Что нужно делать работодателю чтобы оценить суот отметьте все верные варианты
СУОТ: что это такое и что в нее входит
СУОТ — это система управления охраной труда, часть системы управления предприятием. Она включает в себя разработку документации, обучение, выдачу документов и направлена на обеспечение безопасности и охраны здоровья всех работников.
Современная законодательная база в области охраны труда разрабатывалась, отталкиваясь от того, что каждый работодатель обязан гарантировать своему работнику безопасность при выполнении должностных обязанностей. Особое внимание уделяется объектам, где работа сотрудников сопряжена с длительным пребыванием на высоте, в таких местах рекомендуют использовать анкерные линии.
Что такое СУОТ и для чего нужен
Важный элемент для работы большинства компаний — это система управления охраной труда (СУОТ), и соблюдение действующих в этой области нормативов обязательно для любого объекта. Указанные в законодательной базе правила должны найти отражение в локально-нормативной документации каждой организации, включаясь в систему организации управления охраной труда на предприятии. Игнорирование требований способно привести как к штрафам, так и к закрытию предприятия в целом. Н а фоне этого ответственные должностные лица обязаны выполнять определенный комплекс мер, указанных в таких НПА:
В предложенном списке перечислены как узкоспециализированные НПА, так и документы, применимые к любой сфере. В соответствии с ними, работодателю необходимо разработать методические пособия и инструкции, предоставляющие работникам максимальное количество информации, необходимой для сокращения количества производственных травм и эффективного управления имеющимися на конкретном производстве рисками. При правильном подходе к созданию и внедрению СУОТ организации получают возможность поднять на новый уровень безопасность любого процесса, что позволяет минимизировать количество производственных несчастных случаев, и оказывает положительное влияние на производительность в целом.
Что входит в СУОТ
Важно отметить, что СУОТ является не только гарантом безопасности сотрудников при работе на высоте, но и повышает уровень корпоративной культуры, что открывает перед организацией новые горизонты для развития, к примеру, способствует получению сертификатов международного уровня или заключению договоров с гигантами в этой области при условии, что система правильно работает.
Немаловажную роль в этом играют внедрение и обеспечение функционирования СУОТ, предусматривающие:
Каждая организация должна создавать собственные ИС с обширной информационной базой, возможностью анализа допущенных ошибок и поиска путей их скорейшего устранения.
В 2021 году вступили в силу большие изменения по охране труда. Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать по новым правилам ОТ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Использование СУОТ в организациях, выполняющих высотные работы
Говоря про разработку различной документации, имеющей отношение к СУОТ, крайне важно учитывать специфику работы каждой конкретной компании. Разработать СУОТ можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную компанию, что особенно актуально при проведении высотных работ, поскольку необходимо учитывать большое количество разнообразных факторов для обеспечения защиты как сотрудников, так и организации.
Внедрение на практике
Ответственным за ее исполнение может быть как руководитель компании, так и другой сотрудник, назначенный в соответствии с приказом, при условии, что его образование и квалификация подходят. Вот что является основой организации и функционирования СУОТ на предприятии и что организация должна делать:
Занимается разработкой СУОТ руководитель или уполномоченный сотрудник, назначенный ответственным лицом. Но документация обязательно должна быть утверждена руководителем. В 2021 году срок действия СУОТ на предприятии не ограничен и определяется в каждой конкретной компании отдельно. В случае внесения изменений в законодательную базу и, соответственно, во внутреннюю документации организации материалы могут потребовать повторного утверждения.
Система управления охраной труда
Расскажем, как создать и сделать рабочей СУОТ на предприятии, какие требования установлены к Положению о СУОТ, а также какие изменения нас ждут уже в сентябре 2021 года с возможным вступлением в силу нового примерного положения о СУОТ.
В статье:
Элементы СУОТ. Чек-лист для оценки СУОТ
Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — это совокупность процедур и документов, регламентирующих политику и цели охраны труда в организации, а также обязанности должностных лиц, уровни управления.
Система управления охраной труда (СУОТ) состоит из основных элементов:
В основе предварительного анализа состояния охраны труда применяют:
Хорошим чек-листом для каждого специалиста по охране труда является Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»
Этот документ содержит инструкцию для инспекторов ГИТ по проверке работодателей. Поэтому всегда полезно знать, что у вас проверят, и заранее подготовиться. Сделайте самопроверку функционирования СУОТ, но если нужна будет помощь, обращайтесь к специалистам.
Что учесть при разработке документации СУОТ
По состоянию на 1 апреля 2021 года, основным документом, регламентирующим наличие и содержание положения о системе управления охраной труда, является Приказ Минтруда России № 438н от 19.08.2016 года.
Согласно пункту 8 Типового положения, в положение о СУОТ необходимо включить Политику в области ОТ, в которой должны быть указаны задачи и цели работодателя по обеспечению безопасности работников. Также в этом Положении необходимо прописать обязанности ответственных должностных лиц по охране труда и порядок контроля соблюдения требований охраны труда на каждом уровне управления охраной труда.
Обратите внимание! Политика может представлять собой отдельный документ или являться частью Положения о СУОТ организации. Важно, чтобы она была доступна всем заинтересованным сторонам. Обеспечить это можно путем размещения Политики на информационных стендах организации, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет.
Оценка эффективности СОУТ
Оценку эффективности СОУТ в конкретной организации можно провести внешним или внутренним аудитом. Если в организации осуществляется внутренний аудит СУОТ в соответствии с требованиями международных стандартов или российских ГОСТов, то об этом целесообразно упомянуть в данном разделе. Если аудит СУОТ не проводится, то необходимо указать, что эффективность системы оценивается при формировании периодической отчетности о ходе реализации процедур, а также эти вопросы рассматривают на совещаниях, круглых столах с представительным органом работников.
Ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ
Ступенчатый контроль — не обязателен, если это не указано в правилах по охране труда или в других НПА. В соответствии с пунктами 55 и 56 Типового положения, для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.
Обратите внимание! Результаты контроля функционирования СУОТ работодатель оформляет в форме акта. Но, если работодатель не вводит ступенчатый контроль, нужно в разделе Положения о СУОТ указать, на каких уровнях осуществляется контроль и в какой форме он осуществляется.
Планирование улучшений функционирования СУОТ должно быть отражено в плане мероприятий по улучшению функционирования СУОТ. Планы по улучшению обычно формируют по итогам года. В эти же планы 1 раз в 5 лет можно включать (или делать ссылку) на план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанный по результатам специальной оценки условий труда, так как такие планы с практической точки зрения и направлены на улучшение функционирования СУОТ в части улучшения условий труда работников.
Поэтому специалисту по охране труда нет необходимости составлять огромное количество планов. Достаточно посмотреть перечень рекомендуемых мероприятий по результатам СОУТ и отобрать те, которые будут проводиться в планируемом году. Все, что не успеется выполнить из-за нехватки денег или времени, нужно перенести на следующий год.
Положение о СУОТ: основные разделы
Кроме политики в области охраны труда, важнейшими разделами СУОТ являются процедуры, направленные на исполнение целей в Политике. Поэтому в Положении о СУОТ необходимо прописать порядок подготовки работников по охране труда.
Наши коллеги могут спросить: зачем, если есть утвержденный порядок. Ответим так: в Положении о СУОТ необходимо конкретно указать периодичность проведения обучения, инструктажей, количество смен для стажировки, прописать, кто должен обучаться в своей организации, а кто — в учебном центре.
Также Положение о СУОТ должно содержать процедуру организации и проведения специальной оценки условий труда, производственного контроля и управления профессиональными рисками.
В обязательном порядке включите в Положение о СУОТ как один из разделов порядок проведения медосмотров и психиатрических освидетельствований. В Приказе Минтруда России № 438н от 19.08.2016 года такой порядок указан витиевато «процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников». Но работодатель не проводит наблюдение за состоянием здоровья, он не врач, поэтому обязательно направить работника на медосмотр — это его задача, а наблюдают пусть профессионалы.
В Положении о СУОТ нужно прописать процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях.
Важно! Все, что касается условий труда, гарантий и компенсаций, согласно 57 статье Трудового Кодекса РФ, должно быть указано в трудовом договоре или в дополнительном соглашении. Уровни риска, исследованные работодателем самостоятельно или компетентной подрядной организации, также нужно довести до работников одной из распространенных форм (сайт, стенд, инструкция).
Каждое положение о СУОТ должно содержать порядок обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников. В этом случае необходимо руководствоваться актуальными санитарными правилами и правилами по охране труда.
Несмотря на то, что работодатели применяют типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств, одной выдачей средств защиты обязанности работодателя не ограничиваются. Ведь необходимо организовать еще и уход за этими средствами. Поэтому в Положении о СУОТ должен быть раздел, в котором приведена процедура обеспечения работников СИЗ и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами и ухода за ними (списание, выдача повторно, преждевременный износ).
Обратите внимание! Не забудьте включить в свое положение о СУОТ порядок обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием. Необходимо указать, из каких источников будет взята цена на молоко или ЛПП, с какой периодичностью будет проводиться индексация стоимости.
Обязательным разделом в положении о СУОТ является процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией. В этом разделе необходимо прописать, какие требования установлены к закупке спецодежды, спецобуви, других средств коллективной и индивидуальной защиты, помимо обязательной сертификации или декларирования. Например, укажите в разделе о снабжении безопасной продукцией обязательное требование по предоставлению копий протоколов испытаний партий образцов, а также инспекционного контроля производства.
Работа с подрядчиками не должна остаться только на бумаге в разделе Положения о СУОТ. Необходимо довести до каждого ответственного лица необходимость запрашивать у потенциальных поставщиков сведения, касающиеся профессиональной подготовки и обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, обеспечения работников подрядной организации санитарно-бытовыми помещениями, порядок согласования мер безопасности, указанных в акте-допуске и в наряде-допуске.
Приказ Минтруда об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда – 2021: на какой стадии, к чему готовиться
На федеральном портале проектов НПА 10 марта 2021 г. размещен проект приказа Минтруда об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда (ID проекта 02/08/03-21/00113963).
25 марта 2021 года закончилась процедура независимой антикоррупционной экспертизы, а 31 марта 2021 года — процедура общественных обсуждений. На момент публикации материала, законопроект проходит процедуру независимой антикоррупционной экспертизы. При ее успешном прохождении и последующей регистрации документа в Минюсте, новый законопроект вступит в силу с 1 сентября 2021 года и отменит собой действующее типовое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н.
Основные изменения влечет за собой новое Положение о СУОТ: сравнительный анализ
ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы по управлению охраной труда. Оценка соответствия. Требования»
ГОСТ 12.0.230.2-2015: как оценивать СУОТ?
В этой статье мы рассмотрим основные положения ГОСТ 12.0.230.2-2015, выясним, какие задачи решает этот госстандарт и кому нужно соблюдать его требования.
Официальный документ смотрите здесь: Скачать ГОСТ 12.0.230.2-2015
Идея системного подхода заключается в том, что каждая система или ее часть рассматривается как цельное, отдельное от других систем явление. Основные характеристики системы или ее части – это ее цели, структура, задействованные ресурсы, внутренние и внешние процессы и взаимосвязи.
Поэтому для оценки эффективности функционирования системы ОТ нужна специальная методика. Классический способ формирования итоговой оценки работы всей системы путем суммирования оценок работы каждой ее части в этом случае недостаточно результативен. Это обусловлено тем, что система – это объединение частей в единое целое, свойства которого отличаются от свойств каждой из этих частей по отдельности. Поэтому в ходе планирования и внедрения в жизнь систем управления ОТ по изложенным в ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ 12.0.230.1-2015 рекомендациям специалистам потребовались дополнительные руководящие указания, как оценивать работоспособность и качество созданной в организации системы управления охраной труда (СУОТ). Эти указания в форме нормативных требований изложены в ГОСТ 12.0.230.2-2015, который вступил в силу 01.03.2017 г.
Какие задачи решает новый госстандарт?
Использование нового госстандарта позволяет добиться:
√ последовательности во внедрении системы и поддержании ее работоспособности;
√ полного выполнения каждым из трудящихся всех своих обязанностей в области ОТ;
√ постоянного повышения уровня компетентности всех трудящихся, которые привлекаются к управлению ОТ;
√ возможности сравнивать результаты существующей или внедряемой системы управления ОТ с положениями ГОСТ 12.0.230-2007 и, если нужно, корректировать систему.
В новом ГОСТ не содержится специализированных технических требований, поэтому использовать его могут любые организации.
Кто должен применять ГОСТ 12.0.230.2-2015?
Положения ГОСТ 12.0.230.2-2015 пригодятся ответственным лицам организаций, которые разрабатывают, внедряют и используют управлением охраной труда в соответствии с рекомендациями ГОСТ 12.0.230-2007. Как и другие документы ССБТ, данный госстандарт рекомендован для добровольного применения, поэтому брать его в работу или нет, организации решают самостоятельно. Штрафовать за его неиспользование госинспекторы труда не имеют права.
Структура ГОСТ 12.0.230.2-2015
Госстандарт разбит на 5 разделов, основным из которых является 4. В этом разделе приводится перечень параметров, значения которых исследуются в ходе оценки соответствия управления ОТ по разным направлениям ее работы. Всего этих групп выделено 16. Чтобы полностью оценить параметры системы, необходимо все их проработать. Методика выставления итоговой оценки приведена в 5 разделе.
1 раздел традиционно посвящен сфере использования госстандарта. В нем прописаны:
√ информационное наполнение ГОСТа – перечисление и расшифровка значений базовых критериев, которые применяются для оценки соответствия рекомендациям ГОСТ 12.0.230-2007;
√ характеристики организаций, которым окажется полезным данный госстандарт;
√ отсутствие узких технических требований, которые могли бы затронуть какой-либо из действующих НПА, относящихся к области техрегулирования.
2 раздел. В разделе приведены ссылки на связанную с новым ГОСТ нормативную документацию и озвучен порядок работы с ними.
3 раздел посвящен раскрытию терминов.
4 раздел – основной. В нем приведены разбитые на 16 групп требования к оцениванию элементов системы управления. Предложено оценивать:
• реализуемую в организации трудоохранную политику. Проводимую организацией политику необходимо задокументировать, изложить доступным языком и применять на практике. Она должна соответствовать ключевым принципам, изложенным в ГОСТ 12.0.230-2007;
• уровень задействованности трудящихся в работе. Проверяется, участвовали ли представители трудящихся в разработке и внедрении. Оцениваются степень и качество этого участия;
• обязанности, ответственность лиц. Проверяется распределение связанных с выполнением трудоохранных задач обязанностей, возможность эффективно выполнять свои обязанности ответственными лицами;
• уровень компетентности, подготовки. В первую очередь проверку проходят специалисты службы ОТ, затем – специалисты, которые отвечают за конкретные направления деятельности (например, руководители подразделений, ответственные за электробезопасность подразделений лица и т. д.);
• документацию в бумажном и электронном форматах. Проверяются наличие процедур обработки документации, своевременность ее пересмотра, актуальность существующих записей;
• процедуры, которые разработаны для обмена информацией. Рассматриваются разнообразные ответы на запросы, отчеты, директивы подрядчикам и другие подобные документы;
• исходный анализ. Проверяется качество выполнения анализа;
• качество и эффективность процедур. Проверяется соответствие требованиям отечественного законодательства, отраслевым, технологическим правилам, нормам, стандартам;
• формирование целей и их достижение. Оцениваются реалистичность и достижимость поставленных перед организацией целей в области ОТ, качество работы, которая проводится для их достижения;
• работу, направленную на предотвращение реализации опасных ситуаций. Проверяются качество и регулярность проведения работ по идентификации рисков и снижению их величин, правильность и адекватность используемых методик;
• качество мониторинга и оценивания результатов работы системы. Проводится оценка качества измерения показателей, правильности сделанных выводов, адекватности и эффективности корректирующих воздействий;
• качество и эффективность проведения расследований инцидентов (аварий, НС, ПЗ). Проверяются ведение регистрации инцидентов, соответствие процедур расследования требованиям национальной нормативной документации;
• проведение проверок. Оцениваются качество проведения регулярных проверок и их результативность. Изучаются требования к лицам, на которых возложена обязанность проводить проверки;
• качество обработки данных о функционировании руководством организации. Проверяется, задействуется ли приведенный в ГОСТ 12.0.230.2-2015 перечень вопросов при проведении анализа и оценки эффективности руководством организации;
• эффективность мероприятий, направленных на коррекцию несоответствий или их предупреждение. Проверяется наличие этих мероприятий, степень их проработки и результативность;
• эффективность направленных на постоянное совершенствование системы мероприятий и процедур. Оценивается работа персонала организации по постоянному совершенствованию работы, повышению ее результативности.
