Что нужно делать чтобы не спать за рулем
Как не уснуть за рулем – лучшие советы для водителей Версия для печати
Статистика свидетельствует о том, что причиной 20% серьезных ДТП является снижение внимательности из-за усталости и засыпание за рулем.
Неуправляемая легковушка, движущаяся со скоростью 60-80 километров в час, способна натворить немало бед. А уж о несущихся по трассам фурах и говорить нечего. Давайте порассуждаем: если дальнобойщик, который едет со скоростью 100 километров в час, заснет хотя бы на три секунды, то успеет промчаться около 80 метров. Вывод определенный – однажды заснув за рулем, можно никогда не проснуться. Причем пострадаете не только вы, но и, скорее всего, другие участники дорожного движения.
Многие водители уверены, что способны зафиксировать первые признаки засыпания за рулем, отреагировать и предотвратить опасность. Однако, как отмечают немецкие ученые, опыты говорят о другом: даже водители-профессионалы зачастую переоценивают свои возможности, не замечают усталость и пропускают момент, когда их мозг отключается.
Особенно внимательным нужно быть по ночам. Ведь человеческий организм настроен на сон именно в темное время суток. Кроме того, обращайте внимание на свое состояние во время длительных поездок – они сильно выматывают. Если вы хотите садиться за руль перед долгой дорогой или ночным путешествием, то следует хорошо отдохнуть.
Самые действенные способы, которые позволят водителю взбодриться
По мнению специалистов, прямо перед непродолжительным сном можно выпить чашку кофе. Дело в том, что этот напиток начинает действовать не сразу, а примерно через полчаса. Так что вы проснетесь с двойным зарядом бодрости.
В целом кофе является известным психостимулятором. При этом нужно помнить, что кофеин просто использует ресурсы организма. Он сужает сосуды и увеличивает частоту сердечных сокращений.
Когда действие кофеина закончится, наступит обратная реакция. В итоге спать захочется еще больше.
Помогает в дальних поездках и зеленый чай. В его состав входят танины, которые стимулируют активность головного мозга. Но даже если от чая не будет особого толка, мочегонный эффект заставит водителя периодически останавливаться. Такой рваный темп определенно добавит концентрации внимания.
Прийти на помощь может и энергетический напиток. В их составе обычно содержится таурин, кофеин, экстракт гуараны. Впрочем, чрезмерное употребление энергетиков может привести к проблемам с энергетическим балансом организма. Также не следует злоупотреблять специальными «бодрящими» таблетками.
Еще один вариант – нужно заняться физическими упражнениями. Следует выйти из машины, сделать несколько гимнастических упражнений или совершить пробежку. После этого сонливость должна пройти.
Также во время остановок следует умываться холодной водой. Но этот способ эффективен в том случае, если его повторять раз в полчаса – не реже.
Помогут не заснуть за рулем и веселые попутчики, которые будут разговаривать и спорить. Но здесь важно не переборщить, так как слишком оживленная дискуссия может отвлечь водителя и снизить его реакцию.
Также добавить энергии может легкая трапеза, состоящая из овощей и фруктов. Тяжелой пищи лучше избегать, так как это только лишняя нагрузка на организм. И борьбе с сонливостью такая еда не поможет.
Возьмите с собой в путь горчичники. Жжение позволит отыграть у сна еще некоторое время. Горчичник лучше всего расположить на спине – между лопаток.
Если в машине есть пассажир, то можно поставить перед ним задачу: сесть на заднее сиденье и в зеркало заднего вида внимательно следить за глазами водителя. Если они начнут слипаться, нужно немедленно дать об этом знать.
Водители с опытом дают совет возить с собой апельсин. Если вы начнете засыпать, нужно очистить плод и вдохнуть запах. Цедру следует разложить по машине. Этот способ также позволит немного продержаться без сна.
Серьезно взбодрить может и свежий воздух. Можно, к примеру, открыть окно автомобиля или поставить климат-контроль на 16-17 градусов.
