Что нужно делать работодателю чтобы оценивать суот ответ на тест
Методика проведения СОУТ: пошаговая инструкция для специалиста по охране труда
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Статья для специалистов по охране труда, которые еще не проводили спецоценку или не уверены в своих знаниях. Расскажем про изменения с 2020 года, этапы спецоценки и что делать на каждом из них. Поможет избежать ошибок и штрафов
Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) включает четыре обязательных этапа. Нельзя менять последовательность этапов. Каждое новое мероприятие можно начинать только после того, как закончено предыдущее. Иначе нарушите порядок СОУТ.
Если нарушить процедуру СОУТ или не провести вовсе, то административный штраф составит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
Этапы специальной оценки условий труда
Продолжительность этапов разная. Самый длительный и трудоемкий — подготовительный этап.
Этап 1. Подготовительный
Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:
Шаг 2. Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ. Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку.
Какую организацию выбрать для проведения спецоценки рабочих мест?
Требования по подбору экспертной организации указаны в статье 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Процедура выбора исполнителя — экспертной организации практически одинакова для коммерческих и бюджетных организаций:
Обязательно проверьте, что организация-исполнитель входит в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России:
Шаг 3. После того как вы совместно с конкурсной комиссией выберете экспертную организацию, процессом заключения договора будут заниматься юристы вашей организации. Вы в этот момент должны подготовить документы:
Подготовка этой информации занимает время. Начните собирать документы заранее, чтобы не затягивать процесс СОУТ.
В конце статьи есть шпаргалка
Этап 2. Технический
На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ.
Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда. Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры. Сопровождайте экспертов во время замеров. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников. Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.
Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места.
Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.
Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений. В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя.
Этап 3. Организационный
Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ. Для этого составьте:
Шаг 7. Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться. Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету.
Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.
В конце статьи есть шпаргалка
Этап 4. Заключительный
Шаг 9. Издайте приказ о применении результатов СОУТ после того, как отчет утвердит председатель комиссии по проведению СОУТ.
Шаг 10. Отправьте копии отчета в экспертную организацию и подайте декларации в трудовую инспекцию — это важный этап. Не ошибитесь и не опоздайте. Сроки:
Спецоценка условий труда заканчивается в день, когда утвердили отчет о проведении СОУТ.
Спецоценка рабочих мест: изменения в законодательстве с 2020 года
С 1 января 2020 года вступили в силу глобальные изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Установлен срок для утверждения отчета о проведении СОУТ — не позднее 30 календарных дней с момента, как отчет получен от экспертной организации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Ранее такого срока не было.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
График проведения СОУТ по договору оказания услуг 618.1 КБ
Образец приказа о проведении СОУТ 570 КБ
Приказа о применении результатов СОУТ 601.7 КБ
ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы по управлению охраной труда. Оценка соответствия. Требования»
ГОСТ 12.0.230.2-2015: как оценивать СУОТ?
В этой статье мы рассмотрим основные положения ГОСТ 12.0.230.2-2015, выясним, какие задачи решает этот госстандарт и кому нужно соблюдать его требования.
Официальный документ смотрите здесь: Скачать ГОСТ 12.0.230.2-2015
Идея системного подхода заключается в том, что каждая система или ее часть рассматривается как цельное, отдельное от других систем явление. Основные характеристики системы или ее части – это ее цели, структура, задействованные ресурсы, внутренние и внешние процессы и взаимосвязи.
Поэтому для оценки эффективности функционирования системы ОТ нужна специальная методика. Классический способ формирования итоговой оценки работы всей системы путем суммирования оценок работы каждой ее части в этом случае недостаточно результативен. Это обусловлено тем, что система – это объединение частей в единое целое, свойства которого отличаются от свойств каждой из этих частей по отдельности. Поэтому в ходе планирования и внедрения в жизнь систем управления ОТ по изложенным в ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ 12.0.230.1-2015 рекомендациям специалистам потребовались дополнительные руководящие указания, как оценивать работоспособность и качество созданной в организации системы управления охраной труда (СУОТ). Эти указания в форме нормативных требований изложены в ГОСТ 12.0.230.2-2015, который вступил в силу 01.03.2017 г.
Какие задачи решает новый госстандарт?
Использование нового госстандарта позволяет добиться:
√ последовательности во внедрении системы и поддержании ее работоспособности;
√ полного выполнения каждым из трудящихся всех своих обязанностей в области ОТ;
√ постоянного повышения уровня компетентности всех трудящихся, которые привлекаются к управлению ОТ;
√ возможности сравнивать результаты существующей или внедряемой системы управления ОТ с положениями ГОСТ 12.0.230-2007 и, если нужно, корректировать систему.
