Что нужно делать при рождении ребенка мусульманину
Что мусульмане делают при рождении ребёнка?
Появление новорождённого в этом мире – одно из наиболее значительных событий в жизни семьи, приносящее большую радость и вызывающее восторг у родителей, родственников и друзей. Новорождённый вдохновляет родителей и даёт новую жизнь их сердцам. Забываются испытания и невзгоды, и внимание родителей теперь сосредоточено на ребёнке. Однако важно понимать, что вместе с радостью появления нового человека на родителей ложится и ответственность перед Всевышним, связанная с уходом за ребёнком и его воспитанием.
Исламом чётко оговорены положения, связанные с рождением ребёнка и которых следует придерживаться для того, чтобы с самого рождения младенец и его родители находились под Божьей благодатью, под благотворным воздействием исламской традиции.
После рождения ребёнка
В случае наличия возможности и если здоровье малыша позволяет, следует его искупать. После этого следует произнести азан в его правое ухо и икамат – в левое. Азан может произнести отец ребёнка или взрослый мусульманин.
Священные слова азана и икамата должны быть первыми словами, что донесутся до слуха младенца. Именно они символизируют величие Господа, содержат формулу единобожия, признание которой делает человека мусульманином.
После азана и икамата предпочтительно произнести следующее дуа:
«Аллаhумма иннии у’изуhу бика ва зуррийятаhу минаш-шайтаанир-раджиим»
Смысл: «О, Аллах! Прошу Тебя защитить его и его потомство от сатаны, изгнанного и побиваемого» (сура «Аль-Имран»).
Далее произнесите суру «аль-Ихляс».
«Аллаhумма ‘аллимhу-ль-китааба валь-хикмата ва фаḱḱыhhу фид-диин»
Смысл: «О Аллах! Обучи его Кyр`ану и мудрости (Сунне) и осени его пониманием религии».
Можно также произнести:
«Аллаhуммадж ‘альhу барран таḱыйян ва амбитhу филь-Ислями набатан ẍасана»
Смысл: «О Аллах! Сделай его праведным и богобоязненным и дай ему преуспеть в Исламе прекрасным образом».
Плацента и пуповина
Следует уважительно обращаться с плацентой и пуповиной и закопать их с должной заботой, поскольку это части человеческого тела. Выбрасывание в качестве мусора и сжигание в печи неприемлемо. Мёртвое тело человека, а также части его тела и органы не следует ни кремировать, ни выбрасывать.
Тахник подразумевает вкладывание крохотной части разжёванной сладости в рот младенца, желательно чтобы данным веществом являлись финики. Мёд или что-нибудь сладкое могут послужить их идеальной заменой. Тахник является сунной.
Посланник Божий ﷺ сам совершал тахник многим сподвижникам – например, Абдулле бин Зубайру и Абдулле бин Тальхе (да будет Господь доволен ими).
Пророк ﷺ совершил тахник не только указанным двум сподвижникам, но и многим другим. Как передавала мать правоверных Айша (да будет Господь доволен ею), приносить своих детей Посланнику Всевышнего ﷺ для тахника и благословения было обычной практикой среди сподвижников.
Цель тахника в том, что данное действие укрепляет мышцы полости рта, способствует подготовке ребёнка к принятию материнской груди и сосанию молока наилучшим образом.
Тахник может совершить праведный член семьи или мать ребёнка. Если по той или иной причине тахник пропущен, в этом нет ни вреда, ни греха.
Бритьё головы младенца и жертвоприношение
На седьмой день после рождения согласно Сунне Пророка Мухаммада ﷺ желательно побрить голову младенца, а серебро, вес которого равен весу волос, следует раздать в благотворительных целях (садака).
(Прим.: при определении седьмого дня дату рождения следует считать первым днём.)
Забой животного за ребёнка на седьмой день тоже является желательным. В целях акыки следует заколоть двух овец или коз за мальчика и одну овцу или козу за девочку (в обоих случаях имеются в виду животные любого пола).
Также является желательным дать имя ребёнку в тот же самый день. Однако есть и другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребёнка. Посланник Аллаха ﷺ назвал своего сына в день его рождения в честь Пророка Ибрахима (мир ему).
В одном из хадисов передаётся, что Пророк ﷺ совершил жертвоприношение за Хасана и сказал Фатиме удалить его волосы и раздать милостыню в размере, равном серебру, соответствующему по весу удалённым волосам.
Совершая акыку, следует произнести следующее дуа:
«Аллаhумма hазиhи Аḱыḱату (имя ребёнка), дамуhа би дамиhи ва ляẍмуhа би ляẍмиhи ва ‘азмуhа би ‘азмиhи ва джильдуhа би джильдиhи ва ша’руhа би ша’риhи. Аллаhуммадж ‘альhа фида-а ибни мина-н-нар»
Перевод: «О Аллах! Приношу в жертву это животное во имя Твоё за своего ребёнка, в качестве замены, кровь за кровь, плоть за плоть, кости за кости, кожу за кожу и волосы за волосы. О Аллах! Прими эту жертву в качестве защиты моего ребёнка от огня ада».
Обрезание является сунной для лиц мужского пола. Оно должно быть произведено до достижения ребёнком совершеннолетия, но предпочтительным является, чтобы обрезание было проведено на седьмой день рождения мальчика. До обрезания следует принять во внимание здоровье ребёнка и убедиться, что обрезание осуществляется опытным врачом.
Законным правом каждого младенца является получение подходящего исламского имени.
Ислам поощряет нас выбирать для своих детей хорошие имена с хорошими значениями.
Посланник Божий ﷺ советовал подбирать такие имена из-за того, что имя человека влияет на его жизнь. Выбираемое для ребёнка имя также является важным источником религиозного отождествления. Поэтому поощряется выбор мусульманами имён пророков, сподвижников и праведных личностей.
Сегодня многие родители-мусульмане, желая подобрать «уникальное» или «идеальное» имя, выбирают неподходящие имена. Дети-мусульмане получают совершенно бессмысленные имена или же такие, которые несут негативный смысл. Такое пренебрежение противоречит духу хадисов и пренебрегает исламским правом ребёнка на получение подходящего имени.
Пророк Мухаммад ﷺ изрёк:
«В Судный День вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами».
Посланник Господа ﷺ сказал:
«Правом ребёнка является то, чтобы его отец дал ему хорошее имя, а когда тот достигнет совершеннолетия, должен поженить его, и он должен обучить его Кyр`ану».
Айша (да будет Господь доволен ею) передавала, что Посланник Аллаха ﷺ обычно менял плохие имена.
Мы советуем, чтобы до окончательного утверждения выбранного имени оно было проверено учёным-алимом.
Что мусульмане делают при рождении ребёнка?
Появление новорождённого в этом мире – одно из наиболее значительных событий в жизни семьи, приносящее большую радость и вызывающее восторг у родителей, родственников и друзей. Новорождённый вдохновляет родителей и даёт новую жизнь их сердцам. Забываются испытания и невзгоды, и внимание родителей теперь сосредоточено на ребёнке. Однако важно понимать, что вместе с радостью появления нового человека на родителей ложится и ответственность перед Всевышним, связанная с уходом за ребёнком и его воспитанием.
Исламом чётко оговорены положения, связанные с рождением ребёнка и которых следует придерживаться для того, чтобы с самого рождения младенец и его родители находились под Божьей благодатью, под благотворным воздействием исламской традиции.
После рождения ребёнка
В случае наличия возможности и если здоровье малыша позволяет, следует его искупать. После этого следует произнести азан в его правое ухо и икамат – в левое. Азан может произнести отец ребёнка или взрослый мусульманин.
Священные слова азана и икамата должны быть первыми словами, что донесутся до слуха младенца. Именно они символизируют величие Господа, содержат формулу единобожия, признание которой делает человека мусульманином.
После азана и икамата предпочтительно произнести следующее дуа: «Аллаhумма иннии у’изуhу бика ва зуррийятаhу минаш-шайтаанир-раджиим».
Смысл: «О, Аллах! Прошу Тебя защитить его и его потомство от сатаны, изгнанного и побиваемого» (сура «Аль-Имран»).
Далее произнесите суру «аль-Ихляс».
Прочтите: «Аллаhумма ‘аллимhу-ль-китааба валь-хикмата ва фаḱḱыhhу фид-диин».
Смысл: «О Аллах! Обучи его Корану и мудрости (Сунне) и осени его пониманием религии».
Можно также произнести: «Аллаhуммадж ‘альhу барран таḱыйян ва амбитhу филь-Ислями набатан ẍасана».
Смысл: «О Аллах! Сделай его праведным и богобоязненным и дай ему преуспеть в Исламе прекрасным образом».
Плацента и пуповина
Следует уважительно обращаться с плацентой и пуповиной и закопать их с должной заботой, поскольку это части человеческого тела. Выбрасывание в качестве мусора и сжигание в печи неприемлемо. Мёртвое тело человека, а также части его тела и органы не следует ни кремировать, ни выбрасывать.
Тахник
Тахник подразумевает вкладывание крохотной части разжёванной сладости в рот младенца, желательно чтобы данным веществом являлись финики. Мёд или что-нибудь сладкое могут послужить их идеальной заменой. Тахник является сунной.
Посланник Божий ﷺ сам совершал тахник многим сподвижникам – например, Абдулле бин Зубайру и Абдулле бин Тальхе (да будет Господь доволен ими).
Пророк ﷺ совершил тахник не только указанным двум сподвижникам, но и многим другим. Как передавала мать правоверных Айша (да будет Господь доволен ею), приносить своих детей Посланнику Всевышнего ﷺ для тахника и благословения было обычной практикой среди сподвижников.
Цель тахника в том, что данное действие укрепляет мышцы полости рта, способствует подготовке ребёнка к принятию материнской груди и сосанию молока наилучшим образом.
Тахник может совершить праведный член семьи или мать ребёнка. Если по той или иной причине тахник пропущен, в этом нет ни вреда, ни греха.
Бритьё головы младенца и жертвоприношение
На седьмой день после рождения согласно Сунне Пророка Мухаммада ﷺ желательно побрить голову младенца, а серебро, вес которого равен весу волос, следует раздать в благотворительных целях (садака).
(Прим.: при определении седьмого дня дату рождения следует считать первым днём.)
Забой животного за ребёнка на седьмой день тоже является желательным. В целях акыки следует заколоть двух овец или коз за мальчика и одну овцу или козу за девочку (в обоих случаях имеются в виду животные любого пола).
Также является желательным дать имя ребёнку в тот же самый день. Однако есть и другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребёнка. Посланник Аллаха ﷺ назвал своего сына в день его рождения в честь Пророка Ибрахима (мир ему).
В одном из хадисов передаётся, что Пророк ﷺ совершил жертвоприношение за Хасана и сказал Фатиме удалить его волосы и раздать милостыню в размере, равном серебру, соответствующему по весу удалённым волосам.
Совершая акыку, следует произнести следующее дуа:
«Аллаhумма hазиhи Аḱыḱату (имя ребёнка), дамуhа би дамиhи ва ляẍмуhа би ляẍмиhи ва ‘азмуhа би ‘азмиhи ва джильдуhа би джильдиhи ва ша’руhа би ша’риhи. Аллаhуммадж ‘альhа фида-а ибни мина-н-нар».
Перевод: «О Аллах! Приношу в жертву это животное во имя Твоё за своего ребёнка, в качестве замены, кровь за кровь, плоть за плоть, кости за кости, кожу за кожу и волосы за волосы. О Аллах! Прими эту жертву в качестве защиты моего ребёнка от огня ада».
Обрезание (хатна)
Обрезание является сунной для лиц мужского пола. Оно должно быть произведено до достижения ребёнком совершеннолетия, но предпочтительным является, чтобы обрезание было проведено на седьмой день рождения мальчика. До обрезания следует принять во внимание здоровье ребёнка и убедиться, что обрезание осуществляется опытным врачом.
Имянаречение ребёнка
Законным правом каждого младенца является получение подходящего исламского имени.
Ислам поощряет нас выбирать для своих детей хорошие имена с хорошими значениями.
Посланник Божий ﷺ советовал подбирать такие имена из-за того, что имя человека влияет на его жизнь. Выбираемое для ребёнка имя также является важным источником религиозного отождествления. Поэтому поощряется выбор мусульманами имён пророков, сподвижников и праведных личностей.
Сегодня многие родители-мусульмане, желая подобрать «уникальное» или «идеальное» имя, выбирают неподходящие имена. Дети-мусульмане получают совершенно бессмысленные имена или же такие, которые несут негативный смысл. Такое пренебрежение противоречит духу хадисов и пренебрегает исламским правом ребёнка на получение подходящего имени.
Пророк Мухаммад ﷺ изрёк: «В Судный День вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами».
Посланник Господа ﷺ сказал: «Правом ребёнка является то, чтобы его отец дал ему хорошее имя, а когда тот достигнет совершеннолетия, должен поженить его, и он должен обучить его Корану».
Мы советуем, чтобы до окончательного утверждения выбранного имени оно было проверено учёным-алимом.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Что нужно делать при рождении ребенка мусульманину
Какие сунны нужно совершить после рождения ребенка? (Источник фото: unsplash.com)
Рождение ребенка и появление нового человека — одно из самых прекрасных чудес и благословений, дарованных нам Всевышний Аллахом. Сжимать в своих ладонях маленькие ручки, вдыхать сладкий запах своего малыша, держать его в руках — огромное счастье для родителей.
Аллах даровал его нам, после такого замечательного события родители-мусульмане в знак благодарности и в стремлении начать жизнь малыша в соответствии с исламом должны выполнить определенные сунны.
Первое, что должен услышать человек, рожденный для поклонения Аллаху, это азан, то есть возвеличивание Всевышнего и свидетельство о единобожии.
Эти слова должны с первого дня укрепиться в его маленьком сердечке и стать главным постулатом в жизни. Азан читается мужчиной после рождения ребенка. В правое ухо произносится азан, в левое — икамат. Наш Пророк (мир ему) делал также после рождения своих детей. Абу Рафи’а (р.а.) рассказывал:
«Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему) читал азан в ухо аль-Хасану ибн ‘Али, когда его родила Фатима» (Тирмизи).
Разжевать финик и протереть им небо новорожденного называется тахник и является сунной.
Первое, что ощутит малыш после рождения, должна быть сладость, в этом смысл тахника. Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
«Новорожденных детей обычно приносили Посланнику Аллаха (мир ему), и он призывал на них благословения Аллаха и протирал прожеванным фиником их небо» (Муслим).
Имянаречение совершается в течение 7 дней после рождения.
Имя дается ребенку мужчиной-мусульманином. Ребенка кладут в сторону Каабы, мужчина встает также в направлении Каабы и произносит азан, специальное дуа и в правое ухо 3 раза произносит имя малыша и совершается икамат. Имя также проговаривается в левое ухо 3 раза.
«Во времена джахилийи, когда у нас рождался ребенок, мы приносили в жертву барана и мазали голову ребенка его кровью. Когда же Аллах даровал нам ислам, мы резали барана и брили голову ребенку, и смазывали его голову шафраном» (Абу Дауд).
5. Бритье головы и раздача садака.
Сунной является бритье головы новорожденного на 7 день после рождения. Это могут сделать как мужчина, так и женщина.
В хадисе сказано:
«Посланник Аллаха (мир ему) зарезал акику за Хасана и сказал: «О, Фатима, побрей ему голову и раздай неимущим милостыню серебром по весу его волос» (Тирмизи).
Сунной в отношении новорожденных мальчиков является обрезание. Обрезание следует совершить до достижения периода полового созревания, а желательно на 7 день после рождения.
Какие ритуалы проводят для новорожденного?
Чтение азана и икамата
Желательно, чтобы сразу же после рождения ребенка отец прочитал в правое ухо новорожденного азан, а в левое – икамат. Тогда первыми словами, услышанными новорождённым в этом мире будут слова возвеличивания и восхваления Аллаха и его Посланника, мир ему и благословение, а также призыв к служению Аллаху, к благочестию и добру. Кроме того, слова свидетельства Единобожия (Ла илляха илля Ллах) прогоняют проклятого шайтана и защищают ребенка от его козней.
В хадисе, переданном от Али, рассказывается: «Те, у кого родился ребёнок, пусть прочитают в правое ухо младенца аль-азан, а в левое – аль-икамат». Также, по свидетельству Ибн Аббаса, Пророк, мир ему и благословение, прочитал в правое ухо своего внука Хасана аль-азан, а в левое – аль- икамат.
Также желательно (сунна) сказать в правое ухо следующий аят Священного Корана: إِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِИнни у‘изуха бика ва зурриййатаха минаш-шайтанир-раджим (‘Innī ‘U`īdhuhā Bika Wa Dhurrīyatahā Mina Ash-Shayţāni Ar-Rajīmi) «Прошу Тебя защитить его (её) и потомство его (её) от дьявола изгнанного, побиваемого» (3:36). В некоторых сообщениях также говорится о том, что Пророк, мир ему и благословение, в правое ухо новорожденного ребенка читал суру «аль-Ихлас».
Протирание десен младенца мякотью финика (Ат-тахник)
Ат-тахник – протирание дёсен младенца слева и справа мякотью спелого финика. Возможно, смысл ат-тахник заключается состоит в том, чтобы дать почувствовать новорожденному в этой жизни первым не горечь, а сладость – сладость жизни и веры. Совершать этот ритуал, как и другие ритуалы, лучше доверить человеку богобоязненному, честному, доброму, тогда больше надежды на воздействие его положительных качеств на дальнейшее поведение и характер ребенка.
О желательности этого ритуала свидетельствует хадис, который передал Абу Муса: «Когда у меня родился сын, я принес его к Пророку, мир ему и благословение. Посланник Аллах, мир ему и благословение, назвал его Ибрахимом и протер его десны мякотью финика».
Бритье головы
На седьмой день жизни ребёнка ему бреют волосы на голове. Волосы младенца нельзя выкидывать – их надо собрать и взвесить. Соответствующее весу волос золото или серебро родители должны раздать в качестве милостыни беднякам и нуждающимся. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.
Смысл и цель бритья головы младенца
– бритьё головы укрепляет волосы и кожу головы, при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;
– раздача садака позволяет поддержать нуждающихся; в этом проявляется социальная солидарность между мусульманами;
– бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и кладет начало выполнению законов сунны.
О желательности бритья головы есть хадис, рассказанный Анасом, да будет доволен им Аллах: «Пророк, мир ему и благословение, велел побрить волосы Хасана и Хусайна на седьмой день после рождения. Потом он взвесил их и соответствующие их весу серебро раздал как милостыню».
