Что нужно делать чтобы стать талантливым читателем
Как стать талантливым читателем
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:26, научная работа
Краткое описание
Содержание
1) Введение;
2) Понятия: чтение и талантливый читатель;
3) Аспекты талантливого читателя:
1) Не количество, а качество прочитанных книг;
2) Смысловое чтение;
3) Подтекстовое чтение;
4) Различные способы чтения;
5) Работа с книгой;
6) Вывод.
Вложенные файлы: 1 файл
ГОТОВО.doc
“Как стать талантливым читателем”
Научную работу выполнила:
Строкина Марина Сергеевна,
студентка 1-го курса МПГУ,104 гр.
2) Понятия: чтение и талантливый читатель;
3) Аспекты талантливого читателя:
1) Не количество, а качество прочитанных книг;
2) Смысловое чтение;
3) Подтекстовое чтение;
4) Различные способы чтения;
Анна Андреевна Ахматова «Читатель»
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд…
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен-
Поэта неведомый друг.
2) Понятия: чтение и талантливый читатель
Чтение- это не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие между автором и читателем.
3) Аспекты талантливого читателя:
1) Не количество, а качество прочитанных книг
2) Смысловое чтение
По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения:
2. ознакомительное (подвидами которого является выборочное чтение и чтение со сжатием информации)
Смысловое чтение- это то, которое требует полного и точного понимания содержащейся в тексте информации.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
3) Подтекстовое чтение
Геннадий Николаевич Поспелов, советский литературовед- теоретик, тесно переплетает понятие «подтекст» с понятием «психологизм», «. чувства и мысли персонажей порой лишь угадываются в их впечатлениях от окружающего и их поведении. Решающую роль здесь играют беглые, как бы вскользь брошенные суждения о чувствах и намерениях героев. »
Валентин Евгеньевич Хализев, доктор филологических наук, профессор, подробно говоря о подтексте, определяет это понятие как «предметно- психологическую данность. лишь угадываемую в словах, которые составляют текст произведения. В подтекст, как правило, «уходит» то, что связано с внутренней жизнью персонажей и лирических героев, с ее глубочайшими, потаенными пластами. ».
4) Различные способы чтения
Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того, чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить:
· какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет;
· в чем основной смысл книги;
· на какие смысловые или структурные части она подразделяется;
· какие основные проблемы автор стремиться решить.
Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Для этого необходимо:
· обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;
· обнаружить и интерпретировать самые важные предложения;
· обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы;
· определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.
При этом чтении читатель должен основное внимание уделить терминам и суждениям автора.
Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного пересказов, планов, конспектов, тезисов, аннотаций, отзывов, рецензий.
Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.
Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую читатели не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Но, увы, это не так, часто автор под знакомыми для нас словами подразумевает совершенно иные предметы и вещи.
Текст является лишь констатацией фактов и передачей информации. Будучи записанным, он абсолютно бесстрастен. Истина познается лишь путем понимания подтекста. Прочитанное одним человеком совсем не обязательно совпадает с тем, что увидит в данной статье другой.
В заключение хочется обратиться к мыслям великого педагога 17 века Я.А. Коменского, который писал: «Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребёнка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашёл привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний».
Сочинение на тему Что значит быть талантливым читателем
Чтение книг — увлечение для людей по всему миру. Чтение полностью поглощает, вовлекая в свой мир приключений и страстей, интриг. Но каждый читатель видит книгу по-своему, кто-то больше, кто-то меньше, а кто-то способен лишь запомнить картинки, которые там нарисованы.
Это отличие людей и есть то, что называют талантом к чтению. Даже если человек перечитал сотни книг, это вовсе не значит, что его чтение было качественным, что он анализировал каждое предложение автора, что он уловил главные идею и смысл книги. Чтение как процесс не несёт в себе никакой пользы, кроме тренировки для скорости читки. Пользу несет осознанное чтение, понимание каждой детали, которую автор укрыл от обычных читателей, чтобы более смышлёные, более догадливые и глубокие люди видели всю гениальность действительно великого автора.
Кроме того, талантливый читатель перед тем, как слепо браться за какую-то книгу, прочтёт несколько рецензий, полистает историю создания этой книги, определит жанр и принадлежность какому-то направлению, чтобы иметь отчётливое представление о том, с чем ему предстоит столкнуться.