В новом ГОСТ не содержится специализированных технических требований, поэтому использовать его могут любые организации.
Кто должен применять ГОСТ 12.0.230.2-2015?
Положения ГОСТ 12.0.230.2-2015 пригодятся ответственным лицам организаций, которые разрабатывают, внедряют и используют управлением охраной труда в соответствии с рекомендациями ГОСТ 12.0.230-2007. Как и другие документы ССБТ, данный госстандарт рекомендован для добровольного применения, поэтому брать его в работу или нет, организации решают самостоятельно. Штрафовать за его неиспользование госинспекторы труда не имеют права.
Структура ГОСТ 12.0.230.2-2015
Госстандарт разбит на 5 разделов, основным из которых является 4. В этом разделе приводится перечень параметров, значения которых исследуются в ходе оценки соответствия управления ОТ по разным направлениям ее работы. Всего этих групп выделено 16. Чтобы полностью оценить параметры системы, необходимо все их проработать. Методика выставления итоговой оценки приведена в 5 разделе.
1 раздел традиционно посвящен сфере использования госстандарта. В нем прописаны:
√ информационное наполнение ГОСТа – перечисление и расшифровка значений базовых критериев, которые применяются для оценки соответствия рекомендациям ГОСТ 12.0.230-2007;
√ характеристики организаций, которым окажется полезным данный госстандарт;
√ отсутствие узких технических требований, которые могли бы затронуть какой-либо из действующих НПА, относящихся к области техрегулирования.
2 раздел. В разделе приведены ссылки на связанную с новым ГОСТ нормативную документацию и озвучен порядок работы с ними.
3 раздел посвящен раскрытию терминов.
4 раздел – основной. В нем приведены разбитые на 16 групп требования к оцениванию элементов системы управления. Предложено оценивать:
• реализуемую в организации трудоохранную политику. Проводимую организацией политику необходимо задокументировать, изложить доступным языком и применять на практике. Она должна соответствовать ключевым принципам, изложенным в ГОСТ 12.0.230-2007;
• уровень задействованности трудящихся в работе. Проверяется, участвовали ли представители трудящихся в разработке и внедрении. Оцениваются степень и качество этого участия;
• обязанности, ответственность лиц. Проверяется распределение связанных с выполнением трудоохранных задач обязанностей, возможность эффективно выполнять свои обязанности ответственными лицами;
• уровень компетентности, подготовки. В первую очередь проверку проходят специалисты службы ОТ, затем – специалисты, которые отвечают за конкретные направления деятельности (например, руководители подразделений, ответственные за электробезопасность подразделений лица и т. д.);
• документацию в бумажном и электронном форматах. Проверяются наличие процедур обработки документации, своевременность ее пересмотра, актуальность существующих записей;
• процедуры, которые разработаны для обмена информацией. Рассматриваются разнообразные ответы на запросы, отчеты, директивы подрядчикам и другие подобные документы;
• исходный анализ. Проверяется качество выполнения анализа;
• качество и эффективность процедур. Проверяется соответствие требованиям отечественного законодательства, отраслевым, технологическим правилам, нормам, стандартам;
• формирование целей и их достижение. Оцениваются реалистичность и достижимость поставленных перед организацией целей в области ОТ, качество работы, которая проводится для их достижения;
• работу, направленную на предотвращение реализации опасных ситуаций. Проверяются качество и регулярность проведения работ по идентификации рисков и снижению их величин, правильность и адекватность используемых методик;
• качество мониторинга и оценивания результатов работы системы. Проводится оценка качества измерения показателей, правильности сделанных выводов, адекватности и эффективности корректирующих воздействий;
• качество и эффективность проведения расследований инцидентов (аварий, НС, ПЗ). Проверяются ведение регистрации инцидентов, соответствие процедур расследования требованиям национальной нормативной документации;
• проведение проверок. Оцениваются качество проведения регулярных проверок и их результативность. Изучаются требования к лицам, на которых возложена обязанность проводить проверки;
• качество обработки данных о функционировании руководством организации. Проверяется, задействуется ли приведенный в ГОСТ 12.0.230.2-2015 перечень вопросов при проведении анализа и оценки эффективности руководством организации;
• эффективность мероприятий, направленных на коррекцию несоответствий или их предупреждение. Проверяется наличие этих мероприятий, степень их проработки и результативность;
• эффективность направленных на постоянное совершенствование системы мероприятий и процедур. Оценивается работа персонала организации по постоянному совершенствованию работы, повышению ее результативности.
