Что нужно делать после окончания университета
Как получить диплом быстрее чем за четыре года?
Я бросила университет на четвертом курсе и пошла работать. Сейчас у меня за плечами 13 лет профессионального опыта и свой бизнес.
Хочу поступить в магистратуру или на MBA, но на все хорошие программы требуется диплом. Заново учиться четыре года кажется непозволительной роскошью, отсюда вопрос: можно ли как-то по-быстрому получить высшее образование?
Без диплома о высшем образовании действительно не получится поступить в магистратуру или на программу МВА в российский вуз. Хорошие новости в том, что высшее образование в России можно получить быстрее чем за четыре года. Расскажу, как это сделать.
Почему без диплома не обойтись
По закону, чтобы поступить в магистратуру, требуется высшее образование любого уровня: бакалавриат или специалитет.
Обучение по программам MBA регламентируется государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования». Эти требования устанавливают, что на программы MBA принимаются руководители и специалисты с высшим профессиональным образованием по любой специальности.
Получается, если хотите учиться в России, сначала придется получить диплом.
Стандартный срок обучения на очном бакалавриате — четыре года. Вот как его сократить.
Попробовать восстановиться в своем университете
В некоторых случаях закон позволяет восстановиться на курс обучения, с которого вас отчислили. Так потраченные на обучение годы не пропадут. Порядок восстановления зависит от причины отчисления.
Если вы отчислились по собственному желанию или, например, по болезни, то вправе восстановиться с сохранением прежних условий обучения в течение пяти лет после отчисления. Но только при наличии свободных мест в вузе.
Если вас отчислил университет, например из-за неуспеваемости, то ваше восстановление зависит от его внутренних правил. По закону они должны быть опубликованы на официальном сайте вуза, в подразделе «Документы». По внутренним правилам срок возможного восстановления может быть больше пяти лет.
Пройти ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану
Еще один способ получить диплом быстрее стандартного срока — перевестись на обучение по индивидуальному учебному плану.
По закону индивидуальный учебный план утверждается для конкретного студента, учитывает его особенности и образовательные потребности. А еще содержит порядок и сроки освоения образовательной программы.
Вот что надо сделать, чтобы перевестись на индивидуальный план:
Но это именно рекомендации, а не жесткие требования. Поэтому все зависит от вуза и вашей способности договариваться: есть шанс, что подойдет и диплом онлайн-курса.
Насколько можно сократить срок обучения
Срок ускоренного обучения зависит от того, сколько дисциплин вам зачтет вуз. Чем меньше осталось пройти по программе, тем меньше придется учиться.
У каждой дисциплины свой объем, который измеряется в зачетных единицах.
Образовательная программа — это набор дисциплин. У нее есть общий объем, годовой объем и максимальный годовой объем при ускоренном обучении. По закону превышать последний нельзя. То есть вы не можете выучить и сдать за год больше определенного количества зачетных единиц. Но в это ограничение не входят ранее сданные дисциплины — именно за их счет срок учебы сокращается.
Общий объем образовательной программы — 240 зачетных единиц. Годовой объем по очной форме обучения — 60 зачетных единиц. Годовой объем при ускоренном обучении — не больше 75 зачетных единиц.
Таким образом, без ранее зачтенных дисциплин минимальный срок обучения составит три года и два месяца: 240 / 75.
Как еще облегчить получение диплома
Напомню, что высшее образование в России бесплатно, если получаешь его впервые. Неоконченное высшее в этом смысле никак не ограничивает: пока диплома нет, его можно получать бесплатно.
Если диплом нужен чисто формально, то для бакалавриата можно выбрать специальность, которая хорошо соотносится с вашим профессиональным опытом и в которой вы, скорее всего, уже хорошо разбираетесь. То есть что-то в духе менеджмента, управления или экономики.
Что с зарубежными программами
В каждом государстве установлены свои требования к учебе по программе МВА. И как правило, наличие высшего образования в них входит. Так, для поступления на МВА в Гарвард потребуется диплом аккредитованного американского вуза или его эквивалент из другого государства. Сходные требования установлены и в бизнес-школе Стэнфордского университета.
Но бывают исключения. Например, мне удалось найти программу MBA в Manchester Worldwide Institute of Higher Education (South East Asia): для обучения на ней признанный диплом можно заменить управленческим опытом от 8 до 10 лет.
Так что если вы еще не настроились на конкретные бизнес-школы, то можете поискать подобные программы. Про алгоритм поиска мы рассказывали в статье «Как получить образование МВА».