Во время прочтения книги талантливый читатель будет делать заметки на бумаге или у себя в голове о вещах, которые его заинтересовали, о которых он хотел бы узнать больше. Будь то исторические события, личности или незнакомые слова, он будет их запоминать, чтобы в дальнейшем узнать о них больше.
После прочтения же книги талантливый читатель возьмётся за анализ прочитанного, составит в голове характеристика главных героев, подумает о том, чему учит эта книга, в чём заключалась главная идея и как она была реализована. Кроме того, он заметит недостатки книги, отметит про себя важные моменты, которые портят общее впечатление о произведении.
Конечным же этапом для вдумчивого прочтения, если вы стремитесь стать талантливым читателем, я думаю, станет написание собственной рецензии. Когда человек на письме или в электронном виде выражает своё мнение, оно лучше запоминается, во-первых, а во-вторых, в любой момент можно найти написанное или напечатанное, чтобы вспомнить, что конкретно тревожило в момент прочтения книги. Это очень важно, потому что любые книги рано или поздно начинают стираться из памяти, если не пользоваться знаниями, полученными из неё.
Сочинение про Талантливого читателя
В процессе чтения книги мой ум часто уплывает в неведомые дали, и эти дали написаны совсем не автором книги. Зачастую эти мысли просто появляются как ассоциации с сюжетом и содержанием и развиваются далее самостоятельно.
Вот так страница за страницей книга как будто читается, хотя в действительности действие выполняется сугубо механически и ум, где-то далеко.
Подобное возможно видеть и в других примерах деятельности. Ведь иногда за монотонным занятием отвлекаешься от дела и начинаешь размышлять о чем-то другом, а делом совсем не занимаешься.
Какой- отсюда следует сделать вывод? Читать нужно уметь. Нужно проявлять старание и также концентрацию внимания.
Однако, такие умения тоже являются более механическими действиями и по большей части относятся к наработанному навыку, а не к таланту. Быть талантливым читателем означает к этим умениям подключить также и творчество, некий творческий импульс, который преображает деятельность. Тут нужно не просто ясно осознавать мысли, которые передает через книгу автор, но и пропускать эти мысли через себя оригинальным и чутким образом.
Наподобие того как картина имеет массу оттенков и различных деталей, книга тоже искрится множеством оттенков. Ведь каждое слово несет какой-то смысл, а в тексте они сочетаются в тысячах разнообразных комбинаций. Помимо этого есть контекст, есть особенности автора и множество остального.
Талантливый читатель – не всегда эрудит, хотя, конечно, полезно порой знать побольше и об авторе и о произведении, которое читается. Тем не менее, умение талантливого читателя заключается в способности пропускать произведение через собственный личный опыт и восприятие.
Например, мы читаем классиков, речь идет о событиях далеких с совершенно иным укладом общества и отношений, но мы можем пропустить через себя эмоции героев, сравнить рассуждения героев с собственными мыслями и поступками. Наверное, талантливый читатель также умеет брать из книги только положительное и полезное. Даже если книга не так интересна и автор не особенно талантлив, талантливый читатель способен «поработать» сам и в какой-то степени даже доделать дело автора в собственном сознании.
Популярные сочинения
«Преступление и наказание»
Книгу Достоевского называют образцом криминального романа. Это произведение, действительно, имеет все признаки детективного жанра. Но слово «наказание» здесь имеет отнюдь не юридический оттенок. Скорее христианский. Раскольников нарушает одну из заповедей. Он действует согласно античеловеческой теории. И это едва не приводит его к нравственной гибели. Спасает его вера.
Понять глубину романа Достоевского в подростковом возрасте сложно. Талантливым читателем можно назвать, пожалуй, человека, который после окончания школы снова возвращается к произведениям классической литературы, среди которых одним из важнейших является «Преступление и наказание», дабы взглянуть на переживания героев с высоты жизненного и читательского опыта.
«Мы читаем роман, роман читает нас», «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты», – слышим мы порой вокруг. Говоря о проблемах чтения, зададим вопрос, а кто виноват в нашей нелюбви к чтению? Одни говорят, что это – родители, другие – школа, третьи, чтобы не винить ни первых, ни вторых, обобщают и указывают на общество, списывая всё на социальную неустроенность.
Что ответить всем участникам этой общественной дискуссии? Первые шаги в формировании культуры чтения делает маленький читатель с родителями, в семье. Чтение как необходимый вид учебной деятельности развивается в школе, особенно в начальном звене. В старших классах учащиеся имеют представление об особенностях художественного творчества и считают себя вполне квалифицированными читателями, способными оценить любой поэтический шедевр. Но чтение художественной литературы все равно не становится насущной потребностью у современного школьника. Поэтому в педагогическом университете приходится формировать заново читательскую культуру будущих педагогов, их литературно-творческие и исследовательские умения.
Формирование основных профессиональных компетенций будущих словесников начитается с первого курса. На этом этапе важна предварительная диагностика. Мне всегда интересно, кто пришел на филфак, какой материал мы получаем в работу, каков уровень читательского развития студентов-филологов. Перед изучением дисциплины «Введение в литературоведение» мы проводим с первокурсниками анкету «Читателя-филолога», в которую включены следующие вопросы:
Результаты диагностики позволяют выстраивать работу по ликвидации литературоведческой безграмотности (через изучение художественных тропов, теории художественного произведения – темы, проблематики, идейного мира, сюжета, композиции и др.). На практических занятиях прорабатываем поэтические размеры, учимся писать отзыв о лирическом стихотворении и пр.
В конце первого семестра студентам предлагается выполнить заключительную контрольную работу, которая включает три вопроса:
первый – теоретический (цель – умение найти необходимые литературоведческие источники, правильно их проанализировать, отсортировать, изложить последовательно материал, продемонстрировав грамотное цитирование научных источников);
второй – практический, демонстрирующий умения студентов анализировать прозаический или стихотворный текст (цель – умение перенести усвоенный теоретический материал в новую ситуацию и применить его при анализе текста);
третий – отзыв о лирическом стихотворении.
Получив литературоведческую базу, студенты применяют ее при анализе художественных произведений в процессе изучения историко-литературных курсов. Эта кропотливая работа часто сочетается с творческими заданиями. Например, прочитайте рассказ (имя автора и заглавие не известны), определите тему, идею, проблематику произведения. Найдите образы-символы в повествовании. Подумайте, какое заглавие мог дать автор этому рассказу. (Объектом анализа был рассказ Л. Улицкой «Капустное чудо».)
Внимательное отношение к слову писателя продолжается при изучении курса детской литературы. В школе очень часто учителя предлагают додумать историю героя. Такую работу по развитию фантазии, творческого воображения проводим и мы. (Вспомним талантливый прием, предложенный Дж. Родари в «Грамматике фантазии», – придумать три концовки к одной из известных сказок.)
Студенты выполняют творческие задания, связанные с переосмыслением, интерпретацией художественных текстов. Например, задание, предложенное для студентов второго курса: сочинение-импровизация «Старая сказка на новый лад».
На предвыпускном и выпускном курсах приобщить будущих учителей к художественному слову и чтению помогают занятия по методике преподавания русской литературы. По учебной программе этой дисциплины предусмотрены два практических занятия, целью которых является изучение культуры чтения как методической проблемы:
Ознакомившись с материалами предложенных методических пособий, студенты составляют ассоциограмму к словам «чтение» и «грамотность», создают модель «Идеального читателя».
Ответы студентов направлены на выявление качественных характеристик читающего человека. Приведем некоторые:
Идеальный читатель – это человек,
Рейтинг «Пути воспитания читателя» выстраивается студентами-филологами следующим образом:
Воспитание читателя должно осуществляться…
Моделируются ситуации выбора при разрешении педагогических проблем:
Рекомендации для родителей:
Особого внимания и терпения при работе с художественными текстами требуется от студентов при составлении конспектов уроков в период проведения практических занятий по методике преподавания русской литературы и педагогической практики. На подготовительном этапе учитель-стажер должен задаваться вопросом: какова главная методическая заповедь при написании конспекта урока?
Ответ однозначен: единство методической и литературоведческой концепций учебных занятий.
Литературоведческая концепция – это определение темы урока, его проблемности, концептуальности в разборе художественного текста. «Что я хочу донести до своих учеников?» – говорит себе будущий словесник. И поиск ответа заставляет отбирать эпизоды для анализа. Идет кропотливая работа над составлением вопросов, над продумыванием «подводок» от учебной ситуации к ситуации. Он должен проиграть все задания, все творческие задумки, чтобы уверенно себя чувствовать на уроке; учесть все виды комментариев, все виды словарной работы. Особой популярностью среди студентов пользуются творческие задания: коллаж «Онегин наших дней», проект «Мой учитель» (подбор цитат из художественных произведений о любимой профессии).