Многие современные автомобили оснащены специальными системами, способными отслеживать состояние и поведение водителя. Или же их можно купить отдельно. Эти устройства будут подавать звуковой сигнал или направлять в лицо водителя струю холодного воздуха, если он начнет засыпать. Впрочем, данные системы еще недостаточно совершенны, так что полностью уповать на них не стоит.
Лучше не бороться, а подчиниться – мнение дальнобойщиков
Блогер-дальнобойщик Анатолий Кречетов уверен, что если вы ходите спать, не стоит себя заставлять ехать дальше. Лучше остановиться и отдохнуть.
Такого же мнения придерживается дальнобойщик Данил Рудей.
Как поступают дальнобойщики, чтобы не уснуть за рулем
Отправляясь в автопутешествие, многие водители предпочитают покидать родные края еще затемно. Одни стараются выехать рано утром, чтобы успеть до пробок. Другие выезжают в ночь, обосновывая это тем, что так их пассажирам, особенно детям, легче переносить дорогу, да и по ночной прохладе ехать много комфортнее. И отчасти и с теми, и с другими можно согласиться.
Однако не все легко переносят хорошо подобные «ранние» выезды. Через какое-то время монотонность дороги, комфорт подвески автомобиля, сумрак и тишина в салоне делают свое дело — клонить в сон начинает и тех, и других. И в этом кроется большая опасность, в том числе и для других участников дорожного движения. Фаза быстрого сна наступает незаметно, и длиться какие-то секунды. Однако за эти секунды автомобиль, двигающийся на высокой скорости, успевает проехать не одну сотню метров. И для некоторых эти метры становятся последними в жизни. Но есть ли способ избавится от сонливости?
Увы, но способов бодрствовать, когда организм требует спать, не так уж и много, и все они, как говориться, от лукавого. Да, можно пить кофе. Однако эффект от него не продолжительный. А по истечении срока действия порции кофеина спать хочется еще больше. Поэтому вы пьете одну чашку за другой, чтобы удерживать уровень бодрящего кофеина в крови высоким, и вредите тем самым организму. Либо пьете энергетики, чья «отрава» похлеще кофе. Если здравый смысл возобладал над вами, и вы не рассматриваете «бодрящие напитки» в качестве средства борьбы со сном, а ехать нужно, можно позаимствовать излюбленный способ бодрствования ночью у дальнобойщиков. Пакет с семечками, и час-другой жевательные рефлексы будут гнать сон прочь.
Впрочем, у способа с семечками также есть обратная сторона. Работая челюстями и одной рукой, вы отвлекаетесь от руления. И если впереди внезапно возникнет опасная ситуация, а у вас в руках семечки вместо руля и стаканчик для плевел между коленями, то дело — труба. Сперва вы потратите драгоценные доли секунд на то, чтобы схватится второй рукой за руль. Одновременно с тем разожмете колени, чтобы затормозить, и выроните стакан с мусором прямо в область педального узла. А дальше, как повезет. В общем, тоже так себе способ.
К тому же, даже работая челюстями, ваш организм, под воздействием многолетней привычки ночью спать, будет бороться с вашим желанием ехать. И даже если сон удастся прогнать, состояние в виде заторможенных реакций, притупленной бдительности и неспособности мозга молниеносно реагировать на стремительное развитие событий на дороге все равно будет сопровождать вас до того момента, пока вы не остановитесь, и не поспите.
Самое лучшее, что вы можете сделать для своего организма перед ночным перегоном — это выспаться. И даже если ваше самочувствие идеально, и вы считаете, что можете проехать за раз тысячу, а то и две километров, не теряйте голову — не стоит напрягаться, и ехать за рулем более четырех с половиной часов. Чаще останавливайтесь на разминку и отдых — за те 15—45 минут, которые вы потратите на восстановление сил, море и горы не станут от вас дальше.
А если клонит в сон несмотря ни на что, то нужно остановиться, и вздремнуть. Даже 15—30 минут сна способны снять усталость, и придать новых сил организму. Проверено опытными водителями, и не раз.
Надень в дорогу нейрокепку
По прогнозам специалистов, уже в конце 2019 года будет реализована новая система контроля бодрствования водителей. Специальные нейрокепки наденут на водителей общественного транспорта. Начнут с Подмосковья. К этому времени появится необходимое законодательство. Об этом сообщил исполнительный директор отраслевого союза Национальной технической инициативы «Нейронет» Александр Семенов.
Разработкой уже заинтересовались компании-перевозчики. Дополнительно для водителей будет доступно мобильное приложение. Сейчас оно находится на стадии тестирования. При помощи приложения компания сможет отслеживать физическое состояние водителя на расстоянии.
При этом цену нейрокепки планируют снизить до 3-4 тысяч рублей, с условием платной подписки. В настоящий момент цена кепки составляет около 10 тысяч рублей.
Надо заметить, что на рынке уже давно существуют гаджеты для водителей, которые могут «разбудить» его в случае повышенной опасности. Помимо нейрокепок есть и другие, зачастую более компактные и удобные приборы контроля водительского состояния.
Антисон
Работает прибор на аккумуляторе. Принцип действия устройства заключается в контроле наклона головы водителя. Настройки устанавливаются заранее. Как только голова падает ниже запрограммированного уровня, наушник пищит неприятным слуху звуком. По задумке, водитель должен мгновенно проснуться. Но есть один минус. Если водитель запрокидывает голову назад, на подголовник, наушник не распознает наклона. Тогда можно обратиться к другим гаджетам.
Гаджет на пульсе
«Сонная» камера
Мозговой контроль
Компания Ferrari представила разработку для водительских кресел. В подголовник сиденья встроены биометрические беспроводные датчики. Они измеряют мозговую биоэлектрическую активность водителя. То есть напрямую получают информацию от человеческого мозга. В зависимости от состояния водителя происходит автоматическое снижение подачи топлива, и автомобиль останавливается.
Маяк на панели Anti Sleep Pilot
Гаджет-сигнализатор внешне напоминает небольшой маячок. Его устанавливают на панель автомобиля. Перед первым применением нужно создать водительский профайл и внести свои данные касательно стиля вождения. При помощи датчиков сигнализатор контролирует состояние шофера.
Периодически гаджет просит выполнить какие-либо задания, чтобы проверить бдительность управляющего. И если реакция окажется подозрительно медленной, робот предложит водителю остановиться и отдохнуть. Такой вот интерактивный способ контроля.
Активная безопасность
Куда более интерактивной может показаться система салона фирмы Ford. Здесь целый комплекс средств контроля состояния водителя. Машина способна распознавать дорожное покрытие и плотность потока. Отслеживать действия водителя, его маневренность. Исходя из этого транспортное средство может скорректировать свое движение на дороге. Более того, сам водитель «прослеживается» по всем параметрам. Рулевое покрытие измеряет пульс и температуру ладоней, инфракрасный датчик фиксирует температуру лица, а ремень безопасности замеряет частоту дыхания. И когда машина «поймет», что водитель уснул, то она не спеша остановится и сама включит аварийку.
Компания Toyota предлагает похожие системы контроля для водителей-пенсионеров и сердечников. В экстренной ситуации автомобиль способен затормозить или при помощи встроенной навигационной системы отвезти больного до ближайшего медпункта.
На данный момент снабжать водителей общественного и грузового транспорта нашумевшими нейрокепками на самом деле невыгодно. Пока что цена слишком завышена. Есть гаджеты более компактные и доступные. Частные автовладельцы уже давно пользуются такими приборами.
