руб. Это вычитаемая временная разница.

Первая же регламентная операция Расчет отложенного налога по ПБУ 18, входящая в обработку Закрытие месяца за январь, приведет временные разницы, ОНА и ОНО в соответствие балансовому методу.

Проанализируем Справку-расчет отложенного налога на прибыль за январь 2020 года (рис. 5).

Что нужно делать в 1с в начале года

Рис. 5. Справка-расчет отложенного налога за январь 2020 года

установлена налоговая ставка 20%;

имеется вычитаемая временная разница в сумме 120 000 руб. (графа 2);

имеется налогооблагаемая временная разница в сумме 10 000 руб. (графа 3);

исходя из ставки 20%, в графе 4 оценены детальные данные о сумме ОНА (120 000 руб. х 20% = 24 000 руб.), а в графе 5 – о сумме ОНО (10 000 руб. х 20% = 2 000 руб.);

расхождения между расчетными и фактическими суммами ОНА и ОНО показаны отдельными строками в графах 4 и 5. Наличие таких расхождений по условиям Примера 2 как раз и является следствием изменения учетной политики с 01.01.2020 (последствия этого изменения устранены при пересчете ОНА и ОНО по ставке 20% записями за январь 2020 года).

На конец месяца (на 01.02.2020):

балансовая стоимость активов составляет 201 600 руб. (графа А), налоговая стоимость активов составляет 192 000 руб. (графа Б), налогооблагаемая временная разница составляет 9 600 руб. (графа 7);

признан ОНА в сумме 24 000 руб. (120 000 х 20%), который отражен в графе 8;

признано ОНО в сумме 1 920 руб. (9 600 х 20%), которое отражено в графе 9.

Обратите внимание, что на расчет сумм отложенного налога на конец месяца (1 920 руб. и 24 000 руб.) повлияли как суммы разниц на начало года, так и их изменения в течение января.

В январе 2020 года:

ОНО погашено в сумме 80 руб. (400 х 20%). Данный эффект изменения налогооблагаемых временных разниц по ставке 20% приведен в графе 11б.

Таким образом, в Справке-расчете отложенного налога на прибыль за январь приведена детальная расшифровка сумм отложенного налога, сформированных в результате изменения учетной политики с учетом влияния операций января.

На рисунке 6 приведена Справка-расчет эффекта изменения ставок налога на прибыль за январь, где раскрыта связь между величинами ОНА и ОНО на отчетные даты (см. графы 6, 7, 14, 15) и их изменением за период (графа 11). В графах 6 и 7 отражен пересчет ОНА и ОНО по ставке 20%. Таким образом, суммарный эффект изменения ставки текущего налога составляет 22 000 руб. (24 000 руб. – 2 000 руб.).

Что нужно делать в 1с в начале года

Рис. 6. Справка-расчет эффекта изменения ставок налога на прибыль

В соответствии с приведенными справками-расчетами при проведении регламентной операции Расчет отложенного налога по ПБУ 18 за январь 2020 формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 09 Кредит 99.02.О по виду обязательства Резервы сомнительных долгов

— на сумму пересчета ОНА по ставке 20% (24 000 руб.) (см. графу 4);

Дебет 99.02.О Кредит 77 по виду актива Основные средства

— на сумму пересчета ОНО по ставке 20% (2 000 руб.) (см. графу 5);

Дебет 77 Кредит 99.02.О по виду актива Основные средства

— на сумму погашения ОНО (80 руб.) (см. графу 11б).

Теперь сформируем Справку расчет расхода по налогу на прибыль за январь 2020 года (рис. 7) и проанализируем последствия изменений учетной политики по показателям:

Что нужно делать в 1с в начале года

Рис. 7. Справка-расчет расхода по налогу на прибыль

(Б, В, Г и Д) – сальдо ОНО и ОНА на начало и конец периода по данным бухгалтерского учета. Детальный расчет ОНА и ОНО приведен в Справке-расчете отложенного налога на прибыль;

(3) – отложенный налог за январь (24 000 руб. – 1 920 руб. = 22 080 руб.);

(3А и 3Б) – эффект изменения временных разниц (80 руб.) и эффект изменения ставки текущего налога (22 000 руб.). Детальный расчет эффектов изменения ставок приведен в Справке-расчете эффекта изменения ставок налога на прибыль;

(4) – текущий налог на прибыль, определяемый по данным налогового учета (100 000 руб. х 20% = 20 000 руб.);

(5) – доход по налогу на прибыль (22 080 руб. – 20 000 руб. = 2 080 руб.);

(6) – условный расход по налогу (99 600 руб. х 20% = 19 920 руб.);

Если бы организация применяла ПБУ 18 раньше, то в момент создания резерва сумма чистой прибыли была бы уменьшена не на всю сумму резерва, а за вычетом 20%.

Поэтому в тот момент, когда начинает применяться ПБУ 18, данное обстоятельство учитывается, и сумма налога, который должен уменьшить налог в будущем (ОНА по виду обязательства Резервы по сомнительным долгам), включается в расчет чистой прибыли (поскольку эта сумма не была включена в расчет раньше).

Таким образом, при перспективном переходе на ПБУ 18 с использованием балансового метода в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 обеспечивается автоматический расчет всех показателей по ПБУ 18, который подтверждается соответствующими справками, содержащими подробные расшифровки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *