1. Немедленно сообщить в единую службу спасения по телефону
2. Руководство школы, учителя должны организовать эвакуацию учащихся в безопасное место в соответствии с планом эвакуации. При этом использовать и запасные эвакуационные выходы. Кода речь идет о жизни и здоровье детей, не обязательно собирать все учебники и бежать к гардеробу. В этой ситуации нельзя терять ни минуты.
3. При сильном задымлении нужно обеспечить защиту органов дыхания. Это могут быть намоченные водой полотенца и платки.
4. Ни в коем случае не допускать паники. Если пути эвакуации перерезаны, под руководством учителей ребятам нужно вернуться в классы, закрыть дверь, вентиляционные решетки, открыть окна и ждать прибытия пожарных подразделений. Время прибытия в городе не превышает 5-7 минут с момента сообщения о пожаре.
Особая ответственность в подобной ситуации ложится на учителей. Во многом, от их самообладания, организаторских способностей и авторитета зависят здоровье и жизнь детей.
На что необходимо обратить внимание, чтобы избежать
В школе должна быть в рабочем состоянии противопожарная сигнализация.
Сообщение о пожаре должно немедленно пройти по школьному радио.
Учителя должны заранее знать пути эвакуации своего класса, для чего и производиться предварительная практическая отработка планов эвакуации.
При эвакуации дети держат друг друга за руки, по возможности, взрослые должны быть и в начале и в конце колоны.
При этом, учителям могут помочь ученики старших классов.
Не менее важно следить за состоянием дорог и подъездов к зданию школы. Это необходимости для того, чтобы пожарные машины всегда имели возможность проехать на территорию без препятствий. Заборы, деревья и сугробы не должны мешать пожарным машинам, а главное, автомеханическим лестницам для спасения людей.
Классы начальной школы должны располагаться не выше 3 этажа. Многие помнят кадры пожара. Паниковали молодые люди 16-19 лет, и им было очень страшно спускаться по пожарным лестницам с 4-5 этажа. Что же говорить о малышах, в подобной ситуации эвакуировать их будет значительно сложнее.
Решетки на окнах должны быть распашными. Ключи от них должны храниться в самом классе или кабинете.
что эти рекомендации Вам не пригодятся, а гарантией этому может быть соблюдение элементарных правил пожарной безопасности.
Памятка школьнику о действиях в случае возникновения пожара
Памятка школьнику о действиях в случае возникновения пожара
Это должен знать каждый!
1. При обнаружении признаков пожара сообщите об этом взрослым, позвоните по телефону 01 и назовите адрес, где вы находитесь.
2. Если Вы один в здании и с Вами находятся младшие дети, успокойте их и выведите из здания.
3. При перемещении закройте двери в помещение, в котором произошел пожар.
4. Если комнаты задымлены, передвигайтесь к выходу ползком по полу, внизу над полом остается кислород.
5. Если огонь отрезал Вам путь к выходу, выходите на балкон, откройте окно, разбейте стекло и зовите о помощи. В замкнутом помещении стучите в стены, пол, потолок, чтобы Вас услышали люди.
6. Если есть возможность, заполните ванну водой, найдите трубку, чтобы дышать, и погрузитесь в воду.
7. В задымленном помещении дышите через ткань, намоченную водой.
8. При загорании на Вас одежды не пытайтесь бежать (горение будет еще сильнее), снимите быстро с себя одежду, бросьте ее в безопасное место, потушите. Если одежду быстро снять невозможно, то обернитесь тканью (одеялом, покрывалом), или упадите на пол, землю и вращайтесь, чтобы зажать пламя и затушить его. Так же можно потушить быстро одежду на другом человеке.
9. При пожаре в любом помещении, если Вы не можете выйти, не прячьтесь под сгораемые предметы, держитесь ближе к стенам, при обрушении это наиболее безопасное место.
10. В задымленном помещении реагируйте на окрики, не пугайтесь, дайте себя обнаружить и спасти.
В многоэтажных зданиях, в школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны. Это находящийся в специальном шкафчике кран с вентилем, к которому подключён пожарный рукав со стволом. Другим широко распространённым средством пожаротушения являются огнетушители.
Воздушно-пенные огнетушители предназначены для тушения любых очагов возгорания, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением.