Откройте книгу Дины Рубиной «Больно только когда смеюсь» и прочтите те высказывания, которые предлагает современная писательница о педагогической профессии: «…Если уйдет чародей и останется только рассказчик и учитель, мы очутимся в неинтересной компании» (Набоков). Или еще: «Он во что бы то ни стало должен постоянно держать внимание читателя. Возможно, кто-то назовет это трюкачеством. А кто-то с восхищением будет следить за стремительным сюжетом… Разумеется литературное произведение – это не лекция, а сложная художественная структура. Между прочим, этот поистине лоцманский талант лавирования пригождается в литературе точно так же, как и в жизни». Разве это не об учительском таланте?
А вот еще одна методическая подсказка писателя будущему учителю: «Когда бы и где бы ты ни вышла на публику, ты должна немедленно взять их за шкирку. В первое мгновение. Во второе – будет поздно. А когда они уже твои, ты можешь читать им телефонную книгу или правила противопожарной безопасности».
Очень большие возможности в развитии читательской культуры имеет внеклассная работа по литературе. На филологическом факультете УО МГПУ имени И. П. Шамякина проводится спецкурс «Внеклассная работа по русской литературе», на котором студенты получают практические советы по организации литературного просвещения и воспитанию школьников. Все мероприятия факультета нацелены на просвещение обучающихся, на привитие им любви к чтению, на формирование их литературно-творческих и исследовательских умений. Темы воспитательных мероприятий чаще всего связаны с юбилейными датами («Певучая душа России: литературно-музыкальный конкурс», посвященный 125-летию со дня рождения Сергея Есенина). Но творческий поиск приводит нас к новым авторам и новым произведениям («Стихи в прозе И. С. Тургенева»), к новым формам подачи литературного материала через интеграцию с другими видами искусства («Лирика М. Ю. Лермонтова в кинематографе, музыке, театре»).
Таким образом, учитель, который любит читать и умеет квалифицированно проанализировать текст, формирует не только свою собственную читательскую культуру – он «культивирует» новую образовательную среду, в которой царит книга и ее читатель.
М. Г. Лобан, старший преподаватель кафедры белорусского и русского языкознания УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина»
Пример: «Мастер и Маргарита»
Роман завоевал любовь миллионов читателей. В чем уникальность этого произведения? Почему оно вызывает интерес у людей различного возраста и уровня образования? В подростковом возрасте читатель знакомится с творением Булгакова, и его завораживает мистичность сюжета. С приобретением жизненного опыта он способен оценить и искрометный булгаковский юмор. Но лишь поистине талантливому читателю доступна глубокая философская идея этого произведения.
Идея романа основана на библейском сюжете. Оценить мудрость слов Иешуа может лишь личность глубокая, мыслящая. Герой Булгакова говорит о трусости как о самом страшном пороке. Он намекает на недостоверность записей Матвея. Использование евангельских мотивов позволяет автору выразить свою нравственную позицию, оригинальные взгляды на историю христианства. Познать идею романа не может читатель, для которого эта книга стала одной из первых. Для анализа произведения следует прочитать немало критических статей, биографических произведений о писателе. Следовательно, читать книги — не значит понимать их содержание. Для понимания термина «талантливый читатель» следует привести еще один пример из литературы.
Формирование литературных предпочтений
В знаменитой поэме Гоголя присутствует персонаж, проявляющий необыкновенную любовь к книгам. Но автор отмечает, что читать он любит не оттого, что ценит литературные сочинения, а из любви складывать буковки в слова, а слова в предложения. Увлечение этого героя автор описал не без сарказма. В реальной жизни если и встречаются подобные личности, то весьма редко.
Талантливый читатель — это личность, которая получает удовольствие от знакомства с книгой, но содержание ее не забывает сразу же после прочтения. Литература — источник духовного, нравственного и интеллектуального обогащения. Читать нужно уметь. И тот, кто освоил это искусство, увлекаться художественными произведениями бессистемно не будет. А следовательно, талантливый читатель — это любитель прозы и поэзии, сформировавший собственные литературные предпочтения.
Словосочетание, значение которого раскрывает эта статья, можно использовать по отношению к человеку, который изучил не одно сочинение русского или зарубежного писателя. Но, в отличие от героя Гоголя, научился анализировать прочитанное.
Итоговое сочинение по литературе на тему: Что такое талант?
ТЕЗИС
Талант — это особый, редкий дар, данный человеку свыше. И если у человека он есть, то рано или поздно обязательно проявится. Нет людей совершенно не обладающих талантами. Каждый может делать что-то лучше, чем окружающие. Каждый человек талантливый. Но далеко не каждому удается обнаружить в себе одаренность и проявить ее. Для того, чтобы раскрыть их в себе необходимо приложить много усердия. Постоянно пробывать что-то новое, то что раньше никогда не делал. Талантливые люди должны иметь сильный характер и суметь не растерять свой дар. Поэтому нужно стремиться к саморазвитию, совершенствованию. Так, что такое талант? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, талант-это дар свыше и, безусловно, дается каждому человеку. А вот раскрыть его в себе, развить и воспользоваться им могут единицы. За доказательствами обращусь к произведениям художественной литературы.
АРГУМЕНТЫ
Например, повесть Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант». Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. С детства мальчик интересовался игрой конюха Иохима на свирели. Мальчик начал тянуться к музыке сам начал осваивать дудочку, а после и фортепиано. Музыка помогала ему воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось преодолеть много испытаний, чтобы принять себя таким, каким он есть и в дальнейшем он стал пианистом. Петруся прославился,и о его таланте много говорили. Таким образом, талантливому музыканту удалось добиться признания окружающих и обрести личное счастье. Он смог раскрыть в себе настоящий талант и развить его до большого успеха.
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения. Например,повесть Николая Васильевича Гоголя «Портрет». Главный герой повести, молодой бедный художник Чартков, осознает непопулярность истинного искусства. После покупки портрета азиата, жизнь Чарткова меняется. Из картины выпадает сверток с тысячей червонцев, и на эти деньги художник приобретает все необходимое для написания картин, а также переезжает в роскошные апартаменты. Он начинает заниматься портретами на заказ, чтобы не голодать, и постепенно приобретает славу прекрасного живописца и признанного критика. Однажды он видит картину, написанную его старым товарищем, и она поражает его до глубины души. Художник пытается снова создать нечто прекрасное, однако ничего, кроме посредственных поз и лиц, у него не выходит. По своей вине, гонясь за состоянием, Чартков лишился своего дарования и остался несчастен, осознав это. Этот пример доказал, что талант есть, но Чартков не развивал его, а думал о своём богатом состоянии, всё это привело к потере его дара.
ВЫВОД
Таким образом, талант — выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык, и приводят к наибольшему успеху в той или иной области. Каждый человек обладает талантом. Такие люди добиваются наивысших успехов и перед ними открываются все горизонты для проявления своих способностей. Возможно, не у каждого получается раскрыть талант в полной мере, но все же, он есть.
Как стать настоящим читателем?
Все мы знаем, как тяжёл и вдохновенен труд создания художественного произведения. А. С. Пушкин десятки раз вычеркивал слово из строки в поисках единственного, необходимого. Н. В. Гоголь, не удовлетворённый своим творчеством, сжёг рукопись второго тома «Мёртвых душ». Л. Н. Толстой лучшее десятилетие своей жизни отдал мучительной работе над «Войной и миром». Молодой Михаил Лермонтов так писал о муках творчества:
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую; но слов
Не нахожу, и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь.
Труд читателя, по сравнению с писательским творчеством, кажется, на первый взгляд, лёгким и репродуктивным. Да, мы читаем книги не для мук и труда, а для наслаждения.
Но чтобы стать настоящим читателем, чтобы быть равноправным собеседником писателя, надо пройти школу не менее трудную, чем школа создания произведений. С. Маршак писал: «Именно на них, на этих чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота событий, верного слова. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».
К сожалению, это происходит не всегда. Более того, не так уж часто сегодня, в век компьютеров и телевидения, можно встретить по-настоящему талантливого читателя.
Что же нужно делать, чтобы стать настоящим читателем?