5 раздел посвящен процедуре формирования итоговой оценки соответствия. При этом итоговая оценка не является привычным для нас единым значением (например, уд./неуд.), а имеет форму заявления.
В итоговую оценку можно включать:
√ степень соответствия нормативным требованиям;
√ достигнутые после внедрения или модернизации системы результаты;
√ пути повышения эффективности работы системы.
Если оценка положительная, то в этом заявлении указывается, что все требования основного ГОСТа соблюдены. Если какое-либо из положений ГОСТ не было соблюдено, то в состав оценки включается информация о неустраненных несоответствиях. Пример оформления несоответствий приводится в справочном приложении.
Итак, мы рассмотрели структуру посвященного оценке управления ОТ госстандарта, выяснили, как и какие процедуры оценивания он рекомендует проводить, кому пригодятся эти рекомендации.
Система управления охраной труда (СУОТ) — что это такое и как внедрить?
СУОТ – это система управления охраной труда в организации, обеспечивающая безопасность и охрану здоровья всех работников предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
Положение СУОТ на предприятии СКАЧАТЬ
Приказ 438н «Типовое положение СУОТ» ЗДЕСЬ
Приказ 77 «Методические рекомендации СУОТ» ЗДЕСЬ
Инструкция для специалиста по охране труда:
Разработка положения СУОТ
Положение «СУОТ» на предприятии разрабатывается на основе типового положения Минтруда N 438н от 19.08.2016 г., используя алгоритм (блок-схему), изложенную в методических рекомендациях Минтруда N 77 от 23.12.2019 г.
СУОТ может разработать работодатель самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.
Внедрение СУОТ на предприятии
Каждая организация России, не зависимо от размера и формы собственности обязана внедрить у себя систему управления охраной труда (СУОТ) согласно статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Чтобы внедрить систему управления охраной труда на своем предприятии, необходимо предварительно оценить, как сейчас ведется охрана труда на предприятии, разработать политику в области охраны труда, подготовить план мероприятий реализации процедур по охране труда, для оценки эффективности и непрерывных улучшений.
1. Проведите предварительную оценку охраны труда
Специалист по охране труда проверяет ведется ли на предприятии:
Как вы понимаете, все эти направления должны быть реализованы. И если есть пробелы, но и нужно наладить каждое направление в рамках внедрения системы управления охраной труда в организации.
2. Распределите обязанности по охране труда
Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в типовом положении называется — обеспечение функционирования СУОТ.
Закрепите обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ документально в локальных актах и трудовых договорах. Если этого не сделать, вся ответственность ляжет исключительно на специалиста по охране труда.
Составьте список всех обязанностей по охране труда предприятия, и распределите обязанности по сферам деятельности.
Оформите приказом ответственных на каждом уровне управления. Кадровик отвечает за обучение по охране труда, руководители структурных подразделений – за управление рисками на своих участках, аудиторы – за проверку СУОТ на предприятии, уполномоченные лица – за планирование мероприятий по улучшению СУОТ, работники – за выполнение требований ОТ и предложения по улучшению системы охраны труда.
Специалист по охране труда отвечает только за координацию и контроль выполнения работ по охране труда (см. профессиональный стандарт специалиста по охране труда).
Согласно ст. 212 ТК РФ, в целом, за организацию работ отвечает работодатель. В свою очередь, работодатель распределяет эти обязанности по охране труда по службам в соответствии с организационным уровнем.
В качестве уровней управления может рассматриваться уровень производственной бригады, уровень производственного участка, цеха, филиала, службы или работодателя в целом.
Поэтому специалисту по охране труда, вместе с вышестоящими сотрудниками необходимо расписать обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений соответствующих уровней, ну и для самих работников.
Каждый начальник структурного подразделения должен отвечать за безопасность своих сотрудников!
3. Разработайте политику по охране труда
Политика в области охраны труда – это важнейший локальный документ, в котором организация декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда.
Политика является неотъемлемой частью СУОТ, поэтому она оформляется в виде раздела положения о СУОТ либо как отдельный локальный нормативный акт.
В политике организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.
4. Поставьте цели в области охраны труда
Специалист по охране труда встречается с руководителями подразделений, чтобы совместно поставить цели в области охраны труда на предстоящий год.
Цель должна соответствовать политике, должна быть понятна, достижима, и измерена в цифрах. Например, сократить травматизм на производстве, уменьшить количество несчастных случаев, снизить число профзаболеваний на столько-то процентов и т.д.
