Что нравилось в детстве
Возрождение мечты. Пошаговая инструкция для тех, кто решил вспомнить, о чем мечтал в детстве
Один из главных вопросов, которые встают перед людьми на пенсии, — чем занять свое свободное время. Психолог Ирина Прокопьева предлагает вспомнить, кем вы хотели стать в детстве, — и осуществить заветную мечту.
Однажды ко мне на занятия пришел необычный ученик. Звали его Александр Владимирович, и в возрасте 78 лет он решил научиться репортерскому мастерству. Набрался смелости и пришел в одну из московских Школ телевидения, где я вела курс психологии у журналистов. В группе — сплошь молодежь, все с любопытством смотрят на нового ученика. Каждый рассказывает о себе. Пришла очередь и Александра Владимировича. На мой вопрос, что привело его к нам, он, слегка смущаясь, ответил: «Вы знаете, когда закончилась война, мне было восемь лет и я мечтал стать военным репортером. Я влюбился в эту профессию с первого взгляда. Меня завораживал фотоаппарат на шее журналиста, для меня этот репортер был волшебником, ведь он мог остановить любое мгновение жизни и оставить его в памяти людей. Так сложилось, что репортером я не стал. Я понимаю, что не стану им и сейчас, потому что мне уже очень много лет, но я не хочу уходить из этой жизни, так и не осуществив свою давнюю мечту». Александр Владимирович благополучно прошел годовое обучение и стал лучшим учеником на курсе.
Наверняка у вас в детстве тоже была мечта, заветная и очень настоящая? Как правило, это наши самые светлые и трогательные воспоминания. Кто-то мечтал стать актрисой, кому-то грезились отважные путешествия, кого-то привлекала профессия врача, летчика или даже главы государства. Но в силу разных жизненных обстоятельств, чужого мнения или собственного страха мы выбирали не детскую мечту, а ту самую «серьезную и стабильную» профессию, которая должна была приносить кусок хлеба, и со временем забывали о своей мечте. Работали, рожали детей, изредка отдыхали и бескорыстно служили другим. И за всей этой суетой мы так и не находили времени хотя бы ненадолго вернуться к тому, о чем мечталось в детстве. Многие пенсионеры считают, что когда тебе уже 60+, то поздно вспоминать о своей далекой мечте и уж тем более что-то менять в своей жизни. А между тем психологи утверждают, что в каждой детской мечте заложена глубокая мотивирующая сила. Именно она толкает людей в весьма уважаемом возрасте не только прикоснуться к своим сокровенным желаниям, но и совершить невозможное, как, например, сделали вот эти люди:
И это лишь небольшой список тех, кто получил всемирную славу благодаря своим детским мечтам. Эти люди не небожители, они такие же, как мы с вами. Просто однажды они решили, что им нужна их детская мечта, чтобы улучшить свою жизнь, чтобы каждое утро просыпаться с энтузиазмом и чтобы каждый их день был наполнен интересом, пользой и удовольствием. И кто сказал, что старость должна быть скучной и безрадостной?
Учеными давно установлено, что наше эмоциональное состояние влияет на наше самочувствие. Так вот, наличие заветной мечты — это залог хорошего настроения. Мечта придает нашей жизни смысл и делает ее наполненной, дает нам вдохновение, делает нас живыми и увлеченными. По данным Всемирной организации здравоохранения, продолжительность жизни человека определяется несколькими основными факторами и активный образ жизни занимает 1-е место в этом списке. Именно заветная мечта или давняя цель вносит ту самую АКТИВНОСТЬ в образ жизни человека. Она придает силы, и у человека появляется необходимая энергия действовать. Движение, увлеченность и интерес качественно улучшают нашу жизнь, делая ее насыщенной и активной. Не имеет значения, сколько времени есть у человека для реализации поставленной цели, — важно, что сам путь будет доставлять ему радость и удовольствие.
Итак, отбрасываем все сомнения, беремся за дело и возрождаем свою детскую мечту! Пошаговая инструкция:
1. Загляните в вашу память и попробуйте вспомнить, что вам нравилось в 5, 10, 15 лет. Запишите все, что вспомните.
2. Предпочтения могли меняться в течение жизни, поэтому не менее важно прислушаться к себе настоящим и записать, чем вам нравится заниматься сейчас, что вас радует и вдохновляет сегодня, что приносит удовольствие.
3. Теперь положите перед собой оба эти списка. Перед вами листы бумаги, заполненные вашими мечтами и предпочтениями, любимыми ролями и занятиями. Изучите их внимательно.
4. Посмотрите, есть ли повторения в этих списках. И если они есть, то на это важно обратить внимание. Скорее всего, это то, к чему вас влечет больше всего.
5. После того как основные желания выявлены, отправляемся к компьютеру и вводим в строку поиска название вашего любимого дела. Например: «курсы телеведущих для пенсионеров», «секция спортивного ориентирования», «школа танцев или живописи», «курсы писательства» и другое.
6. На любой запрос интернет выдаст десяток сайтов, на которых будет размещена нужная вам информация. Ищем на сайте контакты организации, звоним, записываемся на понравившийся вам курс.
И с понедельника у вас начинается новая жизнь, полная открытий и приятных знакомств!
5 упражнений, которые помогут вам найти свое призвание
Упражнение 1: Вернуться в детство
Все гуру предназначения сходятся в одном: у большинства людей таланты к определенному делу проявляются в раннем детстве. Вспомните, что вы любили делать в детстве больше всего? Может быть, вы любили рисовать, или вас увлекали самолеты, или, может, быть вам нравилось придумывать новые игры? Известная телеведущая Опра Уинфри, например, любит рассказывать, как в детстве она рассаживала кукол в ряд и брала у них интервью. Напишите как минимум пять занятий, которыми вы любили заниматься в детстве. Если не можете вспомнить, то спросите у мамы, папы, старшего брата, дяди или тети.
Упражнение 2: 20 любимых занятий
Ключ к собственному предназначению обязательно лежит через какое-то любимое занятие. То есть вашим предназначение просто не может быть какое-то дело, которое для вас, скажем, отвратительно. Возьмите листок и ручку и напишите 20 ваших любимых занятий. Причем, в этот список могут входить даже те занятия, которые вам кажутся банальными простыми (например, «поедание вкусностей»). Занятий должно быть как минимум 20. После того, как список составлен, нужно сделать две вещи. Первая: найти закономерности. Посмотрите, какие направления лидируют в вашем списке? Может, в нем превалируют дела, связанные с помощью людям или какие-то спортивные занятия? Или, быть может, вы понимаете, что вас увлекает кулинария? И второе, что нужно сделать с этим списком. Спросите себя: что из этого всего я готов детально изучить. Например, вы написали: «Я люблю пить кофе». Вы готовы досконально изучить кофейную культуру, сорта кофе и прочее? Если да, то, возможно, ваше предназначение, действительно, связано с тем, чтобы создать какую-то особую кофейную франшизу.
Упражнение 3. Кто меня окружает
Представьте себе такую ситуацию: у вас есть право на один день окружить себя такими людьми, какими вы хотите. Вы просыпаетесь утром и город наполнен людьми под ваш запрос. Какие этот будут люди? Какими качествами они должны обладать? Может, вы хотите, чтобы вас окружали люди сплошь «Эйнштейны», или «Далай-Ламы»? Или вы хотите видеть в своем окружение актеров, певцов, музыкантов? О чем вы говорите с этими людьми? Почему вам интересно именно с ними? Помните, что среда — это важный элемент формирования вашего предназначения.
Что нравилось в детстве
Нет, это не очередной призыв сменить работу на ту, что получше. И не мотивирующая статья о силе мыслей. Просто небольшое напоминание, как классно делать то, что по душе. Из книги художницы Винди Чьен, которая работала в Apple, а сейчас занимается вязанием узлов. Среди клиентов Чьен IBM, The Four Seasons и National Geographic Society.
То, что вы любите, не случайно
Вместо того чтобы слушать голоса извне, советующие, чем вам заняться, копайте глубже и находите то, что по-настоящему вас интересует, что вы любите. Оно уже существует. То, что вы любите, не случайно. Вы — связующее звено. Иногда важность вещей в вашей жизни становится очевидной лишь некоторое время спустя.