При этом нельзя стричь или брить только часть головы, оставив другую. Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, запретил брить часть головы» (Аль-Бухари, Муслим)
Имянаречение
Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого младенца. Имя – составная часть как личности, так и души человека. Пророк, мир ему и благословение, очень внимательно относился к наречению именем. Имя должно быть благозвучным, с хорошим смыслом. Если у кого-то было имя с плохим смыслом, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, давал ему хорошее имя.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Каждый младенец связан с акикой, на седьмой день после рождения сбривают волосы, дают имя, режут за него акику». Из этого хадиса следует, что одобряется дать имя ребенку на седьмой день. Но имеются и хадисы, которые гласят, что можно назвать младенца в первый же день после рождения. Имам Бухари сказал, что те, кто не будет резать курбан акика по причине недостатка в деньгах, могут дать имя в тот же день, когда родился ребенок. А те, кто будет резать курбан, пусть дают имя на седьмой день («Воспитание по сунне Пророка», Ибрахим Джаннан)
В целом, дать имя новорождённому можно и в первый день, и на третий, и на седьмой, и даже после этого — по усмотрению родителей.
Аль-Акика
Волосы на голове новорожденного ребенка называются «аль-акика», поэтому жертвоприношение по случаю рождения ребенка, с целью получения благодати и защиты Аллаха, тоже называется «аль-акика». Данное жертвоприношение по мнению ханафитских ученых является одобряемым действием (мубах), а по мнению других мазхабов – это желательно (сунна).
Совершить аль-акику – значит зарезать одну или двух овец за новорожденного и раздать мясо бедным и нуждающимся, дав им большую, целую часть туши, без разделения на части. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, учил сподвижников: «Акику необходимо резать за каждого младенца».
Сделать это лучше всего на седьмой день жизни ребенка. В хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, говорится, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, зарезал за Хасана и Хусайна по две овцы на седьмой день, дал им имена и велел обрить головы.
Однако совершить акику можно и в другой день. Аиша сказала, что резать можно на седьмой, четырнадцатый и далее в любые дни. Также Айша сообщила, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «За мальчика режут две овцы, а за девочку – одну».
Смысл этого ритуала:
– выражение благодарности Аллаху, Дарующему блага
– укрепление любви и согласия, социальной гармонии между различными слоями общества
– пожелание здоровья и сил младенцу
– это своего рода искупление за ребёнка, с целью уберечь его от бед и искушений
– проявление радости при рождении младенца.
Необходимо:
– чтобы овца, предназначенная для жертвоприношения, была годовалой
– чтобы она была здоровой, целой, невредимой, без изъянов и недостатков; не допускается, чтобы овца была слепой, хромой, с выпавшими зубами или с отрезанными ушами. Но разрешается приносить в жертву, если есть маленькие недостатки, например, как сломанные рога или метка на ушах, незначительная хромота.
Обрезание
Обрезание (циркумцизия) – это процедура иссечения крайней плоти, имеющая важное профилактическое врачебно-гигиеническое обрезание. Проводят данную операцию хирурги, специализирующиеся в андрологии. Сегодня обрезание – самая распространённая хирургическая операция в США, её проходят около 80% новорождённых мальчиков Америки. В Израиле эта цифра составляет 98%.
Обрезание на 7-й день, не считая день рождения, является предписанием пророков и посланников Аллаха. Мусульманам очень важно совершать обрезание мальчикам именно на седьмой день после рождения.
В хадисе говорится: «Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сделал обрезание своим внукам Хасану и Хусейну на седьмой день после рождения» («Аль-Муджам ас-сагир ат-Табарани» №891)
Единственной серьёзной причиной откладывания обрезания может быть слабость мальчика и медицинские показания. В этом случае можно отложить обрезание до получения медицинского дозволения.
С достижением совершеннолетия обрезание становится обязательным для мусульманина.
По статистике, грамотно проведённая операция обрезания способствует:
– снижению риска развития воспалительных заболеваний мочевых путей;
– снижению вероятности заболевания венерическими болезнями, в том числе и ВИЧ;
– уменьшению вероятности возникновения рака полового члена;
– снижению вероятности возникновения у жены пациента рака шейки матки.