Что нужно было сделать чтобы городской воздух сделал человека свободным

§ 12. Города Европы (окончание)

«Городской воздух делает человека свободным»

Что нужно было сделать чтобы городской воздух сделал человека свободнымПриведи как можно больше объяснений средневековой поговорки «Городской воздух делает человека свободным». Что нужно было сделать чтобы городской воздух сделал человека свободнымСделай вывод о причинах роста городов.

На главной торговой площади возвышается здание ратуши. Здесь заседает городской совет, который решает, какие налоги должны платить ремесленники и торговцы, нужно ли выпустить новую партию монет, кому объявить войну, а с кем заключить мир. Этот город, как и многие другие города Западной Европы XIII века, можно считать независимой городской республикой, жители которой не платят никому оброка, не отрабатывают барщину и сами защищают себя в случае опасности. Но так было не всегда: городские предания рассказывают о других временах.

Что нужно было сделать чтобы городской воздух сделал человека свободным

Для того чтобы помогать друг другу, горожане, мастерившие или продававшие один вид товара, стали объединяться в общины — ремесленные цеха и купеческие гильдии. Собрание мастеров одного цеха принимало свой устав, определяло требования к товару (какой ширины и прочности должны быть ткани, каких объемов кувшины и т. д.) и устанавливало, по какой цене его надо продавать. Желающий войти в цех сначала на 5—8 лет становился учеником у мастера. Мастер был обязан кормить, одевать воспитанника, мог наказать его за непослушание. Подготовленный ученик становился подмастерьем, и мастер поручал ему уже более сложную работу. Выучившись, подмастерье должен был самостоятельно изготовить шедевр — лучшее из того, чему его учили: сшить рубаху, стачать сапоги, вылепить кувшин, выковать меч. Суд мастеров цеха во главе со старшиной придирчиво оценивал добротность и красоту вещи. Если судей всё устраивало, то подмастерье получал звание мастера, его принимали в цех, и он устраивал для всех пир. Теперь новый мастер мог открыть в городе свою мастерскую и продавать на рынке товар со своим личным клеймом.

Что нужно было сделать чтобы городской воздух сделал человека свободным

Со временем город рос, а феодал распоряжался его доходами, судил его жителей, не давал ремесленникам самим решать, что и как производить. Всё чаще мастера стали поговаривать о том, что они сами имеют право распоряжаться тем, что сделано их собственным трудом, что это — их частная собственность. Чтобы противостоять феодалу, от каждого цеха и гильдии были выбраны старшие мастера (магистры), которые образовали магистра́т — городской совет мастеров во главе с мэром города. Городской совет сумел договориться с феодалом, что город будет каждый год выплачивать ему определённую сумму. За это феодал снимет с горожан все повинности и не будет вмешиваться в суд и управление городом. Несколько десятков лет горожане мирно уживались со своим сеньором, но потом феодалу потребовались деньги на войну с соседом, и он попытался опять подчинить себе город. Тогда мэр и магистрат обратились за помощью к королю. Была составлена ха́ртия (договор), по которой город обретал независимость, а часть его дохода должна была отправляться уже не феодалу, а в королевскую казну. Крестьяне из окрестных сел, уставшие от тяжёлых оброков и барщины, стали убегать от феодалов в города. Здесь, под защитой городских стен, они старались как можно скорее стать свободными собственниками мастерской или лавки. Сложился обычай, согласно которому человек, если он прожил в городе год и один день, становился свободным и город не выдавал его феодалу.

Что нужно было сделать чтобы городской воздух сделал человека свободным

К XII веку, когда в Европе повсюду выросли вольные города, их жителям понадобились правила, которые помогали бы решать споры между частными собственниками (ремесленниками и купцами) и знатными феодалами, между свободными гражданами и королями и т.д. Феодальные указы и варварские «правды» здесь уже не подходили, и тогда европейцы вспомнили про римские законы. В монастырях разыскивали запылённые рукописи времён древней Римской империи. Из Византии был вывезен составленный на латыни свод римских законов — Кодекс Юстиниана. В канцеляриях королей, феодалов и городских магистратов их перерабатывали, приспосабливая к средневековым условиям. Появилась особая профессия юристов-законоведов, которые помогали королям, феодалам и городам вершить суд по переработанным римским законам.