Опыт, пережитый в детстве
То, что меня привлекли именно дерево и веревки, было абсолютно логичным: это материалы, которые выбрали мои родители. Мой отец был плотником-любителем, а мама учила плести макраме в эпоху хиппи. Но я смогла провести эти параллели только через несколько месяцев после того, как начала заниматься этими ремеслами. Неудивительно, что они нашли во мне такой отклик! Тот ранний опыт, знакомые образы и звуки, ощущения вида и текстуры дерева и веревки дремали во мне годами, а ожили только тогда, когда я посвятила себя собственному творчеству.
Опыт, пережитый в детстве, глубоко в вас резонирует, даже если остается неосознанным до тех пор, пока не придет время.
Начните с настоящего
Стив Джобс рассказал про рдин случай в своей речи на выпускной церемонии Стэнфорда в 2005 году. Когда он ушел из Ридколледжа, не видя смысла в получении степени, он продолжал приходить на занятия, в которых был по-настоящему заинтересован. Направляемый любопытством и интуицией, он неожиданно записался на занятия по каллиграфии. Там он узнал о пропорциональных и серифных шрифтах. Он совсем не ожидал, что однажды ему пригодятся эти знания, но десять лет спустя вспомнил о них. Привлекательная шрифтовая графика была вписана в первую операционную систему Mac и задала стандарт для персональных компьютеров.
Стив подытожил историю так: «Нельзя соединить точки, смотря вперед; это можно сделать, только оглядываясь назад. Поэтому нужно верить, что точки так или иначе соединятся в вашем будущем. Нужно довериться чему-то: своей интуиции, судьбе, жизни, карме, чему угодно. Такой подход ни разу меня не подвел, скорее наоборот — изменил всю мою жизнь к лучшему».
Начните с настоящего. Начинать никогда не поздно; у вас уже есть все необходимое. Будьте уверены, что ваша эстетика — это ваш уникальный почерк, и продолжайте искать способы его выражения.
Ценить моменты
Мне нравится создавать возможности, которые помогут больше ценить обычные моменты и предметы. Так же как деревянная ложка, вырезанная вручную, облагораживает мой утренний кофе, а плетеная лампа освещает дом, подобное позитивное отношение к предметам, созданным вручную, может улучшить качество жизни любого человека. Как отмечает эссеистка Ребекка Солнит: «Задача художников — понять, как говорят материалы и образы, пробудить немой материальный мир к жизни… Слова из золота, краски, бархата, стали, говорящие формы и знаки, которые мы учимся читать, освобожденный интеллект объектов… научит нас, что все вещи общаются, ложка может рассказать что-то о ценностях, как и полка для обуви или красивая декоративная клумба тюльпанов или фрезий».
Если вам что-то не нравится, не делайте этого
Когда вам нравится что-то делать, стоит это продолжать. А если нет, остановитесь. Это не стоит вашего времени. Зачем проходить через что-то, если это не приносит удовольствия? Путь важен не меньше пункта назначения. Я использую это правило как барометр, чтобы решать, когда браться за что-то по-настоящему.
Когда я проектирую и создаю огромные веревочные инсталляции, мне нравится каждый этап проекта. Я люблю экспериментировать в поисках правильного узла для работы, люблю ощущение веревки в руках: мягкость хлопка, тяжесть манильской пеньки. Мне нравятся первые волнительные разговоры с клиентами о пространстве, в котором поселится работа, и об их надеждах на произведение; мне нравится обсуждать лучшие ракурсы съемки с профессиональными фотографами; и мне особенно приятно нанимать самых бойких ассистенток в каждом новом городе, где я устанавливаю работы, и сотрудничать с ними.
В этой жизни важно всё
На каком бы этапе жизни вы ни находились, советую рассматривать весь свой опыт как часть того, что составляет вашу уникальную точку зрения, которая отлично пригодится на вашем творческом пути.
Я годами оттачивала свой вкус, рассматривая, продвигая чужую работу и восхищаясь ей, и была рада обнаружить, что все это пошло мне на пользу, когда начала сама заниматься искусством. Сегодня я могу очень быстро добраться до сути того, что мне нравится (или не нравится) в своих работах, и решить, куда двигаться дальше. Я уверена, что годы, потраченные на творчество других людей, дали мне ясность и возможность быстро оформить мое собственное.