5. Установите процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
Чтобы достичь все поставленные цели, необходимо подробно расписать, какие процедуры будем для этого делать. Проведите и закрепите в положении о СУОТ организации следующие обязательные процедуры:
— документ в виде таблички по каждой профессии, какие виды обучения должен проходить тот или иной специалист;
— перечень профессий должностей специалистов, которые проходят стажировку по охране труда с указанием ее продолжительности по каждой профессии;
— перечни профессий должностей работников, проходящих обучение в учебном центре, и у работодателя;
— перечень работников, освобожденных от первичного инструктажа;
— перечень работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочих местах;
— вопросы, включаемые в инструктажи по охране труда;
— вопросы, включаемые в обучение и проверку знаний требований охраны труда внутри организации;
— приказ об организации оказания помощи пострадавшим;
— порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.
6. Составьте план мероприятий
После проведения планирования, необходимо совместно с руководителями подразделений составить план мероприятий по охране труда на год. В план мероприятий будут входить процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда.
7. Организуйте контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
Контроль функционирования СУОТ на предприятии позволяет получить обратную связь от работников, чтобы узнать на сколько эффективно ведется система управления охраной труда в организации. А также выявить недостатки в области охраны труда для последующего их устранения.
По сути, контроль по охране труда – это непрерывный процесс. Он проводится как на постоянной основе (контроль за своим рабочим местом), так и периодично (оценка рисков, обучение, при несчастном случае и т.д.)
Контроль должен соответствовать уровням. Поэтому после запуска СУОТ в организации проведите трехступенчатый контроль по охране труда. Его можно проводить специалисту по охране труда совместно с профсоюзной организацией, уполномоченными лицами.
Обсудите результаты контроля с работниками, а по итогам составьте соответствующий отчет, в котором будет анализ эффективности СУОТ.
8. Запланируйте улучшения СУОТ
Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.
Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».
Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).
По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.
9. Определите, как будете реагировать на аварии, несчастные случаи и профзаболевания
Для этих целей разработайте внутренний порядок расследования несчастных случаев, аварий и профзаболеваний.
10. Наладьте документооборот по СУОТ
Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 «Методические рекомендации СУОТ». В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления.
Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.
Ведите базу данных документов по СУОТ как в бумажной форме, так и в электронном виде. Разбейте их на папки для удобства поиска.
Что проверит ГИТ по СУОТ?
При плановых проверках организаций, инспектор руководствуется проверочными листами ГИТ. Для проверки системы управления охраной труда существует проверочный лист №31.
В этом листе прописано лишь два пункта: «Инспектор должен проверить наличие в организации положения о системе управления охраной труда (СУОТ), утвержденного приказом, и наличие политики в области ОТ».
При внеплановых проверках в связи с несчастными случаями, инспектор руководствуется Приказом Роструда 77 от 21 марта 2019 года «Методические рекомендации по СУОТ». Инспектор проведет анализ документов СУОТ организации и условий рабочих мест на предмет соответствия типового положения о СУОТ. Соответственно, будет обязательно проверена работа по спецоценке и профрискам.
Все, что будет проверять инспектор, указано в блок-схеме Приказа Роструда 77:
Какие штрафы за необеспечение СУОТ?
Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) на своем предприятии. За несоблюдение этих требований, на организацию могут наложить штрафы согласно статье 5.27.1 КоАП.
При этом, штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному и тому-же мероприятию. Например, если в положение о системе управления охраной труда в организации нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты, то организацию могут оштрафовать согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП. А если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП.
Размер штрафов по части 1 статьи 5.27.1 КоАП:
По части 4 статьи 5.27.1 КоАП:
Особенности СУОТ для малых предприятий
Согласно п.3 типового положения 438н, система управления охраной труда для организаций, со штатом работников менее 15 человек, может быть упрощенной.
Соответственно, если организация не ведет деятельность на вредном и опасном производстве, в штате нет работников специфических профессий, то можно использовать СУОТ для микропредприятий.
В нее входят только обязательные элементы СУОТ:
• положение «СУОТ»;
• политика в области охраны труда;
• подготовка работников по охране труда – обучение и проверка знаний;
• управление профессиональными рисками;
• информирование работников об условиях труда;
• планирование мероприятий по реализации процедур системы;
• реагирование на аварии и несчастные случаи;
• контроль функционирования СУОТ на предприятии.
В этой статье вы узнали что такое система управлением охраной труда в организации, как внедрить СУОТ на предприятии, какие штрафы предусмотрены за необеспечение СУОТ.