Сравниваем свой вывод с авторским

В X—XV веках в Западной Европе выросли независимые торгово-ремесленные города, благодаря которым в жизнь европейцев вновь вошли частная собственность, нормы римского права.

Ключевые слова: города-республики, ярмарка, цех, гильдия, банки.

Что нужно было сделать чтобы городской воздух сделал человека свободнымОпишите один из вариантов возникновения города, с точки зрения средневекового хрониста, путешественника, ремесленника и т.д. Что нужно было сделать чтобы городской воздух сделал человека свободнымКакую дополнительную запись про католическую цивилизацию вы можете сделать в таблице «Особенности средневековых цивилизаций» (с. 74)?

Источник

§ 13. Формирование средневековых городов. Городское ремесло

Вопрос 1. Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле?

Ответ. С развитием сельского хозяйства урожаи стали больше, их можно было продавать и покупать то, что сделали ремесленники. К тому же орудия труда крестьян стали сложнее, там чаще использовалось железо, потому крестьяне стали нуждаться в изделиях ремесленников. Всё это помогало ремеслу развиваться.

Вопрос 2. Расскажите о возникновении средневековых городов по плану: а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий; б) где они поселялись; в) почему они выбирали именно эти места; г) как выглядели построенные ими города.

Ответ. Многие средневековые города возникли на месте античных. После падения Западной Римской империи там стало гораздо меньше жителей, но жизнь не прекратилась совсем. Со временем урожаи стали больше, меньшее количество людей в обществе должны были непосредственно обрабатывать землю. С другой стороны, крестьянам нужны были более сложные орудия труда. В деревнях появилось больше ремесленников, начала оживать торговля. Ремесленники и торговцы стали селиться вместе, потому что так проще работать, объединяя усилия. Они стали переселяться в старые римские города. Со временем появились и новые города на пересечении торговых путей, потому что там проще было продавать то, что сделано в городе. Города строились стихийно, без первоначального плана. Главной заботой горожан в те неспокойные времена была защита, потому города обносили крепкими и высокими стенами. Чем больше человек защищает каждый участок стены, тем проще обороняться, потому больше людей стремилось селиться на меньшей площади, чтобы крепостные стены получались короче. Потому в городах были узкие кривые и тёмные улочки, дома строили 2 и даже 3-этажные (в то время как в деревнях они всегда были одноэтажными), причём второй и третий этажи нередко нависали над улицами, превращая их почти в тоннели. Канализации в городе не было, потому нечистоты стекали по канавам прямо вдоль улиц. Улицы никак не освещались. Но зато на этих улицах шла бойкая жизнь, днём там всегда было многолюдно.

Вопрос 3. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров?

Ответ. Потому что почувствовали свою силу. Зависимость от сеньоров означала дополнительные повинности, каждому приходилось платить дополнительные деньги. От такой дополнительной обузы человек всегда стремиться избавиться, если чувствует, что у него есть на это силы. У городов силы были.

Вопрос 4. Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»?

Ответ. Потому что человек, который прожил в свободном городе один год и один день становился свободным от феодальной зависимости.

Вопрос 5. Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?

Ответ. С одной стороны ремесленники хотели избежать вражды между соседями – ремесленниками одной профессии внутри одного города (такая вражда была бы губительна для города). С другой – вместе легче было выдерживать конкуренцию ремесленников той же профессии из других городов. Чтобы не было конкуренции внутри цеха, цеховые уставы определяли как и сколько делать товаров. Никто не мог выделиться лучшим качеством и никто не мог сделать больше и заработать больше соседа. Но делать нужно было и не хуже, чем полагалось, иначе у цеха перестали бы покупать. Всё это и определяли уставы цехов.