Плюс к этому надо учитывать изменения в сфере коммерческих автоперевозок. Требования к автовладельцам, будь то физические или юридические лица, одинаковые. Но суммы штрафов сильно разнятся. Поэтому и происходит перерегистрация владения с юрлица на физлицо. Но бизнес, по сути, остается тем же. Проще говоря, люди не хотят платить больше и готовы прибегать к самым разным способам увиливания от ответственности. Если они не могут оплатить штраф, то где тогда взять деньги на кепку, пускай даже и за 4 тысячи рублей? Можно же купить наушник за 70 рублей. Тем не менее некоторые компании-перевозчики все же разработкой заинтересовались.
Заместитель председателя общественного совета при минтрансе Наталья Агре поддержала идею введения гаджетов против сна для водителей коммерческого автотранспорта.
Бороться со сном за рулем водители пытаются давно. Самый первый гаджет для этого был придуман еще во время Великой Отечественной войны. Водители, которые ездили на полуторках по Дороге жизни, крепили к потолку кабины простой армейский котелок, набитый гайками и болтами. Мало того, что он гремел всю дорогу, не давая заснуть, но, если у водителя от усталости падала голова, он бился об этот котелок и тут же просыпался.
Пять секретов, что делать, чтобы не уснуть за рулем?
Пять секретов, что делать, чтобы не уснуть за рулем?
Добрый день. Как вы уже догадались в сегодняшней статье мы будем рассуждать на тему, что делать чтобы не уснуть за рулем, и не попасть вот в такое ДТП:
Как понять, что вы засыпаете?
Когда едешь в машине один, очень сложно понять что ты засыпаешь. Первые симптомы начала засыпания — момент, когда начинаешь замечать свои моргания. В обычной жизни человек моргает раз в 10-15 секунд и не замечает этого.
Если вы поняли что замечаете моргания, попробуйте умножить 15 на 5 в голове, обычно данная математическая операция не вызывает сложности, но при крайней усталости умножить даже однозначные числа бывает затруднительно.
Иногда усталость (засыпание), проявляется в виде галлюцинаций. Например, после 12 часов за рулем, я наблюдал перебегающие через дорогу столбики ограждения, в еще одном случае я видел, что за место леса еду по темному городу, то есть дома высокие, в домах окна, а в них нет света. Занятно выходишь из машины, а за место домов лес, соответственно после этого я останавливался спать….
Как пассажиру понять, что засыпает водитель?
Чтобы понимать состояние водителя важно вести с ним постоянный диалог. Я сам, будучи водителем, замечал, что пассажиры часто задают вопрос: «Ты как?», обычно водитель отвечает: «нормально» и едет дальше. Проблема в том, что чтобы ответить «нормально», думать не надо, этот ответ дается автоматически.
Если вы хотите контролировать состояние водителя, спрашиваете о чем-то более осмысленном, например: «где мы едем?», «сколько километров осталось до места назначения?» или «что подарить общему другу на день рождения?».
Дело в том, что мозг отключается постепенно, генерировать ответ «нормально» на вопрос «ты как?» можно до крайней степени утомления, и, соответственно, простые вопросы не контролируют состояние водителя.
Согласитесь если вы будете спрашивать водителя чём-то сложном, и поймете что он отвечает ерунду вы сразу определите что водитель засыпает.
Пять секретов как не уснуть за рулем.
Секрет первый – сон.
Как бы это странно не звучало, чтобы не уснуть, надо лечь и поспать. Несомненно, это очень комично, но это на самом деле это так. Если в 20-30 лет человек ложится и спит несколько часов, то с возрастом появляется способность поспать час-другой и выспаться. Согласитесь, что лучше остановиться и поспать, чем уснуть во время движения и закончить жизнь в отбойнике.
Секрет второй — собеседник.
Собеседник в долгой дороге, важная составляющая безопасности движения. Дело в том, что мозг при засыпании выключается постепенно, мы сначала мы чаще моргаем, потом перестает думать, потом просто перестаём контролировать ситуацию, а автомобиль едет сам по себе пока не врежется в ближайшее препятствие. Пока вы осмысленно разговариваете, вы не уснете!
