Что нужно делать в 14 лет чтобы добиться успеха
Как добиться успеха: что важно знать подростку
Что такое успех для нового поколения? Какие навыки необходимы для его достижения? Как их развить? Обо всем этом и не только рассказала руководитель проекта «Чему не учат в школе» Юлия Адамович в интервью на радио «Маяк». Мы публикуем текст интервью. Рекомендуем читать не только подросткам, но и их родителям, а также будущим родителям подростков.
Книга «Чему не учат в школе» и тренинг по саморазвитию для подростков «Мечтай, планируй, достигай» (издательство Smart Reading)
Денис Николаев: Доброе утро. Шоу «Хочу все знать» продолжает работу. У нас на очереди «Обществознание». Будем выяснять, какие умения и навыки следует развивать в себе, чтобы добиться успеха. У нас на связи Юлия Адамович, руководитель проекта «Чему не учат в школе». Юлия, здравствуйте. Доброе утро.
Юлия Адамович: Привет! Доброе утро!
Секрет успеха
Д.Н.: Все хотят быть успешными. Что нам для этого надо делать?
Понимание себя
Д.Н.: Вообще, определиться с целями в жизни — это хорошо.
Ю.А.: Да, это хорошо, и отсюда вытекает, как мне кажется, главный навык, который стоит развивать у себя в любом возрасте, но начать, естественно, было бы здорово с детства. Это понимание себя: чего я хочу, кто я в этом мире, что я люблю, что я чувствую, что для меня важно? У нас очень много внутри зашито: это и принципы, и ценности, и эмоции, и, по сути, весь мир. После того как мы научаемся понимать себя, становится проще принимать правильные решения — правильные с точки зрения каждой конкретной истории.
Д.Н.: Но мне кажется, надо сразу предупредить, что процесс понимания себя — это, в принципе, процесс, в котором надо жить всю жизнь. Потому что чем старше я становлюсь, тем больше понимаю себя, и это бесконечный процесс. Часть пути к успеху — это необходимость постоянно задавать себе вопрос:«Чего я на самом деле хочу, что мне нравится. И ничего страшного, если цели меняются.
Ю.А.: Абсолютно. Потому что мы все развиваемся. Мы не высечены в граните, не отлиты в металле. Потому что появляется новый опыт, который мы интерпретируем так или иначе, мы узнаем что-то про себя и про мир. Естественно, это постоянный процесс. Главное — его начать. Начать как можно раньше.
Самоорганизация и планирование
Д.Н.: Так, это мы записали. Но это все-таки общие слова: определись, куда ты хочешь прийти, дорога в тысячу лье начинается с первого шага. Это все понятно. Но наверняка есть какие-то умения и навыки, которые пригодятся на любом пути.
Раздел об эффективном планировании из тренинга по саморазвитию для подростков «Мечтай, планируй, достигай» (издательство Smart Reading)
Ю.А.: Да, безусловно. Если посмотреть какие-то достаточно прикладные вещи, это навык самоорганизации и планирования. Сейчас вокруг столько всего: информации, людей, с которыми можно пообщаться, дел, которые можно поделать, попробовать, мест, куда можно пойти. Важно попытаться это все уложить грамотно, не бросаться сразу во все стороны. При этом у ребенка, да и у взрослого тоже, есть очень много вещей, которые он должен делать так или иначе, независимо от того, очень ему это нравится или не очень. В детском возрасте это школа, во взрослом возрасте это работа.
Сила воли
Ю.А.: Еще один важный навык — это сила воли, умение договариваться с собой, брать ответственность за какие-то задачи.
Д.Н.: Чем старше ты становишься, тем меньше тебя пинают. Если в школу тебя поднимают, наряжают, дают в руки рюкзак и тащат тебя туда или везут — сейчас многих возят, — то чем старше становишься, тем больше приходится самому себя вытаскивать из кровати, одевать и вести на работу.
Критическое мышление, умение работать с информацией
Ю.А.: Главное — себе отвечать на вопрос: «Зачем я это делаю?» Мы попадаем в такой мир, где все материально. Нужны деньги, для денег нужно работать. И хорошо бы еще при этом быть счастливым. Очень много времени мы проводим на работе, и если она очень тебя расстраивает, то это восемь-десять часов каждый день. Опять-таки мы возвращаемся к вопросу: «Что мне нравится, а что нет и что я с этим должен делать?»