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Жизнь после бакалавриата: как я решала, что делать дальше, когда высшее образование и работа уже есть
С июня по октябрь 2018 года я окончила университет, нашла работу, поступила в магистратуру, решила, что хорошая работа и высшее образование у меня уже есть и ходить на пары необязательно, отчислилась из вуза. И потом поступила в магистратуру опять.
В этой статье я расскажу, почему я принимала такие решения и к каким выводам пришла в процессе.
Статья получилась достаточно длинной, поэтому здесь я напишу ее план:
Как я не пошла в магистратуру ВШЭ, а пошла в ИТМО
Меня зовут Оля Кунявская. Летом 2018 года я окончила бакалавриат СПбАУ по направлению «Биоинформатика». Наш выпуск пришелся на момент, когда администрация, преподаватели и студенты переезжали из СПбАУ в Питерскую Вышку. Академический университет великолепно мне подходил с точки зрения получения образования в бакалавриате, однако в открывшуюся магистратуру питерского кампуса ВШЭ я не пошла. В бакалавриате я занималась биоинформатикой и хотела развиваться в этой области, но в магистратуру Питерской Вышки переехали направления Machine Learning, Software Engineering и Programming Languages, а Bioinformatics — нет.
В этот момент я узнала про магистерскую программу «Биоинформатика и системная биология» в ИТМО и решила поступать туда. В программу входили некоторые курсы, которые я уже изучала, но при этом там было и много нового. Мне нравилась идея, что моими одногруппниками будут ребята с биологическим бэкграундом. Мышление биологов сильно отличается от моего, и я думала, что подобная среда может сильно прокачать меня в загадочной для меня области биологии и научить мыслить еще одним способом. Еще мне понравилось, что обучение проходит на английском языке: хотелось поверить, что я знаю английский достаточно для того, чтобы учиться и работать.
Я сдаю устный экзамен по биологии при поступлении в ИТМО
Как я отчислилась из ИТМО
Сентябрь 2018 года. Я поступила на магистерскую программу «Биоинформатика и системная биология» в ИТМО и устроилась младшим научным сотрудником в Центр биоинформатики и алгоритмической биоинформатики при СПбГУ на полную ставку (эта лаборатория разрабатывает геномный сборщик SPAdes под руководством Павла Певзнера и раньше находилась в СПбАУ).
Октябрь 2018 года. Я отчисляюсь из вуза. Учиться в ИТМО я не могу — причем из-за деталей, про которые я знала заранее, но мне и в голову не могло прийти, что это будет меня так расстраивать.
Привыкнув к камерной атмосфере СПбАУ, где училось меньше 500 человек, я неуютно чувствовала себя в университете, в котором на одном курсе могут быть тысячи студентов. Мимо меня ходили люди, и я думала о том, что вижу их в первый и в последний раз в жизни. К тому же оказалось, что я не готова тратить даже минимальные усилия на то, что не кажется мне полезным. Когда я шла на эту магистерскую программу, я знала, что там будут курсы, которые я уже проходила. Например, по дискретной математике. Я собиралась их быстренько сдать, а остальное время заниматься важными для меня вещами. Однако оказалось, что такая модель не для меня. Преследовал вопрос «зачем я трачу свое время», и это ощущение усиливалось из-за того, что в начале года на парах рассказывают вводную информацию.
За первые три недели я решила, что, раз высшее образование уже есть, нет смысла ходить в университет ради получения диплома. Я хочу заниматься другими делами — более классными, чем посещение пар. Я заключила, что получать магистерское образование мне не нужно, и отчислилась.
Gap year. А дальше-то что?
Я перестала быть студентом и осталась работать в лаборатории на полную ставку. А дальше у меня наступил естественный кризис, связанный с окончанием университета.
Мне было важно получить образование, и обучение в бакалавриате сопровождалось ощущением, что главное сейчас — вложить много сил и энергии в учебу, а со всем остальным можно разобраться потом. И вот я оказалась в ситуации, что высшее образование у меня есть, я устроена на неплохую работу, даже личная жизнь уже налажена. А дальше-то что?
Я столкнулась с экзистенциальными вопросами, на которые начала искать ответы. Я размышляла, как я хотела бы жить в дальнейшем и как обустроить свою повседневную жизнь так, чтобы быть счастливой. Это вопросы, о которых ты не задумываешься, пока есть куча задач и дедлайнов.
Расскажу тезисно ключевые мысли, так или иначе связанные с магистратурой:
Зимой я написала нашему декану и рассказала о своем намерении поступать, летом сдала экзамены и поступила. А с осени 2019 года перешла на полставки и пошла учиться.
