Что нужно делать чтобы класс был дружным
Как сделать класс дружным? План работы, разработка мероприятий и рекомендации классному руководителю
Желание проявить себя во взаимодействии со сверстниками вряд ли возникнет у школьника, если он не чувствует себя в безопасности (то есть защищенным) и не ощущает себя частью общего «Мы». В нашей школе давно практикуется работа по сплочению коллектива по методике «КОТ». Предлагаем ознакомиться с ней.
Неумение и нежелание подростка общаться с одноклассниками в условиях малочисленной сельской школы может быть вызвано следующими причинами:
Пути решения проблемы слабой коммуникабельности сельских подростков видятся мне таковыми:
Перечисленные пути решения указанной выше проблемы осуществляются с помощью следующих способов:
Последняя методика является традиционной для нашей школы уже много лет. Именно она помогает нашим ребятам становиться более общительными и активными, чем их сверстники из других малокомплектных сельских школ. Предлагаю рассмотреть ее подробнее.
Методическая разработка «Клуба общения товарищей» (КОТ)
Техника проведения
а) Общие требования:
б) Основные элементы структуры «КОТ»
Предлагаю тематическое планирование проведения «КОТов» в 5 классе и один из разработанных мной клуба общения товарищей «Дружба в классе: «Я и Мы, или Законы кота Леопольда».
Что такое «КОТ» (знакомство с клубом общения товарищей, совместное принятие идеи его создания в классе)
Наши законы и традиции КОТа (создание и принятие традиций клуба: эмблемы, ритуалов начала и окончания встреч, законов)
вторая неделя октября
День рождения нашего класса: в гостях у Матроскина
«Доброе слово и кошке приятно» (учимся говорить друг другу хорошие слова)
«Вежливость — путь к успеху» (учимся вести себя достойно)
Новогодний KOТ (учимся создавать атмосферу общего праздника)
Я и Мы; Законы кота Леопольда (учимся жить в мире и согласии)
«Рыцари нашего класса» («Кот в сапогах» предоставляет возможность мальчикам проявить свою находчивость и сплоченность)
«На крыльях весны» (КОТ поздравляет «прекрасную половину класса»
«Первоапрельский КОТ» (учимся радовать друг друга остроумными сюрпризами)
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (заключительная встреча: анализ года)
КОТ «Дружба в классе: Я и Мы, или Законы кота Леопольда».\
Цель: формирование ценности «Мир», развитие чувства «мы» в процессе приобретения опыта взаимодействия одноклассников.
а) Класс встает в круг, держась за руки, все поют песню «Если с другом вышел в путь».
б) На доске записана пословица: «Птица сильна крыльями, а человек — дружбой» (дети делятся на пары, и каждая пара проговаривает по слову).
в) Появляется кот Леопольд (под фонограмму своей песенки) с плакатом «Ребята, давайте жить дружно!».
Кот приветствует ребят и рассказывает о себе:
Мой закон вот здесь написан,
Но не верят мышки мне,
Что хоть я и «страшный» киса —
Ссоры, склоки не по мне!
Я, ребята, несчастливый,
Не везет мне — ей же ей!
Мне помочь бы не могли вы
Наконец найти друзей?
г) Ребята принимают кота в круг и проводят коммуникативные игры: «Кольцовка комплиментов» («Доброе слово и кошке приятно»), «Вспомни» (каждый по кругу рассказывает, в чем помогли, порадовали его одноклассники за прошедшую неделю), «Коллективный рассказ» (необходимо продолжить фразу: «Скоро у Леопольда день рождения, и он опасается, что никто об этом не вспомнит. » — каждый рассказчик продолжает предыдущего) и т.п.
Фигурка человека крепится к доске. Класс делится на 2 группы путем выбора цветов (красного и синего). Каждая группа получает для обсуждения вопросы.
Кот Леопольд благодарит ребят:
Спасибо вам, что объяснили,
Что значит — настоящий друг,
Спасибо, что меня впустили
В свой теплый и сплоченный круг!
Ну, а то, что есть проблемы,
Так ведь главное — их распознать,
И решите вы их непременно,
Если будете слово держать!