Огнетушители углекислотные используют для тушения очагов возгорания веществ, горение которых невозможно без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.
Практическая работа
Цель: познакомиться с устройством пожарного крана и порядком использования хранящегося в нём пожарного инвентаря.
Задание: отработать действия при возникновении в здании очага возгорания.
Порядок выполнения
1. Откройте дверцу шкафчика, ознакомьтесь с пожарным инвентарём.
2. Раскатайте рукав в направлении очага пожара.
3. Соедините рукав с краном и стволом.
4. Откройте вентиль поворотом маховика против хода часовой стрелки.
5. Направьте струю воды из ствола в очаг горения, предварительно убедившись, что вода не попадает на электроустановки и электроприборы, находящиеся под напряжением.
Практическая работа
Цель: познакомиться с устройством и порядком использования воздушно-пенного и углекислотного огнетушителей.
1. Рассмотрите схему, познакомьтесь с устройством воздушнопенного и углекислотного огнетушителей.
Схема устройства воздушно-пенного огнетушителя
Схема устройства углекислотного огнетушителя
2. Представьте, что в здании возник очаг возгорания. Как справиться с огнём с помощью воздушно-пенного огнетушителя?
Порядок выполнения
1) Поднесите огнетушитель к очагу пожара.
2) Поднимите рукоятку пенного огнетушителя вверх и перекиньте её до отказа.
3) Переверните огнетушитель вверх дном.
4) Образовавшуюся струю пены направьте на горящую поверхность, в то место, где огонь наиболее интенсивен.
5) Если огнетушитель не заработал, проверьте чистоту впрыска и встряхните огнетушитель.
3. Как справиться с огнём с помощью углекислотного огнетушителя?
Порядок выполнения
1) Поднесите огнетушитель к очагу пожара.
2) Прочистите спрыск шпилькой или иголкой.
3) Поднимите рукоятку и перекиньте до отказа.
4) Переверните огнетушитель вверх дном и встряхните.
5) Направьте струю на очаг возгорания.
Сделаем вывод и запомним его
Работа в группах
Можно ли тушить пожар самостоятельно? Что нужно оценить, когда начался пожар? Каковы должны быть ваши действия, если загорелся телевизор? Какие средства пожаротушения есть в вашем доме? Что нужно делать, чтобы огонь не распространялся? Как правильно тушить возгорание с помощью внутреннего пожарного крана?
Вспомните:
Сравните свои суждения с ответами одноклассников. Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу: какие возникли трудности и справились ли вы с ними? Какие из вопросов вам показались наименее сложными?
Домашнее задание
Проанализируйте плакат «Использование огнетушителя». Составьте памятку «Работа с огнетушителем».
Эти правила очень важно запомнить детям. Если в квартире возник пожар, и рядом нет взрослых, что делать:
1. Не паниковать, постараться быть собранным и внимательным.
2. Вызвать пожарную службу по телефону 01, с сотового телефона – 010, 112. Сообщить свою фамилию, точный адрес, этаж, сказать, что и где горит.
3. Если возможно сообщить о пожаре соседям.
4. Небольшое возгорание можно попытаться затушить подручными средствами, если в доме нет огнетушителя: кроме воды, которую необходимо во что-то набирать, подойдет мокрая ткань (простыни, полотенце), плотное одеяло, подойдут также песок, земля, если они есть в доме.
5. Не пытайтесь погасить сильный пожар самостоятельно, старайтесь быстрее покинуть помещение.
6. Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату, нужно постараться покинуть в квартиру.
7. Дым не менее опасен, чем огонь. Если в помещении дым, нужно закрыть нос и рот влажным платком или шарфом, лечь на пол и ползком пробираться к выходу – внизу дыма меньше.
8. Если произошло возгорание в бытовом электроприборе, нужно попытаться выдернуть вилку из розетки или обесточить через электрощит.
9. Если загорелся телевизор, его необходимо обесточить, накрыть плотной тканью, если он продолжает гореть, можно попробовать залить воду, через отверстие в задней стенке, только при этом, в целях безопасности, нужно стоять сбоку, так как экран может взорваться.
10. Если пожаром охвачена одна из комнат, нужно плотно закрыть дверь горящей комнаты и постараться уплотнить дверь, смоченными в воде тряпками, там, где есть щели, чтобы не проходил дым.
11. Если горит соседняя квартира, и в тамбуре, и на лестничной площадке огонь, и нет возможности выхода по лестнице на улицу, необходимо уплотнить входную дверь в квартиру и поливать ее водой до приезда пожарной бригады.
12. Если придется пробираться через помещение охваченное огнем, нужно облить себя водой, намочить одеяло или покрывало, накрыться им, набрать в легкие воздуха, постараться задержать дыхание и как можно быстрее преодолеть опасное место.
13. Если нет возможности выбраться из горящей квартиры, надо выйти на балкон, плотно закрыв за собой дверь. Лучше не спускаться с балкона с помощью простыней или веревок – это очень опасно.
14. Во время пожара в подъезде лифт может отключиться, поэтому пользоваться им нельзя ни в коем случае.
Если на человеке горит одежда.
1. Если на вас горит одежда, ни в коем случае не пытайтесь бежать, огонь будет разгораться еще сильнее.
2. Нужно как можно быстрее сбросить горящую одежду, постараться сбить пламя – падайте на землю и катайтесь, если поблизости есть лужа или снежный сугроб – падайте в них.
3. Если находитесь в помещении, можно набросить на себя какую-нибудь плотную ткань (одеяло, покрывало, пальто), только оставляйте открытой голову, чтобы не задохнуться дымом.
4. До приезда врачей не снимайте самостоятельно одежду с обожженных участков тела!
Если загорелся лифт.
1. Если произошло возгорание в лифте, в кабине или в шахте появился дым, срочно нажимайте кнопку «Вызов» и сообщайте об этом диспетчеру.
2. Если лифт продолжает движение, не пытайтесь остановить его сами, дождитесь, пока он остановится.
3. Когда выйдите из кабины, попробуйте заблокировать дверь каким-нибудь предметом, для того, чтобы никто не смог снова вызвать лифт.
4. Тушить водой кабину нельзя, лифт под напряжением!
5. Вызовите пожарную службу по телефону «01» и сообщите о пожаре жильцам дома.
6. Если лифт остановился между этажами, это может произойти из-за возгорания и короткого замыкания, делайте все возможное, чтобы вас услышали – громко кричите, зовите людей на помощь, стучите по стенкам лифта. Постарайтесь с помощью подручных предметов (ключи, зонт) раздвинуть двери лифта, чтобы было легче дышать. Не надо пытаться покинуть лифт самостоятельно, он может поехать.
7. Чтобы не задохнуться дымом, нужно закрыть рот и нос платком или рукавом одежды, если с собой есть вода или другая жидкость, которая неопасна для дыхания, смочите ею платок или рукав.
Первая помощь при ожогах.
1. Приложите к месту ожога влажную и холодную ткань, хорошо, если есть
2. стерильный бинт, салфетки (обычно они есть в аптечках у водителей), можно смачивать пораженный участок холодной водой.
3. Не отдирайте одежду от пораженных участков, не смазывайте ожог маслами и мазями, ждите приезда скорой помощи.
Что делать во время пожара
2. Если от плиты загорелась кухонная утварь, шторы или полотенца, тушите огонь тряпками, обернув руки мокрым полотенцем. Небольшое возгорание на кухне можно ликвидировать с помощью крупы, соли или стирального порошка.
3. Звоните пожарным по Сообщите адрес, причину вызова и наиболее короткую дорогу к вашему дому.
Вернее, конечно, горит не сам человек, а сначала его одежда. Ни в коем случае не давайте ему бежать! От этого огонь только сильнее разгорится. Человек от боли впадает в состояние шока и не контролирует свои действия. Нужно помочь ему:
1. Повалите его на землю, сбейте пламя. Можно залить огонь водой, забросать горящего человека снегом, если дело происходит зимой, накрыть несчастного плотной тканью или одеждой, оставив голову открытой, чтобы человек не задохнулся от продуктов горения. Если под руками ничего нет, катайте горящего по земле, чтобы сбить огонь.
2. После этого немедленно освободите пострадавшего от тлеющей одежды! Не мажьте ожоги, просто наложите сухую марлевую повязку и вызовите «скорую».
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
— Открывать окна и двери: приток свежего воздуха поддерживает горение. Разбивать окно нужно только в том случае, если собираетесь из него выскочить (если этаж невысокий).
— Тушить водой электроприборы, включенные в сеть. — Ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот платком.
— В задымленном подъезде двигаться, держась за перила: они могут привести в тупик.
— Пытаться покинуть горящий подъезд на лифте (он может выключиться в любой момент, и вы окажетесь в ловушке). — Прятаться во время пожара (под диван, в шкаф): от огня и дыма спрятаться невозможно.
— Смазывать ожоги маслом.
— Бороться с огнем самостоятельно, не вызывая пожарных.
Сообщите пожарным ваш адрес, короткую дорогу к вашему дому (офису), назовите этаж, где произошло возгорание, четко расскажите, что конкретно горит (кабинет, квартира, подвал, чердак, подъезд), сколько людей в здании, представьтесь, назовите номер своего телефона.
Что делать в случае пожара
Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть подготовленным. Мы предлагаем тебе запомнить простейшие правила, которые помогут спастись от огня и дыма.
• Если пожар случится в твоей квартире – немедленно убегай подальше: на улицу или к соседям.
• Помни, если нет возможности выйти через дверь, спасайся на балконе или возле открытого окна.
• Тушить огонь дело взрослых, но вызывать пожарных ты можешь сам.
• Если на тебе вспыхнула одежда – остановись и падай на землю и катайся, пока не собьешь пламя.
Действия учащихся при возникновении пожара в школе
При получении сигнала о срочной эвакуации учащиеся должны следовать указаниям преподавателя, ведущего урок. Необходимо запомнить, что в условиях большого скопления людей паника и излишняя торопливость приведет к еще большей опасности в результате образования «пробок» в дверных проемах, на лестницах и лестничных площадках, в узких проходах здания и т. д. Кроме того, в такой ситуации возникает вероятность получения травм учащимися и преподавателями. Поэтому детям необходимо придерживаться следующих простых правил:
1. Внимательно выслушай все указания преподавателя. Времени на подробное объяснение, как правильно действовать в опасной ситуации, у него нет.
2. Быстро, без суеты, займи свое место в строю в колонне по два человека перед дверным проемом учебного кабинета. веди себя спокойно. Не спорь и не толкайся. Только таким поведением можно быстро подготовиться к эвакуации из учебного кабинета и здания школы.
3. Всегда держись в строю при выходе из учебного кабинета и движении по школе. Помни, что, если строй будет нарушен, дверные проемы могут оказаться непреодолимым препятствием.
4. Внимательно следи за указаниями преподавателя или дежурных учителей. Они могут поменять маршрут эвакуации из школы в связи со складывающей обстановкой.
5. Не убегай домой, выйдя из школы, займи свое место при общешкольном построении. Учителя и преподаватели, ответственные за твою жизнь, должны удостовериться, что ты в безопасности.
Урок 8 Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах
При пожаре или взрыве важно сохранить самообладание, быстро оценить обстановку и принять правильное решение.
В случае пожара или угрозы обрушения необходимо как можно быстрее покинуть здание, используя основные и запасные (пожарные) выходы или лестницы (наружные, приставные). Пользоваться лифтами категорически запрещается.
Вы уже достаточно повзрослели и можете оценить свои силы и возможности. Поэтому в начальной стадии развития пожара можете попытаться потушить его, используя все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, покрывала, песок, воду и др.).
Необходимо помнить, что огонь на элементах электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряжение или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой.
При невозможности потушить пожар нужно срочно покинуть здание (эвакуироваться). При задымлении лестничных клеток надо плотно закрыть двери, выходящие на них (или в коридоры, холлы, горящие помещения), заткнуть все щели и вентиляционные отверстия, создать запас воды в ванной.
При повышении температуры, образовании опасной концентрации дыма в помещении (комнате) нужно выйти на балкон и плотно прикрыть за собой дверь. Захватите с собой намоченное одеяло (ковер, покрывало, другую плотную ткань), чтобы накрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы. Оттуда, если возможно, эвакуируйтесь по пожарной лестнице или через другую квартиру.
Если внизу под вами нет огня, а в комнате оставаться опасно, попробуйте спуститься на этаж ниже, используя крепко связанные простыни, шторы, веревки. Для самоспасения можно применить и пожарный рукав. Спускаться надо по одному, подстраховывая друг друга. Подобное самоспасение связано с риском для жизни и допустимо лишь тогда, когда иного выхода нет. Нельзя прыгать из окон (с балконов) верхних этажей зданий, так как статистика свидетельствует, что это заканчивается смертью или серьезными увечьями. Главное — боритесь за свою жизнь до конца.
При спасении пострадавших из горящего здания прежде чем войти туда накройтесь с головой мокрым покрывалом (пальто, плащом, куском плотной ткани). Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха. В сильно задымленном помещении продвигайтесь ползком или пригнувшись, дышите через увлажненную ткань. Если на пострадавшем загорелась одежда, набросьте на него какое-нибудь покрывало (пальто, плащ) и плотно прижмите, чтобы прекратить приток воздуха. При спасении пострадавших соблюдайте меры предосторожности от возможного обвала, обрушения и других опасностей. После выноса пострадавшего окажите ему первую медицинскую помощь и отправьте его в ближайший медицинский пункт.
Если вас завалило упавшей перегородкой, мебелью, постарайтесь сами помочь себе и тем, кто придет на помощь: подавайте сигналы (стучите по металлическим предметам, перекрытиям), чтобы вас услышали и обнаружили. Старайтесь делать это при остановке работы спасательного оборудования ( «минуты тишины»). Если вы получили травмы, окажите себе посильную помощь. Устройтесь поудобней, уберите от себя острые, твердые и колющие предметы, укройтесь. Если тяжелым предметом придавило руку (ногу или другую часть тела), массируйте ее для поддержания циркуляции крови.
При повреждении здания взрывом входить в него нужно с чрезвычайной осторожностью. Необходимо убедиться в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо- и водоснабжения, а также утечек газа, очагов пожара.
Если вы когда-либо увидите, что на человеке загорелась одежда, не давайте ему бегать: пламя разгорится еще сильнее и за одну-две минуты приведет к тяжелым ожогам, возможно со смертельным исходом. Опрокиньте этого человека на землю (при необходимости сделайте подножку), а затем погасите огонь, используя плотную ткань, воду, землю, снег, оставив его голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения. Есть еще один вариант: попробуйте скинуть с него горящую одежду, но очень быстро. Обязательно вызовите «скорую помощь». До прибытия врачей сами окажите пострадавшему посильную помощь.
Пожары и паника
Человек, попавший в чрезвычайную ситуацию, редко выходит из нее невредимым. Один, получив тяжелые травмы и увечья, теряет здоровье, другой вообще лишается жизни. Оставшиеся жить получают и такие раны, которые на первый взгляд не заметны, но чрезвычайно болезненны и с большим трудом поддаются исцелению. Это раны души, человеческой психики и сознания. Особенно сильно травмируют психику, оставляют шрамы в душе стихия огня и вызываемый ею безотчетный страх (паника).
Паника (безотчетный страх) — это психологическое состояние, вызванное угрожающим жизни воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или множество людей, которые неудержимо и неконтролируемо стремятся избежать опасной ситуации.
Паника может возникнуть даже тогда, когда реальной угрозы нет, а люди поддаются массовому психозу. При этом у многих притупляется сознание, они теряют способность правильно воспринимать и оценивать обстановку.
Статистика показывает, что наибольшее количество жертв приходится на пожары в зданиях с массовым пребыванием людей (танцевальные залы, театры, кинотеатры, концертные залы, стадионы, гостиницы, общежития, магазины и др.). При этом первопричиной большого числа унесенных жизней бывает паника (паническое бегство).
Во время пожара для многих пламя начинает ассоциироваться с огнем, исходящим из ада. Не случайно, наверное, при пожаре паника овладевает людьми чаще, чем ожидается. Панические реакции у большинства детей, подростков, женщин и пожилых людей проявляются в виде сильной расслабленности, вялости действий, общей заторможенности, а иногда и полной неподвижности (когда человек физически не способен действовать и выполнять команды). Остальные люди, как правило, хаотически движутся, стремясь поскорее уйти от реальной или мнимой опасности. Естественно, что в обстановке, когда огонь пожирает все вокруг, поведение людей редко бывает хорошо продуманным.
Явный признак паники — паническое бегство, вызванное стремлением человека попросту убежать от опасности, забыв обо всех и ни с чем не считаясь. Здесь главная цель — избавиться от обуявшего, причем иногда совершенно необоснованного, страха.
Давайте рассмотрим механизм панического бегства людей на примере чрезвычайной ситуации во время зрелищного мероприятия.
В обычных условиях процесс выхода людей из зала по окончании, например, спектакля происходит следующим образом. Движение людей начинается не одновременно. Часть публики встает и аплодирует артистам, часть устремляется к гардеробам, часть, наблюдал большое скопление людей в проходах, ожидает в креслах наступления благоприятных условий для движения. Движение в проходах, кулуарах и на лестницах регулируется разумной волей людей. Психологический фактор преобладает над физическим. Давление людей в потоке друг на друга отсутствует или весьма незначительно.
По-иному происходит процесс вынужденного движения (эвакуации) людей. Зрители одновременно встают и заполняют проходы. Некоторые проявляют физические усилил для ускорения процесса движения. При этом происходит уплотнение толпы до физического предела, при котором возможны тяжелые увечья и даже человеческие жертвы.
Уплотнение потоков — следствие стремления движущихся людей сдержать напор идущих сзади, которые и пытаются быстрее уйти от источников опасности.
Часть эвакуирующихся людей, чаще всего находящихся в середине потока, не в состоянии изменить свое движение в том или ином направлении и вынуждена пассивно следовать за общим потоком. Уплотненность людей в этом случае настолько значительна, что общий поток может увлекать человека, даже если он не касается ногами земли.
Существенная особенность движения людей при вынужденной эвакуации состоит еще и в том, что оно может протекать при неблагоприятных условиях: воздействии высоких температур, продуктов горения и разложения, задымлении и пр. В этом случае паника одновременно охватывает всех или большинство эвакуирующихся и побуждает их как можно быстрее уйти от источника опасности и покинуть помещение, а также сопровождается проявлением максимальной физической энергии у всех или у большинства людей.
Паника может возникнуть даже тогда, когда реальной угрозы не существует, так как источник опасности может быть мнимым, а его расположение — предполагаемым.
Человек воспринимает панику при пожаре как прямую угрозу своей жизни, которая вот сейчас приведет к трагедии. У него появляется желание действовать незамедлительно. Отсюда и возникает потеря самоконтроля. Объясняется это просто: человек в экстремальной обстановке начинает думать только о себе, никого и ничего не замечая вокруг. Причем действует он уже машинально и в итоге совершает неосознанные поступки. Как видите, в конечном счете многое зависит от самого человека: от его силы воли, выдержки, умения быстро и правильно оценить ситуацию.
Паника может быть предотвращена конструктивно-планировочными решениями путей эвакуации и эвакуационных выходов, мерами психологического воздействия, а также заранее продуманными действиями администрации общественных зданий.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. На каких промышленных объектах чаще всего происходят пожары и взрывы?
3. Как классифицируют взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят?
4. Назовите зоны действия взрыва и дайте их характеристику.
5. Расскажите о сущности процесса горения. При каких условиях он протекает? Каков механизм прекращения горения?
6. Какие вы знаете группы веществ и материалов по возгораемости? Дайте характеристику каждой группы.
7. Чем отличаются наружные пожары от внутренних, скрытые от открытых? Приведите примеры отдельных и массовых пожаров.
8. Какие условия способствуют распространению пожара? В чем разница между линейным и объемным распространением пожара?
9. Назовите основные причины пожаров в жилых, общественных зданиях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
10. Назовите основные причины взрывов в жилых и общественных зданиях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
11. Назовите основные поражающие факторы пожара и дайте их характеристику.
12. Какие поражающие факторы взрыва вы знаете?
13. Расскажите о видах поражения людей при взрывах. Дайте характеристику всех видов поражения.
14. Расскажите о правилах безопасного поведения при пожарах и взрывах. Как следует действовать при опасной концентрации дыма и повышении температуры в помещении?
15. Как вы будете действовать, если увидите, что на человеке загорелась одежда?
16. Что характерно для пожаров в зданиях с массовым пребыванием людей?
17. Чем опасна паника? Когда возникает паническое бегство? Какими методами и средствами можно предотвратить панику?
18. Объясните механизм вынужденного движения людей. Назовите факторы опасности при вынужденной эвакуации.