Больше чем просто один день
Приверженность своему ремеслу дает возможность ежедневно переживать целую гамму эмоций: радость, веселье, благодарность… но и страх, неуверенность и сомнение. Мое настроение качалось, подобно маятнику, делая каждый день не похожим на другие. В лучшие дни я была полна энергии и счастливого любопытства, гадая, чему меня научит новый узел, и предвосхищая глубокое удовлетворение от его освоения. Но в неудачные дни я боялась, что мой проект слишком заурядный, простой или эгоистичный. Как я смею называть это искусством?
История вашей работы — больше чем просто один день или отдельное произведение искусства. Именно широкий контекст вашего путешествия придает ей резонанс. Отдельное произведение — не главное, и неважно, «хорошее» оно или «плохое».
Что вам больше всего нравилось в детстве?
Я помню, что стояла в новой шубе и шапке под капелью с крыши, вместе с подружкой и была счастлива.Я не думала,что искусственная шуба испортиться, что за это будут ругать дома. Мы стояли, смеялись.Капли падали на шапки, и звук этих падающих капель очень нам нравился.Было солнечно и начиналась весна. Это было 50 лет назад.
А мы в детстве с сестрой катали друг друга на санках,и если мы говорили быстро,значит надо было ехать медленно,и наоборот,если сестра говорила медленно,это означало везти ее быстро:-).Весело было и интересно. А еще каждую субботу была генеральная уборка,мы брали дорожки и шли чистить снегом,так вот сестра ложилась на эти дорожки,а я ее засыпала снегом!
Детство сейчас вспоминается уже как счастье. Даже то, что тогда не нравилось- сейчас вспоминаю как счастливые моменты жизни. А тогда больше всего любила подготовку к новому году, путешествия (особенно поездку к бабушке- она жила далеко), маленькие игрушки-пупсики, передачу спокойной ночи малыши, детские сказки по телевизору. Серия *В гостях у сказки*. Бананы и зефир в шоколаде. Качаться на качелях и каруселях в парке. и еще очень многое.
У меня детство было очень даже хорошим.Но ужасно раздражало ходить в детский сад,потом в школу.Для меня это было мучением.
А еще меня раздражали колготки.Мне постоянно казалось что они мне где-то давят,что я чувствую швы,что они перекручиваются.Раздражали шерстяные носки.Не ровно на мой взгляд завязанные хвосты (волосы были ниже пояса).И так же перед сном я каждый вечер расправляла простыни и наволочки,чтобы не было ни малейшей складочки на них,иначе это меня очень бесило).
Еще любила очень толстые книги. И не любила рассказы. Из-за этого довольно поздно открыла для себя Чехова. Я имею в виду, по-настоящему открыла, это произошло уже в зрелом возрасте, и сразу перечитала все собрание сочинений, благо у подруги есть.
А в детстве и позже я любила читать огромные романы, и мне было жаль, когда книжка заканчивалась, с героями расставаться не хотелось. Поэтому через некоторое время все перечитывала.
Да, это правда. Закладывается как хорошее, так и плохое, это своеобразная база или основа для получения его дальнейших знаний, умений.
Основа эта зависит от того, как и чему научили его родители.Педагоги говорят, что до 5 лет воспитывают, а после 5 лет уже перевоспитывают.
Если ребёнок в этом возрасте не научился ничему, не получил навыков рисования, конструирования, элементарных математически знаний (геометрич.формы, размеры), не умеет играть, не получил каких-то социальных навыков, то в дальнейшем, в школе у него будут возникать большие трудности с обучением.
Чем мы занимались в детстве?
Детство — прекрасное время, в котором мы могли быть кем угодно и где угодно. Мы без остатка отдавались своей фантазии, переносились в самые прекрасные места и проживали самые захватывающие приключения. У каждого человека есть воспоминания о своём детстве. Для многих эти воспоминания ассоциируются с простыми радостями той счастливой поры.
Довольно сложно вспомнить все наши детские деяния и приключения. К тому же, у девочек и мальчиков подчас были разные увлечения. Поэтому мы вспомним то, что было общим для всех детей.
Мы, дети наших дворов, составляли некую общность, сплочённый детский коллектив, где все друг друга знали как облупленных, где все друг друга любили, несмотря на ссоры, конфликты, драки и примирения.