Как я опять пошла учиться. Разница между магистратурой и бакалавриатом.
Для меня учеба в магистратуре — это новый этап жизни, а не прямое продолжение бакалавриата. В бакалавриате получение образования было моим главным приоритетом: я смело отказывалась от вещей, которые мешали учиться, тщательно готовилась к экзаменам, первой сдавала домашние задания и по 2–3 раза прорабатывала теоретический материал. К моменту поступления в магистратуру я поняла, что жизнь многогранна, и помимо учебы я хочу заниматься и другими вещами: строить крепкие социальные связи, карьеру, создавать семью, реализовывать собственные идеи. Иногда я предпочитаю встречу с другом выполненному домашнему заданию. Учеба больше не главная цель, а скорее приятное дополнение, которое делает жизнь счастливее.
Вот что еще изменилось по сравнению с бакалавриатом:
Выводы
30 апреля на факультете будет День открытых дверей online про магистерские программы.
Приходите!
Знания в кредит
Получается, программа, на которую всегда возлагали большие надежды, чтобы снизить дефицит кадров в глубинке, дала сбой? Как снова наладить процесс? В этом разбирались собкоры «Российской газеты».
В среднем целевики занимают от 10 до 30 процентов мест. В медицинских вузах их доля гораздо больше. По отзывам представителей вузов, до места работы не доезжает около 10 процентов целевиков. До 2019 года привлечь «отказника» к ответственности и заставить вернуть деньги, потраченные на учебу, было почти нереальным делом.
Договоры составлялись, но как только речь заходила о штрафах, возникало множество вопросов. Как быть, если целевик переехал, женился, отчислен за неуды, заболел?
В Свердловской области не хватает 678 врачей. И когда к руководству Серовской больницы поступило предложение от студента-медика Кирилла Б. заключить договор на обучение в ординатуре, там возражать не стали. Ведь контракт предполагал, что Кирилл отработает в клинике не менее пяти лет.
За два года Серовская больница из своего скромного бюджета перечислила 187 290 тысяч рублей. Но после диплома выпускник известил: на работу не приду. И не он один. Из шести человек, окончивших в этом году ординатуру, четверо решили разорвать контракты, рассказал пресс-секретарь больницы Олег Романов.
В Вологодской области вопрос с медицинскими кадрами тоже стоит остро. Своего медвуза в регионе нет, поэтому в области всегда много целевиков. В этом году в департамент образования поступило более 500 заявлений. Зачислили 246 студентов. Плюс 106 ординаторов.
Но даже если после вуза ребята и приедут работать в глубинку, не факт, что останутся там навсегда. Целевик-медбрат Амирхан Лузянин из села Оранжереи в Астраханской области честно признается: «Я отработаю, как обещал, и перееду в город. Хочу в городскую больницу устроиться и в медуниверситет поступить. Не хочу в селе прожить всю жизнь». Есть сомнения и у Натальи Барминой из поселка Волго-Каспийский, она целевик от Камызякской центральной райбольницы: «Меня там все знают: бабушка здесь была акушером, мама там же работает. Останусь ли в селе? Время покажет».
Что еще поможет зацепить их на рабочем месте? Жилье, пусть и служебное, детский сад, школа.
Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:
— Проблема в том, что целевой прием в том виде, какой сейчас сделан, не учитывает многие особенности.
Удержать в регионе можно материальными стимулами и предоставлением жилья. Если студент отучился семь лет в медвузе, он думает уже не только о работе, но и о семье. И вопрос жилья становится очень важным.
А что делать после окончания университета?Мой Путь.
«А что делать после окончания университета?»
Наверное, многие задают себе этот вопрос. Еще год назад я закончила университет. Было хорошо. Я даже смогла сдать диплом на 5! Радовалась. Планов вообще никаких не было. Казалось, все получится.
Но не получалось. Я находила работу и меня увольняли, или же я сама уходила. Раз за разом, месяц за месяцем. В итоге я дошла до такого состояния, когда стала каждое утро задавать себе вопрос: «А зачем я встаю с кровати?». Один из самых страшных вопросов в моей жизни.
И все. Я не видела ни надежды, ни смысла, ни толку. В какой то момент. в своём личном дневнике я написала фразу, которую запомню на всю жизнь: «Я не хочу жить. Наконец-то я нашла смелость себе в этом признаться». Мне перестало чего хотеться. Вообще и в целом. После того как я призналась себе в этом, не случилось просветления, не произошло изменений. Все было также. Я не жила, существовала.