Секрет третий — холод
Дело в том, что в тепле спать гораздо приятнее. Я думаю, каждый из вас слышал выражения: «на солнышке разморило», «в тепле разморило» и тому подобные, холод хороший стимул не засыпать, притом кондиционер не дает такого эффекта как открытое окно. По сути, открытое окно, это отсрочка, и применять этот метод стоит осторожно, и только в том случае если вам осталось ехать реально несколько километров.
Секрет четвертый — зарядка.
Иногда имеет смысл остановиться на обочине и пробежать 50-100 метров, несколько раз присесть, несколько раз нагнулся, это может выиграть 10 или 15 км пути, но по сути это отсрочка и применять этот метод стоит осторожно и только в том случае если вам осталось ехать реально несколько километров. Вот пример разминающегося в долгой дороге водителя маршрутки:
Секрет пятый — умывание.
Многие водители возят с собой 5 — 10 литровую канистру воды, можно умыть лицо протирать глаза намочить волосы, надолго умывание не сработает, но 10 возможно 15 км у вас будет, умыться иметт смысл не более двух раз.
Неработающие методы.
Громкая музыка.
Бытует мнение, что слушая громкую музыку уснуть невозможно, уверяю вас это не так. Лично я уснул, не доехав 5 км до города Натальинск, где я должен был встать на отдых.
Это был единственный раз когда я уснул за рулем и сделал я это под песню Bon Jovi – «It’s My Life» при почти полной громкости на магнитоле. Что занятно, я видел, что машина едет не туда, но сделать с этим я ничего не мог, я не понимал ситуацию….
Кофе и сигареты.
Как человек ранее куривший, я утверждаю что сигареты не бодрят когда находишься в крайней степени усталости, после того как покурил сигарету расфокусируется взгляд и теряешь на какое-то время ориентацию в пространстве.
Касательная кофе — да на какое-то время глаза открываются шире, но по факту, кофеин мало помогает при крайней усталости, мозг работать не начинает, ему нужен сон.
Энергетики.
Я понимаю, что у каждого организм индивидуален, но лично мне эти кофеиновые напитки никогда не помогали, да желание спать проходит, но мозг работать так и не начинает состояние похоже на общую заторможенность при внешней бодрости.
Как быть, если часто приходится ездить одному на большие расстояния?
Самая главная рекомендация – соблюдать режим труда и отдыха, для дальнобойщиков установлено ограничение (400 км в сутки), для легковой машины это мало, но моя практика показала, что больше 800-1200 км, даже для опытного водителя, это предел (планка индивидуальна и зависит от времени года, навыков и привычек водителя). Для начинающего водителя не стоит проезжать более 500 км за сутки….
Немного увеличить безопасность при продолжительной езде позволяет вот такой будильник:
При отклонении головы от вертикального положения, он издает противный звук.
Стоит эта штука 100-150 рублей ( купить можно на алиэкспресс ), и возможно именно она не даст вам уснуть за рулем.
Я надеюсь, что статья ответила на вопрос что делать, чтобы не спать за рулем. Если у вас есть свои секреты и хитрости расскажите о них в комментариях.
Во сколько нужно ложиться спать, чтобы никогда не уставать за рулем
Эксперты портала «АвтоВзгляд» выяснили, сколько времени нужно организму для отдыха и восстановления от усталости, как сон влияет на поведение за рулем и к чему приводят недосыпы. Но для начала предлагаем вспомнить, как в 2017 году компанией Ford было проведено любопытное исследование. Согласно собранным данным, каждый третий российский водитель хотя бы раз в жизни засыпал за рулем. Тревожная статистика ясно показывает: недостаток сна, либо проблемы с ним напрямую сказываются на всех видах жизнедеятельности, в том числе и на вождении.