Мы и жили по своим особым негласным законам. У нас были свои десять заповедей: не ври; не зазнавайся; не хвастайся; не подавай вида, когда больно; не бери чужого; поделись тем, что имеешь; выручи в беде; умей держать язык за зубами; будь искренним; будь другом.
Мы всё своё свободное время проводили вместе: рассказывали друг другу различные истории, делились своими проблемами, помогали друг другу, кто чем мог, играли в разнообразные игры. Причём все игры были общими, даже «дочки-матери», «скакалки» и «классики».
Игры, в которые мы играли, учили нас находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, давали возможность каждому из нас узнать себя, учили соблюдать определённые правила, воспитывали такое качество личности, как инициатива, развивали дисциплину и способность действовать сообща всей командой.
Но самое главное заключалось в том, что наши игры просто доставляли нам огромную радость.
Невозможно перечислить все игры, в которые мы играли. Вот только некоторые из них: казаки-разбойники, штандер, лапта, квач (догонялки), жмурки (прятки), 12 палочек, вышибалы, итальянка, земли (ножички), цепи (кандалы), слон, гуси-лебеди, ручеёк, козёл, отмерной, колечко, города, поездка на бал, испорченный телефон, расшибалка и пристенок (на деньги), лянга (пушок, жёстка) и ещё многие другие.
А когда во двор заходили стекольщики или точильщики, мы бросали все игры и, как завороженные, глазели на их работу.
А сколько радости нам доставлял старьёвщик, которому мы волокли всё, что могли найти. А взамен чаще всего получали жестяные свистки или набитые деревянными опилками мячики на длинной тонкой резинке.
Что мы только ни подкладывали на трамвайные рельсы: и монеты, и пистоны, и гвоздики, из которых получались сабли, и всякие железки.
Мы играли в привидений, вырезая в простыне дырочки для глаз. Мы придумывали маскарадные костюмы и наряжались в них.
Мы придумывали концертные номера и сочиняли пьесы, а потом устраивали во дворе концерты или спектакли для всех жителей. Кроме обычного театра, мы показывали также театр теней или играли в кукольный театр.
Мы бегали по крышам сараев и гаражей, а затем спрыгивали с них, чтобы показать всем, что не боимся высоты. Мы прыгали с зонтиком и без него в кучи осенней листвы или снежные сугробы.
Мы бегали под дождём босиком по лужам, пускали щепки и спички по течению, рыли каналы и делали запруды, а также прыгали на спор в центр огромной лужи.
Мы запускали в небо воздушный шар или воздушного змея. Иногда мы привязывали к змею авоську, в которую сажали кошку. Если под рукой не было воздушного змея, то мы привязывали авоську с кошкой к самодельному парашюту и спускали всё это с крыши сарая или со второго этажа дома.
Мы проводили «химические» опыты: делали жжёный сахар в столовой ложке, делали извержение вулкана из лимонной кислоты и соды, выпаривали чистую соль из грязного раствора.
Мы ели заячью капусту, сосали смолу, слизывали берёзовый сок или кленовый сироп, жевали травинки. Мы оставляли веточку или травинку в муравейнике, а потом слизывали с неё кислый муравьиный сок.
Мы разводили во дворе костёр, сидели возле него, разговаривали, пекли картошку и жарили хлеб или кусочки сала на прутике. Очень вкусно было!
Мы строили замки из песка, пещеры из снега, халабуды из фанеры, досок, веток, старых столов, стульев и коробок.
Мы выжигали солнцем через лупу свои имена на скамейках, смотрели на солнце сквозь тёмную стекляшку, а на мир — через цветные стёклышки.
Зимой мы катались с высокой ледяной горки на санках, фанерках, досках, картонках, а то и просто на ногах или, как говорил Аркадий Райкин, «на всём». Мы делали дырки в льдинке, подставив её под струю воды из крана. Мы играли в снежки, ловили языком снежинки, лизали, сосали и грызли сосульки.
Мы катались по улицам на самодельных самокатах с подшипниками или гоняли колесо от бочки специальной железной скобой.
Мы лазили по деревьям и сооружали на них что-то в виде шалаша или гнезда. Мы трясли ветки деревьев и, в зависимости от времени года, устраивали дождик, листопад или снегопад.