5 раздел посвящен процедуре формирования итоговой оценки соответствия. При этом итоговая оценка не является привычным для нас единым значением (например, уд./неуд.), а имеет форму заявления.
В итоговую оценку можно включать:
√ степень соответствия нормативным требованиям;
√ достигнутые после внедрения или модернизации системы результаты;
√ пути повышения эффективности работы системы.
Если оценка положительная, то в этом заявлении указывается, что все требования основного ГОСТа соблюдены. Если какое-либо из положений ГОСТ не было соблюдено, то в состав оценки включается информация о неустраненных несоответствиях. Пример оформления несоответствий приводится в справочном приложении.
Итак, мы рассмотрели структуру посвященного оценке управления ОТ госстандарта, выяснили, как и какие процедуры оценивания он рекомендует проводить, кому пригодятся эти рекомендации.
Методика проведения СОУТ: пошаговая инструкция для специалиста по охране труда
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Статья для специалистов по охране труда, которые еще не проводили спецоценку или не уверены в своих знаниях. Расскажем про изменения с 2020 года, этапы спецоценки и что делать на каждом из них. Поможет избежать ошибок и штрафов
Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) включает четыре обязательных этапа. Нельзя менять последовательность этапов. Каждое новое мероприятие можно начинать только после того, как закончено предыдущее. Иначе нарушите порядок СОУТ.
Если нарушить процедуру СОУТ или не провести вовсе, то административный штраф составит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
Этапы специальной оценки условий труда
Продолжительность этапов разная. Самый длительный и трудоемкий — подготовительный этап.
Этап 1. Подготовительный
Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:
Шаг 2. Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ. Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку.
Какую организацию выбрать для проведения спецоценки рабочих мест?
Требования по подбору экспертной организации указаны в статье 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Процедура выбора исполнителя — экспертной организации практически одинакова для коммерческих и бюджетных организаций:
Обязательно проверьте, что организация-исполнитель входит в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России:
Шаг 3. После того как вы совместно с конкурсной комиссией выберете экспертную организацию, процессом заключения договора будут заниматься юристы вашей организации. Вы в этот момент должны подготовить документы:
Подготовка этой информации занимает время. Начните собирать документы заранее, чтобы не затягивать процесс СОУТ.
В конце статьи есть шпаргалка
Этап 2. Технический
На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ.
Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда. Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры. Сопровождайте экспертов во время замеров. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников. Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.
Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места.
Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.
Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений. В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя.
Этап 3. Организационный
Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ. Для этого составьте:
Шаг 7. Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться. Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету.
Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.
В конце статьи есть шпаргалка
Этап 4. Заключительный
Шаг 9. Издайте приказ о применении результатов СОУТ после того, как отчет утвердит председатель комиссии по проведению СОУТ.
Шаг 10. Отправьте копии отчета в экспертную организацию и подайте декларации в трудовую инспекцию — это важный этап. Не ошибитесь и не опоздайте. Сроки:
Спецоценка условий труда заканчивается в день, когда утвердили отчет о проведении СОУТ.
Спецоценка рабочих мест: изменения в законодательстве с 2020 года
С 1 января 2020 года вступили в силу глобальные изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Установлен срок для утверждения отчета о проведении СОУТ — не позднее 30 календарных дней с момента, как отчет получен от экспертной организации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Ранее такого срока не было.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
График проведения СОУТ по договору оказания услуг 618.1 КБ
Образец приказа о проведении СОУТ 570 КБ
Приказа о применении результатов СОУТ 601.7 КБ