Недосып и его влияние на состояние водителя
Когда человек не поспал всего одну ночь, степень его реакции снижается так же, как если бы он находился в средней степени опьянения. Но если в случае одурманивания водителя есть определенные законы и порядок действий, то четких критериев степени сонливости водителя пока что не существует. Это приводит к тому, что огромное количество людей садится за руль, недоспав. По мировой статистике, до 20% ДТП связано с засыпанием за рулем. А это летальные ДТП, так как они часто связаны с выездом на полосу встречного движения.
Что будет, если регулярно недосыпать
Интересно, что человек — единственное живое существо, которое сознательно жертвует своим сном ради каких-то других целей. Хронический недосып снижает реакцию и работоспособность, а также вызывает массу проблем со здоровьем и психикой. Ожирение, атеросклероз, сахарный диабет, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, тревога, депрессия — это далеко не полный перечень заболеваний, которые развиваются из-за недостатка сна. Если люди спят менее 7 часов, то общая смертность увеличивается на 12%.
Сколько времени требуется организму для сна
Как рассказал порталу «АвтоВзгляд» сомнолог, доктор медицинских наук Роман Бузунов, средняя длительность сна — от 7 до 9 часов, но у конкретного человека она может составлять от 4 до 12 часов. По мнению профессора, для комофртного отдыха рекомендуется следовать правилу «15 минут». То есть устать к вечеру настолько, чтобы заснуть за 15 минут, а ночью должно быть суммарно не более 15 минут пробуждений.
Кофеиновый сон: что делать, когда от усталости за рулем закрываются глаза
Похмельный синдром: почему нельзя садиться за руль после вечерней пьянки
Во сколько лучше ложиться спать, чтобы хорошо себя чувствовать
Существует всеобщее заблуждение, что сон до полуночи лучше, чем после. Хотя на самом деле важно не время отхода ко сну, а соблюдение стабильного графика сна и общей длительности сна. Вполне возможно ложится в час ночи, вставать в 8 утра и прекрасно высыпаться (продукция мелатонина при этом подстроится под такой график сна и бодрствования — наш организм может перестраивать наши циркадные ритмы).
Пандемия и ее влияние на качество сна
Пандемия COVID-19 фактически привела к развитию пандемии бессонницы. Если до появления новой коронавирусной инфекции хроническая бессонница отмечалась у 15% взрослого населения, то сейчас этот показатель достигает 25—30%. Это связано как с последствиями самой инфекции, так и с глобальным повышением уровня стресса в обществе.
Также играет роль нарушение обычного образа жизни: удаленная работа, снижение физической нагрузки, уменьшение социальных контактов. Хронические нарушения сна естественно приводят и к ухудшению дневного функционирования, в частности, к увеличению частоты ДТП из-за снижения реакции водителей и засыпания за рулем.
Что «думают» о науке сна нейросети
Современные нейросети умеют определять психофизиологическое состояние человека и его реакции на различные изменения. После того, как водитель сел за руль, искусственный интеллект с помощью камеры проводит сканирование и идентификацию лица — обрабатывает информацию о водителе. В режиме реального времени нейросеть понимает, что происходит с человеком (например, он засыпает, зевает, отвлекается или разговаривает по телефону).
В случае, если камера фиксирует, что водитель засыпает или даже имеются очевидные предвестники засыпания, система подает водителю сигнал — звуковой или световой — чтобы его разбудить.
Как рассказали порталу «АвтоВзгляд» специалисты компании «Антисон», современные нейросети обучены глубокому мониторингу состояния человека: от сонливости до когнитивной нагрузки. Сегодня главная цель использования нейросетей в автомобильной промышленности — предотвратить ДТП и другие инциденты, связанные с засыпанием водителя во время поездок, тем самым увеличив безопасность на дорогах.
Да, искусственный интеллект не может устранить все риски на дороге, но уже не возникает сомнений, что будущее автомобильной безопасности стоит, в том числе, за умными системами. И, разумеется, за нашей собственной ответственностью: хорошо спать, высыпаться и не садиться за руль уставшим.