Задание 1
Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:
а) высокая температура; б) осколочные поля; в) волна прорыва; г) сильная загазованность местности; д) ударная волна. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.
Задание 2
Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:
а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери; в наружных стенах появились трещины, повреждены трубопроводы, электрокабель; перекрытия здания не разрушены; здание может быть восстановлено после капитального ремонта; б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефтепродуктов обрушено перекрытие; произошло разрушение трубопровода и электрокабеля, другого оборудования; оборудование восстановлению не подлежит. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.
Задание 3
Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту:
а) повышенная температура внутри производственного оборудования; б) понижение давления в технологическом оборудовании; в) несвоевременное проведение ремонтных работ; г) отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ; д) неосторожное обращение со взрывчатыми веществами; е) повышение давления в технологическом оборудовании; ж) отсутствие специальных устройств дымоудаления; з) неправильная эксплуатация газовых приборов и газового оборудования; и) отсутствие легкосбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах; к) наличие инертных газов (хладона, азота и др.) в зоне взрыва. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.
Задание 4
Как вы поступите, если при зажигании газовой плиты газ не загорелся, а спичка погасла? Выберите правильный вариант ответа:
а) достану вторую спичку и буду зажигать газ; б) перекрою газ; в) буду зажигать газ от пьезозажигалки. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.
Задание 5
В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
а) бензин + кислород воздуха; б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета; в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки; г) дерево + кислород воздуха + факел; д) бензин + кислород воздуха + искра от зажигалки. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.
Задание 6
Определите по внешним признакам из приведенных примеров вид пожара:
а) из окон здания идет дым, огня не видно; б) из окон здания идет дым, видно пламя; в) горит штабель лесоматериалов на открытой площадке; г) из окон здания идет небольшой дым; внутри здания огня не видно, но концентрация дыма очень высока; д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.
Задание 7
Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:
а) открытый огонь; б) разрушение зданий и поражение людей из-за смещения поверхностных слоев земли; в) ударная волна, представляющая собой область сильно сжатого воздуха; г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека; д) осколочные поля. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.
Еще раз внимательно прочитайте задание. Какие поражающие факторы пожара отсутствуют в приведённом перечне? Назовите их и дайте им характеристику. Проверьте себя по тексту учебника.
Задание 8
Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей:
а) остановлюсь, объясню им, что это опасно; б) пройду мимо; в) попытаюсь занять их чем-то другим; г) затушу костер. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.
Задание 9
Представьте себе, что в доме, расположенном рядом со спортивным залом, где вы тренируетесь с товарищами, возник пожар на третьем этаже. Вместе с тренером вы побежали к горящему зданию. У жильцов дома, выбежавших из горящих квартир, кружится голова, они ощущают тошноту, задыхаются, у некоторых нарушена координация движений. По их сообщению, в одной из квартир на третьем этаже остались двое детей в возрасте 6 и 8 лет. Жильцы просят оказать помощь и спасти детей. Определите:
а) чем вызваны болезненные явления у жильцов квартир; б) какие средства защиты вы будете использовать при входе в горящий дом; в) как вы будете продвигаться к квартире в условиях плохой видимости; г) как вы будете спасать детей в горящем доме. Проверьте правильность своих ответов по тексту учебника.
Задание 10
Выберите из предлагаемых вариантов, как вы поступите, если на вас загорелась одежда:
а) побегу и постараюсь сорвать одежду; б) остановлюсь, упаду и покачусь, сбивая пламя; в) завернусь в одеяло или обмотаюсь плотной тканью. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.
Задание 11
Представьте себе, что, находясь на дискотеке, вы услышали сообщение о пожаре в соседнем помещении и необходимости эвакуации на улицу. Во время движения по коридору вы увидели впереди, в 20 м от себя, что прогорела перегородка и на вас надвигается огненный вал. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) побежите в противоположную сторону (обратно); б) задержите дыхание, пока не пройдет огненный вал; в) упадете вниз; г) увидев огнетушитель, воспользуетесь им для тушения пламени; д) закроете голову одеждой; е) подбежите к внутреннему пожарному крану и попытаетесь при помощи его потушить огонь; ж) подбежите к окну и разобьете его, чтобы выскочить наружу; з) спрячетесь за выступом колонны. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.