Через заборы мы пробирались в чужие сады за фруктами, ягодами и сиренью, среди которой искали цветки с пятью лепестками, ели их и загадывали желания.
Мы стреляли из трубочки тополиными семенами, свистели через стручок акации, делали носики из крылаток клёна, ордена из репейника и серёжки из черешен.
Мы забирались в глухие заросли, ловили там белых бабочек-капустниц, стрекоз и исследовали муравейники.
Мы пускали мыльные пузыри, стучали в самодельный барабан, выпиливали лобзиком, лепили из пластилина, делали лук со стрелами и стреляли из него, из бутылок делали брызгалки и устраивали сражения.
Мы рисовали на запотевшем стекле, делали секретные записи молоком на бумаге, придумывали секретные языки и общались на них, чтобы взрослые нас не понимали.
У нас не было компьютеров и всяких разных электронных игр. Телевизоры были в считанных домах. Мы не знали, что такое Интернет.
Но зато мы были все вместе! И у нас было очень счастливое детство, которое мы никогда не забудем!
Проголосовали 126 человек
118 |
5 |
3 |
0 |
0 |
Комментарии (38):
Войти через социальные сети:
Статья очень понравилась. Спасибо автору, что позволил снова окунуться в мир простых детских радостей. Так все и было! Кроме манипуляций с животными, конечно
Прекрасная поэма о беззаботном времени.
ОК, я чувствую, что мне надо объяснить мою резкую реакцию. читать дальше →
С собой и наедине разве только что на горшке побыть можно было. Советская власть отлично справлялась с «оккупируй детей». 24\7!
А вот эта всем послевоеннным детям уникальная понятливость про «не болтать лишнего»! И это не какой-то сказочный бабайка, а реальный страх. Пусть не такой как у взрослых, не в погонах конкретно, не в воронке черном, а просто в туманном и облачном образе НЕЛЬЗЯ, ОПАСНО.
Я счастлива за поколение детей, которые пошли уже после нас. Может, генетически они и несут этот козлиный геном совковости, но они уже другие, более свободные и самостные. Никто их не заставляет пылко любить Леонида Ильича или Владим Владимыча, никто не давит ни пионерией, ни скаутством. И рождаются они уже в мобилой и мышкой в руках и с готовым «пошли вы все» на языке. И вместо прыжков по крышам и голубятен они текстуют и панкуют. Но уже знают, что главная ценность в жизни не долбаное общество, а они сами, каждый по себе.
Человек всегда будет любить свое детство, даже если оно было в концлагере. Потому что себя мы в нем любим, а не проволоку и вертухая. Но говорить, что у детей нашего поколения было счастливое детство, все равно, что цитировать речевку «спасибо-сталину-за-наше прекрасное-детство». Однозначно, счастливы мы не были, а были просто молоды и беспечны.
Альфред, не надо обижаться на меня. У меня не было цели «опустить статью». Просто тема-то настолько характерна для «типичной ошибки» нашего мировосприятия: все, что было в молодости было хорошо. Вода мокрей и трава зеленей.
Ах! Лаура! Вот нравятся мне ваши статьи и комментарии. Читаю и восторгаюсь, умеют же быть такими категоричными. И всегда мысля –Как же далеки они от народа.
Вот новое дело – нет хромосомы свободы. Ой! Извиняюсь, у русского человека (понимай россиянина) есть хромосома рабства. Э? Вы что же в самом деле думаете, что мы тута ( в глубокой провинции) не осознаем абсурдность происходящего? Или мы каждую минуту должны вспоминать, что Россия сплошной ГУЛАГ, сидела и сидит, любого в раз могут упрятать.
А жить? Жить, наслаждаться, детей поднимать, да и многое другое, когда? В Америку за свободой гасать не каждый может и хочет.
А радоваться, смеяться хочется каждый день.
Дульсинея Питерская, каждый видит и в прошлом и в настоящем. то что ему нравится на чем акцентируется его память.
Если описывать человека во время его нормальных или реальных, но положительных поступков. Получится более менее позитивная картина.
А если упорно и красочно описывать как он справляет малую и особенно большую нужду. То картина получится не очень красивая.
Так вот Лаура всегда смотрит на все события в нашей стране со второй позиции. Это такая объективность.
Лаура Ли, всем понравилось.
Не всем, вам вот не понравилась.