Всем вместе надо сказать кричалку (например: «В бане веники мочены, веретены не точены, барыня, барыня, сударыня — барыня»). Условие: никто не должен перекрикивать других, чтобы получился один общий голос «Мы». Подвижная игра не развитие тактильных контактов («Путанка»).
4. Школа этикета: «В гостях у кота Леопольда».
Разыгрывается экспромт (прием «Мини-театр») ситуация прихода ребят на день рождения кота. В сценке участвует половина класса, остальные наблюдают и фиксируют нарушения правил этикета со стороны «гостей» и «хозяина» (прием «Аквариум»). Затем ошибки совместно обсуждаются, и сценка разыгрывается снова, с учетом замечаний.
Леопольд, «синие» и «красные» играют в «кошки-мышки» (условие: пойманные «мышки» в конце игры должны вместе спеть песню для Леопольда — прием «Спевка»).
а) Объявляется десятиминутный аукцион произведений (литературных, художественных, музыкальных) о дружбе. «Аукцион» может проводиться по микро-группам (по 3 человека). Группа, назвавшая последнее произведение, получает право совместно представить его: кратко рассказать содержание, спеть песню, «оживить» картину и т.п.
б) Дискуссия на тему «Я и Мы» по вопросам:
8. Анализ. Все встают в круг.
а) «кольцовка» настроения: каждый говорит своему соседу что-то приятное, обязательно называя его по имени, в чем хорошем он сегодня отличился.
б) по кругу отвечают на вопросы (по выбору):
Последний вопрос — это «мостик в будущее», то есть переход на тему следующей встречи «Как разрешать конфликты». Ребятам дается «задание на дом»: сформулировать «Законы кота Леопольда», которые помогли ему стать частью нашего общего «Мы».
Все протягивают по одной руке в центр круга, кладя их друг на друга и хором говоря: «Спасибо!» и «До встречи!».
Проведение клуба общения товарищей позволяет наладить отношения в классе между мальчиками и девочками, повысить самооценку каждого ребенка. Ребята учатся высказывать свою точку зрения, правильно ставить вопросы, слушать и слышать друг друга.
Литература:
Об авторе: Мурзакова Раиса Александровна, учитель математики, МОУ СОШ с. Акшуат МО «Барышский район» Ульяновской области.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Семь советов, как создать коллектив из класса
Наталья Березина
04 февраля 2020 • 17:48
Самой первой задачей для классного руководителя является создание коллектива учеников. Если у вас получится объединить детей, то классное руководство станет интересным делом и даже определенной инвестицией в будущее.
Все благодарные ученики вырастут и станут специалистами в своем деле — тогда у вас будет на кого опереться в разных жизненных ситуациях. Конечно, важно не только создать, но и развивать коллектив, проявив творчество и здоровую долю пофигизма ко всей канцелярской работе и неадекватным требованиям администрации.
Итак, несколько советов из личной практики.
1. Будьте авторитетом
2. Общее дело
Как только произошел процесс взаимного знакомства и взаимного приятия или неприятия, пора начинать действовать активно. Срочно организуйте общее дело: например регулярный выпуск газеты или КВН, на который ваши ученики вызовут на битву, например, старший класс, учителей и т.д. Самое главное, чтобы выбор мероприятия исходил от самих ребят и был им интересен. Навязанный сверху формат разрушит дело на корню (сами знаете, как готовить спущенные сверху мероприятия — ни уму ни сердцу). Подготовка конкретного дела будет объединять всех в достижении цели.
Такую газету мы выпускали в докомпьютерную эру.
Важно, чтобы у каждого было собственное задание, за которое он в состоянии отвечать. Общее дело поможет ребятам посмотреть друг на друга с другой стороны, увидеть положительные стороны каждого. Так будет сделан следующий шаг в становлении коллектива.