Еще по поводу важных навыков. Я бы обратила внимание на умение работать с информацией и на критическое мышление, потому что мы живем в эпоху, когда можно нарисовать и написать все что угодно. И нужно как можно раньше научить ребенка задавать вопрос: «А это точно так?»
«Общение» с гаджетами
Ю.А.: И про обращение с техникой. Гаджеты настолько плотно вошли в нашу жизнь, что привыкнуть к ним, залипнуть в телефон, в соцсети, в какие-то видосики на YouTube, те же картиночки и потратить свое время впустую — в общем подсесть на этот быстрый дофамин — тоже очень просто. Здесь очень важно быть четким, хорошо собой управлять и контролировать себя.
Раздел о том, как разумно взаимодействовать с гаджетами, из тренинга по саморазвитию для подростков «Мечтай, планируй, достигай» (издательство Smart Reading)
Д.Н.: Ну а какие-то инструменты для этого есть? Или их много и надо опять же под себя выбирать?
Ю.А.: Я бы не сказала, что есть какие-то инструменты, которые можно взять и применить. Потому что далеко не всем все подходит. Кто-то классно реагирует на какой-то таймер или блокировку телефона: так, в «Инстаграме» я сижу полчаса, у меня стоит уведомление. Когда проходят эти полчаса в «Инстаграме», он показывает: вы сегодня провели в «Инстаграме» полчаса. Значит, все. Пора сворачиваться. То есть я делегирую, по сути, принятие решения, контроль за собой. И это гораздо проще, потому что ресурс на это не надо тратить. Я не пытаюсь помнить, принимать это решение.
Д.Н.: Так что мешает продолжить дальше сидеть? В этом же проблема?
Ю.А.: Ничего абсолютно. Есть более жесткие штуки, когда блокируются приложения, кто-то их специально удаляет и оставляет только веб-версию, в которую сложнее попадать. Например, в институте многие так делали: они просто сносили на время сессии «Инстаграм» и выкидывали пароль. Это довольно жесткий метод.
Д.Н.: Это же беда большая — то, как мы залипаем на абсолютно бессмысленные вещи. Недавно мы с кем-то из друзей пересекались и тоже обсуждали количество прочитанных книг за последнее время. У меня получилось вновь переключиться с соцсетей и прочего на книги. Я накупил бумажных книг специально, чтобы не в телефоне читать — там велик соблазн перепрыгнуть в соцсети или еще куда-то, ролики смотреть. Ты откладываешь телефон подальше, чтобы невозможно было дотянуться, и читаешь книги.
Друг как раз жаловался, что в последнее время мало книг прочитал. Он тоже любил читать. А тут, говорит, обнаружил, что вечер прошел, а он даже не может вспомнить чем занимался в телефоне. Просто два часа из жизни утекло, и ничего не осталось. Поэтому, товарищи дети, понятно, что это бессмысленное увещевание, но, если есть возможность, постарайтесь не привыкать к этой заразе.
Ю.А.: Мне очень помогло осознание (я бы всем ребятам об этом говорила), что приложения устроены так, чтобы вы там залипали. Они не такие милые и не такие безобидные. Вы тратите свое время, а кто-то зарабатывает на этом времени деньги. Возможно, в детстве это не так критично воспринимается, но меня это очень коробит: почему это на мне кто-то зарабатывает — не хочу. Осознание того, что все построено так, чтобы цеплять и удерживать как можно дольше, тоже так или иначе рождает сопротивление: так-так-так, они хотят, чтобы я тут был, а я вот не буду. Какую-то конфронтацию можно создать.
Д.Н.: Тут вообще должно помочь юношеское чувство протеста. Применяйте его в адрес создателей мусорных приложений и всяких непонятных историй. Это такие же взрослые, против которых можно с таким же удовольствием бунтовать и которым можно доказывать, что вы взрослый и самостоятельный и на эту заразу не поведетесь. Кстати, это очень хороший психологический прием — просто доказать создателям, что вы не такие, как они думали, как они вас прочитали с помощью своих приспособлений. Гаджеты не только мешают. Гаджеты могут помогать. Но множество приложений, пожирающих время, мешают на пути к успеху. Я не отношу к мусорным приложениям те же игры — обучающие и сюжетно интересные. Играть — хорошо, играть в интересные игры на иностранных языках — это полезно, и это может быть частью пути к успеху.