Вопрос 6. Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру и старшине ремесленного цеха. Мог ли один человек в течение своей жизни побывать во всех этих ролях?

Ответ. Ученик был мальчиком, который смотрел на взрослых в мастерской и таким образом учился. Также он выполнял мелкие поручения, чтобы не быть бесполезным. Ученика кормили, но ничего ему не платили. Более того, хозяин мастерской получал деньги за обучение ученика (обычно от его родителей). Подмастерье уже помогал мастеру и получал небольшие деньги за это. Подмастерье становился мастером, когда цех признавал, что он к этому готов. Мастер содержал свою мастерскую, работал только на себя, ему помогали ученики и подмастерья.

Вопрос 7. Составьте логическую цепочку: расположите последовательно причины и последствия открытий и изменений в хозяйстве и обществе, которые в итоге привели к росту городов в Европе в XI—XII веках.

Ответ. Развитие сельского хозяйства произошло во многом благодаря изменениям орудий труда. Это изменения и развитие сельского хозяйства привело к тому, что ремеслом стало заниматься больше людей. Ремесленники стали переселяться в города, рост городов вызвал развитие торговли, которое вызвало новый рост городов. Окрепшие города получили свободу от феодалов, что вызвало новый рост ремесла, который вызвал новый рост торговли.

Источник

Тест по истории Средних веков Формирование средневековых городов. Городское ремесло 6 класс

Тест по истории Средних веков Формирование средневековых городов. Городское ремесло 6 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 6 заданий.

Вариант 1

А1. Кто работал в мастерской ремесленника?

1) мастер, подмастерье, ученик
2) только мастер
3) только ученики и подмастерья

А2. Почему средневековые города вынуждены были нести по­винности в пользу сеньора?

1) жители городов были лично зависимым населением
2) город возникал на земле сеньора
3) сеньор и его вассалы захватывали территории городов и присоединяли их к своим владениям

А3. Работник, изучивший ремесло и получавший заработную плату за свой труд

1) бюргер
2) старшина
3) подмастерье

А4. Глава городского совета в Германии

1) мэр
2) бургомистр
3) сеньор

A5. Почему крестьяне уходили из деревни в города?

1) сеньоры давали переселенцам рыночные привилегии
2) в случае войны городские стены защищали крестьяне
3) в городе можно было стать лично свободным

В1. Установите соответствие между городами и местом их возникновения.­

ГОРОДА

А) Страсбург
Б) Кембридж
В) Сен-Жермен

МЕСТО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

1) вокруг монастыря
2) возле замка феодала
3) около моста

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Вариант 2

А1. Города в Европе возникали

1) в безлюдных местах
2) в отдалении от морских гаваней
3) на перекрёстках дорог

А2. Чтобы «городской воздух сделал человека свободным», нужно было

1) убежать от сеньора в город
2) прожить в городе один год и один день
3) родиться в семье горожан

А3. Объединение ремесленников одной профессии называлось

1) коммуной
2) цехом
3) гильдией

А4. Изготовление шедевра являлось экзаменом для

1) мастера
2) подмастерья
3) ученика

A5. Глава городского совета во Франции и Англии назывался

1) бюргером
2) бургомистром
3) мэром

В1. Установите соответствие между понятиями и их значением.

ПОНЯТИЯ

А) Устав
Б) шедевр
В) бюргер

ЗНАЧЕНИЕ

1) горожанин
2) обязательные для всех членов цеха правила
3) лучший образец изделия

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответы на тест по истории Средних веков Формирование средневековых городов. Городское ремесло 6 класс
Вариант 1
А1-1
А2-2
А3-3
А4-2
А5-3
В1. А2 Б3 В1
Вариант 2
А1-3
А2-2
А3-2
А4-2
А5-3
В1. А2 Б3 В1

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *