Что нужно делать при попадании в экстремальную ситуацию обж 10 класс
Виды первой помощи в экстремальных ситуациях
Просмотр содержимого документа
«Виды первой помощи в экстремальных ситуациях»
Большинство людей, попавших в экстремальную ситуацию, погибает потому, что первая помощь не была оказана вовремя, в первые минуты и секунды трагедии. В то время, когда пострадавший в них нуждается более всего. Это происходит потому, что оказавшиеся рядом люди не оказывают первую помощь, или оказывают её неправильно.
Поэтому надо быть готовым к тому, что в любой момент кому-то может понадобиться наша помощь. Что бы оказавшись рядом с потерпевшим, мы не медлили и знали, что надо делать.
Надо помнить, что главное научиться правильно, действовать в первые секунды, чтобы сохранить жизнь человека до прибытия врачей.
Первая помощь – это срочные меры, используя которые мы спасаем жизнь человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление – в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь.
Первая помощь не является медицинской – она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, оказавшийся в критический момент рядом с пострадавшим.
Порядок действий при оказании первой помощи, можно представить в виде алгоритма последовательных мероприятий. Чтобы не растеряться и грамотно оказать первую помощь, важно соблюдать следующую последовательность действий:
— проверить имеются ли у пострадавшего признаки жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания. Для проверки дыхания запрокинуть голову пострадавшего и наклониться к его рту и носу. Попытаться услышать или почувствовать дыхание; для «прослушивания» пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего; для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.
— вызвать спасателей и скорую помощь
— оказать неотложную первую помощь.
В зависимости от ситуации это может быть:
восстановление проходимости дыхательных путей;
остановка кровотечения и другие мероприятия.
Для спокойствия пострадавшего не оставлять его одного до прибытия специалистов.
Общие правила оказания первой помощи (на месте происшествия).
Что бы ни случилось – перелом, ранение, ожог, отравление или утопление – помощь необходимо начинать немедленно со следующих действий:
— необходимо вынести человека из огня, дыма, воды, из зоны поражения электрическим током или других опасных для жизни мест.
— остановить артериальное кровотечение.
— восстановить сердечную деятельность и дыхание.
Только после восстановления сердцебиения и дыхания, когда остановлено кровотечение, можно делать следующее:
— накладывать шины и повязки;
— выяснять обстоятельства происшествия.
Даже при очень тяжелых несчастных случаях человеку можно сохранить жизнь, если вовремя и грамотно оказать первую доврачебную помощь.
Рассмотрим основные виды оказания первой помощи в экстремальных ситуациях.
Искусственное дыхание – это искусственная вентиляция легких. Для этого необходимо вводить воздух (или кислород) в дыхательные пути пострадавшего человека для восстановления дыхания. Эти действия являются элементарным реанимационным мероприятиям.
Типичные ситуации, требующие ИВЛ:
— происшествие на воде;
Существуют различные способы ИВЛ. Наиболее эффективным, при оказании первой помощи не специалистом, считается искусственное дыхание «рот-в-рот» и «рот-в-нос». Если при осмотре пострадавшего естественное дыхание не обнаружено, необходимо немедленно провести искусственную вентиляцию легких
Непрямой массаж сердца.
Если вместе с дыханием отсутствует пульс, необходимо сделать непрямой массаж сердца.
Непрямой (закрытый) массаж сердца или компрессия грудной клетки – это сжатие мышц сердца между грудиной и позвоночником в целях поддержания кровообращения человека при остановке сердца. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.
Внимание! Нельзя проводить закрытый массаж сердца при наличии пульса.
Остановка кровотечения – это меры, направленные на остановку потери крови. При оказании первой помощи речь идет об остановке наружного кровотечения. В зависимости от типа сосуда, выделяют капиллярное, венозное и артериальное кровотечения.
Остановка капиллярного кровотечения осуществляется путем наложения асептической повязки, а также, если ранены руки или ноги, поднятием конечностей выше уровня туловища.
При венозном кровотечении накладывается давящая повязка. Для этого выполняется тампонада раны: на рану накладывается марля, поверх нее укладывается несколько слоев ваты (если нет – чистое полотенце), туго бинтуется. Сдавленные такой повязкой вены быстро травмируются – кровотечение прекращается.
Чтобы остановить артериальное кровотечение, артерию необходимо пережать. При артериальном кровотечении конечности (кровь бьет фонтаном) надо зажать артерию, а выше раны наложить жгут и записать время наложения жгута. Жгут можно держать не более 40 минут, иначе начнется омертвление тканей!
При попадании пищи или инородных тел в трахею, она закупоривается (полностью или частично) – человек задыхается.
Признаки закупоривания дыхательных путей:
— отсутствие полноценного дыхания. Если дыхательное горло закупорено не полностью, человек кашляет; если полностью – держится за горло.
— посинение кожи лица, набухание сосудов шеи.
Очистку дыхательных путей чаще всего проводят по методу Геймлиха:
— встаньте позади пострадавшего.
— обхватите его руками, сцепив их в «замок», чуть выше пупка, под реберной дугой.
— сильно надавите на живот пострадавшего, резко сгибая руки в локтях.
Не сдавливайте грудь пострадавшего, за исключением беременных женщин, которым надавливания осуществляются в нижнем отделе грудной клетки.
Повторите прием несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.
Часто состояние людей, попавших в экстремальную ситуацию, осложняется наличием переломов. Переломы могут быть открытыми, когда видна часть кости, и закрытыми. Открытые переломы могут сопровождаться кровотечениями. В этом случае надо с максимальной безопасностью для пострадавшего, остановить кровотечение. Определить место перелома и оценить возможность транспортирования, подъема или перемещения пострадавшего до прибытия специалистов.
Необходимо обеспечить неподвижность пострадавшей кости. Надо зафиксировать суставы по обе стороны перелома. Для этого можно использовать шины или палки, доски-все, что найдется под рукой и плотно зафиксировать бинтом. Нельзя бинтовать слишком туго. Бинтовать следует сверху одежды пострадавшего. Шина и фиксирующая повязка не должна касаться раневой поверхности, если перелом открытый.
Человека, упавшего в обморок, положить горизонтально. Открыть окна и двери. Если это произошло на улице надо на пострадавшем расстегнуть одежду. Можно брызнуть на лицо пострадавшего холодной водой. Дать понюхать нашатырный спирт. Если пострадавший не приходит в сознание 3-5 минут, немедленно вызвать скорую помощь.
Немедленно провести работы по извлечению утонувшего человека из воды. Положить животом на свое колено и освободить рот. Определить наличие
признаков жизни и провести необходимые реанимационные мероприятия.Например: искусственное дыхание. При восстановлении дыхания положить пострадавшего и ожидать прибытия врачей или специалистов.
Перевести или перенести потерпевшего в тень. Ослабить одежду. Приложить намоченное водой полотенце или что окажется под рукой. Дать понюхать нашатырный спирт. Вызвать специалистов.
Переохлаждение и обморожение
Поместить пострадавшего в теплое место или укутать. Растирать пока не порозовеет. Дать теплое питье. Если есть признаки сильного обморожения, то эти участки растирать не следует. Вызвать специалистов.
Немедленно вызвать скорую помощь. Если пострадавший в сознании, немедленно следует промыть желудок и дать 3-5 таблеток активированного угля.
Каждый человек может в любой момент оказаться один на один с экстремальной ситуацией, последствия которой могут быть очень серьезными для здоровья пострадавшего. В работе постаралась раскрыть всю технику оказания помощи в экстренных ситуациях. Это сейчас должен знать и уметь, каждый гражданин. Навыкам оказания первой помощи нас обучали еще в школе.
В работе мы рассмотрели наиболее типичные случаи экстремальных ситуаций. Чтобы помощь, оказываемая потерпевшим, была эффективна – действовать надо незамедлительно. Максимально спокойно, не суетиться и не создавать панику. Привлекать по возможности, находящихся рядом людей.
Разумова Е.Р. Безопасность жизнедеятельности.
Авторские права © Московский университет имени С.Ю.Витте
Урок по ОБЖ «Последовательность действий в экстремальных ситуациях»
Цель: научить учащихся правилам поведения в экстремальной ситуации; развить умения и навыки действий в чрезвычайной ситуации; воспитать доброе отношение к людям, попавшим в экстремальную ситуацию.
Просмотр содержимого документа
«Урок по ОБЖ «Последовательность действий в экстремальных ситуациях»»
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Последовательность действий в экстремальных ситуациях 6 класс
Ситуация когда возникает повышенная угроза здоровью и жизни людей, требующая напряжения всех физических и духовных сил для спасения
Последовательность действий в экстремальной ситуации:
2. Оказать первую медицинскую помощь.
3.Защитить себя от угрожающих факторов.
4. Собрать все припасы.
5. Составить план своих действий.
Основные советы тем, кто оказался в экстремальной ситуации:
2.Скажи себе несколько ободряющих слов.
3. Проведи дыхательные упражнения
Умение принять решение и разработка плана действия:
2. Бороться за жизнь.
3. Поставить перед собой цели и задачи.
В любой ситуации побеждает лишь тот, кто уверен в себе и борется за жизнь до конца.
1. Что нужно сделать в первую очередь, оказавшись в экстремальной ситуации?
2. Предположим, вы с классом отправились на пикник в лес. Автобус съехал с шоссе и поехал по лесной дороге вглубь леса. Через 15 км. автобус испортился, и вы оказались в лесу без транспорта и далеко от дороги. Мобильные телефоны в этом лесу тоже не работают. Что вы предпримите в такой ситуации?
3. Как нужно себя вести оказавшись в незнакомой местности, а именно в лесу?
4. Важно ли учитывать природные факторы, оказавшись в экстремальных условиях?
§ 7. Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях
Экстремальная ситуация, как правило, наступает неожиданно. Поэтому действовать при её возникновении надо быстро, организованно, без паники. Промедлив, можно потерять шансы на спасение.
При стихийном бедствии (сход лавины, наводнение, лесной пожар и т. д.) надо предпринять все усилия для выхода в безопасную зону.
Оказавшись в безопасном месте, прежде всего необходимо успокоиться.
Нельзя добиться успеха, начав лихорадочно метаться, заражая своей нервозностью товарищей. Наступит всеобщая паника. А этого допускать нельзя.
Надо успокоиться и незамедлительно оценить обстановку (схема 1). Проверить, нет ли раненых. Если необходимо, оказать пострадавшим первую помощь.
Посмотреть, что из продуктов, снаряжения, средств медицинской помощи имеется. Всё, что найдено, надо сохранить, укрыть от дождя и ветра.
Потом надо решить, оставаться на месте или выходить к населённому пункту, на дорогу (схема 2). От этого решения будет зависеть план дальнейших действий.
Если в группе есть взрослые, то всеми действиями будут руководить они. Если их нет, придётся действовать самостоятельно. Условимся, что далее будем рассматривать ситуации, когда группа детей или один ребёнок находится в экстремальной ситуации без взрослых.
Выход к населённому пункту нужно предпринять, если никто из взрослых не знает вашего предполагаемого местонахождения, а у вас нет средств радиосвязи, сотового телефона, т. е. вы не уверены, что скоро придёт помощь к месту вашего нахождения. При этом нужно оценить свои силы, состояние ослабленных, больных и их количество.
Если же есть уверенность в том, что помощь скоро придёт, или нет возможности двигаться, то надо остаться на месте и готовиться к ночлегу.
Даже первую ночёвку нельзя проводить без укрытия. Если мало времени для оборудования настоящего лагеря, делать аварийный лагерь. Всё зависит от того, в какое время суток случилось происшествие и что имеется для постройки временного жилища.
Затем следует определить место для устройства временного жилища, места для приготовления пищи и хранения продуктов.
Обязательно надо распределить обязанности между членами группы. Для этого выяснить, кто из них знаком с охотой и рыбалкой, знает съедобные растения и способы их приготовления, умеет оказывать первую помощь, собирать и готовить дрова, поддерживать костёр, строить жилище, ремонтировать и изготавливать снаряжение, производить разведку местности и определять своё местоположение, подготовить средства сигнализации.
Надо сделать так, чтобы работал каждый член группы. Это, кроме прочего, поможет всем отвлечься от горестных мыслей.
И последнее: любая группа работает эффективно, если в ней есть руководитель, командир. Это должен быть наиболее опытный и уравновешенный человек. Если такой уже есть — хорошо. Если нет, договоритесь сообща, кому можно доверить руководство. После этого надо выполнять все его распоряжения.
Командир должен планировать действия группы, распределять обязанности между всеми её членами с учётом способностей и возможностей каждого и контролировать их выполнение.
Не менее важная обязанность командира — поддержание нормальных отношений между членами группы. Неожиданно возникшая экстремальная ситуация, нависшая опасность, голод и холод, жажда и многие другие возникшие обстоятельства вызывают большое нервное напряжение, раздражительность. Как следствие, между членами группы могут возникнуть конфликты, зачастую даже из-за мелочей.
Запомните: в экстремальной ситуации нельзя конфликтовать, ведь в конфликте не бывает победителей и побеждённых — проигрывают и конфликтующие, и вся группа в целом.
Необходимо сдерживать себя, даже если что-то не нравится. Говорить ровным, спокойным голосом, не придираться к мелочам. Если назревает разногласие в серьёзном вопросе, то попросить командира обсудить этот вопрос на общем собрании, объективно.
В результате конфликта группа может разделиться на несколько частей, что недопустимо. Это только усугубит положение. При таком делении каждая часть группы будет выходить к населённому пункту по своему маршруту. Это значительно увеличит район поиска и добавит работы спасателям.
Итак, благополучное завершение автономного существования в природе в первую очередь зависит от участников похода.
Схема 1
Что нужно знать, попав в экстремальную ситуацию
Схема 2
Что нужно знать, попав в экстремальную ситуацию в природе
Надо усвоить простую истину: при автономном существовании всё придётся делать самим. Никто не поможет и ничего за членов группы не сделает. Нельзя опускать руки!
Запомните: выдержка, самообладание, дисциплинированность, физическая подготовка, а главное, стремление и умение выжить — вот определяющие качества, которые помогут победить.
Сценарий классного часа «Поведение в экстремальной ситуации»
Сегодня большое внимание уделяется формированию у учащихся готовности правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Цель: повторить с обучающимися правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям.
Внеклассное мероприятие проводится в виде игры. Всего 3 этапа. Каждая команда должна выполнить задания на каждом этапе.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа «Поведение в экстремальной ситуации» »
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Омский техникум строительства и лесного хозяйства»
Сценарий классного часа
«Поведение в экстремальной ситуации»
Горбунова Наталья Николаевна
Цель: повторить с обучающимися правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям.
Внеклассное мероприятие проводится в виде игры. Всего 3 этапа. Каждая команда должна выполнить задания на каждом этапе.
Соревнование «Экстремальная ситуация»:
3. Подведение итогов (рефлексия).
«Безопасность на все случаи жизни»
I. Вступительное слово
Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (Показывает на доску, где записаны телефоны служб.)
Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения.
А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и другим людям. А значит, сможет стать спасателем.
ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Какой номер вызова пожарных и спасателей и как правильно следует сообщить о происшествии?
/01- при этом необходимо назвать точный адрес, что случилось, свою фамилию, имя и отчество/.
2*. Почему на чердаке дымоходы должны быть всегда побелены?
/На побеленной поверхности дымоходов легче обнаружить трещины и щели, через которые огонь может проникнуть на чердак, по обнаружению таковых, необходимо заделать изъяны глиняным, песчаным раствором и побелить/.
3. Какие правила надо соблюдать, чтобы не допустить возникновения пожара при топке печей?
/Нельзя растапливать дрова в печи бензином, керосином и другими огнеопасными жидкостями, топить печь с открытыми топочными дверцами, сушить дрова и другие горючие материалы на печах или около них, топить неисправные печи и главное, поручать топку печей малолетним детям/.
4. Можно ли открывать окна и двери в доме или квартире во время пожара?
/Нельзя, т.к. через открытые оконные и дверные проемы в помещение будет поступать кислород, что способствует усилению горения/.
5. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?
6. Почему в учреждениях выходы из помещений устраиваются, открывающимися наружу?
/Чтобы в случае возникновения пожара двери не стали препятствием для эвакуации людей/.
7. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при разведении костра в лесу?
/Очистить от сгораемых предметов площадку для костра, окопать ее.
Перед уходом из леса угли следует залить водой, либо засыпать землей/.
8. Как тушить загоревшуюся на человеке (на самом себе) одежду?
/Повалить человека на землю и накрыть плотной тканью, но не с головой/.
/Упасть, кататься по земле (полу), плотно прижимаясь горящими участками одежды к земле/.
9*. Какими средствами пожаротушения должен быть обеспечен каждый дом или квартира?
/В каждой квартире обязательно должен быть огнетушитель и специально оборудованный шкаф со шлангом (15м) для тушения пожара. Возле частного дома дополнительно должна находиться емкость с водой не менее чем на 200л (в летний период)/.
10. Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить пожар?
/Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть окна, двери смежных комнат, убрать спички от детей/.
11*. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при устройстве новогодней елки?
/Нельзя применять свечи, бенгальские огни, хлопушки. Нельзя делать костюмы из ваты, марли, бумаги, непропитанные огнезащитным составом/.
12. Какие меры нужно принять, чтобы не допустить пожар из-за шалости детей с огнем?
/Следить, чтобы дети не играли со спичками, не включали электроприборы, не разводили костры/.
13. Как выйти из помещения, заполненного дымом?
/Ползком, закрыв лицо мокрым платком, ползти вдоль стены/.
14. Каковы ваши действия при загорании телевизора?
/Сообщить в пожарную охрану. Выключить из розетки и тушить подручными средствами /порошковый или углекислотный огнетушитель, кошма или плотное шерстяное одеяло, песок, земля из цветочного горшка/.
15. Назовите основные причины пожаров в быту.
/Неосторожное обращение с огнем, в т.ч. при курении, короткое замыкание электропроводки, оставленные включенными в сеть электроприборы, неисправность печного отопления, детская шалость, поджоги/.
16*.Что делать, если лестница в многоэтажном доме задымлена?
/Лучше оставаться в квартире, сообщить в пожарно-спасательную службу по телефону «01» и ждать приезда пожарных. Следует намочить тряпки, полотенца, простыни, плотно прикрыв двери, постараться, как можно тщательнее заткнуть щели между дверью и косяком, также следует поливать водой и саму входную дверь. Дышать в задымленном помещении необходимо через мокрую ткань (платок, марлевую, многослойную повязку). Выйти на балкон, плотно закрыть за собой дверь/.
Пользоваться лифтом, пытаться спуститься самостоятельно по лестничным маршам, по веревкам или простыням.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. Какой основной сигнал оповещения Гражданской обороны Вы знаете?
/Основной сигнал оповещения Гражданской обороны «Внимание всем!»/.
2. Назовите порядок подачи сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!».
/Подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения противника или заражения. Сигнал доводится до населения при помощи сирен непрерывного звучания в течение 3 минут, повторяется несколько раз и дублируется гудками на предприятиях, транспортом/.