Ю.А.: Согласна. Сейчас, помимо мусорных приложений, много тех, которые действительно чему-то учат, например языкам. Есть игры, которые тебя погружают ненавязчиво в контекст, позволяют мягко войти в какую-то историю, того же изучения языка. Есть много квизов познавательных, рисовательных штуковин, на которых можно видео монтировать, — то есть все то, что развивает в тебе какой-то навык. Гаджет должен быть слугой человека, а не человек должен быть в подчинении у гаджета. Это важно понять. И тогда все будет хорошо.
Здоровые привычки
Д.Н.: Так, зафиксировали. Давайте еще раз пробежимся: самоорганизация и планирование, сила воли, постоянная проверка «это точно так?» и гаджеты. Вот это то, что у меня пока написано.
Ю.А.: Да. Еще важно здоровье и здоровые привычки. Потому что есть тенденция сидячего образа жизни, общения онлайн. Сейчас так много информации и так много стресса, что про тело нельзя забывать. Оно должно получать свою долю нагрузки, как получает наш мозг, когда мы над чем-то думаем. Тело тоже должно работать: это и прогулки, и хобби, и тренировки. Все это влияет напрямую на уровень энергии. А когда у тебя высокий уровень энергии, то море по колено, особенно в подростковом возрасте.
Д.Н.: Так, прогулки — это обязательно. Все врачи, все исследователи говорят о том, что мы слишком много сидим, мало двигаемся. И речь даже не о физкультуре, спортзалах или тренировках, а просто о банальном движении. Хотя бы час надо гулять, хотя бы час в движении находиться. Я могу поделиться своим рецептом: я аудиокниги полюбил. У меня прогулка — время, когда я могу слушать аудиокнигу. Я не испытываю стресс оттого, что я гуляю и ничего не делаю. Я иду, слушаю книгу и таким образом справляюсь с ощущением, что надо сидеть у компьютера, работать, а я тут разгуливаю по парку.
Ю.А.: Можно слушать не аудиокниги, потому что не всем это подходит, а подкасты. У меня много знакомых, которые слушают подкасты. Для детей и подростков сейчас есть очень интересные подкасты — от «Мела», «Арзамаса», других.
Д.Н.: И на радио «Маяк» есть коллекция подкастов лет за 6 на любой вкус и цвет. Так, здоровье, прогулки свежий воздух — тоже составляющие успешной жизни. И прогулки — это еще прекрасное время, чтобы придумывать, если вы хотите добиться успеха в творческих профессиях, там, где нужно вдохновение. Я выходил на улицу с ноутбуком программировать, чтобы кое-что вспомнить из студенческих времен и вспомнить язык программирования. Я сидел в парке около пруда и именно там вспомнил и решил несколько задач. Спокойно выходите гулять. Придумали что-то, сели, записали и пошли дальше гулять.
Ю.А.: Кстати, есть обоснование, почему у тебя это получилось. Потому что фоновый шум определенной частоты, который бывает в кофейнях коворкингах, на улице, когда машины шумят, но не очень громко, как раз стимулирует мозговую деятельность, которая отвечает за креативность. Этот легкий фоновый шум лучше, чем давящая тишина. Когда я училась в школе, все говорили: так, нужно все выключить, все убрать, сесть в тихой комнате. Это было тяжело. Ты сидишь, тишина на тебя давит, а фоновый шум помогает подумать.
Взаимодействие с другими людьми
Д.Н.: Но пережить все придется самому.
Ю.А.: Да, придется пережить. Ты сам вступаешь в этот опыт, и очень важно не бояться и понимать, что есть много разных «зарытых» навыков.
Д.Н.: Так, это коммуникации, записали.
Выстраивание личных границ
Ю.А.: Да, это коммуникации. Приведу еще один пример. Я в рамках проекта веду Инстаграм-проект «Чему не учат в школе». Мы проводили вчера прямой эфир, собирали вопросы от родителей. И один из вопросов был такой: «У меня дочка 15 лет, она влюбилась. Все взаимно, все здорово, она счастлива. Но как ей объяснить, что не нужно в эту любовь отправлять все свое время?» Все понятно: первая влюбленность, ничего больше не важно, хочется постоянно быть на связи с человеком, которого ты любишь. Но есть еще учеба, семья. Как выстроить этот баланс? Это тоже очень сложная история.
Д.Н.: Мы всегда говорим, что отказ от чего-то (временный), основанный на силе воли, на том, что ты человек, на том, что ты умеешь управлять собой и своей жизнью, потом дает больше удовольствия. Ситуация, когда вы расстаетесь на какой-то период и занимаетесь своими делами, но потом встречаетесь вновь, приносит гораздо больше удовольствия, чем если бы вы все время находились рядом. Это как раз про баланс. Интересно именно пытаться осознанно расходиться, делать уроки или заниматься своими делами, но потом с большей радостью встречаться вечером и гулять по улицам, взявшись за руки. Да, это важный урок, мне кажется.
Ю.А.: Да, это первый урок здоровых отношений, которые не засасывают тебя полностью, но которые поддерживают и оставляют пространство для того, чтобы заниматься своей жизнью, будь то школа или уже институт в более старшем возрасте. По идее, люди в паре, в отношениях должны становиться сильнее, а не ослаблять друг друга.
Д.Н.: Мы сегодня записали: самоорганизация и планирование, сила воли, которая нужна для того, чтобы договариваться с собой, умение договариваться с окружающими, правильная работа с гаджетами, которые занимают очень большую часть нашей жизни, ответственность за свою жизнь и здоровье. Все это — про умение выстроить личные границы. Если они выстроены правильно, если вы их контролируете, тогда достичь успеха на выбранном пути вам будет легче.
Спасибо, Юля. У нас на связи была руководитель проекта «Чему не учат в школе» Юлия Адамович.
Хотите, чтобы ваш подросток осознанно взрослел, овладевая важными для успешной жизни навыками? Подарите ему «Тренинг по саморазвитию для подростков # 1. Мечтай, планируй, достигай»!
Чего хотят подростки? Добиться успеха: что это значит в 14 лет
Что значит быть успешным: 3 опроса с разницей в 20 лет
Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей
В своей новой книге психолог Екатерина Мурашова в основном рассказывает истории из практики и разбирает случаи консультирования детей и взрослых, которым ей удалось (или не удалось) помочь. Но одна глава выбивается из этого ряда так любимых нами эссе — она об исследовании, точнее опросе, который показывает, как меняются желания подростков через каждые 15-20 лет.
Это не научное исследование. Если говорить честно, то это не исследование вообще. Наверное, можно было бы назвать это опросом, точнее, тремя опросами, но слишком мала и невалидна выборка. Да и компетентность исследователя (особенно автора первого опроса) сомнительна весьма. Но тем не менее.
1977-й
Когда мы были младшими подростками (11–14 лет), у нас были очень популярны анкеты. Девочка (всегда девочка, мальчики то ли меньше интересовались окружающими людьми, то ли считали это ниже своего достоинства) заводила специальную тетрадку, на каждую страницу которой аккуратным красивым почерком вписывала незамысловатые вопросы: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая твоя любимая еда?», «Какая твоя любимая книга?», «Какая музыкальная группа тебе нравится?».
На эти анкеты охотно отвечали и мальчики, и девочки, потом автор анкеты с подружками долго читали и обсуждали ответы и таким странноватым образом познавали внутренний мир сверстников (в быту мы были очень невербальны и почти не умели говорить о себе). После тетрадки хранились на полке в секретере и иногда извлекались на свет, чтобы что-нибудь уточнить.
Сохранилась такая тетрадка и у меня. В подростковости я была больше «мальчиком» по психическим проявлениям и поэтому дозрела до проведения своего опроса поздно, почти к 15 годам. Естественно, я изо всех сил старалась, чтобы мои вопросы были оригинальными. Один из вопросов был: «Что для тебя добиться в жизни успеха? Чего ты хочешь добиться сам?».
Всего на него в моей тетрадке ответили 33 человека, 13 мальчиков и 20 девочек. Возраст от 14 до 16. Год 1977-й. Место проведения опроса — комсомольско-молодежный лагерь, в котором обычные ленинградские школьники весь июнь пололи турнепс.
Десять ответов одинаково безличные: «хочу быть счастливым». Два уточнения, типичные для подростков: «счастье — это когда тебя понимают».