И вот прошло пару дней. Я сидела за своим рабочим столом и тут вдруг в моей голове как будто прозвучал голос: «Что ты выбираешь, быть счастливой или умереть?». Знаете, так громко и с такой яростью я никогда не кричала про себя, но тогда я заорала: «Быть счастливой!».
Это был момент, когда я достигла дна и впервые оттолкнулась от него. Глаза открыла. Появилась надежда, знание того, что я смогу что-то дать миру. У человека в жизни есть 2 самых важных дня.Первый-когда он родился,и второй-когда понял-зачем.
После этого один из лучших наставников в моей жизни задал мне вопрос, который часто мы видим в пабликах вк: «А что ты любишь делать?». И я не просто призадумалась. я почти часа три провела просто лежа в кровати и думая, а правда, что?
Говорить! Всю жизнь я, сама не осознавая, наблюдала за тем, как говорят другие, за тем, что у них выходит хорошо, что можно сделать лучше. И даже уже учила людей – давала советы, рекомендации, просто никогда даже не задумывалась об этом действии. Оно было настолько буднично, как дышать. А дышим мы 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. И совсем не осознаем это, только лишь, когда слышим свое дыхание.
Что мне помогало? Мои друзья, которые кормили меня, давали денег на проезд, поддерживали меня. К сожалению, мои родители совсем не разделяли моего энтузиазма и пришлось временно не жить дома. Жила, где придется. Но я смогла! Еще и потому, что абсолютно все мои ученики своими теплыми словами, рукой помощи и дружественным плечом поддержки, каждый по-своему и все по-разному заряжали меня своей теплой энергией, которая просто давала сил встать с кровати.
Конечно, бывали дни, когда я просто садилась и плакала. От того, что морально выдыхалась. Но и с этим я смогла справиться, благодаря друзьям, тем, кто в меня верил! Благодаря улыбкам, сообщениям от моих учеников, которые были во всем мире!
Потом пришли первые деньги. Это был экстаз. И появилась еще одна мотивация, улучшились результаты. Я стала писать статьи, стала расти моя группа. да много еще чего поменялось.
Я выбрала счастье. Я выбрала свой путь.
Наверное, очень многого я хотела бы пожелать.
Помни о том, что самое темное время перед рассветом.
Если найдется в сердце своя правда, борись за нее.
Будь смелым и искренним.
Если увидишь страх, сразу иди навстречу ему. Или постой, но потом обязательно сделай рывок.
Помни, если неудача зашла в гости, после неё всегда зайдут сразу две радости!
Я верю в тебя. Потому что человеку нужен всегда хотя бы один другой человек, который бы поверил в тебя. Так вот, для тебя этим человеком могу стать я.
Именно поэтому я не перестаю поражаться силе воли своих учеников и готова раз за разом вкладывать частичку своей веры,в нового человека.(с)
П.С.Я уже рассказывала тут часть своего пути.Но хочу теперь рассказать всю историю.Что-бы если кто-то ждет надежду,знака. Вот он твой знак!
Если хоть одному человеку,поможет история моего пути,значит все не зря!
Спасибо за внимание!
Осень. Уже который год. Продвинутое рукожопие.
Забавен факт что даже если ты бесполезен обществу ты обязан существовать.
О ночных заработках пост
Вы когда-нибудь обращали пристальное внимание на «абсолютную» тишину в вашем, скажем, панельного доме? Если нет, я буду рада поделиться впечатлениями.
Итак, эмпирисеским путем я узнала, что соседи сверху обожают запускать посудомоечную машину с 3х до 4х (ночью наверно дешевле). Муж соседки слева стабильно приходит с работы в 23:15, затем они страстно выясняют оншения до 01:00 (+/-). А в 01:30 он (вот у кого стабильный распорядок) хлопает дверью (так, что стекла всего подъезда потом ещё долго гудят нежным звоном до самого 9 этажа) и к 03:30 он возвращается обратно изрядно выпившим, но уже не хлопая дверьми (все таки люди спят). Далее они с супругой уже вяло переугиваясь таки ложатся спать.
И вот где-то с 04 00 и до 06 00, наконец наступало время священной тишины. Моё время. Нет, разумеется я начинала предпринимать попытки звукозаписи часов с 23. И порой, мне даже удавалось попасть в правильный момент. но текстом книги можно было увлечься и реально не заметить того же лая собак на улице или проезжающего лифта (шум не очень большой, но сильно неравномерный. Трудно потом вычищать запись).
Время шло. Я страдала. Страдала и размышляла: каким образом возможно облегчить свой ночный труд?