3. Да ошибкам
Если вам удалось выполнить п.1, ваши поступки и слова будут оказывать огромное влияние на ваших подопечных. Примите для себя некоторые правила, которые будут поддерживать хорошие отношения и укреплять их. Никогда не ругайте за ошибки. Это отбивает охоту двигаться вперед, рождает неуверенность. Учите ребят делать правильные выводы из неудач. Это очень полезный опыт. Я обычно говорила, что, ошибившись, стоит расстроиться… на пару минут. А потом нужно посмотреть на ситуацию со стороны и понять, а что было сделано не так, может, посоветоваться с кем-то. И сделать в следующий раз по-другому. Для ребенка важно ваше мнение, а не укор и овиновачивание. Перевод ошибки со знака «минус» на знак «плюс» очень сильно влияет на атмосферу в коллективе.
4. Нет фамилиям
Еще одно важное правило для создания положительной психологической обстановки в коллективе — намеренное избегание фамилий. Называйте учеников по именам. Собственное имя ласкает слух, располагает к учителю. Фамилию употребляйте только в случае совпадения имен, если нет возможности взглядом или жестом обратиться к ребенку. Подобный стиль общения с учениками дает им хороший пример для общения друг с другом. Уважительное обращение ребят к своим одноклассникам будет способствовать укреплению коллектива.
5. Бойкот бойкотам
— А кто первый продолжил? (Обычно такой вопрос застает ребят врасплох)
— Значит, ответственность за ситуацию 50 на 50.
В моей педагогической практике подобные конфликты обычно заканчивались извинениями друг перед другом за свой кусок вины, после чего ребята убегали вместе играть на переменку.
Используйте конфликты как способ укрепления взаимоотношений. Научите ребят находить в каждом положительные стороны, а не акцентируйте на недостатках. Никто не должен чувствовать себя отверженным. Демонстрируйте свое категорически отрицательное отношение ко всем видам доносам, сплетням, бойкотам. Выращивайте в учениках доверие друг к другу как основу крепкого коллектива.
6. Оценка не отражает истинного лица
Часто учителя грешат тем, что переносят учебные успехи или неуспехи в послеурочную жизнь. Забудьте об оценках в журнале в процессе общения с учениками. Не вспоминайте о них никогда и не попрекайте ими. Вы общаетесь прежде всего с человеком. Он может получать двойки за диктант, зато задачки по математике очень сложные решает или цветы дома экзотические выращивает. У каждого свои таланты. Найдите их, и как классный руководитель вы от этого только выиграете. А если он доверит вам свои тревоги и сомнения, значит, произошло чудо — он принял вас как старшего друга. Цените это. Вы ведь хотели создать коллектив, а душевная близость в коллективе — неотъемлемая его составляющая.
7. Забудьте, что вы учитель
2019 год. Встреча с классным руководителем 25 лет спустя. Это они делали газету.
Мастер-класс «Как сплотить классный коллектив»
Как сплотить классный коллектив
От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.
* Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа.
* Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
* Во время совместных мероприятий организуйте игры (см. ниже). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме.
* На уроках и во время самоподготовки практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию.
* Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
* Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.
Для того чтобы в коллективе была благополучная психологическая атмосфера,необходимо выполнение следующих условий:
— Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности;
— У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
Для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома,воспитатель может использовать следующие приемы:
1. Участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса
Обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и уютной. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми, насколько они реалистичны.
2. Создание правил класса.
Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или класс. Эти правила должны быть понятны детям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил.
3. Совместные походы, прогулки и экскурсии
Подобные мероприятия очень сближают воспитателя и учеников. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир.
4. Проведение «Дней класса»
Стоит придумать с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса». Это могут быть и чаепития, и вечера отдыха с обсуждением совместных дел, подведение итогов по учебе, мероприятиям, проходившим в классе в школе и т. п.
Игры и упражнения на развитие взаимодействия учащихся в классе.
«День рождения» (сплочение группы, снятие негативного отношение к друг другу.)
Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
«Путаница» (поддержка группового единства, снятие напряжения.)
Ход игры: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.
«Выдуй шарик из тарелки» (повышение уверенности, самооценки, контроль за своими действиями.)
Ход игры: На тарелку кладут шарик от настольного тенниса. Двое детей садятся за стол друг против друга. По команде один, два, три они одновременно начинают дуть на шарик, стараясь сдуть его с тарелки. Выигрывает тот кто выдул шарик первый. С победителем соревнуется следующий участник. Игра продолжается до полной победы одного из участников.
«Отгадай!» (игра на внимание)
Ход игры: Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по кругу вдоль сидящих. Наконец останавливают его возле одного из участников и кладут руку ему на плечо. Водящий, зная, кто где сидит, должен назвать его по имени.
«Не звени тарелками»
Ход игры:Ведущий: «Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его нельзя будить. А нужно положить одну на другую три-четыре тарелки».
Из каждой команды выходят по одному игроку и выполняют задание, все остальные чутко прислушиваются, не нарушит ли кто-нибудь из них тишину.
Соревнование можно повторить. Выигрывают те, кто произвел меньше шума.
Ход игры: Ведущий рисует в своем блокноте несколько несложных ломаных линий из пяти-шести отрезков. Одну из них он, не торопясь, чертит на классной доске, а его помощник сразу стирает предыдущий отрезок линии, когда полностью начерчен следующий; наконец, стирает и самый последний.
Играющие стараются запомнить всю линию (не делая никаких пометок). Трое желающих по памяти восстанавливают ее на доске.
Ведущий сравнивает их чертежи со своей линией и оценивает ответы в зависимости от точности направления и величины отрезков. В таком же порядке вычерчиваются вторая и следующие линии, подготовленные ведущим к игре.
Ход игры: Ведущий дает каждому играющему бумажку, на которой написано название города или растения, крик какого-либо животного или просто гласная буква и т. п. Одно и то же название получают пять человек-одни, скажем, Москва, другие пять человек- Одесса, третьи-Казань и т. п. Ведущий в начале игры объявляет, у скольких человек будет написано одно и то же название.
По сигналу ведущего каждый негромко выкрикивает полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто назвал то же самое, чтобы побыстрее соединиться с ним в одну группу. Когда вся группа в сборе, поднятием рук дают об этом знать ведущему и считаются победителями. Игру можно повторить, но с другими названиями.
Ход игры: Две-три пары соревнующихся ребят становятся на сцене (в комнате, в зале, у трех столов,на каждом разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик, и т. п.
Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у двух ребят, играющих в паре). Таким образом у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе «тремя» руками. Это не так-то просто. Необходимы согласованность действий, некая общая координация.
Ход игры: Ведущий подбирает от десяти до пятнадцати крупных репродукций картин с понятным для детей содержанием, накрывает их газетой.
Ребята разбиваются на три команды. Каждая команда по очереди называет какую-либо букву (кроме ъ, ь, ы, й, после чего ведущий берет в руки какую-либо репродукцию и показывает ее участникам игры.
Тому, кто первый найдет на репродукции предмет, название которого начинается с названной буквы, начисляется очко.
Затем называется другая буква и показывается другая репродукция. Побеждает команда, набравшая за десять-двенадцать минут больше очков.
Ход игры: Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки.Тему для разговора ребенку можно предложить например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить и т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было. Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Ход игры: участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с места. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться.Замечания: необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу, участники по команде ведущего должны сделать шаг вперёд
Ход игры: группа разбивается на две команды. Каждая команда по очереди загадывает какое – либо слово – понятие и на ушко сообщает его члену другой команды. Он не может сказать словами, что это за слово, может лишь изобразить его жестами и мимикой. Группа может задавать вопросы, но ответы его невербальны.
Ход игры: все по кругу начинают вслух считать- только на счет три, цифры кратные трем, содержащие в себе тройку- не говорятся вслух, а на них подпрыгивают. Если кто – то ошибся, то игра начинается заново.
У этого упражнения есть несколько вариантов проведения. Выберите и проведите наиболее понравившийся вам вариант.
(1) Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле каждого представителя группы и называет положительные качества, которые он хотел бы взять у него для себя.
(2) Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле кого – нибудь и называет положительное качество, которое хотел бы взять у него для себя.
«Карусель Мелодий» — хоровой коллектив педагогов-единомышленников. Эссе В нашем дошкольном образовательном учреждении работают талантливые и разносторонне развитые сотрудники. Мы искали себя в разных видах.
Классный час «1 сентября в 1 классе» Классный час «1 сентября в первом классе» ___ Цели: создание атмосферы праздника, знакомство детей.
Классный час в 1 классе «Добро и зло» Тема: «Добро и зло» Форма: Классный час. Класс: Первый. Цели: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; 2. На примере.
Классный час, посвященный Дню матери Цель: • Развитие чувства благодарности, уважения к родителям, чувства ответственности за свои слова и поступки. Зрители – родители и ученики.
Классный час «Семья — это…» для учащихся 13–17 лет Направление работы: 1. Социальная ответственность и компетентность Цель: формировать представление о семье. Развивать коммуникативные качества.
Классный час «Здравствуй, 3 класс!» Задачи 1. Поддержать у детей ощущение праздника от встречи со школой, создать настрой на учебную деятельность. 2. Помочь быстрее адаптироваться.
Мастер-класс «Подарок к Дню учителя. Классный журнал своими руками» Совсем недавно мы отмечали замечательный праздник День Учителя. Каждый из нас с нежностью и трепетом вспоминает своих учителей и поздравляет.
6 советов учителю, как подружить детей в классе
В начале декабря телеканал Cartoon Network объявил в России «Месяц антибуллинга»: в рамках социальной инициативы на протяжении месяца телеканал совместно с профильными экспертами будет раскрывать различные стороны буллинга в школах и того, как ему противодействовать, в своём блоге на «Меле».
Школьная дружба может закончиться после выпускного или через несколько лет после вручения аттестатов, а может остаться и на всю жизнь. Как бы то ни было, люди, прошедшие с нами путь взросления, очень важны.
Ребёнок, который учится дружить, одновременно учится быть внимательным к окружающим, эмпатичным, заботливым. Кроме того, он понимает, как отстаивать свои границы и искать компромиссы, ведь каждая настоящая дружба рано или поздно подвергается проверке на прочность. В этих процессах не последнюю роль играет учитель, ведь многое в детском коллективе зависит от того, какого стиля общения придерживается сам преподаватель.
Как педагогу выстроить дружескую атмосферу в классе, рассказывают преподаватель истории, заслуженный учитель России, заведующая кафедрой истории в гимназии № 1567 Тамара Эйдельман, а также клинический и кризисный психолог АНО «БО «Журавлик» и программы «Травли NET» Мария Зеленова.
«Дружба в школе помогает детям самоидентифицироваться в окружающем мире», — рассказывает Мария Зеленова. По её словам, ребёнок, который сумел построить здоровые отношения со сверстниками в детском и подростковом возрасте, вырастает во взрослого с адекватной самооценкой, способного отстаивать свои границы при уважительном отношении к окружающим, не испытывающего страха при сближении с другими людьми.
Важную роль в становлении личности ребёнка играют взрослые — родители и учителя. Педагог должен в первую очередь уважать детей, говорит Тамара Эйдельман. Она отмечает, что взаимоотношения преподавателя и ребёнка не должны быть панибратством. «Всё-таки дружба между учителем и учеником невозможна, ведь она не может строиться в ситуации, где один ставит отметки другому. Но педагог в любом случае должен соблюдать простые правила человеческих взаимоотношений», — объясняет преподаватель гимназии № 1567.
1. Не повышать голос
«Тон учителя задаёт атмосферу в классе, особенно в начальной школе, когда ученики смотрят на классного руководителя, как на бога», — говорит Тамара Эйдельман. Если педагог кричит и хамит, то и дети будут отвечать тем же.
«Чем жёстче структура класса, чем авторитарнее стиль преподавания, тем вероятнее проявление нетерпимости в данном коллективе, повышается риск буллинга. Однако, это не значит, что в классе не должно быть никаких границ», — говорит Мария Зеленова.
По её словам, спокойный тон, искренняя заинтересованность учениками и доходчивые примеры выхода из конфликтных ситуаций помогают преподавателю на личном примере формировать здоровые отношения в коллективе. Самое главное, чем отличается буллинг от конфликта — это систематичность, с другими отличительными особенностями можете ознакомиться в инструкции для родителей от телеканала Cartoon Network.
2. Не унижать
Учитель в первую очередь обычный человек, ему может кто-то из учеников нравиться больше, а кто-то — меньше. Но нельзя этого показывать, нельзя выделять детей, которым всё прощается. По словам Тамары Эйдельман, часто ситуации буллинга возникают, когда педагог открыто транслирует пренебрежительное отношение к отдельному ученику, например, всё время упоминает его низкие оценки или плохое поведение. Дети быстро такое подхватывают.
«Именно в наблюдении за взрослыми дети могут почерпнуть, как правильно давать грамотную обратную связь касательно своих эмоций, недовольства, как решать конфликты, как не позволять себя использовать, как мириться и как дружить. А если не дружить, то хотя бы уважать другого», — объясняет Мария Зеленова.
3. Не сплетничать
Обсуждать учеников за их спиной с другими детьми неприемлемо для учителя. Неприемлемы и подобные обсуждения с коллегами. Тем более, если у педагога сложились доверительные отношения с кем-то из учеников, и он рассказывает ему какие-либо свои тайны. Но здесь есть тонкая грань, отмечает Тамара Эйдельман. Доверие может пересекаться с моральной ответственностью, например, если тайна ребёнка касается его здоровья. Допустим, ученик рассказал учителю, что он употребляет наркотики. Оказавшись в таком положении, педагогу следует действовать аккуратно, подумать, с кем можно обсудить эту ситуацию. Например, если в школе есть психолог, то поговорить с ним, не называя фамилий. Конечно, следует рассказать о случившемся родителям, ведь учитель не должен брать на себя всю ответственность за ребёнка.
4. Создавать общую активность
Для дружеской атмосферы важна совместная деятельность учеников — организация и проведение праздников, чаепития, экскурсии, работа в группах, уроки доброты. Зеленова говорит, что групповой сплоченности в классе способствует живая, подвижная система, когда ученики выполняют задания постоянно с разными одноклассниками, сидят по двое-пятеро за столами, а учитель организует их общение друг с другом и не пресекает его из страха потерять контроль над поведением.
Тамара Эйдельман добавляет, что ещё один важный элемент общей активности — это просмотр и обсуждение фильмов. Например, в восьмом классе на уроках, посвященных теме конфликта, ученикам показывают «Чучело», а после просмотра дети и учитель рассуждают о причинах поступков главных героев картины.
По словам Марии Зеленовой, педагог может также проводить периодические анонимные анкетирования и диагностики, позволяющие поддерживать лояльность и высокую мотивацию как в общении между детьми в классе, так и в общении с преподавателями. Эйдельман отмечает, что опросник для подобного анкетирования учитель может составить совместно с психологом или социологом.
5. Замечать
Ситуации, когда одни ученики позволяют себе насмешливые и пренебрежительные выражения в адрес других, можно пресечь, если вовремя их заметить. Это может произойти не на уроке, а на перемене, но если учитель стал свидетелем такой сцены, то побеседовать с задирой нужно. Делать это стоит деликатно, не при всех, а индивидуально, замечает Эйдельман. Она советует расспросить ученика, зачем он это делает, почему, понимает ли, что эти слова могут обидеть одноклассника, сделать ему больно.
Зеленова говорит, что учитель должен чётко проявлять нетерпимость к насмешкам и проявлению жестокости между детьми и не отказывать ребёнку, если тот готов поделиться личными переживаниями.
Что касается привлечения родителей к разрешению конфликтных ситуаций, Зеленова и Эйдельман сходятся, что общение педагога с родными детей должно базироваться на уважении, как и с учениками. Эйдельман также советует учителям сразу проговаривать с родителями, что сложившиеся обстоятельства — это проблема, которую нужно решать сообща.
6. Держать дистанцию
Каждый педагог должен понимать, готов ли он выстраивать дружескую атмосферу в классе, помогать ученикам в сложных моральных ситуациях или нет. По словам Тамары Эйдельман, всё это — индивидуальный выбор учителя. Если нет, то ему стоит держать дистанцию — обсуждать с учениками вопросы, касающиеся непосредственно предмета, и не брать классное руководство.
Узнать, вовлечен ли ваш ребёнок в ситуацию буллинга, вы можете, пройдя онлайн-тестирование на сайте Cartoon Network.