Еще 15 ответов касаются профессий и обучения в высшей школе: «поступить в институт», «стать инженером», «стать главным инженером», «стать врачом», «стать учительницей начальных классов», «полететь в космос», «выучиться, ездить в экспедиции и командировки», «стать моряком». К этой группе относится и мой собственный ответ (автор анкеты традиционно первым отвечал на нее сам): «стать ученым и открывать тайны природы».
Всего один ответ про деньги (от мальчика, который в нашей среде считался глупым): «успех — это когда ты всё, что хочешь, можешь купить или достать». Пять человек ответили личностно или общественно морально: «стать врачом и помогать людям, спасать их жизни», «успех — это когда ты нужен другим», «быть полезным членом общества», «честно служить Родине и получать от нее награды».
И только двое написали про семью: «главный успех — это найти свою любовь, свою половину» и «счастливо выйти замуж и всю жизнь прожить с любимым человеком».
1994-й
Много лет спустя, в перестройку, уже работая психологом, я вспомнила свою школьную «анкету» и часто спрашивала приходящих ко мне подростков: а что такое для вас успех? Иногда записывала ответы. И удивлялась тому, как быстро все поменялось. Ответов было много, но в своих записях я нашла всего 41 пометку. Возраст от 12 до 16. Годы 1994–1996-й.
Больше всего ответов про деньги: «чемодан с долларами», «счет в банке», «много денег». Встречалась также недвижимость: «вилла на Канарах», «дом на море», «большая квартира». Были и профессиональные устремления: «свое дело с большим доходом», «стать банкиром», «стать бизнесменом».
Вопреки утверждению тогдашних газет, стать валютной проституткой или бандитом не пожелал никто. Многие девочки хотели «не работать, сидеть с детьми». Всего восемь человек хотели уехать из России и богато жить в какой-нибудь другой стране (в основном в Америке). Шестеро по-прежнему хотели стать врачами и учителями. Один хотел стать фермером и выращивать свиней. Про любовь в связи с успехом не вспоминали. Инженером не хотел стать никто. Никто не хотел служить Родине.
2011-й
Меньше двух лет назад я, разбирая рабочий шкаф, случайно наткнулась на карточки с ответами и поняла, что опять прошло уже больше десяти лет (как летит время!). И что же, все опять поменялось? Месяца три я помнила о своем проснувшемся интересе, опрашивала подростков и делала пометки на обратной стороне тех же карточек.
Всего мною было опрошено 38 человек. Возраст почти тот же — от 13 до 17. Вопрос тот же. Конец 2011-го, начало 2012 года.
Семь человек по-прежнему, несмотря ни на что, хотят стать врачами, учителями и инженерами — я люблю вас, ребята! Десять человек, по-разному это называя, хотят стать чиновниками. Еще девять — певцами, артистами, шоуменами.
Счет в банке тоже присутствует (у пятерых). Двое считают успешными людей, у которых есть свой бизнес. Пятеро хотят стать домохозяйками с детьми, на иждивении мужа. Один хочет жениться на девушке, у которой богатые родители. Семеро считают: успех — это если ты родился в богатой семье, тогда ты всего добьешься.
Одиннадцать человек хотят жить не в России, но никто не рвется именно «валить отсюда», хотят быть «гражданами мира» — тут пожил, там пожил. Трое говорят: «успех — это когда работа не напрягает, а приносит деньги и удовольствие». Две девочки считают, что успех — это встретить настоящую любовь. Один мальчик хочет стать президентом.
А что вы думаете по поводу всего этого? И что такое успех для вас? Менялись ли ваши представления об успехе на протяжении вашей жизни?
Что нужно делать в 14 лет чтобы добиться успеха
Скопить миллион — задача не из легких. Такое решение требует целеустремленности и упорства. Чтобы стать миллионером, нужно знать о деньгах все: как их копить, как сделать так, чтобы сбережения росли, и как их не потерять. И чем раньше в этом разобраться, тем быстрее круглая сумма окажется на вашем счету. Возможность получить такие сведения подростку дает книга «Твой первый миллион». Шесть советов из этой статьи помогут сделать к заветной цели первый шаг.
1. Научись мыслить как миллионер
Прежде всего нужно научиться мыслить как миллионер, или, выражаясь научным языком, выработать менталитет миллионера. Речь идет об отношении к деньгам. Ты должен сделать все, чтобы добиться цели — скопить миллион. Цель — не мечта, не смутное желание. Это твердое и осознанное намерение.