Развитие эмоционального восприятия литературного произведения
Всякое настоящее произведение искусства вызывает у нас противоречивые чувства, борьбу мнений и оценок. Поэтому в ходе чтения и после него нас не оставляет желание говорить о нём, делиться своими впечатлениями и эстетическими переживаниями, думать о нём. Эти размышления могут быть стихийными. Но для того чтобы они приводили к каким-то определённым итогам, к законченным выводам, к пониманию концепции произведения, они должны обрести последовательность и направленность. Это уже, собственно, и будет анализом художественного текста. Анализ текста — это путь от стихийных читательских впечатлений и переживаний к пониманию позиции, точки зрения автора. Анализ требует определённых знаний и умений. Но для читателя- ребёнка, пожалуй, важнее не столько усилия разума. Это придёт позже.
Самым важным для маленького читателя является развитие его умения эмоционально сопереживать, сорадоваться и сострадать воображаемым героям, картинам, обстоятельствам. Способность чувством отзываться на художественный текст — это ключ, который открывает читателю мир художественного произведения. Пушкин писал об этом эмоциональном оживании печатной строки в душе читателя как о чуде, как о счастье:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.
Чем глубже читатель эмоционально откликается на мир чувств литературных персонажей, тем ярче и полноценнее он воспринимает художественное произведение и тем оно интереснее для него. Читатель, способный к такому чтению, проживает не одну, а много ярких и разнообразных жизней. Он становится богаче духовно, если в чтении участвуют и ум, и сердце.
На мысленном экране, или Как работает воображение читателя
Среди процессов, формирующих настоящего читателя, воображению принадлежит особая роль.
Для детей воображение — естественная форма их мышления. Многовековая фольклорная, а за ней и литературная традиции создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, — сказку. Дети буквально живут в сказочном мире. Казалось бы, поэтому о развитии детского воображения не стоит и говорить — оно и так бурлит в детском возрасте. Известный психолог Л. Выготский считает, что это не так: у ребёнка опыт беднее, чем у взрослого, интересы проще и элементарнее, отношения со средой лишены той сложности и многообразия, которые присущи мышлению взрослого человека. Следовательно, детское воображение не так богато, как воображение взрослого. Оно обогащается в процессе развития ребёнка, и здесь литература как вид искусства незаменима.
Как показывают психологические эксперименты, некоторые школьники при чтении художественной литературы не создают в своём воображении картин, изображённых авторским словом. Дети с «ленивым» воображением не создают в своем сознании «зрительного ряда», пропускают авторские описания как нечто скучное. Конечно, такие читатели не станут читать взахлеб произведения, которые «незадавали», и будут плохо ориентироваться в тех, которые «проходят» в школе.
Кто же в этом виноват?
Дети приходят в школу с разной степенью развития воображения. У некоторых образное воображение преобладает над словесно-логическим мышлением — они «художники». А есть такие, у которых словесно-логическое мышление доминирует над образным, — они «мыслители». Чаще затрудняются «увидеть» в своём воображении литературных героев читатели-«мыслители». Они подменяют образы словами, абстрактными знаками.
Понаблюдайте за своим ребёнком — к какому типу мышления он тяготеет? Если он способен самостоятельно «населить» математику и грамматику живыми персонажами, если он с удовольствием сочиняет сказки и рисует воображаемых героев — он «художник» по своему типу мышления. Поэтому у него вряд ли будут проблемы с восприятием литературных образов. Если же это не так, то стоит поработать над развитием образного мышления вашего ребёнка, тем более что в школьном преподавании упор делается на развитие логического, а не образного мышления учащихся.
Что же можно предложить такому ребёнку?
Прежде всего не упустите возможности использовать наглядные средства, «материализующие» словесные образы:
• внимательное рассматривание иллюстраций художника к только что прочитанным текстам;
• создание собственных рисунков. Не пожалейте времени на вычитывание текста с красками и карандашами, не упустите возможности развить зрительное воображение ребёнка;
• конструирование из бумаги, пластилина персонажей литературных произведений и декораций;
• инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придётся не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства, портретные характеристики, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении;
• разговор о прочитанном произведении начинайте с вопроса: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своём воображении, когда читал?»
В детской литературе не часто, но все же встречаются образы, которые нельзя представить зрительно. Эти «невообразимые» образы выражают чувства, переживания, размышления героя или автора. Здесь ребёнку понадобится включить не столько своё зрительное воображение, сколько опыт чувств, эмоциональных переживаний и размышлений о мире.
Воображение не поддается жёсткому управлению, как, например, решение математических или грамматических задач и упражнений. Это глубоко субъективный, интимный процесс. Поэтому постарайтесь избежать в этом процессе какого- либо давления на маленького читателя.