3. Что нужно сделать при получении сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!»?
/Включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию/.
4. При необходимости эвакуации следует:
/Собрать в сумку документы, деньги, ценности, предметы первой необходимости; приготовить запас консервированных и сухих продуктов, воды; закрыть окна, перекрыть газ, воду отключить электроэнергию, закрыть за собой дверь/.
5*. Назовите ваши действия, если Вы оказались в заложниках?
/Главное не конфликтовать, постараюсь установить нормальные отношения, ограничу свои движения, на всякое действие буду спрашивать разрешение, попытаюсь запомнить максимум информации о захватчиках, использую любую возможность для спасения, но только в том случае, если буду уверен в успехе/.
6*. Что нужно сделать в случае химических ожогов кожи?
/При поражениях любой агрессивной жидкостью (кислотой, щелочью, растворителем, спецтопливом, маслами и т.п.) – необходимо промывать под струей холодной воды до прибытия «Скорой помощи»/.
7*. Если вы обнаружили подозрительный предмет?
/Заметив взрывоопасный предмет, а также подозрительные предметы, не подходите близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию/.
8. Какие вы знаете естественные безопасные укрытия на улице и относительно безопасные места в доме?
/На улице: овраг, яма, ров, канава, кювет дороги. Дома: ниши стен, дверные проемы, встроенные шкафы/.
9. Во время урагана, бури, смерча вы оказались на улице….
/Находись в удалении от зданий; найди естественное укрытие, ляг на землю и прижмись, закрой голову руками; жди снижения порыва ветра и быстро перейди в более надежное укрытие/.
/Нельзя подходить ближе, чем на 5 метров/.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ
1. Как избежать отравлений препаратами бытовой химии?
/Никогда не пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии;
не пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они стоят на полу или в «укромном месте»; не пользоваться спичками рядом с банками или бутылками с резким запахом, не распылять содержимое аэрозольных баллончиков вблизи открытого огня, хранить химические вещества в закрывающихся шкафчиках/.
2*. Вы разбили в комнате градусник. Что сделать, чтобы ртуть не причинила вреда вашему здоровью?
/Открою окна и двери, чтобы проветрить помещение. С помощью резиновой груши соберу ртутные шарики в банку с водой, закрою плотной крышкой. Обработаю поверхность 5% раствором марганцовки. Ртуть сдам в штаб Гражданской обороны/.
3*. Чем опасна ртуть?
/Очень токсична. Пары ртути вызывают у людей острые отравления. Особенно усиливается опасность, когда увеличивается площадь испарения (при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления).
Педагог. Спасибо ведущим. Наше соревнование подходит к концу. Я прошу «экспертов» подсчитать, сколько баллов набрала каждая команда во всех трех турах. И мы узнаем победителей наших соревнований. А значит, сможем определить, какая команда станет нашей классной Службой спасения.
А пока эксперты подсчитывают окончательный результат, я предлагаю вам узнать, какая команда самая дружная. Для этого нужно выполнить несложное упражнение на сплочение. Я называю название команды и читаю стихотворение:
Если к вам придет беда,
Знаем, как помочь всегда. Да!
Внимание, начинаем! Команда (название).
Педагог читает стихотворение, обучающиеся громко произносят «да» и хлопают в ладоши.
То же в порядке очереди делают все команды.
Как вы считаете, ребята, какая команда оказалась самой сплоченной и дружной?
Обучающиеся высказывают свои замечания.
Давайте им похлопаем!
Ну а теперь результаты нашего соревнования. Слово «экспертам».
«Эксперт» объявляет результаты соревнований.
Педагог. Но, как видим, остальные команды совсем немного отстали от победителей, просто у них были более сложные ситуации. Но и они будут накапливать знания и умения, чтобы всегда прийти на помощь.
III. Подведение итогов (рефлексия)
Педагог. Понравился ли вам наша игра? Какие моменты соревнования вызвали у вас положительные чувства, какие не понравились?