Откроем будущим миллионерам один секрет: нельзя покупать разные модные штучки только потому, что все их покупают. Мыслить как миллионер — значит стараться экономить деньги, а не тратить их постоянно. Например, не обязательно покупать новые кроссовки, если старые вполне прослужат еще год. А может быть, стоит найти подработку вместо того, чтобы развлекаться с друзьями. Или поесть дома, чтобы не тратить деньги на поход в «Макдоналдс».
2. Разработай финансовый план
Большинство миллионеров и миллиардеров никогда не добились бы своих целей, если бы у них не было финансового плана. Без плана с четко обозначенными целями ты ничего не добьешься и постоянно будешь страдать от нехватки денег.
Невозможно поставить перед собой финансовые цели раз и навсегда. Одни задачи можно решить за час, за день или за неделю; на решение других уйдут месяцы или годы. Тебе нужно сформулировать три вида целей: кратко-, средне- и долгосрочные.
Очень важно сформулировать финансовые цели максимально четко. Ты должен точно знать, чего хочешь. Запиши цели на листе бумаги, распечатай на принтере или сделай заметку в телефоне.
3. Найди работу
На самом деле заработать деньги не так уж трудно, достаточно просто включить воображение. Возможно, в твоей семье принято, чтобы родители немного платили тебе за работу по дому: вынос мусора, уход за домашними животными, мытье полов. Тогда достаточно взять на себя дополнительные обязанности.Предложи свои услуги друзьям и знакомым. Нет ли у них работы для тебя? Например, ты мог бы помыть окна, погулять с собакой, сходить за продуктами.
Работа даст полезные навыки, которые пригодятся в будущем, когда ты станешь взрослым и получишь право работать официально. Даже миллиардерам приходится с чего-то начинать. Например, основатель крупнейшего в мире интернет-магазина Amazon.com Джефф Безос стоял у плиты и мыл полы в «Макдоналдсе». Основатель социальной сети «ВКонтакте» и интернет-мессенджера Telegram Павел Дуров в студенческие годы писал заказные статьи для журнала «Всемирный следопыт», основатель агентства финансовой информации Bloomberg, бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг работал на парковке. Подумай, может быть и ты можешь где-то официально трудоустроиться?
4. Открой свой бизнес
Есть идеи для стартапа?
5. Отложи 1000 рублей, а затем выработай привычку пополнять счет
Пока достаточно скопить только часть миллиона — остальное деньги сделают за тебя. Чтобы сохранить деньги и начать копить, заведи счет в банке. Если ты будешь регулярно его пополнять, то сумма будет постоянно увеличиваться.
При выборе банка следует учитывать такие факторы, как его надежность, ставка процента по вкладам, возможность получения дополнительных услуг и доступность филиалов и банкоматов.
Открыть банковский счет в России можно с 14 лет. Правда, такие счета заводят не все банки. В некоторых стать клиентом можно только с 18 лет. Если что, счет на твое имя может быть открыт родителями или опекунами. Такие счета называются доверительными, или трастовыми.
6. Извлекай из провалов уроки
Разумеется, чтобы скопить миллион, желательно не терять деньги. Но даже если случилась неприятность и придется начинать с нуля, не отчаивайся.
Не бойся поражений. Миллионеры знают и еще кое-что: раз уж проигрыши неизбежны, надо извлекать из них уроки и продолжать делать свое дело. Иди вперед, несмотря на ошибки и препятствия. Сосредоточься на поставленной цели, наберись терпения, будь уверен в себе. Веди себя разумно, и тебе непременно повезет.
7. Советуйся с близкими
Самые ценные (впрочем, иногда и самые бесполезные) советы могут дать родные и близкие. Не все родители любят обсуждать с детьми денежные вопросы. Но есть и такие, которые всегда готовы к разговору на эту тему. Говорить с детьми о деньгах — правильно, потому что такой подход способствует повышению финансовой грамотности всей семьи. Может быть, и ты, юный читатель, сможешь дать пару-тройку полезных советов родителям относительно капитализации вкладов или покупки акций, которые дробятся каждые два года. Об этом, кстати, можно прочитать в книге «Твой первый миллион».