Таким вот долгим и ни фига не бюджетным способом я продолжила свое восхождение на гору под названием «чистый звук».
Выпускникам колледжей и техникумов станет сложнее поступить в вуз без ЕГЭ
Разбираем изменения в порядке приема
Выпускникам учреждений среднего профессионального образования — колледжей, техникумов и профессиональных училищ — станет сложнее избежать ЕГЭ при поступлении в вуз.
Теперь высшие учебные заведения обязаны или проводить профильные вступительные по каждому предмету для тех, кто получил СПО, или принимать по ЕГЭ.
Изменения зафиксированы в приказе № 753, который вносит изменения в действующий порядок приема в вузы.
Кого коснется
Ежегодно около миллиона выпускников школ поступают в учреждения СПО. Часто это связно с двумя целями: начать освоение профессии пораньше и иметь возможность не сдавать ЕГЭ.
Около 10% выпускников учреждений СПО хотят продолжить обучение по программам высшего образования. Раньше у них было больше вариантов поступить без ЕГЭ, теперь это станет значительно сложнее.
Курс о больших делах
Как было раньше
У выпускников учреждений СПО было три варианта вступительных испытаний в вузы.
Сдавать ЕГЭ. Вуз имел право установить, что формой вступительного испытания на базе СПО служит ЕГЭ. В целом поступить по ЕГЭ можно было всегда, вне зависимости от учебного заведения.
Сдавать экзамены по общеобразовательным предметам по правилам, установленным вузом. Если от школьников требовали русский язык, математику и физику, то и от выпускников учреждений СПО требовали аналогичные экзамены. Но форму сдачи вуз устанавливал сам — обычно это письменная работа по билетам. Такой формат был самый частый.
Если выпускник школы мог сдать ЕГЭ один раз и направить его результаты во все вузы страны, выпускнику учреждений СПО приходилось сдавать экзамен в каждом вузе по местным правилам. Например, на экзамене по физике один вуз мог спрашивать теорию, а другой — просить решить несколько задач.
Сдавать иные экзамены, установленные вузом. Для бывшего ученика колледжа экзамен по биологии могли заменить на экзамен по фармации — дисциплине о лекарствах. Но такой формат не был распространен.
Что изменилось
Теперь вторая опция — с экзаменами по школьным предметам — недоступна. Университет должен для каждого общеобразовательного вступительного испытания установить соответствующее вступительное на базе профессионального образования или принимать только по ЕГЭ — эта опция остается у абитуриента всегда. В первом случае бывший студент колледжа вместо математики, к примеру, будет сдавать математику в технических науках, а вместо информатики — информатику в технических науках.
Для новых вступительных вуз должен руководствоваться «родственными» программами в среднем профессиональном образовании. Степень родства вуз определяет самостоятельно. Университет может рассуждать так.
Есть вузовская специальность — 31.05.01 «Лечебное дело». Ей соответствуют следующие программы СПО:
Университет открывает ФГОСы этих специальностей или учебные планы и смотрит, что изучают выпускники. Далее устанавливает, что желательными вступительными для него будут не просто химия и биология, как для школьников, а, скажем, анатомия человека и медицинская биохимия.
Есть вузовские специальности, которым соответствие на базе СПО найти сложно: 37.03.01 «Психология», 47.03.01 «Философия», 41.03.05 «Международные отношения» и другие. Например, Государственный университет управления не установил соответствия для направлений 39.03.01 «Социология» и 41.03.04 «Политология».
Исключение составляет русский язык. Он обязателен для всех поступающих вне зависимости от предыдущего образования. Вуз самостоятельно принимает решение, профилировать русский или оставить общеобразовательным, но профилирование русского мне пока не встречалось.
Что с этим всем делать
По идее, норма призвана облегчить выпускникам учреждений СПО поступление в вуз по профильной специальности. Пришел и сдаешь то, что учил в колледже. Но вуз может установить на разные специальности разные экзамены. В таком случае, если подавать документы сразу на несколько специальностей, разных вступительных будет слишком много.
Скажем, выпускник учреждения СПО хочет в 2022/2023 учебном году поступить в Государственный университет управления на одну из следующих специальностей: «юриспруденция», «реклама и связи с общественностью», «гостиничное дело». Для каждой из них будут разные вступительные испытания. А при приеме на базе среднего общего образования это все относится к обществознанию — и результат ЕГЭ по этому предмету сразу засчитают на всех трех направлениях.
Для абитуриента — выпускника учреждения СПО встает вопрос, не лучше ли сдать ЕГЭ вместо профильных экзаменов, ведь ЕГЭ примут везде.